В 1896 г. был приглашен управлять хором в Рыхловский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь . Ок. 1905 г. Черниговский и Нежинский еп. Антоний (Соколов) после посещения Рыхловского монастыря предписал направить монастырского регента для управления хором в черниговский Троицкий архиерейский дом. Л. Е. Проскура переехал в Чернигов и стал послушником Троицко-Илиинского монастыря. 9 марта 1912 г. был пострижен в монашество с именем Лаврентий. В 1914 г. рукоположен в диакона. 28 авг. 1916 г. в Свято-Успенском Елецком мон-ре Новгород-Северский еп. священноисп. Пахомий (Кедров : впосл. архиепископ) рукоположил его во иерея. Л. был регентом монастырского хора, уставщиком и ведал книгохранилищем. В 1918 г. возведен в сан игумена. С апр. того же года вместе с иером. Алипием (Яковенко) копал пещеры на одном из склонов Болдиной горы для подземных храмов и келий. Работы завершились в нояб. 1919 г., однако пещерный монастырь просуществовал только до нач. 1920 г., когда власти запретили проведение богослужений в подземных храмах. Несмотря на запрет, там проводились тайные богослужения, поэтому последовало распоряжение засыпать вход в пещеры. В том же году Троицко-Илиинский мон-рь был закрыт. Л. перешел на службу в Троицкий собор в Чернигове, к-рый функционировал как приходский храм. Нек-рое время, видимо, проживал в Киеве. По неподтвержденным сведениям, в 1923 г. был тайно пострижен в схиму схиигуменом Киево-Печерской лавры Гавриилом. Критически воспринял «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), однако формально не разорвал с ним канонического общения (имеются свидетельства, что во время служб Л. при поминовении митр. Сергия демонстративно закрывал уши руками). В 1928-1930 гг. был ближайшим помощником и по некоторым данным духовником Черниговского архиеп. Пахомия (Кедрова) до его ареста в 1930 г. В 1928 г. по определению экзарха Украины Киевского митр. Михаила (Ермакова) Л. был возведен в сан архимандрита. Летом 1929 г. после закрытия Троицкого собора он служил регентом-псаломщиком в Илиинском храме Чернигова.

http://pravenc.ru/text/2462433.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛУХОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Черниговской и Нежинской епархии, названо по г. Глухову Черниговской губ. 15 февр. 1923 г. определением Собора укр. епископов, по представлению Черниговского и Нежинского еп. Пахомия (Кедрова) епископом Глуховским и Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии, был назначен прот. Крестовоздвиженской ц. Чернигова Матфей Храмцов. Его хиротонию (после пострига в рясофор) 23 апр. того же года в Чернигове совершили еп. Пахомий, епископы Борзенский Николай (Могилёвский?) и Городнянский Никифор (Богословский). Через 9 дней церковная власть в Чернигове перешла в руки Александра (Мигулина), назначенного образовавшимся в это время в Киеве обновленческим Всеукраинским высшим церковным управлением (см. Обновленчество ) (канонический Черниговский архиеп. Пахомий был к этому времени удален с кафедры). Еп. Матфей (Храмцов) подчинился власти Александра и 1 мая того же года был направлен в Новгород-Северский для управления округом. В сент. 1923 г. еп. Матфей порвал с обновленцами, 12 февр. следующего года написал покаянное прошение Патриарху Московскому и всея России свт. Тихону . 20 февр. 1924 г. патриарх и Свящ. Синод, рассмотрев прошение еп. Матфея и рапорт Черниговского архиеп. Пахомия, постановили простить еп. Матфею грех временного уклонения в обновленчество и утвердить его на Новгород-Северском вик-стве Черниговской епархии. Глухов. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГБИ) Глухов. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГБИ) В 1923 г. правосл. жители Глухова послали представителя к Патриарху Московскому и всея России св. Тихону, прося принять их «под свое духовное водительство». Патриарх согласился и рекомендовал избрать кандидата во епископа. Таким кандидатом, предложенным патриарху, стал пребывавший на покое еп. Макарий (Опоцкий), бывш. викарий Новгородской епархии. Однако Святейший Патриарх, желая дать жителям Глухова твердого в исповедании Православия иерарха, утвердил Глуховским епископом по рекомендации Черниговского архиеп. Пахомия, жившего тогда в Москве, архим. сщмч. Дамаскина (Цедрика) . 18 нояб. 1923 г. в Москве, в храме в честь Донской иконы Божией Матери Донского мон-ря, архим. Дамаскин был хиротонисан во епископа Глуховского, викария Черниговской епархии. Хиротонию возглавил Патриарх Тихон, ее также совершали Черниговский архиеп. Пахомий и Ананьевский еп. сщмч. Парфений (Брянских) . Вскоре правосл. общины Нежинского и др. округов избрали еп. Дамаскина своим архиереем, и он был назначен временно управляющим всей Черниговской епархией. В янв. 1924 г. еп. Дамаскин приехал в Глухов и разослал по епархии копии своей ставленнической грамоты. Архиерей приступил к организации епархиального управления, викарных и благочиннических правлений.

http://pravenc.ru/text/165171.html

Пахомия (Кедрова) определил рукоположить архим. Матфея (Храмцова) во епископа Новгород-Северского и Глуховского, что подразумевало преобразование полусамостоятельного вик-ства в отдельную епархию. Архиерейская хиротония архим. Матфея состоялась 23 апр. 1923 г. После перехода Черниговской кафедры в нач. мая 1923 г. в ведение обновленческого «епископа» Александра Мигулина еп. Матфей признал его власть и возглавил Новгород-Северское обновленческое уездное церковное правление. С мая 1923 г. он служил в Успенском соборе в Новгороде-Северском, жил при соборе (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 188. Л. 2). В его ведении состояли Новгород-Северский и Глуховский уезды. В 1923 г. правосл. жители Глухова послали представителя к патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину), прося принять их «под свое духовное водительство». Первоначально духовенство Глухова наметило кандидатом на Глуховскую кафедру еп. Матфея (Храмцова) «при условии, что он не принадлежит к «Живой церкви»». Еп. Матфей согласился, заявив, что он лишь номинально будет считать себя Глуховским епископом. Однако патриарх Тихон выбрал др. кандидата. 18 нояб. 1923 г. в Москве он возглавил хиротонию архим. сщмч. Дамаскина (Цедрика) во епископа Глуховского, викария Черниговской епархии. 12 февр. 1924 г. еп. Матфей послал покаянное прошение патриарху, в к-ром писал, что с сер. сент. 1923 г. он не поминал обновленческих иерархов и вернулся к поминовению патриарха Тихона. 20 февр. 1924 г. патриарх и Синод постановили простить еп. Матфею грех уклонения в раскол и утвердить его на Новгород-Северской кафедре. Это решение было принято по рекомендации Глуховского еп. Дамаскина. В покаянном письме патриарху от 12 февр. 1924 г. Матфей подписался как «епископ Новгород-Северский и викарий Черниговской епархии»; благодарственное письмо патриарху Тихону в марте 1924 г. Матфей подписал уже как «епископ Новгород-Северский и Глуховский», т. е. тем титулом, который он получил при епископской хиротонии (Там же. Л. 3-6). Вряд ли это свидетельствует о восстановлении самостоятельной Н.-С.

http://pravenc.ru/text/2577759.html

(В Черниговской губ. находился значительный центр старообрядчества - Стародубье .) Первый уездный отдел братства открылся при Успенском соборе Новгорода-Северского, позднее возникли филиалы в Мглине, Новозыбкове, Стародубе, Сураже, в др. уездных центрах, где было распространено старообрядчество. 27 мая 1890 г. в новгород-северском Преображенском монастыре состоялось открытие правосл. братства во имя свт. Димитрия Ростовского. Оно также выполняло миссионерско-просветительские функции. 17 сент. 1916 г. вышел указ имп. мч. Николая II Александровича о назначении Новгород-Северского еп. исп. Пахомия (Кедрова), настоятеля черниговского Елецкого мон-ря, на новоучрежденное Стародубское викариатство , ставшее 1-м вик-ством Черниговской епархии. Еп. Пахомий был оставлен в должности настоятеля Елецкого мон-ря. Настоятель новгород-северского Преображенского мон-ря архим. Иоанн (Доброславин) был назначен на Новгород-Северское викариатство с сохранением должности настоятеля Преображенского монастыря. Хиротония архим. Иоанна состоялась 16 окт. 1916 г. В память о существовавшей в 1785-1797 гг. самостоятельной епархии Новгород-Северское викариатство получило статус полусамостоятельной епископии, о чем сообщалось в редакционной статье черниговского епархиального вестника «Вера и жизнь» (1917. 1. С. 82). За еп. Иоанном была оставлена должность председателя Новгород-Северского отделения Черниговского епархиального братства св. Михаила, кн. черниговского. Викарий осуществлял общее руководство Новгород-Северским церковно-училищным округом. Несколько раз в году проводились собрания депутатов от духовенства и церковных старост округа. Кроме того, в ведении викария до 1917 г. состояли приходы, входившие в общеепархиальный единоверческий благочиннический округ, центр которого сначала находился при Преображенском единоверческом соборе в Новозыбкове, в 1916-1917 гг.- при Успенском храме в посаде Климов Новозыбковского у. 15 февр. 1923 г. Собор укр. епископов по представлению Черниговского архиеп.

http://pravenc.ru/text/2577759.html

г. – кратковременный арест. г., 8 сентября – хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского. г. – кратковременный арест, дважды. 1926 г. –- арестован в г. Иваново-Вознесенске, осуждён к трём годам ссылки в Среднюю Азию. 1930–1931 гг. – епископ Сызранский. 1930 г. – арестован Сызранским ОГПУ, осуждён к трём годам концлагеря. 1934–1937 гг. – епископ Калужский и Боровский. г. – привлечён к следствию (без ареста). 1936 г. – архиепископ. 1937 г., 23 ноября – расстрелян вместе с группой духовенства и мирян Калужской епархии в г. Калуге. АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович), архиепископ Волынский и Житомирский. 1879 г., 2 марта – родился в г. Яранске Вятской губ., в семье священника. Брат архиепископа Черниговского Пахомия [Кедрова]. 1904 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1910 г., 2 июля – пострижен в монашество. 1910 г., 5 июля – рукоположен в иеромонаха. 1911 г. – ректор Волынской духовной семинарии в сане архимандрита. 1915–1922 гг. – епископ Острожский, викарий Волынской епархии. 1917–1918 гг. – участник Собора Российской Православной Церкви. 1920 г. – архиепископ. 1922–1926 гг. – архиепископ Волынский и Житомирский. 1922 г. – арестован и сослан в Узбекистан; вернулся из ссылки в г. Житомир. 1929 г. – арестован и сослан в г. Архангельск; в ссылке арестован и сослан в г. Бирск (Башкирия). 1937 г. – арестован в г. Бирске, расстрелян 27 ноября того же года. АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич), митрополит Ярославский 1854 г., 27 сентября – родился в с. Могилы Веневского уезда Тульской губ., в семье священника. 1871 г. – поступил в Тульскую духовную семинарию. 1881 г. – окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия; преподаватель латинского языка Ранненбургского духовного училища. 1881, 7 декабря – помощник смотрителя Скопинского духовного училища. 1885 г. – после смерти жены и потери сына пострижен в мантию; иеромонах. 1886 г. – инспектор Томской духовной семинарии; игумен. 1888 г. – ректор Иркутской духовной семинарии; архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

События гражданской войны заставили иеромонаха Дамаскина покинуть Киев и направиться в Крым. Здесь архиепископ Таврический Димитрий Абашидзе возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем живописного Георгиевского монастыря, который потом во время советско-германской войны был большевиками взорван вместе с размещенными там ранеными и эвакуированными. Вскоре после установления советской власти в Крыму архиепископ Димитрий и архимандрит Дамаскин были арестованы, сидели несколько месяцев в тюрьме и после суда были освобождены с высылкой за пределы Крыма. Одно из обвинений отцу Дамаскину было в следующим: как он смел, будучи «служителем культа», поступить куда-то на советскую службу. Отец Дамаскин полагал, что пастыри должны быть материально независимы от паствы. Конечно, такое мнение в отношении к моменту, повторяющему апостольские времена, было совершенно верным. Можно предположить, что случайная милость большевиков к подсудимым явилась не только в силу абсолютной невиновности подсудимых, но и за то, что они не эвакуировались за границу вместе с белыми. Высланные из Крыма, архиепископ Димитрий прибыл в Киев (где умер схимником Киево-Печерской лавры в 1943 г.), а отец Дамаскин отправился в Москву. Здесь в 1923 г. Святейший патриарх Тихон лично посвятил отца Дамаскина в епископа Глуховского, управляющего Черниговской епархией на время отсутствия заключенного архиепископа Пахомия (Кедрова). Деятельность епископа Дамаскина в Черниговской епархии была кратковременной, но кипучей. Даровитый проповедник и миссионер, смелый и энергичный, он большую часть времени проводил в поездках по городам и селам епархии. Вне ее он посетил и такие крупные центры, как Киев и Харьков. Всюду необыкновенный епископ совершает служения в переполненных храмах. Его неоднократно арестовывают в Чернигове. Выпущенный в первый раз из тюрьмы под большой праздник епископ служил всенощную. Измученный заточением и допросами, он не мог стоять и «муровал» сидя. В алтаре у него сделался сердечный припадок. Но это не помешало ему на другой день служить литургию. Всегда и везде, во всех условиях его первая радость, утешение и долг – Божественная служба, храмовая или келейная.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Контакт между церковными руководящими группами Украины на почве единого фронта против Сов[етской] власти они также приветствовали, санкционируя и почин и главенство в этом Всеукр[аинского] центра в Киеве под руководством Делиева. Мысль о пополнении кадров руководства организации тайно поставленными епископами они также одобряли […]. Они лишь настаивали на предварительном церк[овно]-админ[истративном] утверждении их м[итрополитом] Петром. М[итрополит] Петр, которому я сообщил мнение [епископа Парфения] Брянских, [архиепископа Николая] Добронравова, [епископа Амвросия] Полянского и [архиепископа Пахомия] Кедрова, согласился с ним» . Судя по рассказу Косткевича, благословение Местоблюстителя на новые епископские хиротонии давалось устное. Не все задуманные поставления удалось сразу осуществить, но монашеский постриг священника Василия Зеленцова и его рукоположение во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии было совершено уже в августе 1925 г. В результате именно епископ Василий сыграл в борьбе с лубенским расколом важнейшую роль. В сентябре 1925 г. митрополит Михаил вернулся из среднеазиатской ссылки и временно поселился в Москве . Такой выбор местожительства Экзархом Украины, очевидно, определялся воздействием власти. Возвращение его в Киев и возглавление им православных украинских епископов явно не отвечали ее интересам. Напротив, ОГПУ рассчитывало вовлечь митрополита Михаила в новый раскол в Москве, который уже несколько месяцев к тому времени готовил епископ Можайский Борис (Рукин). Епископ Борис, имевший крайнюю личную неприязнь к Патриаршему Местоблюстителю, пытался организовать в Москве свою «прогрессивную группу» из числа сторонников легализации Церкви на условиях ОГПУ. В этом он двигался в том же направлении, что и деятели лубенского раскола на Украине. Митрополит Михаил в принципе тоже не был противником церковной легализации, на чем рассчитывало сыграть ОГПУ. Кроме того оставался не разрешенным вопрос о титуловании митрополита Михаила. Сам он считал, что, как Экзарх Украины, он вправе уже именоваться «митрополитом Киевским и Галицким», а эмигрировавший митрополит Антоний (Храповицкий) право на этот титул давно утратил.

http://bogoslov.ru/article/1108065

Николая Святоши. Преосвященный приобрел образ святого, а также частицу его облачения. Согласно ведомости за дек. 1907 г., в Е. м. проживали настоятель-епископ, 13 монахов и 4 послушника. При мон-ре была открыта церковноприходская школа. Рядом с помещением странноприимницы при еп. Исидоре (Колоколове) братством св. Михаила была открыта б-ка с читальней. В помещении церковноприходской школы по воскресным и праздничным дням проходили религиозно-нравственные чтения. По просьбе Комитета по устройству XIV археологического съезда еп. Черниговский Антоний распорядился передать на выставку портреты архипастырей из Черниговского архиерейского дома. Такое же распоряжение по мон-рю отдал еп. Новгород-Северский Нестор. Кроме портретов на выставке было представлено большое количество предметов церковной старины. В 1908 г., во время археологического съезда, в Успенском соборе мон-ря проводились исследования древних фресок. В февр. 1912 г. на заседании Черниговского епархиального совета под председательством последнего настоятеля Е. м. Стародубского еп. Пахомия (Кедрова) было решено открыть в обители школу с общежитием для подготовки диаконов и псаломщиков. Д. Б. К. Архитектура По преданию, собор в честь Успения Пресв. Богородицы был построен одновременно с основанием мон-ря, ок. 1069 г., кн. Святославом Ярославичем. Первоначальная постройка была, вероятно, деревянной. Точное время строительства каменного храма остается неизвестным, он датируется только по косвенным признакам от кон. XI в. ( Холостенко Н. В. Архитектурно-археол. исслед. Успенского собора Елецкого мон-ря в Чернигове//Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1961. Т. 3. С. 67) до 2-й пол. XII в. ( Логвин Г. Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль. М., 1980. С. 85-86). Наиболее вероятной датой строительства представляются 10-20-е гг. XII в. ( Воробьева Е. В., Тиц А. А. О датировке Успенского и Борисоглебского соборов в Чернигове//Сов. Арх. 1974. 2. С. 98; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат.

http://pravenc.ru/text/189789.html

3 . Секция по религиозно-нравственному образованию и воспитанию выражает пожелание, чтобы в преподаватели Закона Божия в средних учебных заведениях были допускаемы наравне с лицами духовного звания и миряне, стоящие на одинаковом уровне специального богословского образования с первыми. 862 Протестовали против отмены Закона Божия и участники проходивших в 1917 году съездов духовенства и мирян. Для того чтобы представить себе, что происходило на этих съездах, приведем выдержку из рапорта епископа Пахомия (Кедрова) 863 о Черниговском съезде: Второй чрезвычайный епархиальный съезд духовенства и мирян вверенной мне епархии, происходивший с 9 по 11 августа сего года, между прочим, по вопросу о постановке Закона Божия в школе вынес следующую резолюцию: «С чувством жгучего стыда за русское христианское государство, с тяжелой болью за подрастающее поколение как оплот лучшего будущего обновляемой России и с живой ревностью о правде Божией как основе благоденствия, мира и счастья жизни человеческой съезд клира и мирян узнал о том, что преподавание Закона Божия для наших детей в школах всех типов Министерством народного просвещения признается необязательным с объявлением свободы выбора исповедания своей веры. Исходя из того положения, что религиозное чувство есть основное свойство души человеческой, Съезд с полным убеждением выносит следующие постановления: 1). Закон Божий как предмет просветительно-воспитательный обязателен для преподавания в школах всех типов. 2). Самое преподавание Закона Божия, программы и учебники должны быть преобразованы на началах разумной веры и живой любви к Богу. 3). Закон Божий как изложение правды Господней должен быть чужд сухости, отвлеченности, безжизненности и затуманенности лукавыми измышлениями человеческого разума. 6). При преподавании Закона Божия нужно главным образом выявлять положительное, основное учение Христа и Церкви, а не заниматься изучением отрицательных учений. 10). Главная задача Закона Божия в его преподавании – облагородить человека через просвещение ума светом Христова учения, волю силою духа Святого и очистить сердца любовью к Богу как к Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

7 августа члены Собора молились на панихиде по убиенном полгода назад митрополите Киевском Владимире (Богоявленском) . Известия о новых гонениях, о новых мучениках за веру многократно продолжали поступать в продолжение работы третьей сессии Собора. 8 августа святитель Тихон подписал послание всем верным чадам Православной Российской Церкви с призывом к всенародному молитвенно-покаянному подвигу во время предстоящего Успенского поста и особенно трех последних его дней. Послание в сильных выражениях говорило о грехе, тяготеющем над народом, как о источнике бед и страданий России. «Грех помрачил народный разум (...) разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу», привел к массовым кровопролитиям и страданиям невинных, к открытому гонению на Церковь Христову. Народ, «забыв об едином на потребу», прельстился «великим соблазном чувственных земных благ». Оставшиеся верными Церкви и Родине призваны, подобно древним ниневитянам, плакать о великих грехах Отечества, пока оно не погибло до конца 1219 . 10 августа комиссия во главе с архиепископом Кишиневским и Хотинским Анастасием (Грибановским) представила Патриарху составленный специально для этих дней чин покаянного моления, вскоре изданный в типографии и разосланный по церквам. А 12 августа Священный Синод принял постановление о назначении по церквам дней всенародного покаяния и молитвы об избавлении Отечества от великой смуты 1220 . Самый чин состоял из двух основных частей. Канон молебный Господу Иисусу в скорби и обстоянии был составлен дочерью петербургского протоиерея Екатериной Лебедевой. 26 июля он поступил из соборной канцелярии в VII отдел. Далее канон редактировали иеромонах Афанасий (Сахаров) и Б.А. Тураев 1221 . Вторую часть составляло последование литии, певаемое в нужди, скорби и обстоянии, заимствованное из Большого Требника и дополненное комиссией Богослужебного отдела, включавшей епископа Пахомия (Кедрова), иеромонаха Афанасия и Тураева. Это последование «ввиду обстоятельств настоящего времени» было одобрено отделом к употреблению по воскресным дням после вечерни и во время крестных ходов; включенные же в последование прошения на великой и сугубой ектениях предлагалось возносить на всех службах. Соответствующее заключение отдела было передано Соборному совету «на благоусмотрение и надлежащее распоряжение Священного Синода» еще 19 апреля 1222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010