Давая указания порядка церковной жизни Ап. Павел писал: «Прочее устрою, когда приду» ( 1Kop. XI, 34 ), или поручает Епископу своею властью устроить так, как он слышал от своего учителя (1 Тит. I, 5). Таким путем многие виды устройства и жизни существовали в Церкви раньше писанного закона: они хранились, как апостольское предание и путем практики передавались непрерывно от одного церковного представителя другому. Апостольское предание было записано уже bo II uлu III beke некиим благочестивым человеком в 85 правилах, которыя 2 правилом VI Bceлehckoro Трулльского Собора торжественно были объявлены общеобязательными, наравне с правилами Вселенских Соборов. Первый Вселенский Собор – 6, 7, 13 и 18-ми правилами, II Bceл. Собор 2 и 7 пр., III Bceлehckuй Собор, 7 и 8 пр., VI Всел. Собор, 1, 2, 13, 20, 32 и 87 пр. и т. д., подтверждали важность «древнего предания, запрещая вводить что-либо новое, противное апостольскому преданию, так как таким путем будет повреждено основное учение»; если же Епископ или пресвитер не поступает по преданному от Апостолов чину... да будет низвержен, как вводящий новшество в предание». Седьмой Вселенский Собор (7 пр.) грозит извержением из сана всякому Епископу и пресвитеру, преступающему церковное предание. Приведем знаменитое разъяснение Св.  Василием Великим (пр. 91) важности устного предания, имеющего огромное значение в деле решения многих вопросов церковного учения. Он говорит, что догматы и проповеди проистекают из двух источников, или из письменного учения , или же из Апостольского предания , принятого и сохраняемого тайно, причем оба эти источника имеют одинаковое значение для благочестия. «И сему не воспрекословит никто, хотя мало-сведущий в установлениях церковных. Если будем отрицать неписанные обычаи и утверждать, будто они не имеют великой силы, то мы намеренно умалим значение Евангелия в главных предметах или, проще говоря, сведем все, что там сказано, на простую игру слов. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом Креста, кто учил сему писанием? К востоку обращаться в молитве, какое писание нас научило? Слова призывания при преложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из Святых оставил нам письменно? Благословляем также и воду крещения и елей помазания, и еще и самого крещаемого, по какому писанию? Не по преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что еще? Самому помазанию елеем, какое писанное слово научило? Откуда и троекратное погружение в воду человека? И прочее, бывающее при крещении, отрицаться сатаны и ангелов его, из какого взято  писания? Не из сего ли необнародываемого и неизрекаемого учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчанию, быв здраво научены молчанием охраняти святыню таинства? Ибо какое бы было приличие, писанием оглашать учение о том, на что непосвященных в таинство и воззрение не позволительно?»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее: «И святый, великий собор 318 Богоносных отец (первый Вселенский) распределил порядок и епархии между патриаршими престолами, которые он изобразил, не на ином каком основании, как по вниманию к достоинствам царств, поставив Александрию над Египтом, Ливиею и пр., Антиохию над Ассириею и всем Востоком; и как над Европою Рим, так над Азиею Константинополь... По сему сам почитаю справедливым и мнение сего великого и святого собора признаю истинным, чтобы престол Благочестивейшего и Православного града Москвы был и назывался патриархиею: ибо предел (χρα) сей удостоен от Бога Царской чести 11 ». Когда стеснявшийся значением патриарха Петр I задумал изменить патриаршее управление в России на Синодальное, он не почел, для исполнения сего намерения, достаточным своего собственного решения, но признал необходимым снестись с Вселенскими патриархами, которые и утвердили мысль его своим согласием, прислав о том и свои всем известные грамоты 12 . Учреждение Синода независимой Еллады совершилось так: С 1821 года естественно прекратились между Афинами и Константинополем всякие сношения, и церковь Елладская управлялась по нужде сама собою. По признании Европейскими державами независимости Греческого Королевства, дела церковные довольно долго оставались неустроенными; наконец правительство новой державы обратило внимание и на них и предположило устроить в Королевстве независимый синод, который и был учрежден в 1843 году, по образцу Св. синода единоверной Русской державы. Он учрежден был собором всего Елладского духовенства, всем исполнением Христоименитых Православных Еллинов и законом Короля 13 . Но, разумея недостаточность такого учреждения без признания его всеми единоверными церковными властями, Правительство Еллады отправило уже в 1850 году к патриарху Константинопольскому грамоту с просьбою о утверждении независимости ее синода и с извинениями в умедлении сношений по сему делу. Эту медлительность старались оправдать политическими затруднениями и внутренними неустройствами новой державы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чин причащения больного на дому О СВЯЩЕННИКЕ, СОВЕРШАЮЩЕМ ПРИЧАЩЕНИЕ БОЛЬНОГО Православная Церковь, освящая и укрепляя нас таинствами и молитвами в продолжение всей нашей жизни, не меньшее попечение прилагает о нас и тогда, когда мы подвергаемся различного рода тяжелым болезням и недугам или стоим уже у врат вечной жизни. С древнейших времен церковными правилами (Первый Вселенский Собор, 13 пр.) определено, чтобы никто из отходящих из этой жизни не был лишен причащения Святых Таин как последнего и важнейшего напутствия. Поэтому больных, которые не могут прийти в храм для причащения, Церковь позволяет причащать Святых Таин на дому, и даже после вкушения пищи, чтобы кто не умер без причастия. В Требнике помещен «чин, егда случится вскоре вельми больному дати причастие» (Большой Требник, гл. 23 и Малый Требник). Священник Православной Церкви должен особое иметь попечение о вечном спасении больных. Это одна из самых важных и в то же время самых трудных обязанностей священнического звания. Священник, позванный к постели умирающего, напутствует его в вечную жизнь спасительными Тайнами Тела и Крови Христовых. Приобщение больного Святых Таин может послужить как духовному, так и телесному его врачеванию. Нигде так не проявляется сострадание и любовь священника к пасомым, как у постели больного. Посещение больных принадлежит к числу самых утешительных обязанностей священника и делается неисчерпаемым источником благословения и благодарности со стороны страждущего, получившего успокоение, утешение, воодушевление и подкрепление через исповедь и приобщение Святых Таин, и чрез слово пастыря, исполненное духом любви, участия и сострадания к больному. Вместе с тем священник своим посещением больного должен способствовать той цели, которой Бог хочет достигнуть, испытывая больного скорбями и болезнями как средствами спасения и вразумления, соответственно его внешней и внутренней жизни и духовному состоянию. От самого священника, посещающего больного, много требуется знания человеческого сердца, такта и благоразумия, много терпения и любви, равно энергии и живой ревности к делу Божию для достижения несомненной духовной пользы при посещении больных. Скромность (особенно относится к молодым священникам), кротость и смирение, участие к горю и страданиям в соединении с ласковостью, отсутствие брезгливости, выдержка и спокойствие, мудрость, христианское благоразумие и осмотрительность в слове и наставлении больному, и многие другие личные качества должны быть у священника как утешителя и духовного отца своих больных духовных чад. При посещении больных только молитва доставляет священнику истинную бодрость, делает его кротким, терпеливым и любвеобильным. Молитва о себе и о больном.

http://pravoslavie.ru/2298.html

102 В доказательство приведенного здесь представим трех православных царей, бривших бороды свои. Первый, царь Маврикий, взошедший на престол Римской империи в лето 552 по Р.Х. (чти о сем в книге Истории Нового завета Георгия Кедрина, лист 149). Второй, царь Ираклий, взошедший на престол Римской империи в лето 609 по Р.Х. (чти о сем в той же книге на листе 157). Третий, Великий князь российский Василий Иоаннович, отец царя Иоанна Васильевича Грозного, который обрил бороду в угождение своей молодой жене. Чти о сем в Краткой российской истории сочинения Г. Карамзина, том 7, стр. 155. 130 В толковом Апостоле, который со старописьменного перепечатан у раскольников и находится у них в почтении, лист 686. 133 Патриархи, архиепископы, архимандриты приставлены между церковью и алтарем стеречь тайны Христовы от врагов, то есть от еретиков зловерных и нечестивых грехолюбцев, и проч. в Соборнике на листе 440 в среду 5 недели поста в слове Кирилла Мниха, притча о слепце и хромце. 142 4 Вселенский Собор, пр. 4, 8, 24. Карфагенский поместный собор, пр. 84 и Перво-второй в церкви Св. Апостолов, пр. 1. 144 Правила св. Апостолов 31, 39 и 17. Вселенский Собор, пр. 31. В дополнение к этому и священномученик Игнатий в послании к смирнянам говорил: «Все епископу следуйте, как Христос Иисус Отцу… Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом, или тем, кому он предоставит это. 145 Св. Апостол пр. 15, 31 и 1-го Никейского Собора пр. 15, 16. Халкид. Собор. пр. 5. Антиох. Собор. пр. 3, 5, 6, 13. Константинопольского перво-второго пр. 12, 13, 14. Гангрского Собора пр. 6. 148 Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют обо мне ( Ин.5:39 ). И еще говорил Господь: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы ( Мк.13:14 ). Толкование св. Иоанна Златоуста : Господь, предвидя, что в последние дни будет такое смятение, повелевает христианам, которые хотят в правду в христианской вере утвердится, прибегать ни к чему иному, как к Писанию, потому что если они будут смотреть еще на что-либо иное, то соблазнятся и погибнут, не понимая, какая должна быть истинная Церковь Христова. Это взято из старопечатной книги, называемой «Вера», лист 215, печатаной при Иосифе, патриархе Московском.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

633 Здесь срок покаяния назначается согласно с 21 анк. Трулльский собор впоследствии подверг епитимии человекоубийцы как тех, которые дают, так и тех, которые принимают снадобья, производящие недоношение плода в чреве и умерщвляющие плод (пр. 91). О детоубийстве, как преступлении, совершаемом родителями в отношении к появившимся уже на свет детям, нет особых канонов. 634 Пр. Вас. В. 55: „Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемы от причастия Св. Таин; аще же клирики, да низложатся со своей степени. Ибо речено: всяк приемший меч, мечем, погибнет“. Пр. 43 Вас. В. еще яснее: „нанесший ближнему смертный удар есть убийца, он ли первый нанес удар, или отмщал“. 635 В послании Афанасия александр. к Аммуну монаху (сдав. кн. прав. стр. 328) говорится: „непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно; тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния“. Василий Великий (пр. 13) не согласен с этим взглядом; однако и он обсуживает убиение на брани далеко не так, как следовало бы ожидать, судя по тому, что в 8 пр. он прямо считает его вольным убийством. Здесь, в 13 пр. он говорит лишь, что хорошо бы посоветовать людям, убивавшим неприятелей, как имеющим нечистые руки, три года удерживаться от причащения Св. Таин. Вальсамон, в толковании на это правило, замечает, что оно не соблюдается, ибо солдаты, в случае войны, всякий раз лишаемы бы были причащения. 636 Пр. В. В. 33 и 52. Оба правила говорят о покинутии новорожденных детей матерями на пути, т. е. когда женщина дорогой, на ходу, рождает и оставляет на произвол судьбы рожденное дитя. Западные соборы говорят и о подкинутии детей, определяя, что лица, принявшие подкинутых детей на свое попечение, получают над ними patriam pomesmamem, или даже право собственности (согласно с императорским законом по этому предмету), и что те, которые заявляли бы впоследствии о своих родительских правах в отношении к вскормленным найденышам, с обвинением даже воспитавших в том, что они похитили этих детей, должны подвергаться церковному покаянию, как человекоубийцы. (conc. Vasens, 442 а. с. 9. conc. Agath. 506 а. с. 24). См. Hefele, II, 298 и 654.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   Над окончившим епитимию читается «Молитва над разрешаемым от запрещения», которой он освобождается от «надлежащаго ему уза» и вводится в общение с Церковью. По церковным правилам разрешить запрещенного не может никто другой, кроме запретившего, исключая случаи смерти запретившего, а также смертельной болезни кающегося.    В Большом Требнике есть молитва на разрешение отлученных от причащения (гл. 49), на разрешение различных уз совести (гл. 46, 49–50).   § 9. Чин приема в Православную Церковь чрез Покаяние христиан других исповеданий и отпавших от веры    Таинства Крещения и Миропомазания, правильно совершенные, по учению Православной Церкви, не повторяются. На этом основании и согласно с церковными правилами (Карфагенский Собор, 68 пр.; Василий Великий, 1, 73, 8 пр.; Петр Александрийский, 1–13 пр.; Шестой Вселенский Собор, 17 пр.), христиан других исповеданий, правильно крещенных и миропомазанных, и христиан, отрекшихся от Христа, отпавших в иудейство или магометанство, или раскол, Православная Церковь воссоединяет посредством таинства Покаяния. Клирик, отрекшийся от Христа, но покаявшийся, принимается мирянином и не может уже быть после этого клириком (в священном сане) — см. Первый Вселенский Собор, 10 пр.; Апостольское правило 62; Петр Александрийский, 10 пр.    Чин приема христиан других исповеданий и отпавших в другую веру состоит в том, что лицо, ищущее общения с Православной Церковью, предварительно испытывается в чистоте своего намерения, наставляется в учении Православной Церкви, исповедует свои грехи, но разрешения не получает.    Его приводят затем к вратам храма, где Церковь его встречает пением 33-го псалма. Здесь он всенародно, преклонив колена, исповедует свое раскаяние и желание воссоединения. Потом Церковь, при благословении и возложении руки священника на главу воссоединяемого, молит Господа принять его в словесное стадо Свое и украсить его славою пресвятого имени Христова, и дает новое или восстанавливает прежнее, но попранное, христианское имя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Над окончившим епитимию читается «Молитва над разрешаемым от запрещения», которой он освобождается от «надлежащаго ему уза» и вводится в общение с Церковью. По церковным правилам разрешить запрещенного не может никто другой, кроме запретившего, исключая случаи смерти запретившего, а также смертельной болезни кающегося. В Большом Требнике есть молитва на разрешение отлученных от причащения (гл. 49), на разрешение различных уз совести (гл. 46, 49—50). ЧИН ПРИЕМА В ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ ЧРЕЗ ПОКАЯНИЕ ХРИСТИАН ДРУГИХ ИСПОВЕДАНИЙ И ОТПАВШИХ ОТ ВЕРЫ Таинства Крещения и Миропомазания, правильно совершенные, по учению Православной Церкви, не повторяются. На этом основании и согласно с церковными правилами (Карфагенский Собор, 68 пр.; Василий Великий, 1, 73, 8 пр.; Петр Александрийский, 1—13 пр.; Шестой Вселенский Собор, 17 пр.), христиан других исповеданий, правильно крещенных и миропомазанных, и христиан, отрекшихся от Христа, отпавших в иудейство или магометанство, или раскол, Православная Церковь воссоединяет посредством таинства Покаяния. Клирик, отрекшийся от Христа, но покаявшийся, принимается мирянином и не может уже быть после этого клириком (в священном сане) — см. Первый Вселенский Собор, 10 пр.; Апостольское правило 62; Петр Александрийский, 10 пр. Чин приема христиан других исповеданий и отпавших в другую веру состоит в том, что лицо, ищущее общения с Православной Церковью, предварительно испытывается в чистоте своего намерения, наставляется в учении Православной Церкви, исповедует свои грехи, но разрешения не получает. Его приводят затем к вратам храма, где Церковь его встречает пением 33-го псалма. Здесь он всенародно, преклонив колена, исповедует свое раскаяние и желание воссоединения. Потом Церковь, при благословении и возложении руки священника на главу воссоединяемого, молит Господа принять его в словесное стадо Свое и украсить его славою пресвятого имени Христова, и дает новое или восстанавливает прежнее, но попранное, христианское имя. Затем воссоединяемый, обращаясь на запад, произносит отречение от прежних заблуждений, а обращаясь на восток, сочетается Христу, произносит исповедание православной веры, сопровождая его клятвою в искренности своего обращения.

http://pravoslavie.ru/2121.html

Для более удобного изучения ап. правил, которые расположены в дошедшем до нас сборнике почти без всякой связи, их можно распределить по их содержанию на следующие группы: 1) о высшей иерархической власти в церкви (пр.: 34, 37, 1, 74 и 75); 2) о епископах, их правах и обязанностях (30, 36, 14, 76, 35, 16, 32, 12, 2, 61, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 79, 77, 78, 82, 31, 58, 80, 39, 27, 6, 81, 83, 20, 38, 3, 4, 41, 59 и 40 пр.); 3) о клире церковном вообще и его поведении (пр.: 51, 26, 5, 44, 25, 42, 43, 54, 62, 84, 66, 57, 29, 15, 33, 13, 55, 56, 28:1 1, 45, 65, 70, 71, 72 и 43); 4) о предметах заведывания или управления духовной власти (пр.: 46, 47, 49, 50, 8, 9, 52, 68, 67, 48, 7, 69, 64, 53, 63, 10, 85 и 60). Правила апостольские, касающиеся высшей церковной власти – соборной: (34, 37, 1, 74 и 75 ап. пр.) 1) Апостольские правила, касающиеся высшей церковной власти – соборной. К первой группе правил следует отнести те правила апостолов, в которых высшею властью церковною объявляется власть соборная, назначаются времена для соборов и определяется круг дел, подлежащих рассуждению соборной власти. Так, учреждение соборной власти в церкви видно из 34 ап. правила. Оно читается так: «Епископам всякого народа подобает знати первого в них и признавати его яко главу и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух.» Здесь изъясняется проявление собственно поместной соборной власти, как видно из слов: «епископам всякого народа.» Выражение это свидетельствует о том, что в первые времена христианства разделение единой вселенской церкви Христовой на частные или поместные церкви сообразовалось с разделением народов на известные, отдельные нации (например, римская, ахайская, асийская и т. п.). Каждая поместная церковь разделялась на епархии. В епархии 34-е ап. правило полномочным владыкою объявляет епископа, предоставляя ему творить то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих. Из этих–то полномочных и совершенно равных по правам владык и должен, по мысли 34-го ап. правила, составляться собор в каждой поместной церкви в том случае, когда нужно рассудить о делах, превышающих отдельную власть каждого епископа. Объединяющим в этом случае лицом ап. правило объявляет первого между епископами, повелевая каждому из них признавать его, яко главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения. В отношении к ап. веку и ко временам, к нему ближайшим, первыми епископами в поместных церквах, без сомнения, почитались первые преемники апостольские, самими апостолами поставленные, особенно в важнейших городах известных тогда стран и областей. Такими являются в век апостольский: Иаков, епископ Иерусалимский, Тимофей Ефесский, Тит Критский и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

488 Secretarium conclave, vel locus, ubi reorum causa a judicibus expendebatur, ac tandem statuebatur, qualis de tribunali pronuntianda esset sententia. Hic locus saepius velo separabatur a tribunali: ad quod tribunal praeses se conferebat, pronuntiaturus, quid interius de judicum sententia foret decretum. У Молитора, цит. соч. р. 24–25, примеч. 3. 490 Подробнее – о церковн. судопроизводстве в первые три века – Molitor, цит. соч. р. 13–26; Заозерский. Церковный суд... III отд. 1 гл. 491 Подробно – Соколов. Каноническое устройство церковного суда по началам вселенского соборного законодательства. Пр. Обозр. 1870 г. II, 587–609. 752–768. 494 Описание этого процесса: Molitor, цит. соч. р. 44–50; Соколов. Пр. Обозр. 1871 г. I, 201–206; Суворов. Курс церковного орава, II, 174–175. 496 Аэций, архидиакон и первый нотарий взял и прочитал записку Феодора. По прочтении еп. Пасхазин сказал: «что, кроме этого, скажет присутствующий обвинитель Феодор? Если он надеется доказать возводимое им на почтеннейшего еп. Диоскора, пусть заявит собственными устами, ежели не хочет, чтобы определение канонов обратилась против его самого. Феодор сказал: «прошу поданную мною записку внести в документы, потому что я готов предстать сам лично». Еп. Пасхазин сказал: «прочитанная записка пусть будет присоединена к церковным документам». Деян. вс. собор. III, 570. 571–575. Здесь же можно видеть еще несколько образчиков таких обвинительных записок. 575–593 стр. 497 «Я готов обличить его, что он притворно носит имя православного и совершенно чужд православной веры... Евсевий, епископ святой Божией церкви дорилейской, подавший эту записку, подписал своею рукою». Дeяh. III, 206–207 . 499 6 пр. Гефеле доказывает, что это правило принадлежит не второму вселенскому собору, а константинопольскому 382 года. Concilien-Geschichte... II, 13. 26. Ср. 28 пр. Карф. соб. 501 Иоанн, почтеннейший пресвитер и экдик, вместе с почтеннейшим диаконом Андреем, отправившись к почтеннейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию, поданную против него записку прочтут ему и попросят его явиться на сей святой собор и защищаться, потому что он обвиняется не в маловажной вине. Дeяh. III, 208 . Мы (послы к Евтихию) ходили к нему в монастырь, прочли ему обвинительную записку, вручили ему копию с нея, объявили ему обвинителя и возвестили, что его вызывают оправдаться пред вашею святостию... Деяния, III, 250.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

«Мы приглашаем сюда не только ваше блаженство, но и представителей прочих архиепископских и апостольских престолов; из них одни уже прибыли, а другие ожидаются в скором времени» (38). Фотий просит не медлить с прибытием, ставя на вид, что если вследствие замедления совершится что-либо не как должно (ο κατ τ δον), то вина падет на самого замедлившего (39). В заключительной части послания Фотий убеждает патриарха принять меры к тому, чтобы подведомственные ему церкви признали достоинство седьмого вселенского собора и причислили его к первым шести. Из Александрии дошел слух, что там не все знают седьмой собор, и если принимают его определение, то не считают его вселенским. Между тем на нем присутствовали представители всех патриархов 273 . Причина непринятия собора заключается в том, что его актов нельзя было препроводить в занятые арабами страны. Но не принимать его значит, во 1-х, оскорблять церковь Христову пренебрежением к такому собору и нарушением ее союза и единомыслия в столь важ- —153— ном деле; и во 2-х, – давать право иконоборцам говорить, что они осуждены не вселенским собором, а судом одной кафедры (40–44). Послание заканчивается молитвенным пожеланием, чтобы Христос Бог , первый и великий Архиерей, вознес предстоятеля александрийской церкви превыше окружающих его варварских народов и сподобил его райских селений (45). При оценке Окружного послания необходимо рассматривать его с трех сторон: со стороны повода, содержания и общего тона изложения. Оцениваемый со стороны повода, документ, как указано выше, представляется вполне естественным и его появление совершенно неизбежным. По своему главному содержанию, послание является основательным опровержением латинских новшеств. Для восточной церкви аргументы, выдвинутые Фотием, в основе своей сохранили свое значение навсегда. Ссылка на 64 ап. пр. и 55 пр. Трул. собора по вопросу о посте в субботу и на 4 пр. Гангр. соб. и 13 пр. Трул. соб. по вопросу о браке пресвитеров имеют для Востока непререкаемый авторитет; ослабление поста в первую неделю четыредесятницы и повторение совершенного пресвитерами миропомазания так же представлялись вполне очевидными нарушениями древней церковной практики. Наконец, если по вопросу о исхождении Св. Духа Фотий мало привел доказательств из Св. Писания и Отцов, уделив большее внимание своим диалектическим построениям, то это не потому, конечно, чтобы он затруднялся в подборе доводов 274 . Главный аргумент ( Ин.15:26 ) Фотий всё же указал и затем наметил, где нужно искать раскрытия правильного, вселенского учения о Св. Духе. От подробного изследования вопроса он уклонился, не находя уместным делать это в письме и, может быть, предполагая свято-отеческое учение для адресатов послания более или менее известным 275 . Пока же он счел нужным подробнее изложить собственные сообра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010