«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2008 год Божие страхование Ирина Левина Порой так хочется гарантий. Дружить, любить, строить близкие отношения, но только на условиях гарантированной взаимности. Мы наводим справки, стелим соломку, возводим крепостные стены вокруг своего сердца, разрабатываем отходные пути и запасные варианты. Гонка за безопасностью стала нашим образом жизни. И современные христиане - уже вовсе не те «фанатики» начала эры. Тем, наверное, нечего и некого было терять. Особенно, когда назревает необходимость изменений в жизни, - так хочется уверенности, что новое точно будет лучше того, от чего отказываешься. Думаешь: да, Господи, я пойду за Тобой, но Ты уж мне, будь добр, гарантируй… Шаг в неизвестность? Нет, это не для меня. Я же человек, а не ангел. Мне надо… необходимо… я должен точно знать… я хотел бы… а вдруг?.. Наши головные компьютеры просто перегреваются в попытке просчитать Божий замысел о нас, подстраховаться, вычислить вероятность того или иного исхода. Все должно быть разумно, просчитано, здраво. Орган веры - сердце? Главная сердечная функция - отдавать, а не просчитывать выгодно или нет вложение сил? А зачем же тогда голова? Нет, и не уговаривайте. Мне нужны гарантии. «Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «В чем явил Ты любовь к нам?» (Мал. 1, 2). Наш христианский страховой полис надежно скреплен печатью Небесной любви: «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (Песн. 8, 7). Реальность Своей любви - единственная гарантия, которую предлагает нам Бог. Это наша надежда, которая «не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5). Выходит, что точка опоры не во мне, а в Боге. Так трудно доверять человеку, а Богу?.. Его словам: «Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31, 3). «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее» (1 Ин. 4, 16). Любовь и доверие - это выбор, образ жизни. Попытки обрести безопасность, гарантии во внешнем мире, в своей успешности, отношениях с другими людьми обречены на сокрушительный и болезненный провал. Безопасность и покой только в любящих руках Отца. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас», - восклицает апостол Иоанн (1 Ин. 4, 19), а он тот, кому в вопросах любви стоит доверять.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/41...

Не только этот пророк, а и другие, когда имеют в надписании: видение, которое видел Исаия или Авдий, то не только излагают виденное, например: «я видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном и два Серафима вокруг его» ( Ис. 6:1, 2 ), но и сообщают то, что им было сказано, то есть: слыши, небо, и внуши земле ( Ис. 1:2 ), и: «сие говорит Господь Бог к Идумее: слух слышал я от Господа и посла послал Он к народам» ( Авд. 1:1 ). Ибо пророки прежде назывались видящими, так как они могли сказать: «очи наши всегда к Господу» ( Пс. 24:15 ) и: «к Тебе возвел я очи мои, живущему на небесах» ( Пс. 122:1 ). Поэтому и апостолам заповедуется Спасителем: возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже ( Ин. 4:35 ). Эти очи сердца имела и невеста в Песни Песней, которой жених говорит: «ты ранила сердце мое, сестра моя – невеста, одним из глаз твоих» ( Песн. 4:9 ). И в Евангелии читаем: «светильник тела твоего есть око твое» ( Мф. 6:22 ). В ветхом завете также говорится, что весь народ видел глас Божий ( Исх. 20:18 ). Поэтому пусть смолкнут бредни Монтана полагающего, что пророки предсказывали будущее в экстазе, в умоисступлении; ибо несознаваемого они не могли и видеть. Я знаю, что некоторые объясняют Иудею и Иерусалим как небесные, Исаию как образ Господа Спасителя, потому что он де предвозвещает пленение той страны на нашей земле и затем возвращение и восшествие на гору святую в последние дни. Но мы все это отвергаем, считая противным вере христианской, и, следуя исторической истине, в смысле духовном объясняем таким образом, что все, что они бредят о небесном Иерусалиме, относим к Церкви Христовой и к тем, которые как по причине грехов выходят из нее, так вследствие раскаяния возвращаются на прежнее место, – в Церковь , о которой, думаем, говорится и следующее в том же самом пророке: «светись, светись Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою», и: «в тебе явится Господь и слава Его покажется над тобою, и пойдут цари в свете твоем и народы в блеске твоем, когда приидут все сыновья его издалека и дочери его будут принесены на плечах и покроют его верблюды Мадиама и Ефы, принося золото и ладан, и стада Кедара и овны Наваиофа поспешат и будут умилостивительными жертвами на алтаре Господнем» ( Ис. 60:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1 . Веселитесь, небеса, и торжествуй, земля, о тех, кто желает окропиться иссопом, очистить себя иссопом духовным и силою Того, Кто во время страдания Своего посредством иссопа и трости напояем был. Силы небесные да радуются, а души, которым предстоит сочетаться с духовным Женихом, да приготавливаются к этому. Ибо глас вопиет уже в пустыне: приготовьте путь Господу ( Ис.40:3 ). Не маловажное это дело; не тел обыкновенное и безрассудное сочетание, но избрание по вере всеиспытующего Духа. Мирские супружества и брачные союзы не с надлежащим совершаются разбором, но где богатство или красота, там скоро соглашается жених. А здесь не красота телесная, но неукоризненная совесть души, не предосудительное богатство, но богатство душевного благочестия уважается. Итак, чада оправдания, внемлите Иоанну, увещевающему и говорящему: исправьте путь Господу ( Ин.1:23 ), старайтесь уничтожить всякое препятствие и соблазн, чтобы прямо шествовать вам к вечной жизни. Посредством нелицемерной веры приготовьте чистые сосуды души для принятия Святого Духа. Начните покаянием омывать одежду вашу, чтобы, когда призваны будете в чертог брачный, явиться вам чистыми. Ибо хотя Жених призывает всех без исключения, потому что благодать щедра, и громкий голос провозвестников собирает всех, впрочем, Сам же Он различает вошедших на таинственный пир брачный. Да не случится кому-либо из тех, кого имена внесены в список, услышать затем: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? ( Мф.22:12 ). Но да услышит каждый из вас: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего ( Мф.25:21 ), ибо доселе стоял ты за вратами. О, когда бы всякий из вас мог сказать: царь ввел меня в чертоги свои. Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством ( Песн.1:3 ; Ис.61:10 ). Да явится душа каждого из вас, не имеющая пятна, или порока, или чего-либо подобного ( Еф.5:27 ). Не говорю я, чтобы это было прежде принятия благодати: ибо для чего было бы звать вас к отпущению грехов? Но чтобы тогда, когда даруется благодать, согласна была с благодатью совесть, быв найдена неукоризненной.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Всем сердцем желаю вам благословений Отца небесного во всех богоугодных трудах, подвигах, занятиях и делах, видимых и духовных, пребуду всегда преданным вам слугою о Господе. P. S. Советую вам запечатлеть сии слова Божией благодати в памяти, в уме, сердце и совести. 26 марта 1846 г. 296 В Орел приехали мы по милости Божией благополучно, когда солнце уже взошло, и когда начали звонить к ранней обедне в городе. Мы исполнили уже и чтения из Нового Завета и Псалтыря. Мысли, получаемые при чтении второго псалма и второй главы Евангелия от Матфея (ибо эти места проходить сего дня случилось вам), представляются мне в гармоническом соответствии и согласии. «Царь Ирод смутился, и весь Иерусалим с ним. И собравши всех первосвященников и книжников из народа, спрашивал у них: где должно родиться Христу? ( Мф.2:3 −4). Ирод, тайно призвав волхвов, выведывал от них время явления звезды, и послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете Его, известите меня, чтобы и я пошел поклониться Ему» ( Мф.2:7 −8). «Ирод увидя, что он осмеян от волхвов, весьма разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех пределах его, всех детей мужеского пола от двух лет и ниже» ( Мф.2:6 ). Почто мятутся пароды, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и вельможи собираются вместе против Господа и Христа Его. «Разорвем узы их, и свергнем с себя иго их!» Живущий на небесах, осклабляется, Господь смеется им ( Пс.2:1 −4). Ты поразишь их жезлом железным; раздробишь их, как сосуд горшечника ( Пс.2:9 ). Соображая все это, можем найти ключ к разумению всех событий, составляющих историю мира и Церкви. В последнем стихе псалма словом почтите переводчик хотел выразить слово оригинала лобзайте. Лобзание Сына Божия по созерцанию духовному, бывает троякое: лобзание ног, принадлежащее собственно рабам; лобзание рук, свойственное детям, и лобзание уст, приличное только невестам Божественного Жениха ( Пс.2:11 ; 1Ин.4:18 ; Гал.4:1 −7; Рим.8:14 −17; 2Кор.11:2 ; Ин.3:29 ; Еф.5:25 −27, 29−32; Апок.19:7 −9, 22; Песн.П.1:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Творение святого Космы Песнь 1 Ирмос Христос раждается – славите! Христос с Небес – срящите! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися. Толкование К кому, как ни к булочнику, должны обращаться те, кто нуждается в хлебе? Или у кого другого, как ни у винодела, обретают вино те, у кого оно закончилось? А те, кто нуждается в серебряных или золотых монетах к кому, как ни к меняле, должны идти? Точно так и те, кто желает торжественно воспевать и восхвалять праздники Христовы, у кого должны искать словеса восхваления и воспевания, как ни у восхваляющего и воспевающего их, Великого, говорю, в Богословии Григория? Потому что он не только украсил Владычные праздники, составляя к ним свои слова и похвальные речи, будучи превосходным Троичным Богословом, но и позволил всем последующим красть его слова и творения кражей похвальной и необвинительной. Творящий же такую кражу не только не стыдится, но, напротив, украшается ею. Да что я говорю? Григорий – этот ум Богословия – не только позволил красть его слова, но и сам с неизреченным братолюбием приглашает вкусить мысленный хлеб его мудрости, укрепляющий душу, и испить его разумного вина, веселящего сердце, и призывает гласом велиим, повторяя слова Премудрости: Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; ( Прит.9:5 ), иногда же слова невесты Песней: Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные! ( Песн.5:1 ), а иногда призывает словами пророка Исаии: Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко ( Ис. 55:1 ). Потому и божественный Косма – священных праздников песнотворец и Музоначальник – желая торжественно воспеть спасительное для нас Рождество Господне, повторяет в данном ирмосе слово в слово за этим великим Богословом, составителем торжественных и похвальных слов к праздникам. Ибо так начинает тот своё похвальное слово на Рождество Христово: «Христос раждается – славите; Христос с Небес – срящите; Христос на земли – возноситеся; пойте Господеви вся земля».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Евангелист Марк замечает, что миро было приготовлено «из нарда» – по-еврейски «неред» ( Песн.1:12, 4:13 и сл.), т.е. из цветка, растущего в горах Ост-Индии, принадлежащего к породе valeriana, в пядень длиной. Сок, из него добываемый, шел на приготовление особой ароматической жидкости, которая лучше всего выделывалась в г. Тарсе и рассылалась оттуда на продажу в маленьких алебастровых банках. «Чистого» ( πιστικς), т.е. без посторонних примесей. «Разбив сосуд» (стих 3). У банки, вероятно, было приспособление для наливания из нее мира, в виде горлышка, и женщина, не желая, не думая что-нибудь оставлять для своих нужд из находившегося в банке мира, прямо отбила горлышко и все содержание банки вылила на голову Христа. «Триста динариев» (стих 5) – около 60 рублей, что соответствует стоимости 1200 г серебра (динарий – 20 коп., т.е. 4 г серебра). «Роптали на нее» ( νεβριμντο, ср. Мк.1:43 ) – очень рассердились на нее. «Сделала, что могла» (стих 8), точнее: что получила, то сделала или отдала ( σχεν ποησεν). Господь, кажется, здесь дает понять, что женщина отдала, пожертвовала для Него тем даром, какой сама получила перед этим. Мк.14:10 .  И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Мк.14:11 .  Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его. (См. Мф.26:14–16 ). Помазание Христа миром имело место «за шесть дней до Пасхи» (см. Ин.12:1 ), и если Марк, как и Матфей, изображает его как будто совершившееся перед самым днем предательства Христа Иудою, то делает это для того, чтобы выявить всю гнусность поступка Иуды в противоположность любви, проявленной по отношению ко Христу женщиной, апостол Христа является предателем Его! Поэтому стих 10 и должен, собственно, следовать непосредственно за 5-м стихом рассматриваемой главы. Днем предания или уговора Иуды с первосвященниками церковное предание полагает среду. Мк.14:12 .  В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А чрево – кто? Чревом являются грешники, служащие чреву, о которых пишется: «их бог – чрево, и слава их – в сраме» ( Флп. 3:19 ). Посмотрим же, кому слово Божие сладко и кому горько. Устам сладко, а чреву горько, то есть добрым сладко, а злым горько: они преогорчили Бога... О блаженные уста, для которых является сладким любезное слово Божие! О проклятое чрево, для которого Бог – горечь! Знай же каждый, что только любовью можно соединиться с Богом. Постарайся быть устами, а не чревом, и тогда поистине усладишься любовью Божией. При этом еще особенно нужно заботиться о том, чтобы, однажды соединившись с Ним, больше не уходить от Него, но прикрепиться к Нему, как кожа к телу, дабы никогда и никаким образом не отлучаться от Него (1). Выше всего – любовь, а любовь Божественная есть и самая сильная, и самая прочная, крепкая, ибо он [Соломон] в Песни Песней говорит: «крепка, как смерть, любовь... Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» ( Песн. 8:6–7 ). Тверд камень веры, на котором основана Церковь Христова, но не некрепок и покров любви, которым покрывается Церковь , любовь ведь покрывает все множество грехов (1). Не погрешил тот, кто любовь, любовь же Божественную, назвал огнем. Светит в темноте огонь, светит и любовь, согласно словам Богослова: «Кто любит... тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна» ( 1Ин. 2:10 ). Греет огонь, не знобит и любовь, когда, подобно одежде, покрывает все множество грехов. Сжигает хворост огонь, не не умеет и любовь превращать в пепел хворост беззаконий наших, как, например, сказано об одном лице: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» ( Лк. 7:47 ). «Тает воск от лица огня» ( Пс. 67:3 ), тает и сердце человеческое от теплоты любви. «Было, говорится, сердце мое как воск, тающий посреди чрева моего» ( Пс. 21:15 ). Вверх пылает пламя огненное, и любовь ищет вышних и превосходит все добродетели, она выше всего. Этот-то огонь, огонь любви, Спаситель наш и принес к нам с небес. »Огонь, – сказал Он, – пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк. 12:49 ). О если бы тем огнем просветились умы наши, согрелись сердца наши, истаяли души наши, загорелся дух наш! Распали нас в любовь Твою, многомилостивое Слово Божие! Огонь без подтопки не горит. Даже и посланный с неба, он требует дров. Ведь и в Ветхом Завете огонь свыше сошел на Моисеевы и Аароновы жертвы, но, чтобы он никогда не угасал, священники днем и ночью подкладывали на алтарь дрова. Жертвенником Божиим в духовном смысле является наше сердце, а огонь, сходящий свыше, это любовь Божия, свыше изливаемая на наши сердца, согласно слову, апостольскому: любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим. 5:5 ). Кто хочет загореться пламенем Божественной любви, тот пусть ищет таких дров, которыми мог бы поджечь в себе огонь невещественный, духовный, огонь любви Божией, и соблюсти его на своем сердечном жертвеннике никогда неугасаемым (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Следующее указание на Духа содержит пророчество Иоанна Крестителя о грядущем Мессии: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф 3:11, Лк 3:16). По толкованию бл. Иеронима, Сам “Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем, Он возник в виде огня над каждым из верующих” . Златоуст поясняет: “выражением и огнем еще более выражает силу и могущественное действие благодати” . Во всех этих толкованиях едино то, что Св. Отцы не рассматривали упоминаемый здесь огонь как нечто самостоятельное от ипостаси Духа Святого. Огонь есть явление или обозначение благодати того же самого Духа. Понимание Отцов подтверждается и библейским контекстом: этот оборот речи Крестителя может представлять типичный поэтический прием ветхозаветных пророков, когда использование параллельного повторения разных слов, подразумевающих одни и те же понятия призвано усилить эмоциональное воздействие изречения. У ап. Марка в той же фразе мы находим противопоставление: я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым (Мк 1:8), призванное подчеркнуть принципиальное отличие Предтечи и Грядущего, а также обозначение пришествия Мессии как наступления новой эпохи, обетованной пророками Ветхого Завета — эпохи Духа Святого. Третье упоминание Духа мы встречаем в описании Богоявления: и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф 3:16), и у ап. Марка: и когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк 1:10) Сравнение Духа Божия с голубем восходит в Быт 1:2, где мы встречаем причастие merahefet “трепетно парящая” (“носился” Синодального перевода), которое обозначает высиживание яиц. В раввинистической литературе на основании этого места Дух Божий иногда сравнивался с голубем , учители Закона уподобляли Духа Божиего, носившегося над водою при создании мира, птице, машущей крыльями над своими птенцами. В одном позднем таргуме на Песн 2:12 слова голос горлицы слышен в стране нашей толкуются как “голос Духа спасения” .

http://pravoslavie.ru/1506.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010