Читая Новый Завет и узнавая из него о Христе, человек в конце концов задает себе вопрос, кем же является Христос на самом деле. Ведь Он так говорит о Себе: «Вы от нижних есте, Аз от вышних есмь... егда вознесете Сына Человеческого, тогда уразумеете, яко Аз есмь» 94 . Эта фраза в переводе на современный язык звучит так: «Когда Я буду распят, тогда и только тогда вы поймете, что это – Я». Но кто именно? Дело в том, что слова «Аз есмь» отсылают нас к первой заповеди Божией, которая гласит: «Аз есмь Господь Бог твой...» 95 . То есть Христос говорит иудеям: «Когда вы распнете Меня, только тогда вы поймете, что распяли своего Господа и своего Бога». Поэтому и песнопения Православной Церкви, исполняемые на Страстной седмице, называют иудеев «богоубийцами», ибо они распяли Христа. Таким образом, Христос есть Господь и Бог наш, Творец наш и Создатель всего мира. Однако, придя на землю в образе человека, Христос требует от человека чего-то исключительного: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» 96 . Он требует от нас, чтобы мы любили Его всем помышлением, всем сердцем и всею душою своею, то есть всем своим существом. Однако далее оказывается, что это не предел любви, и Он обращается к нам с такими словами: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» 97 . То есть Христос желает, чтобы наша любовь к Нему была более сильной и горячей, чем любовь к отцу, матери или детям. В самом деле, если бы кто-то из ваших близких требовал от вас, чтобы вы не просто любили его, но любили всею душою, всем помышлением, всем сердцем, любили больше, чем отца и мать или детей, – что могли бы значить его слова? Конечно, что этот человек безумно любит вас и говорит вам такие вещи потому, что желает, чтобы и вы ответили ему такой же безумной любовью. Такие слова мог бы говорить только влюбленный своей возлюбленной! Вот почему мы говорим, что союз Иисуса с человеком – это союз двух личностей! Вот почему мы говорим, что Иисус – это наш Возлюбленный! Вот почему мы говорим, что все те, кто не просто любит Его, но любит самозабвенно, пленены Им. Вот почему мы говорим, что православие – это вера любви, полнота которой обретается в Божественной литургии, в таинстве евхаристии, соединяющей Бога с человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

В чудном видении Иакова заключалось не только обещание помощи Иакову, но ему открывалось и прояснялось обетование, что человек не будет брошен Богом беспомощным, на вечные страданья, что к нему не только будут снисходить разные посланники Божии, но что и ему самому откроется путь к небу через И. Христа. Об этом последнем особенно ясно говорил Бог, предвозвещая Иакову, что обетование, данное Аврааму относительно происхождения от него потомства, многочисленного как песок морской, и благословения через него всех племен земных, должно прийти через него. Здесь Иаков не только обнадеживался в безопасности своей жизни, но и утверждался в тех благодатных правах, которые он получил от отца вместо первенца. К прежнему раскрытию обетования о Спасителе здесь дано было указание на посредство, через которое должен прийти на землю обещанный Спаситель, именно на лестницу. По общему мнению христианских учителей эта лестница прообразовала Матерь Божию, соединившую небо с землею через воплощение от Нее Спасителя мира. Посему, уставом нашей Православной Церкви положено читать об этой лестнице, виденной Иаковом, в Богородичные праздники. И в некоторых песнопениях церковных Богоматерь прямо называется «лествицею, юже Иаков виде» (Ак. Б. Мат.). Ст. 16 и 17. «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это – врата небесные». Ст. 16 и 17. На Бога не смеют чины Ангельские взирати, но Иаков видел в сновидении Бога как бы лицем к лицу, потому-то на него напал страх, когда он проснулся и представил свой чудный сон. Он видел, как пред ним земля, где он спал, была соединена с небом, так что Бог, бывший вверху лествицы, через последнюю как бы соприкасался с землею. Поэтому понятно почему Иаков место своего божественного сновидения назвал жилищем Божиим. Но здесь ему была показана лествица, ведущая к небу, поэтому он назвал и самое это святое место вратами к небу, путем ведущим к Богу. Вообще Иаков все понял, всему дал настоящий смысл и значение, и ободренный, принес Богу благодарность за его успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

III. Воскресение Господа Иисуса Христа мы празднуем всю Пасхальную неделю, песнопения, прославляющие это величайшее событие, воспеваем вплоть до праздника Вознесения, и вспоминаем о нем каждое воскресенье. На русском языке и первый день недели называется воскресеньем в честь и память Воскресения Господа Иисуса Христа. Шестой член Символа Веры. О Вознесении Господа Иисуса Христа 289. Как читается шестой член Символа веры ? Шестой член Символа веры читается: «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». 290. Когда вознесся Господь Иисус Христос на небо? Господь Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день после Своего Воскресения ( Мк.16:19 ; Лк.24:51 ; Деян.1:2 ). 291. Господь Иисус Христос восшел на небо как человек? Иисус Христос восшел на небо не Божеством Своим, потому что, будучи Богом, Он всегда пребывал и пребывает на небесах, а человеческой плотию Своею. 292. Какое значение имеет для нас Вознесение Господа Иисуса Христа на небо? Вознесение Господа Иисуса Христа на небо имеет для нас чрезвычайно важное значение, потому что: 1) оно есть полнейшее выражение прославления Господа Иисуса Христа и завершение дела нашего искупления; 2) через Свое Вознесение Господь Иисус Христос открыл нам путь на небо к участию в той славе, какую Он Сам получил по человечеству. 293. Как нужно понимать слова «и седяща одесную Отца»? Слова «и седяща одесную Отца» надо понимать образно и духовно: они означают, что вознесшийся на небо Господь Иисус Христос владеет всем миром, имея одинаковое могущество и славу с Богом Отцом и со Святым Духом. Пояснения: I. «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» ( Евр.8:1 ). II. «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф.4:10 ). Седьмой член Символа Веры. О втором пришествии Господа Иисуса Христа 294. Как читается седьмой член Символа веры ? Седьмой член Символа веры читается: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца». 295. Когда придет Господь Иисус Христос судить живых и мертвых?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

2. Еще молимся об упокоении души скончавшегося раба Божия (имя) и о прощении всех его вольных и невольных согрешений. 3. Чтобы Господь Бог поселил душу его там, где покоятся праведные. 4. Милости Божией ему, прощения грехов и Царства Небесного у Христа, Бессмертного Царя и Бога нашего, просим. Молитва Боже, Создатель невидимых духов и всех земных существ, победивший смерть, уничтоживший власть диавола и даровавший жизнь Своему миру! Ты Сам, Господи, упокой душу скончавшегося Твоего раба (рабы) (имя) в местах света, блаженства, покоя, где нет болезней, печали и душевных страданий, и, как милосердный и человеколюбивый Бог, прости ему (ей) всякий грех, сделанный им (ею) словом, делом и помышлением, ибо нет человека, которой провел бы жизнь не согрешив, так как только Ты один безгрешен и Твое правосудиеправосудие вечное и слово Твое – истина. Ибо Ты – воскресение, жизнь и покой скончавшегося Твоего раба (имя), Христе Боже наш, и мы воссылаем славу Тебе с Твоим Безначальным Отцом и с Пресвятым, всеблагим и Животворящим Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков. Отпуст: Воскресший из мертвых и и владычествующий над мертвыми и живыми Христос Истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, душу Своего раба (имя), переселившегося от нас в жилище праведных вселит, вместе с Авраамом упокоит, а нас помилует, как Благой и Человеколюбец. В блаженстве праведных подай, Господи, вечный покой скончавшемуся рабу Твоему (рабе, рабам) и сотвори о нем (ней, них) вечную память. Разрешительная молитва над скончавшимся Господь наш Иисус Христос, сказавший Своим ученикам и Апостолам: «Примите Святого Духа. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся; что вы свяжете на земле, то будет связано на небе и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Ин. 20, 22–23 ; Мф. 18, 18 ), даровал им по Своей Божественной благодати власть связывать и разрешать грехи людей. Этой же властью, по преемству от них принятой нами, да простит Господь через меня, смиренного, это духовное чадо (имя) и да разрешит его от всех его грехов, совершенных перед Богом по человеческой немощи словом, делом, помыслом, всеми его чувствами, произвольно и невольно, сознательно и несознательно, через которые он и подпал или под архиерейскую или иерейскую клятву или отлучение, или навлек на себя проклятие родителей, или подпал под свое проклятие, или клятву нарушил, и от всех других грехов, которыми он, как человек, связан, но во всех их с сокрушением сердца покаялся. Да освободит его Господь от всех этих виновностей и уз. Грехи же, по человеческой немощи преданные забвению, да простит по Своему человеколюбию и по молитвам Пресвятой, Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

173. Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал. 174. Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое. 175. Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. 176. Я заблудился, как овца потерянная, взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл. Тропари, гл. 8 Припев: Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим. 1. Все святые нашли источник жизни в Боге и дверь в рай, да найду и я путь туда через покаяние. Я – овца погибшая, но призови меня, Спаситель, и спаси меня. 2. Святые мученики, проповедавшие Агнца Божия, и сами закланные, как агнцы! Вы, перейдя к жизни нестареющей и вечной, усердно молите Спасителя о даровании нам прощения грехов. 3. Шедшие тесным путем скорбей, все взявшие в жизни крест, как иго, и последовавшие за Мною с верою, приидите, насладитесь почестями, приготовленными Мною для вас, и венчайтесь венцами небесными. 4. Я – образ Твоей неизреченной славы, хотя и ношу язвы грехов; сжалься над Твоим созданием, Владыка, очисти его Твоим милосердием и подай мне вожделенное отечество, вновь сделав меня жителем рая. 5. В древности призвавший меня к жизни из небытия и украсивший Твоим Божественным образом, но за нарушение заповеди вновь возвративший меня в землю, из которой я взят был! Возведи меня в достоинство Твоего подобия, облекши в утраченную мною красоту Твоего образа. 6. Упокой, Боже, раба Твоего и дай ему место в раю, где все святые, Господи, и праведники сияют, как светила. Скончавшегося раба Твоего упокой, прощая все его согрешения. Слава: Тройственным светом сияющего Единого Бога благоговейно воспоем, возглашая: Свят Ты, Отец Безначальный, также Безначальный Сын и Божественный Дух. Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь от вечного огня. И ныне: Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех! Чрез Тебя человечество нашло спасение, да найдем и мы чрез Тебя рай, Богородица Чистая, Благословенная. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже (трижды). Малая ектения 1. Еще и снова в мире Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Господи, Боже мой! Знаю, что я не стою и недостоин, чтобы Ты вошел под кров жилища души моей, потому что оно все пусто и в развалинах и нет во мне достойного места, где бы Тебе преклонить голову. Но как Ты ради нас уничижил Себя, сойдя с высоты небесной, так и теперь снизойди до ничтожества моего. И как Тебе благоугодно было возлечь в пещере, в яслях бессловесных животных, так благоволи войти в ясли моей безрассудной души и в оскверненное мое тело. И как Ты не возгнушался войти и принять участие в вечере с грешниками в доме Симона прокаженного, так соблаговоли войти в жилище смиренной моей прокаженной и грешной души. И как не отверг Ты подобную мне блудницу и грешницу, пришедшую и прикоснувшуюся к Тебе, так же умилосердись и ко мне, грешному, приходящему и прикасающемуся к Тебе. И как Ты не возгнушался скверных и нечистых уст ее, целовавших Тебя, так не возгнушайся еще более, чем ее, скверных и нечистых уст моих, мерзких и нечистых губ и скверного и еще более нечистого языка моего. Но да будет мне пылающий уголь Пресвятого Твоего Тела и Драгоценной Твоей Крови в освящение и просвещение, для здоровья смиренной моей души и тела, в облегчение тяжести многих моих прегрешений, в охрану от всякого диавольского воздействия, к устранению и обузданию дурных и зловредных моих привычек, к умерщвлению страстей, к преуспеянию в заповедях Твоих, к приумножению Божественной Твоей благодати, к приобретению царства Твоего. Ибо я прихожу к Тебе, Христе Боже, не как дерзкий, но как уповающий на Твою несказанную милость, и чтобы я, далеко разобщенный с Тобою, не был похищен духовным волком. Поэтому молю Тебя: как Единый Святой, освяти, Владыка, мою душу и тело, ум и сердце, все внутренние органы и всего меня обнови, и вкорени страх пред Тобою в членах моих, и сделай освящение Твое неизгладимым во мне. Будь мне Помощником и Заступником, направляя, как кормчий, мирно жизнь мою, да сподоблюсь я стать по правую руку от Тебя со святыми Твоими, по молитвам и предстательствам Всепречистой Твоей Матери, бесплотных Твоих служителей и пречистых Сил и всех святых, от вечности Тебе благоугодивших. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Поэтому я припадаю к стопам Твоим и горячо взываю к Тебе: как Ты принял блудного и пришедшую к Тебе блудницу, так прими, Милостивый, и меня, блудного и скверного, с душою сокрушенною ныне к Тебе приходящего. Знаю я, Спаситель мой, что никто не согрешил пред Тобою, как я, и не сделал того, что совершил я. Но знаю я также и то, что ни тяжесть прегрешений, ни множество грехов не превосходит великого долготерпения и крайнего человеколюбия Бога моего; но милостивым состраданием Ты очищаешь и просветляешь горячо кающихся и приобщаешь их к свету, сообщая им обильно часть Божества Твоего, и – что странно ангелам и человеческой мысли – часто беседуешь с ними, как с истинными Твоими друзьями. Это дает мне смелость, окрыляет меня, Христе мой. И, уповая на Твои богатые нам благодеяния, я с трепетною радостью, будучи травою, приобщаюсь огня и – странное чудо – не сгораю, будучи таинственно орошаем Твоею милостью, как в древности терновый куст, горевший и не сгоравший. И так, благодарною мыслью, благодарным сердцем, всею благодарною душою и телом моим я поклоняюсь, величаю и славословлю Тебя, Боже мой, как Благословенного ныне и вечно. 8 молитва, св. Иоанна Златоуста Боже, отпусти, оставь, прости мне мои согрешения, которыми согрешил пред Тобою или словом, или делом, или помыслом, вольно или невольно, сознательно или несознательно, все мне прости, как Благой и Человеколюбец. И по молитвам Пречистой Твоей Матери, духовных Твоих служителей и ангельских сил и всех святых, от века Тебе благоугодивших, удостой неосужденно принять Святое и Пречистое Твое Тело и Драгоценную Кровь, для исцеления души и тела и очищения от злых моих помышлений, ибо Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. 9 молитва, его же Недостоин я, Владыка Господи, чтобы Ты вошел под кров души моей. Но так как Ты, Человеколюбец, хочешь жить во мне, то я дерзновенно приступаю. Ты повелеваешь, и я растворю двери, которые Ты один создал, и войдешь Ты с обычным человеколюбием, войдешь и просветишь мой помраченный разум.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Очищай, омывай, устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Сделай меня Твоим храмом единого духа и уже не жилищем греха, чтобы после принятия Святых Тайн всякий злодей, всякая страсть бежали от меня, как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя я представляю Тебе всех святых, начальников бесплотных Сил, Предтечу Твоего, премудрых апостолов и, сверх того, Твою Непорочную, Пречистую Матерь. Их молитвы, милосердный Христе мой, прими и сделай раба Твоего сыном Света. Ибо Ты, Милостивый, единое освящение и сияние душ наших, и Тебе прилично, как Богу и Владыке, мы все ежедневно воссылаем славу. 4 молитва Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе, Боже наш, да будет мне в жизнь вечную и Драгоценная Кровь Твоя в оставление грехов, и да будет мне это причащение в радость, здоровье и веселие. И удостой меня, грешного, в страшное второе пришествие Твое стать справа от славы Твоей, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых. Молитва Пресвятой Богородице Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, защита, прибежище, утешение, радость моя, благодарю Тебя, что Ты удостоила меня, недостойного, причаститься Пречистого Тела и Драгоценной Крови Сына Твоего. Родившая истинный Свет, просвети духовные очи сердца моего. Родившая Источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом. Милосердного Бога любящая милосердие Матерь, помилуй меня и дай мне умиление и сокрушение в сердце моем, смирение в мыслях, возвращение к благим помыслам моего рассудка в случаях его увлечения, и удостой меня до последнего моего вздоха, не подвергаясь осуждению, принимать Святыню Пречистых Тайн в исцеление души и тела; и подай мне слезы покаяния и благодарения, чтобы я воспевал и прославлял Тебя во все дни жизни моей, так как Ты благословенна и прославлена во веки веков. Аминь. Молитва Симеона Богоприимца: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( Лк. 2, 29–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Мы, в мире сем живущие,/подобно ангелам восторжествуем‚/Богу, на престоле славы носимому‚/возглашая песнопение:/»Свят Ты, Отче Небесный‚/Свят Ты, столь же вечное Слово‚/и Дух Всесвятой!» Начальницы ангелов смотряюще, Спасе,  восхождения странное‚/недоумевахуся друг ко другу:/что видение сие?/Человек убо зраком видимый‚/якоже Бог, превыше небес/с плотию восходит.   Начальники ангелов/созерцая, Спаситель, восхождение необычайное‚/недоумевали, друг другу говоря:/«Что это за зрелище?/Тот‚ Кого мы видим – обликом Человек‚/но‚ как Бог, превыше небес/Он с плотию восходит!» Галилеане зряще Тя вознесенна,/от Масличныя горы с телом Слове‚/слышаху ангелов вопиющим им:/что стоите зряще?/Сей приидет паки с плотию‚/имже образом видесте.   Галилеяне, видя Тебя, Слово,/вознесенным с телом с Масличной горы,/слышали Ангелов взывающих к ним:/" Что вы стоите и смотрите?/Он придет во плоти снова‚/таким же образом, как вы видели!» Слава, и ныне, глас 2: Родился еси яко Сам восхотел еси‚/явился еси яко Сам изволил еси,/пострадал еси плотию, Боже наш‚/из мертвых воскресл еси поправ смерть./Вознеслся еси во славе, всяческая исполняяй‚/и послал еси нам Духа Божественнаго,/еже воспевати и славити Твое Божество. Родился Ты, как Сам восхотел;/явился миру, как Сам благоволил;/пострадал плотию, Боже наш;/из мертвых воскрес, поправ смерть;/вознесся во славе, все Наполняющий‚/и послал нам Духа Божественного‚/чтобы мы воспевали и славили Твое Божество. Слово Божие Вознесение Спасителя (В то время воскрес Иисус из мертвых и стал посреди учеников Своих) и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4. За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, и подошли к Нему ученики Его и сказали Ему: «Господи, где угодно Тебе, чтобы мы приготовили для Тебя Пасху?» Он же послал их: «Идите в селение, находящееся прямо пред вами, и встретите человека, несущего глиняный сосуд с водою; идите за ним и скажите хозяину дома: «Учитель говорит-у тебя Я совершу Пасху с Моими учениками». Слава и ныне: Сегодня собрала нас благодать Святого Духа; и мы все, взяв Крест Твой, Иисусе, воскликнем: «Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних». Стихира на литии, гл. 3. За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, чтобы воззвать из гроба четверодневно умершего Лазаря и возвестить о воскресении. Его встретили жены, Марфа и Мария, сестры Лазаря, взывая к Нему: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы наш брат». Тогда сказал им: «Не говорил ли Я вам раньше: верующий в Меня, если и умрет, оживет; покажите Мне, где вы положили его». И воззвал к нему Творец всех: «Лазарь, иди вон». Стихиры на стиховне, гл. 8: 1. Радуйся и веселись город Сион, ликуй и торжествуй Церковь Божия, ибо Твой праведный Царь пришел, восседая на молодом осле и приветствуемый детьми в песни: «Осанна в вышних, благословен Ты, имеющий множество милостей, помилуй нас». 2. Носимый на херувимах и воспеваемый серафимами, Ты, Благой, воистину воссел на молодом осле, и, согласно пророчества Давида, Тебя боголепно воспевали дети, а взрослые иудеи беззаконно хулили. Сидение на диком осленке прообразовало дикость язычников, которые из неверующих превратились в верующих. Слава Тебе, Христе, один милостивый и человеколюбец. Тропарь, гл. 1: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, нося знамение победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне». Тропарь, гл. 4: Погребшись с Тобою в крещении, Христе Боже наш, мы Твоим воскресением сподобились бессмертной жизни и в песни восклицаем: «Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010