7–8. Ср. Деян.2:41; 4:4 . «В то время, – говорит бл. Иероним, – когда был слышан крик из Иерусалима и храма и враги Христовы, не желавшие принять царя Бога, за своё нечестие и богохульство, принимали вечное наказание, собранная во имя Господа церковь , о которой в псалме говорится: человкъ родис въ немъ, и той снова и ( Пс.86:5 ), прежде чревоболения родила – мужеской пол: ибо не в продолжительное время, как возрастал народ иудейский чрез Авраама, Исаака, Иакова, детей и потомков их, но, в отношении евангельской проповеди, весь мир тотчас восприял, носил во чреве и родил мужеский пол. Сион родил мужеской пол, Господа Спасителя, – и из всех народов образовался единый народ христианский». В ст. 7 слав. сл. избж=τν δνων ξφυγεν не им. соотв. в евр.-м. т. . Азъ же дахъ и не помнлъ мен, реч гдь. Не се ли, азъ родщю и неплодню сотворихъ; реч бгъ твой. 9. Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. Ст. 9. «Сотворивший всех людей из ничего, – говорит бл. Иероним, – может создать из всех языков единую часть, церковь верующих в Него». Словам: « не се ли азъ родщю и неплодню сотворихъ» бл. Феодорит даёт такой смысл: «ты (иудейская церковь ) некогда родила пророков, а церковь из язык в это время была неплодной; а теперь стало наоборот: ты перестала родить, а та прияла благодать многочадия». 1-ю половину ст. 70 читали: , почему: γ δ δωκα τν προσδοκαν τατην, κα υκ μνσϑης μου, ср. сл. Веселис, и торжествйте въ немъ, вс и въ немъ: радйтес вкп съ нимъ вс плакасте немъ, 10. Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нём, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нём, да ссете и насытитес сосца да ссавше насладитес входа славы 11. чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его. Ст. 10–11 ср. Ис.61:2–3 . Все любящие Иерусалим и сетовавшие о нём призываются вновь радоваться о нём и наслаждаться дарованными ему благами. Бл. Иероним разумеет здесь ближайшим образом апостолов (ср. бл. Феодорит) и мужей апостольских, которым свойственна любовь к Иерусалиму как к древнему, так и к новому, «созидаемому на живых камнях, вращающихся над землёй, и, наподобие колёс херувима, следующих за предходящим духом, но – не на тех камнях, которые рассыпаются в атомы», из которых был построен Иерусалим древний. Чада нового Иерусалима призываются питаться молоком, текущим из сосцов утешения, т. е., говорит бл. Иероним, разумным млеком, которым церковь (сн. Песн.1:1 ) питает чад своих (ср. бл. Феодорит). Сн. 1Кор.3:2 . Те из них, которые, после млека утешения, возрастут для твёрдой пищи, будут иметь в изобилии наслаждение истины и познание всякого рода славы».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

В Священном Писании прочно присутствует образ Церкви как воинства. Невеста Христова «грозна, как полки со знаменами» (Песн.6:4). Ангелы — это «воинство небесное», например, (Лук.2:13). Каждый христианин призван «воинствовать … как добрый воин» (1Тим.1:18) и «переносить страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3) Святой Апостол Павел призывает Христиан: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф.6:11) Он же называет и наших противников: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12) Библия говорит о войне, которая ведется между Богом и сатаной за души людей. Войне, в которой решающая победа уже одержана смертью и Воскресением нашего Господа: «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15). Верующие входят в эту победу через твердую веру во Христа — причем Писание особенно подчеркивает подвиг мучеников: «Они победили его [сатану] кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр.12:11) Крещение — и еще более, рукоположение в священный сан — есть воинская присяга, вступление в войну на одной из сторон многовекового, космических масштабов конфликта. Христос воздвигает Свою Церковь — которая молится, возвещает Его слово, преподает людям установленные Им спасительные Таинства и руководит их ко спасению. Диавол, видя, что его пленники получают свободу, а его обманы рассеиваются, приходит в «сильную ярость, зная, что немного ему остается времени» (Откр.12:12) Всю историю Церкви диавол яростно воююет на Церковь: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17) Он, руками обманутых и порабощенных им людей, воздвигает на Церковь жесточайшие гонения, пытаясь истребить ее с лица земли; в более спокойные времена он пытается разложить ее изнутри, при помощи самых разнообразных уловок и обманов.

http://radonezh.ru/2021/11/23/o-voyne-ot...

Ибо я рассудил, – сказал апостол, – быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса ( 1Кор.2:2 ). Ибо Иисус для того, кто прилепляется к Нему, есть просвещение ума, красота душевная, здравие для тела, веселие сердцу, помощник в скорбях, радость в печалях, врачевство в болезни, отрада во всех бедах, и надежда на спасение и для того, кто Его любит, Сам есть награда и воздаяние. Некогда, по сказанию Иеронима, неисповедимое имя Божье начертывалось на золотой дощечке, которую носил на челе своем великий первосвященник 14 ; ныне же божественное имя Иисус начертывается истинною Его кровью, излиянною при Его обрезании. Начертывается же оно уже не на золоте вещественном, а на духовном, т. е. на сердце и на устах рабов Иисусовых, как оно начертано было в том, о котором Христос сказал: «ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое» ( Деян.9:15 ). Сладчайший Иисус хочет, чтобы имя Его как самое сладкое питие было носимо в сосуде, ибо Он воистину сладок всем, вкушающим Его с любовью, к которым и обращается псалмопевец с такими словами: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» ( Пс.33:9 )! Вкусив Его, пророк вопиет: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя» ( Пс.17:2 )! Вкусив Его, и святой апостол Петр говорит: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» ( Мф.19:27 ; Иоан.6:68 ). Сею сладостью для святых страдальцев настолько были услаждены их тяжкие мучения, что они не боялись даже и самой ужасной смерти. Кто нас, – вопияли они, – отлучит от любви Божией: скорбь, или опасность, или меч, ни смерть, ни жизнь, ибо крепка, как смерть, любовь ( Рим.8:35, 38 ; Песн.8:6 ). В каком же сосуде неизреченная сладость – имя Иисусово любит быть носимой? Конечно, в золотом, который испытан в горниле бед и несчастий, который украшен, как бы драгоценными камнями, ранами, принятыми за Иисуса и говорит: «Ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» ( Гал.6:17 ). Такого сосуда требует та сладость, в таком имя Иисусово желает быть носимым. Не напрасно Иисус, принимая имя во время обрезания, проливает кровь; этим Он как бы говорит, что сосуд, имеющий носить в себе Его имя, должен обагриться кровью. Ибо когда Господь взял Себе избранный сосуд для прославления Своего имени – апостола Павла, то тотчас же прибавил: «И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» ( Деян.9:16 ). Смотри на Мой сосуд окровавленный, изъязвленный – так начерчивается имя Иисусово краснотою крови, болезнями, страданиями тех, кто стоит до крови, подвизаясь против греха ( Евр.12:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Послушай, что говорит о ней и Премудрый: " вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! " (Песн.4:7). Хочешь ли видеть и ноги ее? " Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! " (Рим.10:15). И то поистине дивно и пора­зительно, что Он, украсив ее таким образом, не пришел во всей своей славе, чтобы преизбытком своей красоты не по­разить и не изумить ее, но приходит, облеченный в ту же одежду, какая у невесты, " также воспринял оные " такой же " плоти и крови " , какая у нее (Евр.2:14), и не ее призывает горе, но Сам свыше приходит к ней, соблюдая и здесь за­кон, по которому жених приходит к невесте. Об этом и Моисей говорит: " потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей " (Быт.2:24); и Павел гово­рит: " тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви " (Еф.5:32). Пришедши в жилище ее, и найдя ее нечистою, грязною, обнаженною, запачканною в крови, он обмыл ее, умастил, напитал, одел одеждою, лучше которой невозможно найти. Он сам становится для нее одеждою и, взяв ее, та­ким образом, отводит к себе. Вот та, которой уготовано на­следство. Что же говорит о ней пророк? Многое. Он есть защитник ее, и предсказал и предвозвестил ей многое из того, что предстоит ей, например, касательно жениха, брака и благ, ожидающих ее. Так и здесь он говорит о ней, и в самом начале, подобно ораторам, говорящим в судах, замечает, о ком он произносит справедливую речь, именно: о наследствующей. Чего же просит наследствующая? Послу­шаем. " Услышь, Господи, слова мои " (ст.2). Жениха называет она Господом; это свойственно благоразумной невесте. В са­мом деле, если и у нас, имеющих одно естество, бывает так, т.е. жена называет мужа своим господином, то тем более (это прилично) между Церковью и Христом, который и по естеству своему есть Владыка. Вот почему она называет Его здесь Господом не только как жениха, но и как вла­дыку, и располагает Его к выслушиванию ее просьбы. Так как ей предстоит (получить) наследство, а это наследство действи­тельно получится только в таком случае, если она точно испол­нит заповеданное, то она просит и умоляет Его быть ей по­мощником, чтобы достигнуть обетованных благ и не лишиться наследства. Поэтому она и говорит: " услышь, Господи, слова мои " , и говорит это с дерзновением, так как просит того, что и сам Он желает даровать ей; а кто стал бы просить того, что недостойно дарующего, тот не мог бы таким образом просить милости. Когда кто молится против врагов, или про­тив людей, причинивших ему какое-нибудь зло, то это – слова не человека, а диавола. В самом деле, если клятва от диа­вола, – " а что сверх этого " , говорит Господь, " то от лукавого " (Мф. 5:37), – то, очевидно, что и молитва против врагов происходит от него же. Итак, когда ты будешь говорить: " услышь слова мои " , то говори так, как свойственно говорить человеку кроткому и человеколюбивому и не имеющему ничего диавольского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

С точки зрения символического толкования Песни песней общим местом является то, что герой (жених) олицетворяет Бога, а героиня (невеста) есть избранное создание, с которым Бог вступает в особенно близкую связь: согласно р. Акиве, это Израиль 816 ; Ориген был склонен, кроме экклесиологического смысла, видеть за образом невесты также индивидуальную человеческую душу 817 ; А.А. Олесницкий , считая произведение изначально символическим, обнаруживал подлинный прототип центрального женского образа поэмы в обетованной земле. Надо заметить, что три эти версии не противоречат друг другу, имеют основания в тексте и по существу согласны с древнееврейским миросозерцанием. Однако их внутреннюю взаимосвязь выявляет лишь образ жениха, относительно значения которого в традиционных интерпретациях нет разногласий. При анализе поэтического произведения особенную важность имеют рефрены. Нас интересует их метафорика: прежде всего то, что жених предстает в образе серны или молодого оленя (стт. 2:17, 8:14), в то время как невеста – голубицы (стт. 5:2, 6:9). Оба рефрена имеют еще параллели в других стихах. Но центральный – и по смысловой насыщенности, и по экспрессии – рефрен всего произведения представляет собой заклятие (стт. 2:7, 3:5, 8:4, ср. ст. 5:8). Заклинаю вас, дщери иерусалимские, сернами или полевыми ланями, разве пробудите или возбудите любовь, пока [не] захочет? Исторических вариантов перевода этого трудного стиха существует множество, но все они касаются его последней трети, где частица способна выражать как вопрос, так и побуждение, а существительное можно перевести словами «любовь» и «возлюбленная». Предложенная нами рабочая версия лучше других согласуется с LXX и потому будет принята за основную 818 . Связь этого рефрена с другими, где упоминается самец серны (), вряд ли можно признать случайной. Однако в заклинаниях имена животных – женского рода. Касательно уподобления жениха оленю причина, лежащая на поверхности, связана со скоростью бега: «Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических» (ст. 8:14). Объяснить образный язык заклятия труднее. Не связан ли он тоже как-нибудь с подвижностью? Не указывают ли на это глаголы «пробудить» () и «возбудить» (), из которых второй усиливает экспрессию первого? Здесь потребуется небольшое отступление: «бегут», «стремятся» и «пробуждаются» в Песни песней не только жених с невестой и их спутники, но вообще вся природа. Тени «убегают»; ветры «поднимаются» и «грядут»; запахи сада «льются»; потоки низвергаются с Ливана, миро изливается и его запах разносится повсюду. Все это разнообразное движение входит в общую картину расцветающей природы: «Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!» ( Песн. 2:11–13 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Сказано: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» ( Ин.10:10 ). Избыток предполагает именно эмоциональную и духовную полноту всех пяти чувств, включая ни с чем несравнимое шестое чувство богобщения. Слова – «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» ( Пс.33:9 ), – есть именно призыв евхаристически пережить еще в этой, земной жизни то, о чем апостол Павел свидетельствует: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ); и еще: «И знаю о таком человеке ([только] не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:3–4 ). О самом чувстве богопознания и богобщения сказано: «От благовония мастей твоих имя твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя» ( Песн.1:2 ). Девицы, любящие Жениха, – это чистые души, хранящие себя от всякого греха. Блаженный Августин Аврелий писал: «Всякая душа, оживляющая тело, отмечена числом пять, так как она пользуется пятью чувствами. Ведь нет ничего, что бы мы воспринимали телом помимо таких пятистворчатых ворот, будь то зрение или слух, обоняние или вкус, или осязание. Девами, по причине беспорочности, названы здесь все, кто воздерживается от непристойного всеми чувствами – зрением, слухом, обонянием, вкусом, прикосновением» 436 . Кстати, шестое чувство – то, что мы обозначали как религиозное чувство, осознания, ощущения, восприятия Бога, – присуще всем людям, населяющим землю. И это та извечная экзистенциальная тоска – найти подлинное благо и абсолютное счастье, – присущая каждому человеку. Дьявол предлагает нам на этом пути извечного стремления души к Богу всякие суррогаты и чувственные подмены. Но они едва ли способны удовлетворить человека. Сказано: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» ( Пс.41:2 ). Но кто-то в стремлении заглушить это более чем естественное желание души вливает в себя водку, пускает иглой по вене героин, бросается во все тяжкие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   было бы здесь присутствовать ликам Ангелов, церковь делать небом, и ничего другого не знать, кроме сердечных молитв, молчания и внимания (7). царскую одежду облечена Церковь; небесным и разнообразным нарядом она разубрана, как это изображает псалмопевец: Дочери царей — в почете у Тебя, предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная (Пс. 44:10). Как преукрашена? Даром Святого Духа, по словам Павла: при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле (Евр. 2:4). Как назвать мне Церковь Христову? Невестой в уборе, царицей в украшениях, садом возделанным, лугом плодоносным? Но какие бы эти или другие названия я не употребил, ни одно из них не может выразить как следует ее достоинств. От лица Церкви, как бы ее устами, говорил пророк Исаия: возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения (Ис. 61:10). Но, чувствуя, что этот образ не дает достаточного познания о красоте Церкви, пророк тут же дополняет его другими подобными же образами,    прибавляя: как невесту украсил меня красотою, и как на жениха возложил на меня венец, и как землю, растящую плод свой, и как виноградник, прозябающий семена свои (см. Ис. 61:11). Действительно, виноградником запечатленным (см. Песн. 4:12) и садом можно назвать Церковь Бога живого, — но садом не в смысле того древнего рая; нет, она гораздо выше его. Там ведь воцарился змей, здесь же царствует Христос (9). является для нас величайшим училищем: здесь богатые вразумляются и исправляются, а бедные находят себе успокоение и утешение (9). одном доме должно есть ее, не выносите мяса вон из дома (Исх. 12:46). Одно есть собрание и один есть дом; это — Церковь, в которой вкушается священное тело Христово; поэтому из единого дома Церкви тело не выносится вон. Вкушающий же в другом месте как нечестивец и вор будет наказан. Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца (Исх. 12:49). Где Христос, там свобода всем, равенство, один закон: все приобретены драгоценной кровью. Поэтому ты более уже

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   СТАВРОФИЛА. «Губы твои лилии, источают текучую мирру» (Песн. 5:13). Ты проповедуешь мне Отца, но наказующего, биющего, мучащего; в этом любви мало, строгости же много. А я веровала, что Господь есть «Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей» (2 Кор.1:3, 4).    АНГЕЛ. Ты очень заблуждаешься, Ставрофила, если думаешь, что нет утешения в кресте и скорби. Разве ты еще не научилась «терпением и утешением из Писаний... сохранять надежду» (Римл.15:4)? Разве ты не читала, что Апостол пишет к Евреям: «забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:5, 6)?    СТАВРОФИЛА. Неужели всякого?    АНГЕЛ. Непременно всякого, которого приемлет. Никто из сего не исключен, никого нет без наказания. Хочешь ли в этом убедиться? Сын Божий — Единый без греха, однако не без наказания. Итак, если Единого, не сотворшего греха, «не пощадил» Отец, «но предал Его за всех нас» (Римл.8:32), то какое же наказание заслуживают соделавшие зло, за которое наказываются? Итак, отныне да будет на тебе рука отеческая; и если ты дщерь добрая, то не отвергай наказания Отца твоего небесного. Пусть наказывает, если не удаляет от тебя Своего милосердия, пусть бьет сопротивляющуюся лишь бы только не лишал наследия. Если ты хорошо познала обещания Отца, то не страшись быть наказанной, а страшись лишиться наследия. Дщерь согрешившая откажется ли понести наказание, когда видит наказуемым и Единого безгрешного (Бл. Августин на Пс. 31:122, 88)? Не сказал ли о Нем Отец небесный на горе Фаворе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.17:5)? Заметь, Ставрофила, возлюбленный Сын, однако биен, однако распят. Итак разумей, что и самым возлюбленным ниспосылается крест от Бога; а поэтому суди и о достоинстве креста. Крест, т. е. наказание, болезни и скорби, есть истинное начертание и знамение Сынов Божиих; а непричастные кресту будут отвергнуты, как сыны прелюбодеяния. Внимай опять, что Апостол Павел говорит: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр.12:7, 8). Детей виновных отцы наказывают, а рабов виновных изгоняют из дома. Жезл наказующий есть знамение сына.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Бог, Который сотворил небо и землю, говорит Моисею: " Я исполнил их духа премудрости и разума, чтобы совершать чрез них мироваренные работы " (Исх.30 и 35). И мироварителей учит Бог. Если бы это не имело духовного смысла, то не было ли бы пустым рассказом? Если бы не имело в себе чего-либо таинственного, то не было ли бы недостойно Бога? Итак, тому, кто умеет понимать Священное Писание в духовном смысле, или кто хотя не умеет, но желает уметь, необходимо всеми силами стремиться жить не по плоти и крови, чтобы чрез то сподобляться духовных тайн и, скажу нечто более дерзновенное, - духовного вожделения или любви. Ибо есть и духовная любовь. И как есть пища телесная и пища духовная, и есть питие телесное и питие духовное: так есть любовь плотская, происходящая от сатаны, и любовь духовная, имеющая начало от Бога. И никто не может быть обладаем и тою и другою любовию. Если ты любитель плоти, то не понимаешь духовной любви. Если же ты презрел все телесное, говорю не только о плоти и крови, но и о деньгах, и об имениях, и даже о самой земле, и о самом себе (ибо они прейдут), если все это ты презрел, и ни к чему этому душа твоя не привязана, и ты не связан никакою любовью к порокам: то ты можешь принять в себя духовную любовь. Сказано это потому, что представился случай сказать несколько слов о любви духовной. И полезно нам соблюдать заповедь Соломона, или, лучше, того, кто говорил чрез Соломона, о премудрости. - заповедь, которая говорит: " Люби ее, и она будет оберегать тебя " (Пр.4.6), " Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя. если ты прилепишься к ней " (Пр.4.8). Есть и духовные объятия; и, о, если бы высокие объятия жениха заключили и мою невесту, чтобы и я мог сказать то, что написано в той же книге: " Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня " (Песн. 2.6). Итак, " да лобзает он меня лобзанием уст своих! " . Писание имеет обычай употреблять повелительное наклонение вместо желательного, как например, в следующих словах: " Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое " , вместо о, если бы святилось, и как вот в настоящем случае: " да лобзает он меня лобзанием уст своих! " , вместо того, чтобы сказать: о если бы лобзал! После этих слов, невеста видит жениха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/568/...

Из Своих Имен Он выбирает именно то, которое более всего скрывает Его. Он даже «Трисвятой»: «Свят, свят, свят», – взывают ангелы в победной песне, выявляя таким образом ни с чем не сравнимый, совершенно уникальный характер божественной Святости. Премудрость, могущество, даже любовь могут обрести в чем-то сходство и подобие, святость же, напротив, не имеет аналогов в этом мире, не может быть ни соизмерена, ни сравнена с чем-либо в мире сем. Перед неопалимой купиной, лицом к пожирающему огню Tu solus Sanctus, Ты един Свят ( Откр.15:4 ), все человеческое лишь «прах и пепел». Поэтому, когда святость Бога является, эта агофания вызывает в человеке mysterium tremendum, священный трепет, необоримое чувство «совсем иного " 9 . Это отнюдь не страх перед неизвестным, но мистический ужас, весьма характерный и сопутствующий всякому проявлению «нуминозного» 10 : «Ужас Мой пошлю пред тобою», – говорит Бог ( Исх.23:27 ); или еще: «Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:5 ). Ограничив таким образом непреодолимые бездны, Бог тотчас открывает их таинственную согласованность: «Бездна бездну призывает» ( Пс.41:8 ) и «как в воде лицо – к лицу» ( Притч.27:19 ). Бог Человеколюбец трансцендирует собственную трансцендентность к человеку, выводит его из его небытия и призывает в свою очередь трансцендировать его имманентность к Святому. Человек может это, ибо божественный Святой пожелал принять его образ. Более того, «муж скорбей» являет «мужа желаний»: вечный Магнит, притягивающий всякую любовь и проникающий в нас, дабы мы могли возродиться в Нем. Он говорит всякой душе: «Положи Меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь… пламя ее как пламя пожирающего огня Яхве» ( Песн.8:6 ). Поэтому в Писании говорится: «Святы будьте, ибо свят Я» ( Лев.19:2 ); когда апостол Петр хочет определить цель христианской жизни, он ведет речь об участии в святости Бога ( 2Петр.1:4 ; ср. Евр.12:10 ); так же и апостол Павел, говоря с христианами, обращается к «святым» Рима или Коринфа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010