То и другое – произвольные догадки). Средство, рекомендованное Давиду слугами или врачами (И. Флав. Иудейские Древн. 7, 14, 3) – согревание дыханием молодой девушки, странное для европейских понятий, известно было в древности, напр., рекомендовалось Галеном (Method medicin 8, 7. См. Trusen Sitten, Gebrauche u. Krankneit d. Hebraer, s. 257): по-видимому, имелось в виду «присутствием особи другого пола увеличить сопротивление организма внешним вредным влияниям и таким образом несколько продлить жизнь» (В. Недзвецкий. Библейская гигиена и макробиотика. Вера и Церковь , 1902, т. I, с. 574. Г. Попов. Библейские данные о различных болезнях. Киев, 1904, стр. 73). Упоминание здесь об Ависаге тем уместнее, что позже ( 3Цар. 2:22 ) Адония пытался было через брак с нею достигнуть престола. Ависага названа «Сунамитянка» (LXX: Σωναμτις, Vulg.: Sunamitis, слав.: «Сумантяныня»), как называется и благочестивая женщина, давшая приют пророку Елисею ( 4Цар.4:12,25 ), – по имени города Сунем или Сонам (евр. Schunem, LXX Σουνμ или Σωνμ) в колене Иссахаровом ( Нав.19:18 ), против гор Гелвуя ( 1Цар.28:4 ), близ Кармила ( 4Цар.4:25 ); еще во времена блаж. Иеронима «в пределах Севасты, в Акраваттине, было селение Саним» (Onomastic. 897); теперь Sulam (Robinson, Palastina, III, 402. Guenin, Palastinal, 112). Имя невесты в кн. Песнь Песней «Суламита», евр. Schulamith, LXX Σουναμτις ( Песн.7:1 ), вероятно, тождественно с названием «Сунамитянка». Ависага «ходила» (schocheneth, LXX θλπουσα, слав.: «греющи») за Давидом, «прислуживала ему» (ст. 4), «возлежала на груди» его (ст. 2) – была действительной женой его (по Харгуму, лишь amica); однако осталась девственницей, что и могло особенно привлекать к ней Адонию ( 3Цар.2:13–18 ). Имя Адонии у LXX по некоторым спискам читается ´Ορνια (напр., код. 82 у Гольмеса), так читал и блаженный Феодорит : имя Адонии отождествлялось с именем Орны Иевусея ( 2Цар.24:18 ). Адония был четвертым сыном Давида ( 2Цар.3:2–4 ; 1Пар.3:1–2 ): Амнон, Далуия (или по еврейскому тексту Хилаб, Авессалом, Адония).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но совершенно обратное действие слова Ноемини произвели на Руфь. В ней заговорила теперь «крепкая, как смерть, любовь» ( Песн. 8:6 ): из любви к Ноемини она не только обещает неотлучно сопутствовать ей во всяком месте и при всяких обстоятельствах, но и со всей силой убеждения признает народ ее – Израиля – своим народом. Бога ее (Иегову) – своим Богом, т.е., по толкованию Мидраша (s. 24), объявляет себя прозелиткой, присоединяясь и к вере, и к народности Израиля (ср. Berthofet, Stellung der Isr. u Iuden zu den Fremden, s. 28). Только смерть может разлучить ее с Ноеминью, но все же прах обеих должен лежать в одной гробнице. Все это Руфь утвердила клятвенным выражением (обычным в книгах Царств, например, 1Цар. 3:17, 14:44, 20:13 ; 2Цар. 3:35 ), по славянскому тексту (более точно, чем русский перевод, передающему подлинный текст): «тако да сотворит мне Господь, и сия да приложит». Тогда Ноеминь оставила свои увещания, молчаливо согласившись с нею. Руф.1:19 .  И шли обе они, доколе не пришли в Вифлеем. Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь? Руф.1:20 .  Она сказала им: не называйте меня Ноеминью , а называйте меня Марою , потому что Вседержитель послал мне великую горесть; Руф.1:21 .  я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье? Прибытие Ноемини в Вифлеем после десятилетней отлучки, притом без мужа и сыновей, естественно, произвело впечатление в немногочисленном, конечно, населении, и особенно женщины с удивлением говорили (евр. tomarnah, женского рода): «Ужели это Ноеминь?» (греко-славянский перевод точнее, чем Vulg.: «haec, est illa Noemi» и русский). Еврейск. Marah, арамейск. ор. Мага (LXX: Πικρ, Vulg. Amara, слав. «Горька»), родственное имени Мария, противоположно по значению имени Noomi, и эта противоположность выражена Ноеминью в применении к обстоятельствам ее жизни и страданиям по воле Вседержителя (евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Елена, уничтожив языческий храм, воздвигла св. церковь . С тех пор, как Турки овладели Палестиною, Вифлеем сделался маленьким селением, в котором живут несколько семейств бедных христиан, зарабатывающих пропитание деланием для продажи крестиков, четок и т. п. Макед , некогда столичный хананейский город. Он был взят и разрушен Иисусом Навином. В пещере близ Македа скрылись пять царей, осаждавших Гаваон. Они были выведены из пещеры, убиты и повешены на пяти деревьях ( Нав.10:10, 17, 26 ). Везек , древний хананейский город, в небольшом расстоянии от Иордана. По смерти Иисуса Навина, колена Иуды и Симеона победили здесь Хананеев и Ферезеев. «В Везеке встретились они с Адони-Везеком, сразились с ним, и разбили Хананеев и Ферезеев. Адони-Везек побежал; но они погнались за ним, и поймали его, и отсекли большие пальцы на руках его и на ногах его. Тогда сказал Адони-Везек: семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали крохи под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог» ( Суд.1:5–7 ). В Везеке Саул собрал 330,000 войска для освобождения Иависа Галаадского, осажденного Аммонитянами ( 1Цар.11:8 ). Еглон , столичный хананейский город, царь которого, Девир, был убит Иисусом Навином при Гаваоне ( Нав.10:3–12 ). Вефсура ; этот город сделался особенно известен во времена Маккавеев. Лисий, военачальник Сирийский, осадил его, но Иуда Маккавей принудил Лисия снять осаду. Чрез несколько времени Лисий снова напал на Вефсуру и овладел ею; после чего Вефсура оставалась во власти Сирийцев до Ионафана Маккавея, который обратно отнял ее у Сирийцев ( 1Мак.4 и 6). Вефваси , город в пустыне, где Симон и Ионафан разбили армию Вакхида, осадившего этот город, и принудили его заключить мир ( 1Мак.9:62–73 ). Ен-Геди ( Нав.15:62 ), город в пустыне, близ Мертвого моря. Его почва была чрезвычайно плодородна, об его виноградниках Соломон говорит с большою похвалою ( Песн.1:13 ). В пещере пустыни Ен-Гади скрывался Давид ( 1Цар.24:2 ). Ештемо и Ливна , города, отданные левитам, потомкам Каафовым ( Нав.21:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Слово Завет означает союз между Богом и людьми. Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей. К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем, называемые законоположительными: Бытие (сокращение при цитировании – Быт.). Исход (Исх.). Левит (Лев.). Числа (Чис.). Второзаконие (Втор.). Далее следуют исторические книги: 6 . Иисуса Навина (Нав.). 7 . Судей Израилевых (Суд.). 8 . Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь). 9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; третья и четвертая написаны ветхозаветными пророками, а приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1Цар., 2Цар., 3Цар., 4Цар.). 13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре) (1Пар., 2Пар.). 15 . 1Ездры (1Езд.). 16 . Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.). 17 . Есфири (Есф.). Учительные книги: 18 . Иова (древнейшая книга Библии , написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов). 19 . Псалтирь святого царя Давида (Пс.). 20 . Притчи Соломона (Притчи). 21 . Екклесиаст Соломона (Еккл.). 22 . Песнь песней Соломона (Песн.). Завершают Ветхозаветный канон пророческие книги: 23 . Исаии (Ис.). 24 . Иеремии (Иер.). 25 . Плач Иеремии (Плач). 26 . Иезекииля (Иез.). 27 . Даниила (Дан.). 28 . Осии (Ос.). 29 . Иоиля (Иоиль). 30 . Амоса (Амос). 31 . Авдия (Авд.). 32 . Ионы (Иона). 33 . Михея (Мих.). 34 . Наума (Наум). 35 . Аввакума (Авв.). 36 . Софонии (Соф.). 37 . Аггея (Агг.). 38 . Захарии (Зах.). 39 . Малахии (Мал.). Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги: 1 . Пророка Варуха (Вар.). 2 . Послание Иеремии (Посл. Иер.). 3 . Премудрости Соломона (Прем.). 4 . Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.). 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

13. Суд.13:23, – 17:4. 1Цар.2:10,24:19, – 25:18. 2Цар.7:9. 4Цар.3:16, – 7:6. 2Пар.4:2. Неем.4:8, – 9:31. Езд.10:3, – 19:2, – 31:14. Пс.70:19, – 103:4, – 105:2, – 142:8, – 149:9. Пр.4:27, – 8:28. 29, – 13:6, – 17:16, – 19:7, – 22:16. Еккл.7:30. Песн.3:10. Прем.12:19. Сир.4:7, – 6:4, – 18:31, – 20:13, – 42:11, – 45:9, – 46:17, – 50:16. Ос.8:4. Ис.8:2, – 16:3, – 30:30, – 32:6, – 40:3, – 43:23, – 44:17, – 45:21, – 48:6, – 52:7, – 62:7. 11, – 65:18, – 66:9. Иер.6:8, – 18:11, – 33:13, – 42:15. Иез.33:29, – 35:15, – 45:23, – 46:15. 1Макк.11:28. 2Макк.1:25, – 8:21. 35–9:2. 14. 15, – 11:2. 3, – 12:41, – 14:39. 4Макк.6:29, – 12:6 и нек. др. 2043 Поэтому во многих греческих рукописях имеется надписание: π или περ τς το κσμου γενσεως – τς κοσμοποεας, τς το κοσμου συστσεως. Ср. Слав. и Русск. 2045 Для удобства читателей предлагаем здесь составленный г. Папковым «Проект постановлений о церковно-приходском собрании и церковно-приходском совете православных приходов в России».   Глава I. Общие правила.   § 1) Каждый православный приход в России обязан заботиться о своих церковно-приходских делах в порядке, определенном сим постановлением.   § 2) Дела решаются приходом на общем церковно-приходском собрании.   § 3) Православные приходы могут быть городские или сельские, или же соединенные сельско-городские. Членами прихода состоят лица православного исповедания обоего пола, которые имеют свое местожительство в пределах прихода, а также проживающие вне его пределов, но причисленные к нему согласно их желанию.   Настоятель православного прихода ведет главную книгу или список всем членам прихода, в котором показываются имя, фамилия, звание, занятие или промысл, равно время и место рождения каждого прихожанина, а когда умрет член прихода – время и место его смерти, а также время переселения членов в приход или из прихода, и место, откуда кто водворился или куда выселился.   § 4) Общие расходы прихода покрываются средствами находящимися для этой цели в его распоряжении. При необходимости дополнительных, сверх того, сумм, таковые приобретаются сбором от прихожан согласно особому на каждый раз определению церковно-приходского собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1277 Откр.5:5 . – „Как лев и как львица“, – повторение, имеющее целью придать более силы сравнению. Львица является особенно свирепою в защите своих малюток. – Иуда жил в своих горах, как лев в своей берлоге. Отрывистый, неровный стиль этой строфы есть стиль пророка, который видит быстро сменяющимся в своих глазах зрелище, им описываемое. 1278 Ниже мы остановимся подробнее на этой строфе, самой важной из всего пророчества Иакова. Заметим только здесь, что колено Иудино занимало уже первое место в походах по пустыне, по выходе из Египта, Числ.10:13–14 , как позднее и в борьбе против вениамитян, Суд.20:18 . Халев, Гофониил, Суд.3:9 , происходили из этого колена, которое становится вполне преобладающим, начиная с Давида. – Скипетр или жезл есть символ могущества и власти. Он часто был представляем на египетских памятниках. Мы воспроизводим (рис. 79) барельеф музея Булакского, в Каире, который изображает одну личность, в сидячем положении, держащую в своей левой руке длинный начальнический жезл. Ее имя и титул сана вырезаны иероглифическими знаками. Она называлась Psammetik-nefer-sam и была священнописцем. Писец, приближаясь к ней, представляет ей рабов, мужчин, женщин и детей, которые приносят ей произведения своих стран и своих стад. 1280 В колене Иудином было несколько знаменитых виноградников, в Есхоле, недалеко от Хеврона, Числ.13:23–25 , в Енгадди, Песн.1:13 ; 2Пар.26:10 , сл. Иоиль.1:7 и сл., и тучных пастбищ, 1Цар.25:2 ; 2Пар.26:10 ; Ам.1:1–2 . Одною из самых характеристичных черт колена Иудина являются его виноградники. Здесь и в особенности в Вифлееме, более чем где-либо в Палестине, бока холмов покрыты виноградниками, с их сторожевыми башнями и их стенами, поднимающимися террасами. Высота холмов и плоскогорий Иудиных очень благоприятствовала винограду (Ritter, Erdkunde, т. XVI, стр. 219–220). Из его территории привезен был грозд Есхольский. Числ.13:23–24 . Виноград на холме, засаженном оливковыми деревьями и окруженном стенами, – самый естественный и верный образ царства Иудина, в пророчествах и Евангелии, Ис.5:1 ; Мф.21:33 . Он служит, наконец, национальною эмблемой на некоторых монетах времен Маккавеев Варкохеба (см. рис. 3); золотые кисти винограда были привешены к портику второго храма Иерусалимского; виноград еще и в настоящее время отличает могилы евреев в древнейшей из их гробниц в Европе, в Праге. Иудейская традиция полагает в Хевроне, самом древнем местопребывании палестинской цивилизации, начало возделывания винограда.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

33:4. Саранча. Образ нашествия саранчи, которая опустошает землю, пожирая все на своем пути, более полно представлен в Иоил. 1:4–12 и Ам. 7:1,2 . См. также коммент. к Втор. 28:42 . Ирония Исайи здесь в том, что прежний опустошитель, Ассирия, теперь подвергнется более страшному опустошению, чем некогда ее жертвы. 33:9. Ливан, Сарон, Васан и Кармил. Упоминание о нарушении природных процессов в сочетании с перечислением областей, известных своим плодородием, снова отражает недовольство Бога (см.: 24:4–7; коммент. к 24:1–13). Географические названия перечисляются с севера на юг: от лесов Ливана ( Пс. 71:16 ; Ос. 14:7 ) до плодородной Саронской долины ( Песн. 2:1 ), затем на восток, к Васану, с его тучными пастбищами ( Пс. 21:13 ), и снова на юг, к Кармилу, также известному своим плодородием ( 1Цар. 25:2 ; Иер. 50:19 ). 33:18. Чиновники. Каждому правительству необходим штат чиновников, которые воплощают в жизнь его решения. В этом видении будущего, когда воля Божья снова восторжествует, память людей вернется к «ужасам старой жизни», к тем временам, когда их жизнь и судьба во многом зависели от произвола чиновников. Они вспомнят тех, кто проверял правильность уплаты налогов, скрупулезно взвешивал продукты, составлявшие дань, и определял («осматривающий башни»), сколько народу потребуется для пополнения рядов ассирийской армии (куда они должны были поставлять рекрутов). В архиве Мари содержится целый ряд писем, в которых губернаторы провинций предписывают местным чиновникам неукоснительно исполнять эти бюрократические функции. Жесткие наказания, которым подвергались чиновники за невыполнение запланированного сбора налогов или поставок рабочей силы и рекрутов, в свою очередь заставляли местные власти наводить «ужас» на население, которое они притесняли. 33:19. Иностранный язык. Ассирийские сборщики налогов, выходцы из разных частей империи, говорили на арамейском языке, тогда как большинство израильтян говорили только на иврите (см.: 36:11). Они могли также говорить с сильным и странным акцентом, что еще больше подчеркивало присутствие чужеземцев и притеснение народа Иудеи (см.: Иер. 5о такой же реакции на вавилонское правление).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ис.65:13 ; П. Песн.5:1 ; 1Цар.30:16 ); в последнем смысле они употреблены и в кн. Екклесиаст. – – различно переводят и понимают толковники и экзегеты. Вульг., Лютер и Генгстенберг принимают их в смысле вопроса: «Не лучше ли для человека есть, пить» и пр. Но в таком случат, вм. было бы . Другие – LXX, Кнобель, Гаан и почти также Макарий переводят их в смысле чисто отрицательном: «Нет счастья человеку, который ест, пьет» и пр.. Хотя этот перевод по букве правилен, но он противоречит контексту, по которому возможность человека есть, пить и радоваться называется даром Бога, который подается от руки Его (оконч. ст. 24 и 25-й), а еще более – параллельным местом, где радостное наслаждение жизнью признается высочайшим земным счастьем (гл. 3:12, 22; 5:17–19; 8:15; 9:7–9; 10:9). Скорее всего можно согласиться с теми (Евальд, Гитциг, Вайгинг, Ельстер, Генгстенберг, Цёклер и один из наших русс, переводч.), которые пред допускают пропуск частицы () и вместо читают , (как чтобы он ел». Пропуск тем легче мог случиться, что предыдущее слово оканчивается тоже буквою (), u это восполнение здесь тем более основательно, что в паралл. месте – гл. 3:12 пред мы именно читаем букву . – Но, признавши высочайшим благом человека на земле радостное наслаждение земными благами, спокойную и беззаботную жизнь в сознании исполненного долга и обязанности трудиться, Екклесиаст говорит, что это блага не во власти человека, что он не может, достигнуть его на земле ни мудростью, ни деятельностью, но оно посылается ему свыше, как дар Божий, по особенному действию Промысла ( Иак.1:17 ). Потому что там, где нет Бога, и при величайшем изобилии внешних благ не может быть чистого, радостного наслаждения; оконч. 24 и 25 ст. – Следуя обыкновенному чтению, ст. 25 должно перевести так: «Ибо кто может есть и кто может наслаждаться, кроме меня», или «более нежели я», ; т. е. я наслаждался более, чем кто другой, и однако не достиг счастья. Так переводят Вульг., Лютер, Кнобель, Гаан и Макарий, согласно их пониманию и переводу предыдущего стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Римляне до того ценили их, что даже пересадили египетские лозы в Италию. Но покорение Египта мусульманами и строгое запрещение пить вино, естественно имели влияние на виноделие, которое с тех пор пришло в упадок. Однакож завоеватели оставили в садах несколько лоз, для добывания изюма. В Файуме осталось наиболее лоз: эта провинция снабжала изюмом Каир и Александрию. Туземный виноград очень хорош; в нем мелкие зерна, а иногда в винограде не более одного зерна. Есть даже один вид винограда, вовсе не имеющий зерен: он известен под именем э’неб бенети. С того времени, как Египтом начал управлять Мехмед-Али, Египтяне снова принялись за возделывание винограда. Мехмед-Али и сын его ввели в Египет все породы винограда, существующие в Европе и Азии; почти все эти породы удаются как нельзя лучше. До сих пор только немногие европейцы пытались делать из этого винограда вино; оно довольно хорошо и чрезвычайно спиртуозно. Жители Востока имеют привычку собирать виноград не спелый. Листья виноградных лоз они употребляют в кушанье, приготовляя с ними рисовые лепешки.» 2. Гранатина, punica granatum, по-евр. риммон, составляет единственный род в семействе гранатовых. Это дерево, в древние времена, было очень обыкновенно в Палестине ( Чис.13:23,24 ; Втор.8:8 ; 1Цар.14:2 ; Иоил.1:12 ; Агг.2:20 ) и соседних с нею странах ( Чис.20:5 ). Многие города Св. Земли назывались еврейским именем гранатины, потому что в окрестностях их росло много этого дерева частью в диком состоянии, частью в садах ( Нав.15:32; 19:7,13 ). Гранатина бывает вышиною 1½ или 2 сажени с ветвями, переходящими в колючки. Листья гранатины держатся на красных стебельках, и растертые в руках сильно пахнут. Пунцовые цветы гранатины формой своею походят на розу; из них образуются плоды, по-слав. шипцы, по форме и величине похожие на большое яблоко, покрытое толстой кожей с красными тенями. Мясо этого плода бледно-розового цвета ( Песн.4:2 ) содержит очень приятный, прохладительный сок. В средине сочной оболочки помещены многочисленные семена в гнездышках, расположенных в двух горизонтальных рядах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

II. Конец Есть тот: 1) чтобы история Церкви и общества Иудейского, и перемены в правлении продолжалась, и причина оные осталась в памяти. 2) Чтобы наконец имеющим последовать царям пример неблагополучного царства, равно как и благополучнейшего во 2Цар. предложить. 3) Чтобы дать знать, что Церковь Божия в самых общества возмущениях и переменах была соблюдена и до потомков сохранена. 4) Чтобы славные Божьего милосердия, судеб и особенных Божиих мужей примеры предать потомкам. III. Разделение На три части разделяется сия книга. В первой части содержатся дела, учиненные в бытность Илия первосвященником и судиею народа, – от гл. 1 до 5 ( 1Цар.1–4 ), где: 1) Зачатие и рождение Самуила, 1Цар.1 . 2) Песнь Анны, служение Самуилово Богу, нечестие сынов Илиевых, объявление смерти оным, и проч. 1Цар.2 . 3) Звание Самуила от Бога. 1Цар.3 . 4) Пленение Кивота, смерть сынов Илиевых и самого Илия. 1Цар.4 . Во второй содержатся дела, учиненные под правлением Самуила Пророка и Судии народа, – от гл. 5 до 13 ( 1Цар.5–12 ), где: 1) Поставление от Азотян Кивота в храме бога своего Дагона, сокрушение его и проч. 1Цар.5 . 2) Возвращение Кивота и поражение Вефсамисатян. 1Цар.6 . 3) Возвращение Кивота в Кариафиарим, покаяние и обращение к Богу, побеждение иноплеменников, и мирное состояние народа израильского. 1Цар.7 . 4) Прошение царя, и Царское право, 1Цар.8 . 5) Саулово искание ослят, и избрание его в царя. 1Цар.9 . 6) Помазание Саула на царство. 1Цар.10 . 7) Саулова победа над Наасом; вторичное его помазание в Галгалех при всем народе, и торжества народа, 1Цар.11 . 8) Самуилово свидетельство о своем правосудии и невинности во время правления народом; увещание его, и проч. 1Цар.12 . В третьей, содержатся дела, учиненные в царствование Саула, – от 1Цар.13 до конца книги, где: 1) Дела, учиненные в благополучном состоянии Саула. а. Война с филистимлянами, и жертвоприношение Саулово. 1Цар.13 . б. Победа над филистимлянами, 1Цар.14 . 2) Божие отвращение они Саула за пощадение Амалика, и возвещение ему от Самуила о лишении царства, 1Цар.15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010