Закрыть itemscope itemtype="" > Анатолий Гринденко: " Не переношу в церкви авторскую музыку " 18.03.2009 1332 Время на чтение 11 минут Владимир Шуляковский : Анатолий, честно говоря, меня всегда интересовал вопрос: почему ты стал заниматься древнерусским певческим искусством? Каким образом выпускнику московской консерватории по классу контрабаса, пусть даже увлеченному старинной музыкой и игрой на виоле да гамба, в середине 70-х годов вдруг пришло в голову заняться музыкой сугубо хоровой, духовной. Что для тебя здесь стало первым толчком? Анатолий Гринденко : Первого толчка, наверное, не было. Была серия маленьких событий, которые со временем превращались уже в более серьезные явления. Как ни странно важную роль в этом сыграла моя нелюбовь к хоровому пению. С детства не любил большие хоры. Но, повзрослев, где-то в классе восьмом, переслушал много архивных записей, получил определенный слуховой опыт. В.Ш. : Каких архивных записей? А.Г. : Григорианского пения, Гийома де Машо. Самым любимым вообще был Палестрина, особенно его " Месса папы Марчелло " . Еще один толчок, наверное, самый важный, это приход к Богу. Но не просто к Богу, а именно в Церковь. Путешествуя по мирам духовным, я пришел к тому, что под боком, к тому, что мы в свое время не особенно ценили - к нашему родному Православию. На взгляд со стороны оно тогда было, может, не совсем привлекательным. В церквах душно, странные запахи, какие-то кичевые занавески на иконах, тряпки, фотографии, светящиеся за престолом, электрические лампады, фальшивое завывание хоров, особенно солистов. Кажется, все должно отталкивать человека, воспитанного на прекрасных образцах европейского искусства. Поэтому самое удивительное - это почему я вообще все-таки пришел в Православие. Причем пришел со свойственным юношеству максимализмом, бросив светскую карьеру. На виоле да гамба ведь многие играли, а древнерусским пением всерьез никто тогда не занимался. В.Ш. : Неужели никто? А.Г. : Были хоры, например Капелла Юрлова, которые иногда пели знаменный распев, но как-то, очень стыдливо. " Херувимскую " даже в гармоническом виде они пели с закрытым ртом. Капелла Думка тоже пела духовную музыку с закрытым ртом, потому что органы госбезопасности могли посчитать это за религиозную пропаганду.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/18/...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2011 год Путеводитель по великопостным концертам Открывает этот парад национальных традиций хор донских казаков под управлением Петра Худякова (4 марта, Большой зал филармонии). Хор носит оригинальное немецко-русское название Bolshoi Don Kozaken («Казаки Большого Дона»), чему удивляться не стоит: ведь коллектив этот немецкого «разлива» и возник на основе знаменитого эмигрантского казачьего хора Сергея Жарова. Сейчас про тот первый казачий хор в России знают немногие, а в свое время это был коллектив-легенда. Он был основан молодым офицером Сергеем Жаровым в местечке Чилингари (недалеко от Константинополя) для поднятия боевого духа казаков Добровольческой армии Врангеля, эвакуированной в Турцию. Хор пережил годы скитаний, во время которых его участники, продолжая репетировать и выступать, работали то на спичечной фабрике в Болгарии, то на заводе во Франции. И только после прослушивания в одном из влиятельных венских концертных агентств коллектив получил широкую известность. После смерти Жарова в 1985 году хор распался на бессчетное количество групп. Это спровоцировало несколько судебных процессов за право называться Хором донских казаков, но такое право не досталось никому. Хор Bolshoi Don Kozaken, организованный в Германии Петром Худяковым — участником хора Жарова, является одним из наиболее крупных хоров, воспринявших традиции знаменитого коллектива. Кроме казаков, русское хоровое искусство в концертной афише великопостного периода представляют Певческая капелла Санкт-Петербурга, Московский синодальный хор, мужской хор «Древнерусский распев», мужской хор «Оптина пустынь», Академия хорового искусства им. В.С.Попова.Первые два коллектива «соревнуются» в концерте, названном «Исторические традиции русской хоровой школы: старейшие хоры России» (12 марта, Исаакиевский собор).

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/3/86...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2010 год ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ... Гордый Петербург с его колоннами, Адмиралтейской иглой, Александрийским столпом, прямыми проспектами и холмистая Москва с нарядным Кремлем, живописной путаницей улиц и бесчисленными куполами — даже внешние облики двух столиц противостоят друг другу. Вечный спор Петербурга и Москвы проник в искусство и науку, в стиль мышления и взгляды на жизнь. Не обошел он и богослужебное пение... В певческой практике сегодняшней Церкви петербургская и московская школы — два больших древа, а все остальные традиции представляют собой ответвления от них. Петербургская школа выкристализовывалась постепенно и свой окончательный облик, известный нам до сего дня, обрела только к середине XIX beka. Черты петербургского стиля — это простота мелодической линии, сухость, строгость звучания, безупречное соблюдение законов классической европейской гармонии, четкий симметричный ритм, преобладание немецко-итальянских мелодико-гармонических принципов над исконными русскими.Петербургская традиция родилась в Петербургской придворной певческой капелле (ныне Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга). Это старейшее отечественное профессиональное музыкальное учреждение было основано в 1479 году как хор государевых певчих дьяков, которые пели за богослужением в присутствии великого князя. Этот хор составляли лучшие певцы, которых государь собирал по всей стране. Во времена петровских церковных реформ в 1701 году он был переименован в Придворный хор, а в 1763 году — в Императорскую придворную певческую капеллу. В 1846 году при капелле открылись регентские классы. В 1917 году она была реорганизована в Государственную академическую капеллу имени М.И. Глинки и с этого момента вышла из рамок истории церковного пения. Первый директор капеллы — Дмитрий Бортнянский, ученик итальянского композитора Бальдассаре Галуппи — привнес в русскую церковно-певческую культуру итальянское влияние.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/6/75...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Дехтерёв, Дехтярёв] Степан Аникиевич (1766, слобода Борисовка Хотмыжского у. Белгородской губ., позднее Грайворонского у. Курской губ.- 23.04.1813, Москва), русский композитор, один из значительных мастеров хоровой музыки рубежа XVIII и XIX вв., продолжатель традиций школы Д. С. Бортнянского . Род. в семье крепостного крестьянина гр. Н. П. Шереметева. В 7-летнем возрасте музыкально одаренный мальчик был зачислен в графскую капеллу в подмосковном с. Кускове, где в те же годы пела его сестра Степанида, а позднее и брат Евдоким. В 1811 г. отец Д. Аникий благодаря труду своих детей повелением графа был полностью освобожден от оброка. Его дети получали образование в певч. школе при театре Шереметевых; занятия проводились по общим предметам, а также по муз. и театральному мастерству. Д. помимо уроков сольного пения учился игре на скрипке, фортепиано и гуслях. После ломки голоса Д. продолжал числиться в труппе театра, участвовал в драматических спектаклях, вел репетиционную работу с хором и оркестром. Для повышения уровня образования ему было разрешено посещать лекции по рус. словесности и иностранным языкам в Московском ун-те. Считается, что тогда же он брал уроки у Дж. Сарти , к-рый, по преданию, в 1790 г. возил Д. в Италию. С. Д. Шереметев, внук владельца крепостного театра, упоминал в мемуарах, что Д. некоторое время учился в Миланской консерватории ( Шереметев С. Д. Отголоски XVIII в. М., 1905. Вып. 10); документальных подтверждений этому нет. Шереметевская капелла на рубеже XVIII и XIX вв. по художественному уровню и мастерству намного превосходила др. хоровые коллективы Москвы и была сравнима лишь с с.-петербургской Придворной певческой капеллой . В репертуар крепостного театра Шереметевых включались оперы и балеты европ. композиторов А. Э. М. Гретри, Э. Р. Дуни, П. А. Монсиньи, Ф. А. Филидора; оркестр и хор исполняли произведения Й. Гайдна, Ф. Ж. Госсека, Сарти. В обязанности Д. входило редактирование и переложение для оркестра различных опер, кантат, симфоний, увертюр и дивертисментов (учитывая партии рогового оркестра) и сочинение песнопений для хора. Не являясь формально главным капельмейстером, Д. фактически определял репертуар капеллы, заботился о профессиональном уровне музыкантов, вел хоровые и оркестровые репетиции, исполнял роли (теноровые) в театральных постановках, дирижировал концертами и спектаклями. Впосл. управлял хором на богослужении в домовых церквах Шереметевых - Живоначальной Троицы в с. Останкине и Знамения на Шереметевом дворе близ ул. Воздвиженки в Москве. За годы работы в театре при Д. было поставлено не менее 75 опер рус. и европ. композиторов, хотя офиц. звание 1-го капельмейстера театра крепостной музыкант получил лишь в 1802 г. (Реестр на выдачу жалованья на 1802 г.// Левашев. С. 189).

http://pravenc.ru/text/171569.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ф. А. Иванов. Фотография. Нач. XX в. Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в., Задонский у. Воронежской губ.- 24.04.1920, Москва), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения. Благодаря незаурядным муз. способностям и сильному голосу в 9 лет был принят в церковный хор при Задонском мон-ре. Обучаясь в Задонском ДУ, написал неск. духовно-муз. сочинений, вошедших в певч. практику мон-ря. В 16 лет стал регентом монастырского хора. В 1870 г. поступил в Воронежскую ДС, в к-рой 5 лет управлял церковным хором, известным во всей епархии. В 1876 г. был приглашен в Варшаву архиеп. Леонтием (Лебединским ; впосл. митрополит Московский и Коломенский) на должность регента архиерейского хора. В этом качестве в короткое время добился больших успехов, участвуя в многочисленных духовных и светских концертах. Одновременно вел уроки пения в 3 жен. гимназиях, муж. прогимназии, кроме того, дирижировал в юнкерском уч-ще военным оркестром. При большой занятости окончил Варшавскую консерваторию с золотой медалью в 1880 г. и в том же году выдержал экзамен в Придворной певческой капелле на звание регента 1-го разряда. С 1881 г. по приглашению известного купца-меломана В. М. Рукавишникова И. управлял в Н. Новгороде его знаменитой капеллой, обучал церковному пению мальчиков, впосл. ставших регентами в нижегородских храмах и учителями пения в городских школах. Параллельно преподавал пение в нижегородском Мариинском ин-те. С 1886 г. проживал в Москве, в течение 3 лет был регентом бывш. Духовной капеллы Русского хорового об-ва, получившей название «Духовно-певческая капелла Ф. А. Иванова». В 1890 г. проводил занятия по духовному пению с хором студентов Московского ун-та, кроме того преподавал пение в Александровском ин-те, Ермоло-Мариинском уч-ще, 5-й гимназии. Был руководителем и учителем церковного пения частных московских хоров В. Н. Постникова, М. Н. Озерецковского, С. В. Васильева, Н. П. Быстрова, В. С. Галичникова. Управлял хорами рабочих при фабрике С. И. Прохорова и служащих Казанской железной дороги.

http://pravenc.ru/text/200493.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Русская богослужебная музыка XVIII-XX вв. 2600. Асмус М., диак.; Асмус Н. С. Диакон Сергий Зосимович Трубачев и его духовно-музыкальное наследие/М. В. Асмус , Н. С. Асмус//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 244– 247. 2601. Диксон Г. Из английских впечатлений о Русской Церкви и ее музыке/Пер. с англ.: Е. И. Коляда//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 231–237. 2602. Димитров С. Из истории русского церковного пения//ДМ. 1994. Вып. 1. С. 61–92. Рус. церк. музыка XVIII–XIX вв.: Петербургская капелла, московские композиторы. 2603. Духовская Т. Д. Придворный обиход и его влияние на современную церковно-певческую практику//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 532–538. 2604. Парийский Л. Н. Отношение П. И. Чайковского к вере и Церкви и его значение в русской церковной музыке//ВРЗЕПЭ. 1964. 45. С. 64–74; 46/47. С. 169–179. 2605. Парийский Л. Н. Памяти церковного композитора А. Д. Кастальского//ВРЗЕПЭ. 1965. 49. С. 46–54; 50. С. 116–127. 2606. Плотникова Н. Ю. Древнее церковное пение в переложениях прот. Петра Турчанинова//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 360–365. 2607. Плотникова Н. Ю. К вопросу о партесных гармонизациях знаменного роспева//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 231–234. 2608. Щуровская Н. А. Современная церковно-певческая традиция и нотные издания конца XIX – начала XX вв.//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 235–243. См. также 3131–3133. Церковная археология (храмы, святыни) См. также: Библейская история и археология 231– 239); Общая история Церкви 505–572); Литургика 2152–2284); Археография 2875–2878); История письменности. Палеография 2881–2891). 2609. Баталов А. Л. К вопросу о первой церкви Троицы на рву//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 75–81. 2610. Беляев Л. А. Археология русских монастырей и проблема их восстановления: Тез. докл. Прил.: Археология мон-рей христианского Востока//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 163–175. 2611. Воронов А. А. Богоявленский Троице-Сергиев монастырь в Московском Кремле: Проблемы эволюции планировки и застройки//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 56–74. 2612. Дмитриев В. В. Исследования инженерно-геологических условий памятников истории и культуры//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 177–195.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юбилей композитора А. Д. Кастальского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 18 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 Одна из важных и интересных сторон в жизни Регентской школы — это проведение различных музыкальных вечеров. Такие вечера являются дополнительной формой образования, они дополняют учебную программу, способствуя развитию творческого начала у учащихся. Вечера обычно приурочены к датам, связанным с жизнью композиторов, их юбилеям. Наряду с этим в Школе проходят тематические вечера, которые определяются интересами самих учащихся, например, к колокольному звону и др. Есть вечера, которые стали уже традиционными — это День памяти святых Жен Мироносиц, а также выпускные вечера смешанных хоров. В программе таких вечеров всегда участвуют несколько хоровых составов, а для кого-то выступление на вечере становится дебютом в качестве регента. Программа вечеров наряду с хоровыми произведениями включает ансамблевые и сольные номера или исполнение инструментальной музыки. Канвой вечера служит литературная композиция из повествования и стихов. Важной составляющей вечеров, всегда весьма индивидуальной, является художественное оформление аудитории, импровизированной сцены, зрительного зала, благодаря чему создается творческая уютная атмосфера. В последнее время в Регентской школе состоялись вечера, посвященные жизни и творчеству композиторов П. Г. Чес­нокова, М. И. Глинки, А. А. Ар­­хангельского, отца Сергия Трубачева. В 2006 году в музыкальном мире отмечался юбилей: 150 лет со дня рождения замечательного композитора А. Д. Кас­тальского. Эта тема нашла отражение в жизни Школы. Александр Дмитриевич Кастальский (16/28. XI. 1856, Москва — †17. XII. 1926) родился в семье священника Димитрия (†1891), последние годы своей жизни бывшего настоятелем Казанского собора на Красной площади. Будущий композитор закончил Московскую консерваторию, был учеником П. И. Чай­ков­ского, С. И. Танеева. С 1910 года был директором Московского синодального училища, пре­образованного в 1918 году в Московскую народную хоровую академию. Деятельность А. Д. Кас­тальского по управлению хором Синодального училища многогранна и необычайно активна. В музыкально-певческом отношении созданный им коллектив, как и Придворная Певческая капелла в Петербурге, считался лучшим церковным хором в России. В период его директорства в Синодальном хоре сформировался стиль московской школы духовного хорового творчества. С 1922 года А. Д. Кастальский был профессором Московской консерватории, деканом дирижерско-хорового отделения и заведующим кафедрой народной музыки. Среди учеников А. Д. Кас­тальского можно назвать Д. С. Василь­ева-Буглая, А. А. Давиден­ко, Н. Голованова и др.

http://pravmir.ru/yubiley-kompozitora-a-...

Том I • Том II. Книга 1 • Том II. Книга 2 • Том III • Том V • Том VI. Книга 1 • Том VI. Книга 2 • Том VII. Книга 1 • Том VII. Книга 2 • Том VIII. Книга 1 • Том IX. Книга 1. Часть 1 • Том IX. Книга 1. Часть 2 Содержание От научного редактора Степан Васильевич Смоленский и судьба его архива Воспоминания Глава I. Детство и школьные годы Глава II. Семья моего отца и друзья нашей семьи Глава III. Университет Глава IV. В суде (1872–1875) Глава V. Музыка в Казани в шестидесятых-семидесятых годах Глава VI. Н.И. Ильминский и моя служба в Казанской инородческой учительской семинарии Глава VII А. Москва. Консерватория Глава VII Б. Москва. Синодальный хор и училище церковного пения Прокурор А.Н. Шишков Синодальный хор Прокурор князь А.А. Ширинский-Шихматов [Ш2] Учебная часть Воспитательная часть Хозяйство училища и деятельность правления Определено: Глава VIII. С.А. Рачинский и Татево Глава IX. Придворная певческая капелла 1 января 1903 года 9 января года] 30–31 января года] 23 января 1904 года Приложения Приложение I. Памяти В.Н. Пасхалова Из «Воспоминаний» Памяти С.А. Рачинского Из частного письма Знакомство со старообрядцами Отрывок Значение современного старообрядчества для желающих изучить древнерусское церковное пение Приложение II Приложение III Каталог опубликованных работ С.В. Смоленского с данными о местонахождении сохранившихся автографов и подготовительных материалов Музыкальные переложения и сочинения Литографии     Впервые публикующиеся Воспоминания Степана Васильевича Смоленского можно поставить в ряд лучших русских мемуаров описываемого автором периода от 60-х годов XIX века до первых лет следующего столетия. Составители сознавали что этот текст по своему содержанию не может полностью вместиться в рамки данной тематической серии, хотя к проблематике духовной музыки самым непосредственным образом откосится большая часть Воспоминаний, прежде всего седьмая и девятая главы, посвященные Синодальному хору и училищу и Придворной певческой капелле (по объему примерно две трети мемуаров), а также фрагменты шестой главы, где рассказывается об опытах приобщения к церковному пению поволжских иноверцев. отдельные очень выразительные страницы казанских глав, главы о С.А. Рачинском и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРОПКИН Петр Дмитриевич (24.06.1724 - 7.02.1805, Москва), гос. деятель, автор песнопений. Из потомственных дворян Род. в семье рижского генерал-губернатора. До 1763 г. находился на военной службе: участвовал в Семилетней войне (1756-1763), отличился в бою под Кольбергом (ныне Колобжег, Польша). С 1765 г. сенатор. В 1769-1771 гг. возглавлял Главную соляную контору в Москве. С 25 марта 1771 г. осуществлял «надзирание за здравием всего города Москвы». С 1773 г. действительный тайный советник. С 1774 по 1786 г. в отставке. С 28 июня 1786 г. главнокомандующий (градоначальник) Москвы (с этого времени генерал-аншеф). При Е. был завершен ряд значительных построек: Мытищинский водопровод, здание Присутственных мест в Кремле, Пашков дом и др., были приняты меры по благоустройству города. За труды по управлению Москвой Е. был награжден орденом св. Владимира 1-й степени (1788). 19 февр. 1790 г. уволился с гос. службы. Е. посвящены повесть «Валерия» (М., 1773) и комедия «Добродетель, увенчанная верностью» (М., 1774) М. И. Прокудина-Горского. Сохранился портрет Е. (определение личности на картине принадлежит Б. А. Косолапову) работы неизвестного художника. Поэт Д. И. Хвостов написал «Стихи на смерть П. Д. Еропкина», к-рые были опубликованы в ж. «Друг просвещения» (1805. Ч. 2. 5. С. 99-101), а затем в нем. переводе в ж. «Konstantinopel und St. Petersburg, der Orient und der Norden» (St.-Pb.; Penig, 1806. Bd. 1. S. 107-110). По просьбе Е. Киевский митр. Самуил (Миславский) командировал А. Л. Веделя для устройства домашней капеллы московского главнокомандующего. Ведель руководил капеллой с 1788 по 1792 г. Капелла Е., согласно традиции екатерининской эпохи и статусу хозяина, должна была содержать не менее 60 певчих и оркестрантов, что сравнимо с числом музыкантов в капеллах Н. П. Шереметева, Г. И. Бибикова, В. Г. Орлова . Сохранились сведения, что Е. писал хоровую музыку. В «Каталоге певческой ноте» (1793) - описи нотной б-ки неизвестного владельца - упоминаются его хоры «О, дар небес неоцененный» и «Щастливые» с краткими мелодиями, в перечне имеется указание: «хор с музыкой» на 11 и на 12 голосов. Вероятно, это были торжественные славильные хоры типа кантат. Церковное песнопение Е.- «Слава Отцу и Сыну» (вероятно, гимн «Единородный Сыне».- Ред.) - помещено в объявлении о продаже нот в московском магазине Х. Б. Гене (Реестр о продаже нот 3//Моск. вед. 1797. 22. Л. 13-14). Скорее всего в продаже имелись рукописные списки песнопения, как это было принято в то время. В наст. время ни одно из муз. произведений Е. не найдено.

http://pravenc.ru/text/190223.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРОВ Федор Федорович (1756 (?) - 9.05.1821 (?), С.-Петербург), русский духовный композитор. Сохранившиеся данные о биографии М. весьма фрагментарны. С детства (по данным Ю. В. Смирнова, с 1765; см.: Рыцарева. С. 200) был певчим Придворного певческого хора (с 1796 - Придворная певческая капелла ). Согласно архивным выпискам Н. Ф. Финдейзена (хранятся в Науч. муз. б-ке им. С. И. Танеева МГК им. П. И. Чайковского), М. был сыном придворного певчего и в 1774-1797 гг. служил скрипачом при дворе в бальном оркестре, получая годовое жалованье 180 р. в 1776 г. и 220 р. в 1787 г. Управляющий капеллой Д. С. Бортнянский в записке президенту придворной конторы гр. Н. П. Шереметеву от янв. 1797 г. упоминает М. и В. А. Пашкевича как «находящихся в должности учителей пения» (по-видимому, они занимались с малолетними певчими; см.: Рыцарева. С. 193-194); тем же годом датирован указ о назначении жалованья М. как сверхштатному учителю пения при дворе (РГИА. Ф. 468. Оп. 1. Ч. 2. Ед. хр. 3913). Как учитель пения капеллы (7-й класс по табели о рангах) М. указан в материалах А. Е. Хомутенко (на 1 янв. 1802 и на 1 янв. 1812) и в «Месяцеслове с росписью чиновных особ» с 1801 по 1821 г.; вероятно, он занимал эту должность до самой смерти. Похоронен на Смоленском кладбище в С.-Петербурге. Указанный в изд. В. И. Саитова «Петербургский некрополь» (СПб., 1912. Т. 3. С. 14-15) год смерти М.- 1826 - не согласуется с данными из других источников и, по-видимому, ошибочен. После смерти М. по ходатайству Бортнянского его вдове Анне Васильевне выплачивалась пенсия ( Лебедева-Емелина. С. 649). Единственное известное в наст. время сочинение М.- Задостойник Пасхи - вошло в репертуар капеллы, а затем и мн. церковных хоров в России. Его 1-я часть, «Ангел вопияше»,- трио 2 дискантов и альта с пластичной мелодией, переходящей от верхних голосов к нижним (A-dur, размер 3/4); 2-я часть, «Светися», написана для 4-голосного смешанного хора в характере марша (D-dur, размер 4/4). Существуют переложения всего песнопения для различных 3-голосных составов, в т. ч. транспонированные в G-dur. Указанные в «Кратком каталоге духовно-музыкальных сочинений магазина товарищества «Нотно-книжное дело»» (СПб., С. 11) др. сочинения М.- «Отче наш» и «Иже херувимы» D-dur - возможно, были напечатаны в приложении к ж. «Музыка и пение», в наст. время не найдены.

http://pravenc.ru/text/2561480.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010