3 Правилами церковными постановлено было, чтобы, между прочим, для рассмотрения жалоб клириков на епископов были созываемы областные Соборы (Ап. пр. 37; I Всел. Соб. пр. 5; II Всел. Соб. пр. 6; Авт. Соб. пр. 20 и др.). Такие Соборы сначала созывались по два раза в год (Ап. пр. 37; I Всел. Соб. пр. 5; IV Всел. Соб. пр. 19), а затем – однажды в год (VI Всел. Соб. пр. 8; VII Всел. Соб. пр. 6). С течением времени областные Соборы периодические перешли в постоянные сначала при митрополичьих кафедрах, а потом – при патриарших, наконец – в постоянные Соборы и без патриархов, каковы: Афинский Синод и наш РусскиЙ Св. Синод. 4 Соб. Карф. пр. 29 как будто делает исключение в этом отношении для клириков низших диаконов, когда говорит: «Дела же по винам прочих клириков един местный епископ да рассмотрит и окончит». Но это относится собственно до епархиального суда, на котором по делам пресвитеров и диаконов принимали участие, кроме своего, и соседние епископы, 6 или 3 (Карф. Соб. пр. 12:29). Тот же Карф. Соб. в 139 пр. и низшим клирикам дает право, наравне с высшими их, апеллировать к высшему верховному суду – соборному, если они недовольны решением своего епископа. 5 Порядок судопроизводства соборного по обвинениям, возводимым на епископа, указан в след. прав.: Ап. пр. 74, 75; Карф. Соб. пр. 12, 29, 90; IV Всел. Соб. пр. 9. 6 Запрещение духовным лицам обращаться к светским судам не только по делам церковным, или касающимся священнослужения, но и по делам частным и личным, – спорным, тяжебным, по взаимным неудовольствиям, обидам и т. п., не было и не могло быть безусловным. Церковь не хотела навсегда и во всем освободить своих служителей от суда гражданского, или признавать их совершенно не подчиненными этому суду, ибо есть дела, которые по самому свойству своему подлежат гражданскому суду, напр., дела по уголовным и тяжким государственным преступлениям, по которым Церковь никогда не присвояла себе прав судных; и даже в некоторых делах Церкви сама предавала виновных своих служителей гражданскому суду (Ант.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

В древней церкви также существовали подобного рода вспомогательные органы. Таковым, напр., в этой церкви был так называемый пресвитериум, который помогал епископу в пользовании церковным имуществом (IV вселенск. 26), в ведении судебных дел (IV вселенск. 9) и пр. И, наконец, что касается определения возраста, требуемого от епископов, то и в данном отношении представители американско-епископальной церкви не удаляются от древне – канонической почвы. Правда – древние соборы (Неокес. 11; Карф. IV, 15; Трул. 14–15), устанавливая точно лета, необходимые для пресвитеров и диаконов, умалчивают о летах епископа, но из того факта, что по существовавшим в древней церкви законоположениям для пресвитерства требовался возраст тридцатилетний, можно с несомненностью полагать, что для епископского служения требовался в древней церкви во всяком случае несколько больший возраст. Это действительно и находим в Юстиниановом законодательстве. По нему во епископа повелевалось поставлять лицо, достигшее 35-ти летнего или по крайней мере 30-ти летнего возраста (Nov. 123. 1. 137) 555 . Низшую инстанцию церковной организации в американско-епископальной церкви, как мы уже видели, составляет приход, находящийся под руководительством священника и помогающих ему клириков – диакона и причетников. Сходясь в данном пункте с церковью православно-восточной, американско-епископальная церковь отличается от последней лишь тем, что в ней при назначении предстоятелей прихода существует выборное начало. И эта особенность существующей в американско – епископальной церкви практики однако же не должна возбуждать каких-либо возражений. Дело в том, что и в древне-христианской церкви предстоятели приходапресвитеры и диаконы обычно избирались приходом. В 7-м правиле Феофила Александрийского прямо говорится: „весь собор священнослужителей да согласится и да изберет (рукополагаемого) и тогда епископ да испытает его и с согласия священства совершит рукоположение среди церкви в присутствии народа и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовати о нем“….

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

соб. прав. 7; сравн. св. Василия Великого прав. 81). 5) Принесение жертвы дважды и трижды (Анкир. соб. прав. 8). 6) Отступление от веры и принуждение к отступлению своих собратий (Анкир. соб. прав. 9). 7) Отступление от веры ради выгод по воинской службе (1 Вселенск. соб. прав. 12). 8) Отречение от Христа произвольное, не вынужденное гонением (Св. Васил. Велик, пр. 73, Григор. Нисск. 2, 1 Всел. соб. пр. 11). b. По отношению к клирикам – произвольное отречение от веры, например, принесение жертвы идолам, раз допущенное, служит неустранимым препятствием к прохождению священной должности. Это ясно из 3-го правила Анкирского собора, допускающего в клир только тех из мирян, принесших жертву идолам, которые производили это не произвольно, но насильственным образом. Наоборот, как скоро принесение жертвы вменяется в преступление, оно влечет за собой извержение из сана. «Аще которые из падших произведены в клир, таковые, по дознании, извергаются от священного чина» (1 Всел. соб прав. 10). В частности правила указывают: 1) Принесение жертвы идолам пресвитером (Анкир. соб. пр. 1). 2) Принесение жертвы идолам дьяконом (Анкир. соб. пр. 2). 3) Вообще отступление от веры низших клириков (Св. Вас. Велик. пр. 51). В. Ереси и расколы. Ко второй группе преступлений против веры относятся ереси и расколы: 1) Ересь как преступление рассматривается на церковном суде с следующих сторон: а) Ересь как самовольное отделение некоторых членов церкви от общего её тела с целью составления отдельного общества, явно стремящегося к разрушению церкви. С этой точки зрения с ересью имеют сходство раскол и самочинное сборище (св. Васил. Велик. прав. 1). Когда в этом смысле понимается ересь, то равно подлежат осуждению все, каким бы ни было образом вступающие в общение с членами еретического общества (III Всел. соб. пр. 2). В частности различаются: 1) Молитва с еретиками на еретических кладбищах или так называемых у них мученических местах (Лаодик. соб. пр. 9, 34; сн. Апостольск. пр. 45, 46, 65). 2) Общение с еретиками в их праздниках (Лаодик.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

“Едино тело и един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего. Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех” ( Ефес. 4:4–6 ). Не о соединении с Православной Церковью должны говорить так называемые обновленцы, а должны принести истинное раскаяние в своих заблуждениях. Главные же их заблуждения состоят в том, что, отступив самочинно от законной иерархии и её главы Святейшего Патриарха Тихона, они пытались обновить Христову Церковь самочинным учением 595 ; они извратили церковные правила, установленные Вселенскими Соборами (постановление лжесобора 4 мая 1923 г.); они отвергли власть Патриарха, соборне установленную и признанную всеми Восточными Православными Патриархами, т. е. отвергли то, что признало всё Православие, и кроме этого, на своём лжесоборе осудили его. Вопреки правилам св. Апостолов, Вселенских Соборов, св. Отец (Ап. пр. 17-е, 18-е; VI Вселенск. Соб. 3-е, 12-е, 48-е; Вас. Вел. 12-е) они разрешают быть женатым епископам и клирикамдвоеженцам, т. е. нарушают то, что вся Вселенская Церковь признает для себя законным и что может быть изменено только Вселенским Собором. Таким образом они разрывают связь с церковным преданием и подпадают за это под соборное осуждение (Догматическ. определ. II Вселенск. Соб.). Даже первоначальные деятели обновленческого движения (еп. Антонин, прот. В. Красницкий и др.) сами сознали неканоничность своих заблуждений, о чём открыто и настойчиво заявляют в своих проповедях и воззваниях. Присоединение к св. Православной Церкви так называемых обновленцев возможно только при условии, если каждый из них отречётся от своих заблуждений и принесёт всенародное покаяние в своём отпадении от Православной Церкви. И мы непрестанно молим Господа Бога, да возвратит Он заблудших в лоно св. Православной Церкви. Богомудрые и Боголюбивые Архипастыри, честные Пастыри и все возлюбленные Православные христиане! В столь тяжёлое переживаемое нами время церковной жизни, уповая на Божественное пекущееся о нас Промышление, будем пребывать в союзе мира и любви между собою, “будем едино” ( Иоан. 17: 20–23 ), помогая друг другу охранять нашу Православную веру, являя везде и всюду примеры доброй жизни, любви, кротости, смирения и повиновения существующей власти, в согласии с заповедями Божиими ( Лк. 12:17 ; Римл. 13:1 ; Деян. 4:18–19 ), дабы последняя видела это, и Дух Божий возглавлял бы чрез неё благая о Церкви святой ( 1Петр. 2:12–14 ). Будем усердно молить Господа Бога, да незыблему сохранит Он в Православии нашу Русскую Церковь . “Утверди Господи, Церковь, юже стяжал еси честною Твоею кровию” (св. Косьма Маюмск. 3-й ирмос на Сретение Господне).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

С каких же сторон брачные дела подвергались церковному суду рассматриваемого времени? а) С точки зрения церковного законодательства брак есть таинственный союз двух свободно соединившихся лиц разного пола, устрояемый и укрупняемый благодатью Святого Духа через благословение церкви. Отсюда, как преступление против брака, она считает гнушение им как делом нечистым. С особенной силой выражает это собор Гангрский в следующих правилах: «Аще кто порицает брак, и супругов верных и благочестивых сожитие порицает, яко не могущих внити в царствие, да будет под клятвою» (пр. 1). «Аще кто о пресвитере, находящемся в супружестве, рассуждает, яко недостоин причащатися, когда он совершает литургию, да будет под клятвою» (пр. 4). «Аще кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, яко гнушающийся им, а не ради самыя доброты и святыни девства, да будет под клятвою» (пр. 9). «Аще кто из девствующих ради Господа будет превозноситися над бракосочетавшимися, да будет под клятвою» (пр. 10). «Аще которая жена оставит мужа и отъити восхощет, гнушаяся браком, да будет под клятвою» (пр. 14). б) Брак есть свободный союз двух лиц: отсюда тяжким преступлением является насилие, учиненное деве со стороны мужчины, например, похищение её. Анкирский собор и святой Василий Великий определяют, чтобы девы, похищенные уже по обручении их с другими законными женихами, возвращаемы были этим последним, которых в свою очередь также не принуждают брать похищенных от них невест (Анкир. соб. прав. 11; свят. Вас. Велик. пр. 22, 30). Но и свободный выбор находит себе, однако ж, ограничения, нарушение которых влечет за собой если не расторжение брака, то, по крайней мере, церковное наказание. Сюда принадлежат: α. 1) Разность религии (христианской, иудейской и языческой) и вероисповедания (православного и еретического) служит препятствием к законному церковному браку (Лаод. соб. пр. 31) 110 . Это общее правило допускает, однако ж, следующие два ограничения: Во-первых, брак православного с иноверным или еретиком может состояться, если только последний даст обещание присоединиться к православной церкви (соб. Лаодик. прав. 31 и IV Вселенск. соб. прав. 14) 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Чрез 10 лет пр. Савва отправился в Палестину, прибыл в лавру пр. Евфимия Великого (см. 20 янв.), который отдал его под руководство пр. Феоктиста (см. 3 сент.). Пр. Савва в течение 10 лет, до самой кончины пр. Феоктиста, со всем усердием исполнял все возлагаемые на него послушания, ревностно стараясь «худшее покорить лучшему, и плоть поработити духу». После кончины пр. Феоктиста, пр. Савва в течение 5 лет, по любви к высшим пустынным подвигам, каждую неделю на 5 дней удалялся один в пещеру. В эти 5 дней он не принимал никакой пищи и проводил время в молитве и богомыслии и занимался плетением корзин. После кончины пр. Евфимия, пр. Савва избрал для своих подвигов одинокую пещеру близ высохшего потока и поселился в ней. Когда стали стекаться к нему другие ревнители пустынножительства, пр. Савва основал для них обитель, и таким образом возникла знаменитая лавра св. Саввы (которая и доселе находится у потока Кедрона, в 13 вер. на восток от Иерусалима). В этой обители, в начале ее учреждения, не было храма, а потом, по создании его, пр. Савва, «егда прихождаше к нему кто от священных, того умоляше совершати св. Литургию, сам же хиротонию прияти не хотя смирения ради, ниже кого от братии возводя на степень священства». Впоследствии пр. Савва, по своему достоинству и по нужде монастырской, был рукоположен во священство, откуда и получил наименование «освященнаго». Будучи настоятелем обители, пр. Савва написал первый Устав последования церковных служб, известный под именем Иерусалимского и принятый всеми Палестинскими монастырями. По свидетельству Симеона Солунского , «божественный отец наш Савва изложил устав, приняв его от св. Евфимия и Феоктиста, а они приняли от бывших прежде них и от исповедника Харитона» (см. 28 сент.). Скончался пр. Савва 94 лет, в 532.г., и погребен в своей Лавре. Впоследствии его св. мощи были перенесены в Венецию, где и ныне почивают в церкви св. Марка. 222 Кондак, гл. 8. Яко от младенства Богу жертва непорочная принеслся еси добродетелию, Савво блаженне, садоделатель быв благочестия; темже был еси преподобных удобрение, гражданин же пустынный достохвален; темже зовем ти: радуйся Савво пребогате.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

пр. 3; Карф. Соб. пр. 46; VI Всел. Соб. пр. 28:57); с другой стороны, возбраняется входить в эту часть храма лицам непосвященным (Лаод. Соб. пр. 19), исключая особ царского Величества, которым дозволяется входить в алтарь, когда они пожелают принести дары для бескровной жертвы (VI Всел. Соб. пр. 69). Не только в самый алтарь, но и в среднюю часть храма, как места посвященного на служение Богу, запрещается приносить какие-либо вещества, не употребляемые при богослужении, за исключением колосьев пшеницы и винограда; колосья пшеницы и виноград, когда созреют, могут быть приносимы в храм для совершения над нами молитвы и благословения (ап. пр. 3 и 4; Карф. Соб. пр. 46; VI Всел. Соб. пр. 28). Приношение в храм веществ, не употребляемых при богослужении, признается не сообразным со святостью и назначением богослужебного места и потому не дозволяется; тем более признается не сообразным с назначением и святостью храма обращение его в обыкновеннее жилище людей, постоянное или временное (в путешествии), а равно обращение священных предметов на какое-либо домашнее употребление (ап. пр. 73; Двукратн. Соб. пр. 10). В том и другом случае было бы осквернение святыни храма и церковно-богослужебных вещей. Ограждая святыню храма и богослужебных принадлежностей от осквернения, правила церковные подвергают строгому взысканию и за повреждение или уничтожение церковных вещей, продажу или растрату их, хотя бы для оказания помощи нуждающимся (ап. пр. 73, Двукр. 10 снес. 38 ап. пр.). б) Недвижимую церковную собственность составляют дома для бедных и убогих, призреваемых церковью, земли, угодья и т. п. Так Антиохийский Собор (пр. 25) уже упоминает о полях, принадлежащих церкви, с их плодами и доходами. Со времени имп. Константина церкви могли приобрести в свою пользу недвижимые имущества покупкой. Дозволялось церквям принимать отказанное по духовным завещаниям. Случилось, что христианским церквям передаваемы были имущества, взятые от языческих храмов, и пр. То или другое недвижимое имущество, принадлежащее церкви, не может быть ни продано, ни отдано в дар или наследство, ни обменено на другое и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Как можно видеть из всего вышеизложенного, каноническая, дисциплинарная и богослужебная стороны в американско-епископальной церкви не заключают в себе чего-либо противоречащего духу православно-восточной церкви, хотя при обсуждении и указанных сторон внутренней жизни рассматриваемой нами церкви, конечно, возможны некоторые возражения с православной точки зрения. Что касается прежде всего сферы чисто канонической, поскольку ею обнимаются главным образом существующие в американской церкви формы церковного управления, то она по существу не возбуждает каких-либо недоумений в православном богослове. Существование в указанной церкви трех административных инстанций: высшей – соборной, средней – епископской и низшей – приходской, для каждой из поместных церквей христианского мира санкционировано христианской древностью. Исходя из того положения, что еще в апостольское время все наиболее важные вопросы христианского вероучения, церковного управления и церковной юрисдикции решались общим голосом всей церкви, а не единичным голосом которого-либо из апостолов, и каждая из поместных христианских церквей с самых древних времен все наиболее существенные вопросы церковной жизни решала на поместных соборах, которые обычно созывались в определенное время: первоначально два раза, а затем один раз в году, как об этом свидетельствуют правила св. апостолов (ап. 37), а потом вселенских и поместных соборов (LV всел. 19; VI всел. 8; VII всел. 6 и др. Карф. 27). Соборы эти обычно составляли все епископы известной автокефальной церкви по зову и под председательством первенствующих патриарха или митрополита (Ант. 20). Подобного рода практика соблюдалась настолько строго, что не явившиеся на собор и не представившие для этого достаточных оснований епископы подвергались сначала братскому выговору (IV вселенск. 19), а потом епитимии (VII вселенск. 6). Вместе с тем довольно серьезной каре подвергались в древности все гражданские чиновники, которые так или иначе препятствовали тому или иному епископу посетить собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Подвижники Костромской области – Пр. Павел Комельский или Обнорский (1429), Пр. Сильвестр Обнорский (1379) и Пр. Иаков Железноборовский (1442). Спостником пр. Сергия был его преемник по игуменству, Пр. Никон Радонежский (1427–8), так много сделавший для дальнейшего развития и устроения Троицкой обители. Другом Пр. Сергия был Пр. Димитрий Прилуцкий (1392), приходивший к нему из Никольского монастыря, основанного им на берегу Переяславского озера. Лицом красивый, целомудренный, он ходил с закрытым лицом и избегал встреч с женщинами. Вел. кн. Димитрий пригласил его быть восприемником сына. В 1371 г. пр. Димитрий, удаляясь славы человеческой, ушел в вологодские леса, пребывал в болотистой местности. Позднее он основал Прилуцкий мон. около Вологды. Близок был пр. Сергий с Святителями Стефаном Пермским, Дионисием Суздальским и с пр. Стефаном Махрицким, постриженником Киево-Печерской обители, основавшим Святотроицкий мон. на р. Махрице, близ Александрова. В Симоновском монастыре, в пекарне, смиренно трудился послушник, потом постриженник св. Феодора, Кирилл. Взор на огонь пекарни переносил мысль его к вечному огню, и он часто плакал. Пр. Сергий каждый раз, приходя в обитель, шел прежде всего в пекарню к Кириллу и долго беседовал с ним о «пользе душевной», провидя великого подвижника. Кирилл заменил Св. Феодора в игуменстве. Но затем он, по велению Божией Матери, ушел в пустыню на берег Белого озера. Там он подвизался 30 лет, создав общежительную Белозерскую обитель, славившуюся подвигами своих насельников. Пр. Кирилл Белозерский обладал даром прозрения и чудес. Осуществив строжайшее общежитие, преставившись в 1427 г., в 90-летнем возрасте, он, как пишет архиеп. Макарий: «своими высокими подвигами приобрел себе всеобщее уважение и братии, и народа, и князей, и оказывал сильное духовное влияние на всю страну. Монастырю св. Кирилла Белоезерского суждено было сделаться знаменитейшим из всех монастырей северной России». В одно время с Пр. Кириллом оставил Симоновскую обитель ученик Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Матвей Властаръ пишет: «мнение великого отца Златоустого должно иметь более силы, чем определенное четвертым собором и собором Гангрским» (Синтагма, буква «А», гл. 7). 12) 14 пр. св. апостол «воспрещает епископу оставлять свою епархию и в иную переходити, аще бы и от многих убеждаем был», а 16 пр. Антиох. соб. добавляет, что «подлежит извержению тот, кто восхитил праздную церковь без ведома собора»; то же и 15 пр. Никейского собора. На основании сих правил св. Григория Богосл. упрекали за то, что он из Сасим перешел в Константинополь. Св. Григорий отвечал, что правило это было давно уже умершим и забытым, так как в течение 40 лет, протекших после времени Антиох. собора, было множество случаев перехода епископов с одних епископий на другие (твор. Гр. Богосл. т. VI, стр. 59–60, по изд. 1889 г.). Валъсамон – в толк. 14 пр. св. ап. замечает, что если бы кто стал придавать означенным правилам смысл безусловного требования, «тот обвинил бы и св. Григория Богослова , и св. Прокла и многих других свят. патриархов, перемещенных с других престолов на Константинопольский, или на другие патриаршие престолы, как недостойно священнодействующих после перемещения, чего нельзя допустить» (Полн. Кормч. стр. 25–26). 13 . 37 пр. св. апостол: «дважды повелевает быти собору епископов, и да рассуждают они о догматах благочестия и да разрешают случающиеся церковные прекословия». То же 20 пр. Антиох. соб. и 5-е пр. Никейского соб. – Шестой Всел. соб. 8 пр. и второй Всел. соб. 6 пр. – однажды в год, но обязательно, быти собору. Зонара в толк. 87 пр. св. апост. говорит: «В настоящее время сии соборы совсем не собираются» (Полн. Кормч. стр. 71); в толковании 5 пр. I Всел, соб.: «Ныне дело сих соборов совсем оставлено в пренебрежении, так, что их никогда не бывает», а Вальсамон замечает: «правило это уже не действует». 14 . 69 пр. св. апостол «аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во св. четыредесятицу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». 19 пр. собора Гангрского: «кто разрешает пост..., да будет под клятвою». – А в Номоканоне, вместо проклятия, только отлучение от причастия на два года тому, кто в посту ест мясо, или сыр (Потребн. Иосифа л. 969; Иоасафа – л. 51). В тех же потребниках помещен устав, заимствованный у пр. Никона-Черногорца, по которому в праздники Господни, Богородичные, св. Апостолов, хотя бы они случились в среду и пяток, никогда запрещения в пище не полагается, а в Великий пост разрешается есть рыбу по субботам и воскресеньям, «аще же кто непроизволит», то и по вторникам и четвергам; разрешается даже «всем на все» (Потр. Филар. 157–158 лл.; Иоасафа л. 186; Тактикон, сл. 3-е л. 24–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010