Если же всякая вообще привычка, лишая человека свободы, очевидно, унижает его, тем более унижает его привычка дурная, ведущая к порокам. Дабы ослабить вредное влияние на нас сделанной уже нами привычки, надобно отнимать у неё пищу мало-помалу: надобно удалять нам от себя, при помощи Божией, все, что может нас снова склонять к ней; надобно устремлять мысли на важнейшие занятия, помня при сём постоянно Бога, «спасающаго правыя сердцем» ( Пс.7:11 ), и вечность. Оправдывая, таким образом, Божие о нас смотрение, даровавшее нам жизнь, каждый из нас уже безбоязненно тогда может приближаться к своему гробу и бестрепетно переступить через прах могильный – в вечность, где истинного подвижника благочестия ожидает венец блаженной жизни, его же воздает, верный своим обетам, «Господь в день он, праведный Судия» ( 2Тим.4:7–8 ); ибо неложно слово Его: токмо «прославляющыя мя прославлю, и унижаяй мя безчестен будет» ( 1Цар.2:30 ). Аминь! Речь по случаю открытия и освящения памятника почившему в Бозе Императору и Самодержцу Всероссийскому Николаю 1-му Как всё непостоянно на земле! Давно ли, кажется, руководимые верноподданническим долгом, стекались мы в этот день во св. храмы, чтобы молить Царя Царей – дни на дни и лета на лета виновнику торжества нашего – в день его рождения – приложити? Но вот, о ком молились мы, как о живом, на ком столь недавно еще покоились наши надежды, того уже не стало: превознесенный – в свое время – величием и славой над нами и паче многих царей земли, умер он, как обыкновенный человек, и телом почил в могиле теперь, из коей никто и ничто уже не вызовет его, кроме трубы Архангела. Поставляя себя мысленно близ этой царственной могилы, конечно, свежей еще для горячей любви и благодарности, кто не согласится с пророком, что «всяка плоть – сено, и всяка слава человеча, яко цвет травный: изсше трава, и цвет отпаде» ( Ис.40:6–7 )? При всем том крепкая, яко смерть, любовь ( Песн.8:6 ), не боится ни смерти, ни гроба с тлением, и полная предчувствием бессмертия, избирает, между прочим, в неумолкаемые проповедники о драгоценной жизни отживших особ – с их деяниями, даже безмолвные памятники.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

4) От полезного: ибо благочестивым вся поспешествует Бог во благое. Бог благочестия воню обоняет, якоже жертву Ноеву, о коей пишется: и созда Ное жертвенник Господеви, и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых и вознесе во всесожжение на жертвенник. И обоня Господь воню благоухания ( Быт.8:20–21 ). Одним благочестием как бы уподобляемся мы Богу. 5) Благочестиво жить возбуждает награждение будущей жизни; ибо благочестивые, таланты свои умножившие, внидут в радость Господа своего ( Мф.25:23 ), и одесную Христа поставлены будут. 6) К благочестию возбуждает Божие всеведение; ибо видит Господь благих и нечестивых, как утверждает Соломон: на всяком месте очи Господни сматряют злыя же и благия ( Притч.15:3 ). Где убо не сотворишь добро – видит то Бог, и где не сотворишь зло – видит то Господь. Творение зла открывает тебе ад: творение же добра отворяет тебе дверь в небесный Эдем. Избирай что хочешь; на неже хочешь, простри руку твою. 7) Наше странствование на земле склонить нас должно к благочестию. Путник и странник: α). Среднею дорогою идёт, β) Не уклоняется ни на десное, ни на шуее, ссорам не внемлет. γ) О пристрастиях не печётся. δ) К отечеству стремится. ε) Не отягчает себя припасами съестными и одеждою: мы странники и пришельцы, как говорит Давид: пришлец аз есмь на земли ( Пс.118:19 ); поспешим убо к Отечеству нашему Небесному, глаголя: аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя ( Пс.136:5 ). Сбросим одежду злых дел, отложим житейские попечения, поищем Царствия Божия, и прочая вся приложатся нам. § V Иносказания. Говорит Бог к Соломону: храм сей егоже ты созидаеши, аще пойдеши по заповедем моим, и судьбы моя сотвориши, и сохраниши вся повеления моя, еже пребывати в них, утвержу слово мое с тобою, еже глаголах Давиду отцу твоему ( 3Цар.6:12 ). Христианине! Кивот нерукотворенный – душа твоя, будет она храм Божий, аще украсишься благочестием, утвердишь упованием на Бога. Благословен дом Аведдаров за приятие Кивота Господня: христианине! Кивот нерукотворенный и вечный есть душа твоя. Прими убо чрез благочестие в душу твою Царя всех – Бога; то будешь ты благословен, внегда ходить тебе по земле; благословен будешь, внегда исходить тебе из земли. Пророк Самуил принёс Богу на всесожжение ягня едино ссущее ( 1Цар.7:9 ): млеко есть слово Божие: млеком вы напоих, а не брашном ( 1Кор.3:2 ), – говорит Павел. Благочестивые христиане! должны сердце своё представить Богу ново, и жадное ко млеку христианского учения. Сие млеко есть оное, кое под языком находится невесты Христовой – Церкви. Сок искапают устне твои, невесто, мед и млеко под языком твоим, и благовоние риз твоих яко благоухание Ливана ( Песн.4:11 ). Сие млеко сосут верные из пречистых уст Христовых истинною верою, к чему возбуждая, Исаия пророк, гадательствуя о Христе, говорит: да ссете и насытитеся от сосца утешения его, да ссавше насладитеся от входа славы его ( Ис.66:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Аминь. (Из слова святителя Леонтия Карповича на Преображение Господне, произнесенного в начале XVII столетия) 628. Небесная слава Матери Божьей «Прославляющия Мя прославлю», говорит Сам Господь ( 1Цар. 2:30 ). Какой же славой? Славой воистину великой, славой неизреченной. «Что будет тому мужу, которого хочет прославить царь?» – спросил Артаксеркс Амана ( Есф. 6:6 ). Тем справедливее мы можем сказать теми же словами: «Что будет тому человеку, которого хочет прославить Царь царей и Господь господей?» Конечно, кого всемогущий, щедрый и всесодержащий Господь хочет почтить, тот получит в дар не кое-что, не что-нибудь. Он – велий Господь и величию Его несть числа; Он есть бездна милосердия и Отец щедрот: посему – какова же та слава, которой прославляет Он тех, кого хочет прославить на земле и на небеси? – А именно такая, о коей Сам говорит к Богу Отцу Своему: «Аз славу, юже дал еси Мне, дах им» ( Ин. 17:22 ). А если Он дает, то кто может ее отнять у них? Бог прославляет, кто же смеет уничижать их? Мне же зело честны «быша друзы Твои, Боже» ( Пс. 138:17 ). Ибо знаю, что прославляя их, я славлю пречестное и великолепное имя Твое, от которого они получили все то, чем утешаются, и для которого они с весельем переносили тягчайшие беды и скорби и претерпели самые страшные и жестокие муки. Похваляя их преславные деяния, ужели я не отдаю хвалы Тому, о Ком пророк говорит: «дивен Бог во святых Своих: Бог Израилев» ( Пс. 67:36 )? И воистину дивен Он и предивен и славен в святых Своих; дивны и славны и все святые угодники Божии в Том, Кто их в Себе, а Себя в них благоволил удивить и прославить! А если так велика слава, которой Господь прославляет Своих слуг и угодников, то какова же должна быть та слава, которой Он прославил Пречистую и Преблагословенную Свою Матерь? Поистине, как солнце превосходит все звезды своей светлостью, так и Она всех угодников Божиих превышает славой, величием и своими заслугами. Посему Святое Писание именует Ее не только звездой утренней и зарей ( Песн. 6:10 ), не только луной, но и самым солнцем ( Пс. 18:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

§ IX Приуготовим себя к видениям. 1) Преславные дела совершаются на горах. На горе даёт Бог закон; на горе Моисей, воздевая руки, побеждает Амалика; с горы усматривает Моисей землю обетованную; на горе Христос преобразуется, да научит нас презирать юдоль мира сего, и говорить с Давидом: возведох очи мои в горы ( Пс.120:1 ). 2) Невеста к жениху своему говорит: совлекохся ризы моея, како облекуся в ню? умых нозе мои, како оскверню их? ( Песн.5:3 ) Мы совлечёмся ризы плотской воли, чрез умерщвление плоти и отвержение нас самих, и дабы ноги наши, омытые водою и духом в Крещении не были осквернены, то мы не должны стоять на пути грешных ( Пс.1:1 ). 3) Моисей, вошедши в мрак, беседовал с Богом ( Исх.19 ). Ежели желаем наслаждаться лицезрения и беседы Божия, должны входить в мрак, и не пребывать в скорогиблющей светлости мира сего, но оставить оную; ибо тот идёт во мрак, кто блеск мира сего за ничто ставит. 4) Не явил себя Бог Моисею, когда он жил в Египте, но по исшествии из него: и к нам не явится благодать Божия спасительная, ежели не отвержемся мира сего со страстьми и похотьми. 5) Се, изводя нас Господь из мира сего, призывает к вечери; но на оную приходят одни только нищие духом. Не приходят на оную уловленные прелестями мира сего. Не насыщаются ею горделивцы, кои означаются под именем купивших село. Недостойны её богатолюбцы, кои разумеются под именем купивших супруг волов. He удостаиваются её и плотоугодники, жену появшии ( Лк.14:18–20 ). Все сии не снедают обеда в Царствии Божием; ибо нет причастия миру с Богом. Какое причастие свету с тьмою? Гиене со псом, или Дагону с ковчегом завета? ( 1Цар.5:3–4 ) Мир сей есть храм Дагонов, ибо в нём жертва приносится от людей плотских – богу плодов, то есть Дагону. Кто имеет в сердце своём сего бога: тот не имеет Духа Святаго. 6) Бог, восхотев, чтобы Израильтяне жертвы ему принесли в пустыне ( Исх.5:1 ), подавал в пустыне росу и манну. Души наши должны быть пустынею, в коей приносимы быть должны Богу жертвы доброделания, да причастимся манны и росы Небесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

И Лот с дочерями своими желал некогда спасти жену свою и, почти полусожженный, хотел вывести ее из пожарища Содома и Гоморры – жену, которая была одержима прежними пороками; но она, в ужасе отчаяния оглянувшись назад, осуждается вечным приговором за неверие. Но пламенная вера, безуспешно потерянная в отношении к одной женщине, спасает целый город Сигор. После того как Лот, оставив содомские равнины и мрак, взошел на нагорную местность, то взошло ему солнце в Сигоре, что значит «малая», – чтобы малая вера Лота, не могшая сделать большего, сохранила по крайней мере меньшее, так как Лот, житель Гоморры и заблуждения, не мог тотчас перейти на полдень, где друг Господень Авраам принял Бога с Ангелами. И Иосиф питает братьев своих в Египте, и жених слышит от невесты: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? ( Песн. 1:6 ). Самуил некогда оплакивал Саула ( 1Цар. 15 ), так как он раны гордости не врачевал цельбой покаяния. И Павел плакал о Коринфянах, не хотевших омыть слезами скверны блудодеяния ( 1Кор. 5:2 ; 2Кор. 2:1 ). Поэтому же и Иезекииль снедает свиток книжный, снаружи и внутри исписанный стихами (carmine), плачем и горем, – стихами в похвалу праведных, плачем для кающихся, горем – в отношении к тем, о которых написано: с приходом нечестивого приходит и презрение ( Притч. 18:3 ), на которых указывает Исаия, говоря: Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса, и препоясаться вретищем. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» ( Ис. 22:12–13 ), – о которых и Иезекииль говорит: и ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите так: «преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?» Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был; и далее: обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? ( Иез. 33:10–11 ). Ничто так не оскорбляет Бога, как коснение в худшем из-за отчаяния в лучшем, хотя самое отчаяние есть признак неверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В шестой картине ( Песн.6:4,8:4 ) Суламита, при содействии придворных женщин, уже решается прямо открыться Соломону в своей любви к другому. Соломон в этой картине дважды объясняется в любви к Суламите. На первое объяснение ( Песн.6:4–10 ) Суламита отвечает указанием на насильственное разлучение её с возлюбленным, благодаря случайной встрече её с царём и его свитой ( Песн.6:11–12 ), хотя её и предостерегали об опасности подобных встреч для таких красавиц, как она, на что она однако же не обратила внимания, ища —495— своего возлюбленного, с коим её разлучили её братья ( Песн.7:1 ). На второе в этой картине и последнее во всей песни объяснение Соломона ( Песн.7:2–10 ) Суламита отвечает признанием: „я принадлежу другу моему, и ко мне – желание его“. Затем она высказывает желание уйти из царского дворца опять в долины и горы, на лоно чистой природы, в виноградник свой, к другу своему, коего она в качестве мужа желает привести в дом матери своей, чтобы наслаждаться его ласками всегда и самой оказывать ему свои ( Песн.6:11,7:3 ). Так кончается последний день пребывания Сулемской пастушки в царском дворце ( Песн.7:4 ). В седьмой и последней картине ( Песн.8:5–14 ) Суламита уже отпущена домой; она бежит из царского дворца прямо к возлюбленному, находит его в его саду спящим под яблоней, будит и становится его женой, являясь с ним открыто под руку ( Песн.8:5 ). Она ждёт от него твёрдости и постоянства любви и высказывает свою верность ему ( Песн.8:6–10 ), рассказывая и своё приключение – взятие во дворец Соломонов и отпущение домой ( Песн.8:11–12 ). Вся Песнь заканчивается воззванием хора к Суламите, олицетворяемой певицей песни ( Песн.8:13 ), и припевом, выражающим то же, что и начало песни-призывный клич любви Суламиты к её возлюбленному: „беги, возлюбленный мой! будь подобен серне или молодому оленю на горах благовонных“ ( Песн.8:14 ). Тема всей песни выражена в словах Суламиты к возлюбленному: „положи меня, как печать на сердце твоё, как перстень – на руку твою, ибо крепка, как смерть любовь, – люта, как преисподняя, ревность, – стрелы её – стрелы огненные, она – пламень весьма сильный; большие воды не могут потушить любви и реки не зальют её; если бы кто давал всё богатство дома своего за любовь, тот был бы отвергнут с презреньем“ ( Песн.8:6–7 ) и победным возгласом её на опасения её братьев ( Песн.8:8–9 ): „я – стена и грудь у меня как башня; потому я буду в глазах его (возлюбленного), как достигшая полноты (крепкая): виноградник был у Соломона, он отдал его сторожам, – а мой виноградник у меня при себе ( Песн.8:10–12 )“, чем указывается на победу любви Суламиты к возлюбленному над

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Песн.7:8 . Я сказал: взберусь на пальму, ухвачусь за вершины ея; и будут груди твои, как грозды виноградные, и благоухание ноздрей твоих, как яблочное, и гортань твоя, как доброе вино, Невеста: Песн.7:9 . Текущее прямо к брату моему достаточно чрез уста мои и зубы. Песн.7:10 . Я своя брату моему, и ко мне обращение его! Песн.7:11 . Приходи, брат мой: выйдем на поле, поживем в усадьбах [[Переночуем в киперах. (Макар.)]]. Песн.7:12 . Утро проведем в виноградниках; посмотрим, расцвел ли виноград, расцвел ли кипер, расцвели ли гранаты. Там я дам тебе груди мои. Песн.7:13 . Мандрагоры издали благоухание, и у дверей наших все новые плоды, что в скорлупе: в добавок к старым я сберегла их для тебя, брат мой. Глава 8 Песн.8:1 . Кто дал бы мне тебя, брат мой, как брата сосавшого груди матери моей? Тогда я, нашедши тебя на улице, лобызала бы тебя, и меня не осмеяли бы. Песн.8:2 . Возьму тебя, введу тебя в дом матери моей и в чертог зачавшей меня. Напою тебя вином благовонным, соком гранатов моих. Песн.8:3 . Левая рука его – под голову мою, а правая его обнимет меня. Песн.8:4 .Заклинаю вас, дочери Иерусалима, силами и крепостями полевыми: не будите и не тревожьте Любовь, пока захочет встать. Девицы и царицы и други жениха сказали: Песн.8:5 . Кто сия, восходящая, словно белый цветок, опирающаяся на брата своего? Жених невесте. Под яблонью я разбудил тебя. Тут родила тебя мать твоя: тут болезновала родившая тебя. Песн.8:6 . Положи меня, как печать, на сердце твоем, как перстень с печатью на руке твоей. Ибо любовь крепка, как смерть, а ревность свирепа, как ад. Столпы ея вокруг столпы огненные: это воспламенения ея. Песн.8:7 . Большая вода не может потушить любви, и реки не зальют ея. Если бы человек давал все имение свое за любовь; то отринули бы его с презрением. Песн.8:8 . Сестра наша мала, и грудей не имеет. Что же сделаем с сестрою нашею в тот день, в который пойдет речь о ней? Песн.8:9 . Если бы она была стена, мы построили бы на ней помещения из серебра. А если бы она была дверь, мы оторочили бы ее кедровыми досками. Невеста является торжественно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

На второе в этой картине и последнее во всей песни объяснение Соломона ( Песн.7:2–10 ) Суламита отвечает признанием: «я принадлежу другу моему, и ко мне – желание его». Затем она высказывает желание уйти из царского дворца опять в долины и горы, на лоно чистой природы, в виноградник свой, к другу своему, коего она в качестве мужа желает привести в дом матери своей, чтобы наслаждаться его ласками всегда и самой оказывать ему свои ( Песн.6:11–7:3 ). Так кончается последний день пребывания Сулемской пастушки в царском дворце ( Песн.7:4 ). В седьмой и последней картине ( Песн.8:5–14 ) Суламита уже отпущена домой; она бежит из царского дворца прямо к возлюбленному, находит его в его саду спящим под яблонью, будит и становится его женою, являясь с ним открыто под руку ( Песн.8:5 ). Она ждет от него твердости и постоянства любви и высказывает свою верность ему ( Песн.8:6–10 ), рассказывая и свое приключение – взятие во дворец Соломонов и отпущение домой ( Песн.8:11–12 ). Вся Песнь заканчивается воззванием хора к Суламите, олицетворяемой певицею песни ( Песн.8:13 ), и припевом, выражающим то же, что и начало песни – призывный кличь любви Суламиты к её возлюбленному: «беги, возлюбленный мой! будь подобен серне или молодому оленю на горах благовонных» ( Песн.8:14 ). Тема всей песни выражена в словах Суламиты к возлюбленному: «положи меня, как печать на сердце твое, как перстень – на руку твою, ибо крепка, как смерть любовь, – люта, как преисподняя, ревность, – стрелы её – стрелы огненныя, она – пламень весьма сильный; большие воды не могут потушить любви и реки не зальют её; если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, тот был бы отвергнут с презрением» ( Песн.8:6–7 ) и победным возгласом её на опасения её братьев ( Песн.8:8–9 ): «я – стена и грудь у меня как башня; потому я буду в глазах его (возлюбленного), как достигшая полноты (крепкая): виноградник был у Соломона, он отдал его сторожам, – а мой виноградник у меня при себе» ( Песн.8:10–12 ), чем указывается на победу любви Суламиты к возлюбленному над Соломоном и возвращение её из дворца царского в свой родной виноградник.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Песн.2:15 . Переловите нам маленьких лисиц, губящих виноградники: а виноградники наши цветут. Невеста. Песн.2:16 . Мой брат мой, а я его! Он пасет среди лилий. Песн.2:17 . Пока день дышет и лягут тени, возвратись, брат мой, подобно серне, или молодому оленю, по извилистым горам. Глава 3 Песн.3:1 . На ложе моем по ночам я искала того, кого возлюбила душа моя; искала его, и не нашла его. Так встану и кругом пойду по городу; на торжищах и улицах поищу того, кого возлюбила душа моя. Я искала его, и не нашла его. 3. Нашли меня стражи, обходящие по городу. Невеста сказала стражам: Не видали ли вы того, кого возлюбила душа моя? Нашедши жениха сказала: Песн.3:4 . Как не много отошла я от них, так и нашла того, кого возлюбила душа моя. Удержала его и не отпустила его, доколе не ввела в дом матери моей и в чертог родительницы моей. Невеста заклинает девиц во второй раз. Заклинаю вас, дочери Иерусалима, силами и крепостями полевыми: не будите и не тревожьте Любовь , пока захочет встать. Г. Жених невесте: Песн.3:6 . Кто сия восходящая от пустыни, как столп дыма, благоухающий смирною и ливаном и всеми порошками мироварца? Песн.3:7 . Вот ложе Соломона. Вокруг его – шестьдесят храбрых из храбрых Израиля, Песн.3:8 . Все носят меч, опытны в брани: у каждого мужа меч его при бедре его ради страха ночнаго. Песн.3:9 . Носило сделал себе царь Соломон из дерев ливанских. Песн.3:10 . Ножки его устроил из серебра, а спинку из золота, сидение его из пурпуровой ткани, внутренность его из мусии, изготовленной любовию дочерей Иерусалима. Песн.3:11 . Выдьте и посмотрите, дочери Сиона, на царя Соломона в том венце, в котором венчала его мать его в день брака его и в день веселия сердца его. Глава 4 Песн.4:1 . Вот ты прекрасна, ближняя моя, вот ты прекрасна. Очи твои голубиные не закрыты молчальником твоим [[Под молчальником разумей кусок материи, которым женщины в Египте и южной Палестине, на улицах, занавешивают рот свой в знак молчания, но так, что глаза и щеки их открыты. Этот кусок прикрепляется к металлическому цилиндрику, привязанному к голове.]]. Косицы твои, как стада козочек, кои видны на Галааде.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Песн.7:2 .  О, как пре­красны ноги твои в сандалиях, дщерь име­нитая! Округле­ние бедр тво­их, как ожерелье, дело рук искусного художника; Песн.7:3 .  живот твой – круглая чаша, в которой не истощает­ся ароматное вино; чрево твое – ворох пше­ницы, обставлен­ный лилиями;: Песн.7:4 .  два сосца твои – как два козленка, двойни серны; Песн.7:5 .  шея твоя – как столп из слоновой кости; глаза твои – озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой – башня Ливанская, обращен­ная к Дамаску; Песн.7:6 .  голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен тво­ими кудрями. Песн.7:7 .  Как ты пре­красна, как при­влекатель­на, воз­люблен­ная, твоею миловидностью! Песн.7:8 .  Этот стан твой по­хож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Песн.7:9 .  Подумал я: влез бы я на пальму, ухватил­ся бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей тво­их, как от яблоков; Песн.7:10 .  уста твои – как отличное вино. Данное здесь изображение красот невесты в общем напоминает два прежних описания ее: Песн. 4:1–7, 6:4–10 . Но отличается от них преобладающим чувственным характером (описание начинается снизу – с ног и бедер); при обилии здесь самых смелых сравнений в чисто восточном духе (ст. 2–6), реализм картины достигает высшей степени и даже переходит всякую меру (ст. 9). Ст. 3–4, сн. Песн. 4:4–5 . В ст. 5 Есевон и Батраббим – синонимы. Именем Есевона ( Чис 21.26 ; Втор 1.4 и др. Onomast 454) называлась столица Аммореев, а затем моавитян, при И. Навине назначенная в удел колену Гадову ( Нав 13.26 ), теперь Хесбан к юго-западу от Амман. Батраббим (у Кенник. код. 77) или Бат-раббим, у LXX: θνγατρος πολλων, слав., «дщерей многих», Vulg: filiae multitu dinis, указывает на большую населенность Есевона. Дамаск – главный город Сирии ( Ис 7.8 ), завоеванный Давидом ( 2Цар 8.6 ), теперь Димашк-еш-Шам (Onomast. 378). По объяснению проф. Олесницкого, рассматриваемая глава и вообще отдел Песн 6.4Песн 8.4 представляет «осеннюю песнь обетованной земли, теперь переполненной вполне уже созревшими плодами и политически окрепшей (годовым сезонам противостоят здесь периоды истории евреев, как это признают Таргум и Мидраш). Палестина покрыта стадами коз так густо, как голова человека волосами; ее созревшие гранатовые яблоки рдеют как девичьи ланиты; ее точила полны готового лучшего вина и проч. Особенно здесь выставляется на вид сопоставление невесты с пальмою, с ее осенними плодами, чего в предшествующих песнях мы не замечали… При этом естественном богатстве и величии, Палестина сильна политически: на ней красуются прекрасные и сильные города, напр.: Иерусалим, Тирца, Дамасская крепость, ее бранные полки выступают стройно, подобно хороводам ( Песн 8.1 по LXX). Образ плодовитой пальмы, служащий показателем богатства созревших земных плодов, обозначает вместе с тем высокое значение Палестины, как политической единицы; в таком значении фигурирует пальма между изображениями иерусалимского храма» (с. 376–377).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010