В 1630/31 г. митр. Киприан причислил к лику святых прп. Варлаама Важского . В 1650 г. была проведена канонизация прп. Евфимия Архангелогородского, мощи к-рого были обретены 7 июля 1647 г. в Холмогорах. Между 1652 и 1657 гг. митр. Макарий III организовал перенесение мощей архиеп. Новгородского свт. Иоанна «из темницы» в ц. Иоанна Предтечи, где они были положены в новую раку; митрополит установил празднование этого события 1 дек. (ПСРЛ. Т. 3. С. 160). 13 авг. 1654 г. митр. Макарий III перенес мощи блгв. кн. Владимира Ярославича с Корсунской паперти к юж. входу в Софийский собор, в Мартириевскую паперть; началось местное почитание князя. В 1655 г. с Афона в Иверский мон-рь была привезена написанная по просьбе патриарха Никона копия с чудотворной Иверской иконы Божией Матери «Портаитисса» (Вратарница), ставшая главной святыней обители (ныне хранится в ГИМ: 103803. НДМ 1288/1306). В 1656 г. патриарх Никон во вновь основанном им Кий-Островском Крестном мон-ре поставил памятный крест-реликварий из кипарисового дерева, заключавший в себе более 300 частиц мощей святых (в 1991 крест передан в ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве). В 1678 г. в Антониев Сийский мон-рь из дер. Ручьи Мезенского края были перенесены мощи пустынножителей Исаии и Никанора , написано их Житие ( Рыжова. 2001. С. 220-221). 19 апр. 1686 г. обретены мощи свт. Моисея, архиеп. Новгородского. Мощи 1-го еп. Новгородского свт. Иоакима Корсунянина митр. Иов 12 окт. 1698 г. (НовгорЛет. С. 379) перенес из «каменной полатки» за алтарем Софийского собора в Мартириевскую (Золотую) паперть ( Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 58-59). В XVII в. в Новгородской епархии совершалось неск. десятков традиц. крестных ходов. Из Софийского собора в городские церкви крестные ходы проводились: в Неделю перед Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня в ц. Спаса Преображения на Ильине ул. (во время совершения этого крестного хода поповские старосты 6 городских соборов с крестами приходили в Софийский собор на ектению и отпуст); 14 сент.- в ц.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Митр. Григорий Цамблак причащает верующих. Гравюра (Richental U. Concilium zu Constanz. Augsburg, 1483. P. LXXI) (РГБ) Об адм. и церковно-литургической деятельности Г. в период пребывания его на митрополичьей кафедре свидетельств практически не сохранилось. Возможно, в это время он составил из ранних и новонаписанных сочинений сборник поучений «Книга Григорий Цамблак» (см. ниже). Следует отказаться от широко распространенной гипотезы, восходящей к построениям униатского митр. Льва Кревзы , поддержанной позднее митр. Сильвестром (Коссовым) и свт. Димитрием (Туптало) , митр. Ростовским (см.: Рогов А. И. Петка Тырновская в восточнослав. письменности и искусстве//Руско-балкански културни връзки през Средновековието. София, 1982. С. 165; Naumow. 1996. S. 51), согласно к-рой Г. установил в Западнорусской митрополии почитание широко прославленной у юж. славян и правосл. румын прп. Параскевы (Петки) Тырновской (Эпиватской). О существовании этой святой было известно на Руси со времени митр. Киприана - память ее, тропарь и кондак ей помещены в т. н. Псалтири митр. Киприана (РГБ. МДА. Фунд. 142), представляющей рус. копию 1-й четв. XV в. со среднеболг. оригинала; мощи прп. Параскевы упоминаются в «Списке русских городов, ближних и дальних», составленном в окружении этого иерарха. Кроме того, все восточнослав. списки Жития прп. Параскевы (обычно сопровождаемые повестью Г. о перенесении ее мощей в Сербию) содержат текст 2-й четв.- сер. XV в., отражающий серб. посредство (молитва за деспота Георгия Бранковича ; 1428-1456) ( Турилов. 2001. С. 260-261, 269. Примеч. 41). С деятельностью Г. музыковеды связывают также распространение в Западнорусской митрополии т. н. болг. распева ( Константинова Н. Към въпроса за музикалната дейност на Григорий Цамблак в Русия//Търновска книжовна школа. София, 1984. Т. 3. С. 388-396; Тончева Е. Григорий Цамблак и църковно-певческата практика в славянския югоизток в периода XIV-XVII в.//Там же. С. 397-411), однако это мнение нуждается в дополнительном обосновании.

http://pravenc.ru/text/166685.html

1580 г. о запрещении завещать, закладывать и продавать вотчины мон-рям, а также отменившем тарханные (льготные) грамоты (Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. 43. С. 61; в Соловецком летописце кон. XVI в. говорится, что в 7092 (1583/84) г. «игумен Ияков ездил к Москве ко государю» ( Корецкий. 1981. С. 240; Новикова. 2001. С. 253)). Примерно с 1584 по 1588 г. «под началом» на Соловках содержался бывш. Ростовский архиеп. Давид, лишенный в 1583 г. сана, вероятно, за сочувствие идее унии ( Корецкий В. И. История рус. летописания 2-й пол. XVI - нач. XVII в. М., 1986. С. 119). В «Сказании о Филиппове строении...» сообщается, что И. в мон-ре «поставил храм каменной у переходов Николы Чюдотворца» ( Буров, Охотина-Линд. 2004. С. 154). Однако в Соловецком летописце указано, что Никольская ц. была заложена до игуменства И., в 1576/77 г. ( Новикова. 2001. С. 251); возможно, при нем было завершено строительство, начатое предшественниками. По «Сказанию вкратце», И. освятил Никольскую ц. 11 сент. 1583 г. ( Лобакова. 2004. С. 173). В 1591 г. И. обратился к царю Феодору Иоанновичу с просьбой о перенесении мощей свт. Филиппа из тверского Отроча в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря в Соловецкую обитель. По указу царя Тверской архиеп. Захария благословил обретение мощей свт. Филиппа, к-рые затем были доставлены И. в Соловецкий мон-рь. 8 авг. 1591 г. мощи были положены под папертью Преображенского собора, где свт. Филипп при жизни указал место своего погребения. По мнению А. Е. Смирновой, И. является автором службы на преставление свт. Филиппа, помещаемой в рукописных Минеях под 9 янв. ( Смирнова А. Е. Первоначальная редакция Службы митр. Филиппу: Докл.//Книжное наследие Соловецкого монастыря XV-XVII вв.: Конф. Соловки, 2005). В игуменство И. на Соловках началась работа по сбору материалов для Жития митр. Филиппа. Роль И. в переносе мощей святителя из Твери в Соловецкий мон-рь отмечена почти во всех редакциях Жития (кроме Хронографической, где не сообщается о переносе мощей), но наиболее ярко и развернуто - в Тулуповской редакции, где в уста И.

http://pravenc.ru/text/200179.html

Глава греческой церковной делегации митрополит Нектарий отметил важность принесения в Россию мощей свт. Спиридона Тримифунтского 15 апреля 2007 г. 21:02 В аэропорту «Домодедово», куда сегодня прибыл самолет из Керкиры (о. Корфу), состоялась краткая пресс-конференция. Возглавляющий греческую делегацию митр. Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарий подчеркнул в своем слове , что этот визит дает возможность укрепить отношения между Россией и Грецией. В своем выступлении митр. Нектарий также отметил, что связи России и Греции насчитывают уже несколько столетий и остановился на роли известных исторических личностей — просветителей архиепископа Евгения Вулгариса (1716—1806), архиепископа Никифора Феотокиса (1732/1736?—1800/1805?), Иоанниса Каподистрии, первого президента Греческого государства и бывшего министра иностранных дел при дворе императора Александра I. Греческий иерарх остановился также на личности адмирала Ф.Ф. Ушакова, благодаря которому Керкира дважды была спасена от османского разорения. При непосредственном участии прославленного русского адмирала, отметил владыка митрополит, были заложены основы Конституции Республики Семи Островов. Однако самым ценным сокровищем острова Корфу, подчеркнул митр. Нектарий, являются мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Его честные мощи были перенесены в Константинополь в VII веке, а затем, после падения столицы Византии в XV столетии, были перевезены в Грецию в область Эпир в г. Парамисья, а затем оттуда Григорием Полиевктом — в Керкиру. Позже святые мощи перешли по наследству к Г. Калохерети, а от него — семье Стамателлоса Вулгариса, потомки которого хранили их до 1925 года, когда святыня была передана церковным властям Керкиры. Когда была отделена от тела святого его правая рука святителя Спиридона — неизвестно. По словам митр. Нектария, исторические свидетельства упоминают о том, что десница в XVII веке хранилась в Риме. «В конце концов, после длительных переговоров и многих приложенных усилий долгий путь святой десницы окончился в декабре 1984 г. Благодаря моему предшественнику митрополиту Тимофею десница святого Чудотворца Спиридона вернулась на наш остров, дополнив бесценное сокровище», — сказал иерарх. В заключение митр. Нектарий выразил уверенность, что пребывание десницы свт. Спиридона в России укрепит узы дружбы и любви между братскими Церквами и народами России и Греции. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/229244.htm...

В 1671 г. в Москву были вновь отправлены списки чудес В. М. для подтверждения канонизации святого, но прошение, как и прежде, было оставлено без ответа. Однако в Сибири почитание Мангазейского чудотворца не ослабевало. И. Б. Репнин, бывший в 1671-1672 гг. воеводой Тобольска, прислал «по обещанию» в Туруханский мон-рь шитый покров на раку с образом В. М., к-рый стал наиболее ранним изображением святого (БАН. Собр. текущих поступлений. 496. Л. 90). В «Слове о написании образа святаго мученика Василия, Мангазейскаго чудотворца» повествуется о том, как была создана чтимая икона святого. В авг. 1679 г. в Туруханскую обитель пришел иконописец Лука, послушник Сибирского и Тобольского митр. Павла , и вложил в мон-рь написанную им икону В. М. Причиной создания иконы было чудесное спасение Луки во время бури в море по молитвам к прав. отроку. Образ был поставлен над гробом чудотворца (БАН. Собр. текущих поступлений. Л. 89 об.- 90). Память В. М. отмечена под 22 марта в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). Многое сделал для возрастания почитания В. М. митр. Тобольский и всей Сибири свт. Филофей (Лещинский , в схиме Феодор). В дек. 1702 г. он послал челобитную Петру I c просьбой перенести мощи прав. отрока из Туруханского мон-ря в Тобольск «для большего почествования к святому», однако получил отказ. В июне 1719 г. святитель приехал в мон-рь для поклонения мощам В. М., он перенес мощи из старого храма в новую ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Воспоминание этого события стало местным праздником обители. На зап. стороне храма, напротив раки с мощами, был поставлен образ В. М. Свт. Филофей освидетельствовал мощи и «написал в похвалу мученику Василию канон» (ГАТОТ. Ф. 144. Оп. 1. 51. Тетр. 19. Л. 2 об.). В годы служения свт. Филофея на Тобольской кафедре были составлены 3 службы В. М.: «Служба на память явления во граде Мангазее из недр земных многоцелебных мощей мученика святаго Василия», «Служба на перенесение мощей святаго мученика Василия из града Мангазеи в пределы новаго града Туруханска во обитель Святыя Троицы, что на реке зовомой Тунгуске», «Служба на перенесение мощей новаго мученика Василия, чудотворца Мангазейского, из старыя церкве в новую церковь, пришествием и пренесением святых его мощей схимонахом преосвященным Феодором, митрополитом Тобольским и всея Сибири». В результате деятельности свт. Филофея прав. отрок стал известен далеко за пределами Сибири. Имп. Анна Иоанновна прислала в дар Туруханскому мон-рю серебряное богослужебное Евангелие (М., 1689), на верхней крышке к-рого находилось изображение В. М. с крестом в руке и надписью: «Мученик Василий Мангазейский» (Житие Василия Мангазейского/Под ред. П. Е. Островских. С. IV).

http://pravenc.ru/text/150815.html

В 1641 г., после уплаты долгов К-польской Патриархии, молдав. господарь Василе Лупу попросил в благодарность от К-польского патриарха Парфения I Старого (1639-1644) мощи П. и положил их в возведенном им Трех святителей монастыре в г. Яссы. Это, 5-е перенесение мощей П. нашло отражение как в многочисленных румын. текстах, так и в новогреч. тексте, вероятно Мелетия Сирига ( Mineva. 2017. P. 166-167), и в араб. версии Жития П., составленной патриархом Антиохийским Макарием III после его пребывания в Яссах в 1653 г. (хотя данная версия основана на греч. Житии П., составленном Матфеем, митр. Мир, ее можно считать самостоятельным произведением - Feodorov. 2002). Перенесение мощей П. привело к созданию новых переводов ее Жития, прежде всего краткого, выполненного в 1643 г. митр. Молдавским Варлаамом (Моцоком) (Carte româneasca. 1643), и к его включению в различные сборники и издания: напр., в сборник поучений мон-ря Дялу (Cazania de la Dealu. 1644), сборник недельных поучений «Кириакодромион» (Chiriacodromionul. 1699). Митр. Молдавский свт. Досифей (Барилэ; 1624-1693) включил оригинальную версию синаксарного Жития П. в 1-й т. «Житий и времяпрепровождения святых» (Яссы, между 1682 и 1686; Dosoftei (Baril ), mitr. 2002), использовав болг. Пролог, хранящийся в монастыре Драгомирна, и версию митр. Варлаама ( Giosanu. 2015. P. 116). В XVIII в. почитание П. стало распространяться в Валашском княжестве благодаря празднованию ее памяти в храмах. В Анфологионе (Antologhionul. Râmnicul, 1705), изданном еп. Рымникским сщмч. Антимом Ивиряну , буд. митрополитом Унгро-Влахийским, а в 1726 г.- в Яссах, в румын. переводе серб. Синаксария, заимствованного из «Antologhionul slavonesc» (Câmpulung, 1643), посвященные П. гимнографические тексты отделены от текстов в честь мучеников, согласно серб. Минеям Б. Вуковича ( Giosanu. 2015. P. 139). В 1737 г. еп. Рымникский Климент (Модоран; 1735-1749) издал румын. перевод еп. Рымникского Дамаскина (Даскэлула; 1708-1725) Анфологиона с 1-й румын. службой П., 3 начальных текста к-рой были взяты из рус. печатной Минеи (М., 1689); этот Анфологион с нек-рыми сокращениями часто издавался (Рымник, 1745; Яссы, 1755; Бухарест, 1766, 1777 и 1786). Широкое распространение получила основанная на переводе еп. Дамаскина (Даскэлула) служба П., опубликованная еп. Рымникским Кесарием (1774-1780) в служебной Минее на окт. (1776; Буда, 1805), впосл. она вошла в ряд Анфологионов (Нямецкий мон-рь, 1825; Блаж, 1838; Кишинёв, 1861 - Giosanu. 2015. P. 147).

http://pravenc.ru/text/2578996.html

1989. Т. 42. С. 248-249). Как предполагает Карбасова, это может быть связано с тем, что перенесение мощей свт. Алексия произошло в действительности 23 мая - в день памяти свт. Леонтия. К 8 Чудесам Второй редакции в Третьей добавлено 9-е Чудо, очевидцем к-рого был агиограф. Завершает этот цикл Похвальное слово свт. Алексию (в надписании указано имя П. Л.). Оно составлено на основе краткой Похвалы, читающейся во Второй редакции Жития. Дополнительным источником послужило Похвальное слово прп. Сергию Радонежскому, написанное Епифанием Премудрым ( Кириллин. Панегирическое наследие Пахомия Логофета. 2012). Работа П. Л. над этим сочинением оценивается по-разному. По мнению Кириллина, Похвальное слово свт. Алексию представляет собой панегирическую речь, построенную как компиляция Похвального слова прп. Сергию, к которой были добавлены лишь неск. связующих фраз, в т. ч. начальная из Похвального слова свт. Петру, написанного митр. Киприаном (как предположил Клосс, автором Похвального слова свт. Петру был П. Л.- Клосс. 2001. Т. 2. С. 34). По мнению Карбасовой, «редактирование текста Епифания Премудрого выполнено чрезвычайно элегантно», с сокращением не только крупных фрагментов, но и синонимических параллелей. Атрибутируемые П. Л. 3 редакции Жития содержат разный набор исторических сведений, к-рые используются для реконструкции биографии и истории почитания свт. Алексия. При этом Третью Пахомиевскую редакцию Жития Ключевский оценил весьма низко как исторический источник, указав на неверную хронологию событий и пропуск многих подробностей. Известны житийные иконы свт. Алексия, лит. источником к-рых является Третья Пахомиевская редакция Жития ( Кочетков. 1981. С. 337-340). Наиболее полный перечень - из 91 списка Второй и Третьей Пахомиевских редакций Жития (по Карбасовой) - сформирован Яблонским ( Яблонский. 1908. Примеч. 8. С. 78-79). По мнению Клосса, П. Л. является автором и краткой летописной редакции Жития свт. Алексия, помещенной под 6885 г. ( Клосс. 2001. Т. 2. С. 48-49). Она была известна в составе летописей уже Ключевскому, указавшему 2 варианта: по тексту Воскресенской летописи и по Успенскому комплекту ВМЧ ( Ключевский.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

диптих, изображающий достойного (А.) и недостойного (Михаил-Митяй) архипастырей. Повести были включены в летописный свод 1409 г., к-рый отразился в пергаменной Троицкой летописи, сгоревшей в 1812 г., Рогожском летописце и Симеоновской летописи. Мощи А. были открыты в 1431 или 1438 г. при ремонте Благовещенского придела собора Чудова мон-ря, где находилась гробница святителя. Косвенная дата, сообщаемая рассказом об открытии мощей (60 лет после смерти, т. е. 1438), не согласуется с именем митрополита, при к-ром произошло событие (в повести называется Фотий , умерший в 1431, тогда как в 1438 Главой Русской Церкви был Исидор ). Учитывая, что точная дата кончины А. (год, месяц, число и день недели) была надежно зафиксирована летописью, более вероятно предполагать, что автор повести об открытии мощей, созданной в окружении св. митр. Ионы , не желал связывать обретение мощей великого Московского святителя с именем митрополита-униата. Из-за продолжительной усобицы князей московского дома прославление А. задержалось еще на десятилетие. В 1448 г. митр. Иона установил празднование успения и обретения мощей А. После этого почитание А. (первоначально в границах Великого княжества Московского) получило самое широкое распространение. Наряду с митр. Петром (и позднее свт. Ионой) А. стал олицетворением Русской Церкви (митрополичья кафедра начала официально именоваться «престолом Московских чудотворцев») и Московского гос-ва. Уже в «проклятой» грамоте кн. Дмитрия Юрьевича Шемяки вел. кн. Василию II Васильевичу нач. 1448 г. А. фигурирует среди рус. святых - гарантов крестного целования вместе с митр. Петром, свт. Леонтием, еп. Ростовским и прп. Сергием Радонежским (ПСРЛ. Т. 25. С. 269). Начиная с 1472 г. (похода вел. кн. Иоанна III на Новгород) обычаем становится моление московских правителей у гробниц святителей (в т. ч. А.) перед военными походами. Между 1483 (закладка трапезной ц. во имя А. в Чудовом мон-ре) и 1503 гг. (строительство собора) мощи святителя были перенесены в новую трапезную церковь. В 1501 г. по повелению вел. кн. Иоанна III в Чудовом мон-ре был заложен новый собор на месте разобранного старого, построенного еще самим А.; освящен в 1503 г. В нояб. 1518 - июне 1519 г. у раки А. совершился ряд отмеченных летописью чудесных исцелений больных различными недугами (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 31-33). В 1522 г., во время прихода под Москву крымского войска хана Мехмед-Гирея, А. вместе с др. Российскими чудотворцами явился жителям города в видении крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери , знаменуя заступничество от вражеского нашествия.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Епископат ГЕРМАН († 448), еп. г. Автиссиодура (совр. Осер, Франция), свт. (пам. 31 июля, зап. 22 сент. (перенесение мощей из Равенны) ГИНКМАР (ок. 806 - 882), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи ГИНТОВТ-ДЗЕВАЛТОВСКИЙ Александр Казимир (1821 - 1889), архиеп. Могилёвский, митр. всех Римско-католических церквей Российской империи ГОЛОВИНСКИЙ Игнатий (1807 - 1855), архиеп. Могилёвский, митр. всех Римско-католических Церквей Российской империи ГОНОРИЙ († 653), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери), свт. (пам. зап. 30 сент., перенесение мощей - 6 или 13 сент.), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери)

http://pravenc.ru/rubrics/130137_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Организация и внутренняя жизнь Католической Церкви ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ (ок. 626 - 659), аббатиса мон-ря Нивелла, св. (пам. зап. 17 марта и в воскресенье после 28 сент.) ГИАКИНФ (ок. 1183 - 1257), один из основателей польск. провинции ордена доминиканцев, католич. св. (пам. 17 авг.) ГИНКМАР (ок. 806 - 882), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи ГИНТОВТ-ДЗЕВАЛТОВСКИЙ Александр Казимир (1821 - 1889), архиеп. Могилёвский, митр. всех Римско-католических церквей Российской империи ГЛОТЕСИНДА († ок. 608), прп. (пам. зап. 25 июля, 14 марта - перенесение мощей), аббатиса жен. мон-ря близ г. Меттис (совр. Мец, Франция) ГОЛОВИНСКИЙ Игнатий (1807 - 1855), архиеп. Могилёвский, митр. всех Римско-католических Церквей Российской империи ГОНОРИЙ († 653), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери), свт. (пам. зап. 30 сент., перенесение мощей - 6 или 13 сент.), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери) ГОСПИТАЛИТЫ общее название ряда монашеских орденов и конгрегаций, занимающихся опекой нуждающихся в помощи (больные, сироты, престарелые, неимущие, паломники и т. д.) ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев GRAVISSIMUM EDUCATIONIS декларация о христианком воспитании, принятая на 4-й сессии Ватиканского II Собора, утвержденная папой Римским Павлом VI 28 окт. 1965 г.

http://pravenc.ru/rubrics/130118_10.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010