[греч. Ζηνβιος; лат. Zenob(v)ius] († 305...313), сщмч. Антиохийский (пам. 17 сент.; пам. зап. 29 окт.), пресв. Сидонский. Свт. Евсевий, еп. Кесарийский, в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 13, 3-4) упоминает о мучениках, происходивших из Финикии и пострадавших в правление имп. Максимина Дазы (305-313). Среди них он называет пресв. из финик. г. Сидон З., скончавшегося от пыток, к-рым его подвергли в Антиохии. Евсевий называет З. «славным врачом», однако неясно, был ли З. медиком, или свт. Евсевий имел в виду врачевание духовных недугов. Память сщмч. З. Антиохийского значится в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 24 авг. Самым ранним агиографическим памятником, свидетельствующим о почитании святого, является сохранившаяся в сир. переводе анонимная проповедь «О мучениках» (BHO, N 700). Созданная в кон. IV в. грекоязычным автором из Антиохии, она является свидетельством почитания З. в этом регионе. Однако со временем память З. на Востоке перестала отмечаться, а на Западе традиция почитания З. сохранилась лишь благодаря Иеронимову Мартирологу. Оттуда заметку о З. перенес в свой Мартиролог Флор Лионский, к-рый по неясным причинам поместил память святого на 29 окт. При этом Флор добавил в Мартиролог сведения из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, известной ему в лат. переводе Руфина Аквилейского, отнеся время кончины З. к гонению Диоклетиана. Однако в вост. провинциях Римской империи т. н. Диоклетианово гонение не закончилось смертью этого императора, но продолжилось и при одном из его преемников (тетрархов), Максимине Дазе. Заметка из Мартиролога Флора перешла в др. каролингские Мартирологи - Адона, архиеп. Вьеннского, и Узуарда. Из последнего память З. перешла в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония под 29 окт. Кроме того, Адон Вьеннский под 20 февр. к памяти Тираниона, еп. Тирского, также пострадавшего в Антиохии, присоединил и имена др. мучеников, упоминаемых Евсевием Кесарийским в том же месте «Церковной истории», в т. ч. и З. При этом Адон указал местом кончины г. Тир Финикийский, перепутав место, где Тиранион был епископом, с местом казни З. Т. о., в Римском Мартирологе под 20 февр. значится дружина священномучеников епископов Тираниона, Сильвана, Пелия, Нила и пресв. З., пострадавших в Тире. Пелий и Нил были егип. епископами и, вероятно, пострадали в Египте. А Сильван мог быть епископом либо Эмесским, либо Газским (Евсевий говорит об обоих, упоминая одного следом за другим ( Euseb. Hist. eccl. VIII 13. 3-5)). В РПЦ сщмч. З. (Зинон) называется З. Тирским или Сидонским и почитается в дружине священномучеников Пелия и Нила , епископов Египетских, и 156 мучеников.

http://pravenc.ru/text/199825.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ИЛИЯ Александрович Зачатейский (1884 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Измайлович (Исмаилович) Измайлов (1882 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Игнатьевич Рылько (1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Иванович Чередеев (1878 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Николаевич Четверухин (1886 - 1932), прот., сщмч. (пам. 5 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ (Вятлин Илья Иванович; 1867 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ (Попов Яков Васильевич; 1887 - 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ мч. (пам. 17 сент.) - см. в ст. Пелий, Нил, священномученики, епископы Египетские, и 156 мучеников ИЛИЯ Григорьевич Чавчавадзе [Илия Праведный] (1837 - 1907), св. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), (пам. груз. 20 июля), груз. писатель, общественный деятель ИЛИЯ ДИАКОН [Элиа], прп. (пам. груз. 4 янв., вместе с 12 сирийскими отцами, основателями монашества в Грузии) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИЛИЯ ЕГИПТЯНИН мч. Кесарие-Палестинский (пам. 16 февр.) - см. в ст. Памфил, сщмч., пресв., и др. мученики Кесарие-Палестинские ИЛИЯ МУРОМЕЦ († 1188 ?), прп., Киево-Печерский (пам. 19 дек., во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ИНДИС И ДОМНА (кон. III - нач. IV в.), мученики Никомидийские (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. греч. 30 сент., 3, 28, 30 дек.; пам. зап. 28 дек.)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_52.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕЛИЙ И НИЛ Мученики Египетские Пелий, Нил и др. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 51) Мученики Египетские Пелий, Нил и др. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 51) [греч. Πηλες κα Νελος; лат. Peleus, Nilus] († ок. 310), священномученики, епископы Египетские, и 154 мученика (пам. 17 сент.; пам. греч. 17 сент.; пам. зап. 19 сент.). Сведения о святых содержатся в соч. Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках» ( Euseb. De mart. Palaest. 13. 1-2), где говорится, что на исходе 7-го года гонений на христиан имп. Диоклетиана (309-310) положение христиан постепенно стало улучшаться. В Палестине около рудников собралось множество исповедников, которые настолько осмелели, что начали перестраивать дома в церкви. Префект провинции Фирмилиан, узнав об образе жизни тамошних христиан, донес на них имп. Максимину II Дайе . Вскоре после этого смотритель рудников по приказу императора разделил исповедников: одних он отправил на Кипр, других - в Ливан, а прочих разослал по разным областям Палестины. При этом на всех были наложены тяжелые трудовые повинности. Кроме того, смотритель выбрал 4 наиболее уважаемых исповедников - 2 епископов Египта П. и Н., пресвитера, не названного по имени, и мирянина Патермуфия, к-рый был известен всем своей заботой о ближних, и отправил их к начальнику расположившихся там войск. За отказ совершить жертвоприношение начальник войск приказал сжечь 4 христиан заживо. В пространной редакции соч. «О палестинских мучениках», сохранившейся в сир. переводе, указано, что вместе с П., Н. и Патермуфием пострадал Илия, к-рый, однако, здесь не назван пресвитером; христиане были казнены в Фени (Θανοι) в 9-й день месяца элула (19 сент.). Епископские кафедры, возглавляемые П. и Н., неизвестны. Согласно свт. Епифанию Кипрскому, П. был сторонником Мелетия, еп. Ликопольского, и его спутником в изгнании ( Epiph. Adv. haer. 68. 2). Мч. Патермуфий упоминается в «Библиотеке» патриарха Фотия среди исповедников, к-рым сщмч. Памфил и Евсевий Кесарийский, находясь в заключении, отправили «Апологию Оригена» ( Phot. Bibl. 118//PG. 103. Col. 397).

http://pravenc.ru/text/2579930.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья PASCENDI DOMINICI GREGIS энциклика папы Римского Пия Х (1903-1914) с осуждением католич. модернизма (сент. 1907 г.) ПАТЕРИК особый род агиографических сборников монашеско-аскетического содержания, в состав к-рых в разное время входили тексты разных жанров ПАТЕРМУФИЙ мч. Тирский (пам. 17 сент.) - см. в ст. Пелий и Нил, священномученики, и др. мученики Египетские ПАТРИАРХ титул предстоятеля автокефальной Церкви; употребляется также в инославных Церквах - восточных (нехалкидонских), Римско-католической и нек-рых протестантских; иногда используется в сектантских общинах и непризнанных схизматических образованиях ПАТРИАРХИЯ Патриархия, совокупность постоянно действующих органов высшего управления автокефальной Поместной Церкви, возглавляемой первым епископом с титулом Патриарха ПАТРИАРШЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен. обитель в честь Схождения Св. Духа на апостолов (Св. Троицы) Великотырновской епархии Болгарской Православной Церкви ПАТРИАРШИЕ ПЕВЧИЕ (дьяки и подьяки), в Др. Руси - церковные певцы, из к-рых состоял хор Митрополита (впосл. Патриарха) всея Руси ПАТРИКИЙ [Патрик] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах ПАТРИКИЙ († 3.07.1410), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых), священник, ключарь митрополичьего Успенского собора во Владимире-на-Клязьме ПАТРИКИЙ (Петров Павел Петрович, 1877 - 1933), иером., преподобноисп. (пам. 11 марта, в Соборе Валаамских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАУКАПАЛЕА (сер. XII в.), болонский юрист, декретист, ученик Грациана, создателя свода канонического права католич. Церкви - Декрета Грациана ПАФАЛОН мч. Халкидонский (пам. 17 мая) - см. ст. Солохон, Пафалон и Памфамир, мученики Халкидонские ПАФЛАГОНИЯ историческая область на севере М. Азии (совр. Турция); рим. провинция, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви (КПЦ)

http://pravenc.ru/vol/lv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Илия» найдены статьи: ИЛИЯ (Быков Николай Петрович; род. 3 апр. 1954), еп. Балахнинский, викарий Нижегородской епархии ИЛИЯ († 1384), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в соборе Радонежских святых) ИЛИЯ (Чеботарёв Иван Алексеевич; 1829 (1830?) - 1900.), прп. Верхотурский (пам. 30 нояб., 15 мая, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Курских святых), схим. ИЛИЯ Васильевич Бажанов (1877 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 3 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых) ИЛИЯ Ильич Бенеманский (1883 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 18 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Яковлевич Березовский (1890 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 21 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Михайлович Громогласов (1869 - 1937),прот., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИЛИЯ Александрович Зачатейский (1884 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Измайлович (Исмаилович) Измайлов (1882 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Игнатьевич Рылько (1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Иванович Чередеев (1878 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Николаевич Четверухин (1886 - 1932), прот., сщмч. (пам. 5 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ (Вятлин Илья Иванович; 1867 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ (Попов Яков Васильевич; 1887 - 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ мч. (пам. 17 сент.) - см. в ст. Пелий, Нил, священномученики, епископы Египетские, и 156 мучеников ИЛИЯ († 1592 (?)), Христа ради юродивый, Даниловский, Ярославский, блж. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИЛИЯ Григорьевич Чавчавадзе [Илия Праведный] (1837 - 1907), св. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), (пам. груз. 20 июля), груз. писатель, общественный деятель ИЛИЯ (1-я пол. XVI в.), новгородский иером., свящ. домовых владычных церквей, агиограф и гимнограф, миссионер, вероятно, архиепископский нотарий ИЛИЯ (Карам) (1903 - 1969), митр. Гор Ливанских (офиц.: Библа и Ботриса (Джубайля и Эль-Батруна); Антиохийская Православная Церковь) ИЛИЯ (Миньятис) [устар. Миниатис, Минятий] (1669 - 1714), еп. Керницкий и Калавритский (с 1710), известный греч. проповедник

http://pravenc.ru/text/Илия.html

ПЕЛАГИЯ (Негрепонти) (1752-1834), дочь свящ. Никифора (Негрепонти), прп. Тиносская (пам. греч. 23 июля) 285-286 ПЕЛАГИЯ (Пелагия Тимофеевна Тестова) (1887 - 1944), инокиня , прмц. (пам. 21 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 286-287 289-291 ПЕЛАГИЯ Никитична Балакирева (1901-1943), мц. (пам. 17 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕЛАГИЯ Степановна Жидко (1897-1944), мц. (пам. 13 июня, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 291-292 ПЕЛАГИЯ Ивановна Серебренникова (Серебрян(н)икова; 1807-1884), блж. Дивеевская (пам. 30 янв. и в Соборе Дивеевских святых) 292-295 295-296 ПЕЛИЙ И НИЛ († ок. 310), священномученики, епископы Египетские, и 154 мученика (пам. 17 сент.; пам. греч. 17 сент.; пам. зап. 19 сент.) 296-297 ПЕЛИКАН Ярослав Ян (1923 - 2006), амер. патролог, историк Церкви, лютеран. пастор, принявший православие 297-299 ПЕЛЛИКАН [наст. фамилия Кюршнер] Конрад (1478 - 1556), нем. теолог, гебраист, экзегет, деятель нем. и швейц. Реформации 299-300 300-301 301-319 320-341 341-344 348-353 344-348 ПЕНИТЕНЦИАРИЙ в Римско-католической Церкви клирик, к-рому правящий епископ делегирует совершение в диоцезе таинства Покаяния, а также наложение и снятие церковных прещений (цензур) 353-354 354-356 ПЕРВОВЕРХОВНЫЕ АПОСТОЛЫ см. статьи Павел, апостол, Петр, первоверховный апостол, Петра и Павла, апостолов, почитание ПЕРВУША иконописец кон. XVI- 1-й четв. XVII в., художник строгановской школы, ученик Прокопия Чирина 356-357 ПЕРГАМ древнегреческий, римский и визант. город в Сев.-Зап. Анатолии; одна из древнейших кафедр христ. Церкви 358-360 ПЕРГИЙ (XIII - 1-я треть XVII в.(?)), Киево-Печерский, старец, прп. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) 360-361 ПЕРЕГРИН мч. Афинский (пам. 6 июля) - см. ст. Исавр диакон, Иннокентий Афинянин, Филик, Ермий, Василий, Перегрин, Руф и Руфин

http://pravenc.ru/vol/lv.html

НИКОСТРАТ мч. (пам. зап. 8 нояб.) - см. в ст. Клавдий, Никострат, Семпрониан (Симпрониан, Симфориан), Касторий (Кастор) и Симплиций, мученики «НИКТОЖЕ ДОСТОИН» обозначение одной из молитв визант. чина Божественной литургии к-рая читается предстоятелем до великого входа НИКУЛИЦЕЛ археологический комплекс римского, византийского и славянского происхождения в одноименной коммуне, расположенной в 11 км от придунайского порта Исакча (рим. Noviodunum - Новиодун; ныне в жудеце Тулча), в сев. части Добруджи (Румыния) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов 80-101 НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) 101-111 НИЛ сщмч. Египетский (пам. 17 сент.) - см. в ст. Пелий и Нил, священномученики и др. мученики Египетские НИЛ Михайлович Смирнов (1881-1938), протоиерей, священномученик (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 111-112 НИЛ (Тютюкин Николай Федорович; 1871-1938), иером., прмч. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 112-115 115-117 116-117 117-125 НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец 125-128 НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни 128-136 НИЛ (Сычёв Андрей Николаевич; род. 19.04.1964), еп. Муромский и Вязниковский, викарий Владимирской епархии 136-137 НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской»

http://pravenc.ru/vol/LI.html

По мнению исследователей, Мученичество П., К. и А. является вымышленным агиографическим произведением (ActaSS. Iul. T. 2. P. 698-699; Gaiffier. 1956. P. 22). П. не следует отождествлять с одноименным мучеником, о к-ром рассказывается в соч. «О палестинских мучениках» Евсевия Кесарийского ( Euseb. De mart. Palaest. 13; см. ст. Пелий и Нил , священномученики, и др. мученики Египетские); тогда как К. не является одним лицом с иером. Коприем из «Лавсаика» Палладия, еп. Еленопольского ( Pallad. Lausiac. 54; см. ст. Коприй , прп. (пам. 9 июля)). Обоих святых не следует отождествлять с 2 монахами, о к-рых говорится в «Истории монахов» (Hist. mon. Aeg. 9-10). Согласно этому сочинению, Коприй был священником, совершал мн. чудеса и исцеления. Как-то раз в городе он вступил в спор с манихеем о том, чья вера истинная, и предложил, чтобы каждый для доказательства своей правоты вошел в костер посреди площади. В результате опаленный огнем манихей с позором был изгнан из города. Коприй рассказал о своем предшественнике - Патермуфии, к-рый, прежде чем стать монахом, был главарем разбойников и грабил могилы язычников. Однажды он решил обворовать дом некой подвижницы и забрался на крышу. Ночью ему во сне явился Христос во образе Царя, к-рый призвал Патермуфия оставить свое постыдное занятие и стать во главе Его войска, т. е. монахов. Утром разбойник попросил обнаружившую его подвижницу показать ему церковь. Там он принес покаяние, получил наставления от священников и удалился в пустыню, где провел 3 года. Затем он вновь пришел в ту церковь и крестился. Еще 7 лет он подвизался в пустыне, питаясь хлебом, к-рый чудесным образом находил у своего изголовья каждое воскресенье. Патермуфий проявлял особую заботу об умерших: совершал над ними молитвы и готовил к погребению. Однажды по его молитве остановилось солнце, чтобы он смог засветло добраться до селения. Патермуфий часто переправлялся через Нил, и вода доходила ему только до колен. Как-то раз он вошел в дом, двери к-рого были заперты. Патермуфий рассказывал, что во плоти был введен в рай. В знак подтверждения своих слов подвижник показывал ученикам огромный плод смоковницы, к-рый он принес из рая. Плод много лет хранился у Патермуфия и от него происходили исцеления.

http://pravenc.ru/text/2579744.html

Мученики 156 . В отношении к ним Гордиев узел. Во время гонения на христиан взяты были два епископа египетские Пелий и Нил и два славные мужа Патермуфий и Илия и другие с ними сто и из Палестины пятьдесят. Сии сто мучеников подвергнуты избодению очес и, по отрезании им левых пыток, они ввержены в огонь и так скончались. Таково сказание славянского пролога. Славянская минея говорит следующее: святых мученик 156 в Тире граде финикийстем в царство Диоклитианово, от Ветурина воеводы различными муками Христа ради умученных: с ними же бяху два епископа от Египта Пелий и Нил и Зинон священник и два славные мужи, Патермуфий и Илия, иже очей избодением, лыстов отрезанием и огнем быша скончана. Теперь послушаем, что говорит об них Евсевий, современник и очевидец; он говорит об них главным образом в двух местах; первое место в книге о палест. мучениках, глава 8: когда непрерывная буря гонения на нас вступила и в 6 год (в 308 г.), в то время великое множество исповедников благочестия находилось в фенской каменоломне (в пустой Аравии), названной сим именем, потому что в ней доставали камень порфир. Из числа этих исповедников 97 человек вместе с женами и новорожденными младенцами отосланы были к префекту Палестины. Так как они исповедовали Бога всяческих и Христа, то преемник Урбана префект Фирмилиан, ссылаясь на волю царя, повелел раскаленным железом прижечь нм сгибы и самые жилы левой ноги, а ножом сперва исторгнуть правый глаз вместе с оболочками и зрачком, потом посредством прижигальника уничтожить его в самом корне, и после отправил их в рудокопии той области страдать под тяжестию трудов и болезней. Впрочем нам доставалось видеть собственными глазами, что подобные страдания терпели не, эти только, но и жители Палестины, приговоренные, как мы недавно сказали, в единоборству на кулаках; ибо они не соглашались ни получать пищу из царских припасов, ни приступать в обыкновенным занятиям кулачных бойцов. За это быв представлены уже не прокураторам, а самому Максимину, упомянутые мученики показали благородную твердость и в терпении голода и в перенесении бичевания, – вообще они пострадали также, как и прочие, о которых говорено выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  (5) Из палестинских мучеников Сильвана, епископа Церквей в окрестностях Газы, вместе с тридцатью девятью христианами обезглавили в медных рудниках Фена; там же Пелий и Нил, египетские епископы, скончались вместе с другими на костре. (6) Да будет упомянут вместе с ними и пресвитер Памфил, великая слава Кесарийской Церкви, среди наших современников человек удивительнейший; о его славной деятельности мы напишем в свое время.   (7) Из славно скончавшихся в Александрии, по всему Египту и в Фиваиде первым запишем Петра, епископа Александрийского, дивного учителя веры Христовой, и вместе с ним пресвитеров Фавста, Дия и Аммония, совершенных мучеников Христовых, также Филеаса, Исихия, Пахимия и Феодора, епископов Церквей египетских, и тысячи других славных христиан, которых помнят в местных Церквах. Написать о них, по всей вселенной подвизавшихся за веру, и в точности о них рассказать не входит в мою задачу; это дело людей, видевших то своими глазами. О событиях, при которых я присутствовал, напишу к сведению наших современников в другом труде. (8) В настоящем сочинении я добавлю к сказанному обзор всего, что было предпринято против нас с начала гонения: для читателей это очень полезно.   (9) Пока римские власти не начали борьбу против нас, в те времена, когда правители были к нам дружелюбны и мирны, как они были богаты, как благоденствовали! Слов не хватит рассказать об этом! Вселенские владыки отмечали десятилетие и двадцатилетие своего царствования празднествами, общими торжествами, блистательными пиршествами и ликованием — кругом был глубокий, прочный мир. (10) Власть их с каждым днем беспрепятственно росла и ширилась, как вдруг они отказались от мира с нами и начали непримиримую войну. Не прошло среди этих волнений и двух лет, как у тех, кто стоял у власти, всё изменилось и все опрокинулось вверх дном. (11) На первого из упомянутых обрушилась злая болезнь, помутившая его разум, он и второй по нем окончили жизнь простыми гражданами. События эти еще не пришли к своему завершению, как всё государство разделилось на две части: такого на людской памяти еще не было.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010