35. Любовь есть подательница пророчества; любовь - виновница чудотворений; любовь - бездна осияния; любовь - источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь утверждение Ангелов, вечное преуспеяние. 36. Возвести нам, о Ты, прекраснейшая из добродетелей, где Ты пасеши овцы твоя? Где почиваеши в полудне (Песн. Песн. 1, 6)? Просвети нас, напой нас, наставь нас, руководи нас: ибо мы жаждем придти к Тебе. Ты владычествуешь над всеми. Ты уязвила душу мою, и не может стерпеть сердце мое пламени Твоего. Итак, воспев Тебя, иду. Ты владычествуеши державою морскою, возмущение же волн его ты укрощаеши и умерщвляеши. Ты смиряеши, яко язвена, гордый помысл; и мышцею силы Твоея расточив враги Твоя (Пс. 88, 10.11), делаешь любителей Твоих непобедимыми от всякой брани. 37. Но желаю я узнать, как видел Тебя Иаков утвержденною на верху лествицы? Скажи мне, какой был вид оного восхождения? Что означает самый образ лествицы, и расположение степеней ее, тех восхождений, которые полагал в сердце своем (Пс. 83, 6) некий любитель красоты Твоей? И сколько их числом, жажду узнать? И сколько времени требуется на восхождение оной? Тот, который Тебя видел и боролся с Тобою, возвестил нам об одних только по одной лествице руководителях (Ангелах); но ничего более не восхотел, или, лучше сказать, не возмог открыть. Тогда Она, сия царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо души моей беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она. Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, на верху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник мой говорит: ныне же пребывают три сия: вера, надежда, любы; больше же всех любы (1 Кор. 13, 13). Краткое увещевание, которое содержит в себе все то, что говорено было в сей книге пространно. Восходите, братия, восходите усердно, полагая восхождения в сердце своем, и внимая Пророку, который говорит: приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего (Ес. 2, 3), совершающего нозе наши яко елени, и на высоких воставляющего (Пс. 17, 34), чтобы нам соделаться победителями на пути Его. Теките, умоляю вас, с Апостолом, сказавшим: потщимся, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Ефес. 4, 13). Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей лествице; ибо любовь есть Бог. Ему хвала, Ему держава, и Ему сила; в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/937/...

13. Ибо после явления Ангелов, сам Иисус пришел возвестить о Себе, как говорит Евангелие: и се Иисус срете я, глаголя, радуйтеся: оне же приступльше. ястеся за нозе Его (Мф. 28, 9). Ухватились за Него, да исполнятся слова: удержах Его, и не оставих Его (Песн. 3, 4). Хотя тело жены слабо, но дух мужествен: вода многа не может угасити любви, и реки не потопят ее (Песн. 8, 7). Мертв был Тот, Кого искали, но не погасла надежда о воскресения Его. И Ангел вторично говорит женам: не бойтеся вы (Мф. 28, 10): не воинам говорю: не бойтеся, но вам. Те пусть боятся, чтобы дознавши опытом, засвидетельствовали и сказали: воистинну Божий Сын бе (27, 54): а вам нет нужды бояться. Ибо совершенна любы вон изгоняет страх (1 Ин. 4, 18). Шедше рцыте учеником Его, яко воста, и прочее (Мф. 28, 7). И они отошли в радостном страхе. Не написано ли и о сем? Второй Псалом, возвещаюший о Христовом страдами, говорит: работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2, 11). Радуйтеся, ибо воскрес Господь, но радуйтеся с трепетом, по причине землетрясения и явления Ангела, в виде молнии. 14. Итак, Архиереи и Фарисеи хотя, по воле Пилата, и запечатали гроб: но жены узрели Воскресшего. И Исаия, который предвидел как тщетный труд Архиереев, так и твердую веру жен, говорит: жены грядущия с позорища приидите: не суть бо людие имуще смысла (Ис. 27, 11). Архиереи не разумеют, а жены своими глазами видят. Когда пришли в город к Архиереям воины и возвестили о всем случившемся, то они сказали им: рцыте, яко ученицы Его нощию пришедше, украдоша Его, нам спящим (Мф. 28, 13). Хорошо подлинно и о сем Исаия, как бы оть лица их, сказал; но нам глаголите, и возвещайте нам иное прельщение (Ис. 30, 10). Восстал Воскресший, и дарами сребра прельщают воинов, но не прельстят царствующих ныне. Ибо тогда воины за сребро продали истину: но нынешние цари, быв подвигнуты благочестием, создали украшенную сребром и златом Святую сию Воскресения Спасителя Бога церковь, в которой мы находимся, и обогатили ее драгоценною от сребра и золота утварью. И аще сие услышано будет у Игемона, мы утолим его (Мф. 28, 14). Правда, вы убедили воинов, но не убедили вселенной. Почему, когда Петр ушел из темницы, стражи осуждены были, a стерегшие Христа не были осуждены? Тем последовало от Ирода наказание, ибо по незнанию своему они не могли защититься: а сии сказав истину, но согласившись за сребро скрыть ее, Архиереями избавлены были от наказаны. Впрочем хотя не многие из иудеев тогда поверили, однако же мир покорился. Скрывши истину сокрылись, а принявши оную явились на свет силою Спасителя, Который не только Сам воскрес из мертвых, но воскресил с Собою и мертвых, от лица которых ясно говорит Пророк Осия: исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем, и живи будем пред Ним (Ос. 6, 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Новые члены присоединялись к Церкви видимо через крещение ( Деян.2:41, 8:12, 38 и др.), собирались для молитвы и таинства причащения ( Деян.2:42–46 ; 1Кор.11:18–27 ). Церковь , по установлению Господа Иисуса Христа, имеет видимое священноначалие, получившее от Него власть учить, священнодействовать и управлять в ней, имеет видимое богослужение и видимые священнодействия – таинства, в которых под видимым образом подается верующим невидимая благодать Божия. Если бы Христова Церковь была невидима, то необъяснимо было бы, между прочим, повеление Господа: «если же не послушает их (свидетелей), скажи церкви» ( Мф.18:17 ); затем, она не имела бы истории своей жизни, не могла быть узнана людьми, желающими для своего спасения приложиться к ней ( Деян.2:47 ), и выделена из других религиозных обществ, выдающих себя за истинную Церковь (ср. Мф.24:5 и др.). В кн. Песн. Песней ( Песн.6:8–9 ) содержится пророческое указание на единую Христову Церковь . «О которой (Церкви, святой и незлобивой голубице)», – замечает святой Епифаний, еп. Кипрский († 403 г.), – «Господь Духом открыл Соломону в Песни Песней и говорил: есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная – она, голубица Моя, чистая Моя (6:8–9), – с двукратным повторением Моя и Моя. Ибо Его голубица и Его совершенная, так как другие, хотя и называются так, но не суть Его, а она дважды так именуется... Но единая голубица и святая дева – Церковь ». 26 Святой Исидор Пелусиот († 436 г.) писал диакону Исидору: «...спрашивал ты, что значит: есть шестьдесят цариц и так далее? Посему слушай. Первенство да имеет нескверная дева Церковь , содержащая правую веру в Бога, и она да называется чистою голубицею, превосходящею достоинством все чины». 27 Иисус Христос основал на земле только одну Церковь . «Я создам Церковь Мою» ( Мф.16:18 ). Церковь Свою Господь уподоблял одному стаду, в которое Он хочет привести всех людей ( Ин.10:16 ), одному полю ( Мф.13:24, 38 ), одному неводу ( Мф.13:47 ). Апостолы также учили об одной только Церкви: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф.5:25 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Оза небрежно коснулся к кивоту и был от Господа поражен ( 2Пар.1:6–7 ). Два сына Аароновы небрежно внесли чужой огонь во святилище, и были поражены смертию от Господа ( Лев.10:1–2 ). Сыны Иехониевы небрежно приступили к кивоту и были поражены от Господа смертною казнью; умерло 50 тысяч и 70 мужей ( 1Цар.6:19 ). Если за небрежное прикосновение к святыне так жестоко были наказаны, то какой казни вы, наши собеседники, достойны за это свое дело, за бесчестите жилища Божия. Вы не только небрежно прикасаетесь к нему, но ежедневно поучаетесь как бы осквернить, обесчестить, обругать и разрушить жилище Божие, о котором Сам Господь сказал Моисею: «Субботы Моя Соблюдайте и святилище Мое чтите» ( Лев.26:2 ) (на русском языке); так строго велено почитать святилище, свято чтить и благоговеть пред ним. 3) Об ограде винограда Еще вам приведем один весьма поучительный пример следующий: из Св. Писания видно, что Сам Господь, избравший иудеев из всех народов и сказавший чрез Исаию пророка, уподобляет винограднику, который крепко был огражден кругом оградою; когда же иудеи изменили Богу в исполнении Его закона и истинного Богопочитания и уклонились в идолослужение, то Бог за это отступление чрез пророка обещался отнять от них Свою Божественную ограду, и предать их попранию и разграблению, и это пророчество ныне вполне сбылось на роде иудейском. За неверие во Христа все они ныне лишились покровительства Божия. Как виноград, не имеющий ограждения, разграбляется, так и они, лишившись ограждения, т. е. древнего своего святилища и вей святыни, теперь попраны, уничтожены и обезчестены от всех народов и рассеяны по всему лицу земли ( Ис.5:1–7 ; Пс.79:9–13 ; Иер.2:21 ; Песн. Песн.8:11–12 ). Хотя пророк Исаия и говорит о духовной ограде и о духовном винограднике, т. е. о законе и заповедях, но эта духовная ограда относится также и к рукотворной ограде, сие мы видим из притчи Самого Иисуса Христа, Который говорил: «Человек некий бе домовит, иже насади виноград и оплотом огради его, и ископа в нем точило и вдаде и делателем и отъиде» ( Мф.21:33–43 ; Мк.12:1–9 ; Лк.20:9–17 ). В этой притче Иисус Христос упоминает о пяти предметах: 1-е о винограде, 2-е об ограде, 3-е об точиле, 4-е о столпе, 5-е о делателях, и все эти предметы должны отняться от Иудейскаго неверного народа по слову Спасителя и передаться Его верующим. Теперь у нас, православных, все эти предметы имеются, и об них мы в кратких словах нынче объясним. 4) Объяснение притчи о винограде 1) Человек домовит означает Господа нашего Иисуса Христа. 2) Насади виноград свой, означает церковь верующих, которых Иисус Христос чрез проповедь евангельскую, чрез Апостолов и всех пастырей церкви (свой виноград) насаждает, и поливает, и возрастает; как о сем и Апостол Павел говорит: «Аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти… Богу бо есмы споспешницы» ( 1Кор.3:6, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

13. По появлении ангелов пришел вестником о Себе Сам Иисус, и Евангелие говорит: «И се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его» ( Мф. 28:9 ). Они держатся за Него, чтобы исполнилось сказанное: «удержу Его и не оставлю Его». Немощно тело жены, но мужественны мысли. «Большие воды не могут потушить любви и реки не зальют ее». (Песн. Песн. 8:7 ). Искали мертвого, но не угасала надежда Воскресения. И ангел говорит им: «не бойтеся вы» ( Мф. 28:5 ): не воинам, но вам говорю: «не бойтеся». Те пусть боятся, чтобы когда дознают опытом, засвидетельствовали и сказали: «Воистину Божий Сын был» ( Мф. 27:24 ). А вам не должно бояться, потому что «совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Иоан. 4:18 ). «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес» и т. д. ( Мф. 28:7 ), и они удалились с радостию, исполненные страха. Ужели и это написано? Второй псалом, возвещая страдание Христово, говорит: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» ( Пс. 2:1 ). «Радуйтеся» ради Воскресшего Господа, но «с трепетом», по причине землетрясения, и ради Ангела, явившегося подобно молнии. 14. Хотя архиереи и фарисеи, с помощью Пилата, запечатали гроб, однако же жены узрели Воскресшего. И Исаия, зная малодушие архиереев и твердость веры в женах, говорит: «Жены, грядущие с позорища приидите: не суть бо людие имуще смысла» ( Ис. 27:11 ). Архиереи не понимают, а жены видят своими очами. И когда воины пришли во град и возвестили архиереям (первосвященникам) о всем бывшем, говорят, «скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» ( Мф. 28, 11:13 ). Исаия, как бы от лица их предсказал и это: «говорите нам лестное, предсказывайте приятное» ( Ис. 30:10 ). Восстал Воскресший, и даянием серебра убеждают воинов, но не убедят нынешних царей. Тогда воины за серебро предали истину, а ныне цари по благочестию воздвигли сию, сребром и златом окованную святую церковь Воскресения Бога–Слова, в которой мы теперь, и украсили драгоценностями из серебра и золота и дорогих камней. «И если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его» ( Мф. 28:14 ). Но если и убедили их, то не убедите вселенной. Почему не были осуждены блюдущие Иисуса Христа, как осуждены стражи темницы, из которой вышел Петр? На тех произнесено осуждение Иродом, ибо, по неведению дела, не нашли себе оправдания, а эти, знав истину и скрывая ее за серебро, спасены архиереями. Но немногие из иудеев убеждены были тогда в этом, а мир покорился истине. Сокрывшие истину скрылись, а принявшие ее явились, облеченные силою Спасителя, Который не только Сам воскрес из мертвых, но воскресил с Собою и мертвых. И от лица этих воскресших ясно говорит пророк Осия: «Оживит нас через два дня, и третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос. 6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

На сей благословенной новой земле цвети явишася, смокв изнесе цвет свой, винограды зреюще даша воню; Церковь возросла и процвела, как сад шипков с плодом яблочным, леторасли ея кипри с нардами, шафран и киннамон со всеми древами ливанскими (Песн. Песн. 2:12, 13–4:13, 14 ). Среди ее подобно древу жизни насажден корень Иессеов ( Ис.11:1 ), коего жезл должен был утвердить, цвет – обновить, плод – напитать всю вселенную. В четвертый день сотворены небесные светила: солнце, луна и звезды. Церковь украшается солнцем правды ( Мал.4:2 ) Христом, и подобно луне, заимствует от Него свет свой. Пророческое и Апостольское слово, яко светило сияющее в темном месте ( 2Петр.1:19 ), излияло свет в самую нощь язычества. Святые украсили Церковь , яко звезды многосветлые 48 . После сотворения светил небесных Бог творит рыб и птиц. Так, когда явилось Солнце духовное, – воды народов языческих, не содержавшие в себе доселе ни одной души живущей в Боге, изводят из себя души живущие духовною жизнию, а душам совершенным благодать Божия дарует силу возлетать, подобно орлам ( Ис.60:31–60:8 ) к чистому созерцанию невидимого и вечного. В шестой день Бог творит животных, обитающих на земле, и человека. Это последний день творения, и прообразовательно указывает на последний период возсозданного мира. Творческая сила в третий день украсила землю произрастениями, и потом, как бы оставила ее до последнего дня; возжгла на небе светила, а потом, произвела животных в воде и воздухе: сии промежуточные дни творения могут означать два периода, следующие за процветанием земли обетованной плодовитыми древами израиля; в продолжение сих периодов является Христос свет истинный, устрояется Церковь , просиявают святые мужи, изводятся язычники из пучины греховной в Церковь , и это – до конца мира. При конце мира Бог снова обратится к процветавшей некогда, но надолго оставленной земле израилевой, и произведет на ней существа живущия жизнию духовною ( Рим.11:15, 25, 26 ); наконец, после того как таинственное тело второго Адама, составляемо и счиневаемо приличне, достигнет полной меры своего возращения, оно, воздвигнутое своею главою Христом, явит во всех членах своих единый образ Божий, и тогда наступит великая суббота Бога и человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

« Облако будет покрывать [их] днем, и также дым и свет пылающего огня ночью. Будет всякая слава покровом (Ис. 4, 6). Когда Бог освободил Израиль от Египетского рабства, и, когда Он вел его, облако покрывало его, ночью же, доставляя необходимое, свет освещал его (Исх. 13, 21 — 22) . Облако уподоблялось шатру и кровли, и покрывало от жара солнечных лучей. Пророчество предвозвещает, что после пришествия нашего Спасителя уверовавшие в Него духовно будут наслаждаться этим [покровом], и этим же самым облаком будут избавлены от сильного дождя и палящего зноя. [От всего этого] они сохраняются тайно, то есть невидимым образом, и, пребывая в мире и чести, отдаляются собрания нечестивых, отражают их нападения» . Кирский пастырь указывает на то, что сам пророк косвенно указывает на историю перехода евреев через Чермное море, который был прообразом тех событий, о которых идет речь. Священное Писание Ветхого Завета, как и сами события истории еврейского народа, в Нем описанные, согласно повествует о пришествии Христа Спасителя и Его Царстве, и поэтому в Нем можно найти множество параллельных мест, что значительно облегчает задачу толкователя. Этим пособием блаженный Феодорит пользуется достаточно часто. Также интересно толкование Иез. 34, 29: И произведу у них отрасль (φυτν) мирную. Блаженный Феодорит для истолкования этого стиха приводит пророчество Исаии: и выйдет жезл от корня Иессеева, и цвет от корня произойдет. И почиет на Нем дух Божий…. Будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами, на Него народы уповать будут, и покой Его будет честь (Ис. 11, 1 —2; 10) ; и отрывок из книги Песнь Песней: как яблоня среди лесных деревьев, так брат мой посреди сынов (Песн. 2, 3) . Все эти отрывки имеют практически один и тот же смысл. В пророчестве Исаии, согласно традиции, жезл и корень означают, Христа. В нем говорится о том, что Он установит благодатное Царство и даст всем людямспасение и покой . В Песни Песней, согласно традиции, невеста — Церковь, а брат — Христос. Христос сравнивается с яблоней, которая в зной доставляет приятную тень, и дает сладкие плоды: в тени его я возжелала сидеть и плод его сладок в гортани моей (Песн. 2, 3) . То есть Господь дарит своей Церкви покой и наслаждение . Пророк Иезекииль так же говорит о мирной отрасли в контексте обетования вечного спасения и покоя (Иез. 34 гл.) . Блж. Феодорит сравнивает близкие по смыслу слова: отрасль , жезл (в смысле отрасль, отросток), корень , яблоня , и, учитывая тождество их смыслового контекста, делает вывод, что речь в данном случае так же идет о Спасителе . Таким образом, толкователь использует близкие по смыслу более ясные места для изъяснения трудного места.

http://bogoslov.ru/article/1146143

вается от общения с неверующими — это ведь нечестие: не признавать Творца жизни и Отца спасения, — и кто не пребывает в грехе, и кто не погряз в роскоши и праздности, но кто в законе Господнем будет поучаться день и ночь. И будет он как дерево, которое даст плод во время свое (Пс. 1:2–3). То, что указано выше, — это заслуги, которые доставляют награды, здесь же — награда за заслуги. 3 . Чего не было у святого Иакова из того, что ведет к награде блаженства? Он настолько был далек от общения с нечестивыми, что от него верный народ получил имя — Израиль 1353 , потому что, воздерживаясь от греха, он лицезрел Бога очами внутреннего ума и, будучи свободным от опьянения всякой роскошью, понес тяжесть трудов и пренебрег праздностью покоя. Разве не прекрасно и не справедливо сказано о нем, что он даст плод во время свое (Пс. 1:3)? О нем написано: Вот запах от сына моего как запах от поля полного (Быт. 27:27). Ведь он был совершенен, цвел множеством добродетелей и благоухал благодатью святого благословения и небесного блаженства. Он сам — то поле, которое благословил Господь, а не земля, покрытая дикими лесами и изрезанная потоками, заболоченная, скудная урожаем, непригодная для виноградников, каменистая от бесплодного песка, растрескавшаяся и иссохшая от засухи, пропитанная кровью, не очищенная от терновников и колючек, — но то поле, о котором говорит Церковь в Песнях: Заклинаю вас, дочери Иерусалима, силой и мощью поля (Песн. 2:7). Это и есть то поле, о котором Господь говорит: Красота поля со Мною есть (Пс. 49:11). На этом поле находится виноград, который под гнетом источил кровь и омыл мир, на этом поле растет смоковница, под которой упокоеваются святые, оживотворенные сладостью духовной благодати 1354 , на этом поле плодоносит олива, которая изливает благовоние Господнего мира, на этом поле цветут гранатовые яблони (Песн. 7:13), которые защищают обильные плоды одним покровом веры и согревают их, словно в объятиях любви. 4 . И вот этими плодами благоухал Иаков, который сквозь опасности следовал за Богом и под Его водительством полагал себя везде защищенным. Хотя запах поля сладок и приятен, no–uirmumum spirabat gratia. Quam continens erat parsimonia, qui cibum sibi paratum non expetiuit, sed petenti fratri sine dilatione concessit, a quo primatus benedictionis accepit, quam pius erga parentes, ut praeferri germano seniori materno mereretur affectu et paternae benedictionis munere sacraretur, quam religiosus, ut fratrem recusaret laedere, quam uerecundus, ut patrem timeret fallere, quam honorificus, ut matri non posset quod iubebat negare!

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

На том же основании, на каком 44-й Псалом относят к Пресвятой Деве, Отцы Церкви относят к лицу Ее и Песнь Песней, которая сходна с сим Псалмом по своему содержанию. Не станем выбирать всего, что в Песни Песней может указывать на Пресвятую Деву; удовольствуемся только немногими чертами, которые указывает святой Дамаскин в Слове на Рождество Пресвятой Богородицы. Ублажая Пренепорочную Матерь Божию, он говорит: Радуйся, Яблоко благовонное, плод родившийся от бесплодной и имеющий Божественную красоту! Ты говоришь в Песнях: положите мя во яблоцех: яко уязвлена есмь любовию аз ( Песн. 2, 5 ). Взяв плод чистоты Твоей, Христос приготовил благовоние неощутительное для мира. Радуйся, Крин, из которого родившийся Иисус одевает крины полевые. В песнях церковных Богоматерь также называется крином. «Зрим яко крин, Тя ризою обагреною украшену, Пречистая, Божественного Духа, посреде терния сияющу, и благоухания исполняющу, иже Тебе искренно величающих» 91 . «Едину тя Жених посреде терния крин, Дево, обрет, чистоты блистанием светящуюся, и светом девства, Всенепорочная, невесту восприят» 92 . Благоухающий цветник духовный, из которого Христос бессеменно облекся в непряденую одежду, превосходящую одежду Соломонову. Радуйся, Нард, текущий и орошающий благовонные цветы чистоты, коих испарение служит приятным запахом для Того, Кто говорит в Песнях: нард мой даде воню свою ( Песн. 1,11 ). Радуйся, Стакти (миртовый бальзам), из девственного бальзама излившая Христу стакти освящения, или млека, и воспевающая в Песнях: вязание стакти возлюбленный мой мне, посреде сосцу моею водворится (1, 12). Радуйся, Киннамон (коричное дерево), исходящий из духовного рая, благовонный цвет чистоты, которого запах приятен Тому, Кто говорит в Песнях: Леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным, трость и киннамон со всеми древами Ливанскими (4, 13–14). Радуйся, Дщерь, посвященная Богу отроковица, которой чистота вожделенна и красота удивительна для Того, Кто сказал в Песнях: Что украсишася стопы твоя во обутиях твоих, дщи Надавля! Чрево твое яко стог пшеницы, огражден в кринах (7, 1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Разве не прекрасно и не справедливо сказано о нем, что он даст плод во время свое ( Пс.1:3 )? О нем написано: Вот запах от сына моего как запах от поля полного ( Быт.27:27 ). Ведь он был совершенен, цвел множеством добродетелей и благоухал благодатью святого благословения и небесного блаженства. Он сам – то поле, которое благословил Господь, а не земля, покрытая дикими лесами и изрезанная потоками, заболоченная, скудная урожаем, непригодная для виноградников, каменистая от бесплодного песка, растрескавшаяся и иссохшая от засухи, пропитанная кровью, не очищенная от терновников и колючек, – но то поле, о котором говорит Церковь в Песнях: Заклинаю вас, дочери Иерусалима, силой и мощью поля ( Песн.2:7 ). Это и есть то поле, о котором Господь говорит: Красота поля со Мною есть ( Пс.49:11 ). На этом поле находится виноград, который под гнетом источил кровь и омыл мир, на этом поле растет смоковница, под которой покоятся святые, оживотворенные сладостью духовной благодати 108 , на этом поле плодоносит олива, которая изливает благовоние Господнего мира, на этом поле цветут гранатовые яблони ( Песн.7:13 ), которые защищают обильные плоды одним покровом веры и согревают их, словно в объятиях любви.   4 . Hos igitur fructus redolebat Iacob, qui deum per pericula sequebatur et tutum se ubique eius deductione credebat. Nam licet dulcis et suatiis odor agri sit, quia est odor naturae, tamen in sancto patriarcha uirtutum spirabat gratia. Quam continens erat parsimonia, qui cibum sibi paratum non expetiuit, sed petenti fratri sine dilatione concessit, a quo primatus benedictionis accepit, quam pius erga parentes, ut praeferri germano seniori materno mereretur affectu et paternae benedictionis munere sacraretur, quam religiosus, ut fratrem recusaret laedere, quam uerecundus, ut patrem timeret fallere, quam honorificus, ut matri non posset quod iubebat negare! 4 . И вот этими плодами благоухал Иаков, который сквозь опасности следовал за Богом и под Его водительством полагал себя везде защищенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010