Всем сердцем желаю вам благословений Отца небесного во всех богоугодных трудах, подвигах, занятиях и делах, видимых и духовных, пребуду всегда преданным вам слугою о Господе. P. S. Советую вам запечатлеть сии слова Божией благодати в памяти, в уме, сердце и совести. 26 марта 1846 г. 296 В Орел приехали мы по милости Божией благополучно, когда солнце уже взошло, и когда начали звонить к ранней обедне в городе. Мы исполнили уже и чтения из Нового Завета и Псалтыря. Мысли, получаемые при чтении второго псалма и второй главы Евангелия от Матфея (ибо эти места проходить сего дня случилось вам), представляются мне в гармоническом соответствии и согласии. «Царь Ирод смутился, и весь Иерусалим с ним. И собравши всех первосвященников и книжников из народа, спрашивал у них: где должно родиться Христу? ( Мф.2:3 −4). Ирод, тайно призвав волхвов, выведывал от них время явления звезды, и послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете Его, известите меня, чтобы и я пошел поклониться Ему» ( Мф.2:7 −8). «Ирод увидя, что он осмеян от волхвов, весьма разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех пределах его, всех детей мужеского пола от двух лет и ниже» ( Мф.2:6 ). Почто мятутся пароды, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и вельможи собираются вместе против Господа и Христа Его. «Разорвем узы их, и свергнем с себя иго их!» Живущий на небесах, осклабляется, Господь смеется им ( Пс.2:1 −4). Ты поразишь их жезлом железным; раздробишь их, как сосуд горшечника ( Пс.2:9 ). Соображая все это, можем найти ключ к разумению всех событий, составляющих историю мира и Церкви. В последнем стихе псалма словом почтите переводчик хотел выразить слово оригинала лобзайте. Лобзание Сына Божия по созерцанию духовному, бывает троякое: лобзание ног, принадлежащее собственно рабам; лобзание рук, свойственное детям, и лобзание уст, приличное только невестам Божественного Жениха ( Пс.2:11 ; 1Ин.4:18 ; Гал.4:1 −7; Рим.8:14 −17; 2Кор.11:2 ; Ин.3:29 ; Еф.5:25 −27, 29−32; Апок.19:7 −9, 22; Песн.П.1:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В имени Спасителя великая сила. «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи», – сказал Петр хромому человеку, сидевшему у храмовых ворот, называемых Красными (см.: Деян. 3: 6). И когда за это чудо, а наипаче за проповедь о Христе воскресшем Петра с Иоанном поставили перед синедрионом, Петр сказал, что «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил от мертвых, Им поставлен он (бывший хромой) перед вами здрав». И даже больше сказал Петр, а именно: «Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы спастись» (Деян. 4: 10, 12). Нет другого имени под небом, которым бы надлежало спастись. Как изысканную восточную сладость можно носить в устах эти слова и повторять: «Иисусе, Иисусе, Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня». «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим». И еще: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» (Песн. 2: 3). А как много в Писаниях тайн, связанных с именем Спасителя! Как много в этом роскошном замке комнат, в которые мы еще ни разу не входили! Вот Иоанн говорит, что «закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). Образ этих слов дан в истории овладения землей обетованной. Моисей довел людей до границ земли, но в саму землю не ввел, и сам не вошел. Это потому, что закон никого не доводит до совершенства, и Моисей этот закон символизирует. Кто же вводит народ в землю? Иисус! Человек с именем Иисус довершает дело Моисея. И это пророчество о том, что закон передаст эстафету Евангелию. Да и сам Моисей говорит: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте» (Деян. 7: 37). Того Иисуса, который продолжил историческое дело Моисея, звали Иисус Навин. Мысль, что эти события были живым пророчеством, явствует из того, что Иисуса Навина звали сначала Осия. Чтобы взять на плечи тяжесть Моисеевой миссии, ему нужно было сменить имя с Осии на Иисуса. И Моисей, зная, что делает и зачем, совершает это переименование! Моисей умирает, издалека увидев обещанную землю, а Иисус доводит народ до цели. Но чудеса и знамения на этом не оканчиваются.

http://pravoslavie.ru/44063.html

Живая вода, как олицетворение чистоты и красоты человека, встречается в книге Песни песней, где жених сравнивает свою невесту с цветущим садом, орошаемым источником «живых вод» (см. Песн.4:12–15 ). В книгах пророков живая вода становится метафорой, повсеместно применимой к Господу: «…два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» ( Иер.2:13 ). «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой» ( Иер.17:13 , см. также Ис.12:2–3, 44:3 , ср. Иер.15:18 ; 2Пет.2:17 ). В Новом Завете полностью раскрывается символический смысл понятия «живая вода». Христос, проходя через Самарию, утомился и сел у колодца Иакова, и, когда к колодцу подошла женщина, Он попросил у нее напиться: «Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» ( Ин.4:9–11, 13–15 ). На празднике Кущей, при большом стечении народа, Господь вновь говорит о живой воде: «…кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него…» ( Ин.7:37-39 ). Ангел открывает Иоанну Богослову образ сходящего с небес Иерусалима, в который «не войдет ничто нечистое»: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки — древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» ( Откр.22:1–2 ). Это видение нового неба и новой земли сопровождают слова Господа: «…совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой» ( Откр.21:6 ). Образ живой воды венчает Апокалипсис: «И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» ( Откр.22:17 ). Живьем проглотить

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Обещал Я вам явить Лицо Мое – вот вам Лицо Мое! Смотрите и веселитесь! Обещал Я вам венец жизни, венец неувядаемый – вот вам венец этот! Обещал Я вам честь и славу – вот вам слава, как чадам Моим! Обещал Я утешить вас – вот утешаю вас, как мать утешает чад своих! Обещал Я вам дать мир непрестанный в сердцах ваших – говорю: мир Мой даю вам (Ин. 14:27). Обещал Я отнять от вас печаль, болезнь и воздыхание – вот удалилась болезнь, печаль и воздыхание от сердец ваших! Обещал Я вам пищу и питие, сладости и радости вечные – вот вам это утешение и наслаждение: ешьте, друзья, пейте, и насыщайтесь (Песн. 5:1). «В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест, яко ярем, вземшии и Мне последовавший верою! Приидите, насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцев небесных», – говорит Господь. Тогда исполнится написанное: Как слышали мы, так и видели в городе Господа Сил, в городе Бога нашего: Бог основал его навеки. Восприняли мы, Боже, милость Твою среди народа Твоего (Пс. 47:9–10). Христианин, упившийся любовью мира этого! Истрезвись, пока еще время не ушло, и поищи небесных благ, которые обещал Бог любящим Его дабы не пожелать потом, но не получить.   О том же На знатной вечери этого мира музыка и пение бывает ради увеселения пирующих гостей. Пение будет и на той небесной вечере, но несравненно лучшее. Там услышится пресладкое пение святых Ангелов, хвалящих и поющих Господа, Создателя своего: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его (Ис. 6:3). И самые святые Божий люди, живущие в доме Божием, во веки веков восхвалят Господа и вместе с небесными Силами воспоют Святую Троицу. О прекрасная музыка! О пресладкие песни! О дивное согласие Ангелов и людей, подобных Ангелам, поющих Господу, Создателю своему! Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк. 1:68–69). Благослови, душе моя, Господа! (Пс. 102:1–2). Благословен ecu, Господи Боже отец наших, и препетый, и превозносимый во вся веки, и благословенно имя славы Твоея святое, препетое и превозносимое во веки (Дан. 3:52).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

По сходству с тем, что мы сказали выше о необходимости обрезания ушей, уст, сердца и крайней плоти, возможно, нужно обрезать и наши руки и ноги, и зрение, и обоняние, и осязание. Ибо так как Божий человек может быть совершенен во всем (ср. 2Тим.3:17 ), все его члены должны быть обрезаны: руки – от воровства и хищения, от убийства, и простираться только для служения Богу. Ноги должны быть обрезаны, чтобы не спешили они «на пролитие крови» ( Ис.59:7 ) и не ходили «на совет нечестивых» ( Пс.1:1 ), но чтобы они могли следовать по путям, указанным заповедями Божьими. Пусть и глаза наши будут обрезаны, чтобы не взирали они с жадностью на принадлежащее другому, чтобы не смотрели «на женщину с вожделением» ( Мф.5:28 ), ибо необрезан глазами тот, чей взор с любопытством и похотью блуждает по женским очертаниям. Также если кто-либо ест или пьет, как предписывает апостол Павел: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божью» ( 1Кор.10:31 ), то вкус этого человека обрезан; и я бы сказал, что вкус того человека необрезан, чей «бог – чрево» ( Фил.3:19 ) и кто услаждается вкусом еды и питья. Если кто-то обрел «Христово благоухание» ( 2Кор.2:15 ), ищет это благоухание в делах милосердия, его обоняние обрезано. Но о том, кто ищет насладиться «лучшими ароматами» ( Песн.4:14 ), должно сказать, что его обоняние необрезано. Так, можно сказать, что каждый из членов нашего тела обрезан, если служит соблюдению Божьих заповедей. Но если они услаждаются сверх установленных для них Божьих законов, то они считаются необрезанными. И я думаю, что это и имел в виду апостол Павел, когда сказал: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» ( Рим.6:19 ). Ибо когда ваши члены служили беззаконию, они не были обрезаны, и не было Божьего завета в них. Но как только стали служить они «праведности на дела святые», обещание, данное Аврааму, исполнилось в них. Ибо тогда закон Бога и Его завет запечатлелись в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Наконец, мы можем видеть на нашем духовном столпе яблоки позолоченные, которыми служат добрые дела его, ибо добрые дела подразумеваются в Священном Писании под плодами дерева. Так, святой Давид провидел о блаженном муже: «Будет как дерево, которое плод свой даст в свое время» ( Пс. 1:3 ). Потому же и возлюбленная говорит о своем Возлюбленном в Песни Песней: «Как яблоня среди деревьев, так брат мой» ( Песн. 2:3 ). Яблоками у блаженной памяти преставившегося отца нашего являются его добрые дела. Сколь велико их число, о том знать мы не можем, только Сам Бог, «исчисляющий множество звезд» ( Пс. 146:4 ), ведает число этих плодов. Пророк Иеремия исчисляет на столпах Соломоновых по пятьдесят яблок гранатовых около венцов. Я же не отважусь исчислять духовные плоды сего мысленного древа и мысленного столпа Церкви Божией, ибо не смогу исчислить их, и не хватит мне времени для повествования. Да и кто может счесть и открыть сокровенные, одному только Богу известные его подвиги, как-то: умерщвление тела, всенощные молитвы, постоянные воздыхания к Богу, возношения очей, сердца и рук? О, если бы могли поведать о том те места, на которых он подвизался: если бы келья и скит рассказали о том, сколько времени употребил сей набожный архимандрит на прилежные молитвы, сколько капель слез излил он пред Богом, сколько раз подобно мытарю ударял в грудь, сколько положил великих, но смиренных поклонов! Но все это уже воздается ему явно вместе со всеми в добре подвизавшимися, ибо говорится в Писании: «Помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:6 ). В древности на столпах возлагали венцы. В подражание тому и Соломон в церкви Святая Святых возложил на столпах венцы, ибо и золотые сети были сделаны вокруг наподобие венцов, и круги из лилий и яблок были возложены в виде венцов, как упоминает об этом и пророк Иеремия: «Яблоки на венцах по кругу» ( Иер. 52:22 ). Достоин поистине и сей столп наш духовный быть увенчанным венцами. За свою великую премудрость при золотой сети достоин венца из неувядающего лавра. За отличное подаяние милостыни при цветах лилий достоин золотого венца. За все высокие достоинства достоин того, чтобы мы все своими молитвами испросили ему у Бога тот венец, которого ожидает апостол: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный» ( 2Тим. 4:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1:1). Я обручена Небесному Жениху чрез закон и пророков. Я — Церковь, обрученная из язычников, не желаю более (иметь посредниками) Моисея, или Исаию, или Иеремию, или прочих пророков, но пусть придет Сам: я хочу говорить с Ним устами к устам; пусть Сам будет здесь и « лобзает он меня лобзанием уст своих ». Я слышу Иеремию, говорящего о Нем: « лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9)? Его прошу, Его умоляю: « да лобзает он меня лобзанием уст своих ». Слышу Амоса, говорящего о Нем: « вот, Господь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес » (Ам. 7:7). Его ищу, пусть придет, пусть « лобзает он меня лобзанием уст своих ». Как преданная мужу жена, в отсутствие мужа, выглядывая в окна, его ищет глазами, его высматривает и на суше и на море: увидит ли плывущее судно, там мерещится ей ее муж, увидит ли путников, идущих вдали, думает, не между ними ли находится ее муж, а часто, выбегая им навстречу, расспрашивает их о своем муже: скажите мне, где вы оставили его, в каком городе или деревне, что он говорит, что делает, и когда придет? 3. Точно так же святая Церковь, томясь любовью и жаждая Его святых поцелуев, спрашивает о Нем всех пророков: видели вы Его, придет ли Он, или не придет? Ведь Он на небе? Может быть Он пасет на небе девяносто девять незаблудших овец и не придет к заблудшей овце? Скажите мне: где пасет, где отдыхает Тот, Которого возлюбила душа моя (Песн. 1:6)? Вопрошаемые пророки откликаются в лице одного Исаии и говорят: « и мы видели Его », если только Того ты ищешь, « и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми » (Ис. 53:2, 3). Отвечает непорочная невеста Церковь: это Он, Его я люблю, Его ищу, Его умоляю, « да лобзает он меня лобзанием уст своих ». Отвечает ей Исаия: если это Он, то придет, и придет с великою силою. « Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных » (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вспомним псалом: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь ( Пс.1:1–2 ). Его читают женщины, хотя, казалось бы, он их не касается. Но святой Игнатий Брянчанинов 120 пишет: «Жена, не идущая на совет нечестивых, — есть блаженный муж». Таким образом, нечто мужеское присуще женщинам, а в данном случае, наоборот, вся Церковь – жена, невеста Христова. За этим кроется чрезвычайно глубокий, сакральный, таинственный смысл. Сказано: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь ( Еф.5:25 ). Значит, Церковь – это место любви Божией, к которой мы устремляемся. Не невеста приходит к жениху, а юноша объясняется в любви к девушке. Так и Господь говорит: Не вы Меня избрали, а Я избрал вас ( Ин.15:16 ), ты еще не знал Меня, а Я уже любовью вечною возлюбил тебя ( Иер.31:3 ). Небесный Жених говорит нам о Своей неизреченной любви. А что должна делать жена? Жена да боится своего мужа ( Еф.5:33 ). Но какова природа этого страха, этого послушания? Это – опять природа любви. Чему подчиняется жена? Любви мужа. Она покоряется этой любви так же, как под лучами ласкового весеннего солнца отступает лед. Как тает воск от огня ( Пс.67:3 ), так и наши сердца истаивают от любви Божией и отвечают на эту любовь. Церковь – место исполнения великой заповеди любви: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет ( Мк.12:30–31 ). Церковь – это не место келейноуединенного общения с Богом, здесь Бог нас любит, а мы любим Его. Мы – одно тело, одна Невеста Христова. Вспомним Песнь Песней: Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная – она, голубица моя, чистая моя ( Песн.6:8 ). Царицы – это те, кто к идет к Богу ради какихто наград, наложницы – страха ради, «девицы без числа» – просто лояльно настроенные, а «единственная» – это Церковь, собрание верных.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

3. Один из. монашествующих встал и, словно вдохновленный [свыше], попросил Феодора поведать перед всеми о его прегрешениях. Тот, пристально посмотрев на него, изрек: « " Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него… подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением " (Плач. 3:27-30). Ты же тяжело переносишь поношения за Христа».   Когда этот [монах] сел, то встал другой, спросив о себе. И [Феодор], опять пристально посмотрев на него, сказал: «Написано: Вертоград заключен, сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен " (Песн. 4:12). Ты же, наоборот, отверст и [твою] жатву расхищают «вси мимо-ходящии путем " (Пс. 79:13)».    Когда и этот [монах], преисполнившись великим стыдом, сел, то встал третий, и на его вопрошание [Феодор] ответил: «Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу Нашему» (Пс. 39:2-4).    Когда [монах] этот сел, проливая обильные слезы, а с ним вместе заплакали и многие другие, то встал еще один и ему, желавшему узнать о себе, [Феодор] изрек: « " Долготерпелив муж мног в разуме; малодушный же крепко безумен " (Притч. 14:29). Исправляй себя».    После того, как и этот [инок], помрачнев, сел, встал некто Орион, ливиец родом и плотник по ремеслу (как я узнал позднее), и пожелал услышать о своих грехах. [Феодор] сказал: «Терпение нужно всем, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36).    После Ориона встал Пателлолий и ему, спрашивающему о себе, [Феодор] ответил: « " Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов " (Гал. 6:2). Исправляй себя». И когда он удалился, [Феодор] сказал всем присутствующим монахам о нем: «Поверьте мне, он страшен для бесов».    Другому, вставшему после него, [Феодор] изрек: « " Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты мои на брань " (Пс. 143:I). Будь мужественен в этом».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Такое приятие совершается через участливое отношение к любому встречаемому на нашем пути ребенку. Может, он потерялся, отстал от своих родителей или лишился их вследствие нападения разбойников и, оставшись в одиночестве, заблудился на перепутьях жизненных дорог. Не проходи мимо только потому, что он не твой! Вглядись в его лицо: на нем печать тоски и ожидания. В его глазах вопрос, обращенный ко всякому проходящему: «Не видали ли вы Того, Кого любит душа моя»! ( Песн.3:3 ) Если можешь, проводи его до Него или хотя бы укажи дорогу к Нему. Но не вздумай обмануть его, ибо как предупреждает Господь, «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» ( Мф.18:6 ). Не эти ли обманутые когда-то взрослыми дети, повзрослев, потом поют печально: Постой, не уходи, Мы ждали лета, пришла зима, Мы заходили в дома, но в домах шел снег. Мы ждали завтрашний день, Каждый день, Ждали завтрашний день В наших глазах потерянный рай, В наших глазах закрытая дверь... Мы все видим, что наше время имеет множество признаков конца своего и правы, видимо, те, которые говорят, что мы живем в последние времена. Эти времена действительно последние. Они таковы по характеру, по напряжению силы зла, по ослаблению стремления людей к Богу, к добру. Но что делать и какие принимать меры, чтобы не быть втянутым в тот процесс апостасии, который вокруг нас совершается? Бороться со всеобщим отступлением, обличая всех и все, или, вспомнив изречение св. Игнатия Брянчанинова , что отступление попущено Богом и не надо пытаться остановить его своей немощной рукой 279 , довольствоваться тем, что еще осталось, и благоговеть перед случившимся попущением? Как обращение к нам звучат ныне слова св. Апостола, говорящего, что лучше всего «внимать себе и своему стаду» ( Деян.20:28 ), а не тому, что делают вокруг нас люди, ищущие от этой жизни иного, «памятуя», чему учили нас наши наставники ( Деян.20:31 ). «Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010