Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРМСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Пермской и Кунгурской епархии Пермской митрополии), находится в г. Перми. Основан в 1873-1875 гг. как жен. община на юго-зап. окраине города, на т. н. Барановской заимке при р. Данилихе. Эти земли с постройками 21 июня 1872 г. выкупили для создания жен. обители купцы 1-й гильдии меценаты братья Г. К. (1814-1893) и Ф. К. (1810-1883) Каменские, ставшие главными попечителями общины. На содержание причта и сестер они внесли в Пермский Мариинский общественный банк капитал в 50 тыс. р. серебром «для приращения процентами» ( Остроумов. 1875. С. 3). Первыми насельницами стали прибывшие из Мотовилихинского Завода девицы. По ходатайству Каменских начальницей общины стала монахиня нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря Руфина (Брезгук; 1825-1907), переведенная в Пермь по благословению свт. Иоанникия (Руднева) и старца еп. Иеремии (Соловьёва) . 15 авг. 1873 г. еп. Иеремия благословил ее иконой преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, освященной на их мощах. Мон. Руфина прибыла в Пермь вместе с нижегородскими инокинями Ниной (Хвальковской; 1831-1922), Никодимой и Павлой. В одном из деревянных домов на Барановской заимке была оборудована церковь (с востока пристроен алтарь, с запада - 2-этажный трапезный корпус с кельями) с 2-ярусным резным иконостасом работы пермского цехового мастера П. Д. Баталова. 1 окт. 1873 г. ее освятил в честь Казанской иконы Божией Матери архиеп. Пермский и Верхотурский Антоний (Смолин). На торжестве освящения присутствовал губернатор Н. Е. Андреевский. В нач. 1873 г. в общине проживали 18 сестер, к кон. того же года - 26, а к окт. 1875 г.- уже 60 сестер. По прошению Каменских решением городской Думы от 23 янв. 1874 г. общине отвели еще 8 дес. земли для строительства новых зданий. Первоначально сестрам благотворительствовали также пермский купец П. Ф. Камчатов и фабрикант П. Д. Дягилев (1808-1883), дед известного театрального деятеля.

http://pravenc.ru/text/2580036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Симеонович Смородинцев (1866, с. Юшковское Екатеринбургского у. Пермской губ.- 6.07.1918, близ пос. Каслинский завод Екатеринбургского у. Пермской губ. (ныне г. Касли Челябинской обл.)), сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Челябинской митрополии), свящ. Из семьи диакона. В 1879 г. поступил в Пермскую ДС, но уже в 1880 г. оставил учебу на 1-м классе семинарии. С 1885 г. служил псаломщиком в Никольском храме с. Шайдурихинского Екатеринбургского у., с 1886 г.- в Космодамианском храме с. Юшковского, где был диаконом его отец, вскоре ушедший за штат. В 1892 г. имя П. присутствует среди выпускников Пермской ДС (окончил по 2-му разряду, видимо сдав экзамены экстерном). В 1899 г. рукоположен во диакона, продолжал служить в Юшковском на вакансии псаломщика. Обладая большими организаторскими и практическими способностями, построил в Юшковском паровую мельницу, оборудовал ремонтную мастерскую, провел в село электричество. Положил начало местному кооперативному движению, создал в Юшковском кредитное товарищество, став его председателем. 16 марта 1906 г. назначен диаконом в Вознесенскую ц. пос. Верхнеуфалейский завод Екатеринбургского у. (ныне г. В. Уфалей Челябинской обл.), но 12 апр. того же года переведен на ту же должность к Троицкому храму с. Бруснятского того же уезда (Екатеринбургские ЕВ. 1906. 6/7. С. 100; 8. С. 113). В марте 1908 г. рукоположен во иерея, направлен служить священником в Рождество-Богородицкую ц. с. Краснопольского Верхотурского у. Пермской губ. 30 окт. 1908 г. также назначен законоучителем Краснопольского 2-классного уч-ща. Одновременно исполнял обязанности по духовному окормлению жителей дер. Сербишино (Малехоны), приписанной к Краснопольскому приходу. Продолжал занимать должность председателя кредитного товарищества в Юшковском и председателя Каслинского потребительского союза. В связи с многочисленными обязанностями в хозяйственной сфере П. принял решение выйти за штат. Вернулся в Юшковское. После получения известий о Февральской революции 1917 г. общее собрание избрало П. председателем местного органа самоуправления - сельского комитета общественной безопасности. Когда Временным правительством были организованы новые органы власти, передал полномочия волостному земству.

http://pravenc.ru/text/2580216.html

Питирим, священномученик, епископ Пермский († 1455; память 29 января/11 февраля, 19 августа/1 сентября, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) Святитель Питирим был уроженцем города Ярославля. В первые годы иноческой жизни был наставляем неким великим старцем Кириллом. С 1440 года – архимандрит Московского Чудова монастыря. В 1440 году крестил новорожденного наследника Василия II Темного – будущего великого князя Ивана III. Епископом Пермским Питирим был хиротонисан между 1441 и 1447 годами. Вычегодско-Вымская летопись датирует его поставление 1444 годом. В 1447 году упоминается епископом Пермским, когда наряду с другими иерархами составлял увещевательное послание великому князю Московскому Дмитрию Шемяке. Епископ Питирим был последовательным противником Дмитрия Шемяки. Это следует и из упомянутого послания, и из рассказа Вычегодско-Вымской летописи о том, как Шемяка понуждал владыку Питирима освободить его от «проклятого слова», и наконец из сообщения Пахомия Серба, что Пермский владыка от «братоубийственою кровию руце осквернившаго... много лютая подъят». О мучениях, которые претерпел владыка Питирим в Устюге от Шемяки, упоминает и Житие епископа Питирима. В Москве епископ Питирим оставался до конца 1448 года, так как 15 декабря в числе других представителей высшего духовенства участвовал в поставлении епископа Рязанского Ионы в митрополита Московского и всея Руси. Деятельность епископа Питирима в Пермской епархии была направлена в основном к обращению в христианство многих неправославных народностей, населявших Пермский край. Преосвященный Питирим приложил много забот к церковному устройству вновь просвещенных мирных племен зырян и других, теснимых дикими племенами вогуличей (манси). После одного из опустошительных набегов вогуличей под предводительством Асыка, владыка Питирим раздал пострадавшим привезенные из Москвы дары, и по его ходатайству великий князь уменьшил получаемую с них дань. Не обращая внимания на лишения и опасности, святитель посещал самые отдаленные концы своей епархии, и не только зыряне, но и вогуличи, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение. Видя успех его проповеди, воинственные вогуличи решили убить епископа Питирима.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Часть первая. История пермского старообрядства В истории пермского раскола нельзя не видеть двух периодов. Первый от конца XVII столетия до 1828 г. представляет постепенное и свободное распространение «старообрядства» в Пермской губернии. Второй с 1828 г., с открытия миссии, до позднейших времен, представляет борьбу раскола с миссией и его постепенное изменение. Первый период. 1656–1828 Начало раскола – беспоповщины и поповщины Когда все частные и соборные увещания, сделанные первым зачинщикам раскола, остались тщетными: тогда правительство вынуждено было самых упорных расколоучителей послать в Сибирь на поселение. Из таковых расколоучителей более замечательны: 1) протопоп Аввакум, прославившийся изуверством и самым ревностным распространением раскола, после Московского собора 1656 года сосланный на берега Байкала, где и прожил около 6 лет, распространяя с раскольническими догматами хулы на св. Церковь ; 2) Иосиф Истомин, родом армянин. Этот расколоучитель, проезжая в 1660 г. в Енисейск, чрез сибирские города, Верхотурье (Пермской губ.), Туринск и Тюмень, везде проповедовал свое учение о двуперстии и порицал треперстное знамение, как печать антихристову. Оба расколоучителя, Аввакум и Иосиф были ревностными распространителями раскола в стране Сибирской. «Кто изречет, говорит тобольский митрополит Игнатий, оныя хулы, иже сии сквернии человецы, Аввакум и Астомен, изрыгаша, и какова чадения, сиречь угару, прежде в России, потом и в сибирской сей стране не исполниша». 3 Третьим расколоучителем был Яков Лепехин. «Той бо окаянный проклятый Лепехин», говорит тот же митрополит Игнатий, «верхотурский служивой, атаман бяше... видев прелести своей и проклятому богоотступству сообщника, сего вышеименованнаго проклятаго армянина Астомена, и послушая учения проклятаго Дометиана тюменскаго, и жида Авраамка лжечернеца венгерскаго, начат окаянный Лепиха учеников себе совводити, и устрои сам себе священником, и вся таинства Церкве нашея православныя действовати». 4 Если Яков Лепехин заразился расколом, будучи верхотурским атаманом, то его должно признать одним из первых насадителей раскола в стране пермской.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН Никон (Фомичёв), архиеп. Пермский и Соликамский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. Никон (Фомичёв), архиеп. Пермский и Соликамский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. (Фомичёв Николай Васильевич; 9.05.1910, С.-Петербург - 13.04.1995, там же), архиеп. Пермский и Соликамский. Род. в семье служащего. С детства прислуживал в храме подворья Троицкого Творожковского мон-ря и в Феодоровском соборе на Полтавской ул. в Петрограде. С 1923 г. входил в нелегальное Александро-Невское братство, был иподиаконом архиеп. Гавриила (Воеводина) (до нач. 1932). С 1928 г., по окончании 9 классов 102-й трудовой школы работал на одном из заводов Ленинграда. В 1931 г. поступил в Ленинградский ин-т инженеров железнодорожного транспорта. После разгрома в февр. 1932 г. Александро-Невского братства отошел от церковной деятельности. В 1936 г. окончил железнодорожный институт по специальности «инженер-энергетик», работал на Октябрьской железной дороге, затем в областной структуре эксплуатации электросетей «Ленэнерго». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. служил на военном ремонтно-восстановительном поезде на Ленинградском фронте. Был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1944 г. обратился с прошением к Ленинградскому митр. Алексию (Симанскому; с янв. 1945 патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) рукоположить его в священный сан. 17 июня 1945 г. он был рукоположен управляющим Ленинградской епархией архиеп. Псковским Григорием (Чуковым ; с сент. 1945 митрополит Ленинградский) во диакона к Спасо-Преображенскому собору Ленинграда, 12 мая 1946 г.- во иерея и определен священником к одной из сельских церквей Сланцевского р-на Ленинградской обл. Вскоре после приезда в село был арестован за проведение службы в якобы еще официально закрытой церкви. Через несколько дней освобожден, получил разрешение служить в храме. В 1946 г.

http://pravenc.ru/text/2577565.html

Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Часть 3. Отец ректор Ардонский год Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. ( Еф. 5, 15–16 ) Указом Святейшего Синода от 3 марта 1911 года отец Пимен был назначен ректором Александровской Духовной Семинарии в селении Ардон Владикавказской епархии. Ему предстояло жить и трудиться на Кавказе, в Осетии, хотя выехать из Миссии отца Пимена во многом побудило желание служить в России. В ответе на письмо митрополита Флавиана, в котором наставник поддерживал в своем духовном сыне надежду и заповедовал покорность воле Божией, содержатся строки: «Не только в Ардоне, но даже и в других худших местностях я найду всегда много хорошего, лишь бы не была у меня отнята способность славить Бога и молиться за себя и за людей» 94 . Ардонская Духовная Семинария заслуживает специального церковно-исторического очерка. Здесь же вкратце заметим, что Семинария была открыта в 1895 году в осуществление широкой программы императора Александра III по развитию образования на Кавказе. Первоначально она соответствовала типу миссионерской семинарии, базой для которой стало созданное в 1887 году Осетинское Духовное училище. Позднее она была преобразована в Духовную Семинарию обычного типа (программа и задачи миссионерской Семинарии были иными). За годы своего существования это учебное заведение выпустило несколько поколений горской интеллигенции: не только образованного духовенства, но и врачей, юристов, педагогов. В ее стенах начинали либо продолжали свое церковное служение многие будущие иерархи Русской Православной Церкви XX века. Ардон был за плечами и у епископа Пермского и Соликамского Андроника (Никольского ; † 1918), которому отец Пимен станет соработником тремя годами позже. Конечно, оба они приходили почтить память погребенного у стен пермского кафедрального собора пермского епископа Иоанна (Алексеева ; † 1905), который был основателем Ардонской Семинарии и являлся ее ректором долгие годы. С 1904 по 1907 год ректором Ардонской Семинарии был отец Арсений Смоленец († 1937). В 1910 году он был хиротонисан во епископа Пятигорского, викария Владикавказской епархии, и его общение с новым ректором отцом Пименом было частым и тесным

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Пермь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 58.010455; 56.229443 Россия, Пермь Пермь, Пермский край Россия Свято-Троицкий кафедральный собор Пермь (МФА:/perm/; местн. произн./pm/) — город на востоке европейской части России, в Предуралье, административный центр Пермского края , порт на реке Каме, транспортный узел на Транссибирской магистрали, городской округ. Крупный многоотраслевой промышленный, научный, культурный и логистический центр Урала. Население — 1 036 469 чел. (2015). Город основан в 1723 году, с 1940 по 1957 годы назывался Молотовом. В 1876 году через Пермь прошла первая на Урале железная дорога, в 1916 году был открыт первый на Урале университет Содержание История православия [ править править код ] В 1383 г. Пермская епархия с кафедрой в Усть-Выми была выделена из Ростовской епархии. В 1492 г. к епархии была присоединена Вологда с окрестностями. Со второй половины XVI в. епархия именуется Вологодскою. Во второй половине XVII в. Пермские земли перешли в состав Вятской, а затем Великоустюжской епархий. Пермская кафедра была выделена из состава Вятской и Тобольской епархий 16 октября 1799 г., с центром в Перми. Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал 9) из состава епархии выделены Кудымкарская и Соликамская епархии. Пермская епархия включена в состав Пермской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Пермский и Кунгурский». Святыни [ править править код ] Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь : В Пермском Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре в центральном приделе храма находится икона Нерукотворенного Спаса письма начала XIX века. А также икона Пресвятой Богородицы Всецарица (Пантанасса), написанная по просьбе прихожан храма в иконописной мастерской при монастыре к 5-летию обители. Икона Пресвятой Богородицы Казанская до революции находилась в храме Святой Троицы, она была спасена от поруганий благочестивой прихожанкой и долгое время хранилась у нее дома. Неоднократно ей хотелось отвести икону в Белогорский монастырь, но безуспешно. Перед началом нового тысячелетия, она увидела сон, в котором Божия Матерь велела вернуть ей икону в храм Святой Живоначальной Троицы, в котором она находилась до революции. Икона святого целителя Пантелеимона имеет частицу его мощей.

http://azbyka.ru/palomnik/Пермь

сост. Александр Ратшин Пермской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: УСПЕНСКИЙ-ДАЛМАТОВ, муж. 3 класса, в заштатном городе Далматове; состоит под управлением игумена. Основан в 1644 году Димитрием Мокринским, пришедшим из Невьянского монастыря и по принятии иночества, с именем Далмата, бывшим здесь первым строителем; он принес с собою явленную икону Божией Матери, известную ныне под именем Далматской, которой празднество совершается 15 февраля. Этот старец Далмат и сын его, Исаакий, бывший здесь после отца архимандритом, были за их добродетельное житие уважаемы живущими окрест башкирцами. В этой обители ныне три каменные церкви: 1) Соб. двухэтажная, где престолы: вверху Успения Божией Матери, а внизу Рождества Христова; в верхней церкви находится и помянутая явленная икона. 2) Иоанна Златоустог о. 3) Николая Чудотворца. Монастырь окружен каменною стеною. До учреждения штатов принадлежало этому монастырю более 2000 душ крестьян. При обители бывает ежегодно, 6 декабря, ярмарка. НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Верхотурье; находится под управлением архимандрита, который вместе с тем есть и ректор Пермской семинарии. Обитель эта основана в 1604 году иеромонахом Ионою. Здесь соб. церковь Николая Чудотворца, с приделом Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В ней почивают открыто мощи Праведного Симеона Верхотурского, перенесенные сюда 12 сентября, 1704 года, митрополитом Филофеем, из села Маркутинского, где этот праведный скончался. ИСТОБЕНСКИЙ-ВО3НЕСЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Соликамске, на берегу реки Усолки. О первоначальном основании этого монастыря неизвестно. Он прежде существовал в Вятской губернии, в селе Истобенском, на реке Вятке и назывался Троицким-Истобенским; в 1725 году переведен в Спаский монастырь, в уездном городе Орлове; а 1727 опять на прежнее место; потом, в 1781, переведен сюда в Соликамск, на место упраздненного Вознесенского монастыря. В нем две каменные церкви: 1) Соб. Вознесения Господня, с приделом Благовещения Богородицы, древнего построения; 2) Божией Матери, Всех Скорбящих Радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

5 шагов к Богу митрополита Иосифа (Чернова) Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) около восемнадцати лет провел в тюрьмах и лагерях, пострадав и от советской власти, и от нацистов. Но по многочисленным свидетельствам, он не терял радости ни во время гонений, ни на свободе. 28 января, 2012 Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) около восемнадцати лет провел в тюрьмах и лагерях, пострадав и от советской власти, и от нацистов. Но по многочисленным свидетельствам, он не терял радости ни во время гонений, ни на свободе. 26 января в Сергиевском зале состоялась презентация фильма о Митрополите Алма-Атинском и Казахстанском Иосифе (Чернове) (1893-1975) «Свет радости в мире печали». Картина снята по благословению Митрополита Пермского и Соликамского Мефодия, с 2003 по 2010 год возглавлявшего Алма-Атинскую кафедру. Документальный фильм режиссера Ларисы Соколовой «Свет радости в мире печали» о Митрополите Иосифе состоит из двух частей: «Восхождение» и «Святитель». Текст читает народный артист СССР Владимир Лановой, повествование перемежается рассказами современников архипастыря. Фильм хочется смотреть и пересматривать — так по-доброму и без слащавой сентиментальности рассказывается об архипастыре-исповеднике. …После тропаря Богоявлению (хор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета) — на два голоса пушкинский «Пророк» (руководители театра «Глас» Никита Астахов и Татьяна Белевич), потом — теплые приветствия (Митрополита Пермского Мефодия, Митрополита Казахстанского Александра и Митрополита Волоколамского Илариона), а затем — погружение в святость на два с половиной часа. А потом возвращение к этой святости и бесконечная благодарность организаторам презентации, подарившим всем приглашенным не только диск с фильмом, но и книгу сотрудника епархиальной комиссии по канонизации Алма-Атинской епархии Веры Королевой, по которой он был снят. Митрополит Иосиф (Чернов) два года (с 1925 по 1927) пробыл в заключении в Коми, пять лет (с 1935 по 1940) провел в лагерях за «антисоветскую агитацию», больше двух месяцев (с ноября 1943 по января 1944) находился под арестом гестапо по подозрению в агитации в пользу СССР, с июня 1944 по февраль 1945 сидел в советских тюрьмах, с февраля 1945 больше 10 лет провел в лагерях. По многочисленным свидетельствам, он не терял радости ни во время гонений, ни на свободе. Первая любовь

http://pravmir.ru/5-shagov-k-bogu-mitrop...

Период III. Разделение Русской Церкви на две митрополии (1461–1589 гг.). А. Московская митрополия Общий взгляд на состояние Московской митрополии по отделении от нее юго-западной В половине XV века вся Русская земля составила две большие государственные группы земель – восточную под управлением московских самодержцев и западную под властью литовско-польского правительства. Русская церковь тоже разделилась на две митрополии – Московскую и Киевскую. Московская митрополия, находившаяся под покровительством государства, успешно возрастала в своих пределах, украшалась внешним благолепием и вместе с государством, которое, успокоившись от внешних и внутренних бед, начало стремиться к усвоению плодов западной цивилизации, обнаружила внутри себя замечательное просветительное движение. В конце XVI века она возвысилась до степени самостоятельного патриархата. 1.Распространение веры В Пермском крае. Преподобный Трифон Вятский Мы видели, что владычество татар остановило успехи христианства на границах Казанского царства. Но, минуя татарские земли, христианство не переставало распространяться в Пермском крае. Его успехи сделались особенно заметны после покорения Перми, с 1472 года. Но еще долго церковь не могла вытеснить из пермских лесов остатков язычества, тем более, что само пермское духовенство не отличалось надлежащей ревностью к вере. В 1501 году митрополит Симон горько укорял его за небрежение к исполнению пастырских обязанностей и дурную жизнь; из его послания к пермичам видно, что незаконные браки, нарушение церковных уставов, даже открытое служение кумирам были обыкновенными явлениями в Перми и теперь, 100 лет спустя после проповеди святого Стефана. После завоевания Перми важной эпохой для всего края было поселение здесь Строгановых; кругом их богатых усольев начали возникать церкви и монастыри, между которыми замечательны по просветительному значению монастыри Пыскорский и Соликамский. Из Пыскорской обители вышел просветитель пермских вогулов и остяков Трифон Вятский. Проповедуя Христа, он дошел до места нынешней Перми, где сжег одно уважаемое дерево, около которого происходили языческие моления. Язычники едва не убили его за это, но многие, видя, что боги не наказали его за свою святыню, стали креститься; крестились даже семейства остяцкого и вогульского князей. Потом Трифон основал обитель на реке Чусовой, где жил 9 лет, продолжая свою проповедь до тех пор, пока его не прогнали соседние жители. После этого он ушел в Вятку, где основал Успенский монастырь (1580 г.), но, по неудовольствию братии на его строгость, скоро удалился и отсюда. С тех пор он вел долгую странническую жизнь, проповедуя христианство по берегам Камы и Вятки. Уже в глубокой старости он снова воротился в свою вятскую обитель, где и скончался в 1612 году. К концу XVI века, с покорением Сибири, христианству проложена была дорога и в эту обширную страну. Христианство на северном Поморье

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010