Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Педро Аррупе-и-Гондра, генерал ордена иезуитов [испан. Arrupe у Gondra] Педро (14.11.1907, Бильбао, Испания - 5.02.1991, Рим), 28-й генерал ордена иезуитов (1965-1983). Изучал психиатрию в Мадридском ун-те. В 1927 г. вступил в иезуитский новициат в Лойоле (Испания). После роспуска ордена в 1932 г. испан. республиканским правительством вынужден был покинуть страну, изучал философию и богословие в Бельгии, Нидерландах, Франции, США. В 1936 г. стал священником, далее учился и преподавал в колледже св. Станислава в Кливленде (США). В 1938 г. был назначен в иезуитскую миссию в Нагасаки (Япония). В 1945 г. возглавил полевой госпиталь в Хиросиме, разрушенной после атомного взрыва. В 1952 г. издал книгу «Я пережил атомную бомбу». Перевел работы Игнатия Лойолы на япон. язык. В 1958-1965 гг.- провинциал ордена иезуитов в Японии. В 1965 г. был избран генералом ордена. В своих работах и публичных выступлениях после избрания А. подчеркивал необходимость обновления и реформирования институтов католич. Церкви (включая орден иезуитов) в соответствии с потребностями времени. В результате расхождений с папским престолом оказался первым в истории ордена генералом, к-рый подал в отставку (1983). Соч.: Yo viví la bomba atómica. Madrid, 1952; Als Missionär in Japan. Münch., 1967; Compromiso social de la Compañía de Jesús. Bogotá, 1971; Renovación y espiritualidad religiosas. Madrid, 1971; Ante un mundo en cambio. Madrid, 1972; Witnessing to Justice. Vat., 1972; A Planet to Heal: Reflections and Forecasts. R., 1977; General of the Jesuits on the Problems of Today. L., 1978; Challenge to Religious Life Today. St. Louis; Anand, 1979; Selected Letters and Addresses/Ed. by J. Aixala. St. Louis; Anand, 1979; Justice with Faith Today. St. Louis; Anand, 1980; Un nuovo esodo: La vita religiosa si interroga sul suo futuro. Bologna, 1980; Other Apostolates Today. St. Louis; Anand, 1981; Unser Zeugnis muss glaubwürdig sein: Ein Jesuit zu den Problemen von Kirche und Welt am Ende des 20. Jh. Ostfilern, 1981; La Iglesia de hoy y del futuro. Bilbao, 1982; In Him Alone is Our Hope: Texts on the Heart of Christ (1965-1983). St. Louis, 1984. Лит.: Об Обществе Иисуса. М., 1995. С. 15; Lamet P. M. Arrupe: Una explosiyn en la iglesia. Madrid, 1989; Ac é vez A. M. Pedro Arrupe y Gondra, S. J.: Un gigante del espíritu: Otro San Ignacio. México, 1991; Lombera Pallares E. El comandante Arrupe. México, 1995; Calvez J. -Y. Le père Arrupe: l " Église après le Concile. P., 1997; http://www.jesuites.com.histoire/arrupe [Электр. ресурс]. Е. В. Калиниченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76174.html

В 50-х гг. XX в. количество И. возросло и достигло к 1965 г. почти 36 тыс. чел., затем стало снижаться. Орден предпринимал усилия по обновлению принципов деятельности, которые на последних генеральных конгрегациях были сформулированы как «служение вере» и «борьба за социальную справедливость и мир». Сферами деятельности Об-ва Иисуса стали диалог с представителями др. религий и борьба за права человека (в частности, организация приютов для беженцев). Два генерала ордена - пресвитеры Педро Аррупе-и-Гондра (в 1983 по причине болезни; ум. в 1991) и Петер Ханс Колвенбах (в 2008 по достижении 80 лет) - добровольно ушли в отставку. 19 янв. 2008 г. на генеральной конгрегации 30-м генералом ордена был избран руководитель Конференции (ассоциации) иезуитов Вост. Азии и Океании испанец пресв. Адольфо Николас. В наст. время орден насчитывает более 19 тыс. чел. (An. Pont. 2008. P. 1471). Продолж. изд.: Monumenta historica Societatis Iesu. Madrid; R., 1894-2003. 156 vol.; Archivum historicum Societatis Iesu: Periodicum semestre a Collegio scriptorum de historia S. J. in urbe editum. R., 154 t.; Bibliotheca Instituti Historici Societatis Iesu. R., 64 t. Библиогр.: Carayon А . Bibliographie historique de la Compagnie de Jésus. P., 1864. Gen., 1970n; Polg á r L. Bibliography of the History of the Society of Jesus. R., 1967; idem. Bibliographie sur l " histoire de la Compagnie de Jésus, 1901-1980. R., 1981-1990. 3 t.; Sommervogel C. Dictionnaire des ouvrages anonymes et pseudonymes: Publiés par des religieux de la Compagnie de Jésus, depuis sa fondation jusqu " à nos jours. Amst., 1966. Ист.: Corpus institutorum Societatis Jesu. Antw., 1635. R., 1869-1870. 15 vol.; Caballero R. D. Bibliothecae scriptorum societatis Jesu Supplementa. R., 1814-1816. 2 t.; Sancti Ignatii de Loyola. Constitutiones Societatis Iesu. R., 1934-1948. 4 vol. (Monumenta historica Societatis Iesu; 63-65, 71); Travels of the Jesuits into Various Parts of the World, Particularly China and East Indies, Compiled from Their Letters. New Delhi, 1995. 2 vol.; Istruzioni secrete della Compagnia di Gesù. Mil., 1996; Ratio atque institutio studiorum Societatis Iesu/Introd. e trad. A. Bianchi. Mil., 2002.

http://pravenc.ru/text/иезуиты.html

ч. истории Русской Церкви (Альберт Амманн , Герхард Подскальски ), в исследование феномена «русской духовности» (кард. Томаш Шпидлик ), визант. и рус. литургики (Михаил Арранц , Роберт Тафт ). В рамках развития православно-католич. отношений в июле 1971 г. по приглашению РПЦ Москву посетил генерал ордена Педро Аррупе-и-Гондра. Важным направлением деятельности И. являлись исследования марксистско-ленинской философии в СССР, начало к-рым было положено ректором Russicum в 1950-1954 гг. иезуитом пресв. Густавом Веттером , основавшим в 1970 г. Центр изучения марксизма при Григорианском ун-те. 30 нояб. 1985 г. генерал ордена Петер Ханс Колвенбах упразднил Делегацию визант. обряда в структуре ордена И., заменив ее Делегацией «pro rebus russicis» (по рус. делам), к которой могли принадлежать И. обоих обрядов. В 1991 г. созданную папой Римским Иоанном Павлом II апостольскую администратуру для католиков азиатской части России возглавил иезуит еп. Иосиф Верт. В 1990-1992 гг. координатором деятельности И. в Советском Союзе являлся ассистент генерала ордена Богуслав Стечек. С распадом СССР вместо Делегации «pro rebus russicis» 21 июня 1992 г. был учрежден Независимый российский регион Об-ва Иисуса, имеющий резиденции в Москве и Новосибирске. В 1994 г. при общине И. в Новосибирске создан Центр духовного развития «Иниго». С 1997 г. И. руководят колледжем (с 2005 - ин-т) философии, теологии и истории св. Фомы в Москве, издающим журналы «Точки» (с 2001) и «Символ» (с 2006) и выпускающим книги по истории и теологии в сер. «Bibliotheca Ignatiana». Резиденции И. существуют в Павлодаре (Казахстан), Бишкеке (Киргизия), Индуре (Белоруссия). На Украине действуют резиденция ордена во Львове и 3 прихода, окормляемые И. Ист.: Rostowski St. Lituanicarum Societatis Jesu Historiarum Libri Decem. P.; Brux., 1877; Письма и донесения иезуитов о России кон. XVII и нач. XVIII в. СПб., 1904; СбРИО. 1912. Т. 137 (по указ.); Relatio de evolutione et statu praesenti Societatis Jesu apud christianos ritus orientalis//Memorabilia Societatis Jesu.

http://pravenc.ru/text/иезуиты.html

XIV в. Новый этап внутренней борьбы в Арагоне и его средиземноморской экспансии приходится на правление кор. Педро IV Церемонного (1336-1387). Найдя формальный повод для разрыва вассальных отношений с дальним родственником, королем Мальорки, Педро IV объявил его непокорным вассалом, в 1343 г. высадил войска на Балеарских о-вах и окончательно присоединил эти владения, а затем и Руссильон к Арагонской короне. Попытки Педро IV провозгласить наследницей престола свою дочь Констанцию (сыновей у него тогда еще не было) вызвали возобновление т. н. унии и восстание знати Арагона и Валенсии, но король разбил мятежников при Эпиле (1348), отменил «Привилегию унии» и жестоко расправился с ее сторонниками в Арагоне и особенно в Валенсии, оказавшей ему упорное сопротивление. В течение мн. лет Педро IV воевал с кор. Кастилии Педро I Жестоким («война двух Педро», 1356-1369), поддерживая Энрике Трастамарского, сводного брата Педро Жестокого, в его борьбе за кастильский трон. Перевес в этой войне был за Кастилией, однако военные действия закончились сразу после гибели Педро I Жестокого и смены династии. В целом в XIV в. власть королей Арагона, особенно на недавно завоеванных в ходе Реконкисты территориях, заметно укрепилась. Этому способствовало и составление Педро IV «Установлений о дворе», где подробно описывались структура двора, права и обязанности должностных лиц. Хотя единых для всех владений Арагонской короны органов управления создано не было, получил развитие институт королевских наместников с адм. и судебными полномочиями (губернаторы, байлы, батлы). В Арагоне противодействие знати такой политике позволило сохранить неприкосновенной систему арагонских фуэро. Знать разных частей королевства не объединялась против короля, в частности, сеньоры графства Барселонского (с XIV в. принципат Каталония) поддерживали монарха. Кортесы Арагона, Каталонии и Валенсии собирались независимо друг от друга. В Леоно-Кастильском королевстве в кон. XIII - нач. XIV в., начиная с последних лет правления Альфонсо X Мудрого, часто происходили внутренние конфликты.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В общаге, конечно, приходилось заворачивать часов в 12 дня в кухню и перемывать небольшую горку посуды, но когда Саша привык, на это стало уходить совсем немного времени. Через неделю их совместного труда Саша с удивлением узнал, что бразильца зовут Жозе, а вовсе не Педро. Но Вовка, а следом за ним и Саша, звал его Педро, и тот откликался. Как не вспомнить русскому человеку «дона Педро из Бразилии, где в лесах много диких обезьян». Впрочем, странное имя очень скоро получило совсем другое объяснение. С самого начала было хорошо заметно, насколько бразилец с ними мягок и обходителен. Вовка над ним периодически подшучивал, иногда довольно грубо, но тому, похоже, это нравилось. Можно было только удивляться таким отношениям, пока бразилец как-то в припадке пьяной сентиментальности не ущипнул Сашу за мягкое место и не стал нашептывать по-португальски непонятные нежности. Словом, Педро оказался педерастом. Саша слегка встряхнул его за грудки, ляпнул что-то вроде “I’m not of your company” , и тот отстал. За Вовкой он все же слегка ухаживал, а тот отмахивался от него с шутливым гневом, если что-то такое замечал. Саша оставлял этот странный альянс без комментариев. Что ж тут поделаешь – Педро и Педро со всех сторон, будь ты хоть трижды Жозе. А если всерьез, Педро явно не стремился перетянуть их с Вовкой в свой колхоз – он жил какой-то своей особенной жизнью, периодически пропадал, иногда в самый неподходящий момент, и никогда ничего не объяснял. Вероятно, вся эта затея с Вовкиным саксофоном была нужна ему лишь как средство заработать на пропитание, пока он будет наслаждаться своей жизнью амстердамского гея. Вот он-то их и подвел. Тот день выдался, против обыкновения, ясным и солнечным, так что “дудеть” было одно удовольствие, да и туристов на улице было побольше. Как обычно, Саша пошел на следующий перекресток ближе к центру, а Педро – в противоположную сторону. Через час они должны вернуться к Вовке, а тот скомандует – или пошли кофе пить, или на сегодня уже хватит, или “еще малек подудим”.

http://azbyka.ru/fiction/russkij-amsterd...

— Фу, черт, да ведь это сеньор маэсе Педро! — воскликнул хозяин. — Стало быть, мы нынче вечером повеселимся. Мы забыли сказать, что у вышеназванного маэсе Педро левый глаз и почти половина щеки были заклеены пластырем из зеленой тафты, и это наводило на мысль, что вся левая сторона его лица поражена какой-то болезнью. А хозяин между тем продолжал: — Милости просим, сеньор маэсе Педро! Где же ваша обезьянка и раек? Что-то я их не вижу. — Они тут, близко, — отвечала верблюжья шерсть, — я потел вперед узнать, можно ли остановиться. — Да я бы самому герцогу Альбе отказал, а уж сеньора маэсе Педро пустил, — молвил хозяин. — Везите скорей и обезьянку и раек, нынче у меня такие постояльцы, которые посмотрят и раек и фокусы обезьянки и с удовольствием вам заплатят. — Вот и отлично, а цену я сбавлю, — подхватил пластырь, — пусть только оплатят расходы, я и тем буду доволен. Сейчас пойду схожу за тележкой с куклами и за обезьянкой. С этими словами он вышел за ворота. Дон Кихот немедленно обратился к хозяину с вопросом, кто таков маэсе Педро и что это за раек и обезьянка. Хозяин же ему ответил так: — Это знаменитый раешник, который уже давно разъезжает по арагонской Ламанче и дает представление, как славный дон Гайферос освободил Мелисендру, — должно заметить, что наши края не запомнят столь любопытной и столь ловко разыгранной историйки. Возит он с собой и обезьянку, да такую искусницу, каких редко можно встретить не только среди обезьян, но даже среди людей. Когда ее о чем-нибудь спрашивают, она со вниманием слушает, затем вскакивает на плечо к своему хозяину и, нагнувшись к самому его уху, шепчет ответ, а маэсе Педро сейчас же оглашает его. Кстати сказать, прошлое она знает лучше, нежели будущее, и хоть она и не всегда угадывает, а все-таки промахи у нее редки, так что мы все уверены, что в ней сидит черт. Если обезьянка вам ответит, то есть, я хочу сказать, если хозяин ответит за нее после того, как она пошепчет ему на ухо, то за свой вопрос вы должны уплатить два реала, — оттого-то считается, что у маэсе Педро денег куры не клюют.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Кроме того, во владения Карла входил Марсель — один из главных соперников Барселоны в торговле на западе Средиземноморья. И Арагон и анжуец считали Сардинию своим владением. И, наконец, стратегические интересы Карла в Тунисе сталкивались с планами Арагона. Хайме I умер в июле 1276 г., однако Педро не сразу смог заняться разработкой своих антианжуйских планов; вначале он должен был обеспечить сохранность своих границ. По завещанию Хайме I младший брат Педро, инфант Хайме, стал правителем Балеарских островов и Руссильона. Вступив в свои права, он провозгласил себя королем Майоркским и отказался признать старшего брата своим сюзереном. Лишь в январе 1279 г. Хайме, под угрозой высадки арагонского десанта, все-таки принес своему брату присягу вассала. К концу того же года Педро, подписав договор с гренадскими маврами, обеспечил сохранность своей южной границы. И, наконец, Кастилия вступила в долгую полосу гражданских войн между претендентами на наследство стареющего короля Альфонсо Х и не могла позволить себе проявлять враждебность к соседям. Итак, к 1279-80 гг. Педро мог, наконец, заняться сицилийскими делами. В 1280 г. он начал строительство флота, лишь немногим уступавшего в размерах армаде, которую Карл собирал у берегов Сицилии. Несомненно, к этому времени Педро уже поддерживал контакт с Византией, и значительная часть арагонского флота была оплачена византийским золотом. Как был установлен этот контакт? Чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с некоторыми сицилийцами, бежавшими к арагонскому двору после захвата острова Карлом Анжуйским. IX Сицилийские беженцы начали прибывать в Арагон начиная с разгрома Конрадина при Тальякоццо. Среди них были блестящий флотоводец адмирал Роже да Лаурия, выдающийся дипломат Рикардо Флангиери, адвокат Энрико Дэ Исения и, наконец, самый известный из них, доктор Джованни да Прочида. Он родился в Салерно в 1210 г., закончил знаменитый университет в своем родном городе и был назначен личным врачом императора Фридриха II. Его пациентами были также кардинал Джованни Орсини (будущий папа Николай III) и король Конрад. Король Манфред, высоко оценивший способности Джованни, назначил его канцлером. После гибели Манфреда Джованни принял сторону Конрадина. После поражения последнего Гогенштауфена пожилому врачу удалось бежать в Баварию, где он провел несколько лет. В Арагон он переехал вместе с семьей до 1275 г. Его преданность Гогенштауфенам была широко известна, и вскоре он стал доверенным лицом инфанта Педро и Констанции. А в 1276 г., после своего восшествия на престол, Педро назначил Джованни да Прочида канцлером Арагонского королевства.

http://pravmir.ru/rol-vizantijsko-aragon...

Не только «гуманистический стиль» сочинения Максимилиана Трансильвана, доставивший много забот его русскому переводчику, не только конкретное содержание сочинения, сколь оно ни было увлекательно, что отметили, но и чем ограничились публикаторы, подвиг Магеллана — вот, что захватывало! Воспользуемся прекрасными словами Стефана Цвейга в его книге «Подвиг Магеллана»: «…вместе с тщетно искомым в течение тысячелетий объемом земного шара — человечество впервые уяснило себе объем своей собственной мощи: огромность преодоленного пространства впервые помогла ему заново радостно и смело осознать собственное величие» . К какому времени относится русский перевод сочинения Максимилиана Трансильвана? Н. А. Казакова и JI. Г. Катуш- кина относили перевод к 20–м гг. XVI в. и связывали его с посещением русскими послами Испании в 1525 г. Но, принимая во внимание соображения, высказанные академиком М. П. Алексеевым в статье «Московский подьячий Я. Полу- шкин и итало–испанский гуманист Педро Мартир» , можно предложить чуть более раннюю дату. Из письма Педро Мартира (1457—1526 гг.) итальянскому архиепископу Хуану Руфо от 27 февраля 1523 г. выясняется, что Педро Мартир (д " Ангьера) познакомился в Вальядолиде с первым русским послом в Испании Яковом Полушкиным. Педро Мартир, официальный историограф Карла V, был лицом, поощрившим Максимилиана Трансильвана описать Магелланово путешествие, так сказать по свежему следу. Максимилиан Трансильван упоминает Педро Мартира в своем сочинении (это вошло и в русский перевод). Поскольку Н. А. Казакова и JI. Г. Катушкина установили, что перевод сочинения Максимилиана Трансильвана сделан с издания 1523 г., а Полушкин возвратился из Испании в Москву никак не позднее 1524 г., во всяком случае в самом его начале, то ясно, что он и привез сочинение Максимилиана Трансильвана, полученное из рук самого Педро Мартира. Это была новинка европейской гуманистической литературы, ставшая, как выясняется, известной в Москве в самом недолгом времени после ее появления. Но Педро Мартир знаком был не только с Магелланом, но и с Христофором Колумбом и Васко де Гама.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

3) Лента ордена шелковая муаровая, красного цвета, шириной 95 мм, носимая через правое плечо светскими лицами, архиереями и клириками носимая на шее. 4) Звезда ордена носится на левой стороне груди; при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается среди них согласно перечню орденов, указанному в ста­тье 3.3.2. 5) Планка ордена представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой красного цвета. В центре орденской планки расположена миниатюрная золотистая звезда ордена. Размеры планки ордена: 29х13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 6) Планка ордена может носиться на повсе­дневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена благоверного князя Александра Невского располагается согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 1.4. Знаки ордена второй степени: 1) Знак ордена представляет собой серебристый четырехконечный крест с расширяющимися концами и прямыми внешними сторонами, концы покрыты красной прозрачной эмалью. В центре креста золотистый круглый медальон с рельефным поясным изображением благоверного князя Александра Невского. Правая рука святого прижата к сердцу, в левой — меч. По сторонам, над плечами, стилизованная надпись: над правым плечом в две строки — СТЫЙ БЛАГОВРНЫЙ, над левым плечом в две строки — КЬ АЛЕАНДРЪ HEBCKIЙ. Вокруг медальона расположен красный эмалевый пояс с девизом «НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ», выполненным золотистыми буквами. В нижней части пояса помещены перекрещенные лавровые ветви. Между концами креста располагаются серебристые оливковые ветви о пяти листьях и трех плодах, черенками к центру. Знак посредством ушка, кольца и треугольной планки крепится к орденской ленте. На обратной стороне знак ордена имеет номер, зарегистрированный в Патриаршей наградной комиссии. Материалы: серебро, позолота, горячая ювелирная эмаль. Размер знака ордена: 60х60 мм. 2) Звезда ордена — восьмиконечная, образованная 8 группами серебристых лучей, окаймленных дорожками из металлических зерен. В центре звезды расположен золотистый круглый медальон с рельефной монограммой «АН» (Александр Невский) на белом эмалевом фоне. Вокруг медальона расположен красный эмалевый пояс с девизом «НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ», выполненным золотистыми буквами. В  нижней части пояса помещены перекрещенные лавровые ветви. На обратной стороне звезда ордена имеет номер, зарегистрированный в Патриаршей наградной комиссии. Материалы: серебро, позолота, горячая ювелирная эмаль. Размер звезды ордена: 80х80 мм. Крепление: булавка.

http://e-vestnik.ru/society/statut_orden...

— Меньшего я и не ожидал от неслыханной христианской доброты доблестного Дон Кихота Ламанчского, истинного заступника и помощника всех неимущих и обездоленных странных людей, а сеньор хозяин и достоименитый Санчо примут на себя обязанности оценщиков и посредников между вашей милостью и мною и установят, сколько стоят или, вернее, сколько могли стоить поломанные куклы. Хозяин и Санчо согласились, и маэсе Педро тотчас поднял с земли обезглавленного короля Марсилия Сарагосского и сказал: — Всякий подтвердит, что короля уже не воскресить, а посему, с вашего дозволения, я хотел бы получить за его смерть, кончину и успение четыре с половиною реала. — Дальше, — сказал Дон Кихот. — Вот за эдакую разрубку сверху донизу, — продолжал маэсе Педро, взявши в руки рассеченного императора Карла Великого, — не много взять пять с четвертью реалов. — И не мало, — ввернул Санчо. — Нет, не много, — возразил хозяин. — Я, как посредник, предлагаю: для ровного счета пять. — Дайте ему все пять с четвертью, — сказал Дон Кихот, — на четверть реала больше или меньше — итог нынешнего достопамятного бедствия от этого не изменится. Только кончайте скорее, маэсе Педро, пора ужинать, мне уже хочется есть. — За эту безносую и одноглазую куклу, которая прежде была прекрасною Мелисендрою, я прошу по совести два реала двенадцать мараведи, — объявил маэсе Педро. — Черт меня возьми, — сказал Дон Кихот, — если Мелисендра со своим супругом теперь уже, во всяком случае, не миновала границу Франции: их конь, казалось, не бежал, а летел по воздуху. Так что нечего мне всучивать кота за зайца и показывать какую-то безносую Мелисендру, меж тем как настоящая, если все благополучно, напропалую веселится теперь со своим супругом во Франции. Господь каждому воздает от щедрот своих, сеньор маэсе Педро, нам же надлежит ходить дорогой прямою и не кривить душою. А теперь продолжайте. Маэсе Педро, видя, что на Дон Кихота опять накатило и он взялся за прежнее, и боясь, как бы он не ускользнул от него, повел такую речь: — Уж верно, это не Мелисендра, а одна из ее служанок. Дайте мне за нее шестьдесят мараведи, и я почту себя удовлетворенным и щедро вознагражденным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010