Еще в домонг. период серебряными или золотыми О. украшали деревянные раки рус. святых. В «Повести временных лет» говорится, что после перенесения мощей св. князей Бориса и Глеба в каменный храм в Вышгороде в 1115 г. вел. кн. Владимир Мономах украсил их деревянные гробы коваными серебряными и золотыми пластинами (ПВЛ. 1950. Ч. 1. С. 200). В XVI-XVII вв. московские мастера изготавливали большие деревянные раки, декорированные серебром. Стенки украшали крупными чеканными медальонами или дробницами фигурной формы с надписями, со сценами из Житий святых и с орнаментом, на крышках чеканили изображения святых в высоком рельефе. Группой рус. и западноевроп. мастеров были изготовлены серебряные раки с чеканными скульптурными изображениями на крышке (некоторые - с золотыми крышками): в 1531-1535 гг.- для святителей Петра и Алексия, митрополитов Московских, в 1555-1585 гг.- для прп. Сергия Радонежского, в 1585 г.- для свт. Ионы, митр. Московского, в 1587-1588 гг.- для Василия Блаженного. С 1555 по 1585 г. над изготовлением рак трудились ок. 20 рус. и иностранных мастеров, к-рых по окончании работы наградил царь Феодор Иоаннович ( Забелин. 1853. С. 112-135). В 1-й пол.- сер. XVII в. в кремлевских мастерских были сделаны аналогичные серебряные раки: царевича Димитрия (1628-1630, в 1812 рака была похищена, сохр. только крышка с чеканным изображением царевича Димитрия в рост, ГММК, см.: Христ. реликвии в Моск. Кремле/Авт.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 205-206), прп. Кирилла Белозерского (1643; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерус. декоративно-прикладное искусство в собр. Русского музея. Л., 1985. С. 202. Ил. 68, 69), прав. Анны Кашинской (1651-1652). Серебряные раки Ярославским чудотворцам, св. князьям Василию и Константину, в 1653 г. по указу царя изготовили 6 мастеров серебряного басменного дела Барашской слободы ( Троицкий. 1928. Вып. 1. С. 45, 50, 51); они же делали серебряные О. для икон в иконостасе Успенского собора Московского Кремля. Золотые саркофаги не сохранились. В окт. 1608 г. в ростовском Успенском соборе поляками была рассечена на части золотая рака свт. Леонтия Ростовского «весом пол 9 пуд» (8,5 пуда - ок. 136 кг), погибла рака свт. Исаии Ростовского ( Богданов А. П. Краткий ростовский летописец кон. XVII в.//СА. 1981. 6. С. 35; Дневник Марины Мнишек/Пер.: В. Н. Козляков. СПб., 1995. С. 127-128). В XVI-XVII вв. О. рак, как и икон, украшали растительным узором, тисненным по левкасу, или вырезали из дерева с последующим золочением, имитируя драгоценный металл, особенно на новгородских землях и на Русском Севере.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

Без 2-й песни: 19 Бесплотным силам (8 нояб.); 20 свт. Иоанну Златоусту (13 нояб.); 21 ап. Матфею (16 нояб.); 22 свт. Проклу К-польскому (20 нояб.); 23 ап. Андрею Первозванному (30 нояб.); 24 преподобным отцам, в Синае и Раифе избиенным (14 янв.); 25 на Сретение Господне (2 февр.); 26 на Благовещение Пресв. Богородицы (25 марта); 27 вмч. Георгию Победоносцу (23 апр.); 28 сщмч. Ольвиану (26 июня); 29 на попразднство Преображения Господня (9 авг.). Еще для 5 неизданных канонов атрибуция Г. ненадежна: 30 на начало индикта и прп. Симеону и проч. (1 сент.; канон атрибутируется Г. или Андрею); 31 мч. Уару Египтянину (25 окт.); 32 свт. Николаю Мирликийскому (6 дек.; канон атрибутируется Г. или Иоанну, монаху); 33 на поклонение веригам ап. Петра (16 янв.; наличие акростиха и набор ирмосов свидетельствуют против авторства Г.); 34 на перенесение мощей бессребреников Кира и Иоанна (28 июня; канон атрибутируется Г. и Иоанну, монаху) (Ταμεον. Σ. 332). Кроме полных канонов именем Г. надписаны 15 полных и 5 неполных комплектов ирмосов на все 8 гласов от неизвестных канонов, опубликованные митр. Софронием (Евстратиадисом) в его Ирмологии (большинство ирмосов имеют соответствия в слав. Ирмологии). Для канонов Г. характерно наличие 2-й песни, отсутствие акростиха, авторские (а не заимствованные) ирмосы (впрочем, Г. может и заимствовать ирмосы у предшественников и старших современников - преподобных Андрея Критского и Иоанна Дамаскина). Для ирмосов Г. характерен в большинстве случаев небольшой размер текста; нек-рые ирмосы повторяются в др. гласах. Использование 3-го и тяжкого (т. е. 7-го) гласов в канонах может считаться аргументом в пользу авторства Г., т. к. эти гласы после IX в. выходят из употребления у творцов канонов. Большинство из надписанных именем Герман канонов содержатся в рукописях старше XIII в., что во всяком случае исключает авторство Германа II К-польского (чьему перу принадлежит канон Отцам семи Вселенских соборов (11 окт.)). Г. иногда приписывается (вероятнее всего, ошибочно) составление нек-рых текстов Евхология: коленопреклонных молитв на Пятидесятницу, молитв литургии Преждеосвященных Даров, чина проскомидии (последнего - в связи с ошибочной, по всей видимости, атрибуцией Г.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Я. Строганову (кон. XVI - нач. XVII в., ГТГ). На его створках представлены святители и юродивые, чьи погребения находятся в кремлевских храмах и мон-рях, молящиеся 3 разным иконам Божией Матери. Коленопреклоненный И. изображен на правой створке, между фигурами простертого ниц митр. Феогноста и митр. Геронтия, склоняющегося к стопам стоящей на облаке Богоматери. И. облачен в узорчатый саккос, омофор, архиерейскую шапку с узорчатой тульей, украшенной «городками». У него короткие седые волосы и заостренная седая борода; рядом надпись: «      ». Образы 3 Московских святителей могли быть представлены в молении не только Божией Матери, но и Спасителю, напр. на окладной пяднице из ризницы Соловецкого мон-ря с изображением Спаса Смоленского, ангелов и припадающих святителей Петра, Алексия, И. и мч. Феодора (кон. XVI - нач. XVII в., ГММК; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст./Авт.-сост.: И. А. Бобровницкая. М., 2001. Кат. 25): И. облачен в золотистый саккос, омофор и архиерейскую шапку, у него недлинная, окладистая борода. Образ И. сопоставлялся с образами др. рус. святых, напр. на иконе (вклад в обитель), описанной в 1601 г. в придельной церкви Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря над погребением прп. Кирилла (Опись строений и имущества. 1998. С. 89). В подписи И. назван «великим чюдотворцем» и представлен вместе со св. Никитой, еп. Новгородским, с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими и Александром Свирским. После прославления и перенесения мощей свт. Филиппа (Колычева) в 1652 г. формируется извод 4 Московских святителей-чудотворцев, где образ И. часто является парным образу свт. Филиппа. Этот извод получил широкое распространение и встречался в произведениях церковного искусства разных техник уже с сер. XVII в. В лицевом шитье, напр. на епитрахили из московского Успенского собора с нашитыми более ранними лицевыми фрагментами (кон. XVI в.- апостолы Петр и Павел), где изображены Московские чудотворцы, в т. ч. И. (1700, ГММК; Маясова. 2004. С. 234-235.

http://pravenc.ru/text/578250.html

24. Пятница. Перенесение мощей свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Сщмч. Евтиха, ученика ап. Иоанна Богослова. Прп. Арсения Комельского. Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому. Прп. Аристоклия, старца Московского . Приводим порядок совершения славословной службы свт. Московского Петра в соединении со службой сщмч. Евтиха (без праздничного знака) и службой Октоиха. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 1-й – 3, и священномученика, глас 8-й – 3. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Архиереов похвалу...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас тот же: «Виден бысть...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Все упование мое...» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава» – тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), святителя на 6 и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем...» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Крест начертав...». Примечание. С этого дня по отдание праздника Воздвижения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия Воздвижения: «Крест начертав...». По 3-й песни – кондак и икос священномученика, глас 3-й; седален святителя, глас 4-й. «Слава» – седален священномученика, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Божественная скиния...». По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Призри, Чистая...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-06/

Московская Русь: рожденная святыми     Православные праздники 3 сентября Прп. Аврамия Смоленского (XIII). Авраамий Смоленский прославился иноческими подвигами, написанием известных икон и неутомимой пастырской деятельностью. На проповедях Авраамий призывал паству помнить о смерти и молиться день и ночь, что бы не быть осужденным на Страшном Суде. Был игуменом Ризположенского монастыря, получившем впоследствии его имя – Авраамиев монастыря. Канонизирован на Макарьевском соборе в 1549 году.     Православные праздники 4 сентября  Грузинской иконы Божией Матери (1650). Икона была написана в Грузии, но затем захвачена иранским шахом и увезена в Иран. В 1625 г. ее купил русский купец Лыткин и подарил Черниговскому монастырю под Архангельском, где ей стали проявляться чудеса. В 1654 г. икона была привезена в Москву во время эпидемии чумы и помогла исцелением множеству страждущих. По указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, в день появления иконы в монастыре, было установлено празднование.   Православные праздники 5 сентября  Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.   Отданием называется последний день празднования двунадесятых праздников, которые длятся много дней. В этот день верующие завершают праздник Успения Пресвятой Богородицы.   Успение   Православные праздники 6 сентября  Перенесение мощей свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1479). Святитель Петр, митрополит Московский, создал Московскую митрополичью кафедру в 1325 году, пророчески предсказал освобождение Руси от татарского ига и возвышение Москвы как центра Русского Государства.  Празднование было установлено в 1479 году, в честь второго перенесения мощей, после освящения вновь построенного Успенского Собора.     Посох святителя Петра, митрополита Московского. Инфографика Как Москва стала церковной столицей России: История  в картинках   Православные праздники 7 сентября  Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Апостол Варфоломей умер мученической смертью в армянском городе Альбан. На месте погребения Варфоломея происходили многочисленные чудеса и многие люди обращались в христианство. В 507 году мощи были перенесены в город Анастастиуполь. Во время штурма города шахом Хозроем, ковчег с мощами был брошен в Черное море, силою Божией ковчег совершил чудесное плавание к берегам Италии к церкви на острове Липары, где с мощами стало связываться множество исцелений от болезней.  В IX веке мощи были перенесены в город Беневент и положены в главной церкви города.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

5. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших . Глас 1-й. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице) . Сщмч. Дорофея, еп. Тирского. Блгв. кн. Феодора, брата блгв. вел. кн. Александра Невского. Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев. Прп. Петра Коришского. Перенесение мощей блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (службу зри 19 сентября) . Всех святых, в Болгарии просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице) . Свт. Константина, митр. Киевского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 308–387) . Примечание. Служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на субботу, 4 июня. Рядовая служба Минеи (сщмч. Дорофея, еп. Тирского) может быть перенесена на повечерие одного из предшествующих или последующих дней. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, и русских святых, глас 3-й и глас 8-й – 6 (последняя стихира, глас 8-й: «Святых память...» – не поется). «Слава» – русских святых, глас 1-й: «Веселися о Господе...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...», со стихами (по обычаю). Паримии русских святых – 3. На литии стихира храма и стихиры русских святых, глас 8-й и гласы 1-й–8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи (на ряду), глас 8-й: «Срадуйтеся с нами...» ; или Богородичен воскресный, глас 8-й: «Безневестная Дево...». На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – русских святых, глас 2-й: «Новый доме Евфрафов...» , «И ныне» – Богородичен Минеи (на ряду), глас 2-й: «Вышнии лицы...», или глас 8-й: «О, преславнаго чудесе!..»; или Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О чудесе новаго...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь русских святых, глас 8-й (единожды).

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-18/

В 1681 г. по благословению Коломенского архиеп. Никиты в Успенской пуст. был заложен, а 11 апр. 1688 г. освящен одноименный каменный храм с колокольней. Богоявленский мон-рь в центре города действовал нек-рое время, но вскоре Богоявленская ц. была обращена в приходскую, а Успенская пуст. преобразована в мон-рь. В день закладки Успенского храма из Богоявленской обители крестным ходом была перенесена икона Успения Пресв. Богородицы - «в дар... от старцев Богоявленского Феодосия и прозорливого Антония, схимника, с братиею» (Описание церквей. 1901. С. 25-26). Эта икона, «письма древнего византийского», почитавшаяся чудотворной, стала главной святыней храма. Вероятно, с этих пор установилась традиция совершать ежегодный крестный ход 15 авг. Впосл. он начинался в городском соборе и завершался в Успенской ц. В то же время из всех приходских храмов в Успенский направлялись крестные ходы. Это был самый древний и почитаемый из 3 существовавших в городе уставных «поместных» крестных ходов. В дни Успенского поста перед иконой совершалось ежедневное чтение акафиста, по средам - с участием архиерея. В О. У. м. хранился также сребропозлащенный крест с частицами мощей, пожалованный в 1659 г. царевной Татьяной Михайловной в путивльский Свято-Духов жен. мон-рь. Крест был украшен «лазоревыми камнями в гнездах» и жемчугом. Среди старопечатных книг упоминаются «Божественная литургия Стрятинской печати» (1604), Требник митр. Киевского и Галицкого свт. Петра (Могилы) , рукописный сборник слов св. отцов (полуустав, XVII в.) ( Прокопий (Леонов). 2001. С. 20). В 1691 г. рядом с Успенской ц. была построена деревянная ц. свт. Николая Чудотворца, а над св. воротами 9 янв. 1693 г. освящена каменная ц. апостолов Петра и Павла. С запада «глаголем» к последней пристроены 2-этажные настоятельские покои и братские кельи. Вместо разобранной Никольской ц. была построена и 11 дек. 1700 г. освящена однопрестольная ц. Рождества св. Иоанна Предтечи, примыкавшая к сев. стороне Успенского собора. Одновременно была сооружена каменная часовня для отпеваний, а территория мон-ря обнесена каменной оградой с 3 воротами и 2 башнями. Первое графическое изображение Успенского собора с Предтеченской ц., оградой и кельями имеется на схематическом чертеже г. Орла 1728 г. ( Неделин. 2001. С. 88). Сначала надвратная Петропавловская ц. действовала как приходская для монастырских крестьян. К приходу, существовавшему с 1693 по 1755 г., были приписаны причт из белого духовенства (священник, диакон), а также дьячок и пономарь. После отделения прихода от Петропавловской ц. она стала монастырской, а ее свящ. Василий Федотов переведен в Богоявленскую ц., приходские дворы (60) причислили к орловской Сретенской ц. Впосл. Петропавловский храм использовался как домовая церковь для схимников.

http://pravenc.ru/text/2581559.html

писаны чернью поля резные золочены». Можно предполагать, что новая пелена могла появиться после повторного принесения в Москву Великорецкого образа в 1614-1615 гг. или в связи с какими-то др. событиями, имевшими значение для новой правящей династии. Название «Великорецкий» встречается только в описи 1609-1611 гг.; в описи 1627-1638 гг. оно отсутствует. Вероятно, напротив царского и митрополичьего мест икона-список находилась до 1652 г., когда в связи с переносом из Соловецкого мон-ря в Москву и захоронением в соборе мощей свт. Филиппа II, митр. Московского, было реорганизовано пространство юж. части собора. список вятской святыни был тогда перенесен в Петропавловский придел Успенского собора в сев. часть алтаря, а киот демонтирован. В нач. XVIII в. служители собора и кремлевских храмов не помнили о Великорецком образе. Так, С. Моховиков, составивший в 1714-1715 гг. сборник о почитаемых иконах кремлевских храмов, почти не упоминает икон свт. Николая. Дальнейшую судьбу успенской иконы-списка помогает проследить описание ее драгоценного убора. В описи собора 1701 г. в Петропавловском приделе упоминается икона, детали оклада к-рой сходны со списком Великорецкого образа по ранним описям (Описи. 1876. Стб. 844-845); она оставалась в Петропавловском приделе вплоть до 1913 г. вместо киота в форме 5-главого храма, украшенного серебряным золоченым окладом, она находилась в деревянном флемованном золоченом. Вместо золотого сканого венца с сапфирами средник украшал чеканный золоченый венец с «лалом» и 2 «баусами» в серебряных гнездах, икона также имела 2 пелены, но без дробниц, жемчужной обнизи и шитых волоченым серебром «слов», пелены были выполнены из др. материалов - камки и бархата, кресты - из «кованого кружива» ( Толстая Т. В. К истории иконостаса Петропавловского придела Успенского собора//Филимоновские чт. М., 2004. Вып. 2. С. 67-91). Возможно, перемещение успенского списка Великорецкого образа из главного иконостаса в придельный, во имя апостолов Петра и Павла, не было случайным - на день памяти апостолов (29 июня) пришелся день прибытия вятской иконы в Москву в 1555 г.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Изяслава (Димитрия) Ярославича , Черниговского блгв. кн. Святослава (Николая) Ярославича и Переяславского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича . В перечни визант. митрополий 11, 12, 15 по Даррузесу) П. е. внесена как « Ρωσα Πρεσθλβα» и стоит на 77-м месте. Возвышение П. е. до статуса митрополии иногда (Щапов, К. Цукерман) относят ко времени не раньше кон. мая 1072 г., когда в описании перенесения мощей святых Бориса и Глеба Петр Переяславский именуется епископом в отличие от митр. Неофита Черниговского (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Подгот. к печ.: Д. И. Абрамович. Пг., 1916. С. 55-56). Однако возникновение митрополий в Переяславле и Чернигове вслед. одной и той же политической ситуации скорее предполагает, что это произошло одновременно, вероятно в 1069/70 г., когда был упразднен сеньорат Киевского кн. Изяслава, установленный по завещанию Ярослава Мудрого. Отсутствие титула митрополита у еп. Петра, а также разные позиции Переяславля и Чернигова в византийских перечнях митрополий (последний отмечен на 72-й позиции) объясняются, вероятно, кратким перерывом в наличии митрополии в Переяславле в связи с тем, что ни Петр, ни его преемник Николай , рус. ставленники переяславского кн. Всеволода Ярославича, не были утверждены в К-поле. Переяславская митрополия просуществовала как минимум до рубежа XI и XII вв., когда скончался свт. Ефрем Переяславский ; имеется некоторая вероятность того, что она была и при еп. Симеоне в самом нач. XII столетия по настоянию Переяславского блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. Во всяком случае начиная с Лазаря (1105-1117) Переяславские архиереи снова носили титул «епископ». П. е. занимала область Переяславского княжества, т. е. земли на левобережье Днепра, восточнее Н. Десны, к югу от р. Остёр, с подвижной юж. степной границей. До кон. XI в. в состав П. е. входило также Курское Посемье, позднее перешедшее под власть Черниговских епископов. Некоторое время в кон. XI в. (после смерти еп. Ростовского свт. Исаии ) и в 1-й трети XII в.

http://pravenc.ru/text/2580012.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Житие свт. Арсения Керкирского Родом из Палестины в царствование имп. Василия I Македонянина (867-868) в семье благочестивых родителей; отец происходил из Иерусалима, мать - из Вифании. Долгое время они оставались бесплодными и, когда после долгих молитв родился Арсений, решили посвятить его на служение Богу. Арсения отдали в монастырь, где он был обучен иноческому житию и получил хорошее образование. В 12 лет принял постриг. Затем он отправился в Селевкию (Сирия), где усовершенствовал свои познания в науках и был рукоположен во пресвитера. Корабль, на котором Арсений возвращался в Иерусалим, был захвачен пиратами. Святой обратился к разбойникам с мудрыми и кроткими речами, и его проповедь обратила их к покаянию. Поклонившись святым местам, Арсений отправился в Константинополь. Патриарх Трифон (928-931) поручил ему «заботу о церквах» , возможно, Арсений получил должность иконома. При патриархе Феофилакте за свои добродетели он был избран епископом Керкирским (ок. 933). Он стал первым из иерархов острова Керкира в сане архиепископа. Во время набега «скифов» на остров (возможно, нападение болгар в 941) святитель, вышедший к разбойникам со словами увещевания, был захвачен в плен. Растерявшиеся жители Керкиры, видя его самопожертвование, исполнились мужества и приложили все усилия для освобождения святителя. Святитель Арсений прославился мудростью, ученостью, благотворительностью и неоднократным заступничеством за невинных перед властями. Так, уже в старости он отправился в Константинополь ходатайствовать за свою паству, которой угрожал неправедный гнев императора Константина VII Багрянородного. Возвращаясь из Константинополя, Арсений в пути заболел и скончался в Коринфе около 953 года. Его мощи были перенесены на Керкиру и положены в соборе святых апостолов Петра и Павла. Еще при жизни святитель получил от Бога дар исцеления и чудотворения. Мощи его также прославились многими чудесами. Во время венецианского владычества обладателями мощей стали католики. В настоящее время мощи свт. Арсения находятся в Епископской часовне Керкирской митрополии. Тимофей, митр. Керкирский, в 1986 г. пожертвовал для мощей святителя драгоценную раку .

http://pravicon.com/info-3808

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010