Святейший Патриарх Алексий являлся председателем Патриаршей Синодальной Библейской комиссии, главным редактором «Православной энциклопедии» и председателем Наблюдательного и Церковно-научного советов по изданию «Православной энциклопедии», председателем Попечительского совета Российского благотворительного фонда примирения и согласия, возглавлял Попечительский совет Национального военного фонда. За годы своего архиерейского служения в сане митрополита и Патриарха Алексий II посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Святейший Патриарх Алексий возглавлял Архиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000, 2004 и 2008 годов, неизменно председательствовал на заседаниях Священного Синода. Большое внимание Святейший Патриарх Алексий уделял подготовке кадров священнослужителей для Русской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения. С этой целью по благословению Его Святейшества открываются духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создаются структуры для развития религиозного образования и катехизации. В 1995 году устроение церковной жизни позволило подойти к воссозданию миссионерской структуры. Его Святейшество уделял большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью. При этом он убежденно придерживался принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В то же время он считал, что душеспасительное служение Церкви и служение государства обществу требуют обоюдно свободного взаимодействия между церковными, государственными и общественными институтами. После многолетних гонений и ограничений Церкви была возвращена возможность проводить не только катехизаторскую, религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и осуществлять благотворительность по отношению к малоимущим и служение милосердия в больницах, домах престарелых и местах заключения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245130...

31 мая 2010 года Священный Синод, заслушав прошение митрополита Филарета о почислении на покой по достижении 75-летнего возраста, постановил просить его продолжить управление Минской епархией и руководство Белорусским экзархатом с выражением благодарности за многолетние труды по окормлению православной паствы Беларуси. 5 октября 2011 года освобожден от должности председателя Синодальной библейско-богословской комиссии. В 2013 году принял участие в подготовке и праздновании на территории Республики Беларусь 1025-летия Крещения Руси. Церковные торжества, прошедшие в Москве и Киеве, завершились 29 июля на Минском замчище Божественной литургией, за которой митрополит Филарет сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Предстоятелям и представителям Поместных Православных Церквей. 25 декабря 2013 года Священный Синод удовлетворил повторное прошение Высокопреосвященного митрополита Филарета о почислении на покой, назначив его почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси и сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях. Священный Синод выразил сердечную благодарность за его «35-летнее архипастырское окормление Беларуси, которое отмечено выдающимися церковными достижениями, такими как открытие 10 епархий, многократное увеличение числа приходов, открытие новых монастырей, духовных школ, установление доброжелательного и конструктивного диалога с государственной властью и общественным организациями, поддержание достойного уровня межконфессиональных отношений, участие во внешней деятельности Московского Патриархата». За 35-летний период пребывания митрополита Филарета во главе Белорусского экзархата были возрождены исторические и учреждены новые православные епархии, открыты 24 женских и 10 мужских монастырей. В несколько раз увеличилось число православных приходов, построены сотни новых и восстановлены многие разрушенные храмы и церковные здания. Владыка возглавил архиерейские хиротонии девяти архипастырей для белорусских кафедр и рукоположил в священный сан сотни верных чад Церкви Христовой.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Приветствие митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Председателя Синодальной библейско-богословской Комиссии, Патриаршего Экзарха всея Беларуси зачитал Кырлежев А.И. Первый доклад был прочитан деканом философского факультета МГУ В.В. Мироновым. Доклад называется «Взаимоотношение философии и религии и наследие Гегеля».  В докладе представлен опыт Гегеля, который говорит об метафизической проблеме, проблеме антропологической — взаимоотношении религии и философии. Если философия пытается говорить о Боге рациональными методами, то в центре религиозного сознания — религиозный опыт. В религии истина дана, в философии же она конструируется. В ходе полемики Дэвид Брэдшоу сказал, что вера не может быть только иррациональной. Докладчик заявил, что когда мы просто говорим о вере, то имеем в виду то, что она не требует обоснования. Дэвид Брэдшоу спросил о критериях правильности веры. Миронов заявил, что таких критериев нет. Я верую, потому что абсурдно. Если бы на земле не было ни одного теолога, если бы не было обоснования веры, люди бы все равно верили. Теология здесь в двусмысленном положении, ведь для Бога никаких обоснований не нужно. Роберт К. Кунс сказал, что теология есть уже у ап. Иоанна. Миронов ответил, что вера была еще до любых текстов. Когда мы рационально толкуем веру, то получается теология. А если нет — то это простая вера. Вообще истина не имеет отношение к количеству ее поддерживающих. Иудеи Христу сказали: яви чудо и мы поверим. Но Он отверг это, так как надо сначала поверить. А.Р. Фокин возразил, что если вера не нуждается в рациональных обоснованиях, то можно верить во что угодно. Истинность веры должна обосновываться. Миронов сказал, что он не противопоставляет религию и разум. Но наличие теологических текстов не является достаточным условием веры. Можно прочитать много теологических текстов и быть неверующим, и можно ничего не прочитать и быть глубоко верующим. Т.Ю. Бородай в конце дискуссии отметила, что в докладе был представлен Гегелевский романтизм в философии религии, который, как она считает, еще не закончился. До Гегеля же был взгляд, что чем вера рациональнее, тем лучше.

http://bogoslov.ru/article/818727

В будущем году продолжится работа над православным катехизисом, которая проходит под руководством Синодальной библейско-богословской комиссии. Планируется завершить подготовку словаря-справочника по истории Православия на Украине. В 2012 г. также будет продолжена работа над базой данных по истории русского канонического права. Также планируется проведение работы по созданию научно-комментированного издания источников по истории учреждения Патриаршества на Руси. В области кино и телевидения продолжится выпуск еженедельной передачи «Православная энциклопедия», предстоит работа над циклом фильмов о двунадесятых праздниках. Также будет организован широкий кинопоказ художественного фильма «Орда» во всероссийском масштабе. О деятельности Попечительского совета по изданию «Православной энциклопедии» в 2011 г. сообщил его председатель С.С. Собянин. «Московские библиотеки — и школьные, и общедоступные, по линии департамента культуры, — закупают ежегодно около трех тысяч книг для учащихся, для читателей библиотек, — сказал, в частности, мэр Москвы. — Мы будем по-прежнему помогать финансировать полиграфические работы и оказывать поддержку Интернет-порталу " Православной энциклопедии " Седмица.Ru, а также поддерживать по линии ТВЦ еженедельную программу " Православная энциклопедия " и другие проекты». Святейший Патриарх Кирилл выразил благодарность С.С. Собянину за поддержку, оказываемую правительством Москвы и членами Попечительского совета. О работе Общественного совета Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» в 2011 г. доложил глава совета Б.В. Грызлов. «Сегодня, когда завершает свою деятельность Государственная Дума 5-го созыва, я хотел бы отметить тот вклад, который за последние четыре года был сделан депутатами Государственной Думы в издание " Православной энциклопедии " и в процесс дальнейшего развития государственно-церковных отношений в нашей стране в целом, — заявил спикер нижней палаты Федерального Собрания. — Прежде всего, это принятый федеральный закон " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности " . Кроме того, это федеральный Закон о днях воинской славы — памятных датах России. Теперь в нашей стране на общефедеральном уровне отмечается памятная дата, которая имеет глубокий нравственный, духовный и объединяющий смысл, — это 28 июля, День Крещения Руси. Важно и то, что был принят новый федеральный Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части лицензирования и аккредитации профессионального религиозного образования — духовных образовательных учреждений. Существенное значение имеет внесенное в Налоговый кодекс РФ уточнение нормы, касающейся освобождения от налога на добавленную стоимость предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями».

http://patriarchia.ru/db/text/1672085.ht...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Конференции, симпозиумы 246. Большаков С. Н . Международный конгресс «Четвероевангелие в 1957 году» [Оксфорд, 16–20 сент. 1957 г.]//ВРЗЕПЭ. 1957. 27. С. 189–192. 247. Василий (Родзянко) , еп. Сан-Францисский. «Новый Завет в наши дни»: Второй междунар. съезд ученых, посвящ. изучению Нового Завета (Оксфорд, 11–15 сент. 1961 г.)/Прот. В. Родзянко//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 233–246. 248. Десницкий А. С. Конференция по библеистике: [Москва, 28–30 сент. 1997]//Страницы. 1997. Т 2. 4. С. 633–634. 249. Иннокентий (Павлов), игум . Патриаршая и Синодальная Библейская комиссия: (Справка. Хроника)//МБ. 1993. Вып. 1. С. 105–106. 250. «Проблемы библейской текстологии, экзегетики и перевода»: Междунар. конф., Москва, 25–27 сент. 1998//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 634–635. 251. «Русские переводы Священного Писания»: Конф. Москва, 10–14 июня 1996 г.//Страницы. 1996. 2. С. 157. 252. Семенченко Л. В. Институт востоковедения Российской Академии наук: Конф. «Библия и ее мир»: [Обзор докл.]//МБ. 1994. Вып. 1. С. 107–109. 253. Хосроев А. Л. Санкт-Петербургское отделение Российского Палестинского общества: (Справка. Хроника)//МБ. 1994. Вып. 1. С. 107. Библия и общество 254. Борзенко В., Иннокентий (Павлов), игум. Читатели Библии в России: групповой портрет в цифрах//МБ. 1994. Вып. 2. С. 105–106. 255. Иннокентий (Павлов), игум . Библия в жизни и культуре России и православного мира: Междунар. конф., посвящ. 500-летию Геннадиевской Библии//МБ. 2000. Вып. 7. С. 58–63. 256. Когган Д., архиеп. Кентерберийский. Значение Библии для общества: Выступление на Генеральной Конференции Российского Библейского о-ва [Москва, 24 нояб. 1994 г.]/Пер. с англ.: С. Э. Твердовский//МБ. 1995. Вып. 3. С. 110–111. 257. Рашковский Е. Б. Россия и динамика библейского слова: XVIII-XX вв.//МБ. 1995. Вып. 3. С. 53–57. См. также 45, 74, 2692. Библия и культура 258. Конференция «Библия в культуре и искусстве»: Випперовские чтения. Москва, 23–26 янв. 1995 г.]//МБ. 1995. Вып. 3. С. 111.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИНСТИТУТ ПЕРЕВОДА БИБЛИИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Институт перевода Библии (ИПБ), ведущий российский центр по переводу Библии на языки неславянских народов России и других стран постсоветского пространства Деятельность проходит по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла во взаимодействии с Синодальной библейско-богословской комиссией . Имеет статус автономной некоммерческой организации. Работает в сотрудничестве и под научно-методическим руководством Института языкознания Российской Академии наук. История В 1992 году в Москве было зарегистрировано Российское отделение шведской организации Institutet för Bibelöversättning (основан в Стокгольме в 1973 г. д-ром Бориславом Араповичем). В 1995 году в Москве была зарегистрирована самостоятельная российская организация «Институт перевода Библии». В 1997 году институт по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II переезжает в Патриаршее Подворье в бывшем Андреевском монастыре в Москве . В 2000 году получает статус научно-исследовательского учреждения, действующего под научно-методическим руководством Отделения литературы и языка РАН (ныне — Отделение историко-филологических наук, Институт языкознания РАН). В 2002 году получил аккредитацию в Министерстве промышленности, науки и технологий РФ. В 2003 году в связи реорганизацией перерегистрирован как автономная некоммерческая организация (АНКО). 11 марта 2003 года Постановлением Президиума РАН " О научном совете РАН по изучению и охране культурного и природного наследия " на базе Института перевода Библии была образована " Комиссия по изучению и проблемам перевода Библии " , вошедшая в состав Совета. Деятельность Ведет работу по переводу Библии и ее частей на языки 65 неславянских народов России и других стран СНГ . Объединяет в своих рядах более 150 сотрудников из разных регионов России и СНГ различной национальной и конфессиональной принадлежности: лингвистов, филологов, библеистов.

http://drevo-info.ru/articles/25682.html

В Санкт-Петербурге завершилось заседание Священного Синода Авг 24, 2023 Комментарий , Новости , Событие Санкт-Петербург, 24 августа . Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о некоторых ключевых решениях, принятых на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось сегодня под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге. Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ рассказал, что во время заседания члены Синода заслушали сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся 19 июля Архиерейском Совещании и его итогах. «Синод постановил выразить удовлетворение в связи проведением Архиерейского Совещания и благодарить Святейшего Патриарха Кирилла за руководство работой Архиерейского Совещания и представленный доклад», — сообщил В.Р. Легойда. По словам представителя Церкви, Синод утвердил Постановление Архиерейского Совещания, а также документ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», выразив благодарность Синодальной библейско-богословской комиссии за его подготовку. Члены Священного Синода также заслушали сообщение Святейшего Патриарха об учреждении Патриаршей гуманитарной миссии на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. «По итогам обсуждения, с целью дальнейшей координации и системного развития оказания гуманитарной помощи мирным жителям, в том числе православному духовенству на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также с целью координации оказания помощи раненным военнослужащим, находящимся в медицинских учреждениях на территории перечисленных регионов, Синод постановил учредить постоянно действующую Патриаршую гуманитарную миссию на упомянутых территориях», — сообщил В.Р. Легойда.

http://sinfo-mp.ru/v-sankt-peterburge-za...

Архив Пн 13 ноября 2007 г. 10:00 — 16 ноября 2007 г. 18:00 По решению Священного Синода, V Богословская конференция Русской Православной Церкви, подготовку и организацию которой осуществляет Синодальная Богословская комиссия во главе с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом , Патриаршим Экзархом всея Беларуси, будет посвящена православному учению о Таинствах (сакраментологии). V Международная богословская конференция «Православное учение о церковных Таинствах» пройдет в Москве 13-16 ноября 2007 года. Предыдущие конференции были посвящены: богословским итогам XX в. (2000), учению о человеке (2001), учению о Церкви (2003), эсхатологическому учению (2005). На конференции 2007 года, которую по традиции откроет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , планируется выступление около ста докладчиков. Формы работы: пленарное заседание, секционные заседания, «круглый стол». Богословие церковных Таинств будет рассмотрено как в исторической перспективе (в библейском, патрологическом, литургическом, каноническом аспектах), так и с точки зрения его изложения в системе догматического учения. Особое внимание будет уделено церковно-практическим вопросам, касающимся совершения Таинств и иных священнодействий. В ходе подготовки к конференции состоится серия научно-богословских семинаров, посвященных отдельным Таинствам. Семинары организуются на базе духовно-учебных заведений Русской Православной Церкви (Москва, Санкт-Петербург, Минск, Нижний Новгород, Смоленск, Тюмень). По итогам работы семинаров будут подготовлены отчеты, которые будут представлены для обсуждения на конференции. Проведенная таким образом научно-исследовательская и богословская работа в области православной сакраментологии в перспективе может быть обобщена в документе доктринального характера. В качестве докладчиков для участия в работе конференции приглашаются как отечественные, так и зарубежные ученые, специализирующиеся в различных областях научно-богословского знания (таких как библеистика, патрология, историческая литургика, каноническое право, догматическое и сравнительное богословие).

http://patriarchia.ru/db/text/209130.htm...

В мае того же года в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве между Патриаршей синодальной библейской комиссией РПЦ, возглавлявшейся тогда митр. Ленинградским и Новгородским Алексием, буд. Патриархом Алексием II, и ОБО, в к-ром был представлен более подробный список сфер возможного сотрудничества (п. 3), а именно: текстологические исследования рус. и слав. Библии, совр. переводы Свящ. Писания на языки народов, составляющих паству РПЦ, разработка методов по исследованию Библии и подготовка различных справочных пособий по Библии, публикация специальных иллюстрированных изданий Свящ. Писания для детей, поставка в соответствии с нуждами РПЦ различных изданий Свящ. Писания посредством ввоза из-за рубежа, использование имеющихся в СССР полиграфических возможностей для печатания Свящ. Писания, изучение возможностей практического применения и преимуществ капиталовложений ОБО в развитие полиграфических средств в СССР, участие в финансировании дальнейшего печатания и распространения Свящ. Писания в СССР, подготовка кадров специалистов по библейским проблемам и переводчиков библейских текстов, взаимное представление интересов сторон в РПЦ и международном сообществе Б. о., при соответствующих условиях обеспечение поддержки Б. о. со стороны РПЦ. 24 окт. 1991 г. в г. Дареме (Англия) Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и митр. Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым) со стороны РПЦ, Председателем исполнительного комитета ОБО Зигфридом Мойрером и Генеральным секретарем ОБО Джоном Эриксоном со стороны ОБО подписан протокол «Совместного заявления о сотрудничестве в библейской деятельности» (Protocol between the Russian Orthodox Church and the United Bible Societies: A Joint Statement on Cooperation in Bible Work). После вводной (формальной) части протокола излагаются основные положения, определяющие отношения между ОБО и РПЦ: «Мы рады тому, что сотрудничаем в распространении сотен тысяч экземпляров Священного Писания для верующих РПЦ так же, как для верующих других Церквей, и мы будем делать все возможное для усиления и расширения сотрудничества в будущем.

http://pravenc.ru/text/149133.html

Постановили: 1. Благословить проведение съезда епархиальных миссионеров с 17 по 20 ноября 1999 года в Москве. 2. Поручить Православному Миссионерскому фонду финансирование съезда. Имели суждение о работе Патриаршей и Синодальной библейской комиссии, образованной Синодальным постановлением 20 февраля 1990 года в качестве преемницы Русской Библейской комиссии (1915-1929), в связи с необходимостью решения насущных задач по распространению Священного Писания в пределах юрисдикции Русской Православной Церкви, а также изыскания более эффективных путей взаимодействия с различными самостоятельными структурами, занимающимися переводами, изданием и распространением Библии. Постановили: 1. С благодарностью молитвенно вспомнить почивших членов комиссии Константина Ивановича Логачева († 30.06.1997), секретаря комиссии, и Евгения Алексеевича Карманова († 20.09.1998). 2. Утвердить новый состав Патриаршей и Синодальной библейской комиссии Московского Патриархата. Председатель комиссии: Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Члены комиссии: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси; митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата; епископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии; епископ Верейский Евгений, ректор Московских Духовных академии и семинарии; протоиерей Николай Забуга, ректор Киевской Духовной академии; архимандрит Леонид (Филь), ректор Минской Духовной академии; архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), доцент Санкт-Петербургской Духовной академии; А. А. Алексеев, профессор (РАН, СПб.); протоиерей Борис Даниленко, директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата, — ответственный секретарь комиссии. 3. Поручить ответственному секретарю комиссии подготовить проект новой редакции «Положения о деятельности Синодальной Библейской комиссии» для рассмотрения и утверждения Священным Синодом. Имели суждение о представленных эскизах медали, эмблемы, памятных знаков участникам торжеств, посвященных 2000-летию Рождества Христова.

http://mospat.ru/archive/86370-opredelen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010