Л. служб на 2-м этапе работы над Житием). Дата перенесения мощей в списках Второй редакции различается: наряду с действительной - 23 мая (напр.: РНБ. Погод. 949) известны списки с указанием 20 мая - на этот день празднование было перенесено во избежание совпадения с празднованием обретения мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (в т. ч. старший - Арх. СПбИИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. 161). Вторая Пахомиевская редакция Жития имеет текстуальные совпадения с написанными примерно в тот же период Второй Пахомиевской редакцией Жития прп. Варлаама Хутынского и Первой Пахомиевской редакцией Жития прп. Кирилла Белозерского. В сборнике 70-х гг. XV в. (Арх. СПбИИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. 161) вслед за Второй Пахомиевской редакцией Жития свт. Алексия (Л. 130 об.- 149) помещено Чудо, записанное митр. Феодосием (Бывальцевым) и помещенное в летописях под 1462 г. (Л. 149 об.- 162 об.). Упоминание о нем есть в Службе на обретение мощей (20 мая), что свидетельствует о единстве цикла. Причины и время составления П. Л. Третьей редакции Жития неизвестны, старший список редакции - ГИМ. Син. 948 (опубл. Кучкиным) датируется 70-ми гг. XV в., т. е. к этому времени работа над циклом, посвященным свт. Алексию, была завершена. Собственно текст Жития подвергся незначительной переработке, самое серьезное изменение коснулось рассказа о преставлении святого, куда был введен сюжет с поучением и благословением вел. князя из Киприановской редакции Жития свт. Петра. В Третьей Пахомиевской редакции Жития свт. Алексия появляется Сказание об обретении мощей с самостоятельным заглавием, где сообщается о написании его П. Л.; событие приурочено к 20 мая («Месяца маа 20 день на память святого мученика Фелелея, въ тъ же день обре[те]ние честного телесе святого чюдотворца Алексиа, митрополита Киевьскаго и всея Руси. Списано же бысть сие обретение ермонахомъ Пахомиемъ» - ГИМ. Син. 948. Л. 131; цит. по: Кучкин. 1967). Рассказ Второй редакции распространяется с использованием Жития свт. Леонтия Ростовского ( Семенченко Г. В. Древнейшие редакции Жития Леонтия Ростовского//ТОДРЛ.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 44 об.) Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 44 об.) В иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову, в списке, где перечислены имена святых, к-рые не упоминаются в Четьих-Минеях, под 6 мая о внешнем облике Г. сказано: «Преставление иже во святых отца нашего Геронтия митрополита Московскаго чудотворца; подобием сед, брада шире Власиевы, на конец тупая, и повилася; ризы святительския, саккос лазоревой, и в клобуке, омофор и Евангелие, исподняя риза баканная» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 54, 21). Подобные описания имеются в подлиннике XVIII в. С. Т. Большакова ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 95), в рукописи 30-х гг. XIX в.: «Сед, брада шире Власьевой, на конец повилась, в саку и клобуке» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 155 об.), в другой добавлено: «…сакос лазорь, риза испод бакан, амфор и Евангелие» (РНБ. Погод. 1931. Л. 150 об.; 20-е гг. XIX в.). В миниатюрах Голицынского и преимущественно Шумиловского томов Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ) имеется ряд сюжетов, связанных с Г.: в бытность епископом Коломенским он присутствовал на поставлении на Московскую митрополию Суздальского еп. Филиппа; участвовал в хиротонии архим. Феодосия во епископа Рязанского, свт. Феофила во архиепископа Новгородского (РНБ. F. IV. 225. Л. 898-898 об., 1130 об., 1031). Как и др. иерархи, Г. представлен в архиерейской мантии и черном клобуке или в богослужебном облачении - в фелони, омофоре и митре, без особых индивидуальных отличий. Первый подробный цикл миниатюр Шумиловского тома с участием Г. посвящен решению вопроса о мощах свт. Петра, митр. Московского, их перенесении, чудесах и т. д. (РНБ. F.IV.232. Л. 41-45 об.). Др. группа включает неск. изображений, повествующих о поставлении Г. на Московскую кафедру: после смерти митр. Филиппа по повелению вел. кн. Иоанна III Васильевича церковные иерархи, в клобуках и мантиях, верхом на лошадях съезжаются в Москву; во главе др. архиереев Г. беседует с вел. князем; освященный Собор поставляет Г. на митрополию «во вторник на Петров день» - в парадном облачении (саккос, омофор и митра), с раскрытой книгой в руке он стоит среди иерархов пред вел. князем (Л. 90, 91, 91 об.).

http://pravenc.ru/text/164853.html

В 1-й пол. XVI в. писали отдельные иконы «Перенесение мощей Иоанна Златоуста», одна из них упомянута в числе пядниц в деревянной трапезной ц. Успения Пресв. Богородицы Соловецкого мон-ря (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 43). Наиболее ранние иконы И. З. с житийными клеймами, сер. XVI в., возможно из Александровой слободы (ГИМ) и из Феодоровского собора одноименного мон-ря в Переславле-Залесском (ПЗИХМЗ), возникли, вероятно, под влиянием ВМЧ митр. Макария. Они исполнены по сходной программе, близки по составу, последовательности, композициям клейм. Образцом для изображения И. З. в среднике послужили иконы Московских святителей и чудотворцев Петра и Алексия работы Дионисия (кон. XV в.) из местного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля - И. З. в крещатом саккосе (на иконе из ПЗИХМЗ - в белом; на иконе из ГИМ - в фиолетовом), в омофоре, на левой, покровенной платом руке - Евангелие, правая отведена в сторону в жесте благословения. Житийный цикл на обеих иконах включает эпизоды от крещения до успения и перенесения мощей. Помимо традиц. событий, в т. ч. сцены пострижения и поставления в степени сана, в клеймах обеих икон воспроизведены сюжеты жития, повествующие о противостоянии И. З. неправедной власти, об исцелении бесноватого (на иконе из Переславля-Залесского), о чудесных явлениях И. З. апостолов Петра и Павла (до призвания И. З. на престол епископа К-поля), ап. Павла (во время написания им произведений), апостолов Петра и Иоанна Богослова (во время ссылки), мч. Василиска (незадолго до смерти И. З.). «Свт. Иоанн Златоуст. Перенесение мощей святителя». Икона. XVIII в. (Византийский музей, Афины) «Свт. Иоанн Златоуст. Перенесение мощей святителя». Икона. XVIII в. (Византийский музей, Афины) В XVII в. в житийных иконах И. З. количество клейм увеличилось, иллюстрирование текста стало более подробным, что привело к изменению соотношения образа в среднике и клейм. На иконе И. З. с житием в 52 клеймах из Троице-Варницкого мон-ря в окрестностях Ростова (1-я пол. XVII в., ЯХМ) в среднике воспроизведен иконографический извод, близкий к иконам сер. XVI в. В традиц. цикл введены сцены крещения родителей И. З. и обращенных им учителей, еретиков, детей, женщин; явления небесных посланников людям, причастным к жизни И. З.; встреч И. З. с императором и императрицей; церковных Соборов. Житийная икона И. З. из ц. во имя И. З. в Коровницкой слободе (?) в Ярославле (80-е гг. XVII в., работа мастера круга Семена Спиридонова Холмогорца, ЯХМ) из-за вытянутого по вертикали формата напоминает надгробный покров. Центральный образ святителя, облаченного в испещренный золотым узором саккос, на небесном фоне в окружении барочных картушей и широкой, орнаментированной золотом рамы, монументален, в то время как 40 клейм вокруг него воспринимаются как драгоценные миниатюры. Фонами клейм служат изображения многоглавых зданий с башнями и со шпилями, морских видов, заимствованных из европ. гравюр и книжных иллюстраций.

http://pravenc.ru/text/541598.html

20 июня 1471 г. в Кремле вместе с митр. Филиппом и др. архиереями Е. благословил вел. кн. Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород, 16 сент. того же года принимал участие в похоронах дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича , 8 дек.- в хиротонии Феодосия во епископа Рязанского и Муромского, 15 дек.- в хиротонии Феофила во архиепископа Новгородского. В 1472 г., после обретения мощей митр. св. Петра (14 апр.) при разборке обветшавшего Успенского собора, Е. присутствовал на Соборе, когда было принято решение переложить мощи святителя в раку и поместить ее в строящемся здании собора. Перенесение состоялось 1 июля того же года, в память о чем был учрежден праздник. 12 авг. 1479 г. Е. участвовал в освящении нового Успенского собора, 24 авг. вместе с другими архиереями переносил в собор мощи свт. Петра из ц. во имя прп. Иоанна Лествичника «под колоколы» (мощи свт. Петра находились там с 1474, когда обрушилось здание собора, заложенное при митр. Филиппе), 27 авг. 1479 г. архиереи торжественно перенесли в новый собор мощи митрополитов Феогноста , св. Киприана , св. Фотия и св. Ионы, а также вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича . 23 апр. 1473 г. Е. участвовал в Соборе, избравшем главой Русской Церкви Коломенского еп. св. Геронтия . 29 июня Геронтий был поставлен на кафедру «всем священным Събором» в Успенском соборе Московского Кремля. Ок. 6 дек. 1477 г. имя Е. упоминается в грамоте Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) , в к-рой он заверял митр. Геронтия, что не признает митр. Спиридона (Савву) «или кто будет иный митрополит, поставлен от латыни или от турскаго области» (РФА. Ч. 3. 38. С. 689-690). Е. назван в числе рус. архиереев, к-рым адресована грамота Новгородского архиеп. Феофила (РФА. Ч. 2. 77. С. 252-253; между 25 дек. 1482 и 25 марта 1483) об отказе от кафедры (архиеп. Феофил был арестован в 1480 вел. кн. Иоанном III за участие в антимосковском заговоре и помещен в московский Чудов мон-рь). Е. не участвовал в избрании 17 июня 1483 г. и в хиротонии 4 сент. в Москве Сергия во архиепископа Новгородского и Псковского. По-видимому, в 1483 г. Е. оставил кафедру (известна «отписная» грамота, в к-рой архиерей сообщает о своем уходе на покой в мон-рь - Там же. 79. С. 258-259) и вскоре скончался. 9 дек. 1484 г. во епископа Суздальского был хиротонисан Нифонт (встречающиеся в лит-ре сведения о будто бы занимавшем в 1483 Суздальскую кафедру Феодоре, бывш. еп. Черниговском, не могут быть признаны достоверными).

http://pravenc.ru/text/187694.html

Свт. Михаил, митр. Киевский, и прп. Сергий Радонежский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Согласно церковному преданию, ок. 1103 г. произошло обретение нетленных мощей святителя и перенесение их в Ближние пещеры Киево-Печерского мон-ря при игумене обители прп. Феоктисте . По представлению печерского архим. Романа (Копы) и по указу имп. Анны Иоанновны от 23 июля 1730 г. мощи торжественно поставили 1 окт. того же года в Великую соборную Печерскую церковь. Об этом, а также о жизни М. с 988 по 992 г. сообщала надпись золотыми буквами на медной дощечке, укрепленной за левым клиросом, над дверной решеткой у стены над ракой. Мощи открыто почивали в серебряной раке у левой стены, перед иконостасом, до 3 нояб. 1941 г., когда соборная церковь была взорвана. Дата канонизации М. неизвестна. Очевидно, это произошло в момент принесения мощей в Киево-Печерский мон-рь, и прославление носило сугубо местный характер. К 1638 г., по сведению Афанасия Кальнофойского, его имя значилось в списке преподобных, почивающих в Ближних пещерах, упоминалось в правиле преподобным Печерским (Акафисты всеседмичные, с стихиры и каноны. К., 1677). В 1643 г. по благословению митр. Киевского св. Петра (Могилы) протосинкелл и Экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил канон преподобным отцам Печерским, М. прославляется среди др. святителей, связанных с Киево-Печерским монастырем, в 1-м тропаре 9-й песни канона (Дива печер. 1997. С. 148). Подтверждением тому, что до кон. XVIII в. почитание М. носило локальный характер, служит отсутствие в Минеях-Четьих свт. Ростовского Димитрия (Савича (Туптало)) отдельного упоминания о 1-м Киевском митрополите. Сведения о его участии в Крещении Руси изложены в Житии св. кн. Владимира в день его преставления под 15 июля. Перенесение мощей святителя в 1730 г. стало признанием его святости и его канонизацией. По инициативе последнего выборного архимандрита Киево-Печерской лавры Зосимы (Валькевича) (1762-1786) указами Синода от 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 окт. 1784 г. разрешалось печатать службы преподобным Печерским, в т. ч. и М. (30 сент.), как отдельно, так и в Минеях.

http://pravenc.ru/text/2563462.html

Свт. Арсений I, Архиепископ Сербский. Роспись параклиса вмч. Димитрия ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. 1350 г. Проявление мощей А. случилось вскоре после его кончины, во время пребывания на кафедре его преемника Саввы II (между 1266 и 1271). Однажды ночью братия мон-ря услышала звук, подобный раскату грома, раздавшийся в церкви, где находилась гробница А. Войдя в храм, иноки обнаружили, что каменная гробница, в к-рой покоился А., раскололась. Тогда архиеп. Савва и священники, облачившись в богослужебные одежды, отправились в церковь и торжественно перенесли мощи А. из открытой гробницы в ц. Петра и Павла, поместив их на видном месте в ковчеге. При перенесении мощей произошло чудесное исцеление пришедшего в мон-рь инока, страдавшего от нарыва в горле. Слух об открытии чудотворных мощей разнесся по всей стране и на поклонение к ним начали стекаться богомольцы. Исцеление от мощей получил юноша из Срема, глухонемой и страдавший желудочной болезнью. Во времена архиепископства Евстафия II (1279-1286) в день памяти А. произошло чудо с умножением вина. При архиеп. Иакове (1286-1291) исцеление на гробнице А. получил греч. монах, а позднее некая жена, у к-рой рука вросла в утробу. В 1290 г., когда войска видинского болг. правителя Шишмана ворвались на серб. территорию и дошли до Печа, заступничеством святых Симеона, Саввы и А. явилось небесное знамение (падение метеорита), и захватчик был разбит в сражении. Ок. 1330 г. архиеп. Даниил I посвятил А. капеллу собора в Пече. Кроме того, А. посвящена церковь в Штавле (близ Сеницы, Словакия). А. упоминается в числе святых предстателей за Сербию и Сербскую Церковь в грамотах архиеп. Саввы III (не позднее 1316) и кор. Стефана Уроша II Милутина (не позднее 1321). В месяцесловах серб. печатных книг память А. помещается начиная с Псалтири с восследованием (Цетине, 1494). Мощи А. до 1737 г. находились в Пече (между 1724 и 1727 Карловацкий митр. Викентий (Попович) прислал покров для ковчега), позднее упоминается, что они находились (неясно, полностью или частично) в мон-рях Доволя, Ждребаоник (в наст. время здесь сохранился деревянный ковчег) и Морача. После 1716 г. часть мощей А. пребывает в Крушедоле, др. часть в XVIII в. (согласно надписи на ковчеге) была в Добричево. В 1933 г. небольшая часть мощей была перенесена архиеп. Нестором в г. Харбин (Маньчжурия).

http://pravenc.ru/text/76266.html

Большое внимание в Летописном своде уделено перенесению мощей свт. Петра, митр. Московского, и др. митрополитов в новопостроенный Успенский собор и оборудованию их гробниц, в к-рых принимал участие и Г. (Л. 293-313 об.). События проиллюстрированы очень подробно, в т. ч. обсуждение сроков перенесения мощей свт. Петра и переложения мощей из каменного гроба в деревянную раку, беседа на эту тему с вел. князем, перенесение мощей, вел. князь и духовенство во главе с Г. в ц. прп. Иоанна Лествичника «под колоколы», вел. князь и первосвятитель у мощей свт. Петра, Г. «начаша вечерю» и панихиду, митрополит с духовенством на обеде у вел. князя и др. Важнейшим событием во время служения Г. явилось освобождение Руси от монголо-татар. ига, что закономерно нашло отражение в текстах и миниатюрах свода, в т. ч. с изображением Г.: перед Успенским собором он благословляет вел. князя крестом идти против татар; молится у Владимирской иконы Божией Матери о помощи рус. войску (Л. 336, 336 об., 341 об.) и т. п. 2 миниатюры посвящены участию Г. в разрешении конфликта между Москвой и Новгородом: вел. князь возвещает митрополиту о «новгородском преступлении» и тот благословляет его на борьбу с отступниками-новгородцами (Л. 176, 177). В неск. иллюстрациях раскрывается тема «брани» между Г. и Ростовским архиеп. Вассианом (Рыло) из-за Кириллова Белозерского мон-ря: митрополит дает грамоту кн. Михаилу Андреевичу; архиеп. Вассиан «бьет челом» Г.; он же обращается за поддержкой к вел. князю; конфликт вел. князя и митрополита (бурная дискуссия обозначена воздетыми руками с вытянутым указательным пальцем и активной жестикуляцией) и т. п. (Л. 278 об.- 282 об.). Заканчивается группа миниатюр, на к-рых изображен Г., его преставлением - композиция, подобная мн. клеймам житийных икон, где святитель изображен лежащим на ложе в саккосе, омофоре и белом клобуке, сложив крестообразно руки на груди (Л. 418 об.). Лит.: Успенский А. И. Переводы с древних икон, собр. и исполненные иконописцем и реставратором В. П. Гурьяновым. М., 1902. С. 117-118. 93; он же. Икона с изображением моск. святых из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве//Моск. ЦВед. 1902. 40. С. 465-466; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 311-312. 785. Ил. 109; Банк А. В. Визант. искусство в собр. Советского Союза. Л.; М., 1966. С. 328. Ил. на с. 289, 290; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341, 616-617. Т. 2. С. 85.

http://pravenc.ru/text/164853.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ ОСТРОЖСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Василий Острожский. Икона. XIX в. (монастырь Острог) Рака с мощами свт. Василия Острожского (монастырь Острог) В 1678 году он трижды явился во сне иноку монастыря Жупа Михаилу, по другой версии - игум. Рафаилу, и повелел поднять свое тело на поверхность земли. После семидневного поста острожской братии могила была открыта и мощи Василия Острожского были обретены нетленными. Их переложили в раку, которую установили во Введенской церкви. Из-за угрозы турецкого разорения мощи несколько раз переносились в другие места. В 1714 году, опасаясь вторжения боснийского визиря Нумана-паши Чуприлича в Черногорию, монахи закопали мощи на берегу р. Зеты. К 1732 году относится свидетельство о том, что в раке помимо мощей Василия Острожского находились отсеченные кисти рук чабана Станка , убитого турками в 1714 году (в наст. время хранятся в монастыре в церкви в честь Животворящего Креста). Зимой 1852 года перед нападением и сожжением Острога Омер-пашой мощи успели перенести в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы Цетинского монастыря и спрятать в гробнице свт. Петра I, митр. Цетинского, где они и находились до весны 1853 года. По преданию, при перенесении мощей чудесным образом отряд черногорского кн. Мирко Петровича Негоша стал невидимым для турок. 3 июля 1877 года, во время освободительной войны, мощи свт. Василия опять были перенесены в гробницу свт. Петра. На берегу р. Зеты, на том месте, где мощи были зарыты на три дня, чудесным образом вырос куст шиповника, который почитался местными жителями. Во время второй мировой войны мощи были укрыты в пещере, при обстреле в февраля  1942 года снаряды разрывались у стен, не причиняя вреда обители. Мощи переоблачали в 1927 и 1962 годах. Свт. Василий Острожский является одним из наиболее почитаемых святых Сербской Православной Церкви . Сохранились письменные свидетельства о чудесах и исцелениях по молитвам к свт. Василию как православных, так и мусульман и католиков. В настоящее время мощи находятся в пещерной церкви монастыря Острог , часть их хранится в металлическом ковчеге в старой православной церкви во имя св. Луки в Которе . Неизвестно, когда и по какому случаю они туда были перенесены.

http://drevo-info.ru/articles/10441.html

Будучи панегирическим сочинением, Слово в отличие от др. сочинений П. Л. этого жанра содержит значительную повествовательную часть (занимает примерно половину текста), рассказывающую об обретении и о перенесении мощей святителя. Это самостоятельное авторское повествование, составленное, по-видимому, без опоры на письменные источники, по агиографическим канонам. Вероятно, именно поэтому Яблонский отнес Слово к сказаниям, а не к Похвальным словам, однако такая жанровая характеристика в научных исследованиях не поддержана. При этом Ключевский отметил, что по сравнению с летописями Слово содержит гораздо меньше исторического материала, что как раз объясняется панегирическим жанром произведения ( Ключевский. 1871. С. 124-125). По мнению Кириллина, отмеченная специфика текста объясняется тем, что «заданная тема требовала развернутого рассказа о событии» ( Кириллин. Панегирическое наследие. 2012). Начало и конец Слова соответствуют Похвальным словам и содержат пространные рассуждения. Сочинение имеет текстуальные пересечения с Похвальным словом свт. Петру, к-рое, по одной из версий, послужило лит. источником для П. Л. при создании Слова на перенесение мощей. По оценкам исследователей, вступительная и завершающая части Слова заимствованы почти дословно из Похвального слова свт. Петру, примерно 2/3 текста к-рого были введены в Слово ( Седова. 1993. С. 127-128; Кириллин. Панегирическое наследие. 2012). Вопрос о взаимосвязи этих 2 сочинений остается открытым. Впосл. написанное П. Л. Слово неоднократно подвергалось редактированию. Это было связано с тем, что в 1474 г. новый Успенский собор рухнул, и в 1479 г., при следующей его перестройке, состоялось новое перенесение мощей митр. Петра, которое было приурочено к 24 авг. и заменило празднование 1-го перенесения мощей 1 июля. Известны 2 редакции Слова с описанием последующих событий, составленные на основе пахомиевского текста: 1-я представлена в списке РНБ. Q.I.88. Л. 497 об. и след. ( Яблонский. 1908. С. 141), 2-я - в списке РГБ. Ф. 256. 155. Л. 79-105 об., XVII в. ( Седова. 1993. С. 129).

http://pravenc.ru/text/2579870.html

По-видимому, из местного ряда этого иконостаса происходит большая икона свт. Алексия, митр. Московского, с 12 клеймами жития, в басменном окладе (ГМИР; похожая икона находится слева от царских врат на фотографии нач. XX в.- Там же. С. 331). Кроме иконостаса кисти Е. принадлежало множество икон, размещавшихся в разных частях храма. По документам известно, что в 1910-1911 гг. он исполнил 102 иконы, в т. ч. икону Божией Матери «Знамение» с предстоящими ангелами, «малый крест» для частиц св. мощей, «большой крест» с предстоящими и 4 евангелистами, написал или отреставрировал 41 «древнюю» икону для нижнего пещерного храма во имя прп. Серафима Саровского (РГИА. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л. 17, 128-130 об., 187 об.- 188 об., 1912 г.) и др. По картонам Е. были изготовлены мозаики В. А. Фролова, украсившие наружные стены собора. Сохранилось неск. икон 1910-1912 гг. из Феодоровского собора в Царском Селе (все в собрании ГМИР), подписанных Е., как правило, в правом нижнем углу средника: парные иконы свт. Алексия, митр. Московского, и свт. Петра, митр. Московского, с 12 клеймами жития (обе имеют подпись в правом углу средника: «пис. Н. Емельяновъ 1910 года»); Феодоровская икона Божией Матери в серебряном басменном окладе, изготовленном московским товариществом «П. И. Оловянишникова и сыновья» (см. ст. Оловянишниковы ); образ «Перенесение мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар-град»; иконы «Мч. Трифон», «Сщмч. патриарх Ермоген» («писалъ Н. С. Емельяновъ»), «Мц. Наталия» («писалъ Н. С. Емельяновъ 1911 г.»), «Изображение святых, празднуемых октября» с образом в среднике прав. Артемия Веркольского, пораженного молнией, по сторонам - ап. Лука и вмч. Артемий («Пис. Н. Емельяновъ 1910 г.»). Подпись иконописца с датой 1913 г. стоит на разъемном деревянном пасхальном яйце с изображением Воскресения Христова, прп. Серафима Саровского и Феодоровской иконы Божией Матери (ГМИР). Прав. Артемий Веркольский, ап. Лука и вмч. Артемий. Икона. 1910 г. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР)

http://pravenc.ru/text/189927.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010