Синтетический подход к наследию преподобного Максима позволяет с новой силой доказательности утверждать его верность традиционному для церковных писателей евхаристическому реализму. В богословском аппарате логологии преподобного Максима выделено понятие «логоса события». Это богословское понятие особенно важно при осознании таинства святой Евхаристии. Здесь логос события Таинства состоит в замене логоса предложенных вина и хлеба на логос тела и крови воплощенного Логоса, точнее на Сам воплощенный Логос в единстве Его двусоставной богочеловеческой природы. Источники и литература 1. Völker W. Maximus Confessor als Meister des geistlichen Lebens. Wiesbaden, 1965. 2. St. Maximus the Confessor. The Ascetic Life. The Four Centuries on Charity/Transl. by P. Sherwood. Westminster, 1955. 3. Тунберг Л. Символ и таинство в богословии св. Максима Исповедника /Пер. М. В. Чернышева, под ред. М. М. Кедрова//Страницы. М., 2000. 5. В. 4. С. 507–527. 4. Steitz G. E. Die Abendmahlslehre des Maximus Confessor//Jahrbuch für deutsche Theologie. 1886. 11. P. 229–238. 5. Lampen V. De Eucharistie-leer van S. Maximus Confessor//Studia Catholica 2. 1926. P. 35–54. 6. Bornert R. Les Commentaries Byzantins de la Divine Liturgie du VII e au XV e siecle. Paris, 1966. 7. S. Gregorius Theologus. Oratio XXIX. PG 36. 8. S. Maximus Confessor. Ambiguorum liber. PG 91. 9. S. Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium. TLG. 10. S. Maximus Confessor. Epistola II. PG 91. 11. Преп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб., 2007. 12. Balthasar H. U., von. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus’ des Bekenners. Zweite, völlig veränderte Auflage. Einsiedeln, 1961. 13. Thunberg L. Microcosm and Mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor. Chicago, 1995. 14. Cooper A. G. Maximus the Confessor on the structural dynamics of Revelation//Vigiliae Christianae. 2001. 55(2). P. 161–186. 15. Лурье В. М. История византийской философии. СПб.: Аксиома, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Погода была холодная. Принял Барка, Рухлова и Енгалычева. Сегодня подписал указ об увольнении Маклакова и о назначении кн. Щербатова на его место. В 6 час. принял Кедрова, возвратившегося из командировки на английский флот. После обеда поехали на панихиду в Павловск. Было все семейство. По случаю дня рождения Анастасии назначил ее шефом 148 пех. Каспийского п. 6-го июня. Суббота. В 11 час. принял гр. Фредерикса и затем Горемыкина. Завтракали в 12 1/2. К 2 час. прибыл с Ольгой, Татьяной и Мари в Павловск к панихиде. После нее гроб был перенесен вниз и поставлен на лафет. Проводил шествие до угла дворца и возвратился в Царское. Погулял. В 4 ч. отправились в город. Мама и остальная часть семейства ожидали прихода траурного поезда, кот. подошел через десять минут. Шествие направилось мимо собора Семеновского полка по Гороховой, по набережной Фонтанки, через Марсово поле на Троицкий мост. В крепость пришли в 7.10. После панихиды вернулись в Ц. С. в 8 1/2 час. довольно усталые. После обеда с Саблин[ым] (деж.) читал. 7-го июня. Воскресенье. Холодный день с грозой и ливнями. Был у обедни без Аликс. Погулял с Ольгой и Мари; последняя прыгнула с поклонной пристани в воду. К чаю приехала Элла. Занимался до 7 1/2. Вечером покатался с О[льгой], Т[атьяной] и М[арией] в моторе. 8-го июня. Понедельник. В 10.10 отправился с Эллой, О[льгой], Т[атьяной] и М[арией] в город прямо в Петропавловский собор. Заупокойная литургия и отпевание продолжались два с половиною часа. Грустно было смотреть на т. Ольгу, Мавру и в особенности на бедную Татьяну Конст[антиновну], когда опускали тело Кости в могилу! Завтракали у Мама. Вернулись в Царское Село в 4 часа. Покатался с Алексеем на прудах. День стоял хороший. В 6 час. принял Щербатова с первым докладом, затем Григоровича. Обедали: Элла, Мария Павловна и Дмитрий. Занимался вечером. 9-го июня. Вторник. В 9 1/4 поехал в город на пристань и на катере к Балтийскому заводу. Обошел почетный караул от гардемарин Мор. Корпуса и поднялся на кр. “Измаил” по 107 ступеням. Затем вернулся в палатку, где были собраны министры и послы. Через 1/4 часа плавно и величеств[енн]о спустился громадный “Измаил” и стал на два якоря посредине реки. Посетил лазарет завода, где было 77 раненых, шрапнельную и турбинную мастерские. Около эллинга подводных лодок сел в катер, обошел вокруг “Измаила” и пересел на яхту “Нева”. Григорович накормил отличным завтраком. В 3 1/2 ч. вернулся в Ц. С. Поиграл в теннис и покатался на прудах. В 6 ч. принял Сазонова. Обедали на балконе с Кедровым (деж.). Сделал [прогулку] в моторе с О[льгой], Т[атьяной] и М[арией] вокруг Баболова и Павловска. Вечером посидели с Григорием. Занимался после чая. День простоял прекрасный. 10-го июня. Среда.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

На страницах «Истории русской философии» архимандрит Гавриил перечисляет, кратко характеризуя философские труды каждого, имена ныне малоизвестных русских философов: А.С.Лубкина, П.С. Кондратьева, Ф.А.Надеждина, В.Н.Карпова, Ф.Ф.Сидонского, В.Н.Сбоева, И.А. Кедрова. Несомненным достоинством работы архимандрита Гавриила является собранный им систематизированный библиографический перечень литературы по философским наукам, в котором упоминается более 60 работ по философии, включая 10 учебных курсов, 15 наименований книг и статей по логике, а также исследования по «опытному душесловию» (психологии), естественному богословию, нравственной философии, эстетике, естественному праву. Даже простой перечень исследований по философии, приведенный архимандритом Гавриилом, позволяет предположить, что уже в начале XIX века в России шел интенсивный процесс становления самостоятельной философской школы. Шестую книгу своего исследования архимандрит Гавриил завершает обращением к своим современникам: «Торжественно просим всех любезнейших русских самомыслителей доставить нам их биографии и очерки или, по крайней мере, лучшие места из их сочинений, дабы издаваемая нами история русской философии была вместе и хрестоматиею наук философских» 15 . По выходе из печати работа архимандрита Гавриила получила доброжелательный отзыв. В журнале «Сын Отечества» за 1839 год в разделе «Очерк русской литературы за 1838–1839гг.» помещена содержательная рецензия. Автор ее отмечает как отрадное явление, «что учение Философии обратило на себя особенное внимание нашего просвещенного Духовенства» 16 . «Сочинение архимандрита Гавриила отменно порадовало образованную читающую публику, так как автор, «руководимый религиозным основанием и началом как беспристрастный притом эклектик, … кратко, но превосходно систематически излагает всю систему мышления человеческого» 17 . Работа архимандрита Гавриила дважды выходила из печати с исправлениями и дополнениями автора. В Научной библиотеке Томского университета хранятся оба издания. Судя по аккуратно вклеенным в первое издание листкам, написанным от руки, дополняющим историко-философский материал, который во втором издании содержится в печатном варианте, можно предположить, что вклейки и дополнения сделаны самим автором.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Из жертвователей в пользу братства деньгами, кроме уже упомянутых, многие делали единовременные пожертвования свыше ста рублей, а Л. Н. Петрова 10,000 р. Когда деятельность братства успела возбудить твердые симпатии к себе, начались и пожертвования в пользу братства по завещаниям. Укажем более значительныя: купца Л. И. Кононова (от душеприказчиков) 500 рублей, в 1880 году – Александрова 500 рублей, в 1881 году Е. К. Юшковой 11,913 рублей, вдовы чиновника М. А. Богомоловой 400 рублей, в 1882 году В. С. Похидошиной 154 рубля, в 1885 году протоиерея Парийского 300 рублей, в 1886 году К. М. Васильева 2,000 рублей, П. И. Кононовой 500 рублей, в 1887 году Н. И. Носова 300 рублей, в 1891 году П. Н. Демидова 5,000 рублей, в 1892 году Ф. Г. Солнцева 300 рублей. Пожертвования съестными припасами шли и идут главным образом от калашниковского купечества, а также и от прихожан, от которых преимущественно жертвуются и другие вещи и предметы. В зале приюта, рядом с главной иконой, помещены мраморные доски, на которых вырезаны имена главнейших деятелей братства, дабы призреваемые в приюте дети, молясь перед иконой, всегда имели в своей памяти имена главнейших своих благодетелей и не забывали молиться о них. На доске означены: священник Александр Васильевич Гумилевский († 1869 г.), Федор Васильевич Кудрявцев († 1869 г.), Василий Петрович Дондуков († 874 г.), Карл Иванович Менде († 1878 г.), Елизавета Карловна Юшкова († 1880 г.), Александр Павлович Резцов (f 1881 г.), Павел Егорович Ильинский († 1882 г.), Николай Иванович Русанов († 1882 г.), протоиерей Василий Матвеевич Маслов († 1891 г.), Петр Никитич Демидов, Ефим Феодулович Якунников и протоиерей Петр Иванович Кедров († 1893 г.). С особенной признательностью братство также вспоминает имена: А. И. Чебышевой, Е. Ф. Головиной, А. X. Баумгартена. При своих ежегодных отчетах братство приложило портреты особенно потрудившихся в его пользу деятелей: за 1892–93 год Е. Ф. Якунникова, за 1891–92 год протоиерея В. М. Маслова, в очерке двадцатилетия приюта – священника А. В. Гумилевская, в отчете за 1893–94 год – протоиерея П. И. Кедрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

659 и 661; 5) Ундольского XVIII в. писанный скорописью 299; 6) Типографская библиотека XVII в 269; 7) в Минее за октябрь полууставом XVIII в. хр. в архиве Святейшего Синода; 8) в сборнике служб, писанном полууставом XVIII в., хранящегося в архиве Святейшего Синода под 837. Относительно языка можно сказать, что он смешан новый с древним, но в общем хороший. В ЗМ имеется три службы святителю Гурию Казанскому. Служба под 4 октября (ЗМ_октябрь: 100–118) входила в дореволюционные издания миней, однако в архиве ЗМ имеются материалы, свидетельствующие о том, что составители ЗМ привлекали дополнительные материалы. Это было связано с тем, что во второй половине 1970-х гг. по докладу архиепископа Вениамина (Новицкого) Патриарх Пимен благословил совершать в первое воскресенье после 4 октября соборную службу всем Казанским святителям. Однако общей службы трем казанским святителям не было. В архиве ЗМ имеется письмо (от 13.02.1979) епископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы (Кедрова) на имя игумена Иннокентия (Просвирнина) с информацией, что общей Соборной службы Гурию, Варсонофию и Герману у него нет. К письму приложена машинописная копия службы святителям Гурию и Варсонофию, взятая из архива архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого). Этот текст является копией стандартной минейной службы, однако в нем имеются исправления, связанные с молитвами об императоре. В одних случаях слово «император» заменяется на «царь», а в других упоминание об императоре просто исключается. Составители ЗМ отметили, что в машинописном тексте содержится много грамматических и орфографических ошибок и, по всей видимости, не воспользовались им. Печатный текст ЗМ практически совпадает с текстом дореволюционных миней. В печатном тексте также сообщается о решении общего празднования трем казанским святителям, которое совершается в первое воскресенье, следующее после 4 октября. Служба Гурию и Варсонофию соединяется в этот день со службой Герману Казанскому, которая помещена в ЗМ под 6 ноября (ЗМ_октябрь: 118).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Женился Матвеев в 1947 г. Вспоминал: «В музыкальном училище был какой-то концерт, и Лида выступала. У нее было божественное лирико-колоратурное сопрано. Меня прямо током ударило…» Они провели вместе более полувека, на руках своей Лиды он и скончается. У них с Лидией Алексеевной — двое детей и три внука.    С 1952 г. Матвеев служил в Малом театре, где дебютировал в роли Незнамова в драме Н. Островского «Без вины виноватые». При этом Матвеев, вместе с В. Марецкой, Р. Пляттом и другими, посещал при ВТО творческую лабораторию М. Кедрова, ученика К. Станиславского. Играл много и ярко, за короткое время в Малом театре состоялось 11 премьер с его участием. В 1958 г. был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР. В кино дебютировал в тридцать три года — в музыкальной комедии режиссера А. Фролова «Доброе утро», в 1955 г. собравшую более 30 млн зрителей. Были фильмы «Дело «пестрых», «Восемнадцатый год» и другие, но первый фильм Матвеева, врезавшийся в зрительскую память, был, пожалуй, «Дом, в котором я живу» (реж. Л. Кулиджанов и Я. Сегель, 1958), где актер сыграл главную роль. Картина не только получила первый приз на Всесоюзном кинофестивале, но и пришлась по сердцу зрителям.   Это был период кинематографического подъема у Матвеева. Еще во время съемок кулиджановской картины он начал пробоваться в ленте, которая принесет ему прочную славу и закрепит имя актера в зрительской памяти — «Поднятая целина» (режиссер А. Иванов, 1959).   Годы спустя актер признался: «Я не мог отдать эту роль другому человеку, не мог " потерять " ее. Еще с мальчишеских лет, когда я впервые прочитал книгу Шолохова, Нагульнов стал любимым моим героем, образцом мужества и доброты, символом преданности идеалам революции. И как у каждого актера есть один, самый близкий и дорогой его сердцу образ, так и у меня был Макар Нагульнов». Трудно поверить, но практически одновременно с работой над ролью Нагульнова, этого взрывного, импульсивного, простого русского человека из романа М. Шолохова, Матвеев снимался в роли князя Нехлюдова в драме «Воскресение», по Л. Толстому. Но стоит ли удивляться творческой прозорливости мастера экранизации русской классики М. Швейцера, сумевшего рассмотреть в матвеевском типаже и такие, неожиданные для зрителя глубины?

http://ruskline.ru/opp/2022/03/09/evgeni...

48 Бубер М. «Хасидские предания». М.: Республика, 1997, с. 224–225. Хасидизм – народное духовное движение, возникшее внутри восточноевропейского иудаизма во второй четверти XVIII в., широко распространившееся в еврейском религиозном мире и существующее поныне. Многочисленные книги М. Бубера о хасидизме, и в особенности его пересказы хасидских преданий, ввели это духовное движение в современный культурный контекст. 50 Великий канон Андрея Критского . Понедельник. Песнь 9, тропарь 3: «Закон изнеможе, празднует Евангелие, писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша и все праведное слово: струпи твои, о душе, умножишася, не сущу врачу, исцеляющему тя». Русск. пер. Н. Кедрова (М., 1915 [репр. СПб: Сатис, 1992]): «Ослабел закон, не воздействует (бессильно) Евангелие, пренебрежено тобою все писание, пророки и всякое слово праведника – потеряли силу. Язвы твои, душа, умножились, так как не находится врача, тебя исцеляющего». 51 «Были бури, непогоды…» Баратынский Е. А. Полн. собр. стихотворений. Л.: Сов. писатель, 1989, с. 193. 54 См.: Сэйерс Д. «Царь приходит к своему народу». Русск. пер. Н. Л. Трауберг. Мир Библии, 1998, 5, с. 15–24. 55 Перевод с англ. по изд.: «God and man». London: Darton, Longman and Todd, 1971. 1-я публ.: альманах XPICTIANOC (Рига, 1998). Дополнено выдержками из ответов на вопросы по теме. 56 Поскольку в Библии «святость» – это прежде всего «отделенность», Бог «отделяет» себе во всей принадлежащей Ему вселенной еврейский народ как «удел», чтобы он исполнял заповеди и служил Ему – Единому Богу Израиля. В этом заключается смысл завета между Богом и еврейским народом, который поэтому называется народом избранным и святым ( Исх 19:3–8 ). См. также следующее прим. 57 Первый иерусалимский Храм, построенный Соломоном ( 3Цар 5–6; 7:13–51; 8 ; 2Пар 5:2–3 ), был задуман как единственный центр почитания Единого Бога. Внутренняя часть храма, называемая в Книгах Царств и Паралипоменон (двир – скорее всего это означает «сзади»), в других случаях – в Исходе, также в Книгах Царств и др. местах – называется Святое Святых -(кодеш хакодашим – собств. «наиболее отделенное»). Судя по всему, она получила это говорящее название тогда, когда значение слова «двир» забылось. В кодеш хакодашим Первого Храма был перенесен и установлен Ковчег Завета, (арон хабрит), прежде находившийся в скинии ( Исх 25:9–28:43 ). В Ковчеге Завета хранились скрижали с написанными на них десятью заповедями ( Исх 20; 34 ). Над крышкой, (каппорет), Ковчега Завета, между крыльями украшавших его золотых херувимов, постоянно пребывало Божественное присутствие,(Шехина) ( Исх 25:22 ; Лев 16:2 ). Прикасаться, приближаться и даже смотреть на Ковчег Завета считалось опасным для жизни (напр., Числ 4:15 ; 2Цар 6:6–7 ) ввиду его святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

По окончании смуты, город пережил быстрый подъём. В середине XVII века по числу жителей Вологда входила в пятерку самых крупных городов Русского царства . При Петре I город стал одной из главных государственных военных баз страны. Здесь хранилось военное и техническое снаряжение для строящихся кораблей, возводились суда для доставки припасов в Архангельск . От стен Вологодского Кремля начинался поход на Нюхчу, Повенец, Орешек, закончившийся победой русской армии над шведами. Вологда. Фотография с сайта airphotos.ru С основанием Санкт-Петербурга , с открытием морского пути в Европу через Балтийское море экономическое и торговое развитие Вологды замедлилось, на несколько десятилетий прекратилось и каменное строительство. В 1772 году город становится центром Вологодского наместничества, а в 1796 году - столицей обширной Вологодской губернии. Императрица Екатерина утвердила и план застройки губернского города Вологды. Хаотичная средневековая застройка заменялась четкой сетью прямоугольных кварталов. По этому плану Вологда развивалась почти до 1920-х годов. Заметно оживилась вологодская экономика с появлением в 1865 году на реке Вологде первых пароходов и с окончанием строительства железнодорожной ветки Ярославль -Вологда. В 1898 году железная дорога была проложена до Архангельска . В 1905 году стальная магистраль связала Вологду с Санкт-Петербургом и Вяткой . В годы революции и гражданской войны за счет беженцев, военных, миграции крестьян, численность населения города временами доходила до 60000 человек. Вологда пережила обе революции 1917 года относительно спокойно. Почти полгода здесь сохранялось двоевластие - параллельно действовала городская Дума и Совет. В 1918 году работали дипломатические миссии ведущих стран Антанты. Советская власть фактически установилась только в июне-июле 1918 года с приездом в Вологду комиссара советской ревизии М.С. Кедрова. С этим человеком связывают и первые политические репрессии. В сентябре 1937 года Вологда стала областным центром обширной области на севере СССР. В городе развивается промышленности, что требовало новых рабочих рук. К началу Великой Отечественной войны в Вологде проживало около 100 тыс. человек.

http://drevo-info.ru/articles/17400.html

Намеренные действия по спасению кого-либо вопреки опасности, были бы просто невозможны, если бы опасность не существовала или не сознавалась [Суинберн 2014, 325]. Иными словами, гибель несчастного оленёнка служит превышающему благу: она даёт информацию другим особям. С этим условием пересекается другое условие, так называемый аргумент от потребности в знании. Суинберн исходит из того, что относительно любого зла можно сказать: был какой-то момент в истории человечества, когда это зло произошло впервые. Тогда у людей появляется возможность корректировать в дальнейшем свои действия с учетом того знания, которое они получили благодаря случившемуся. Рассмотрим случай чьей-то травмы или гибели в аварии, который привëл к изменениям, предотвратившим возникновение сходных ситуаций (например, кто-то погиб в железнодорожной катастрофе, что привело к введению новой системы железнодорожной сигнализации, предотвратившей подобные случаи). Родственники погибшего в такой ситуации часто говорят, что, по крайней мере, он погиб (или пострадал) не напрасно. Они считают, что было бы бóльшим несчастьем, если бы его смерть была полностью бесполезной. Это благо для нас, если наш опыт не пропадает, а служит на благо другим, является средством получения другими такой пользы, которую они не получили бы никаким другим способом, что отчасти компенсирует этот опыт [Там же, 344]. Суинберн рассматривает и другие условия, позволяющие, чтобы существование зла было совместимо со всеблагостью Бога, в частности, такой параметр, как количество зла. По мнению Суинберна, существует количественный предел зла, которое Бог позволяет людям (и животным) причинять ради добра, которое оно делает возможным. С данной трактовкой теодицеи связано и понимание Суинберном проблемы свободы воли. Он уделяет этой проблеме значительную часть книги «Существование Бога», этой же теме целиком посвящена книга «Ум, мозг и свободная воля» (Mind, Brain, and Free Will, 2013). Суинберн считает, что наличие свободной воли позволяет людям делать существенный выбор, позволяет серьёзно и ответственно относиться к другим людям и к окружающему миру: …возможность помогать друг другу является для людей благом, но является ли также благом их возможность вредить друг другу? Я предполагаю, что да.

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

Квартет Н. Н. Кедрова-младшего в соборе св. Александра Невского в Париже: Н. А. Кириченко, М. Ганиотис, Н. Н. Кедров-младший, Ф. Бенузильо. Фотография. 50-е гг. XX в. Квартет Н. Н. Кедрова-младшего в соборе св. Александра Невского в Париже: Н. А. Кириченко, М. Ганиотис, Н. Н. Кедров-младший, Ф. Бенузильо. Фотография. 50-е гг. XX в. Нек-рые сочинения Н. Н.- старшего для литургии, в т. ч. новаторские («Во Царствии Твоем», «Святый Боже», «Хвалите Господа с небес», «Буди имя Господне» и др.), были изданы в Лондоне в составе «Нотного сборника православного русского церковного пения» (1962-1975) (т. н. Лондонский сборник). Значительная часть наследия Н. Н.- старшего остается неопубликованной. Впосл. творческие идеи квартета Кедрова развивали нек-рые бывш. его участники. 14 дек. 1940 г. в оккупированном нацистами Париже в зале «Гаво» состоялся концерт квартета, в состав к-рого вошли: Денисов (1-й тенор, руководитель квартета), Г. Г. Пашутин (2-й тенор), В. И. Браминов (баритон), Кайданов (бас). Прозвучали русские песни, сочинения русских и немецких композиторов-классиков. Этот состав, носивший в разные годы названия «Санкт-Петербургский вокальный квартет» и «Русский квартет», вел концертную деятельность до 1955 г.; его преемственность по отношению к довоенному квартету Кедрова стала предметом споров. Н. Н.- младший, незадолго до начала второй мировой войны вступивший во франц. армию и в 1940 г. интернированный нем. войсками, после 1945 г. возвратился в Париж и решил воссоздать квартет Кедрова. 10 февр. 1947 г. в Париже состоялось выступление квартета, в составе которого были: Н. Н.- младший (1-й тенор), Б. Б. Акиаров (2-й тенор), Н. А. Кириченко (баритон) и Б. А. Борисов (бас). 29 апр. того же года певцы дали в зале «Гаво» концерт по случаю 50-летия основания ансамбля. Возрожденный квартет Кедрова выступал почти 30 лет, до 1975 г. Состав коллектива неоднократно обновлялся: в разные годы в нем пели М. Ганиотис, Ф. Бенузилиев (А. Бенузильо), Р. Б. Броммер, П. А. Ф. Маэ (Маёф), братья А. В., М. В. и В. В. Циолковичи и др.

http://pravenc.ru/text/1684097.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010