Из клира, с правом голоса, в избирательном собрании должны присутствовать 12 членов Священного Синода и все находящееся в то время в Константинополе митрополиты, с обязательным участием ираклийского митрополита, который, взамен прежних византийских императоров, по древнему обычаю, ныне вручает новоиз бранному патриарху жезл. Члены Св. Синода, равно как и случайно находящиеся в столице митрополиты, за пять дней до открытия избирательного собрания, должны написать имя своего кандидата в особом бюллетене и, запечатавши, положить его вместе с теми бюллетенями, которые присланы архиереями, находящимися вне столицы. За пять дней, до истечения срока подготовительных работ к избранию патриарха, т. е. до истечения 41-го дня со времени разрешения, данного турецким правительством Синоду произвести выборы, местоблюститель патриаршего престола посылает пригласительные грамоты ко всем митрополитам, епископам и мирянам, получившим полномочие принять участие в избирательном собрании. В этих грамотах уже точно указывается и назначенный день общего собрания. Когда в этот день в патриархию соберутся все имеющие право участвовать в избрании па триарха, старший секретарь священного синода вместе с двумя членами собрания (почти всегда-мирянами), в присутствии и пред глазами всех остальных членов, разрывает пакеты и читает избирательные бюллетени, а два особо уполномоченных члена собрания на отдельных листах бумаги записывают имена названных кандидатов и сосчитывают голоса. Все названные в бюллетенях лица, безотносительно к тому, много или мало получили они голосов, считаются одинаково правоспособными кандидатами. Если до начала выборов кто-либо из числа мирян, состоящих членами собрания, пожелает предложить каких-либо других лиц, имени которых нет в бюллетенях, но которые тем не менее достойны наследования патриаршего престола, то и они причисляются к кандидатам, если на это согласится одна треть членов-митрополитов и епископов. Когда таким образом точно определится число намеченных кандидатов, имена их записываются в особый „каталог», который там же, в присутствии всех членов избирательного собрания, подписывают, с приложением своих печатей, местоблюститель патриаршего престола и все члены священного синода и постоянного смешанного собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Юбилейное торжество глубоко утешило меня… Параллельно с Карловацкой распрей возник в 1927 году еще один тягостный конфликт — с Московской Патриархией. Вскоре после закрытия Епархиального съезда я отправился на Вселенскую конференцию в Лозанну . Там я и получил Указ от 1(14) июля (1927 г.) заместителя местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия, и опять всколыхнулись и забушевали в моей пастве успокоившиеся было политические страсти. Новое тяжкое испытание… Указ обвинял эмигрантское духовенство за открытые выступления против советской власти и предлагал мне как Управляющему русскими церквами в Западной Европе и через меня всем заграничным русским архипастырям и священнослужителям — дать письменное обязательство (за собственноручной подписью) " лояльности " по отношению к советскому правительству и предписывал немедленно, — не дожидаясь этих подписей, — доложить заместителю патриаршего местоблюстителя, согласен ли я исполнить это обязательство. Связь с Матерью Русской Церковью была мне очень дорога. Непримиримой позиции " карловчан " , которые после грозного патриаршего Указа (от 22 апреля (5 мая) 1922 г. скрепя сердце признавали Московскую Патриархию, — я не разделял. Мне хотелось, не подчиняясь советской власти и оставаясь самостоятельным, найти какую-нибудь линию поведения, дабы с Москвою не рвать. С целью выяснения настроений в своей пастве я устроил совещание, в котором приняли участие о. Сергий Булгаков, А. В. Карташев, князь Г. Н. Трубецкой, М. Н. Гире, И. П. Демидов и др. Мнения разделились. М. Н. Гире высказался весьма резко против соглашения с митрополитом Сергием; о. Булгаков, Карташев, Демидов… стояли за соглашение. Эти два противоположных мнения отражали настроение моей паствы. Объединенная вокруг меня и мне преданная, она была Указом митрополита Сергия озадачена, встревожена и смущена… Я решил исполнить требование митрополита Сергия не безусловно, а при условии, что термин " лояльность " означает для нас аполитичность эмигрантской Церкви, т. е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Скачать Члены Архиерейского Собора утвердили повестку дня, программу и регламент, предложенные Священным Синодом. Также участники заседания избрали Секретаря Собора, проголосовали по составу редакционной, мандатной и счетной комиссий, а также утвердили порядок избрания Собором кандидатов на Московский Патриарший Престол. Архиереи спокойны, сосредоточенны. В перерывах, когда есть возможность поговорить друг с другом, на лицах сияют улыбки радостных встреч. В этот же день состоялось тайное голосование; десятистраничные бюллетени для голосования содержали полный список возможных кандидатов.     В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, кандидатами на Патриарший Престол могут быть епископы Русской Православной Церкви старше 40 лет, обладающие высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления. Согласно отчету счетной комиссии, который огласил ее председатель митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, в голосовании приняли участие 198 архиереев. Количество бюллетеней после голосования 198, из них действительных бюллетеней 197, 1 недействительный. По итогам голосования Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл получил 97 голосов. 32 участника Собора проголосовали за управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента , 16 — за Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Скачать Архипастыри также приняли Определения «О подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви» и «О кандидатах на Патриарший Престол», одобрили Грамоту о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви, утвердили Положение о составе Поместного Собора, рассмотрели и предварительно одобрили для последующего утверждения Поместным Собором ряд документов, касающихся организации работы Собора. В связи с тем, что повестка Архиерейского Собора была исчерпана в ходе заседания 25 января, Председательствующий на Соборе Местоблюститель Патриаршего Престола объявил об окончании его работы. В завершение заседания Преосвященные архиереи — участники Собора пропели молитву «Достойно есть».

http://pravmir.ru/arxierejskij-sobor-rus...

Разве я могу забыть совсем недавние дни, когда клир явил мне великое доверие и удержал верующих в церковном единстве? Наконец, я покидаю свою уездную паству, всегда с любовию воспринимавшую меня и доверчиво отдавшуюся моему руководству. Как же мне без слез подумать, что уже не увижу я больше близких моему сердцу детскоселов, гатчинцев и шлиссельбуржцев (тех районов, где я был и где лично знают меня). Пусть все простят меня, я буду молить их об этом. Пусть все поймут, что я бессилен сделать что-либо другое. Вот почему покойна моя совесть. Пусть меня судит Господь. У меня нет никаких личных мотивов быть кем-либо или чем-либо недовольным, впрочем, я могу указать один личный мотив. Сложная обстановка церковной жизни вздымает на душу целые шквалы. Они потрясают душу и как бы истребляют её. Мне самому надо подкрепиться в самоуглублённости, легче достижимой при уходе от дел. Дни мои идут к закату, и надо утвердиться в одном деле: быть в Боге и с Богом. За это тяжкое время Христос явил мне столько Отчей любви, такую несчётную милость, благодеяния Господни мне недостойнейшему – так велики, что сознание моего неоплатного должничества перед Богом гнетёт меня, как ярмо неблагодарного раба. А к тому же, после четырёхлетних испытаний, вправе иметь я физический покой для своих слабых телесных сил. Ещё раз прошу простить меня, глубокочтимый Владыко, если я приношу Вам огорчение. Помолитесь, чтобы Господь укрепил мои силы в мужественном перенесении нового испытания тяжёлого разрыва со служением Св. Церкви, которому я отдал все силы и все разумение, и тяжёлого разрыва с лаврской братьяй, клиром и всей своей паствой, с которыми я молился, скорбел, радовался, сроднился, полюбил, для которых стал своим и которых воспринимал как тепло, как родных, как Богом мне вручённых. Вашего Высокопреосвященства недостойнейший собрат о Христе – (подпись). 28 .02 [ст. ст.] 1928 г. Архив составителям «Послание к пастырям» епископа Глазовского Виктора [Островидова] по поводу деятельности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия [Страгородского] и его Временного Патриаршего Синода 201

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Но зная неумолимое и непоколебимое упорство Никона, что он надмился до высшей точки гордости, он допустил ему на время уйти в надежде исцелить впоследствии преждевременную скорбь Никона. После этого посылалось не мало посольств, посредников, просьб, писем, но все ни к чему; единственный результат был тот, что он стал возноситься перед ними и, обращаясь с ними все более и более гордо сражаясь и неистовствуя против них, он вознес высоко свою выю, подобно горячей и неукротимой лошади, заявляя, что он не хотел Патриаршества, в то время как в действительности он алкал его подобно оленю». Вот, источник, откуда явилось мнение о неимоверной гордости Никона, мнение, которое призвано было у Соловьева, а вслед за ним у Каптерева, освещать и самый уход Никона и все позднейшие переговоры его с царем, которые мы цитировали, при чем основой всей последующей деятельности Никона от 1658 г. до его осуждения являлось будто бы намерение его захватить опять патриарший престол. Для Соловьева явилось загадкой первоначальное заявление Никона послам царя о готовности допустить другого Патриарха и его благословение Митрополиту Питириму на местоблюстительство, и затем последующия заявления в апреле и мае 1659 г. о том, что благодать Святого Духа с ним, с Никоном, что он от Патриаршества не отрекался и только не называет себя больше Патриархом Московским. Соловьев полагает, что Никон увидел, что ему возврата в Патриархи нет, и в нем поднялись де искушения власти и роскоши, к которым он де привык и потому он стал придумывать свои права и отрицать факт своего отречения от Патриаршества. Причем сам Соловьев доверяет показанию Митрополита Питирима и исходит из того факта, что Никон сказал на себя проклятие, если помыслит быть Патриархом. Мы же не видим никакого противоречия между словами Никона в июле 1658 г. князю Трубецкому о готовности допустить другого Патриарха и о благословении на местоблюстительство Митрополиту Питириму с одной стороны, и его заявлением в апреле 1659 г. Прокофию Елеазарову и дъяку Алмазу Иванову о порицании им Митрополита Питирима за действо в неделю Ваий и напоминанием о том, что он Патриарх, с другой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Должен заметить, что ни ему, ни другому моему сожителю я не давал никаких поручений, касающихся церковных дел. О себе лично скажу, что я прошёл все виды страданий, которые можно себе представить, казалось, что у меня одно время года – время скорби, но Господь, видимо не оставляет меня. Он поддерживает мои силы, ослабляемые тяжёлыми условиями изгнания, и вносит в душу упокоение, которое, если и отравляется, то только болью о Церкви. Милость Божия да будет с Вами, Вашего Высокопреосвященства Послушник М[итрополит] П[ётр]. Архив редакции Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] и его Синодом Представители советской печати обратились с рядом вопросов к митрополиту Сергию и присутствовавшим при беседе членам Синода. На поставленные вопросы митрополит Сергий и Синод дали следующие ответы: Вопрос. Действительно ли существует в СССР гонение на религию и в каких формах оно проявляется? Ответ. Гонения на религию в СССР никогда не было и нет. В силу декрета об отделении Церкви от государства исповедание любой веры вполне свободно и никаким государственным органом не преследуется. Больше того. Последнее постановление ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г. [н. ст.] совершенно исключает даже малейшую видимость какого-либо гонения на религию. Вопрос . Верно ли, что безбожники закрывают церкви, и как к этому относятся верующие? Ответ . Да, действительно, некоторые церкви закрываются. Но производится это закрытие не по инициативе власти, a по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих. Безбожники в СССР организованы в частное общество, и поэтому их требования в области закрытия церквей правительственные органы отнюдь не считают для себя обязательными. Вопрос . Верно ли, что священнослужители и верующие подвергаются репрессиям за свои религиозные убеждения, арестовываются, высылаются и т. д.? Ответ . Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам, за разные противоправительственные деяния. Надо сказать, что несчастье Церкви состоит в том, что в прошлом, как это всем хорошо известно, [она] слишком срослась с монархическим строем. Поэтому церковные круги не смогли своевременно оценить всего значения совершившегося великого социального переворота и долгое время вели себя как открытые враги соввласти (при Колчаке, при Деникине и пр.). Лучшие умы Церкви, как, например, Патриарх Тихон, поняли это и старались исправить создавшееся положение, рекомендуя своим последователям не идти против воли народа И быть лояльными к советскому правительству. К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата и продолжают вести себя как политические противники советского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сергий, митрополит Нижегородский. Серафим [Александров], митрополит Саратовский. Алексий [Симанский], архиепископ Хутынский. Филипп [Гумилевский], архиепископ Звенигородский. Питирим [Крылов], епископ Орехово-Зуевский. 15 февраля 1930 г. 1 . Известия ЦИК. 1930. (3893). 16 февр. 2 . Беднота. 1930. 16 февр. Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским], данное корреспондентам иностранной печати в Москве Вопрос . Не будете ли вы так добры и не пополните ли вы сообщение об ухудшении положения Церкви, сделанное вами для советской печати, статистическими данными о количестве прихожан в 1913 г., в первые годы революции и в 1929 r.; также желательны данные относительно количества крестин, венчаний, похорон и вообще посещаемости Церкви за те же годы (1913, 1922 и 1929 гг.)? Какое количество священников имеют приходы и совершают службы и какое имеется количество учащихся, получающих в данный момент богословское образование? Ответ . Отвечая на заданный вопрос, мы должны сказать, что в дореволюционное время никакого точного учёта верующих не существовало, так как все население, обслуживаемое православным храмом каждого данного прихода, считалось формально принадлежащим к Православной Церкви. Кроме того, вопрос о количестве прихожан Православной Церкви до войны и революции 1917 г. надо рассматривать в связи с вопросом о свободе совести, которой в России не было до революции, когда сектантские вероучения преследовались и поэтому искусственно повышалось количество прихожан Православной Церкви. При советской же власти многие, считавшиеся православными, перешли в различные сектантские организации (баптистов, евангелистов и др.). Что касается первых годов революции, то в это время органы управления Православной Церкви нормально отправлять свои функции не могли, потому что в указанное время большая часть территории нынешнего СССР находилась в сфере военных действий. Переходя к настоящему времени, мы, прежде всего, должны заявить, что мы располагаем только цифровыми данными о так называемых «двадцатках», которые составляют по советскому законодательству ядро религиозной общины, необходимое для регистрации этой общины как таковой. Все остальные верующие являются посетителями Церкви, не подлежащими никакой регистрации. Мы можем сказать, что в настоящее время количество прихожан Православной Церкви составляет несколько десятков миллионов. Мы думаем, что безбожники преувеличивают свои успехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Алексий (Симанский) 28.04.1913 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Новгородской епархии; с февр. 1921 г. еп. Ямбургский, вик. Петроградской епархии; 1922–1925 в ссылке; с авг. 1926 г. архиеп. Хутынский; с 18.05.1932 митр. Старорусский; с 11.08.1933 митр. Новгородский; с 5.10.1933 митр. Ленинградский; с 1943 г. митр. Ленинградский и Новгородский; с 15.05.1944 патриарший Местоблюститель; с 4.02.1945 Патриарх Московский и всея Руси; † 17.04.1970. Пимен (Извеков) 17.11.1957 хирот. во еп. Балтского, вик. Одесской епархии; с 26.11.1957 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 23.11.1960 в сане архиепископа; с 16.03.1961 архиеп. Тульский и Белевский; с 14.11.1961 митр. Ленинградский и Ладожский; с 9.10.1963 митр. Крутицкий и Коломенский; с 18.04.1970 патриарший Местоблюститель; с 2.06.1971 Патриарх Московский и всея Руси; † 3.05.1990. Алексий (Ридигер) 3.09.1961 хирот. во еп. Таллинского и Эстонского; с 23.06.1964 в сане архиепископа; с 25.02.1968 в сане митрополита; с 29.07.1986 митр. Ленинградский и Новгородский, управ. Таллинской епархией; с 10.06.1990 Патриарх Московский и всея Руси. Аввакум (Боровков) 28.11.1922 хирот. во еп. Старо-Уфимского, вик. Уфимской епархии; расстрелян 15.10.1937. Августин (Беляев) 21.09.1923 хирот. во еп. Иваново-Вознесенского; с 1.10.1929 еп. Алмаатинский; с 1.04.1930 еп. Сызранский; с 1931 г. епархией не управ.; с 27.03.1934 еп. Калужский и Боровский; с 2.04.1936 в сане архиепископа; расстрелян 23.11.1937. Августин (Маркевич) 20.02.1992 хирот. во еп. Львовского и Дорогобычского. Августин (Петерсон) 29.03.1936 хирот. в сане митрополита Рижского и всей Латвии; с 1940 г. епархией не управ.; с 1946 г. в юрисдикции РПЦЗ; † 4.10.1955. Августин в 1927 г. упом. как еп. Луганский, принадлежал к «григорианскому» расколу. Аверкий (Кедров) с 27.06.1915 еп. Острожский, вик. Волынской епархии; с 1920 г. в сане архиепископа; с 1922 г. архиеп. Волынский и Житомирский; с 1929 г. в ссылке; расстрелян 27.11.1937. Авраамий (Дернов) 3.09.1923 хирот. во еп. Уржумского; с кон. 1923 г. епархией не управ.; с 22.02.1929 еп. Глазовский; с 1931 г. на покое; с 9.05.1935 еп. Глазовский (вторично); с 7.01.1937 в сане архиепископа; † 1939 г. в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Для управления имуществом общины дозволялось сформировать исполнительный орган (ст. 13) в количестве трех человек, хотя они и не приобретают полной правоспособности, в своих действиях они выступают как частные лица, а не представители юридического лица. Поскольку юридических прав община не имела, то она и не имела возможности вступать в экономические отношения – что-либо продавать, покупать, производить, строить и прочее. Но сторожа для храма нужны, ремонт здания делать необходимо, предметы культа должны наличествовать и кто-то должен все это обеспечить; тогда закон делает беспрецедентное повеление – финансы и оперативное управление достоянием общины передается частным лицам – членам исполнительного органа общины; не должностным лицам как представителям юридического лица, а частным лицам («отдельным гражданам» – ст. 11) – членам исполнительных органов общины. Фактически это означало, что денежные средства прихода могли находиться на личном счете в сберегательной кассе старосты храма, что создавало криминогенную ситуацию, в особенности в те годы, когда старосты «назначались» свыше. Еще в 1929 году власть обеспечила себе право «назначать» старост в приходы согласно статье 14 – «Регистрирующим органам предоставляется право отвода из состава членов исполнительного органа религиозного общества или группы верующих отдельных лиц». Регистрирующий орган мог «подсказать», какого старосту он зарегистрирует – в этом и заключалось назначение свыше. Статьей 20 было дано право «организовывать местные, всероссийские и всесоюзные религиозные съезды и совещания», а также их «исполнительные органы» (ст. 22), но все они не наделялись правом юридического лица. Следовательно, Высшее Церковное Управление при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя, зарегистрированное НКВД, не обладало правом юридического лица; Митрополит Сергий выступал как «отдельный гражданин», управляющий имуществом «религиозного объединения» – Высшего Церковного Управления при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя. На этом и ограничивался состав прав религиозных общин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако на исходе десятого года своего существования советская власть не может не видеть, что десятилетние напряженнейшие усилия к желанным результатам не привели. Религиозная вера искоренению не поддается. Те, кто регистрируются в качестве безбожников, не всегда это делают искренне, а часто из соображений чисто житейского характера. Фронт безбожников, за 10 лет сумевший навербовать 1⁄2 процента всего населения СССР, и количественно ничтожен и качественно ненадежен. Перед руководителями жизни СССР не может не вырисовываться серьезнейшего характера вопрос: если союз советских республик будет поставлен перед лицом серьезнейших международных испытаний, то будут ли люди глубокой религиозной веры защищать союз, руководители и повелители которого в течение десяти лет с беспримерным ожесточещем работали над искоренением религиозной веры? Особенно, если борьбу придется вести с народами, борющимися под знаменем религиозной веры? Былая национальная спайка русской России ослабела до крайности, а новая интернациональная социалистическая спайка широкими массами воспринимается далеко не в той степени, в какой желали бы проповедники ее. Все это вместе взятое невольно выдвинуло и открыто поставило между прочим вопрос об отношении верующих к союзу на случай международных осложнений. Момент для верующих более благоприятный, чем когда бы то ни было за истекшие 10 лет. Именно в такой момент Господь судил вступить в исправление обязанностей патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию. Митрополит Сергий и по свойствам своего личного характера, и по традициям Православной Церкви, несмотря на щепетильность положения Советов, заговорил с ними о положении Православной Церкви в СССР в духе глубочайшего смирения и кротости. В своем меморандуме, поданном властям тотчас по вступлении в исправление обязанностей заместителя Патриаршего местоблюстителя, он, минуя горестные воспоминания о десятилетнем бесправном кровавом былом Православной Церкви в союзе СССР, говорит о необходимости легализации Православной Церкви в СССР с точки зрения справедливости и обоюдной пользы как для Церкви, так и для СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010