Спасо-Запрудненский мон-рь (мужской, в Костроме, основан в XIII в., упразднен в 1764), Спасский мон-рь (мужской, в Галиче, предположительно возник в 1-й пол. XIV в., время упразднения неизвестно), Воскресенский мон-рь (мужской, в Солигаличе, традиционной датой основания считается 1335, но, вероятно, возник ок. сер. XIV в., упразднен в 1764), Авраамиева Верхняя пуст. в честь Собора Пресв. Богородицы (мужская, в с. Коровье Чухломского у., основана во 2-й пол. XIV в., упразднена в 1764), Авраамиева Ризоположенская Великая пуст. (мужская, в с. Озерки Чухломского у., основана во 2-й пол. XIV в., упразднена в 1764), Авраамиев Новозаозерский Успенский мон-рь (мужской, ныне с. Умиление Галичского р-на, основан во 2-й пол. XIV в., упразднен в 1773), Благовещенский Унорожский мон-рь (мужской, в с. Унорож Галичского у., основан, вероятно, в XIV в., существовал уже в нач. XV в., упразднен в 50-х гг. XVIII в.), Георгиевский мон-рь на р. Ноле (мужской, в с. Ст. Георгий Солигаличского у., основан, вероятно, в XIV в., существовал уже в нач. XV в., время упразднения неизв.), Рождественский мон-рь (мужской, ныне близ дер. Мелешино Галичского р-на, возник на рубеже XIV и XV вв., разорен в нач. XVII в. поляками, возобновлен как приходская церковь), Покровский мон-рь (женский, в Чухломе, существовал уже в 1-й пол. XV в., время упразднения неизв.), Спасская Александрова пуст. на р. Воче (мужская, ныне дер. Коровново Солигаличского р-на, основана в нач. XV в., упразднена в 1764), Никольский Кажиров мон-рь (мужской, ныне с. Кажирово Вохомского р-на, считается, что основан в 1423, упразднен в 1764), мон-рь во имя святых Космы и Дамиана (мужской, в Галиче, основан предположительно в 1-й пол. XV в., упразднен до нач. XVII в.), Васильевский Кесарийский мон-рь (мужской, в Галиче, предположительно основан в сер. XV в., упразднен в 1-й пол. XVIII в.), Никольский Староторжский мон-рь (мужской, в Галиче, основан ок. сер. XV в., в 1668 обращен в женский, закрыт в 1919), Ферапонтов Монзенский в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Лит.: Иноходцев П. [Корнилиево-Комельский мон-рь]//Собр. соч. выбранных из месяцеслова на разные годы. СПб., 1793. Ч. 10. С. 318-319; Корнильев мон-рь//Вологодские ГВ. 1839. 13. Ч. неофиц. С. 100-103; Ист. и стат. описание Корнилиево-Комельского монастыря, составленное в 1852 г. Вологда, 1855; Муравьёв А. Н. Рус. Фиваида на Севере. СПб., 1855. С. 25-63; Корнилиево-Комельский мон-рь Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1883. 1. С. 1-9; 2. С. 21-30; 3. С. 51-59; 4. С. 71-79; 5. С. 87-96; 6. С. 105-112; 8. С. 129-137; 9. С. 155-162; 10. С. 163-170; Открытие церковно-приходской школы в Корнилиево-Комельском мон-ре//Там же. 1889. 21. С. 380-381; Степановский И. К. Корнилиево-Комельский мон-рь// Он же. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 263-265; 400-летие Корнилиево-Комельского монастыря//Вологодские ГВ. 1897. 26. С. 6; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Корнилиево-Комельского Введенского муж. мон-ря: (Вологодской губ., Грязовецкого у.). М., 1897, 1900; Корнильево-Комельский Введенский мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 19045; Сойкин П. П. Корнилиев-Комельский мон-рь в Грязовецком у.//Православные русские обители. 1910. С. 81-82; Корнилиево-Комельский мон-рь//ИИАК. 1915. Вып. 59. С. 178-179; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 280-300; Кожевникова Н. А. Закрытие мон-рей в Грязовецком у.//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 85-88; Седов В. В. Собор и колокольня Корнильево-Комельского мон-ря: Утраченные памятники архитектуры XVI в.//ИКРЗ, 1993/1994. С. 102-109; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 244-246; Зырянов П. Н. Рус. мон-ри и монашество в XIX и нач. ХХ в. М., 1999; Кукушкина М. В. Книга в России в XVI в. СПб., 1999; Сергеев А. Г. Житие и устав св. Корнилия Комельского как ист. источник: АКД. СПб., 2001; он же. Б-ка Корнилиево-Комельского мон-ря: Проблемы реконструкции//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 477-492; Щапов Я. Н. Монашество на Руси в XI-XIII вв.//Монашество и мон-ри в России, XI-XX вв.: Ист. очерки. М., 2002. С. 13-24; Шамина И. Н. Из истории вологодских монастырей: Состав насельников//Отеч. история. М., 2003. 1. С. 141-148; она же. Мон-ри Вологодского у. в XVI-XVII вв.: Землевладение и организация хозяйства: Дис. М., 2003; Кузьминых А. Л., Старостин С. И. Спецлагеря для бывш. военнослужащих Красной армии, находившихся в плену и окружении противника//Российская история. М., 2010. 3. С. 48-53; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей, XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

Лит.: Владиславлев В. Ф., прот. Краткие ист. сведения о мон-рях и более замечательных церквах г. Твери//Памятная кн. Тверской губ. на 1863 г. Тверь, 1863. Отд. 3. С. 73-118; Матвеев В. Описание тверских древностей с очерком г. Твери и Оршина мон-ря. М., 1878; Добровольский И. И., сост. Тверской епархиальный стат. сб. Тверь, 1901; Веригин Е. А. Оршин Вознесенский мон-рь: Ист. описание. Тверь, 1913; Справ. кн. по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914; Христофоров В. Тучи над памятником//Смена: Газ. Л., 1967. 125. С. 2-3; Звонарёва Т. Пять столетий над ним прошумело//Ленинское знамя: Газ. 1969. 3. С. 2-3; Сверкунов Л. Ровесник старины седой//Калининская правда: Газ. 1982. 174. С. 4; Беляков В. Оршинский мон-рь: Прошлое и настоящее//Ленинское знамя. 1992. 101. С. 4; Ротермель Б. Н. Оршин-Вознесенский мон-рь//ДОМовой. Тверь, 1993. 1. С. 30-31; он же. Инженер Богомолов//Записки тверских краеведов. Тверь, 2005. Вып. 5. С. 49-57; Попов Г. В. Древнейший рус. лицевой проскинитарий//Иерусалим в рус. культуре. М., 1994. С. 86-99; Вознесенский Оршанский жен. мон-рь. Пос. Орша//Рус. мон-ри: Центр. часть России. М., 1995. С. 168-173; Карпова А. Две родины матушки Иулиании//Вече Твери: Газ. 1996. 95. С. 5; Воробьёв В. М. Почитание редких Богородичных икон в Тверской епархии//Великое прошлое: Тр. науч. конф. Тверь, 1998. С. 108-110; Колокольный звон над обителью//Тверской мирянин: Газ. 2000. 23. С. 1; Степанов А. Святая обитель//Тверская жизнь: Газ. 2001. 239. С. 3; Крутова Ю. Вдали от мирской суеты//Там же. 2003. 227. С. 4; Оршин Вознесенский мон-рь//СПАМИР: Тверская обл. 2006. Ч. 2. С. 86-90; Спиридонова М. Женское возрождение: Оршин мон-рь как отражение духа времени//Тверская жизнь. 2010. 201. С. 4; Тверские клады: [Буклет]. [Тверь, 2011]; Вознесенский Оршин жен. мон-рь. [Тверь, 2013]; Феодоровская икона Божией Матери в Вознесенском Оршине мон-ре. Тверь, 2013; Салимов А. М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель, XII-XVI вв. Тверь, 2015. Т. 2. С. 356-382; Кутаков С. С. «...А те починки за монастырем»: Монастырская колонизация в Тверском у. XVI в.//Русский ист. сб. М., 2016. [Т.] 10. С. 152-157; Вознесенский Оршин мон-рь: Страницы истории. Тверь, 20172; Коншин Н. М. Оршин мон-рь: Древняя архимандрия. Сказание о найденных богослужебных вещах//Оршин мон-рь в трудах тверских исследователей XIX - нач. XX в. Тверь, 2017. С. 47-68; Митропольский А. А. Жизнеописание Савватия, подвижника Тверского и Оршинского//Там же. С. 7-46.

http://pravenc.ru/text/2581593.html

Иоанникий (Вакарчук). Поблизости от мон-ря Рынкэчов находится мон-рь Горгану в одноименном селе. На его территории были расположены деревянная церковь (1744) во имя свт. Каллиника Черникского (в 1988 перенесена из с. Дрэгичешти) и часовня во имя исп. Иореста и св. Саввы. Мон-рь до 1996 г. входил в юрисдикцию Арджешской епископии. Настоятель - Иорест (Сума). Церковь прор. Илии мон-ря прор. Илии в с. Арефу. 1995 г. Церковь прор. Илии мон-ря прор. Илии в с. Арефу. 1995 г. В архиепископии основывается много новых мон-рей. Скит Драгославеле во имя вмч. Георгия расположен в 500 м к западу от одноименного села. Был построен в 1929 г. как резиденция для отдыха румын. патриарха. В 1949 г. румынский патриарх Юстиниан (Марина) перенес сюда из Борши деревянную церковь XVII в. В скиту Драгославеле, метохе Бухарестской архиепископии, подвизаются 3 монаха, администратор - архим. Павел (Тодерицэ). Мон-рь Страшного Суда, посвященный Св. Троице, расположенный в с. Йонешти в 7 км от г. Костешти, был построен на территории приходской церкви, рядом с основанным в 1707 г. скитом, ставшим впоследствии мон-рем Бутойул, к-рый после секуляризации монастырских имений был закрыт. В 1999 г. в Троицком мон-ре начато строительство кафоликона. Мон-рь пока не имеет братии, администратор - приходский священник с. Йонешти Корнелий Попеску. Мон-рь Антонешти расположен в 20 км от г. Куртя-де-Арджеш. Церковь, посвященная Рождеству св. Иоанна Предтечи, была основана в 1943 г. на участке, пожалованном Георгием Ербашу. В 1995 г. по инициативе еп. Арджешского Каллиника был образован мон-рь. Церковь была заново освящена 24 июня 2004 г. В мон-ре 3 насельницы, настоятельница - мон. Филофея (Влежу). Мон-рь во имя прор. Илии в с. Арефу был основан архиеп. Каллиником в 1995 г. 1 дек. 1998 г. был основан приписной к мон-рю Преображенский скит. Братию составляют 4 монаха, настоятель - иером. Виссарион (Приставус). Мон-рь Ведя (коммуна Ведя) в 29 км от Питешти был основан в 2007 г. при поддержке архиеп. Каллиника. Кафоликон посвящен Св.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Прп. Авраамия Галичского (Чухломского, Городецкого) хранятся под спудом в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление» в Покровском Авраамиево-Городецком муж. мон-ре; прп. Макария Писемского - под спудом в храме во имя прп. Макария Писемского Спасо-Преображенского Макариево-Писемского жен. мон-ря; прп. Никиты Костромского - под спудом в подклете Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора; прп. Пахомия Нерехтского - под спудом в Троицком соборе Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского жен. мон-ря; прп. Паисия Галичского - под спудом в Успенском соборе Успенского Паисиево-Галичского жен. мон-ря в Галиче; прп. Макария Унженского и Желтоводского - в раке в Макариевской ц. Свято-Троицкого Макариево-Унженского жен. мон-ря; прп. Тимона Надеевского - в раке в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Кафедральный собор Троицкий собор Ипатиевского мон-ря (1744-1834), Успенский собор (1835-1922), Ильинская ц. (1922-1929), Иоанно-Златоустовская ц. (1929-1964), ц. Воскресения на Дебре (1964-1991), Богоявленско-Анастасиин собор (с 1991). Монастыри Действующие Свято-Троицкий Ипатиевский мон-рь (мужской, в Костроме, основан предположительно в сер. или кон. XIII в., закрыт в 1919, возрожден в 1992), Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мон-рь (мужской, в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в 1350, упразднен в 1919, до 1928 существовал как приходская община, возрожден в 1991), Паисиев Галичский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (в с. Успенская Слобода близ Галича, основан во 2-й пол. XIV в. как мужской, в 1919 закрыт, в 1994 возрожден как женский), Пахомиев Нехретский Сыпанов во имя Святой Троицы женский (в с. Троица Нерехтского р-на, основан во 2-й пол. XIV в. как мужской, упразднен в 1764, возрожден как женский в 1992), Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь (мужской, в с. Борок Буйского р-на, основан ок. 1390, официально закрыт в 1919, но под видом сельскохозяйственной артели существовал до 1927, воссоздан в 2004), Спасо-Преображенский Макариево-Писемский мон-рь (в Макарьем Погосте Буйского р-на, основан в кон. XIV в. как мужской, упразднен в 1721, возрожден как женский в 1994), Богоявленско-Анастасиин мон-рь (женский, в Костроме, основан в 1426, закрыт в 1919, возрожден в 1990), Свято-Троицкий Макариево-Унженский мон-рь (в Макарьеве, основан в 1439 как мужской, в 1929 закрыт, возрожден как женский в 1993), Знаменский мон-рь (женский, в Костроме, основан в 1993), Свято-Успенская Тетеринская пуст. (женская, в с. Тетеринском Нерехтского р-на, открыта в 1993), Домнинский мон-рь во имя св. царственных страстотерпцев (женский, в с. Домнине Сусанинского р-на, основан в 2004). Упраздненные

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» свияжского Иоанно-Предтеченского мон-ря. 1898–1906 гг. Архит. Э. Д. Малиновский. Фотография. 2009 г. Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» свияжского Иоанно-Предтеченского мон-ря. 1898–1906 гг. Архит. Э. Д. Малиновский. Фотография. 2009 г. Упраздненные: казанский Троице-Сергиевский мон-рь (муж., в Казани, основан в 1553, упразднен в 1764), свияжский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., в Свияжске, основан ок. 1553-1554, был приписан к казанскому Троице-Сергиевскому монастырю, упразднен в 1764), казанский Преображенский монастырь (муж., в Казани, основан в 1555, закрыт в 1918), тетюшский во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких мон-рь (муж., близ г. Тетюши, основан в 1589, сожжен в нач. XVII в.), тетюшский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (муж., близ г. Тетюши, основан в кон. XVI в., в 1646 приписан к Новоспасскому московскому муж. мон-рю ), казанский во имя Св. Троицы Феодоровский мон-рь (в Казани, открыт как мужской в кон. XVI - нач. XVII в., ранее 1607, с 1900 женский, закрыт, вероятно, в 1929), Боровецкий в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь (муж., на месте с. Боровецкого, ныне в черте Набережных Челнов, основан в нач. XVII в., разорен в 60-х гг. XVII в.), Ураевский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., в с. Урай (ныне Троицкий Урай) Рыбно-Слободского р-на, основан в нач. XVII в., упразднен в 1764), елабужский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., при устье р. Тойма, близ Елабуги, основан между 1616 и 1638, упразднен в 1764), Болгарский в честь Воскресения Христова мон-рь (муж., на Эдемском о-ве близ г. Болгар, основан ок. 1620, упразднен в 1700), казанский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (жен., в Казани, основан в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1764), Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мон-рь (муж., на берегу оз. Ср. Кабан (ныне в черте Казани), основан в 1655, с 1764 заштатный, в 1789-1918 являлся загородным архиерейским домом, закрыт в 1919), казанский в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 367; [Протопопов Я. Е.] О Космине мон-ре и Золотниковской пуст.//Владимирские ГВ. 1842. 8. С. 34; Миловский М. Козьмин мон-рь//Там же. 1848. 24. С. 135-137; Тихонравов К. Н. Замечательное Евангелие в Козьмине мон-ре//Там же. 1855. 1. С. 7; Владимирский сб.: Мат-лы для статистики [и др.]/Сост.: К. Н. Тихонравов. М., 1857. С. 116; С(ервиц)кий [А. И.]. Космин мон-рь и училище при нем: Из путевых записок//Владимирские ЕВ. 1870. 5. С. 206-210; Горчаков М., свящ. О земельных владениях Всерос. митрополитов, патриархов и Св. Синода (988-1738 гг.). СПб., 1871. С. 224; Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществе и доходах наших мон-рей. СПб., 1876. С. 71, 78, 240, 245 (То же: Рязань, 2010); Павлинский Ф. Краткая история Космина мон-ря//Владимирские ЕВ. 1883. 9. С. 257-260; Извольский Н., свящ. Приложение к краткой истории Космина мон-ря Владимирского у.//Там же. 1886. 18. С. 479-489; [Конобеевский И. А.] (псевд.: И. А. К.-С.). Прп. Косьма и Яхромский мон-рь//Рус. паломник. 1894. 9. С. 129-130; [Косаткин В. В.] Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 109-114; Николай Михайлович, вел. кн. Русский провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 438; Водарский Я. Е. Церковные орг-ции и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.//Ист. география России XII - нач. XX в. М., 1975. С. 70-94; Трофимова Н. Н. Лицевой покров Козьмы Яхренского [Яхромского]//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 426-430; Справ. по фондам Гос. архива Владимирской обл. Владимир, 1979. С. 50-51; Николаева Т. В. Икона-мощевик Успенского Козьмина мон-ря на р. Яхроме//ПКНО, 1979. Л., 1980. С. 326-336; Щенникова Л. А. Богоматерь Яхромская: Визант. прототип и рус. иконы XIV-XVII вв.//РиХВ. 1997. Т. 1. С. 49-63; она же. Святыни и древности Яхромского Козьмина мон-ря//Макарьевские чт. М., 2000. Вып. 7: Мон-ри России: Мат-лы VII Рос. науч. конф., посвящ. памяти свт. Макария. С. 165-176; она же. Свято-Успенский Яхренский Козьмин мон-рь - первая обитель игум. Митрофана (св. еп. Воронежского)//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 276-283; она же. Образ прп. Космы Яхренского в лицевом шитье и на иконах//Кадашевские чт. М., 2014. Сб. 15. С. 246-265; Голубинский. Канонизация святых. 1998. С. 151, 443-445; Ефимова А. И. Успенский Козмин мон-рь на р. Яхрени в док-тах XV-XVIII ст.//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 247-254; она же. Икона «Прп. Косма Яхренский с монастырем» из Владимиро-Суздальского музея//Там же. 2003. Вып. 7. С. 178-183; Св.-Успенский Космин мон-рь в с. Небылое: Старинные фотографии/Космин мон-рь. [Б. м.], 2008; Настоятели Космина Яхренского Св.-Успенского мон-ря XIV - нач. XX в./Сост.: А. В. Кукушкина, Ю. В. Фомин, Л. А. Щенникова. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

Монастырь Нэстурелу Монастырь Нэстурелу Церковь свт. Николая Чудотворца мон-ря Комана. 1854 г. На территории епископии действует ряд мон-рей, большей частью новых. Мон-рь Плэвичени в с. Дуду, известный также как Алунишул, был основан господарем Матеем I. Строительство было завершено 2 мая 1648 г. на средства Драгомира Добромиреску, сына вел. бана Крайовы Добромира, и Елены, дочери Раду, ключника из Брынковени, близкого родственника Матея I. Среди игуменов мон-ря известен Иеремия Какавела, учитель молдав. господаря Дмитрия Кантемира. Мон-рь сильно пострадал от землетрясения 1802 г. и через несколько лет был закрыт. В 1820 г. приходская церковь Плэвичени стала метохом церкви Крецулеску (Бухарест). Мон-рь был возобновлен в 2002 г., братию составляют 10 монахов, настоятель - протосинкелл Феоктист (Молдовану). Мон-рь во имя вмч. Пантелеимона в Силиштя-Гумешти расположен в 30 км от г. Рошиори-де-Веде. В 1754 г. боярин Раду Штирбей пожаловал место для основания скита. В 1945 г. скит был уничтожен, на его месте построены казармы воинской части. 18 дек. 1995 г. эти строения были переданы вновь основанному мон-рю. Кафоликон во имя вмч. Пантелеимона находится в стадии строительства, богослужения совершаются в часовне во имя свт. Иоанна Златоуста. Монастырь приобрел известность в 2004 г. благодаря мироточению многочисленных икон и стал местом паломничества. Подвизаются 15 монахов, настоятель - протосинкелл Антоний (Лицэ). Мон-рь Адэмешти в 6 км от Александрии был основан в 1991 г. епископом Арджешским Каллиником (Аргату) и функционировал в качестве жен. мон-ря до 1996 г., когда был закрыт. В 2002 г. еп. Галактион открыл мон-рь как мужской. Церковь мон-ря посвящена Рождеству Пресв. Богородицы, часовня - св. Иоанну Русскому. В мон-ре - 5 монахов, игумен - иером. Фанурий (Бельдиман). Мон-рь Брынчени в 39 км от Александрии был основан в 1998 г. Церковь мон-ря посвящена Рождеству св. Иоанна Предтечи. Мон-рь окружен стенами с высокой колокольней, на его территории находятся кельи и трапезная.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

В архиепископии открыты также новые мон-ри: муж. скит Лакул-Фрумос в с. Пляша в коммуне Влэдешти (1994-1997); жен. мон-рь Боя в с. Греблешти в коммуне Кыйнени (2008); муж. мон-рь Грую-Лупулуй в одноименном селе в коммуне Раковица (2009); жен. мон-рь Блэною в одноименном селе в коммуне Раковица (2010); жен. мон-рь Мэлая в одноименном селе (2012); жен. мон-рь Скунду в с. Крынг в коммуне Скунду (2015). Северинская и Стрехайская епископия Северинская и Стрехайская епископия с кафедрой в г. Дробета-Турну-Северин. Инициатива клира жудеца Мехединци иметь свою епархию была одобрена Синодом и Национальным церковным собранием РумПЦ 5-6 марта 2003 г. 11 февр. 2004 г. выбран предстоятель - еп. Никодим (Николэеску), интронизация состоялась 25 апр. Охватывает жудец Мехединци, имеет 5 благочиний: 1-е Дробетское, 2-е Дробетское, Стрехайское, Вынжу-Мареское и Бая-де-Арамэское. В епископии 200 приходов, 148 приписных приходов, 11 мон-рей; служат 220 священников; в Дробета-Турну-Северине действуют школа церковных певчих и лицейская богословская семинария. Кафедра - собор Рождества Христова (2-е посвящение вмч. Георгию Победоносцу; строится с 1994, ведутся отделочные работы и роспись, освящен 21 апр. 2002) в г. Дробета-Турну-Северин. Наиболее известные мон-ри епископии: самый древний в Валахии муж. мон-рь Водица (между 1370 и 1372) и муж. мон-рь Гура-Мотрулуй (кон. XIV в.). Жен. мон-рь Бая-де-Арамэ в одноименном городе (1400) с Архангельской ц. (1699-1703, кирпич с примесью шлака из горнодобывающих плавилен; расписана), первоначально мужской. Сохранились портрет серб. кор. св. Стефана IV Душана и изображения почитаемых в Сербии святых Саввы I , Евфимия Великого, Кирика и Иулитты, Параскевы (Петки) и др., что объясняют связями мон-ря с афонским серб. мон-рем Хиландар (преклонен ему до 1718) и серб. происхождением одного из ктиторов. Закрыт в 1864 г., возрожден 29 янв. 2008 г. как женский. Муж. мон-рь Кошуштя-Кривелник в с. Фиризу в коммуне Иловэц с ц. прп. Пахомия Великого (2018) основан во времена прп. Никодима Тисманского, опустел в XVIII в., возрожден 5 июля 2005 г.

http://pravenc.ru/text/2578355.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГУМЕНИЯ [ γουμνη, γουμνισσα - управительница, руководительница], настоятельница мон-ря. В древней Церкви наряду с появлением муж. мон-рей стали создаваться и жен. общины, приобретавшие затем статус мон-ря, во главе к-рого стояла настоятельница. О существовании И. в древней Церкви свидетельствуют упоминания у Иоанна Мосха: «...сестра его была настоятельницей (γουμνη) женской обители» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 128//PG. 87. Col. 2992B); эпиграфика, напр. надпись в юж. некрополе Иерусалима: «Θκη διαφρ[ουσα] Θκλα Σεβα[στ] γουμ[ν] μοναστηρου Βε[ν]του Γεωργου» (Гробница, принадлежащая Фекле Августе, игумении монастыря св. Георгия), Фекла, как считают некоторые исследователи (Ш. Ж. М. Вогюэ), была сестрой визант. имп. Михаила III (IX в.) ( Leclercq. Col. 2381). Среди И. были такие, к-рые именовались и архимандритиссами (ρχιμανδρτισσα или ρχιμανδρτις), напр. св. Евпраксия (ActaSS. Mart. T. 2. P. 923). Первый жен. мон-рь основал св. Пахомий Великий для своей сестры Марии. Богатая римлянка прп. Мелания Старшая († 439) основала мон-рь на Масличной горе, римлянка Павла († 404) также учредила мон-рь (блж. Иероним Стридонский перевел для нее расширенные правила св. Пахомия), Мелания Младшая (V в.) прославилась основанием мн. мон-рей. Основательницами мон-рей часто являлись царские особы, князья, богатые женщины, нек-рые из последних вкладывали все свое состояние в мон-рь, становились настоятельницами и впосл. И. Визант. имп. св. Ирина ок. 1114 г. устроила жен. мон-рь во имя Богородицы Благодатной (Κεχαριτωμνης), составив для него подробный устав и определив содержание ( Соколов. С. 159). На Руси первый жен. мон-рь - Ирининский - был основан в 1-й пол. XI в. св. блгв. кн. Ярославом Мудрым; владимирский Успенский жен. мон-рь (Княгинин) был построен в XIII в. вел. кн. Владимирским Всеволодом Большое Гнездо по обету жены Марии, принявшей в мон-ре постриг с именем Марфа (Русские монастыри. 1995. С. 223). В XIV в. супругой кн. Димитрия Донского был основан Вознесенский мон-рь в Кремле. Усманский в честь Успения Пресвятой Богородицы Софийский женский монастырь , упраздненный и обветшавший, отстроила в 1799 г. «майорская дочь» Н. Фёдорова, к-рая все свое имущество передала обители ( Смолич. С. 298). Основательницей Аносина Борисоглебского женского монастыря (1823) была кнг. Евдокия Мещерская (урожд. Тютчева), свт. Филаретом Московским она была пострижена в монашество (иноческое имя - Евгения ) и поставлена И. мон-ря (Там же. С. 297-298).

http://pravenc.ru/text/293527.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010