40:10, 11). Слышит она, что несомненно о Нем говорит Исаия, и притом называет Его пастырем: « как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных », и спрашивает его: где пасет, где почивает Тот, Которого возлюбила душа моя? Посылает ее Исаия к Иоанну, и говорит ей Иоанн: « глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему » (Мф. 3:3). Идет она за Иоанном в пустыню, удерживает его и спрашивает: скажи мне, ты ли Христос? Отвечает Иоанн: « я не Христос » (Ин. 1:20). И опять спрашивает она его: « что же ты крестишь, если ты ни Христос » (Ин. 1:25)? А Иоанн опять отвечает: я не Христос. За мною идет (Христос, Он) сильнее меня: « я недостоин развязать ремень у обуви Его » (Ин. 1:27; ср. Мф. 3:11; Мк. 1:7; Лк. 3:16). И так как Он еще медлил, то она говорила: увы мне, « я изнемогаю от любви » (Песн. 2:5). Тогда опять говорит ей Иоанн: не плачь, перестань, подожди немного. Видит Иоанн приближающегося Господа и говорит ей: перестань, не плачь больше. Издали показывает Его, протягивая перст, и говорит: вот Тот, Которого ты ищешь. « вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира » (Ин. 1:29). Она же, слыша, что Иоанн называет Его агнцем, а Исаия — пастырем, начинает сомневаться, кому поверить: этому ли поверить или Исаии? Видит Господь, что она начала сомневаться, и громко говорит: « Я есмь пастырь добрый » (Ин. 10:11), и этими словами разрешает ее сомнение. Тогда приходит она к жениху, обнимает его и целует. И тогда исполняется написанное у Давида: « милость и истина встретились, правда и мир облобызались » (Пс. 84:11). А чтобы вполне убедиться нам, что здесь невеста сочеталась с женихом и совершился духовный брак, вот и брачная песнь; воспевает ее Иоанн, говоря: « имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия–то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться » (Ин. 3:29, 30). При совершении брака требовалось совершить дарственную запись на имя невесты: нужно было найти бумагу, писца и трость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

7 . Этот Дух Святой действовал в Елисавете. Ибо не только Он бывает в девах, но приближается и к сочетавшимся с мужем, если брак будет по закону: и Елисавета исполнилась Духа Святаго ( Лк.1:41 ) и пророчествовала. И эта добрая раба говорила о Господе: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк.1:43 ). Ублажала Ее Елисавета. Этим Святым Духом исполнившись, Захария, отец Иоанна, пророчествовал, сказывая о том, сколь многие Единородный доставит блага, и о том, что Иоанн по крещению своему будет Предтечей Его. Этим Святым Духом был извещен и Симеон праведный, не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк.2:26 ), и, приняв Сего Христа на руки во храме, ясно о Нем свидетельствовал. 8 . И Иоанн, исполненный Духа Святого еще во чреве матери своей, для того освящен Им, да крестит Господа; он сам не давал Духа, но проповедовал о Том, Который дает Духа. Ибо говорил он: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною и проч. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф.3:11 ). Огнем, для чего это? Поскольку в виде огненных языков было сошествие Святого Духа, о чем с радостью говорит Спаситель: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! ( Лк.12:49 ). 9 . Этот Дух Святой сошел, когда Господь крестился, чтобы не была скрыта слава Крещаемого, как Иоанн говорит: но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым ( Ин.1:33 ). Но примечай, что говорит Евангелие: отверзлись небеса (ср. Мф.3:16 ). Отверзлись по причине славы сходящего. И се, говорит, отверзлись небеса... и видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем ( Ин.1:32 ), т.е. Он сходил Сам Собой. Ибо должно было, как некоторые изъясняли, чтобы начатки и преимущественные действия Духа Святого, даруемого крещаемым, сообщены были человечеству Спасителя, Который дарует сию благодать. Сошел же Он в виде голубином, может быть, как некоторые говорят, в соответствие изображавшей Его чистой и незлобивой голубице, которая приносима была в жертву при молитвах о рождаемых детях и отпущении грехов. Так как гадательно предсказано было, что Христос этим точно очевидным образом откроет Себя. Ибо в песнях о Женихе возвещается и говорится: глаза его – как голуби при потоках вод ( Песн.5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

А имеющий чистую шерстяную и льняную одежду, то есть веру и дело... 40 .3. Церковь есть риза Господня, собранная из многих народов; Он соткал нас так, чтобы мы – самые немощные – имели поддержку в сильнейших 41 , как уток (в основе). Поэтому и пророк говорит: «Как в украшение невесты облечется (он)» ( Ис. 61, 10 ); говорит же (это), показывая союз с Христом и соединение в любви.4. «Основою» называется наиболее почетная 42 церковная степень, а именно – епископы и учители, а «утком» (именуются) подчиненные и пасомые люди ( 1Пет. 5, 2 ). «Кожею» (названы) оглашенные, как еще не совлекшиеся чрез крещение кожаных одежд ( Быт. 3, 21 ).5. Поэтому и Павел говорит: «Я обручил вас Единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор. 11, 2 ). Так и в книге Левит говорится: «В жену он должен брать девицу из рода своего; а вдову... или блудницу не должен он брать, но девицу из колена своего» ( Лев. 21, 13–14 ) и т. д.6. Ибо, если каждый из нас будет со дня на день обновлять себя ( 2Кор. 4, 16 ), (если) мы отвергнем проказу, то есть прелюбодеяние, бывшее причиною нашего изгнания, (то) мы приобретем целомудрие и, (содействием) Божией Премудрости, дойдем до первоначального благолепия и, как бы имея на себе золотые украшения 43 , то есть любовь, веру и чистоту, очистившись терпением, соединимся со Христом.7. «Поэтому девицы любят тебя» ( Песн. 1,2 ) и Он любит девиц, как написано в Песни Песней; (это) души юные и очищенные Духом. Так это или нет, о Систелий? – И я ответил: «Это совершенно понятно». Глава 16 1. Она сказала: «Поэтому, как говорилось вначале, если мы очистим все члены, то будем одеждою Христа». Как сказано у пророка Исайи: «Да возвеселится душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения» ( Ис. 61, 10 ) и т. д.2. Но кто же должен (в особенности) очищать их? Пророк Захария говорит: «И показал... мне Бог Иисуса, великого иерея, стоящего пред ангелом Господним. И диавол стоял по правую руку (его), чтобы противодействовать ему. И сказал Господь диаволу: «Да запретит тебе, о диавол, Господь, Который избрал Иерусалим!» Не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус...

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Есть ситуации несравнимо болезненней. Они тоже связаны с именами и фамилиями в списке. Это, к примеру, списки выживших в авиакатастрофе. Лучше упасть замертво от удара молнии, направленной именно в тебя, тебя одного, чем не найти в таком списке родное имя и фамилию. «Вас нет здесь. Вы не прописаны» — это значит, что вы — бомж. Ваше имя расплылось от воды, или стерлось на сгибе, или было неправильно записано в документе — все это означает, что у вас начались большие и непредвиденные неприятности, а может, даже жизненная катастрофа. Не надо пренебрегать «бумажкой». Она мистична, и не зря от нее так часто зависит жизнь. Наступит день, когда все тайное станет явным. Об этом Дне сказано: Судьи сели, и раскрылись книги ( Дан. 7:10 ). Речь пойдет о месте вечного жительства человека. Всякому захочется войти в ворота Небесного Иерусалима. Но хотя Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет ( Отк. 21:25 ), войти в них сможет не каждый. Писание говорит, что не смогут войти те, кто предан мерзости и лжи ( Отк. 21:27 ). И здесь, на земле, открытие книг и поиск имен — это постоянное напоминание о будущем, которое заранее увидел Иоанн. И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Отк. 20:12 ). От любви ко Христу зависит все, зависит и временная жизнь, и вечная. Грешишь ты, брат, не переставая, потому что Христа не любишь. Грех любишь, себя любишь, футбол любишь. Расплескал силы сердца по тысячам мелких Любовей, а «единое на потребу» не любишь. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих ( Ин. 14:24 ). Напротив, кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ( Ин. 14:3 ). Не от силы воли и не от привычки к благочестию зависит жизнь по заповедям, а от любви к Господу Иисусу. С этой мыслью слушай, что Господь трижды спрашивает у Петра: Симоне Ионин, любиш или Мя? ( Ин. 21:16 ). Только с этой мыслью можно, не опасаясь соблазниться, читать Песнь песней. Если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? Что я изнемогаю от любви ( Песн. 5:8 ).

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

Ибо женский пол стоит всегда позади и ниже мужеского пола, как начальствующего и преимуществующего, потому что Сын превыше всякой твари и несравнимыми преимуществами превосходит природу и славу сотворенного, имея высочайший корень, то есть Отца всяческих и Бога; когда же родился подобно нам, то стал подчиненным закону. Посему Он и говорил: «не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Приписывать должны мы состоянию истощания и сие, если хотим право мыслить. По этой причине Христос есть «телица» , причем Моисей олицетворяет собою закон, или же сам определенный чрез него закон. Уподобляется Он также и «козе» . По какой причине? По той причине, что принес Себя Самого за грехи наши по Писаниям (Евр. 9:12; Евр. 10:12; 1 Пет. 1:19 и др.). Козел же по закону есть жертва за грех (Лев. 16:9). Приравнивается Он также и овну по той причине, что является вождем словесных стад. «Один у вас Учитель — Христос» (Мф. 23:8, 10), и «мы, народ Твой и Твоей пажити овцы» подручные Ему, как написано (Пс. 78:13). Но после того как Христос уподобился во всем братиям, то есть нам, допустив Себя до истощания, Он изображается и в «овне» и мыслится как вождь. Ибо овны всегда находятся впереди стада. Он же есть и «телица» , по причине пребывания под законом, а также и «коза» , как жертва за грех; и кроме того «овен» , как вождь. Желая идти по следам Его и ревностно стремясь к тому, мы будем «в хорошем загоне и … на тучной пажити» , по слову пророка (Иез. 34:14), и во дворах священных будем покоиться. Ибо вселит нас в вышние обители Тот, Который Сам есть и овен, и архипастырь, и подзаконный, как один из нас, и превысший закона, как Бог, — Который Сам есть всякое оправдание, хотя и «к злодеям причтен был» (Ис. 53:12), и за нас потерпел заколение. Прообразуем Он был опять и в горлице, и в голубе. Ибо Он есть единая мысленная и громогласнейшая «горлица» , поистине доброгласная птица, слетевшая с неба и свыше, как усладивший евангельскою проповедью всю поднебесную. К Нему и сама невеста, то есть Церковь из язычников, взывает: «покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно» (Песн.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Итак, мы живем в этом мире, мало чем различаясь от бессловесных животных, или даже иногда бывая и ниже их, если только истинен упрек, который делал Бог израильтянам, говоря: «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Если же народ Иудейский, имевший детоводителем закон, был изобличаем в столь ужасном невежестве, то что же должно сказать в этом отношении о язычниках, которые погружены были в глубокую тьму заблуждения многобожия? Ибо постоянно преклоненные как бы долу и держимые плотскими похотями, они занимались помышлением об одном лишь земном, даже, так сказать, и не имея сил простирать мысленный взор к свету Богопочитания. Поэтому блаженные пророки так много речей употребляли на то, чтобы выражать свою скорбь о нас и оплакивать нас, едва не лежащих долу. Так блаженный Исайя говорит: «преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» (Ис. 5:14); потому что не было восклонения от зла; но отягченные как бы невыносимым бременем власти господствовавшего над нами сатаны, они, несчастные, нисходили во ад уже по освобождении оттуда, так как смерть поглощает нас, и изобретать греха как бы пасет нас для сего. Не без скорби, как я сказал недавно, упоминает о таком несчастии и сам божественный Давид. А говорил он о нас в одном случае так: «Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их» (Пс. 48:15); а в другом еще случае так: «Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя. …воздвигни силу Твою, и приди спасти нас» (Пс. 79:2—3). Поэтому-то и не навсегда остались мы под властью смерти. Бог и Отец послал нам с неба Пастыря Доброго, Господа нашего Иисуса Христа, Который не для ада пасет ставших под Его управление, но отводит к нетлению и жизни. Ибо Он пасет «между лилиями,... на расселинах гор» , как написано (Песн. 2:16—17; Иез. 34:14; Пс. 22:2), предлагая нам траву духовную, напаяя струями вышними и небесными и делая плодоносными; и кроме того распространяет нас в безмерное множество народов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

П. мы исходили из тех мест, в которых представлено нарочитое описание её внешнего вида, и для определения противостоящего невесте жениха мы не видим более простого и верного средства, чем анализ подобных же мест, наиболее устойчиво рисующих его внешний облик. Такое место мы и встречаем 5:10–16: «возлюбленный мой светлый () и красный, носящий знамя () выше мириад (звёздных); голова его – золото чистое; глаза его как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие на валу (=халд, вал, плотина); щеки его как цветник ароматный, высокие гряды благовонных растений; губы его – белые лилии, источающие мирру текучую; руки его – кругляки золота усаженные топазами; живот его –изваяние из слоновой кости обложенное сапфирами; голени его –мраморные столбы поставленные на золотых подножиях; его вид как (снежный) Ливан; его гортань – сладость и весь он – сама нега». Очевидно, что это описание, как и описание невесты, представляет нарочитый подбор штрихов и картин природы, заслоняющих черты человеческого образа, который, однако ж нужен был и здесь для того, чтобы отдельным штрихам сообщить единство впечатление, и чтобы образовать соответствие другому человеческому образу невесты. И здесь человеческие черты стоят так близко к штрихам природы, что даже частица сравнение (как) между ними считается излишнею. Таким образом и жених Песни Песней, насколько его можно определить по приведённому месту, должен принадлежать, как и невеста, видимой природе или по крайней мере открываться в явлениях видимой природы. Но в то время как картины и штрихи, изображающие невесту, вполне тяготеют к низменной земной природе, штрихи, собранные в образ жениха, хотя соприкасаются с землею, но сами принадлежат высшей эфирной области света. Местожительство жениха далеко от земли в сонме небесных светил, между которыми он является с победной хоругвью то в светлом, то в пурпуровом виде; соответственно этому уже в самом начале книги Песн. 1:2 слава жениха называется миром звездным (=санскр. taraka=звезда, заря), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Потому один Богодухновенный отец (Авва) говорил обыкновенно: " не будет человек иметь покоя в своем сердце, пока не уединится от всего, говоря: я и Бог только одни в целом мире. " А блаженный Августин выразился: " о Боже мой! Ты имеешь о всяком человеке столько старательности (тщания) как если бы об одном только этом человеке заботился; так и о всех, как о каждом. " Святой же Григорий сказал: " так Бог печется о каждом, как всех вообще имеет в виду, и так же обо всех промышляет, как бы только об одном. " Так и о тебе, читатель, печется и блюдет провидение Бог, как бы Он больше не имел ни о чем другой заботы. Многочисленность народа, о котором печется Бог, не смущает Божьего провидения, ни отягощает - для Него попечение об одном человеке таково же, как и о безчисленных тысячах людей. Как прежде о Ное с семью человеками семейства его, или об одном Адаме в Раю, так и теперь обо всех равное имеет Бог попечение и промысел. К этому своему Хранителю и надежному попечителю пусть каждый взывает: " Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему " (Песни песн. 2:16). Я почитаю Бога и содержу все Его повеления так, как бы ничего другого не было в мире, о чем имел бы я необходимость заботиться и помышлять. И взаимно, мое спасение находится в Божьем попечении и хранении до такой степени тщательном, как будто бы кроме одного меня не было в мире ничего другого, о чем бы заботиться нужно было Богу. Он весь принадлежит мне, а я - Ему. Он Господь, управляющий мной, а я покорный раб, готовый исполнять все повеления своего Господа - ибо Он постановил со мной такое совещание: помышляй ты обо Мне, Я же буду взаимно о тебе безпрестанно промышлять (заботиться о твоих потребностях): - забудь ты самого себя, всегда же помни только обо Мне, так и я буду помнить обещание мое, и иметь о тебе всегдашнее попечение. Истинно Бог в милости и щедротах - всеобъемлющ. Он провидением Своим охраняет и спасает также всех вообще, как и каждого порознь. " На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых " (Прит. Сол. 15:3). " Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его " (Там же 5:21). О если бы мы послушно погрузились в недосягаемую глубину Отеческого провидения! Каждый с непоколебимой уверенностью мог бы сказать о себе: Господь мой хранитель, я не буду оставлен в скудости и опасностях, Господь сохранит меня и во всем обеспечит (Пс. 22:1-2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Православный: – Я согласен с вами, что дело нашего спасения зависит только от Бога и осуществляется в Истинном Человечестве Христа Иисуса, о чем мы и прочитали в Послании к Тимофею. Но православные никогда не согласятся с вами, что мы не имеем предстоятелей и посредников во Христе… Свидетель Иеговы: – Вы соглашаетесь или не соглашаетесь не со мною, а со словом Иеговы. Православный: Уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости – Вы опять меня перебили. Но неважно. Главное – это понять действительный смысл библейского Откровения. В Книге Песнь песней сказано: Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец (Песн. 1, 7). Одно из известных истолкований этого текста следующее: «Ступай по стопам своих предков; возьми в пример пророка Моисея; вспомни, как он пас стадо на земле чуждой и, однако, не тужил он и там, был верен» . Ап. Павел, например, в категорической форме заявлял: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Действительно, уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости (Богу). Сам Бог, говоря о Себе Самом, свидетельствовал о святых: Я Бог… Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 6). Псалмопевец Давид стремился к святости, а значит – и ко святым. Он восклицал: К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое (Пс. 15, 3). Свидетель Иеговы: – Мы почитаем святых. Но наше поклонение принадлежит только Богу. Старших, особенно пожилых, мы стараемся чтить (то есть уважать): Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою (1 Тим. 5, 1–2). Так же мы почитаем своих родителей и учим этому младших: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать” – это первая заповедь с обетованием: “да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле” (Ефс. 6, 1–3). Но что общее доброе отношение к святым и старшим может иметь с вашим верованием в посредничество и ходатайство человеков, одних за других?

http://pravoslavie.ru/107051.html

Святой Феодот, сожженный огнем на сковороде и в котле, послужил изображением пламенной любви Христовой к человеку, пылая которой, Он с радостью претерпел все муки и смерть: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ); ибо «любовь крепка, как смерть» ( Песн. 8:6 ): и вода многая не может угасить ее. Святой Магн, истерзанный клещами, изобразил на себе то, что было при снятии с Креста Тела Христова, ибо тогда исторгали из древа крестного и из рук и ног Христовых гвозди клещами. И тогда как мертвое уже Тело Христово не ощущало боли, святой Магн претерпел боль сию в своем живом теле, мучимый за Христа клещами. Все эти девять святых мучеников, каждый порознь, изобразили на себе все страдания Христовы, страдая и умирая за Христа Бога своего ради пламенной любви к Нему, уподобляясь Ему как чада Отцу своему, подражая как ученики Учителю и последуя Ему как рабы своему Господину. После стольких злостраданий, претерпев беды и гонения и приняв смерть, уподобившись Христовым страстям, святые мученики ныне славно со Христом прославляются. «Если только с Ним страдаем, – говорит апостол, – чтобы с Ним и прославиться» ( Рим. 8:17 ). Ныне они принимают после уз свободу, после темницы свет, после бесчестия честь, после поругания и хулений похвалу и ублажение, после трудов и подвигов покой и отраду, после смерти жизнь нескончаемую, после скорбей временных утешаются вечно, как говорит тот же апостол: «Как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:5 ). Будучи в страданиях общниками Христовыми, они являются общниками Его и по утешению. И сколько ран на телах своих приняли они ради Христа, столько же венцов принимают ныне от Христа в царствии небесном. Ублажаются же и прославляются всеми святыми небожителями, как доблестные воины Христовы, победившие врага, как верные рабы Господа, до конца Ему послужившие, как любезные друзья Его, самоотверженно отдавшие за Него свою жизнь, как добрые мученики Христовы, послушавшиеся слов Его и на деле их исполнившие, как возлюбленные чада Божии, подражавшие Ему и возлюбившие Его «всем сердцем, всей душой и всем помышлением» ( Мф. 22:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010