Перед возложением венка и цветов была возглашена «Вечная память». В этот же день от имени Генерального консульства Российской Федерации в Алма-Ате был дан торжественный прием, посвященный 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. По приглашению Генерального консула России в Казахстане А.М. Демина в мероприятии принял участие митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Глава Православной Церкви Казахстана тепло поздравил собравшихся с Днем Великой Победы, сказав слова особой признательности присутствующим ветеранам войны и труда, труженикам тыла. Перед участниками мероприятия с праздничной концертной программой, включающей песни и стихи военных лет, выступили студенты Алма-Атинской духовной семинарии (музыкальный преподаватель — А.М. Бортникова) и учащиеся воскресной школы Вознесенского кафедрального собора (музыкальный руководитель — Н.О. Головина). 9 мая, в праздник Великой Победы, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Константино-Еленинском соборе Астаны. Главе Митрополичьего округа сослужили благочинный храмов столицы архимандрит Сергий (Карамышев) и духовенство столичных храмов. За богослужением в День Победы в Великой Отечественной войне, в соответствие с Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года, состоялось особое поминовение усопших. На заупокойной ектении во время Литургии и после окончания службы — на литии, митрополит Александр, духовенство и верующие молились о упокоении «вождей и воинов, на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся». По отпусте Литургии был совершен благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, ежегодно совершаемый по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, а также состоялось славление светлому Христову Воскресению — духовенство и хор поочередно исполнили стихиры Святой Пасхи, после чего митрополит Александр похристосовался с духовенством и верующими. Владыка митрополит обратился ко всем участникам богослужения со словами поздравления с Днем Великой Победы и архипастырской проповедью.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4076264...

Ислам в богослужебных текстах Православной Церкви. Часть 2 Преподобный Иосиф Песнописец Помимо чина отречения, упоминания об исламе и мусульманах встречаются и в регулярных богослужениях годичного круга, как правило в минейных службах. Часть упоминаний вызвана тем, что события, которым посвящена служба, напрямую связаны с данной тематикой – например, память мучеников, убитых «агарянами», победы византийцев, повлекшие обретение святыни, или чудесные избавления от арабских нашествий. Но вместе с тем упоминания о мусульманах встречаются и в канонах, тематически напрямую не связанных с исламом. Как правило, это мольбы об избавлении от нашествий и притеснений от «исмаильтян», о победе христиан над ними и об их погибели. Благодаря этому можно видеть, насколько важным и острым был вопрос мусульманской угрозы для византийцев. Многократное включение такого материала в круг общих ежегодных богослужений одновременно и отражало, и формировало общее отношение византийцев к исламу, поскольку эти песнопения слушало гораздо больше людей, чем читательская аудитория специальных полемических трактатов. Творения преподобного Иоанна Дамаскина († 749) Преподобному Иоанну принадлежат, видимо, самые ранние упоминания о мусульманах в богослужебных текстах Православной Церкви. Так, в богородичне девятой песни канона Усекновению главы Иоанна Предтечи (29 августа), говорится: «Прилагай усилия, управляй (ко процветанию) и царствуй , Сын Богоматери, покоряя исмаильтянский народ, борющийся против нас, даруя православному царю победы над врагами-варварами, молитвами родившей Тебя, Слово Божие». Среди богослужений Октоиха, в службах восьмого гласа на вечерню субботы, в девятой песни канона находится подобный богородичен, совпадающий в первой части с вышеприведенным, но имеющий иное окончание – «укрепи и успевай и царствуй, Сын Богоматери, покоряя любящему благочестие царю борющийся против нас исмаильтянский народ, даруя приходящим к Тебе крест и копие как непобедимое оружие». Для христианина VIII века была вполне естественна молитва о даровании победы царю: молясь о победе православного василевса, он молился о победе Православия. Несколько удивительно видеть такие прошения от лица именно преподобного Иоанна, во время церковного творчества которого правил император-еретик Лев III Исавр, насаждавший иконоборчество. Согласно житию, именно его кознями преподобный был подвергнут притеснениям от халифа. Лев считал преподобного Иоанна Дамаскина своим врагом и публично называл «сарациноумным» (то есть думающим по-мусульмански).

http://pravoslavie.ru/3684.html

Поучение на празднество Пресвятой Богородицы Донской, месяца августа, в 19 день «Возбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» Ныне соборно почитая празднеством в этой святой обители икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, именуемой Донской, хотел я узнать об этом наименовании, слушатели возлюбленные! И узнал я от достоверных повествователей и летописцев, что когда благоверный Великий князь Димитрий Иоаннович вел брань с нечестивым татарским царем Мамаем между реками Непрядвой и Доном, была там в полках христианских эта пречестная чудотворная икона, принесенная от донского воинства в дар Великому князю в помощь против супротивников. И по молитвам Пречистой Богоматери и чудесной Ее силой, исходящей от той иконы, побеждены были агаряне. Великий князь, со славой торжествуя победу, возвратился с христианским воинством обратно и принес с собой честную и чудотворную эту икону, которая названа Донской по причине бывшей там – на Дону – победы. Желая еще узнать и об этой обители, называемой от образа Пресвятой Богородицы Донской также Донской, узнал я из достоверных повествований и от летописцев, что во дни благоверного Государя, Царя и Великого князя Феодора Иоанновича, когда случилось нашествие крымской орды на державу Московского государства и когда татарский царь Мурат Кирей приблизился к царствующему сему граду, вышел благоверный Царь и Великий князь Феодор Иоаннович с воинством своим и на сем месте ополчился против агарян. Он принес к своим полкам Донскую икону Пресвятой Богоматери и победил полки агарянские, прогнав их с помощью Пречистой Богородицы. Желая воздать Ей благодарение, он создал на том месте каменную церковь , в которой ныне трапеза, и поставил в ней список с чудотворной иконы. С того времени эта обитель была названа Донской. Я же, грешный, с усердием вспоминая обе эти победы над агарянами, всесильной помощью Богородичной совершенные: победу над Мамаем на границах державы Российской между Доном и Непрядвой, и преславную победу над крымским Киреем на этом месте, – вспоминая, говорю, обе эти победы, я вспомню и древнейшую победу над каганом под греческим Цареградом и скажу: Пречистая Матерь Божия ту же благодать Свою, которую в древности явила греческому царству, явила и царству российскому. Ибо той же силой, которой победила под Константинополем кагана и прочих скифов и персов и отогнала их от пределов греческих, Она и под этим царствующих градом победила агарян и прогнала их от пределов российской державы. И как тогда греки, восписуя Пречистой Деве Богородице песни благодарения в Боге, называли Ее Возбранной Воеводой, так делаем и мы ныне, воспевая Богородице: «Возбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице!»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Федор Касаткин-Ростовский Касаткин (Косаткин)-Ростовский Федор Николаевич, князь (1875–1940) – поэт, прозаик, драматург. Из древнего рода князей Ростовских, ведущего свое происхождение от святого Владимира, святой Ольги и Всеволода Большое Гнездо. После окончания в 1895 году Пажеского корпуса произведен в подпоручики лейб-гвардии Семеновского полка. Уже в начале XX века получил известность как поэт-семеновец. Участник «пятниц» Константина Случевского и «вечеров», посвященных его памяти. Первая книга «Стихотворения» вышла в 1900 году, за ней последовали другие – «Стихотворения» (1907), «Песни разлуки» (1911), «Огни в пути» (1911), «Легенды и рассказы» (1911). В 1912 году на поэтическом конкурсе в память Отечественной войны 1812 года текст его песни-гимна «1812 год» («Раздайтесь напевы победы…») был принят для войск гвардии, армии и скаутов. Песня завершалась словами: …И все мы пойдем, как и деды, На бой, увлеченьем горя, Раздайтесь, напевы победы! За Веру, за Русь, за Царя! Участник Первой мировой войны. В 1917 году в Петрограде вышла его книга стихов «С войны (Листки походной тетради)». В 1918 году, будучи полковником, сформировал в Новороссийске сводно-гвардейский полк. В 1919 году в Ростове-на-Дону вышла его поэтическая книга «Голгофа России», более семидесяти лет принадлежавшая к числу таких же запретных, как «окаянные дни» Ивана Бунина. «Голгофа России» открывается посвящением: “Тебе, с которой мы прошли крестный путь этих лет, с которой болезненно и чутко переживали душой все этапы терзаний нашей Родины, твердо веря в ее возрожденье, тебе, моей жене, и в твоем лице – всем страдавшим за Россию русским женщинам, посвящаю эту книгу. Я старался вложить в нее всю муку пережитого, всю надежду на возрождение. Пусть она останется отражением прошлых дней, воспоминанием о той „ Голгоф России ” которая должна была привести к светлому воскресенью народной души. Оно уже близко! Я твердо в это верю! 1919, 15 июня. Освобожденный Харьков».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Глава XII 1 . И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. ГЛАВА XII есть продолжение и окончание пророчества о Мессии, которое начинается с первого стиха главы XI. Славословие, заключающееся в главе XII, напоминает все славословия о которых упоминает Библия и которые произносились после избавления от опасности, или после победы над врагами. Таково были славословия Моисея и Мариам, после перехода через Чермное море; таково было славословие Деворы, после победы над Ханаанитянами, таково и множество псалмов, славословящих Господа за милости Его. Во все времена молитва и славословие, выраженные в словах 1-го стиха, неизменно приходят в сердце человека, когда, после сердечного покаяния во грехах своих, он чувствует, что Господь дарует ему спокойствие и дарует ему милости Свои. Это чувство успокоения, после страха пред гневом Господним, и чувство умиления при виде милостей Господних, посещающих грешника, потому только что он сознал грех свой, – суть великая благодать Господня, приготовляющая душу к переходу в вечную жизнь любви. Таковы были чувствования учеников Господа и христиан, примкнувших к Церкви Божией. Чувство радости, охватившее душу при виде воскресшего и победившего смерть и мир и князя тьмы Господа, Богочеловека, не могло не перенести их внезапно к миру вечной любви и наполнить сердца их славословием, для которого недостает слов человеческих: ибо приговоренные к смерти ожили, сидящие во тьме увидели свет, скованные узами греха и плоти увидели себя свободными, и конечная земная жизнь-продолжена до бесконечности, с обещанием покоя и радости. „И скажешь в тот день: славлю Тебя Господи; Ты гневался на нас, но отвратил гнев Твой и утешил нас“! 2 . Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. „Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением“, так пел Моисей с спасенным народом ( Исх. 15:2 ). 665 Это типическая на все времена песня славословия, которой отголоски мы находим и во многих псалмах, напр.: 3-й, 17-й, 90-й, 117-й и мн. других 666 . Пророк Исаия,-как мы думаем,-должен был знать книгу Исход 667 и намеренно повторяет слова песни Моисея, отвечающей чувствам благодарной души, понимающей величие благодеяний Божиих. И много раз Господь спасал народ свой; но только христианин мог вполне отдаться бесконечному чувству радости, ибо самая награда ему обещанная-бесконечна. „Господь сила моя и песнь: Он соделался моим спасением“- восклицает псалмопевец в 14-м стихе псалма 117-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Возобновить празднование победы над наполеоновскими войсками» В Перми почтили память героев Отечественной войны 1812 года 12.01.2022 800 Время на чтение 3 минуты Фото: Михаила Гооге Мероприятие было приурочено к очередной годовщины издания манифеста Императора Александра I от 25 декабря 1812 года (7 января 1813 года по новому стилю) «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского». Манифест был издан в освобожденном от наполеоновских войск городе Вильно (сейчас Вильнюс). А с 1814 года эта дата отмечалась в России как памятная. Организатором мероприятия выступили члены пермского отделения «Русского Собрания». В Перми одними из первых, кто пытается возродить, забытые памятные даты, являются представители Юнармии. Несмотря на школьные каникулы, 7 января участники юнармейского медиаотряда«Феникс» во главе со своим руководителем Александром Сергеевичем Куляпиным, пришли на Егошихинский некрополь, расчистили снег с дороги, ведущей к саркофагу героя Отечественной войны 1812 года, майора и командира Ширванского пехотного полка Н.А.Теплова, возложили цветы, посетили стоящий рядом храм Успения Богородицы, чтобы поставить свечи за воинов, отдавших свои жизни в этой войне. В настоящее время эта дата памятной не является и ассоциируется у подавляющего большинства граждан исключительно с православным праздником Рождества Христова. Но как говорится: «слов из песни не выкинешь». Юнармейский медиаотряд «Феникс» им. Адмирала П.С.Нахимова создан на базе медиа-студии «Династия» МАОУ СОШ 135 г. Перми. Ребята являются военными корреспондентами, в их деятельность входят как освещение всех военно-патриотические мероприятий, так и участие в них, в том числе и 8 сентября, когда отмечается годовщина Бородинского сражения. Свои материалы они выкладывают на электронном сайте и в группе ВК. С каждым годом всё больше и больше молодежи приходит на это памятное место. Студент-историк «Высшей школы экономики» Михаил Гооге участвует в субботнике уже второй год:

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/12/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > О новых перлах «победобесоборцев» Ряд клириков Русской Православной Церкви стремятся опорочить нашу Победу в Великой Отечественной войне 14.05.2019 10102 Время на чтение 10 минут 9 мая мы отметили великий и святой День Победы , 74 годовщину со дня безоговорочной капитуляции немецко-фашистских войск. 74 года с того исторического момента, когда кухаркины дети, сыновья конюхов и прачек - советские генералы, Жуков, Рокоссовский и другие, поставили на колени кичливую, хваленую немецкую аристократию, называвшую русский народ унтерменшами (недочеловеками). Русский народ победил т.н. расу господ, спас не только свое историческое бытие, но и народы Европы и мира от порабощения, а многих из них от истребления, о чем сейчас не любят вспоминать. Известно, что по плану «Ост» Прибалтика, Крым, Белоруссия, большая часть Украины должны были быть очищены для расы господ. Мы вспоминали слова великого славословия, которые повторил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Благоволение победило злую хищническую волю. К сожалению, некоторым из наших соотечественников, в том числе и в рясах , подобная Победа не по душе. Вместе со Смердяковым они жалеют о том, что умная нация не победила глупую, беснуются, что русский народ, народы России и мира празднуют торжество Победы над фашизмом. Заштатный протодиакон Андрей Кураев, он же отставной профессор, опубликовал в интернете пост под названием « Победобесие на марше ». Хотя еще в 2009 году он выступал против подобных эпитетов и полемизировал с протоиереем Георгием Митрофановым, в том числе по поводу термина «Победобесие». Возникает вопрос: какому Кураеву верить? Образцу 2009 года или сегодняшнему? И вообще существует ли отец Андрей как самостоятельный мыслитель, человек и автор? Не является ли он ботом? Не является ли он картонной дурилкой для отвлечения внимания от чего-то еще более важного? По-видимому, существует проект спецслужб под названием «Кураев». Отцу Андрею подкидывают проверенную и непроверенную информацию, для него пишут тексты. Статья «Победобесие на марше» совершенно лжива. Радостная победная музыка в магазине становится для него поводом для различных коммерческих инсинуаций. Но, простите, если в 1945 году или даже позже на рынке гармонист играл победные песни, то какая там была коммерция? Тут народная радость. Или Кураев предпочитает, чтобы в магазине звучала похабщина, чернуха или порнуха западного разлива? Такая музыка ему ближе?

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/14/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чтим память ополчения под водительством Скопина-Шуйского О мероприятиях, посвящённых очередной годовщине сражения у Калязинского монастыря 23.09.2023 719 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором В событийный календарь Тверской области входят самые разнообразные, знакомые для той или иной территории, мероприятия и даты. Где-то они приурочены к культурным особенностям городов, где-то к историческим датам и именам. Мероприятия проходят в присутствии большого количества местных жителей и гостей, туристов. В сентябре одно из мероприятий событийного календаря Верхневолжья, о чём сообщалось ранее , прошло в Калязине. Здесь отпраздновали 414-ю годовщину победы русского ополчения под предводительством Михаила Скопина-Шуйского в Смутные времена. Традиция отмечать годовщину знаменитого сражения под стенами Калязинского Троицкого монастыря зародилась 14 лет назад. Калязинцы почитают память юного князя-освободителя земель русских, который со своими соратниками и иностранными союзниками одержал здесь победу над польско-литовскими захватчиками, начав объединение народного ополчения для избавления Отечества от иноземного врага и преодоления Смуты. В честь этого исторического события проводится исторический фестиваль «Походная кухня» и фестиваль патриотической песни «Калязин. Родина. Единство». Поскольку это мероприятие не только развлекательное, но и призвано напомнить жителям, особенно молодёжи, о важных моментах истории, началось оно с торжественного митинга у храма Вознесения Господня, праздничного шествия в городской парк. В шествии приняли участие сотрудники администрации района, юнармейцы, волонтеры Победы, общественные организации, учителя, работники культуры. Важным моментом празднования годовщины Калязинского сражения является посещение делегацией Константиновского поля, которое находится близ Калязина и где в 2009 году впервые состоялась реконструкция сражения. Сотрудники районной библиотеки им. А.Н. Макарова вместе с учениками филиала Городской средней школы в д. Василёво направились к поклонному кресту, установленному на поле.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/23/ch...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года Когда почти все Русские княжества исчезли под жестокими ударами Татар, когда все их князья, не исключая и неустрашимого Даниила Галицкого, зятя Мстислава Храброго, клялись перед троном Батыя быть его верными подданными, когда счастье, слава и радость, казалось, совсем оставили города и селения наших предков, была еще область, где раздавались песни победы, был еще князь, никогда не преклонявший колен в шатре Татарского хана! Это была Новгородская область, этот князь — Александр Ярославич Невский. Все мои читатели знают и очень любят его. Это тот князь, который почитается Ангелом-Хранителем Петербурга; наконец, это тот князь, святое тело которого почивает в Александро-Невской Лавре. Александр был сыном великого князя Ярослава II. Необыкновенно умный, храбрый, прекрасный душой и лицом Александр еще в молодые годы стал наследником своего отца в Новгороде, и с того времени его беспрестанные победы над Чудью, Финнами, Литовцами и Ливонскими рыцарями разносили его славу по всем странам. Ливонские рыцари в это время стали еще опаснее для Русских: их орден присоединился к другому, сильному Немецкому ордену рыцарей святой Марии Иерусалимской, которые завоевали почти всю Пруссию и с такой же жестокостью, как Ливонские рыцари, учили христианской вере тамошних жителей — Чудь и Ливонцев. Я уже говорила вам, что эти бедные люди убегали в леса от своих учителей, которые в это время вместо прежних красных крестов нашили на свои белые плащи черные кресты, так, как это было у Немецких рыцарей святой Марии. Но не так думал молодой князь Александр Ярославич и его храбрые Новгородцы. Не одним Ливонским рыцарям, Чуди и Ливонцам было худо от него; один раз он победил даже Шведов и Норвежцев. За эту победу его назвали Невским, и вам надо узнать о ней получше. К тому же ведь это случилось на берегах нашей родной, прекрасной Невы! В 1240 году Шведскому королю вздумалось завоевать Ладогу и даже Новгород.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Скачать epub pdf 35. 5 седмица Великого поста. Стояние преподобной Марии Египетской. О самоосуждении. Краткое житие преподобной Марии Египетской и уроки этого жития Среди многих замечательных по своей духовной высоте и святости житий одно из первых мест занимает житие преподобной Марии Египетской. Это житие – подвиг из подвигов. Оно свидетельствует о чуде победы силы Божией в человеке, о чуде превращения падшей грешницы в величайшую из святых, когда-либо живших на земле. Здесь мы видим яркий пример торжества духа над плотью, святости – над грехом, света – над греховной тьмой, рая – над адом, неба – над грешной землёй. Все эти победы совершила одна и та же подвижница в течение второй половины своей жизни, в условиях, исключительных по своей суровости и трудности. Всё это житие она сама открыла святому Зосиме, который незадолго до её смерти встретил её в пустыне. «Двенадцати лет я ушла из дома родителей в Александрию, где начала вести жизнь порочную. Однажды с народной толпой отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь , но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь , когда входят другие. Тогда свет Божий озарил моё сердце, и я поняла, что грехи не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала, и вдруг, подняв глаза кверху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову. И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: „Ступай за Иордан и там найдёшь покой для души твоей!” Я послушалась голоса и через три дня дошла до монастыря святого Предтечи, близ реки Иордана. Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь , приобщилась Святых Таин и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь прожила я сорок лет, питаясь кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, вспоминая о сладкой пище, которую всегда имела в Египте. Иногда не было и простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые я прежде пила без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что я падала на землю от изнеможения. Платье моё истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010