Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось в 2006 году, когда из Копенгагена был перенесен прах императрицы Марии Феодоровны, супруги императора Александра III. Петропавловский собор играл важную роль в жизни столицы Российской империи. В нем проходили важнейшие церковные и государственные церемонии, торжественные молебны. Здесь часто служили панихиды в присутствии членов императорской семьи. В 12 часов залп пушки с Петропавловской крепости напоминал жителям города на Неве о наступлении полдня. В соборе, который стал памятником русской военной славы, хранились военные трофеи российской армии, включая такие реликвии, как шведские знамена и штандарты, взятые под Полтавой и во время других сражений в ходе Северной войны, а также ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Колокольню собора украшают часы с курантами. Бой часов сопровождался игрой на находившихся при часовом механизме клавикордах. Сегодня на четырех уровнях башни установлены 103 колокола, 31 из которых относятся к голландскому карильону 1757 года. С 1990-х годов в Петропавловском соборе стали регулярно проходить панихиды по российским императорам. Первое архиерейское богослужение с прямой телевизионной трансляцией в Петропавловском соборе состоялось в 1999 году в праздник Рождества Христова. А в 2009 году в престольный праздник состоялось первое в истории собора Патриаршее богослужение, которое совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ныне существующий приход благословлен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром с 2001 года. Настоятель собора — архимандрит Александр (Федоров). В Императорском Петропавловском соборе служатся царские панихиды в дни памяти российских государей, проходят постоянные богослужения по согласованию с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга. 12 июля 2013 года, в праздник святых апостолов Петра и Павла, исполнилось 280 лет со дня освящения Петропавловского Императорского собора Санкт-Петербурга. К этому дню была завершена реставрация уникального иконостаса и фасадов собора, обновлен лепной декор выдающегося памятника архитектуры XVIII века. Божественную литургию в праздничный день в храме  возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/3095667.ht...

В 1866 г. около деревянной церкви началось строительство новой каменной в честь Преображения Господня с приделами Покровским и Никольским. Храм был построен в стиле эклектики. Освящение храма состоялось 2 февраля 1871 г. Храм освящал настоятель Николо-Радовицкого монастыря архимандрит Владимир вместе с местным благочинным. В 1874 г. при храме началось строительство каменной четырехъярусной колокольни, которая построена в 1877 г. В 1866 г. вокруг церкви возведена каменная ограда. Около храма находился приходской двухэтажный дом. В 1895 г. под руководством архитектора Н.М. Чистосердова церковь была увеличена в западном направлении и объединена с колокольней. Церковной земли до 1917 г. было 37 десятин. К приходу Преображенской церкви относились: село Анохино, деревни Никоново, Малая и Большая Ильинка, Новое и Старое Ерохино, Денисове, Крехтино. В приходе Преображенской церкви находились 4 приходских школы. Первая, двухклассная мужская, - в селе Починки, в которой обучалось 190 мальчиков. Вторая - в Анохино, смешанная земская, в которой обучалось 100 учеников. Третья - в Новом Ерохино, тоже смешанная земская, в ней обучалось 60 учеников. Четвертая - в Починках же, женская, в которой обучалось 130 девочек (по сведению на 1914 г.). При церкви располагалась библиотека. С 1908 г. церковным старостой назначен почетный гражданин Егорьевска Александр Тихановский. В 1920 г. церковь закрыли и использовали под склад совхоза. Библиотеку сожгли. После закрытия утрачен верхний ярус, храм покрыт шифером. В 1998 г. была зарегистрирована православная община и началось восстановление Преображенского храма. Богослужения в храме совершаются по воскресеньям и праздникам. Источник информации - vedomosti.meparh.ru/2003_11_12/6.htm Время первоначального построения Преображенской церкви в селе Спасском (так первоначально назывались Починки) неизвестно. В документах первое упоминание о деревянной Преображенской церкви появляется в 1776 году. Тогда испрашивалось разрешение на её поправку, а в 1777 году - на освящение её придела. В 1792 году церковь сгорела. В 1800 году вместо сгоревшей построен новый деревянный храм. В 1817 году Борис Петров на средства прихожан покрыл церковь и купола железом. В 1866 году около деревянной церкви началось строительство новой каменной в честь Преображения Господня с приделами Покровским и Никольским. Храм был построен в стиле эклектики. Освящение церкви состоялось 2 февраля 1871 года. Храм освящал настоятель Николо-Радовицкого монастыря архимандрит Владимир вместе с местным благочинным. В 1874 году при храме началось строительство каменной четырёхъярусной колокольни, которая отстроена в 1877 году. В 1866 году вокруг церкви возведена каменная ограда. Около храма находился приходской двухэтажный дом. В 1895 году под руководством архитектора Н. М. Чистосердова церковь была увеличена в западном направлении и объединена с колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=09833

Регистрация прихода состоялась в 1985 г. Новый руководитель обкома партии Д.М. Романин, человек прогрессивных взглядов и следящий за действующей политической ситуацией, подписал соответствующее распоряжение. Калининградский приход был закреплен за Смоленско-Вяземской епархией, которую возглавлял архиепископ Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси), и он назначил в область первого священника. 23 Апреля 1985 г. приход был официально зарегистрирован горисполкомом. Сразу встал вопрос о выборе места будущего храма, к тому же число прихожан стало расти. Поначалу богослужения проходили в доме церковного старосты Витенкова, а община составляла 10-12 человек. Ю.Я. Махобайский и верующие проделали огромную работу по выделению участка земли под строительство храма, которая включала административную борьбу, преодоление чиновничьих препон, когда решение зависело от одного человека. В итоге участок был предоставлен именно там, где просили верующие, а не на далеких окраинах. Это место представляло собой разрушенную немецкую кирху Юдиттен-кирхе на Тенистой аллее, в тихом и малолюдном районе Калининграда, на холме. Плюсом этого места была доступность со всего района и наличие проходящих мимо транспортных маршрутов. Кирха представляла собой развалины. Колокольня была разбита, повсюду валялись груды кирпичей, вырос кустарник. Одна стена отсутствовала. Религиозная жизнь бурно развивалась. Для регулярных служб в помещении, предоставленном одной из прихожанок, появился домовой храм на улице Третьяковской, и в нем 12 сентября состоялось первое архиерейское богослужение. Число прихожан быстро росло скоро на богослужениях заполнялось все здание, общее число прихожан достигло 500 человек. Юдиттен-Кирхе быстро восстанавливалась. Люди своими силами, всем миром, реставрировали стены, сдавали пожертвования, стройматериалы. 19 декабря было совершено первое богослужение, которое возглавил архиепископ Кирилл. Собралось очень много людей. Это событие стало толчком для многих жителей города и области в стремлении к соборной молитве. Уже на следующий год был зарегистрирован приход в городе Советске Калининградской области. В дальнейшем приходы стали открываться по нескольку в год. Обычно все начиналось с группы активных целеустремленных прихожан, молодого священника и разрушенного (запущенного, бывшего клуба, спортзала, развалин) здания.

http://patriarchia.ru/db/text/592484.htm...

Священник Александр Витоль за заслуги по строительству храма в январе 1893 г. был награждён набедренником. Церковно-причтовый дом  поручика Вальтера к 1859 году совсем обветшал и на средства Епархии был выстроен новый деревянный, на каменном фундаменте школьно-причтовый дом. 5 ноября 1897 года причтовый дом сгорел. Временно, до 25.10.1901 года, школа и один псаломщик размещались в наёмном доме на мызе Козенгоф. Священник с семьёю и второй псаломщик жили в наёмных квартирах. В октябре 1901 года, на средства Епархии построили новый деревянный, на каменном фундаменте, 2-х этажный школьно-причтовый дом. Все ветхие хоз. постройки разобрали, оставили новые: каретный сарай, кладовую, 2 погреба, хлев с клетью. Земельные участки под церковь, причтово-школьный дом и православное кладбище выделены 08.06.1852 г. из казённого имения Козенгоф. Из того же имения в 1870 г. выделена 151 десятина земли для 2-х причтов: Козенгофского и Юргенсбургского. В 1891 г. землю эту разделили поровну между причтами, каждому по 75.5 десятин. 29.04.1870 г. Министерство Государственных Имуществ Приб.губерний отвело на содержание причтовой школы, из имения Козенгоф, 25.85 десятин земли. Эту землю с 23.04.1895 г. сдали в аренду на 12 лет Козенгофскому крестьянину Кириллу Гайлису с платой 56 руб. в год. Передаточный акт и план на землю имеется. Священник часть своей земли, а оба псаломщика всю свою землю, сдают в аренду: священник за 56.40 руб., а псаломщики: первый за 46 руб., второй за 20 руб. в год. Часть своей земли священник обрабатывает сам. Ближайшие церкви: Нитауская и Эшенгофская - в 14 верстах; Интеская - в 17; Юргенсбургская - в 22 верстах; Венденская - в 30 верстах. Приходская школа открыта при церкви 08.12.1852 г. и помещалась в причтовом доме. С 25.10.1901 г. школа помещалась в новопостроенном 2-х этажном доме. К церковно-приходской школе присоединили вспомогательную школу. Приход был закрыт в 60-е годы прошлого века. 19.12.2006 г. состоялось первое Богослужение. Храм ремонтируется. Источники: Латв.ГИА, фонд 4754, опись 2, дела 170, 19. «Клировые ведомости Рижской епархии»; Фонд 4754, опись 1, дело 1248 «Об образовании в Венденском уезде Козенгофского прихода  и о найме временного помещения для церкви и её причта с назначением ему содержания», дело 1275 «Рапорт благочинного священника А.Степановича в 1895 г.».

http://sobory.ru/article/?object=07689

В 1905 году в селе Благовещенье было построено двухэтажное деревянное здание церковно-приходской школы, а через четыре года – дом для священника. В 1911-1913 годах на приходе служил только что рукоположенный отец Павел Флоренский. Во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов приход вновь закрыли. Летом 1935 года в Благовещенской церкви стала работать изба-читальня Воронцовского сельского совета. В 1941 году, когда немецко-фашистские войска пытались пройти к Москве через Дмитров, храм приспособили под общежитие для летчиков. На северо-западной окраине города в то время был развернут аэродром. В послевоенные годы в стенах храма жили работники подшефных предприятий, посылаемые на сельхозработы. К началу 1970-х годов Благовещенская церковь обветшала настолько, что через боковой проем в храм забредали коровы. В это время он, наконец, удостоился внимания московских архитекторов. Его поставили на учет органов охраны памятников и внесли в каталог памятников архитектуры Московской области. В 1978 – 1980 годах церковь разобрали, чтобы возобновить фундамент и заменить сгнившие и изъеденных жучком бревна новыми. И даже приступили к сборке сруба, но так и не завершили дело. Возможно, не хватило средств. Но главная причина была не в этом. За время советской власти в селе Благовещенье прервалась церковно-приходская жизнь. Современное состояние [ править править код ] Вновь она начала налаживаться всего несколько лет назад. 4 ноября 2007 года иерей Андрей Наймушин был назначен исполняющим обязанности настоятеля Благовещенской церкви. Первое Богослужение здесь состоялось 30 ноября в память преподобного Никона Радонежского, второе – 4 декабря в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В храме было минус 12 градусов, служить приходилось в пальто и валенках. Но, несмотря на это, на Богослужение пришло более десятка местных жителей, которые впервые за много лет смогли исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. В Первый после долгого перерыва престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы храм посетил наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Накануне этого события были установлены хорос и дубовые двери, в алтаре были помещены подаренные благочинным Лавры игуменом Павлом иконы и сделаны по его совету некоторые перестановки мебели. Незнакомые люди привезли две большие старинные иконы, которые им удалось сохранить после разрушения в советское время какого-то храма. Иерей Сергий Сухенко (Всехсвятское подворье) пожертвовал иконы двунадесятых праздников, которыми был украшен притвор церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенское...

В 1934 году был издан указ Совета народных комиссаров о закрытии всех церквей в городе Ярцево и окрестностях. Всё духовенство было отстранено от служения в храмах Божиих, а в 1939 году репрессированы. В сентябре того же года Петропавловский храм подвергся осквернению. Безжалостно были уничтожены иконы, церковная утварь, архив. Колокола были сброшены, разбиты и сданы в металлолом для дальнейших нужд индустриализации страны. После того как из храма было вынесено абсолютно всё, в церковном помещении планировалось разместить два цеха. Один из них красильный, а другой - цех по изготовлению ободов для телег. Старожилы утверждают, что двери храма всегда были закрыты на замок. Самым ощутимым разрушениям церковь подверглась во время Великой Отечественной войны. Немцы несколько раз пытались захватить город, но войны Красной Армии отбрасывали их к реке. В сентябре 1941 года в церкви была сделана огневая точка с западной стороны и по бокам в кирпичной стене были прорублены амбразуры под 76-миллиметровую пушку и станковые пулемёты. 4 октября в результате вражеского обстрела из тяжёлой артиллерии был обрушен самый высокий купол церкви, два средних и два малых. Один снаряд попал между оконной перемычкой. В 1948 году купола и кресты (а это была медь высокого качества) сдали во " Вторчермет " , деревянные основы куполов пустили на дрова. По распоряжению первого секретаря Горкома, кирпич для восстановительных работ велено было брать из разрушенной церкви. Но цементный раствор оказался очень крепким, и поэтому решено было выламывать целыми глыбами, а затем размельчать, превращая всё в щебёнку. Зданию был нанесён колоссальный урон. Разрушение крыши и верхних карнизов несущего главного объёма ослабило верхние части стен. Сильные порывы ветра безжалостно вырывали кирпичи из уцелевшей кладки, которые падали сверху и разбивались о чугунный пол.  В 1986 году по просьбам многочисленных верующих в Ярцево открыт первый в области новый приход. Богослужение совершалось в молитвенном доме. В 1987 году на Ярцевский приход назначен иерей Николай Малиновский. После долгих переговоров с районной и областной администрацией приходу в 1989 году передали сохранившиеся руины храма. В первую очередь из подвала был ликвидирован случайно обнаруженный склад боеприпасов, оставшихся со времён Великой Отечественной войны. Восстановление храма было начато в 1990 году. Первое богослужение состоялось в 1991 году на праздник Пасхи. В своей первозданной красоте храм поднялся в 1995 году. Кровельные работы, установку купола и креста выполнилла бригада А. Е. Копейчикова. Резьба и золочение иконостаса выполнены ремонтно-строительной бригадой всё того же А. Е. Копейчикова. Иконы написаны художником-иконописцем А. Воробьёвым. 12 июля 1995 года храм был освящён Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла. В 2000 году с запада от храма построены кирпичные ворота и церковная ограда.

http://sobory.ru/article/?object=00855

В этом событии мы видим торжество Божией правды, так что на месте, где некогда стояла разрушенная мусульманами церковь, и теперь она стоит, и снова совершается здесь христианская молитва и таинства. В мире еще есть немало православных храмов, превращенных в мечети и ожидающих, когда в них снова начнется православное богослужение. Возведен православный храм в Черкесске В столице Карачаево-Черкесии Черкесске возведен православный храм во имя святого Сергия Радонежского, построенный из уральской сосны без единого гвоздя. Строительство началось в январе 2006 года, а в августе 2007 строители уже завершали внутреннюю отделку храма, рассчитанного на 120 прихожан. Первое богослужение состоялось в дни празднования 450-летия добровольного вхождения Карачаево-Черкесии в состав Российского государства. При храме начала работать воскресная школа . До недавнего времени в республике, где большинство населения составляют мусульмане, не хватало православных храмов. Теперь же и русские крещеные люди получат возможность вести полноценную церковную жизнь, и сами черкесы, среди которых до революции бывали крещения, смогут лучше узнать о вере и жизни христианской так, чтобы иметь выбор. Власти Черногории прекратили чинить препятствия сербскому епископу Епархия епископа Милешевского Филарета (Сербская Православная Церковь) частично находится на территории Сербии, а частично – на территории Черногории. Еще в прошлом году они составляли одно государство. Но теперь, когда владыка Филарет 28 августа с обычным архипастырским визитом объезжал свою епархию, власти Черногории запретили ему въезд в страну. Основной причиной отказа было названо то, что епископ Филарет (Мичович) занесен в «черный список» Евросоюза как лицо, подозреваемое в пособничестве военным преступникам, скрывающимся от международного правосудия. В числе последних – бывший президент Республики Сербской Боснии и Герцеговины Радован Караджич и бывший командующий армией боснийских сербов генерал Ратко Младич. В знак протеста епископ Филарет объявил голодовку, которую проводил 12 дней в одном из сербских приграничных сел – Ранче. Его горячо поддержали верующие в обоих государствах, в процесс разрешения конфликта включились власти Сербии и Черногории – и вот двенадцать дней спустя владыке разрешили въезд, хотя и в сопровождении полицейских.

http://pravoslavie.ru/5031.html

Бог и судьба устроили так, что будущему Патриарху довелось пройти в своей жизни путь всей церковной России. Начинал он свое служение в Эстонии, русская община которой продолжала жить по законам и обычаям прежней дореволюционной жизни. Но в 1944 г. Таллин был освобожден советскими войсками. Последующая жизнь и служение Патриарха будут проходить в условиях социалистического общества, в рамках новых, очень непростых отношений Церкви с советским государством. Так, по воле Божией, в духовном опыте Патриарха встретились и соединились традиции и менталитет белой Церкви Исхода и Церкви до конца претерпевших. Его церковное служение началось в 16-летнем возрасте, когда иподиакон Алексий должен был, по поручению священноначалия, привести в порядок и подготовить к возобновлению церковной службы собор Александра Невского на таллинском Вышгороде. Первое богослужение в соборе состоялось на Пасху победного 1945 года. Алексий был псаломщиком, а затем ризничим в восстановленном храме. В 1953 году отец Алексий окончил Ленинг радскую духовную академию, восемь лет спустя, 3 марта 1961 года, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексей Ридигер принял монашеский постриг. В миру он носил имя преподобного Алексия Человека Божия (память ему свершается 17 марта), в иночестве — имя святителя Алексия, Митрополита Московского, празднуемого Церковью 12 (25) февраля. Митрополит Алексий, имя которого принял будущий Патриарх в монашестве, - один из самых выдающихся вождей и героев Русской Церкви. Современник и сподвижник Ивана Калиты, Димитрия Донского и Сергия Радонежского, митрополит Алексий успевал и возглавить Московское правительство, и строить Кремль белокаменный, и ездить в Орду, чтобы мужественно и твердо отстаивать Церковь и ее интересы в трудные годы татарского ига, государственного распада и экономической разрухи. Московский церковный центр стал тогда мощным очагом единения и консолидации русского народа. Церковь спасла государственность и создала нацию, заставила считаться с русским православным народом иноземных властителей, мечтавших о «новом порядке» и «новом политическом мышлении».

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/04/...

В кон. 20 гг. XX в. имущество черниговского архиерейского дома было национализировано. Подвизавшийся в Б. м. прп. Лаврентий (Проскура) Черниговский поселился в доме близ Ильинской ц., в к-рой служил до 1930 г., нес подвиг старчества. Прп. Лаврентий ископал на Болдиной горе рядом с Антониевыми пещерами неск. пещер (впосл. названных Лаврентиевыми), устроил в них храм во имя вмч. Георгия Победоносца, к-рый освятил архиеп. Черниговский Пахомий (Кедров) . Вокруг старца сложилась монашеская община, и в 1941 г., после оккупации Чернигова нем. войсками, Б. м. был открыт как жен., первое богослужение состоялось 21 нояб. в пещерной ц. прп. Феодосия. Окормлявший сестер прп. Лаврентий назначил игумению, благочинную, казначею, организовал монастырское хозяйство. С весны 1942 г. в Троицком соборе совершались регулярные богослужения, по инициативе прп. Лаврентия в 1945 г. из Ленинграда в Б. м. были перевезены мощи свт. Феодосия Черниговского. В сент. 1962 г. жен. мон-рь был закрыт. В 1974-1985 гг. по проекту архит. М. М. Говденко был отреставрирован Троицкий собор, в 1981-1982 гг.- монастырская колокольня. В 1988 г. Троицкий собор и Введенская ц. были переданы Черниговской епархии. В наст. время в кафедральном Троицком соборе покоятся мощи прп. Лаврентия и свт. Феодосия Черниговских. В настоятельском и др. корпусах размещается епархиальное ДУ. Ильинская ц. и Антониевы пещеры открыты для экскурсий. Местонахождение чудотворной Ильинской иконы неизвестно. Троицкому кафедральному собору принадлежал скит в с. Вересоч Куликовского р-на, в к-ром в янв. 2003 г. открыт Лаврентия Черниговского жен. мон-рь . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 193; Т. 2. Стб. 185; Долгорукий И. М. Дневник моего путешествия в Киев в 1817 г.//ЧОИДР. 1870. Кн. 2. Отд. 2. С. 35; Барсов Е. В. Описание актов архива Маркевича, относящихся к истории южнорусских мон-рей//Там же. 1884. Кн. 2. Отд. 1. С. 13-14, 26-28. Лит.: Марков М. Е. О достопамятностях Чернигова//Там же. 1847. Кн. 1. Смесь. С. 12-14; Историческое описание Борисовской Тихвинской пуст.//Там же. 1872. Кн. 2. Отд. 2. С. 35; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 171; Bipoцьkuй В. Д. Храми Чephiroba. К., 1998. С. 150-176; Руденок В. Я. Чephiribcьka Болдиногорська Богородична лавра//Moruляhcьki читания 2000 року. К., 2001. С. 252-257.

http://pravenc.ru/text/149679.html

Великая Отечественная война стала, по слову предстоятеля Русской Право-славной церкви митрополита Сергия (Страгородского), «очистительной грозой», разогнавшей тучи безбожия, нависшие над поруганной и пережившей погром Русской православной Церковью. С самого начала войны миллионы верующих пошли на фронт, оставшиеся в тылу стали стихийно открывать храмы. Государственная власть в Москве круто изменила свою политику в отношении Церкви, предоставив ей все имевшиеся в то время возможности для служения Богу и Отечеству. Пасху 1942 года в Московской области, только что освобожденной от фашистов, праздновали открыто в 124 храмах! Был ликвидирован Союз воинствующих безбожников, намечавший к 1943 году закрыть последний храм в СССР. В Церкви вновь избрали Патриарха. На волне этих перемен православные в Удмуртии тоже начали ходатайствовать об открытии церквей. В октябре 1945 года храм Святой Троицы вновь возвратили церковной общине. Он стоял обезглавленный, с уничтоженным внутренним убранством, требовался капитальный ремонт всего здания. Для церковных людей стал удивительным тот факт, что в приобретении стройматериалов большую помощь им оказал уполномоченный М.А.Родин. Первое богослужение состоялось 17 марта 1946 года в приделе св. великомученицы Екатерины, а освящение главного престола провели 12 сентября 1946 года. С момента, когда храм Святой Троицы открыли вновь, и до 1994 года он служил кафедральным собором Ижевской епархии. Сначала епархией управлял по совместительству епископ Вятский и Слободской Вениамин (Тихоницкий). После него на Ижевскую кафедру был назначен архиепископ Иоанн (Братолюбов), которого 9 февраля 1943 года досрочно освободили из Ураллага, но вскоре его перевели в Уфу. Начиная с 3 января 1946 и почти до конца 1947 года, епархией руководил епископ Николай (Чуфаровский). В безбожные годы застоя Троицкий храм вместе с Успенской церковью в Заречной части города служил утешением немногочисленным верующим ижевчанам. С 1949 года настоятелем собора был протоиерей Владимир Стефанов.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святой_Т...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010