11. Второе путешествие апостола Павла (51 – 54 гг. по Р. X.) Перед началом второго путешествия произошло разделение между апостолами Павлом и Варнавою. Варнава хотел взять с собой своего племянника Иоанна-Марка, но Павел на это не согласился. Это, впрочем, нисколько не нарушило дружеских отношений Павла к прежним спутникам ( Кол. 4, 10 ), а разделение труда только послужило к большему успеху проповеди. Варнава с Марком отправились на остров Кипр, а Павел, взяв с собою Силу, пошёл посетить Церкви, основанные в Малой Азии (в Дервии, Листре, Иконии и Антиохии Писидийской). После сего апостол Павел предполагал проповедовать в других областях Малой Азии, но Дух Божий указал ему иной путь. В приморском городе Троаде после молитвы ночью было апостолу видение, а именно: предстал пред ним некий муж македонянин и просил его: «Приди в Македонию и помоги нам». Павел понял, что Господь призывает его для проповедования в стране Македонской. Здесь были основаны им Церкви в Филиппах, Фессалониках, или Солуни, и Верии, после сего в знаменитых городах Греции: Афинах и Коринфе. Сотрудниками его были, кроме Силы, Лука и Тимофей. В Филиппах апостол изгнал злого духа из одной служанки-прорицательницы. Господа ее, получавшие большой доход от охотников узнавать будущее, обвинили Павла и его спутника Силу в проповедовании новой, недозволенной законами римскими веры, и начальники, не разобрав дела, велели их бить и посадить в темницу. Ночью Павел и Сила встали для молитвы. Скорбная темница огласилась звуками христианских песнопений. Узники слушали их в немом благоговении. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы, отворились двери, и у всех узы ослабели. Темничный страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя. Но Павел громко воззвал к нему: «Не делай себе никакого зла, мы все здесь!» Страж потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к ногам Павла и Силы: «Господа мои! Что делать мне, чтобы спастись?» – «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой», – сказали ему апостолы. Страж пригласил их к себе, омыл раны их и немедленно крестился сам и домашние его. На другой день начальники городские, одумавшись, прислали темничному стражу приказание отпустить апостолов; но Павел сказал: «Нас, римских граждан 17 , без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают?! Нет, пусть придут и сами выведут нас». Начальники испугались, пришли в темницу, извинились перед апостолами и просили их удалиться из города.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на хиротонии епископа Уссурийского Сергия Москва 15 февраля 2007 г. Фото - Ю. Клиценко, Седмица.Ru Преосвященный епископ Сергий! Дивным промыслом Божиим, избранием Нашим и Священного Синода, призван ты на великое святительское служение. Приветствую тебя, вместе со всем сонмом архиереев Русской Православной Церкви, твоих рукоположителей, с высоким новым званием и молитвенно желаю: да укрепит силы твои, да утвердит немощный дух твой Утешитель Дух Святой в том ответственном апостольском делании, которое ты принял пред лицем всей Церкви. Пастырским твоим служением, по свидетельству о тебе Преосвященного архиепископа Владивостокского Вениамина, ты показал, что можешь пасти Божие стадо «охотно и богоугодно». Пребывая в послушании у правящего архипастыря Приморского края, помни, что вручаемая тебе паства - не твоя, а Божия, и ты призван не господствовать над ней, а показывать ей пример истинного благочестия, веры, молитвенного подвига и руководствоваться указаниями Владыки Вениамина. В эти мгновения церковного торжества, обращу мысль твою на чин наречения, который был преддверием твоего рукоположения во епископа и на само таинство хиротонии. Святая Церковь наполнила эти два неразрывных чина песнопениями и молитвами дня Святой Пятидесятницы. Мы как бы переносимся в Сионскую горницу, в которой в этот день собраны были святые апостолы. В бурном дыхании явились им «разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2,3-4). Так и ты, новый епископ, преемник апостолов исполнился сегодня «Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением» (Исх. 31,3). Ты призываешься принести себя всецело в жертву служения устроению Церкви Божией на земле. У апостолов не было личной жизни. Труды, раны, темницы, физическая боль, опасности изнурение, голод, жажда, стужа, душевные страдании забыты, забыты ими и все успехи жизни, ради святой цели. «Для меня жизнь - Христос, - говорит апостол, а смерть - приобретение» (Флп. 1, 21).

http://pravoslavie.ru/20900.html

И наконец, вселенская Церковь признала это учение так решительно, что третий Вселенский собор седьмым правилом своим запретил составлять новый символ веры . После всего сказанного понятно, братие, как заблуждаются неправославные, западные христиане, исповедуя ныне, вопреки своим предкам, в своем символе, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Они не обратили внимание на учение Вселенской Церкви, стали самовольно мудрствовать о личном свойстве Бога Духа Святого, и, таким образом, изменили Вселенской Церкви. Будем, братие, памятовать, что самовольное мудрствование пагубно в деле веры. Научимся посему, как можно строже держаться в догматах веры учения Слова Божия и Православной Церкви и никогда не прелагать предел вечных, яже положиша отцы наши по вере ( Притч.22:28 ). В символе веры , братие, сказано: иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима. Этими словами указывается на то, что Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с Богом Отцем и Сыном. Сам Иисус Христос повелел крестить во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Православная Церковь в своих песнопениях и молитвах всегда прославляет Святого Духа вместе с Отцем и Сыном; так, например, все мы молимся: «во имя Отца и Сына и Святого Духа», все мы славим Бога, говоря: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Наконец, в символе веры , братие, сказано: глаголавшаго Пророки. Этими словами указывается на то, что Дух Святой глаголал, т.е. говорил, чрез Пророков, в обличение некоторых лжеучителей, которые говорили, что священные книги Ветхого Завета писаны не Духом Святым. Пророки предсказывали будущее и писали свои книги по внушению Духа Святого, посему и писания их называются богодухновенными. Что чрез Пророков действительно говорит Дух Святой, об этом свидетельствует слово Божие, именно Апостол Петр пишет: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). Но не одни только ветхозаветные книги богодухновенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

иеромонах Иов (Гумеров) В каноническом праве существует два вида отлучения. Малое отлучение (лат. excommunicatio) – лишение человека права святого причастия на определенное время. Великое отлучение (excommunicatio omnimoda sive major) предполагает полное лишение участия в жизни Церкви за тяжкое церковное преступление, которое должно быть явным и доказанным. Это церковное наказание в канонических источниках называется также анафемой. В Христианской Церкви отлучение (анафематствование) основывается на словах Господа нашего Иисуса Христа: « а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 . Что представляет собой книга Праведного, упоминаемая в Священном Писании? иеромонах Иов (Гумеров) Книга Праведного еще раз упоминается во 2-й книге Царств: И оплакал Давид Саула и сына его Ионафана сею плачевною песнью, и повелел научить сынов Иудиных луку, как написано в книге Праведного ( 2Цар.1:17–18 ). По мнению исследователей, речь идет о сборнике поэтических произведений, из которого черпались сведения о древних событиях истории Израиля. До нас она не дошла. Ни писатель, ни время создания неизвестны. Возможно, эта книга в течение времени пополнялась новыми песнопениями. Что можно просить у Бога и сколько раз обращаться к Нему с одной просьбой? иеромонах Иов (Гумеров) По определению преподобного Иоанна Дамаскина , «молитва есть восхождение ума к Богу или прошение у Бога того, что прилично» (Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. XXIV). Мы можем просить в молитвах все благое – небесное и земное, но на первом месте в наших молитвенных прошениях должно быть спасение. Нужно вырабатывать в себе навык постоянного молитвенного обращения к Богу. Сам Господь дает нам образ неустанной и упорной молитвы в притче о вдове. «В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему [судье], говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» ( Лк. 18: 3–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   1730 октября 1926 г. Беседа в неделю праотцев    «Много званных, но мало избранных» (Лk.XIV,24).    Церковь Божия для нашего духовного назидания предлагает Христову притчу о званных на вечерю. Один человек устроил богатую и обильную вечерю для своих друзей. Когда все было готово он послал своего раба звать на пир. Но все званные, как бы сговорившись, начали отказываться. Первый сказал: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее, прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытывать их, прошу извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти... Раб сообщил это господину. И разгневался хозяин и послал раба звать на пир всех, кто не встретится на улицах и на дорогах. И наполнился дом гостями: нищими, увечеными, хромыми, слепыми. А из званных никто не вкусил от трапезы (Лk.XIV,16—24). Кто этот хозяин, что за слуга, кто званные и что за вечеря эта? Хозяин вечери – это Господь Бог, Творец и промыслитель мира, источник и Податель всякого добра и жизни (Uak.I:17). Вечеря – это все те духовные блага, которые дарованы нам Христом Богом для жизни и благочестия (2 Петр 1,3) хранимые в церкви православной, как в некой сокровищнице, по выражению св. Иринея Лионского. Обильна и богата трапеза церковная: здесь и Божественное истинное учение и истолкование его богомудрыми светилами церкви. Тут и величественное и умилительное православное богослужение: с его глубоким содержанием, благолепными обрядами, сладостными церковными песнопениями... В церкви Божией и все благодатные таинства, нужные нашей душе, как воздух для тела, для духовного нашего роста в целях уподобления Богу (Mф.V:48)... А слуга, приглашающий на вечерю, это – православные пастыри и проповедники, зовущие немолчно всех на трапезу церковную, согласно еще пророческому речению о стражах Божьего дома: «На стенах твоих, Иерусалиме, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе, не умолкайте» (Исаии 62 гл. 6 стр.).    Но не откликнулись на зов приглашающего званные на вечерю. Почему же?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Уже в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета мы встречаем много мест, где говорится о Божественном Свете. Так, еще в Ветхом Завете мы читаем в Псалтири: " Во свете Твоем узрим свет " (Пс.35:10). " Тогда откроется, как заря, свет Твой, - взывает пророк Исайя, - ...и слава Господня будет сопровождать Тебя " (Гл.58:8). " Тогда свет Твой воссияет во тьме, и мрак Твой будет как полдень " (Гл.58:10). " Солнцем Правды " называет пророк Малахия грядущего Мессию (Мал.6:2). В Новом Завете Сам Христос говорит, что " праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их " (Мф.13:43), а апостол Павел пишет о Боге, " Который обитает в неприступном свете " (1Тим.6:16). Но особенно яркие и определенные выражения встречаем мы в Евангелии от Иоанна и в соборных посланиях апостола Иоанна Богослова: " Я свет миру " (Ин.8:12); " Я свет пришел в мир " (Ин.12:46); " Бог есть свет " (1Ин.1:5); " В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков " (Ин.1:4); " Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир " (Ин.1:9) и т.д. В Апокалипсисе мы находим пророческие видения небесного града, как Царства Божественного Света: " И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец " (Откр.21:23). " И ночи не будет там, и не будет иметь нужду ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их " (Откр.22:5). Выражениями о Божественном Свете насыщены литургические песнопения и тексты Православной Церкви (вспомним, хотя бы, именование Спасителя словами " Свете тихий " или " Свете истинный " и т.д.). В Символе веры исповедуется вера Церкви во вторую Ипостась, как в " Свет от Света " . То же можно проследить и на всем протяжении патристической и аскетической письменности Восточной Церкви, причем выражения, описывающие Свет, употребляются здесь как для обозначения Самого Бога (предмет видения), так и того внутреннего состояния, которое испытывает познающий Его (мы увидим впоследствии, что это в известном смысле одно и то же).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Итак, пусть чаще над прахом вашего близкого курится фимиам, как воздух благорастворенный; пусть чаще, как молния, освещает мрак могилы пламенная и просветленная верою молитва ваша, пусть чаще здесь глубокие, молитвенные вздохи вашего сердца сливаются с песнопениями св. Церкви. Вашему сердцу будет легче и вашему усопшему будет отраднее. Что нужно для зерна, брошенного в землю, чтобы оно прозябло и принесло плод? Нужно, чтобы чаще орошали его благовременный дождь и животворная роса. Пусть же чаще струится за упокой вашего родного пречистая кровь Божественного Агнца, и это то же будет для него, что благовременный дождь и роса для нивы... Боже милосердный!... Кто достойно возблагодарит Тебя за то наше счастье, что Ты сподобил нас родиться и жить в недрах святой православной Церкви и через то даровал нам столько средств к получению того вечного блаженства, которое уготовано Тобою для любящих Тебя? С лишком семь тысяч лет прошло, как мир стоит, и как в мир стали являться жертвы смерти, и во все это время Церковь не переставала молиться о прежде почивших отцах и братиях, повсюду православных; пройдут еще, может быть, целые тысячелетия и св. Церковь не перестанет молиться о них, о нас, о наших близких и о всех чадах своих. И перестанет молиться об умерших только тогда, когда не о ком будет молиться, когда упразднится смерть и умерших уже не будет. Скажите, неужели же эти тысячелетние молитвы Церкви об усопших останутся бесплодны? О, нет! Быть этого не может. Не Сам ли Сын Божий сказал: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю». ( Иоан.14:14 ); «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Матф.7:7 )? И если человек, которого друг будет беспокоить просьбой о подаянии хлеба, даже неблаговременно, не откажет ему, если не по дружбе, то по неотступности просителя: то не более ли Бог милосердный? Сын Божий оставил небо и пришел на землю, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Иоан.3:16 ): а для чего Он оставил опять землю и вознесся на небо? Послушайте, что Сам Он, прощаясь с Апостолами, сказал им, а в лице их и всем верующим: «иду приготовить место вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Тропарь на Новый год, гл. 1: Творец и Создатель всего мира, имеющий в Своей власти времена и годы, благослови начало года Своей благости, Господи, сохраняя в мире православных христиан по молитвам Богородицы, и спаси нас. Величание: Прославляем тебя, Святитель отче Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу Богу нашему. Стихи из псалмов общие святителям. Прокимен, гл. 1: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего – знание. Стих: Слушайте это, все народы; внимайте этому, все живущие во вселенной ( Пс. 48, 4.1 ). Кондак, гл. 4: Открывающий небесные тайны, преподобный Василий, ты явился поистине непоколебимым основанием Церкви, наделяя всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевая его твоим учением. На литургии прокимен, гл. 6: Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя, не будь безмолвен для меня ( Пс. 27, 9.1 ). 30 января. Память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Тропарь, гл. 4: Единомысленники апостолов к вселенские учители, молите Господа всех о даровании вселенной мира и душам нашим великой милости. Кондак, гл. 2: Святых проповедников со словом Божиим на устах, красоту учителей, Ты взял к Себе, Господи, для покоя и наслаждения благами Твоими. Их труды и смерть Ты, один прославляющий святых Твоих, принял выше жертвы всесожжения. Прокимен, гл. 4: Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются ( Пс. 131, 9 ). Стих: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего – знание ( Пс. 48, 4 ). 23 апреля. Память Великомученика Георгия Победоносца Тропарь, гл. 4: Избавитель пленных, покровитель бедных, врач болящих и защитник христиан, великомученик Георгий, моли Христа Бога о спасении наших душ. Прокимен, гл. 4: Праведник цветет, как пальма; возвышается, подобно кедру на ливане. Стих: Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего ( Пс. 91, 13–14 ). 9 мая. Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

А верующие люди в эту святую ночь с особой силой ощущают преизобильно излившуюся светлую радость Воскресения Христова. И неудивительно. Воскресение Христа - это основа нашей веры, это нерушимая опора в нашей земной жизни. " Если бы Христос не воскрес, - говорит апостол Павел, - то напрасна и проповедь наша, тщетна и вера наша " . Но Христос воскрес и совоскресил с Собою все человечество! Спаситель принес на землю людям совершенную радость. И потому в пасхальную ночь мы слышим в церкви песнопение и сами принимаем участие в этом пении: " Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити " . О даровании людям этой великой радости Он просил Своего Небесного Отца в молитве перед крестными страданиями: " Освяти их истиною Твоею... чтобы они имели в себе радость Мою совершенную " (Ин. 17, 17.13). И вот с Воскресением Христа человеку открылся новый мир святости, истины блаженства. При Своей земной жизни Спаситель произносил неоднократно драгоценные для верующей души слова: " Я живу, и вы будете жить " (Ин. 14, 19), " Мир Мой даю вам " (Ин. 14, 27), " Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна " (Ин. 15, 11). Новая жизнь открылась для человека. Ему дана возможность умереть для греха, чтобы воскреснуть со Христом и с Ним жить. Апостол Павел в Послании к римлянам говорит: " Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения... Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним " . " Пасха, двери райские нам отверзающая " , - поем мы в Пасхальном каноне. Наша радость пасхальная - это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте. Мы празднуем ныне совершение величайшего таинства - Воскресения Христова, победу Жизнодавца над смертью! Наш Спаситель восторжествовал над злом и тьмою, и потому так ликующе-радостно пасхальное богослужение нашей Православной Церкви. Верующие ожидали этой торжественной службы, готовя себя к ней в долгие недели святой Четыредесятницы. И естественно, что теперь неизъяснимой радостью наполнены их сердца.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/14/...

Что касается ума и сердца в отношении к волевой жизни вообще, то и они, безусловно, влияют на нее. Так, ум руководит волей нашей во многих случаях и направляет ее в ту или другую сторону по своему усмотрению. И сравнительно с чувством способность воли занимает положение далеко не всегда господствующее. Напротив, очень часто «желание порождается» в душе чувством. У совершенных же, по словам святого апостола Павла, «чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр.5:14 ). Их «сердце влечется к благу истинному, а где сердце, там и воля». Постоянство в жизни текучего сердца устанавливается в конце концов его сложившимися вкусами. Ввиду своего деятельного значения в душе способность воли с полным правом может быть названа энергией умственных и сердечных отправлений. На фоне общего течения душевной жизни волевые навыки приспособляют к своему направлению нередко и образ нашего мышления, и тон чувств. Раскрытые нами мысли о положении воли в икономии душевной жизни отображают в себе со всей точностью взгляды Библии и Церкви на данный вопрос. «Бог, читаем в Ветхозаветном Писании, «от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (ср. Сир.15:14–15, 17 ). У праведных людей «в законе Господа воля» ( Пс.1:2 ) и " желание их есть одно добро» ( Притч.11:23 ). Спаситель и Его апостолы в новозаветные времена определенно учили о практической важности для человека доброго волевого устроения, послушания Богу, добрых дел ( Мф.25:34–40 ), уклонения от «прежних похотей« ( 1Пет.2:11 ; 2Тим.2:22 ), »святости " во всех поступках ( 1Кор.7:34 ). Подражая образу библейских воззрений на волю, составители церковно-богослужебных молитв и песнопений весьма часто говорят о твердости помысла страдающих за Христа святых, о неизвращенности их желания к Богу и приближении их (к Нему), Великому Свету, крайним желанием. Во святых, по словам церковного богослужения, поистине чудны «возненавидение земного», увядание желания плоти и «уязвление чистым и светлым желанием».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010