При еп. Владимире (Никольском ; 1881-1888) особое внимание уделялось духовно-просветительской работе: было открыто 130 церковноприходских школ, учрежден епархиальный училищный совет, при архиерейском доме начала работу образцовая церковноприходская школа, построены новые общежития для Калужской ДС и Мещовского ДУ; в Калужском ДУ создана больница. В 1883 г. для борьбы с распространением старообрядчества в Боровске было учреждено братство прп. Пафнутия Боровского. При еп. Александре (Светлакове ; 1894-1895) были открыты епархиальная б-ка и Калужское отд-ние Палестинского православного общества . 1901-1917 гг. В 1903 г. в епархии насчитывалось 610 приходов, к духовному сословию принадлежало 5070 чел. Благочиннических округов в 1916 г. было 39. В 1917 г. в К. и Б. е. имелось 743 храма, 16 монастырей (11 мужских и 5 женских), в штате епархии числилось 76 протоиереев, 647 священников и 226 диаконов. Трапезная с Казанской ц. в Шамординском мон-ре Трапезная с Казанской ц. в Шамординском мон-ре Из действовавших в 1917 г. монастырей 5 были основаны в нач. XX в. В 1901 г. Шамординская Казанская община получила статус монастыря. В обители были выстроены 15-купольный Казанский собор с 6 приделами, богадельня с больничным храмом, трапезная, футляр над домиком-кельей прп. Амвросия, водонапорная башня и др. В мон-ре работала типография. В 1905 г. недалеко от Калуги был основан Сергиевский мужской скит Калужского отделения Палестинского правосл. об-ва. В 1916 г. в Жиздринском у. была открыта Мелхиседекова Одигитриевская муж. пуст. В 1917 г. статус монастырей получили 2 жен. общины: Свято-Троицкая в Тарусском у. и в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Калужском у. В нач. XX в. в Медынском у. существовали 2 жен. общины: Николо-Печерская и Скорбященская; все калужские мон-ри имели 10,2 тыс. дес. земли, причем по сравнению с кон. XIX в. земельный фонд калужских монастырей вырос почти в 2 раза. В 1913 г. наиболее крупные земельные наделы были у Оптиной пуст. (2928 дес.) и Шамординской жен. пуст. (1436 дес.). Самыми бедными являлись калужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь (234 дес.) и Пафнутиев Боровский муж. мон-рь (152 дес.). По числу монашествующих наиболее населенной была Оптина пуст. (353 чел.), наименьшее число насельников было в Покровском Добром монастыре (30 чел.). В мон-рях епархии подвизалось 2703 монашествующих и послушников.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Топорков (Вощечников); † после 1547), мон., младший брат Вассиана (Топоркова) , племянник, ученик и 1-й биограф прп. Иосифа Волоцкого, писатель, книгописец. Из дворянского рода крупных вотчинников, род известен связями с митрополичьим домом с сер. XV в. ( Веселовский С. Б. Топонимика на службе у истории//ИЗ. 1945. Т. 17. С. 40-41). В записи на книге, вложенной Д. в Савватиев тверской Знаменский мон-рь, и в Кормовой книге Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря названы монашеские имена родителей Д.- Евфимий и Иулия. Д. был пострижен в монашество в Иосифовом Волоколамском мон-ре прп. Иосифом. Сведения об этом периоде жизни Д. содержатся в Кратком монастырском летописце, созданном в обители во 2-й пол. 20-х гг. XVI в., и в Житии прп. Иосифа (в редакции Крутицкого еп. Саввы (Чёрного) ). Оба источника сообщают об участии Д. и его брата Вассиана в кон. 1485 г. в росписи монастырского Успенского собора, осуществлявшейся под рук. Дионисия иконника. Нек-рые исследователи полагают, что Д. и его брат Вассиан, живя в Иосифовом Волоколамском мон-ре, учились у Дионисия иконописному мастерству. В рассказе о росписи Успенского собора в Волоколамском патерике, составленном Д., братья Топорковы не упомянуты (Древнерус. патерики. С. 323). В кон. XV - нач. XVI в. Д. в Волоколамской обители трудился над перепиской книг. В монастырских описях 1545, 1573 и 1591 гг. содержатся многочисленные упоминания о книгах (ок. 10), переписанных Д. (Псалтири, Октоих и Ирмологий, Лествица, к-рая «писана с святогорской», и др.). По-видимому, ранее 1515 г. Д. перешел в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . В сент. этого года Д. вместе с братом присутствовал на похоронах прп. Иосифа. Д. распорядился о распределении части книг, принадлежавших прп. Иосифу (см., напр.: ГИМ. Епарх. 357. Л. I). В 1516-1522 гг., как установил Б. М. Клосс , подтвердивший гипотезу А. Д. Седельникова, в стенах Иосифова Волоколамского мон-ря был создан Русский Хронограф 1512 г. (редакция из 208 глав; в извлечениях и переработке сочинение сохранилось в списке 20-х гг. XVI в.- РГБ. Ф. 113. Волок. 583), главная роль в этой работе принадлежала, по-видимому, Д. В выходной записи на начальных листах одного из древнейших списков (ГИМ. Увар. 356, 1538 г.) обозначено, что рукопись создана «замышлением и повелением... старца Досифея». В переписке Хронографа 1512 г. участвовали и др. монахи Волоколамского мон-ря (напр., Нил (Полев) и Фотий были писцами части кодекса РГБ. Ф. 113. Волок. 650). С деятельностью по составлению Русского Хронографа следует связывать упоминаемые в описи книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г. списки Хронографа 1512 г. («Бытие в десть») и Хронику Георгия Амартола («Криница») «перевода» Д. (т. е., по-видимому, им отредактированные).

http://pravenc.ru/text/180347.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), сподвижник прп. Иосифа Волоцкого (Г. Ч. называл себя учеником преподобного), профессиональный книгописец. Упоминается в посланиях прп. Иосифа Волоцкого и во всех редакциях Жития прп. Иосифа. Г. Ч., несомненно, был опытным иноком уже в 70-х гг. XV в., когда он жил в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре . В 1477 г., во время конфликта игумена мон-ря прп. Иосифа Волоцкого с вел. кн. Иоанном III Васильевичем (по поздней редакции Жития прп. Иосифа, с братией Пафнутиева мон-ря из-за введения преподобным общежительного устава), Г. Ч. был в числе 7 иноков, поддержавших игумена, в 1477-1478 гг. сопровождал прп. Иосифа в паломничестве по севернорус. (преимущественно общежительным) обителям, называя себя его старцем. Вместе они посетили Симонов Новый московский в честь Успения Пресв. Богородицы , Саввин близ Твери, Макариев калязинский во имя Св. Троицы и Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ри. В 1479 г., когда прп. Иосиф окончательно покинул Пафнутиев мон-рь, Г. Ч. последовал за ним в числе ближайших сподвижников и поселился при Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Г. Ч. вел строгую постническую жизнь вне стен обители, не занимаясь адм. и хозяйственной деятельностью, его имя не фигурирует в монастырских актах. Тем не менее на авторитет, к-рым Г. Ч. пользовался в обители, указывает то обстоятельство, что именно его прп. Иосиф направил между 1504 и 1506 гг. к волоцкому кн. Федору Борисовичу, чтобы напомнить ему о возврате долга мон-рю в 100 р. (миссия была неудачной, скупой князь грозился избить старца кнутом, «а денег не дал» - ВМЧ. Сент. Дни 1-13. СПб., 1868. Стб. 475; Послания Иосифа Волоцкого. С. 210). Игум. Евфимий (Турков) называет Г. Ч. в одной из своих приписок «начальником» и «учителем» наряду с прп. Иосифом и старцами Кассианом Босым и Ионой Головой (Там же. С. 109; КЦДР. С. 7). На особый характер отношений Г. Ч. и прп. Иосифа косвенно указывают их совместные занятия книгописанием. Описи Иосифова мон-ря XVI в. упоминают «Евангелие в десть, половина Осифово писмо, а другая Герасима Черного» (КЦДР. С. 24, 43; Клосс. С. 161). По мнению Т. И. Шабловой, наряду с прп. Иосифом Г. Ч. мог быть причастен к созданию и установлению поминальной практики в Волоколамском мон-ре. На это указывает упоминание в монастырской описи 1545 г. игуменского Служебника, «писмо Герасима Чернаго, и кормы в нем писаны» (Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.). СПб., 2004. С. 90. Примеч. 6).

http://pravenc.ru/text/164639.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тульской и Белёвской епархии), в с. Венев-Монастырь Венёвского р-на Тульской обл., первоначально муж. Впервые «Венев, пустынь, монастырь святаго Николы... в земле Рязанской» упоминается в 13-й гл. «Книги степенной царского родословия» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 445), в рассказе о кончине и погребении в мон-ре в 1407 (1408) г. смоленского кн. Юрия - убийцы вяземского кн. св. Симеона Мстиславича и его супруги св. Иулиании . Раскаявшись в совершенном злодеянии, кн. Юрий жил в В. м. в послушании у «игумена христолюбца» Петра, к-рого, по преданию, посещал прп. Сергий Радонежский . По легенде, записанной в сер. XIX в. Д. Г. Гедеоновым, мон-рь был основан в XIII в. на месте, где остановились греч. свящ. Евстафий и его спутники, переносившие в 1225 г. икону свт. Николая Чудотворца из Корсуни в г. Зарайск. Венев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Фотография. Посл. четв. XX в. Венев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Фотография. Посл. четв. XX в. В XV в. В. м. вместе с г. Венёвом вошел в состав Московского княжества. Являясь крупным оборонительным центром, со 2-й пол. XVI в. находился в засечной оборонительной черте, проложенной вдоль юж. границ Московского гос-ва. К 70-м гг. XVI в. в В. м. существовали деревянный шатровый Никольский храм с юж. приделом во имя вмч. Георгия, деревянная теплая на подклетях Успенская ц. с трапезой. В 1570 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный сослал «на Веневу к Николе чудотворцу» лишенного сана Новгородского архиеп. св. Пимена (Чёрного) . Заточенный в «каменном мешке» под Никольским храмом святитель через год скончался, в сент. 1571 г. был погребен в Никольской ц. Согласно тульской писцовой книге 1587-1589 гг., составленной И. Жеребцовым, В. м. владел пожалованными царем Иоанном Грозным 1552 четьями земли, в т. ч. 375 четьями пашенных угодий, с. Бортники на р. Осётр с ц. во имя прп. Пафнутия Боровского, 3 деревнями, 3 «монастырскими дворами».

http://pravenc.ru/text/150203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД Прп. Давид Серпуховской поучает братию. Фрагмент иконы «Прп. Давид Серпуховской с 16 клеймами жития». 2001 г. (Давидова Вознесенская пуст.) Прп. Давид Серпуховской поучает братию. Фрагмент иконы «Прп. Давид Серпуховской с 16 клеймами жития». 2001 г. (Давидова Вознесенская пуст.) († 1529?), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Серпуховской. Основатель Давидовой в честь Вознесения Господня муж. пуст. О святом повествуют предания, зафиксированные в лит-ре начиная с XIX в., имеются краткие сведения в святцах и синодиках. Исследователи XIX в. критически относились к преданию о знатном происхождении Д.- о том, что до пострига он был дьяком вел. кн. Василия III Иоанновича Даниилом Васильевичем Мамырёвым или же кн. Даниилом Ивановичем Вяземским ( Токмаков. С. 6-7). По преданию, Д. в молодых годах поступил в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , где принял монашеский постриг от прп. Пафнутия Боровского († 1477). При постриге подвижник был назван в честь прп. Давида Солунского. Спустя нек-рое время Д. с 2 монахами и 2 мирянами оставил Боровскую обитель, взяв с собой икону Богоматери «Знамение» с предстоящими преподобными Петром и Онуфрием Афонскими, пророками Аввакумом и Даниилом (впосл. эта икона находилась в келье святого). Согласно записи в монастырском синодике 1602 г., в XIX в. хранившемся в ризнице Давидовой пуст. (см.: Вознесенская Давидова пустынь Серпуховского у. С. 3-4, 56-57), 31 мая 1515 г. преподобный со своими спутниками поселился в пустынной местности на берегу р. Лопасни в Хатунской вол., принадлежавшей кн. Василию Семеновичу Стародубскому, сыну кн. Семена Ивановича Можайского (кн. Василий Семенович Ряполовский мних упом. в разрядных книгах в 1492-1507 гг. ( Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988. С. 42). Впосл., судя по прозвищу, князь, вероятно, принял монашество. Т. о., пустынь на его землях могла быть основана ранее даты, указанной в синодике,- в 1492-1507). На выбранном месте отшельники воздвигли кельи и деревянные церкви: в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы и трапезную ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/168476.html

Церковь Св. Духа в Козельске. 1789 г. Церковь Св. Духа в Козельске. 1789 г. В последующие годы активно шел процесс возвращения храмов епархии: в 1993 г. были переданы храмы Преображения Господня («на Смоленке») и Рождества Христова в дер. Рождествено в Калуге, ц. Спаса Нерукотворного в Кондрове и др., в 1994 г.- калужский храм Покрова Пресв. Богородицы, церкви в честь Покрова Пресв. Богородицы в Медыни и в с. Высоком (ныне в черте Боровска), храм во имя ап. Иоанна Богослова в с. Кузьмищеве Тарусского р-на, церкви в честь Сошествия Св. Духа в Перемышле и в Козельске. Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Калуге. 1780 г. Фотография. Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Калуге. 1780 г. Фотография. В 1995 г. начали свою деятельность еще 8 приходов. В дальнейшем продолжились строительство храмов, создание правосл. общин. В 1999 г., к 200-летию основания епархии, в К. и Б. е. было 137 приходов и архиерейских подворий, столько же храмов и молитвенных домов, 5 мон-рей (2 мужских и 3 женских), 2 монашеских общины (мужская и женская). Кроме того, в Калужской обл. действовали 2 ставропигиальных монастыря - муж. Оптина пуст. и Свято-Амвросиевская жен. пуст. в Шамордине. Клир епархии состоял из 145 священников и 20 диаконов. Торжества в честь 200-летия епархии, прошедшие 26-29 июня 1999 г., возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В связи с расширением епархиальной деятельности 27 дек. 1996 г. в К. и Б. е. был назначен викарный Людиновский еп. Георгий (Грязнов) . После его кончины в 2011 г. во епископа Людиновского, викария К. и Б. е., в 2012 г. был хиротонисан Никита (Ананьев) . Пафнутиев Боровский мон-рь. Фотография. 2008 г. Пафнутиев Боровский мон-рь. Фотография. 2008 г. В 90-х гг. XX в. в К. и Б. е. активно возрождалась монашеская жизнь. В марте 1991 г. епархии был возвращен Пафнутиев Боровский монастырь, 13 апр. того же года состоялось освящение монастырского храма св. Илии, архиеп. Климент перенес в храм частицу мощей прп. Пафнутия. В 1994 г. мон-рь посетил патриарх Алексий II.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Ермоген (Голубев; 29 мая 1963 - 25 нояб. 1965), архиеп. Донат (Щёголев; 25 нояб. 1965 - 17 апр. 1975), архиеп. Николай (Кутепов ; 17 апр. 1975 - 11 июня 1977), архиеп. Никон (Фомичёв; 11 июня 1977 - 16 июля 1982), еп. Илиан (Востряков; 16 июля 1982 - 20 июля 1990), митр. Климент (Капалин; с 20 июля 1990 в сане архиепископа, с 25 февр. 2004 в сане митрополита). Спасо-Преображенский мон-рь в пос. Воротынск Действующие: Пафнутиев Боровский (муж., близ Боровска, основан в 1444, закрыт в 1923, возрожден в 1991), Тихонова Успенская пуст. (муж., в с. Льва Толстого Дзержинского р-на, основана во 2-й пол. XV в., закрыта в 1918, возрождена в 1991), мещовский Георгиевский (муж., в Мещовске, основан в кон. XV в., закрыт в 1919, возрожден в 2001), Оптина Введенская пуст. (муж., близ г. Козельска, основана в XV в. (?), закрыта в 1918, возрождена в 1987), Воротынский в честь Преображения Господня (жен., в с. Спас в Калуге, основан в нач. XVI в. как мужской, закрыт в 1764, возрожден в 2000 как подворье калужского Казанского жен. мон-ря), калужский Лаврентиев (муж., в Калуге, основан в нач. XVI в., закрыт в 1937, возрожден в 1994 как архиерейское подворье), Черноостровский Николаевский (жен., в Малоярославце, основан в кон. XVI в. как мужской, в 1775 упразднен, восстановлен в 1800, закрыт в 1918, возрожден в 1991 как женский), калужский в честь Казанской иконы Божией Матери (жен., в Калуге, основан в нач. XVII в., закрыт в 20-х гг. XX в., возрожден в 1992), Казанская Амвросиевская пуст. (жен., в дер. Шамордино Козельского р-на, основана в 1884 как община, в 1901 преобразована в монастырь, закрыта в 1918, возрождена в 1990), Рождества Пресв. Богородицы пуст. (жен., в с. Барятине Дзержинского р-на, основана в 1995), Клыковская в честь Нерукотворного образа Спасителя пуст. (муж., в с. Клыкове Козельского р-на, основана 17 июля 2001). Упраздненные: Памятник царице Евдокии Лукьяновне Стрешневой и царевичу Алексею Михайловичу в Мещовском Георгиевском мон-ре. 2011 г. Памятник царице Евдокии Лукьяновне Стрешневой и царевичу Алексею Михайловичу в Мещовском Георгиевском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В 1631 г. по завещанию А. Л. Яцкого мон-рь получил деревни Тимашово и Исаково в Малоярославецком у., он же передал мон-рю деревни Пандино и Федяево с пустошами в Кинешемском у. В 1638 г. по завещанию кн. Б. М. Лыкова обитель стала владельцем земель на оз. Селигер в Ржевском у.: с. Кравотынь и слободкой Зальцо «с деревнями и с пустошми доброю землею на триста на семьдесят на две чети с осминою с лесы и с островы и с рыбными ловли и со всяким угодьем» (Там же. Ф. 153. Оп. 1. Д. 14. Л. 1). Кн. Б. А. Репнин пожертвовал монастырю с. Трёхсвятское в Оболенском у. (ныне деревня Малоярославецкого р-на Калужской обл.; Там же. Ф. 1198. Оп. 1. Д. 293. Л. 3). В Боровске к 1629 г. мон-рю принадлежали 4 слободы: Мякишевская, Мельничная, Никольская и Высоковская, в к-рых числились 72 двора и 132 души муж. пола (к 1646 - 139 дворов и 341 душа муж. пола). В 1649 г. П. Б. м. владел в Боровске 47 лавками и 7 кузницами (Боровск. 1888. С. 237-238). Согласно Соборному уложению 1649 г., от обители были отписаны Мякишевская и Мельничная слободы со 126 дворами. Взамен утраченных слобод власти П. Б. м. основали Рощинскую и Рябушинскую слободы, прилегавшие к обители, где жили монастырские служители. В 1654 г. в Рощинской слободе упоминается деревянный храм Успения Пресв. Богородицы с приделом во имя ап. Андрея Первозванного, вместо которого в 1708 г. был возведен каменный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (на рубеже XVIII и XIX вв. к нему пристроена трапезная, в к-рой размещены приделы во имя ап. Иоанна Богослова и свт. Василия Великого, а также колокольня) (Святые свидетели вечности. 2009. С. 75). В 1654 г. также упоминается деревянный храм во имя вмч. Димитрия Солунского в Рябушинской слободе, имевший придел во имя св. Георгия, взамен которого в 1701 г. возведен одноименный каменный храм (полностью перестроен в 1804, тогда же созданы 2 придела - вмч. Георгия и свт. Николая Чудотворца) (Там же. С. 79). Крупный благотворитель обители - кн. К. О. Щербатов - пожертвовал ей землю в Верейском у. (РГАДА. Ф. 1198. Оп. 1. Д. 257. Л. 1-5), а по его «Духовной записи» монастырь в 1694 г. получил его вотчину в Оболенском у. для добычи железной руды ( Леонид (Кавелин). 1907. С. 148). Среди др. известных вкладчиков П. Б. м. в XVII в.- кн. И. Б. Черкасский, князья Мезецкие, дворяне Прончищевы, Бутурлины и др.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

XVII в.; он же. Пафнутьев-Боровский мон-рь: страницы истории. Боровск, 2018; Пуцко В. Г. Боровские иконы 16 в.//Боровский краевед. Боровск, 1990. С. 16-28; он же. Серебр. литург. сосуды из Пафнутьев Боровского мон-ря//Боровск: страницы истории. Боровск, 2002. 4. С. 28-36; Сафонова Г. Б. Худож. шитье 17-19 вв. из Пафнутьев-Боровского мон-ря//Боровский краевед. Боровск, 1990. Вып. 2. С. 66-71; Осипова А. И. Миссионерская деятельность церк. Братства Прп. Пафнутия Боровского Чудотворца среди старообрядцев (посл. четв. XIX - нач. ХХ вв.)//Боровский краевед. Боровск, 1991. Вып. 3. С. 35-42; Зайцев А. А. Археол. исследования Свято Пафнутьев-Боровского мон-ря: предварительные итоги (1961-1991 гг.)//Вопросы археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 1993. С. 38-39; Антипов А. А. Живые корни России. Боровск, 1994, 20073; он же. Монастырские были. Боровск, 2002; Баталов А. Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Феодора Иоанновича//Архив архитектуры. М., 1994. Вып. 5(1). С. 117-140; Подъяпольский С. С. О малоизвестном типе папертей кон. XV- нач. XVI в.//Рос. Арх. 1994. 3. С. 186-207; Болдин И. В. Археол. раскопки в Пафнутьев-Боровском мон-ре (1993 г.)//Монастыри в жизни России. Боровск; Калуга, 1997. С. 218-220; Лошкарёва Н. П. Гос. ист.-худож. и краевед. музей на территории Пафнутьев-Боровского мон-ря (1924-1930 гг.)//Там же. С. 195-212; она же. Из истории Боровского музея. 1919-1954 гг.//Боровский краевед. Боровск, 1997. Вып. 7. С. 5-36; она же. Пафнутьевская сельскохозяйственная коммуна на землях Пафнутьев-Боровского мон-ря//Монастыри в жизни России. Боровск; Калуга, 1997. С. 191-194; Миркина И. А. Гос. политика по отношению к Пафнутьев-Боровскому мон-рю в 1920-30 гг. (по док-там ГА РФ)//Там же. С. 213-217; Никулина С. А. Некрополь Пафнутьев-Боровского мон-ря XVI-XVIII вв.: Исслед. последних лет//Вопр. археологии, истории, культуры и природы В. Поочья. Калуга, 1998. С. 135-138; Добров С. А. Пафнутьев-Боровский мон-рь как ист.-культ. центр России XV-XIX вв.//Уваровские чm.-III.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

В 1967-1971 гг. должность хорепископа была вакантна, с 26 марта 1972 г. до 15 февр. 1978 г. обязанности хорепископа католикоса-патриарха исполнял митр. Цилканский Гаий (Гайоз) (Кератишвили). С 28 июля 1978 г. до 14 окт. 1980 г. хорепископом и управляющим М.-Т. е. был митр. Кутаисско-Гаенатский Шио (Авалишвили); с 14 окт. 1980 г. до 21 окт. 1996 г.- митр. Батуми-Шемокмедский Константин (Меликидзе); с 21 окт. 1996 г. до 10 июня 2003 г.- митр. Руисско-Урбнисский Иов (Акиашвили); с 10 июня 2003 г. до 25 янв. 2005 г.- еп. Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе, в наст. время митрополит). Ныне М.-Т. е. возглавляет Католикос-Патриарх Илия II, к-рый имеет 3 хорепископов: митр. Ахалцихского и Тао-Кларджетского Феодора (Чуадзе; с 25 янв. 2005 управляет М.-Т. е.); еп. Бодбийского Иакова (Иакобишвили; с 9 мая 2010); митр. Сенакско-Чхороцкуского Шио (Муджири; с 15 авг. 2010). По состоянию на 1 янв. 2017 г. клир М.-Т. е. составляли 958 чел.: 3 схиархимандрита, 65 архимандритов, 2 схиигумена, 40 игуменов, 2 иеросхимонаха, 47 иеромонахов, 24 иеродиакона, 5 схимонахов, 85 монахов, 1 протопресвитер, 277 протоиереев, 157 иереев, 1 архидиакон, 1 протодиакон, 55 диаконов, 3 схиигумении, 15 игумений, 2 схимонахини, 173 монахини. Число клириков постоянно растет и на данный момент достигает 1 тыс. чел. Монастыри В М.-Т. е. в наст. время действуют 85 мон-рей (из них 17 - ставропигиальные) и ок. 180 церквей. Монастыри в Тбилиси и его окрестностях: ставропигиальный муж. мон-рь Самеба (во имя Св. Троицы) с кафедральным патриаршим собором Самеба (2002), жен. мон-рь в честь Преображения Господня в Авлабари (1821-1822), жен. мон-рь во имя св. прор. Илии в Грузинской Патриархии (1978), жен. мон-рь Дидубе в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери (1992), жен. мон-рь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Авчале (1994), жен. мон-рь Цхнети в честь Успения Пресв. Богородицы (1996, с. Квемо-Цхнети), муж. мон-рь в честь Иверской иконы Божией Матери на горе Махата (2002), муж. мон-рь в честь Преображения Господня на горе Табори (2002) и др.; в Мцхете и ее окрестностях: муж. мон-рь Джвари с кафоликоном VI в., жен. мон-рь Антиохия во имя первомч. Стефана (сер. VI в.), жен. Ольгинский мон-рь (Ахалкалакури) (VI в.) с кафоликоном во имя вмц. Екатерины (XI-XII вв.), жен. мон-рь Самтавро во имя св. Нины (1820) с кафоликоном XI в. и др.; в муниципалитете Мцхета: муж. мон-рь Шиомгвиме (VI в.), муж. мон-рь Зедазени во имя прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.), мон-рь Бзиани (с. Ахалсопели) с кафоликоном VIII в., мон-рь Абулети с кафоликоном во имя вмч. Георгия XI в. (с. Сатовле), муж. мон-рь Бетаниа в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XI в.), жен. мон-рь Дзегви во имя прп. Георгия Святогорца (2001, с. Дзегви), ставропигиальный муж. мон-рь Цхваричамиа в честь Вознесения Господня (2003, с. Цхваричамиа) с кафоликоном Патара Сакдари (VIII-IX вв.) и др. Церкви

http://pravenc.ru/text/2564528.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010