Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВАЛЕРСКИЕ ДНИ [кавалерские праздники, орденские дни, орденские праздники], общий праздник кавалеров того или иного ордена. Получили распространение в Российской империи в XVIII - нач. XX в. К. д. отмечались либо в день памяти святого, во имя к-рого создан орден, либо в день учреждения ордена. Понимание ордена как объединения его членов восходит к традиции средневек. европ. духовно-рыцарских орденов. Члены ордена имели определенные знаки отличия - орденскую одежду, знаковые элементы, форма к-рых в Новое время фиксировалась в соответствующих орденских документах. Со временем, по мере подчинения орденов королевской власти и в процессе формирования королевских рыцарских орденов, ношение орденских знаков положило начало наградной практике, отражавшей заслуги перед короной и гос-вом. Однако представление об ордене как объединении его кавалеров сохранилось. Начало формирования российской орденской традиции относится к рубежу XVII и XVIII вв. Одной из ее особенностей является установление К. д., даты к-рых указывались в орденских статутах. К. д. в российском церковном календаре синодального периода относились к светским (гражданским) праздникам, включавшим дни рождения, именин, вступления на престол российских императоров и императриц, дни рождения и именин их ближайших родственников, викториальные дни . Гражданские праздники назывались «табельными днями», т. к. их состав определялся «Табелью». При учреждении первого ордена - ап. Андрея Первозванного (1698) в качестве К. д. был установлен день памяти ап. Андрея Первозванного 30 нояб. Согласно статуту ордена от 1720 г., в качестве дополнительного К. д. был объявлен день памяти апостолов Петра и Павла (29 июня) как день тезоименитства учредителя ордена, однако впоследствии этот день в качестве К. д. не праздновался. При жизни Петра I в 1714 г. был учрежден орден вмц. Екатерины, К. д. был назначен день памяти вмц. Екатерины 24 нояб. Петр I имел намерение учредить орден блгв. кн. Александра Невского, однако официально этот орден был создан лишь после его смерти, 21 мая 1725 г. Тем не менее в источниках 1724-1725 гг. фигурирует день памяти блгв. кн. Александра Невского среди светских (табельных) праздников (23 нояб. или после перенесения мощей в 1724 г.- 30 авг.). В 1735 г. герцогом Голштинским Карлом Фридрихом был учрежден орден св. Анны. В России этот орден получил распространение с 40-х гг. XVIII в. К. д. этого ордена - 3 февр. (память прав. Анны) отмечается в календарях 2-й пол. XVIII в., хотя офиц. причисление этого ордена к российским произошло лишь в 1797 г. В 1769 г. Екатерина II учредила орден вмч. Георгия; датой К. д. было назначено 26 нояб.- день учреждения ордена и один из дней памяти вмч. Георгия. В 1782 г. был учрежден орден равноап. кн. Владимира; К. д. было назначено 22 сент.- день учреждения ордена, не связанный с памятью святого.

http://pravenc.ru/text/1319746.html

2) Знак ордена носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского, III степени. 3) Планка ордена представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую  орденской лентой. В центре орденской планки расположена миниатюрный Знак ордена III степени. Размеры планки ордена: 28x14 мм. Крепление — булавка. 4) Планка ордена может носиться кавалерами на повседневной одежде, и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена святого равноапостольного Николая III степени располагается вслед за планкой ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского, III степени. 4. Орденом святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского награждаются: 4.1. Архиереи, клирики, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей за миссионерское и просветительское служение. 4.2. Видные государственные и общественные деятели за оказание помощи в миссионерском и просветительском служении. 5. Орден празднуется 16 февраля (3 февраля ст. ст.) в день памяти преставления равноапостольного Николая, архиепископа Японского. 6. Ордену святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, присвоен кафедральный собор Воскресения Христова (Николай-До) в Токио. В соборе хранятся орденское знамя, списки кавалеров и регалии ордена. Настоятель храма удостаивается ордена равноапостольного Николая, архиепископа Японского, I степени по должности. Собор имеет право использовать орденскую символику в различных элементах декорации, росписи и орнамента. 7. Кавалерам ордена равноапостольного Николая, архиепископа Японского, поручается попечение о делах миссионерства, о просветительстве, о переводе и издании памятников библейской и святоотеческой письменности на языки других народов. Статут медали святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского 1. Медаль учреждена определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода от 6 сентября 2012 года в ознаменование 100-летия со дня преставления святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, выдающегося миссионера, просветителя Японии, прославленного Синодом Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года. Решение Священного Синода утверждено на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1 июня 1971 года (Определение 2).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2452039...

Мельхиор с позолотой, литье, чеканка, стразы, холодная эмаль. Размер знака ордена: 90х50х5 мм. Крепление: булавка. II степень Знак ордена II степени аналогичен знаку I степени, но изготавливается из посеребренного мельхиора. Вместо корон расположены лучи, исходящие от центра. Центральное изображение Святого, фон и лавровое обрамление, с лентой, на которой указан знак степени II, позолочены. Мельхиор с серебрением и частичной позолотой, литье, чеканка, холодная эмаль. Размер знака ордена: 90х50х5 мм. Крепление: булавка. III степень Знак ордена III степени аналогичен II степени, но выполнен в технике чернения. Центральное изображение Святого обрамляют лавровые ветви голубой эмали, с лентой, на которой указан знак степени III. Мельхиор, литье, чеканка, чернение, холодная эмаль. Размер знака ордена: 90х50х5 мм. Крепление: булавка. Орден Преподобного Сергия Радонежского. Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 26 декабря 1978 года. Новый дизайн ордена утвержден определением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 5 октября 1999 года. Преподобный Сергий вошел в историю Русской Церкви как великий молитвенник и «печальник земли Русской». С его именем связано основание десятков русских монастырей. Его называют «Игуменом земли Русской». Статут ордена преподобного Сергия Радонежского. 1. Орденом преподобного Сергия Радонежского награждаются иерархи и клирики Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, а также представители инославных церквей за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами. 2. Орден имеет три степени, при награждении вручается знак ордена и грамота. 3. Орден носится на левой стороне груди, и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом святого благоверного князя Даниила Московского. Описание ордена преподобного Сергия Радонежского. I степень Знак ордена I степени представляет собой золоченый четырехконечный крест с расширяющимися концами и килевидным завершением. Внутри креста – узкий выпуклый рант, образующий другой крест, с треугольным завершением и покрытый зеленой прозрачной эмалью. В центре расположен круглый медальон с поясным изображением преподобного Сергия Радонежского в рясе с епитрахилью. Правая рука благословляющая, в левой –свиток. Икона выполнена в технике «Ростовской финифти». Медальон обрамлен выпуклым пояском с 12 стразами. Между ветвями креста – по 5 рельефных полированных лучей, из которых центральные – более длинные и широкие. На оборотной стороне знака посередине расположен девиз ордена: «СМИРЕНИЕМ ВОЗВЫШАЕМЫЙ».

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

под опекой францисканцев часто приводило к конфликтным ситуациям, но она была отменена лишь 10 марта 1786 г. декретом Конгрегации по делам епископов и монашествующих. 17 нояб. того же года папа Римский Пий VI утвердил новый статут ордена, пожаловав ему 27 марта 1787 г. все привилегии монашеского ордена католич. Церкви. Расцвет ордена, начавшийся во 2-й пол. XVIII в., был связан с деятельностью генеральных настоятелей М. пресв. К. Вышинского (1737-1741, 1747-1750) и пресв. Р. Новицкого (1776-1788). Деятельность ордена вышла за пределы Польши: были основаны мон-ри М. в Рясне под Брестом (1749) и в Мариамполе (ныне Мариямполе, Литва) (1750). Всего на территории Речи Посполитой во 2-й пол. XVIII в. имелось 12 мон-рей М. В 1753 г. пресв. К. Вышинский посетил Португалию, где по желанию кор. Жозе I в 1754 г. был основан первый из 4 монастырей ордена в этой стране. Бреве от 23 февр. 1779 г. папа Пий VI разрешил цистерцианцам продать М. здание бывшего цистерцианского монастыря в Риме с прилегающим к нему храмом святых Вита и Модеста, где 14 июля была открыта резиденция генерального прокуратора ордена. Однако в 1798 г. монастырь в Риме был закрыт после захвата Папского гос-ва французской армией и провозглашения Римской республики. В 1834 г. в результате антиклерикальной политики правительства вместе с др. католич. мон-рями были закрыты и мон-ри М. в Португалии. После разделов Польши между Россией, Австрией и Пруссией в XVIII в. большинство мон-рей М. оказалось в Российской империи, где власти рассматривали орден, исторически связанный с Польшей, как оплот польского национализма. В 1844 г. по требованию властей генеральный настоятель ордена пресв. С. Пужицкий сложил с себя полномочия, после чего он был отправлен в ссылку в Сибирь на 9 лет. В 1846 г. на поселение в Иркутск был выслан пресв. Кшиштоф Шверницкий, где в 1856 г. он стал настоятелем местного католич. прихода в честь Успения Пресв. Девы Марии; в 1888 г. в связи с 50-летием его священства папой Римским Львом XIII ему был пожалован почетный титул «Апостол Сибири». 25-26 сент. 1859 г. в Скужеце (ныне Польша) состоялся 38-й генеральный капитул, ставший для ордена последним. После подавления Польского восстания 1863-1864 гг. генеральный настоятель ордена пресв. А. Р. Вильчинский был отправлен для проживания в мон-рь Мариамполя, где 9 февр. 1865 г. его принудили к отречению от должности генерального настоятеля. К 1865 г. были закрыты все мон-ри М., кроме мон-ря в Мариамполе, куда был запрещен прием новых членов. Мн. члены ордена были сосланы, часть М. отправилась вслед за польск. и литов. эмигрантами в США, где занималась пастырским окормлением этих диаспор. К нач. ХХ в. в живых оставалось всего неск. членов ордена.

http://pravenc.ru/text/2562010.html

7) При награждении двумя и более орденами, имеющими ленту, надевается лента высшего по рангу ордена. 8) При награждении одноименным орденом или медалью следующей степени на груди носится орден или медаль более высокой степени. 9) Клирики, находящиеся под запрещением, не имеют права носить церковные ордена и медали. 4. Статуты и описания орденов Русской Православной Церкви . ОРДЕН СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси. Русская Церковь особо чтит память святого Апостола Андрея Первозванного, который, согласно летописи, первым принес благовестие христианской веры в пределы нашего отечества. Статут ордена святого Апостола Андрея Первозванного. 1. Орден святого Апостола Андрея Первозванного является высшей наградой Русской Православной Церкви. 2. Орденом святого Апостола Андрея Первозванного награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей за выдающиеся заслуги по укреплению христианства. 3. Орден имеет одну степень, при награждении вручаются знак ордена, алмазная звезда, лента и грамота. 4. Звезда ордена носится с правой стороны в верхней части груди. 5. Знак ордена крепится на плечевой ленте и располагается под алмазной звездой ордена. Все остальные ордена носятся ниже. Описание ордена святого Апостола Андрея Первозванного. Знак ордена. Знак ордена представляет собой Андреевский крест, образованный четырьмя зелеными гранеными камнями в оправе в виде жгута. В центре знака – овальный медальон с образом святого Апостола Андрея Первозванного. Святой изображен в полный рост на фоне креста и гористого пейзажа; правая рука – благословляющая, в левой – развернутый свиток. По сторонам, на уровне плеч святого, надпись: справа – С. АНДРЕЙ, слева – АПС. ПЕРВ. Медальон выполнен в технике ростовской финифти. Вокруг медальона – позолоченный рант в виде жгута и 24 бесцветных прозрачных страза. Крест наложен на серебряный оливковый венок. По вертикальным и горизонтальным осям на венок наложены четыре красных граненых камня. Венок наложен на 28 позолоченных двугранных лучей. В оглавии знака – позолоченная корона, увенчанная крестом и украшенная тремя стразами. У основания короны расположена позолоченная лента.

http://religare.ru/2_97142_1_21.html

7) При награждении двумя и более орденами, имеющими ленту, надевается лента высшего по рангу ордена. 8) При награждении одноименным орденом или медалью следующей степени на груди носится орден или медаль более высокой степени. 9) Клирики, находящиеся под запрещением, не имеют права носить церковные ордена и медали. 4. Статуты и описания орденов Русской Православной Церкви . ОРДЕН СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси. Русская Церковь особо чтит память святого Апостола Андрея Первозванного, который, согласно летописи, первым принес благовестие христианской веры в пределы нашего отечества. Статут ордена святого Апостола Андрея Первозванного. 1. Орден святого Апостола Андрея Первозванного является высшей наградой Русской Православной Церкви. 2. Орденом святого Апостола Андрея Первозванного награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей за выдающиеся заслуги по укреплению христианства. 3. Орден имеет одну степень, при награждении вручаются знак ордена, алмазная звезда, лента и грамота. 4. Звезда ордена носится с правой стороны в верхней части груди. 5. Знак ордена крепится на плечевой ленте и располагается под алмазной звездой ордена. Все остальные ордена носятся ниже. Описание ордена святого Апостола Андрея Первозванного. Знак ордена. Знак ордена представляет собой Андреевский крест, образованный четырьмя зелеными гранеными камнями в оправе в виде жгута. В центре знака – овальный медальон с образом святого Апостола Андрея Первозванного. Святой изображен в полный рост на фоне креста и гористого пейзажа; правая рука – благословляющая, в левой – развернутый свиток. По сторонам, на уровне плеч святого, надпись: справа – С. АНДРЕЙ, слева – АПС. ПЕРВ. Медальон выполнен в технике ростовской финифти. Вокруг медальона – позолоченный рант в виде жгута и 24 бесцветных прозрачных страза. Крест наложен на серебряный оливковый венок. По вертикальным и горизонтальным осям на венок наложены четыре красных граненых камня. Венок наложен на 28 позолоченных двугранных лучей. В оглавии знака – позолоченная корона, увенчанная крестом и украшенная тремя стразами. У основания короны расположена позолоченная лента.

http://religare.ru/2_97142.html

4.3.3. Медаль ордена равноапостольного князя Владимира носится на левой стороне груди. 4.3.4. Планка медали представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой красного цвета с широкими черными полосами по краям и тонкой каймой красного цвета. Размеры планки медали: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4.3.5. Планка медали может носиться на повседневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. 4.3.6. Медалью ордена равноапостольного князя Владимира награждаются клирики за многолетнее усердное служение в священном сане, а также миряне за заслуги перед Русской Православной Церковью. 4.4. Статут ордена Славы и чести 4.4.1. Первая степень ордена учреждена определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 25 марта 2004 года. Вторая и третья степень ордена учреждены определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода от 25 декабря 2009 года. Девизом ордена являются слова Апостола Павла: «Слава и честь… всякому, делающему доброе» ( Рим. 2:10 ). 4.4.2. Орден Славы и чести имеет три степени. 4.4.3. Знаки ордена первой степени: 4.4.4. Знаки ордена второй степени: 4.4.5. Знаки ордена третьей степени: 4.5. Положение о медали ордена Славы и чести 4.5.1. Медаль учреждена определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода от 25 декабря 2009 года. 4.5.2. Медаль Славы и чести имеет одну степень. 4.5.3. Медалью Славы и чести клирики и миряне, представители церквей и конфессий за значительный вклад в межцерковное и межрелигиозное сотрудничество, за укрепление мира и дружбы между народами. 4.6. Статут ордена святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси 4.6.1. Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 23 марта 2004 года к 75-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святитель Алексий, являясь духовным наставником святого князя Дмитрия Донского, всю свою жизнь трудился над созданием сильного православного государства.

http://azbyka.ru/polozhenie-o-nagradax-r...

7 августа 1978 г., в связи с кончиной папы Павла VI (6 августа), от Московской патриархии на его погребение была направлена делегация, главой которой был митрополит Никодим. В субботу 12 августа он вместе с представителями других поместных Церквей присутствовал на отпевании папы Павла VI. Согласно определению Священного синода от 29 августа 1978 г., делегация Русской православной Церкви должна была присутствовать на интронизации нового Предстоятеля Римско-католической Церкви – папы Иоанна Павла I. Митрополит Никодим предполагал дождаться итога выборов нового папы, чтобы приветствовать его до возвращения на родину. Приезжая в Рим, митрополит Никодим предпочитал гостинице или Дому для клириков (Casa del Clero) Руссикум (Russicum), или иначе – Русский Колледж, расположенный вблизи Папского Восточного института. Он говорил, что Руссикум действительно русский, что там есть иконы и царит семейная атмосфера. «Я не называл этот дом, – пишет владыка Никодим, – латинским наименованием «Russicum», ибо это русский дом». Митрополит Никодим направлял сюда для обучения по различным специальностям в римских университетах российских священников Петра Раину, Владимира Рожкова, Льва Церпицкого (ныне – архиепископ Новгородский и Старорусский), протоиерея Стефана Дымшу, Николая Медведева, Илиана Вострякова, протоиерея Александра Ранне. На период работы конклава генерал Ордена иезуитов Педро Аррупе направил владыку Никодима на Виллу Кавалетти в горах около Рима с тем, чтобы спасти от невыносимой августовской жары. Накануне избрания папы Иоанна Павла I владыка Никодим вернулся с Виллы Кавалетти в Рим. В это время обычно воспитанники Руссикума находятся на каникулах, и кухня там не работает. Поэтому митрополит Никодим совершал трапезу в Папском Восточном институте. Обычно, приходя на завтрак, он приносил с собой маленький транзисторный радиоприёмник и слушал последние новости с конклава 696 . В Руссикуме владыка Никодим готовился к папской аудиенции, которая была назначена на 5 сентября 1978 г. Накануне в Риме прошла гроза, что обычно ухудшает самочувствие у сердечников. Но самый сильный удар постиг владыку утром, перед отбытием в Ватикан. Машина, взятая накануне в прокате, была угнана от «Руссикума», где накануне заночевали митрополит и его секретарь – о. Лев (Церпицкий). Поймать такси в Риме в час пик – дело сложное, и к Ватикану владыка прибыл чудом – минута в минуту. Быстрый подъем по лестнице, и сразу, не переводя дыхания, в зал Ватиканской библиотеки, где чинно прохаживаются почётные гости – представители разных Церквей. Тут не походишь взад-вперёд, чтобы отдышаться. А через минуту – начало аудиенции и речь, обращённая к новоизбранному папе. Тут и у здорового человека сердце начнёт пошаливать... Вот как описаны обстоятельства кончины митрополита Никодима в статье, опубликованной в газете «Радонеж».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Таким образом, Католическая Церковь впервые стала признавать церковный характер других христианских религий, и, соответственно, призывать к сотрудничеству с другими христианскими Церквами и общинами. Такое сотрудничество стало рекомендоваться не только при обсуждении социально-гуманитарных вопросах, но и богословских. Но эти и многие другие положения, принятые на Втором Ватиканском соборе, не были реализованы и противоречили политике, которую проводил и до сих пор проводит Ватикан. Одним из самых значительных событий, которое во многом определило характер Ватиканской политики конца XX века, было возведение на папский престол польского кардинала Кароля Войтылы, получившего имя Иоанн Павел II. В отличие от своих предшественников новый Римский Папа начал чрезвычайно активную деятельность, предпринимая поездки в разные страны, в ходе которых старался разрешить главные актуальные проблемы этих стран. Кроме того, он проявлял особый интерес к православным странам, уделяя особое внимание экуменическим вопросам и ведению диалога с Православными Поместными Церквами. Трудно найти вопрос, по которому не высказался бы Иоанн Павел II за период своего пребывания на Святом престоле. Основным отличием его посланий и выступлений является более жесткая позиция, которую занимал Понтифик при решении богословских вопросов. По его указанию Ватикан устраивал расправы над богословами, высказывающими неугодные церковным консерваторам взгляды. Так, были привлечены к суду конгрегации вероучения один из самых известных теологов Католической Церкви -Ганс Кюнг, отрицающий догмат папской непогрешимости и признающий Римского Папу первым епископом только среди равных ему. Даже орден иезуитов был обвинен Понтификом в теологических заблуждениях, а его генерал Педро Аррупе уволен (случай беспрецедентный в истории ордена). В то же время Иоанн Павел II официально признал орден «Божье дело», деятели которого сотрудничали с диктатором Франко в Испании и поддерживали фашиста Салазара в Португалии. Все это и множество других фактов свидетельствует о тенденции в политике Ватикана последних пятидесяти лет, противоположной экуменическим идеям.

http://bogoslov.ru/article/299269

Миссия И., начатая в Англии в 1580 г. пресвитерами Эдмундом Кампионом и Робертом Персонсом , была прервана в 1581 г. казнью Кампиона (канонизирован католич. Церковью в 1970). В Ирландии миссия И. началась по поручению Лойолы в 1542 г. в Тироне и Донеголе. В 1565 г. открылась школа И. в Килмаллоке (графство Лимерик). Во время гонений на католиков в 1575 г. в Корке был повешен Эдмунд О " Доннелл, 1-й мученик-иезуит в Европе. Ввиду того что в протестант. Англии публичная деятельность И. была невозможна, орден открыл на континенте коллегии и дома для католич. эмигрантов из Англии, Шотландии и Ирландии: Английскую коллегию в Риме (1579), коллегии в Дуэ (Франция, с 1559), Саламанке (Испания, с 1592) и Севилье (с 1619), англ. новициат в Льеже (с 1614), дом в Лувене (Лёвене, с 1614) и др. В 1623 г. была учреждена Английская пров. ордена, в 1633 г. в Англии и Уэльсе находилось ок. 200 И. Благоприятные для деятельности И. периоды (правление Стюартов) чередовались с гонениями, к-рые были вызваны обвинениями в заговорах («пороховой заговор» 1605; «поповский заговор» 1678) и сменой власти (гражданская война 1641-1660; «Славная революция» 1688). И. постоянно присутствовали на Британских о-вах как члены др. орденов или нелегально. Научная и образовательная работа была важной частью деятельности И. Они основывали астрономические обсерватории, составляли географические карты неизвестных европейцам земель. Иезуит пресв. Христофор Клавиус был одним из авторов реформы календаря при папе Римском Григории XIII . Важный вклад в становление совр. научной хронологии, а также в развитие комплексного исследования христ. догматики, патристики и церковной истории внес франц. иезуит Дионисий Пето (Петавиус; 1583-1652). И. составили первые словари япон. языка (на португал. языке в 1602), изучали кит., вьетнамский, индейские языки, санскрит. Болландисты , предпринявшие с 1643 г. научное издание «Acta Sanctorum» , собрали много ценных средневек. рукописей и способствовали развитию почитания святых. В XVIII в. иезуит пресв. Руджер Бошкович достиг серьезных успехов в области астрономии, физики, геодезии и математики. Критика и запрет ордена

http://pravenc.ru/text/293585.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010