Именно поэтому так легко был принят в константинопольском богослужении Diataxis tes Theias Leitourgias (Устав Божественной литургии) Этот нормативный текст, регламентировавший совершение Литургии, был составлен патриархом Филофеем (1353-1354, 1364-1376) в 1342-1347 годах, когда он еще был игуменом Великой лавры на Афоне. В своей первоначальной версии Диатаксис существовал независимо от чинопоследования Литургии Иоанна Златоуста, с которой он был непосредственно связан, а одной из существенных его особенностей было подробное описание совершения проскомидии Тогда же патриарх Филофей составил и Diataxis tes hierodiakonias (Устав священнослужения), который регламентировал совершение служб суточного круга богослужения, и прежде всего совершение всенощного бдения Изменения в кафедральном богослужении сопровождались и изменениями в совершении различных чинопоследований, в которых принимали участие византийские императоры. Новая версия императорского обряда была зафиксирована в Книге церемоний, составленной при императорском дворе в 1347-1368 годах. Четвертый и пятый разделы этого сочинения содержат описание праздничного богослужения с участием императора и патриарха, седьмой раздел посвящен венчанию на царство, которое следовало традициям, сложившимся в Никее, и содержало описание помазания миром, а десятый раздел определял порядок избрания Константинопольского патриарха За кодификацией «императорского обряда» последовала кодификация особенностей патриаршего богослужения. В 1386 году протонотарий Великой церкви диакон Димитрий Гемистос составил Архиератикон (патриарший чиновник), который содержал описание Литургии, совершавшейся патриархом в Святой Софии, и описание совершения хиротоний Одним из основных источников при составлении Архиератикона был Устав Божественной литургии патриарха Филофея, из которого, в частности, было заимствовано описание проскомидии. Другим источником была коллекция формуляров хиротоний, происходящая из патриаршей канцелярии. Существенной особенностью Архиератикона является упоминание о наличии молитвы перед чтением Евангелия, которая не упоминалась в Диатаксисе патриарха Филофея, что, в свою очередь, свидетельствует о появлении этого элемента в константинопольском богослужении во второй половине XIV века. Позднее на основе Архиератикона Димитрия Гемистоса был составлен Diataxis tes tou patriarchou leitourgias, который содержал только описание совершения Литургии в Великой церкви

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Практически тот же чин пасхальной утрени, что в «Ипотипосисе», описан в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г.; отличия в ее структуре минимальны и сводятся к упоминанию о пении кондака П. с икосами (1-й сказано слушать стоя, прочие - очевидно, сидя), предписанию петь «Воскресение Христово видевше» трижды и отмене Пс 50 по 6-й песни канона. Также в Студийско-Алексиевском Типиконе названы песнопения по 3-й и 9-й песнях канона (ипакои и эксапостиларий П. соответственно: те же, что и в позднейших источниках), а главное - описан порядок утрени между каноном и лобзанием мира: хвалитные псалмы со стихирами, затем «Слава в вышних Богу...» (и несомненно «Сподоби, Господи» - т. е. утренний гимн в т. н. вседневной редакции) и просительная ектения с главопреклонной молитвой, а после них - стихиры П. и христосование, затем чтение Слова свт. Иоанна Златоуста, сугубая ектения (вероятно, именно на ней и совершались предписанные «Ипотипосисом» земные поклоны) и отпуст. Далее в Студийско-Алексиевском Типиконе описаны часы П.: «Христос воскресе...» трижды, тропарь «Веселитеся небеса...», «Слава...» - кондак П., «И ныне...» - богородичен часов, затем Трисвятое, после «Отче наш...» - «Господи, помилуй» 12 раз. Этот чин предписано совершать за 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы. Вместо изобразительных - аналогичный чин: пасхальный тропарь трижды, «Слава... и ныне...» - «Единородный Сыне»; затем блаженны, Символ веры, «Отче наш...» и «Господи, помилуй» 12 раз; далее - либо литургия, либо окончание изобразительных: «Един Свят...» и Пс 33. На литургии - праздничные антифоны и чтения, как в Св. Софии (все чтения предписано провозглашать изнутри алтаря). Наконец, вечерня в день П. имеет такой порядок: возглас священника, пасхальный тропарь (трижды), мирная ектения, «Господи, воззвах» со стихирами Великой субботы («Днесь ад стеня...» и проч.), вход с Евангелием, «Свете тихий», прокимен из Пс 76 («Кто Бог велий...») и Евангелие Ин 20. 19-23, изнутри алтаря; по чтении Евангелия - сугубая ектения, «Сподоби, Господи», просительная ектения, стихиры П., пасхальный тропарь трижды, с прибавлением тропаря «Веселитеся небеса...», заключительные возгласы и отпуст. На повечерии - пасхальный тропарь трижды, «Веселитеся небеса...», Трисвятое, по «Отче наш...» - «Господи, помилуй» 20 раз, 3 земных поклона и отпуст ( Пентковский. Типикон. С. 256-258). Православное богослужение П. в XI-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

Мошин В. Палеографическо-орфографические нормы южнославянских рукописей. Методическое пособие по описанию славяно-русских рукописей для сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 1. М., 1973. С. 44. В описании имущества монастыря Ксилурга в 1143 году упоминаются следующие книги в славянском переводе: 5 Апостолов, 2 париклитика, 5 октоихов, 5 ирмологиев, 4 синаксаря, 1 паремейник, 12 миней, 2 патерика, 5 Псалтирей, труды святого Ефрема Сирина, житие святого Панкратия, 5 часословов, 1 номоканон (Акты русского на святом Афоне монастыря святого великомученика и целителя Панелеимона. Киев, 1873. С. 54–56). Наличие нескольких экземпляров Апостолов, октоихов, ирмологиев, синаксарей и часословов свидетельствует о существований на протяжении нескольких веков активной переводческой школы. С этой традицией столкнулся и святой Савва во время своего проживания в русском монастыре. Верещагин Е.М . Церковнославянская книжность на Руси. М., 2001. С. 54. Подробнее о древнейших памятниках сербской письменности см. главу 11 «Югославянская письменность» кн.: Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1999. С. 132–145. Пентковский А.М. Студийский устав и уставы студийской традиции//Журнал Московской Патриархии. 2001. 5. С.75; Скабаланович М.М. Толковый Типикон. М., 2004. С. 358. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей. С. XLIX. Первое редактирование произошло во время правления царя Петра, и его отличительной чертой явилась «замена не только гимнографических приоритетов, но и вообще литературных». Начало новым гимнографическим изменениям в славянских богослужебных книгах было положено во второй половине XI века. Это произошло вскоре после 1062 года, когда по указанию преподобного Феодосия Печерского в обиходную жизнь Печерского монастыря были введены устав и богослужебные книги, принадлежащие комплексу богослужебных книг Студийско-Алексеевского монастыря. Столкновение литургической традиции древней Руси с САУ привело к изменению не только состава богослужебных текстов, но также и к формированию особых версий богослужения, определявшихся уставом Алексея Студита. Третья реформа славянских гимнографических сборников началась в конце XII века и явилась как следствие деятельности святого Саввы Сербского в им созданном афонском монастыре Хиландаре.

http://pravoslavie.ru/28177.html

К нормативным богослужебным текстам принадлежат Студийские богослужебные главы и Студийский синаксарь . Студийские богослужебные главы определяли особенности совершения суточного круга богослужения. В начале этого текста находилось описание пробуждения братии и собрания к началу утреннего богослужения, далее следовали указания о начале утрени, об особенностях пения, стояния в храме, стихословия кафизм с аллилуариями, о правилах соединения хоров на утрени и вечерне, об уставных чтениях, о входных стихах на Литургии и другие Студийский синаксарь представлял собой собрание богослужебных рубрик (уставных указаний) для годового подвижного (триодная часть) и неподвижного (месяцесловная часть) кругов богослужения, причем в месяцесловной части содержались рубрики и памяти только для тех случаев, когда богослужение отличалось от обычного (рядового), то есть только для праздничных дней. В период с середины IX века до начала XIII века Студийский синаксарь непрерывно развивался, пополняясь новыми памятями и новыми рубриками. Различные версии Студийского синаксаря, возникшие в течение нескольких столетий, часто использовались в богослужебной практике других монастырей. Например, в Типиконе монастыря в Арейе, основанного в 40-х годах XI века Львом, епископом Аргоса и Навплиона (Пелопоннес), указывается, что Студийский синаксарь использовался в качестве регулятора Неоднократно Студийский синаксарь упоминается и Типиконе монастыря ton Heliou Bomon в Малой Азии, составленном в 1162 Однако в константинопольском монастыре святого Маманта, ктиторский типикон которого во многом совпадает с типиконом монастыря ton Heliou Bomon , в качестве богослужебного устава использовался Евергетидский то есть совпадение дисциплинарных (ктиторских) типиконов в двух различных монастырях не означало совпадения богослужебных уставов этих монастырей. Греческий текст Студийского синаксаря не сохранился, однако суждения о его составе и структуре возможны на основании анализа Типикона патриарха Алексия Студита, а также других богослужебных уставов студийской традиции (Евергетидского типикона, Синаксаря Георгия Мтацминдели, южно-итальянских типиконов).

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

В. а. же используются Типиконами различных редакций по-разному. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., лучшим образом из сохранившихся памятников отражающем студийскую практику X в., В. а. встречаются лишь в неделю Антипасхи в качестве праздничных ( Пентковский. Типикон. С. 261-262). Студийские Типиконы малоазийской редакции (напр., Евергетидский кон. XI в.) указывают В. а. в качестве праздничных в те дни, к-рые не имели праздничных антифонов в Типиконе Великой ц.: на Воздвижение Креста Господня, на Сретение Господне, на Преображение Господне, на Антипасху ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 274, 407, 481, 566-561). В студийских Типиконах афоно-италийских редакций - Георгия Мтацминдели Типиконе XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. книги. С. 228-313), Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon) и др.- В. а. полностью получили статус полупраздничных, они поются по праздникам (кроме тех, что имеют праздничные антифоны) и по воскресеньям (перед литургией могут отдельно совершаться изобразительны). Практика использования В. а. как полупраздничных была известна и на Руси. Иерусалимский устав , напротив, предполагает использование изобразительных антифонов за литургией всегда, кроме дней с праздничными антифонами. Однако даже в эпоху господства Иерусалимского устава во мн. Евхологиях и служебных Апостолах, а также в уставах литургий в качестве обычных антифонов литургии продолжали фигурировать В. а. (совр. рус. служебный Апостол не только приводит полностью текст В. а., но и косвенно предписывает петь их в воскресные дни (с заменой слов         словами      ) - Апостол. С. 525-526). Видимо, разногласием между практикой и уставными указаниями следует объяснять появление в послениконовских рус. изданиях Типикона особой главы о литургийных антифонах (Гл. 21), где В. а. упоминаются наряду с изобразительными и праздничными (впрочем, дни пения В. а. ограничены лишь самыми маловажными - когда нет не только среднего или великого праздника, но и пред- или попразднства и устав не указывает песнь на блаженнах).

http://pravenc.ru/text/вседневные ...

На утрене на «Бог Господь» предписано петь тропарь    [  ] трижды; по каждой из 2 кафизм указаны ипакои или седален и праздничное слово прп. Андрея Критского; зачало утреннего Евангелия в Типиконе не обозначено, но в древнерус. богослужебных рукописных Евангелиях студийской эпохи указано чтение Мф 21. 1-11, 15-17; после Евангелия сразу следуют Пс 50 и праздничный канон прп. Космы, на 10 с ирмосами, с катавасией по каждой песни (составитель Типикона упоминает о др. каноне В. Г. в И., прп. Андрея Критского, к-рый уже к XI в. на практике исполнялся редко и впосл. не вошел в стандартный состав Триоди:                [  ]      [  ]); по 3-й песни канона указаны ипакои праздника и чтение из бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна; по 6-й - кондак праздника (        ); по 9-й - светилен праздника:    ; на хвалитех 3 стихиры праздника 8-го гласа на 6 (по дважды),       - стихира того же гласа      ; на утренней стиховне 3 стихиры праздника 6-го гласа,       - стихира того же гласа    ; отпустительный тропарь в конце утрени -    [  ]. После отпуста утрени, во 2-й час дня, Типикон указывает совершение шествия вокруг мон-ря с несением крестов и пением тропаря:    [  ]. На литургии поются изобразительны (    [  ]  ); на блаженнах - тропари 4-й и 5-й песен канона с их ирмосом; входный стих (несмотря на пение изобразительных): Пс 117. 26 (он же поется и в качестве причастна ); по входе тропарь праздника    [  ],       и кондак        ; среди указаний о празднике В. Г. в И. упоминается практика возглашения мирной ектении непосредственно перед Трисвятым, что в XI в. было обычным порядком визант. чина литургии ( Пентковский. Типикон. С. 246-247). II. В литургических памятниках афоно-италийской ветви студийской традиции утреня В. Г. в И. имеет праздничное окончание с пением великого славословия в кафедральной редакции, а на вечерне вечером в день праздника помимо песнопений Великого понедельника поются стихиры и тропарь В. Г. в И.- тем самым отдание праздника происходит на вечерне вечером в этот день.

http://pravenc.ru/text/ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ...

С. 359, 361), т. е. образуют с ними единый блок, но состав этих тропарей не уточняется. В 1-ю неделю Великого поста прямо говорится, что «Н.» не стихословятся (см.: Там же. С. 521), а во 2-ю неделю сказано, что от этого времени «Н.» не поются из-за «уменьшения [продолжительности] ночей (δι τ τς νκτας λαττωθναι)» (Там же. С. 525). Следующее упоминание пения «Н.» на воскресной утрене относится к кон. авг. (см. указания о совпадении Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.) с воскресеньем - Там же. С. 498). При совпадении 26 дек. (следующий день после Рождества Христова) с воскресеньем отмечено, что на утрене поются 2 кафизмы и полиелей; если все это было пропето быстро (ε δ στ ταχ), то прибавляются «Н.» с воскресными тропарями (см.: Там же. С. 359). Т. о., в Евергетидском Типиконе фактором, определяющим наличие или отсутствие «Н.» на воскресной утрене, является продолжительность ночи: в период, когда ночи короткие и светает рано (т. е. весной и летом), «Н.» опускаются, а в зимний период года, напротив, поются. В Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах «Н.» назначаются также на утрене на Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.) (см.: Пентковский. Типикон. С. 363; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 487). Пение «Н.» на этой службе, вероятно, связано с ее заупокойным характером - не исключено, что это указание и параллель со службой Великой субботы создали предпосылки для совершения чина погребения Пресв. Богородицы, к-рым стало впосл. дополняться богослужение этого праздника. В Иерусалимском уставе В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.) сообщается, что «Н.» монахи должны были самостоятельно пропеть в кельях до того, как собраться на утреню (см.: Lossky. Typicon. P. 142). Эта практика келейного пения «Н.» со временем трансформировалась в полунощницу, которую более поздние редакции Иерусалимского устава предписывают совершать в общем богослужебном собрании (напр., см.: Дмитриевский. Описание. Т.

http://pravenc.ru/text/2565050.html

Подавляющее большинство лекционариев основано на традиц. визант. системе чтений, совмещающей чтения подвижного и неподвижного годового круга - синаксаря и минология (сюда могут добавляться и чтения «на потребу»). Отличные от этой системы рукописи восходят к древним локальным традициям: егип., представленной папирусами и старейшими лекционариями, и иерусалимской, сохранившейся в поздних синайских рукописях. Время возникновения визант. лекционарной системы является предметом острой научной дискуссии: ее либо удревняют, возводя ко II-III вв. и связывая с ранней практикой воскресного чтения Евангелий (К. Р. Грегори ), либо, наоборот, пытаются показать ее поздний характер, соотнося с созданием визант. календаря в VII-VIII вв. (Аланд, Мецгер, А. М. Пентковский). Текстологически лекционарии в основной массе принадлежат к «тексту большинства». Несомненно, что лекционарии будут играть существенную роль для критического издания «византийского» текста, как в силу раннего сложения традиции, так и ввиду древности отдельных списков. (Об особенностях текстовой традиции отдельных Евангелий см. соответствующие разделы в статьях: Иоанн Богослов , ап. и евангелист; Лука , ап. и евангелист; Марк , ап. и евангелист, Матфей , ап. и евангелист). А. Ю. Виноградов Структурно-тематическая композиция Евангелий Все канонические Евангелия, несмотря на различия, рассказывают о событиях земной жизни и служении Иисуса Христа: Его крещении от прор. Иоанна, проповеди Царствия Божия, совершенных Им исцелениях, изгнании бесов, Страстях, воскресении и явлениях Воскресшего (возможно, самые ранние варианты керигмы, на к-рую так или иначе ориентировались евангелисты, нашли отражение в Деяниях св. апостолов, прежде всего в Деян 10. 37-42: «Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых»). Евангелие от Матфея

http://pravenc.ru/text/347622.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010