Таким образом, среди всех икон храма именно аналойные иконы, предназначенные для обряда proskynesis, оказываются наиболее активно вовлеченными в сам ход богослужения, составляя неотъемлемую часть его каждодневного обихода. Функции данных икон, как мы постарались показать, были при этом многообразны.В изобразительном храмовом ансамбле икона на аналое перед алтарем всегда являлась тем реальным его центром, который извлекал единый литургический смысл из самостоятельных программ иконных рядов иконостаса и циклов настенных росписей. 172 Mango C. The Ari of the Byzantine Empire, 312–1453. Sources and Documents. Toronto–Buffalo–London, 1986, p.135–136 173 Belting H. Bild und Kunst: Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. Munich, 1990, S.122. 174 Согласно данным, которые приводит Н. Паттерсон-Шевченков ее статье об иконах в литергии (Patterson-Shevchenko. Icons in Liturgy//DOP.45.Wascington, 1991, p.56, прим.81), (см. настоящее издание, Паттерсон-Шевченко H. Иконы в литургии, прим.81) в болгарской Псалтири Томича середины XIV в. из собрания ГИМ (Муз. 2792) тексту Согласно данным, которые приводит Н. Паттерсон-Шевченко в ее статье об иконах в литургии (Patterson-Sevcenko N. Icons in the Liturgy//DOP. 45. Washington, 1991Polyeleos (Псалмы 134–135) соответствует миниатюра с изображением иконы Христа, фланкируемой с двух сторон священниками, певцами и двумя подсвечниками со свечами (f.226r). В современной греческой церкви поклонение иконе праздника происходит именно во время службы после Полиелея. В русской традиции поклонение иконе праздника положено после пения 6 Песни канона. 175 В указанной статье Н. Паттерсон-Шевченко приведен обильный перечень византийских типиконов, инвентарей и других текстов, содержащих указание икон proskynesis – указ. соч., прим.7. Ввиду важности этого материала для нашей темы приводим его полностью: Правила Михаила Атталиата – Gautier P. La diataxis de Michel Attaliate//REB. 39 (1981), 89.1192; Типикон монастыря Богоматери Кехаритомене, построенного супругой Алексея Комнина Ириной – Le Typikon de la Theotokos Kecharitomene//REB. 43 (1985), 109.1956, 113.1670; Типикон XII в. монастыря Пантократора – Le Typikon du Christ Sauveur Pantokrator//REB. 32 (1974), 37.158, 39.166, 179, 73.736, 744, 746; Типикон 1152 г. монастыря Богоматери Космосотеира – Petit L. Typikon du monastere de la Kosmosoteira pres Aenos (1152)//ИРАИК. 13 (1908), 23.37, 26.33; Завещание 1247 г. ктитора монастыря Богоматери в Лидии; инвентарь 1449 г. монастыря Елеусы – Le monastere de Notre-Dame de Pitie en Macedoine//ИРАИК. , (1900), 119.7–9, c.131.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

послужила образцом для создания житийных икон др. святых и Пресв. Богородицы ( Баччи. 2011. С. 312). Паттерсон-Шевченко предполагает наличие связи между активным развитием житийной иконографии Н. в тех центрах, где особенно тесно взаимодействовали зап. и визант. мастера (К-поль, Кипр, Синай), и формированием во 2-й пол. XIII в. иконографии (в т. ч. житийной) новых зап. святых, таких как св. Франциск Ассизский ( Шевченко-Паттерсон. 2011. С. 286). В нач. 2000-х гг. была подтверждена возможность существования житийного цикла в базилике в Мирах Ликийских: в помещении галереи, примыкающем к базилике с юга, сохранились фрески, к-рые датируют XII в. ( Karakaya N. The Burial Chamber Wall Paintings of St. Nicholas Church at Demre (Myra) following their Restoration//Adalya. Antalya, 2005. Vol. 8. P. 287-310). На фресках представлены сцены, к-рые не встречаются или редки в житийной традиции Н. или же восходят к агиографии соименного святого Н.- Николая Сионского, его почитанию в Ликии, в т. ч. в Мирах Ликийских. Сцену, в которой святитель стоит справа, встречая процессию прихожан (впереди идет полуодетый юноша), Баччи вслед за др. авторами рассматривает как изображение Чуда о спасении Димитрия ( Баччи. 2011. С. 315. Ил. 28); к Житию св. Николая Сионского восходит Чудо о помощи бездетной семье. Исследование остатков росписей в базилике в Мирах Ликийских, а также в церквах К-поля показывает, что их иконография не имеет близкого соответствия ни с одним известным житийным циклом Н. По мнению Паттерсон-Шевченко, это может указывать на универсальность чудес святителя, что позволяло развиваться его житийной иконографии по-разному, без привязки к чудесным исцелениям у гробницы, как у др. визант. святых (Там же. С. 493). В синайских житийных циклах, имеющих в основе скорее всего к-польскую традицию, присутствует сюжет с Н., служащим в сопровождении диакона литургию: архиерей стоит у церковного престола, в руках у него литургический свиток, взор устремлен вверх. Эта композиция по житийным текстам точно не соотносится ни с одним из чудес ( Š ev enko-Patterson.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Портаитисса, Вратарница) [греч. Πορτατισσα] (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.), одна из самых чтимых святынь христ. Востока. Возникновение почитания И. и., согласно преданию, восходит к эпохе иконоборчества . Название икона получила по месту пребывания в Иверском мон-ре на Афоне, где она ранее помещалась над главными вратами ( πρτα) обители, отсюда ее греч. наименование - «Портаитисса» (рус.- «Вратарница»). Совр. исследователи датируют И. и. 1-й пол. XI ( Βοκοτπουλος. 2001. Σ. 83-88) или нач. XII в. ( Steppan. 1994. S. 23-49); Н. П. Кондаков относил ее к XII в. ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 216). Икона является большим моленным образом (137×87 см). По мнению Н. Паттерсон-Шевченко, перед ней, согласно визант. традиции, помещалась малая икона-список, предназначенная для совершения проскинесиса ( Паттерсон-Шевченко. 1994. С. 45). Иконография И. и. представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в визант. искусстве название «Ελεοσα» (рус.- «Милостивая»). Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище - подобие трона для Младенца Христа, что соответствует визант. богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери - храме, вместилище Невместимого и получает отражение во мн. памятниках визант. искусства XI-XII вв. Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из к-рой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции Сказания об иконе (см. разд. «Литературная традиция»).

http://pravenc.ru/text/293359.html

Второе изображение - выходная миниатюра в лист в Псалтири Гамильтона (Berolin. Mus. Kupf. 78 A 9 (Hamilton 119), ок. 1300). В центре композиции, под киворием с треугольным навершием,- большого формата квадратная икона Божией Матери с 3-частной ручкой, вставленной в пирамидальную подставку. На иконе представлена поясная фигура Богоматери, слегка склонившей голову к Младенцу Христу, сидящему на Ее левой руке. Правая рука Богоматери в жесте моления обращена к Христу; правой рукой Он благословляет, в левой - держит свиток. Мафорий Богоматери коричневый, одежды Христа золотые. В верхних углах иконы - полуфигуры архангелов; в центре нижнего поля к средней части ручки прикреплена небольшая икона, являющаяся уменьшенным, сокращенным (без архангелов) списком большой иконы, предназначенным для целования. Наверху иконы - свернутая красная завеса, концы к-рой спускаются с обеих сторон; вторая, ажурная, завеса закреплена на кивории. Слева от иконы находятся фигуры 2 юношей, препоясанных коричневыми ремнями, и ребенок; справа - 3 жен. фигуры. На переднем плане - коленопреклоненные донаторы: слева - бородатый мужчина, справа - женщина. Все предстоящие и поклоняющиеся иконе в красных одеяниях, они простирают к ней руки в жесте моления. Донаторы отделены от предстоящих фигур 2-го плана невысокой ажурной преградой-завесой, сходной с завесой в верхней части кивория. По мнению исследователей, на миниатюре представлена либо чудотворная к-польская святыня с членами служащего ей братства, либо, что более вероятно, один из чтимых списков «О.». Местночтимые иконы Богоматери с Младенцем, возможно восходящие к иконографии к-польской «О.» и почитавшиеся подобно чудотворному оригиналу, но с местными особенностями, упоминаются в источниках XI-XII вв.: «Одигитрия» в Фессалонике ( Eustathios of Thessaloniki. The Capture of Thessaloniki/Trad. J. R. Melville Jones. Canberra, 1988. P. 142. 3-21; Паттерсон-Шевченко. 1996. С. 135-136), «Богоматерь Навпактисса» в сельской округе близ Фив ( Nesbitt, Wiita. 1975; Паттерсон-Шевченко. 1996. С. 136), «Богоматерь Эфесская» прп. Ефросинии Полоцкой ( Шалина. 1996). Поскольку эти иконы (кроме последней) не сохранились, нельзя сказать, являлись ли они списками к-польской святыни.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

Я особо сосредоточила внимание на двух из них, а именно на изображениях Акафиста, поскольку, в отличие от всех прочих, они, похоже, отражают не просто некий ритуал у иконы и не только исторический повод для праздника, а действительно богослужение с пением этого гимна. То была еженедельная вечерняя служба по пятницам в честь Богородицы, которая в XII в. подразумевала и шествие с иконами, и вечернее поминовение на могилах. Именно слияние двух литургических традиций Константинополя – пышных дворцовых и соборных литургических процессий с напряженными и глубоко личными молениями монашеского одиннадцатого часа – привело к вовлечению икон в эту службу. Прочие храмовые образа могли целовать, могли кадить, перед ними могли возжигать свечи и совершать любые другие обряды, крупные же «сигна» – процессионные иконы впервые, очевидно, стали играть самостоятельную роль в литургическом богослужении 170 . Эта служба вышла из регулярного обихода, и псние Акафиста теперь сокращено до нескольких пятниц в году 171 . На сегодняшний день сохранилось относительно немного икон такого типа: эти чудотворные иконы, как, например, Богородица Портаитисса на Афоне, по-прежнему способные к медиативному действию и перемещению с места на место, – напоминающие нам о больших «сигна тес пресбейас», которые выносили каждую ночь с пятницы на субботу, чтобы передать им молитвы верующих. Примечанит Английский оригинал статьи д-ра Нэнси Паттерсон-Шевченко из Кэмбриджа (Массачусетс): Patterson SevienJco N. Ikons in the Liturgy//DOP. 45 (1991), c.45–57. Первоначальный вариант данной работы был предостанлен на проходившем в Византийском центре Дамбартон Оакс симпозиуме «Святой образ» (апрель 1990 r.). Исследование было закончено незадолго до выхода из печати фундаментального труда Ханса Белтинга: Belting H. Bild und Kult: «Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst». Munich, 1990. Использовались в основном те же изобразительные и письменные источники, что и собранные Белтингом, но взятые в их литургическом аспекте.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

1376) и ц. Рождества Богородицы мон-ря Матейче (1355-1360). В сценах празднования иконе Божией Матери «Одигитрия» изображена конструкция, на ножках к-рой закреплены колесики, в росписи Маркова мон-ря нижняя часть этой «колесницы» скрыта богатой пеленой, украшенной кругами с вышитыми фигурами двуглавых имп. орлов, в росписи церкви в Матейче из-под пелены видны соединенные между собой 4 ножки и центральный вертикальный стержень. «О Всепетая Мати». Иллюстрация к 24-му икосу Акафиста Божией Матери в росписи ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, Македония. Ок. 1376 г. «О Всепетая Мати». Иллюстрация к 24-му икосу Акафиста Божией Матери в росписи ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, Македония. Ок. 1376 г. К древнейшим приспособлениям для выноса И. следует отнести те, что известны по письменным и изобразительным памятникам, связанным с почитанием иконы мон-ря Одигон. Ее участие во вторничных процессиях подробно описано паломниками (XIV-XV вв.). Икона «Одигитрия» (возможно, в мон-ре Одигон) представлена на фронтисписе Псалтири Гамильтон (Гос. музеи Берлина (Гравюрный кабинет). 78 А9. Fol. 39r, ок. 1300). Ее окружение составляют: киворий на колонках с прозрачной решеткой перед И., лампады, подставка в форме усеченной пирамиды с небольшой ручкой, оканчивающейся 3-частной «вилкой», в центре нижнего поля для целования прикреплена уменьшенная копия чудотворной И., над верхним полем ее видна красная пелена. По сторонам И. внутри кивория стоят и преклоняют колена люди в красных одеждах, видимо члены братства св. И. ( Паттерсон-Шевченко. 1996. С. 135). Еще один вариант приспособления для выносных И.- стол или широкая скамья, покрытая тканью или пеленой,- известен по иконам с изображением Торжества Православия, где икону Божией Матери «Одигитрия» поддерживают с 2 сторон церковные служители в праздничных одеждах (ок. 1400, Британский музей, см: Byzantium: Treasures of Byzantine Art and Culture from British Collections/Ed. D. Buckton. L., 1994. Frontispiece; Сат. N 140. P. 129-130; Паттерсон-Шевченко.

http://pravenc.ru/text/389040.html

I. Возникновение и формирование типа выносной И. Интерес к исследованию, прежде всего 2-сторонних И., был обусловлен реставрационным открытием древнейших икон Иисуса Христа ( Dobsch ü tz. 1899. S. 79-85, 146-147) и Богоматери ( Анисимов. 1983. С. 191-274). А. И. Анисимов связывал появление на обороте И. изображения Креста с необходимостью оформления оборотной стороны в случае участия И. в процессиях. Из этого первоначального мотива выросли более развернутые композиции с участием Креста: «Этимасия», «Распятие», «Поклонение Кресту», «Христос во гробе». На основе изучения текстов, а также иконографических особенностей сохранившихся выносных И. были развиты нек-рые положения о влиянии богослужения на их создание, особенно служб Страстной седмицы ( Volbach. 1940/1941. P. 97-126; Grabar. 1962. P. 363-380; Idem. 1976. P. 144-147). По мнению Д. Палласа и Х. Бельтинга ( Pallas. 1965. S. 308-322; Belting. 1980/1981. Р. 1-16), иконография этих И., созданных для службы Великой пятницы, отражает содержание богослужения. Н. Паттерсон-Шевченко ( Паттерсон-Шевченко. 1994. С. 44) считает, что выносные И., участвовавшие в ночных пятничных богослужениях в честь Божией Матери (πρεσβεας), не принадлежали к определенному иконографическому типу, а были почитаемыми образами Богородицы большого размера, что повлияло на особый термин, принятый для их обозначения в источниках, напр. в Типиконе мон-ря Пантократор в К-поле,- σγνον τς πρεσβεας. Святые кн. Борис и Отрок Георгий молятся перед иконой Спасителя. Моление св. кн. Бориса. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 123) Святые кн. Борис и Отрок Георгий молятся перед иконой Спасителя. Моление св. кн. Бориса. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 123) Согласно гипотезе, предложенной И. А. Шалиной ( Шалина. 2005. С. 584-585), образцом для выносной И. послужила чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» из мон-ря Одигон в К-поле, образ-реликвия, участвовавший в процессиях, сложившихся, вероятно, уже в послеиконоборческий период.

http://pravenc.ru/text/389040.html

Содержание От редактора Томас Метьюз. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ пантократора в куполе A. M. Лидов. Схизма и византийская храмовая декорация Нэнси Паттерсон Шевченко. Иконы в литургии Л.М. Евсеева. Византийские иконы proksynesis в богослужебном обиходе Джудит Херрин. Женщины и иконопочитание в ранней церкви А. Ю. Казарян. Ротонда воскресения и иконография раннесредневековых храмов Армении Τ. Μ. Васильева. Traditio legis и иконография алтарной преграды св. Софии Константинопольской B. H. Залесская. К интерпретации символики литургических сосудов из собрания Государственного Эрмитажа А.Я. Каковкин. О литургической интерпретации ранних апсидных программ (росписи часовни 28 в Бауите) Л.И. Лифшиц. К реконструкции иконографической программы и литургического контекста росписи Софийского собора в Новгороде 1108 г. Т.Ю. Царевская. «Семь спящих отроков эфесских» в литургической программе церкви Благовещения на Мячине («В Аркажах») Л.А. Щенникова. Силы небесные: иконография и литургические тексты Э.Н. Добрынина. «Врата заключенные» в иконографии миниатюр московского акафиста Богородице И. Л. Бусева-Давыдова. Толкования на литургию и представления о символике храма в Древней Руси А.В. Рындина. О литургической символике древнерусских серебряных панагий И. А. Стерлигова. О литургическом смысле драгоценного убора русской иконы И.А. Шалина. Псковские иконы «Сошествие во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей Н.Ю. Маркина «Четырехчастная» икона в контексте богослужебного чина Н.М. Турцова. История освящения ярославских храмов в программах икон Семена Спиридонова Холмогорца Л.С. Миляева. Иконография и красноречия украинского барокко (росписи надвратной церкви Киево-Печерской лавры) Конотоп А.В. Литургическое многоголосие в богослужебной практике и идейной полемике XVII в. Список сокращений     От редактора Настоящий сборник составлен на основе материалов международной конференции «Восточнохристианский храм. Литургия и искусство», прошедшей в мае 1993 г. в Москве. Сборник дополнен тремя переводными статьями ведущих американских исследователей (Т. Мэтьюз, Н. Паттерсон-Шевченко, Дж. Херрин), которые представляют значительный интерес с точки зрения современной методологии, демонстрирующей совершенно разные подходы к обсуждавшейся на конференции проблеме.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Нэнси Паттерсон Шевченко. Иконы в литургии Мученик св. Стефан Младший (конец VIII в.), брошенный в темницу иконоборцами, пел в лицо своим истязателям тропарь «мы почитаем пречистые иконы» 89 . Этот стих звучит рефреном во всех чтениях на день Торжества Православия – праздника в честь восстановления иконопочитания в 843 г 90 . «Проскинесис» – почитание икон снова было признано каноничным. Стены храмов опять украсились священными изображениями, восстановленными или переписанными заново. С этого времени и по сегодняшний день иконы остаются неотъемлемой частью богослужения 91 . Тема «иконы и литургия» предполагает значительную широту как исследовательского поля, так и спектра привлекаемых источников. В отношении первого необходимо учитывать не только те действия – лобзание, каждение, возжигание свечей, поклоны, – которые совершаются у икон в храме, но и творимые в монашеской келье или домашней молельне, и совершаемые в процессиях, будь то торжественных или покаянных или составляющих рутинную часть придворного ритуала, и даже те, что происходили на полях сражений, когда под часовни оборудовались палатки и солдаты участвовали в богослужении накануне битвы 92 . Поле исследования весьма велико. Столь же обширен и круг привлекаемых источников: это и хроники, и проповеди , и экфрасисы, и поэмы, и жития святых, и описания чудес 93 . Кроме того, ценная информация содержится в различных типиках – литургических и административных документах, которые регламентировали каждодневную жизнь в монастырях, а также в частных и церковных имущественных описях 94 . Как правило, авторов этих документов заботили вопросы освещения образов или икон в церкви (типики), либо же простая идентификация икон (инвентарные описи). Однако именно эти тексты сохранили специфическую терминологию, употреблявшуюся для определенных категорий икон: почитаемые (проскинесис) иконы, сигнон или процессионные иконы, иконы проскинемата и др. 95 . Хотя эта терминология и не всегда последовательно выдерживалась, она представляет благодатный материал для исследователей 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Н. В. Герасименко Житийные циклы и сцены в византийском, поствизантийском и русском искусстве Циклы Жития Е. в искусстве православного мира встречаются сравнительно редко и в основном принадлежат к эпохе позднего Средневековья и Нового времени; среди них преобладают рус. памятники, выделяющиеся не только количеством, но и расширенным составом сцен. Начальный этап формирования житийной иконографии Е. относится еще к средневизант. периоду, совпадая с появлением ее первых изображений. В лицевых Минологиях и Псалтирях XI в. появляются отдельные сцены, демонстрирующие мудрость и стойкость святой в исповедании христ. веры: усекновение главы и сожжение обращенных Екатериной философов на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 207, 976-1025, К-поль); спор с философами на миниатюре Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163); усекновение главы Е. и великомученика Меркурия на иконе Минология на ноябрь 2-й пол. XI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Первым и уникальным для визант. искусства полным циклом Жития мученицы является образ раннего XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Это произведение, к-рое, по мнению К. Вайцмана и Н. Паттерсон Шевченко, изначально находилось у гробницы мученицы в алтаре синайской базилики, входит в группу сохранившихся в мон-ре ранних житийных икон, где, как правило, изображены наиболее почитавшиеся в этой обители святые. Поэтому есть основания полагать, что житийный цикл Е. сложился именно на Синае, где было особо развито почитание мученицы, и что сохранившаяся икона является одним из первых, если не самым первым произведением такого рода. Подражание иконографии и стилю визант. произведений, характерное для искусства Италии XIII в., почитание святынь горы Синай на католич. Западе, где большую популярность имела кн. «Золотая легенда» Иакова из Варацце, содержащая Житие Е., способствовали распространению житийной иконографии мученицы в Италии. Ранним примером цикла Жития Е. служит алтарный образ 50-60-х гг. XIII в.

http://pravenc.ru/text/189599.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010