2. Орден имеет три степени, при награждении вручается знак ордена и грамота. 3. Орден носится на левой стороне груди, и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом вслед за орденом святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского. Описание ордена святой равноапостольной княгини Ольги. I степень Знак ордена I степени представляет собой золоченый четырехконечный крест, покрытый белой эмалью и наложенный на круг, образованный лавровым венком темно-синей эмали. В центре расположен медальон, с погрудным изображением святой Ольги, выполненный в технике «Ростовской финифти». В правой руке Святой восьмиконечный крест. Изображение окаймляется пояском, покрытом эмалью ультрамаринового цвета. По верхней части пояска надпись позолоченными буквами «СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГА» («Святая равноапостольная княгиня Ольга») Внешние стороны креста оканчиваются восьмигранными стразами голубого цвета. В оглавии ордена находится корона. По диагоналям креста от круга до лаврового венка располагаются граненые лучи из полированного металла. Мельхиор с позолотой, литье, стразы, холодная эмаль, «Ростовская финифть». Размеры знака ордена: 50х57х7 мм. Крепление: булавка. II степень Знак ордена II степени аналогичен I степени, но изготавливается из посеребренного мельхиора. Центральное изображение Святой выполнено методом штамповки и позолочено. Обе руки Святой поддерживают восьмиконечный крест. Мельхиор с серебрением и частичной позолотой, штамповка, стразы, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 50х57х7 мм. Крепление: булавка. III степень Знак ордена III степени аналогичен знаку ордена II степени, но украшен только одним стразом голубого цвета, расположенным в верхней части креста под короной. Центральное изображение Святой выполнено методом штамповки и оксидировано, как и четырехконечный крест. Мельхиор с оксидированием, штамповка, холодная эмаль, страз. Размеры знака ордена: 50х38х7 мм. Крепление: булавка. Орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

ту, в которую живем мы. В ледниковую эпоху жило много животных типов, которые угасли и вымерли теперь (мамонт, пещерные – лев, тигр и медведь, может быть diornis – гиганская птица), но все то, что живет теперь, несомненно жило и в ледниковую эпоху. Человек уже жил в то суровое время и вел жестокую борьбу за существование с природой и животными (эта эпоха характеризуется сильным понижением температуры, обилием воды и ледников). Он вышел из этой борьбы торжествующим победителем. Таковы фазы, которые пережила земля в своей истории. 2827 Гуфеланд – один из знаменитых врачей своего времени (1762–1836), имя которого поныне пользуется широкой известностью даже среди не медицинской публики. 2828 Адам Чарторийский, князь, государственный деятель (1770–1861); некоторое время был близким лицом Александра I, занимал пост попечителя виленск. учебного округа. Но в 1823 г., когда мipoboззpehue Александра I радикально изменилось, был отставлен от должности. 2829 Иоахим Лелевиль (1786–1861), польский историк, бывший профессором Виленского и Варшавского университетов. 2830 И. Хлопицкий, один из наиболее выдающихся польских генералов (1771–1854); состоял на французской военной службе до 1814 г., когда возвратился в Польшу и по воле имп. Александра был назначен дивизионным генералом, но скоро вышел в отставку. Когда вспыхнула в Польше описываемая революция, он вступил в администр. совет. 2834 Слово это в подлиннике написано не ясно, поэтому не ручаемся за точность его воспроизведения. 2840 Петр Григорьевич, впоследствии известный юрист и администратор; род 1808 г., ум. членом государств. Совета в 1891 г. Состоял профессором в Москов. и Петербург. Университетах. 2841 И.Г. Эверс, историк и юрист (1781–1830). С 1810 г. читал историю и географию России в дерптском университете. Сочинение его, о переводе которого говорит здесь Платонов, – Das älteste Recht der Russen. 1826. 2843 Платонов сам писал стихотворения; одно такое стихотворение в рукописи имеется у нас; написано оно на день Ангела графа Михаила Владимировича, когда Платонов еще быть студентом Академии. 2851 Эдуард Ганс, известный немецкий юрист, представитель так называемого философского направления в юриспруденции. Род. 1797 г., ск. 1839. 2856 Дон Мигуэль – брат дона Педро, бразильского императора. Д. Мигуэль, состоя регентом при португальской королеве, малолетней дочери дона Педро, узурпаторствовал португальский трон. 2857 Дон Педро – бразильский император, род. в 1798 г. В 1826 г., после смерти отца, принял португальский троп, который вскоре передал своей несовершеннолетней дочери.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1281 г. он назначил 7 кардиналов, 4 из которых были французами. Среди новых кардиналов был и Бенедетто Гаэтани (в 1294-1303 папа Римский Бонифаций VIII ), в то время активный сторонник франц. партии, сыгравший важную роль в переговорах на конклаве 1280/81 г. М. передал Карлу Анжуйскому звание сенатора Рима, что привело к антифранц. восстаниям в Риме (янв. 1284) и в ряде городов Папской области (в т. ч. в Орвието летом 1282). М. также содействовал планам Карла Анжуйского по захвату К-поля. В июле 1281 г. в Орвието при посредничестве папы был заключен союз между Карлом Анжуйским, представителями Венецианской республики и изгнанным императором Латинской империи Филиппом де Куртене. 18 нояб. М. отлучил от Церкви визант. имп. Михаила VIII Палеолога , что фактически положило конец попыткам папства реализовать условия Лионской унии (1274). М. способствовал ускорению подготовки канонизации кор. Людовика IX, дав санкцию на проведение офиц. сбора информации (ранее, ок. 1274-1276, Симон де Брион как папский легат во Франции по поручению папы Григория Х вел тайное расследование о возможности канонизации Людовика IX). Получив известие о восстании против Карла Анжуйского на Сицилии (т. н. Сицилийская вечерня, 30 марта 1282), М. отверг предложение сицилийцев стать их сеньором и 18 нояб. 1282 г. отлучил от Церкви мятежников и кор. Арагона Педро III (1246-1285), к-рого сицилийцы призвали на помощь. 21 марта 1283 г. М. объявил Педро III низложенным и намеревался передать арагонскую корону одному из сыновей франц. кор. Филиппа III, поддержав организацию крестового похода против Арагона. М. в данном случае предъявлял свои права прежде всего как феодальный сеньор Арагона, основываясь на вассальной присяге, принесенной кор. Арагона Педро II папе Римскому Иннокентию III (нояб. 1205). Противоречивыми были отношения М. с кор. Германии Рудольфом I Габсбургом (1273-1291). С одной стороны, папа содействовал заключению союза Рудольфа I и Карла Анжуйского, с другой - препятствовал планам Рудольфа прибыть в Рим для имп.

http://pravenc.ru/text/2562418.html

Под патронатом папы Карл Анжуйский и титулярный латинский император Филипп, сын Балдуина II, заключили 3 июля 1281 г. в Орвието с венецианской республикой договор о «восстановлении узурпированной Палеологом Римской Империи» 1066 . Более того, Мартин IV настолько отошел от политики своих предшественников и настолько слепо следовал указаниям Карла Анжуйского, что византийского императора, который исповедовал унию и из-за этого был вынужден вести тяжелую борьбу с собственным народом, осудил как схизматика, объявил низложенным и запретил всем христианским властителям общаться с ним. Но именно тогда, в самый критический момент, произошла решительная перемена: ужасная катастрофа постигла уверенного в своей победе Анжуйца, а дипломатическое искусство Палеолога отпраздновало свой величайший триумф. План широкомасштабного заговора против анжуйского владычества на Сицилии, в котором сыграл посредническую роль Иоанн из Прочиды, эмигрировавший из Южной Италии ученый врач, а впоследствии – канцлер Арагона, готовился уже несколько лет 1067 . При посредстве Иоанна Михаил VIII еще в понтификат Николая III завязал сношения с королем Арагонским Педро III, зятем Манфреда. Педро должен был ударить в спину Карлу Анжуйскому и отнять у него королевство, которое тот в 1266 г. похитил у короля Манфреда. Византийский император предоставил ему денежные средства для постройки флота. Одновременно византийские и арагонские агенты, богато снабженные византийскими деньгами, питали на Сицилии дух мятежа против чужеземного владычества. В недовольной стране, обессиленной постоянными военными расходами Карла и злоупотреблениями местной администрации, началось брожение. Однако именно византийские деньги заставили вырваться на поверхность подспудное недовольство и они же сделали возможным вооружение арагонского короля. «Если бы я сказал, – гласит автобиография Михаила VIII, – что свободу им (сицилийцам) дал Бог и что Он это сделал моими руками, то я бы сказал правду» 1068 . В тот момент, когда опасность для Палеолога была наибольшей, в Палермо 31 марта 1282 г. вспыхнуло восстание, которое с быстротой молнии распространилось по всему острову: во время знаменитой «сицилийской вечерни» анжуйское владычество на Сицилии нашло свой кровавый конец. В августе явился со своим флотом Педро Арагонский. В Палермо он возложил на себя корону Манфреда и стал повелителем Сицилии, в то время как Карл Анжуйский лишь с большим трудом смог удержать свои владения на материке в Италии. О походе на Византию более не могло быть и речи: южноитальянское королевство было расколото, Карл Анжуйский выбыл из игры в результате беспримерной катастрофы, которой был весьма тяжело затронут и римский папа, титулярного императора Филиппа более нивдоцф воспринимал всерьез, а Венеция искала сближения с византийским императором и королем Арагонским. Буря, которая на протяжении двадцати лет была готова обрушиться на восстановленную Византийскую империю, рассеялась благодаря дипломатическому гению Михаила Палеолога.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Сан-Педро-де-ла-Наве в Эль-Кампильо. IX–X вв. Наиболее ранние храмы, отразившие арабские формы, были сооружены мосарабами. Ц. Санта-Мария-де-Мельке близ Сан-Мартин-де-Монтальбан (пров. Толедо) сейчас относят к сер. VIII в. (археологический материал между 680 и 770 - Caballero Zoreda, Fern á ndez Mier. 1999). Этот небольшой крестообразный в плане храм имеет подковообразную апсиду, фланкированную прямоугольными помещениями. Сходный план имеет ц. Сан-Педро-де-ла-Мата близ Сонсеки (пров. Толедо, в руинах), построенная на основаниях храма вестгот. времени в кон. IX - нач. X в. ( Caballero Zoreda, Latorre Macarr ó n. 1980. P. 501-503). Уникальную композицию имеет ц. Санта-Лусия-дель-Трампаль близ Алькуэскара (пров. Касерес; IX-X вв.- Caballero Zoreda, S á ez Lara. 1999): узкая 3-нефная базилика с очень узким вытянутым трансептом, в который открываются 3 отдельные квадратные апсиды. Сходный план до перестройки имела ц. Сан-Хуан в Баньос-де-Серрато (после 711 - Caballero Zoreda, Feijoo Mart í nez. 1998. P. 237): археологически реконструированы сильно выступавшие за линию боковых стен обособленные прямоугольные пастофории. На уже отвоеванных землях была построена ц. Санта-Мария в Кинтанилья-де-лас-Виньяс (пров. Бургос; кон. IX - нач. X в.- Caballero Zoreda, Arce S á inz. 1997. P. 262-264), от к-рой уцелел трансепт с прямоугольной апсидой. Лучше сохранилась ц. Сан-Педро-де-ла-Наве, перенесенная в 1930 г. в Эль-Кампильо (пров. Самора; IX-X вв.- Ibid. P. 270). Ее можно описать как 3-нефную базилику с четко выделенной центральной крестообразной зоной либо как получивший базиликальную трактовку храм типа вписанного креста; к основному объему примыкают кубическая апсида и открытые притворы с севера и юга. Лучше всего сохранившийся дороманский храм Каталонии - ц. Сан-Микел в группе храмов Сан-Пере в Террасе (пров. Барселона; рубеж IX и X вв.) - отражает арабское влияние в подковообразной форме апсиды. Этот квадратный в плане храм, ранее считавшийся баптистерием, а ныне скорее мартирием, имеет уникальную конструкцию башни над средокрестием на 8 стоящих по квадрату опорах.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Х Легенда, вошедшая в сицилийскую летопись и отраженная в произведениях многих писателей и поэтов, в том числе Петрарки и Бокаччо, представляет доктора Джованни да Прочида великим конспиратором, единственным автором и организатором заговора. Согласно легенде, Джованни отправился в Константинополь в 1279 г. Он добился аудиенции у Михаила Палеолога, и тот передал с ним письма для Педро и сицилийского дворянства вкупе с огромной суммой денег. Переодетый францисканским монахом, да Прочида обошел всю Сицилию и основал множество отделений тайного общества. После этого он направился в Витербо, где в то время жил его бывший пациент папа Николай III. Джованни использовал всю силу своего красноречия, подкрепив ее солидным пожертвованием из запасов византийского золота, и убедил папу присоединиться к антианжуйскому союзу. Таким образом в Арагон он, помимо писем Михаила Палеолога и золота, привез с собой благословение папы Римского и заверения в поддержке сицилийских дворян. Когда король Педро ознакомился с результатами поездки своего канцлера, он отбросил все сомнения и приступил к строительству армады, благо располагал теперь достаточными средствами. Весной 1280 г. Джованни отправился во второе путешествие. Он вновь посетил Витербо, а оттуда отплыл в Константинополь, где Михаил Палеолог вручил ему тридцать тысяч унций золота. Загрузив сокровище на корабль, Джованни направился в Сицилию. В это время скончался папа Николай III, и лишь силой красноречия Джованни убедил сицилийцев, что отступать уже слишком поздно. Закрепив результаты своей миссии, Джованни вернулся в Барселону, где его встретил благодарный Педро. Арагонский король назначил дату отбытия своей армады к берегам Сицилии на весну 1282 г. XI После выхода в свет исследования Микеле Амари в современной историографии была принята точка зрения, согласно которой Джованни да Прочида на самом деле не играл практически никакой роли в подготовке “сицилийской вечерни”. Мнение итальянского историка основано на ряде весомых аргументов: имя Джованни не упомянуто в ряде важнейших источников XIII в., в те годы, когда он должен был находиться в своих поездках (1279-1280), все важнейшие арагонские государственные документы скреплены его подписью; наконец, вряд ли семидесятилетнему царедворцу было бы по силам странствовать по дорогам Средиземноморья.

http://pravmir.ru/rol-vizantijsko-aragon...

Девы Марии Милосердной (1864), М.- сестры милосердия (1878). В 1-й пол. XIX в. магистр М. назначался непосредственно папой Римским, что объяснялось невозможностью собрать генеральный капитул ордена в условиях войн и гонений. Впервые после долгого перерыва капитул собрался в Риме в 1880 г., на нем был избран новый глава ордена - Педро Арменголь Валенсуэла (1843-1922, магистр до 1911). Он провел ряд реформ в ордене. Резиденция магистра была окончательно перенесена в конвент св. Адриана в Риме. При этом магистре М. удалось восстановить закрытые ранее орденские обители в Испании (Льейда в 1886, Сан-Рамон в 1897), в 1901 г. была освящена принадлежащая М. ц. св. Марты в Барселоне. В Италии ряд зданий был выкуплен и передан новым конвентам (напр., в Орвието, 1889). Открылись обитель и церковь М. в Монтевидео (Уругвай, 1896). В 1895 г. были приняты новые конституции М., в к-рых нашли отражение изменения в жизни ордена (в частности, в них практически не упоминалось о выкупе пленных); изданы новые редакции гимнов (1883), ритуала (1893), уставы сестер-терциариев (1883) и монахинь (1897). В рамках адм. реформы в 1893 г. были сформированы независимая конгрегация в Боливии (ликвидирована в 1912) и вице-пров. Консепсьон в Чили (ликвидирована в 1911, восстановлена в 1922, ликвидирована вместе со всеми вице-провинциями в 1953). В 1903-1907 гг. была предпринята попытка восстановить работу ордена в Мексике, однако прибывшие туда в 1915 г. итал. М. были высланы в США. В XX в. М. вели активную работу гл. обр. в странах Лат. Америки: в 20-х гг. был восстановлен новициат в Мексике, в 1955 г. возобновило работу представительство М. в Венесуэле, в 1962 г.- в Гватемале. Миссионерская деятельность М. привела к появлению новых конгрегаций (напр., в 1938 Папским престолом было одобрено создание конгрегации браз. миссионерок - сестер М.). 37 членов ордена погибли во время гражданской войны в Испании (1936-1939). В 1968-1969 гг. прошел специальный генеральный капитул ордена, посвященный решениям Ватиканского II Собора (1962-1965), в соответствии с которыми проводились дальнейшие преобразования в ордене.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

[Мерседарии; лат. mercedarii; офиц. название - орден Пресв. Девы Марии Милосердной; лат. Ordo Beatae Mariae Virginis de Mercede, O. de M.], католич. монашеский орден, основан в 1218 г. для выкупа христиан из мусульм. плена. Основатель ордена - католич. св. Петр Ноласк (каталон. Пере Ноласк, испан. Педро Ноласко) (ок. 1180 - 1249 или 1256; канонизирован в 1628 папой Римским Урбаном VIII ). О раннем периоде его жизни известно мало; в сочинениях орденских хронистов XV в. П. Сихара и Н. Гавера святой назван сыном купца, однако в составленных в 1588 г. Ф. Сумелем истории ордена и жизнеописаниях его магистров Петр Ноласк представлен выходцем из рыцарского сословия. Несмотря на устоявшуюся орденскую агиографическую традицию, согласно которой святой род. в сел. Мас-Сент-Пюэль (Лангедок, Франция), в XX в. нек-рые испан. исследователи выдвинули гипотезу о его барселонском происхождении (см., напр.: Palma de Mallorca A., de. La verdadera patria de S. Pedro Nolasch//Analecta Sacra Tarraconesia. Barcelona, 1958. Vol. 31. N 1. P. 65-80). Согласно жизнеописанию, составленному Сумелем и легшему в основу Жития Петра Ноласка в издании болландистов «Acta Sanctorum» , в период юности святого его семья переехала в Барселону. Узнав о тяготах христиан, попавших в плен к туркам, Петр Ноласк сопереживал пленным и размышлял о способах помочь им. Однажды ему явилась Пресв. Дева Мария, после чего он укрепился в решении основать орден, к-рый бы занимался выкупом христиан из плена. В сочинениях хронистов ордена М. подчеркивалось, что Петр Ноласк в своих начинаниях нашел поддержку кор. Арагона Хайме (Жауме) I Завоевателя (1213-1276) и его духовного наставника доминиканца Раймунда Пеньяфортского , к-рым также явилась Пресв. Дева Мария. 10 авг. 1218 г. в кафедральном соборе Барселоны в присутствии еп. Беренгера де Палоу король объявил о создании ордена Пресв. Девы Марии Милосердной, во главе к-рого был поставлен Петр Ноласк. Епископ вручил главе нового ордена и его сподвижникам белые одеяния, к-рые впосл. станут указывать на принадлежность к М. Однако совр. исследователи ставят под сомнение традиц. хронологию истории ордена: в 1218 г. Хайме было всего 10 лет, а Раймунд Пеньяфортский до нач. 20-х гг. XIII в. преподавал в Болонье и никогда не показывал того, что имел к.-л. отношение к ордену М. ( Brodman. 1977; о формировании ранней исторической традиции М. подробнее см.: Taylor. 2000. P. 5-16).

http://pravenc.ru/text/2563024.html

4.29.4. Орден носится на правой стороне груди; при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается среди них согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 4.29.5. Планка ордена представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой красного цвета с двумя серебристыми узкими полосами по обеим сторонам. В центре орденской планки расположена миниатюрная золотистая звезда ордена. В центре звезды – золотистый медальон, окруженный эмалевым поясом рубинового цвета. Размеры планки ордена: ширина 29 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4.29.6. Планка ордена может носиться на повседневной одежде, и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена царевича Димитрия располагается согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 4.29.7. Орденом благоверного царевича Димитрия награждаются священнослужители и миряне за попечение и защиту детей-сирот, детей-инвалидов. 4.29.8. Российский детский фонд может рекомендовать к награждению определенных лиц, обратившись к Святейшему Патриарху. 4.29.9. Орден может вручаться представителем Российского детского фонда. 4.30. Статут ордена святителя Луки, архиепископа Крымского 4.30.1. Орден учрежден Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла У-01/12 от 11 февраля 2016 года. Святитель Лука известен не только как святитель Русской Православной Церкви, но и выдающийся хирург с мировым именем. 4.30.2. Орден святителя Луки, архиепископа Крымского, имеет три степени. 4.30.3. Знаки ордена первой степени: 1) Знак ордена позолоченный четырехконечный, в виде ромба, образованного гладкими лучами. Лучи разделены на 4 группы полосками эмали оливкового цвета, идущими по диагоналям знака. В центре знака расположен овальный медальон с рельефной позолоченной монограммой «ЛК» ( Лука Крымский ) на белом эмалевом фоне. Медальон окантован выпуклым рантом и обрамлен 31 стразом. Знак посредством ушка и кольца крепится к орденской ленте. На оборотной стороне знака имеется номер, зарегистрированный в Наградной комиссии. Материалы: мельхиор, позолота, стразы, холодная эмаль. Размеры знака ордена: ширина 60 мм, высота 60 мм.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

В 1797 году в число российских орденов был включен орден Св. Анны, учрежденный в Голштинии в 1735 году. Этот орден стал четвертым из высших российских орденов. Первые награждения им прошли в день коронации Павла I. Орден имел три степени, и награждали им как за военные, так и за гражданские заслуги. Знаками ордена I степени являлись красный эмалевый крест с финифтяным изображением св. Анны в центре и серебряная восьмиконечная звезда, которую в отличие от всех остальных российских орденов носили на правой стороне груди. Звездой ордена, по статуту, награждались и иностранцы, но тогда ее украшали алмазами. Крест крепился на красной ленте с желтой каймой, перекинутой через левое плечо. Орден II степени носился на узкой ленте, расположенной на шее, отсюда произошло и его обиходное название «Анна на шее». Орден III степени жаловался только за военные подвиги и носился на груди, на банте из орденской ленты. В 1815 году была введена и IV степень ордена Св. Анны, которой награждали младших офицеров за участие в сражении. Знак этой степени носился на эфесе холодного оружия с надписью «За храбрость». До 1844 г. все награжденные орденом Св. Анны становились потомственными дворянами. 26 ноября 1769 г. в Петербурге императрицей Екатериной II был учрежден орден Святого великомученика Георгия Победоносца . Эта высшая и особо почитаемая в России военная государственная награда жаловалась только офицерам, которые в военное время проявили храбрость и мужество на поле боя. Орден имел четыре степени и награждение им начиналось с IV степени. Орден состоял из золотого с белой эмалью креста с изображением св. Георгия в центре, золотой звезды с девизом ордена и черно-оранжевой ленты. Знаками ордена Св. Георгия были для IV и III степени – крест, а для II и I степени – крест и четырехконечная звезда. Звезда ордена I степени носилась на левой стороне груди, а второй степени – на правой. Крест ордена I степени (золотой, покрытый белой эмалью) носился на ленте с тремя черными и двумя желтыми полосами, надетой через правое плечо. Кресты ордена II и III степеней носились на шее на орденской ленте, а IV степени – на орденской ленточке на груди. Получившие знаки ордена любой степени становились потомственными дворянами.

http://sedmitza.ru/lib/text/429628/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010