[ПСТБИ] МИХАИЛ (Бирюков [Михаил Алексеевич]) Архиепископ Пермский Родился в 1862 году. В 1884 г. окончил Пермскую духовную семинарию. Овдовел. С того же 1884 г. учительствовал и принял священство. С 1886 г. священствовал в Пермской епархии. С 1914 г. был настоятелем собора в г. Соликамске. С 1920 г. священствовал в Перми и состоял членом Пермского Епархиального Совета. 12/I-1923 г. уклонился в обновленческий раскол и хиротонисан во еп. Красноуфимского, вик. Пермской епархии. С З/Х-1924 г. – еп. Сарапульский. 15/IX-1925 г. по прошению уволен за штат. 15/V-1927 г. возведен в сан архиепископа. С февраля 1930 г. – архиеп. Пермский. 6/VI уволен за штат ввиду преклонного возраста. Скончался в июле 1942 года. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 14. ФАОС дело 128. Кат-АМ 203. Кат-ЯВ 165. С. 78. Кат-ЕС 3. С. 21, п/п 12. [Кат-ГУБ. С. 980.] МИХАИЛ (Вяткин [Михаил Иванович]) Архиепископ Челябинский Родился 27/II-1880 г. В 1901 г. окончил Томскую духовную семинарию. Вдов. С 1901 г. был священником-миссионером на Алтае. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол и был награждён званием протопресвитера. 7/IV-1931 г. в Новосибирске хиротонисан во еп. Барнаульского. С марта 1934 г. – еп. Минусинский. С сентября 1934 г. – еп. Нижне-Тагильский. С 1935 г. назначен еп. Пермским, с поручением управлять и Верхне-Камской епархией. 6/XII-1935 г. возведён в сан архиепископа. С 19/IХ-1936 г. – управляющий Челябинской митрополией. С 7/Х-1937 г. уволен за штат. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1931. С. 14. ФАОС дело 122. Кат-АМ 204. Кат-ЯВ 166. С. 78. [Кат-ГУБ. С. 980.] Родился 27/II-1880 г. в с. Борисовском Томской губернии. В 1901 г. окончил Томскую духовную семинарию. В том же году рукоположен в сан священника и назначен миссионером на Алтай. Овдовел. В 1919–1920 гг. привлекался к судебной ответственности, приговорён к 5 годам лагерей, срок отбыл. С 1922 г. в обновленческом расколе. 03/ХII-1930 г. возведён в сан протопресвитера. 07/IV-1931 г. хиротонисан в Новосибирске в обновленческого ей. Барнаульского. С мая 1931 г. – еп. Минусинский. С сентября 1934 г.–еп. Нижне-Тагильский и Верхотурский. С 1935 г. временно управлял Верхне-Камской и Нижне-Тагильской епархиями. 06/XII-1935 г. возведён в сан обновленческого архиепископа. С19/IX-1936 г. – архиеп. Челябинский, управляющий Челябинской митрополией. Арестован 20/VIII-1937 г. и приговорён Тройкой при УНКВД но Челябинской области к высшей мере наказания. Расстрелян 04/X-1937 г. в г. Челябинске.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

2) От статского советника Мизко, что местная молва действительно описывает происшествие между вице-губернатором и архиепископом, сомнения тамошней публики о нетрезвости последнего, причины сих сомнений и невыгодное общее мнение о келейнике Жуковском. Мизко присовокупил утвердительно, что архиепископ вообще не пользуется любовью и доверенностью своей паствы. Прежде сего в подобных случаях, касавшихся архиереев, обыкновенно с высочайшего дозволения сообщаемо было чрез митрополита под рукою, чтобы просили увольнения от епархии, для успокоения в одном из монастырей, в коем пожелают». Государь на докладе князя Мещерского написал: «Велеть просить увольнения; о Жуковском взять меры, чтобы приведен был к порядку, взяв на то меры по вашему усмотрению». 359 После всего этого, Феофил не замедлил прислать в синод просьбу о своем увольнении по слабости здоровья от управления вверенной ему епархией, и синод разрешил ему отбыть на покой. VI. Низведение епископа Елпидифора с каменец-подольской кафедры на вятскую Выше было сказано о действиях преосвященного Елпидифора, за которые он получил от св. синода строгий выговор, вскоре сделавшийся известным всей епархии. Вследствие этого выговора, положение преосвященного в Подольске стало весьма неловким и щекотливым, особенно же после того, когда он, по указу синода, должен был собранною его свитою, во время поездки по епархии, деньги обратить в подольское попечительство о бедных духовного звания. Около этого времени упразднилась архиерейская кафедра в Петрозаводске и по этому случаю произошло перемещение архиереев, которым воспользовался синод для наказания Елпидифора. В Петрозаводск перевели пермского преосвященного Аркадия, которому было также неловко оставаться в Перми, после так называемой архаровской истории. 360 На место Аркадия в Пермь переместили вятского епископа Неофита, а на его место Елпидифора. VII. Посылка на покой екатеринославского епископа Иннокентия Выговор, довольно жесткий, сделанный Иннокентию синодом, по жалобе на него воспитанника екатеринославской семинарии Ивана Федорова, 361 так оскорбил самолюбие преосвященного, что он немедленно по получении этого выговора прислал в синод прошение об увольнении его на покой по слабости здоровья, на что и последовало согласие синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За неимением возможности приобрести такие обширные сведения, во всяком случае для него необходимо основательно знать истины той веры, которой будет учить других, приобрести уменье научать своих пасомых этим истинам, и наконец, в случае встречи возражений со стороны последних уметь дать ответ вопрошающему словесе. И при этих, хотя не многих, но основательных сведениях он весьма может быть добрым пастырем. Таков именно и был взгляд просвещенного архипастыря на обучение Богословию. За невозможностью дать воспитанникам своей семинарии обширное богословское образование, он однако требовал, чтобы «истины веры им толковали не по многу, но чтобы знали твердо», предписывал «толковать Богословие преосвященнейшего митрополита Платона студентам философии и риторики ученикам по четыре часа в субботу по утру со всяким тщанием, и позволять ученикам, а наипаче студентам философии предлагать сомнения формальными силлогизмами, дабы чрез то истины богословские крепче в памяти вперялись, дабы чрез сие себя приготовляли к определению по Государевым заводам, где должны будут толковать ученикам Закон Божий и таинства христианской веры». «Представляемые же сомнения студентов», прибавлял он, с решением нам представлять на рассмотрение». Притом, если собственно классное преподавание богословской науки было необширно, то благодаря просвещенной заботливости архипастыря, и ученики и тем более наставниками могли его дополнять собственными своими занятиями, имея в своей библиотеке, собранной стараниями преосвященного же, большой выбор богословских сочинений и отечественных и иностранных и почти все замечательные творения отеческие 15 . Риторика и пиитика, по мысли преосвященного, имели, главным образом практическую цель – научить учеников сочинению в прозе и стихах. Но метод, которым достигалась эта цель, способствовал с одной стороны усовершенствованию учеников в латинском языке, с другой помогал изучению наук вспомогательных, напр. истории. Ибо риторическому искусству учились не только по риторике Ломоносова, но и чрез чтение и разбор Цицероновых речей и латинской истории Тита Ливия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Текст «Слова о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа» содержит более 300 цитат из Священного Писания, причем почти половина из них — из Псалтири. Получивший за свою начитанность прозвище «Премудрый», Епифаний, по-видимому, цитировал по памяти: некоторые цитаты неточны, в них в соответствии с контекстом изменяются грамматические формы (отмечено Ф. Вигзелл), причем цитаты часто нанизываются одна на другую, образуя таким образом целые «венки цитат» на определенную тему. Интересно, что библейскими цитатами у Епифания изобилует не только речь Стефана, новообращенных пермян или авторская, но и речь персонажей-язычников. Многократные повторы, разделение текста на периоды, созвучие окончаний и другие подобные приемы часто создают у Епифания фрагменты ритмизованной прозы, приближенные по звучанию к стихотворной речи. «Слово о житии и учении...» замечательно не только своей художественностью, оно представляет исключительный интерес и как ценнейший исторический источник. В нем содержатся сведения не только о жизни Стефана Пермского, но и Епифания Премудрого, а также важнейшие исторические, экономические, этнографические сведения о Пермской земле и народах, ее населявших во второй половине XIV в. Кроме того, Епифаний включил в свое повествование самые разные экскурсы — об истории развития письма, о месяце марте как начале календарного года и др., используя при этом тексты «Сказания о письменех» Черноризца Храбра, «Чтения о житии и погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба» Нестора и др. Особое внимание Епифаний уделил рассказу о создании Стефаном пермской азбуки — недаром житие озаглавлено «Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа». Известно более 50 списков Жития Стефана Пермского (самый ранний XV в.), причем более половины из них содержат различные сокращенные (в том числе проложные) варианты текста (Г. М. Прохоров). В XVI в. митрополит Макарий целиком включил текст Жития в Великие Минеи Четьи под 26 апреля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2836...

Казалось бы, что организация исследование проблемы должна оказаться на новом более высоком межрегиональном и межведомственном уровне. Так полагала и руководитель Агентства по делам архивов Пермского края Н.Н. Афанасьева, которая в начале следующего 2019-го года подготовила проект распоряжения Губернатора Пермского края «О создании рабочей группы по поиску останков Великого князя Михаила Александровича (Михаила II) и лиц его окружения», однако вместо этого вышел Указ Губернатора Пермского края 66 от 10.06.2019 г. «О создании постоянно действующей общественно-государственной комиссии по увековечиванию в Пермском крае событий, связанных с историей Императорского дома Романовых» под руководством Митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия и председателя наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громовой. А организатору архивных исследований из краевого архивного агентства контракт не продлили… При всей положительности указа по « увековечиванию событий», поисковая и исследовательская части деятельности по установлению истинных обстоятельств «похищения Императора Михаила II» оказались «забыты». Эта работа могла быть продолжена в архивах других регионов и иных ведомств, и предполагала охватить период с 1905 по 1980-е годы – то есть от момента зарождения организованной преступной деятельности участников «похищения» до формирования комплекса документальных свидетельств свидетелей событий. Таким образом исследование (а вместе с ним и следствие по делу) могло бы перейти от давно известных документов, относящихся к пребыванию М.А. Романова в г. Перми, к гораздо более широкому массиву исторической информации, связанному с именами и деятельностью участников рассматриваемых событий за многолетний период. Эффективность подобного подхода на практике продемонстрирована уже тем, что результат историко-архивного поиска в пермских архивах привел к появлению новых имен участников и организаторов преступления (Сорокин, Борчанинов, Трофимов, Миков и др.) ранее не попавшим в поле зрения следствия по уголовному делу 18/123666-93, о причастности которых авторами было ранее написано в статьях: «Похищение» и убийство императора Михаила II. Пермь. Март — июнь, 1918 год» и «Операция Пермских чекистов «Похищение бывшего великого князя Михаила Александровича» Кем и где было принято решение о судьбе Михаила II?» .

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/15/...

25) По окончании курса ученики с аттестатами обращаются в ведомства тех епархий, из которых они присланы будут и поступают в учители сих языков в епархиальных семинариях, в которых тогда же открыть классы сих языков на таком же основании, на каком предполагается им быть в казанской семинарии. 26) Впрочем ежели св. прав. синод найдет нужным в будущем 1830 году открыть классы языков – татарского в семинариях пермской и оренбургской и черемисского в вятской: то для оренбургской и вятской можно заимствоваться учителями из казанской епархии, а из пермской присланы были в казанскую семинарию два ученика для обучения татарскому языку, и в 1828 году по окончании курса с достаточными сведениями обращены в епархиальную семинарию, которые и могут быть определены учителями того языка. 27) В семинариях тех епархий, в которых означенные народы жительствуют в малом количестве, не предвидится надобности открывать классы сих языков; а местные епархиальные начальства, в случае нужды в священниках и миссионерах, могут требовать их для татар, чувашей и черемисов из казанской, а для вотяков из вятской епархии. 28) В казанской епархии доныне преподавались в уездных училищах – казанском языки: татарский, чувашский и черемисский, в чебоксарском – черемисский и чувашский. По соображение местных обстоятельств нужным признается открыть еще классы языков татарского и чувашского в свияжском, чистопольском, сибирском и алатырском уездных училищах. 29) На учителей языков: черемисского и чувашского – отпущается доселе от Комиссии духовных училищ в жалование по 125 рублей в год на каждого. А учителю татарского языка ни по уездному училищу, ни по семинарии ничего не отпущается, а производится ему жалованье по 200 рублей из экономических сумм семинарии: ныне нужным признается для поощрения учителей сих языков положить им жалованья в семинарии по 500 рублей, а в уездных училищах по 300 рублей на каждого. 30) Службу учителей сих языков считать наравне с наставниками прочих предметов как в семинарии, так и в уездных училищах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Это может служить лучшею подготовкою к революции, которая бывает естественным, неизбежным последствием развития республиканского духа (либерализма) в народе» (отз. уфимск. преосв.) 316 . Из всех отзывов преосвященных о проекте основных положений преобразования духовно-судебной части, помещенных в I и II томах, выдаются отзывы троих преосвященных: пермского, московского и волынского. Рассуждения их авторов отличаются самостоятельностью и по местам оригинальностью. Отзыв пермского преосвященного Антония занимает до 185 стр. и представляет всесторонний и основательный разбор проекта. Составитель отзыва не увлекается проектом, но шаг за шагом разбирает его положения. Во всем разборе преосвященный следует одним и тем же критическим приемам, выписывает сначала статью проекта в буквальной редакции, сопоставляет эту статью с другими статьями проекта и местами объяснительных записок, имеющих отношение к ней; иногда преосвященный пользуется при сопоставлении статьями судебных уставов, уложения о наказаниях, устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, подходящих по содержанию к статьям проекта. На основании этих данных, преосвященный делает общие критические положения касательно содержания каждой разбираемой статьи. Для читателя, таким образом, с наглядной очевидностью и неопровержимыми доводами раскрываются: 1) внутренние противоречия между различными статьями проекта, 2) противоречия его с объяснительными записками, 3) противоречия с судебными уставами и памятниками церковного законодательства. Для наглядного знакомства с критическими приемами преосвященного достаточно привести одно место из его отзыва. Статья 9 проекта гласит: власть духовного судьи простирается на определенный участок епархии, власть духовно-окружного суда простирается на несколько епархий, образующих духовно-судебный округ. I. «На стр. 70-й ч. II-й объяснительной к проекту записки сказано: суд областнаго собора являлся единственно законным органом правосудия древней церкви, и не казался ни для кого затруднительным, ибо епископския епархии (παροικαι) по большей части обнимали один город с принадлежащими к нему селениями и местами, а область митрополита (πρχια provincia) обнимала несколько таких городов. В ст. 77 учр. суд. уст. сказано: окружный суд учреждается на несколько уездов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До конца своей жизни преп. Сергий Радонежский, вместе с любившим его митрополитом св. Алексием, заботился особенно о распространении и процветании на Руси монашества. Сам он непосредственно основал, кроме Троицкого, еще пять других монастырей; ученики его также много потрудились в устроении иноческих обителей в северо-восточной Руси. Устроение обителей иноческих самим преподобным и его многочисленными учениками составляет также весьма важную заслугу преп. Сергия Радонежского пред русским государством, так как монастыри в то время имели высокое значение. Св. Стефан Пермский. Древне-русские монастыри имели весьма важное церковно-общественное значение в том отношении, что они служили училищами и рассадниками миссионерства, т.е. распространения христианства среди разных языческих и инородческих племен, решительно со всех сторон окружавших поселения русского народа. Так, напр., весь обширный север и северо-восток России был населен разными финскими племенами. Русскому народу нужно было подчинить эти племена своему влиянию и приобщить их к своему государству. Самым верным путем к этому служило распространение среди финских племен, державшихся грубой языческой веры, христианства. Этим делом занимались преимущественно, почти исключительно, наши иноки. Ища удобного места для уединенных молитвенных подвигов, они уходили из монастырей центральной России, удалялись на далекий север и северо-восток и там, среди дремучих, непроходимых лесов, заводили монастыри. Слава об их строгой подвижнической жизни широко распространялась среди окрестного населения, и к ним собирались другие иноки и вообще люди, искавшие уединения для молитвы и подвигов. За ними следовали разные выходцы из России и окрестные жители, так что около монастырей со временем образовывались целые селения, посады и даже большие города. В этих поселениях возникала торговая жизнь и завязывались живые сношения с окрестными инородцами. Так, инородческие племена, сначала подозрительно и даже враждебно относившиеся к русским, ближе знакомились, примирялись и дружились с ними. Иногда из наших монастырей выходили иноки, которые всецело посвящали себя и всю свою жизнь делу распространения христианства среди языческих инородческих племен. Самым замечательным из таких иноков-миссионеров был св. Стефан Пермский.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

В том же 1827 году, 8-го Ноября, состоялось Высочайшее определение о попах Рогожского Кладбища, чтобы находившихся там до этого времени „оставить в покое“, но отселе „новых отнюдь не принимать 53 . Это распоряжение было тем важнее и тем чувствительнее для раскольников, что касалось одного из главных центров поповщины и внушало опасение новых в том же смысле распоряжений, которые действительно и не замедлили последовать относительно раскольнических попов некоторых других мест, – именно Петербурга и Пермской губернии 54 . Затем распоряжение это повелело было применить и ко всем старообрядческим обществам в России: 31 Января 1832 г. именно состоялось Высочайшее утверждение сделанного секретным комитетом постановления – „распространить на все губернии последовавшее Высочайшее повеление для С.-Петербурга, Москвы и Пермской губернии, чтобы вновь не позволять появляться беглым попам у раскольников, но прежних оставить в покое, как живущих на местах“ 55 . В 1836 году, Января 17-го, распоряжение это еще раз, и с особенной силой, подтверждено было относительно Иргизских монастырей, занимавшихся по преимуществу добыванием и доставлением в разные места беглых попов: повелено было „обязать старшин, или, как раскольники их называют, настоятелей Иргизских монастырей подписками впредь не принимать в сии монастыри на исправу беглых попов, так как сие противно и церковным и гражданским законам, с тем, что ежели кто осмелится сделать такую исправу, то допустившие сие старшины, а равно совершившие и принявшие оную попы будут преданы суду, как распространители ересей“. Вообще принятие беглых попов раскольниками под исправу было объявлено делом „сколь постыдным для них, столь же прискорбным для православной церкви“ 56 . В своей постепенности и в своей общей совокупности, все эти направленные против беглопоповства распоряжения и узаконения, при более или менее точном и строгом их приложении, должны были привести к той именно цели, какую правительство и имело в виду, – к так называемому у раскольников „конечному оскудению бегствующего священства“, или, говоря проще, к совершенному прекращению „прискорбного для православной церкви“ беглопоповства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

11 декабря, 2009 Президент России наградил Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета орденом Дружбы Президент России Д.А. Медведев и Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко вручили государственные награды представителям двух стран, внесшим особый вклад в союзное строительство, сообщает сайт Президента России. Торжественная церемония  состоялась вечером 10 декабря в Кремле после заседания Высшего Госсовета Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь, которое было приурочено к 10-летию подписания Договора о создании Союзного государства. Д.А. […] 11 декабря, 2009 В храмах Пермской епархии буду совершены панихиды по погибшим в пожаре 13 декабря, на девятый день после пожара в ночном клубе Перми, унесшего жизни более 130-ти человек, во всех храмах Пермской епархии по окончании Божественной литургии будут совершены панихиды об упокоении душ погибших людей. Трагедия произошла в ночь на 5 декабря. Общее число погибших по состоянию на 11 декабря составило 139 человек. Около 100 пострадавших находятся в […] 10 декабря, 2009 В министерстве обороны РФ будет создано управление по работе с верующими военнослужащими В министерстве обороны РФ создается управление по работе с верующими военнослужащими. Управление будет руководить институтом священнослужителей, вводимым в Вооруженных силах РФ. Количество священнослужителей и гражданского персонала в этой структуре не будет превышать 20 человек. Управление по работе с верующими военнослужащими начнет функционировать в 2010 году. По данным исследования социологического центра Вооруженных сил РФ, в настоящее […] 10 декабря, 2009 Свято-Тихоновский университет объявляет набор слушателей на отделение интернет-обучения 14 декабря отделение интернет-обучения факультета дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ФДО ПСТГУ) объявляет набор слушателей на обучение по программе «Теология», интернет-курсы «Систематическая философия», «Русский язык» и «Основы Православия». Программа профессиональной переподготовки «Теология» разработана на основе государственного образовательного стандарта по специальности «Теология» и включает в себя основные богословские дисциплины, необходимые для подготовки в данной сфере. […]

http://pravmir.ru/category/news/page/577...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010