Архив Пн Открывается III Патриарший международный фестиваль духовной музыки «Свет Христов» 2 февраля 2024 г. 19:05 15 февраля 2024 года открывается III Патриарший международный фестиваль духовной музыки «Свет Христов». Цель проекта — содействие музыкально-просветительской деятельности хоровых коллективов, исполняющих русскую духовную музыку. Поддержку фестивалю оказывают Президентский фонд культурных инициатив, Министерство культуры Российской Федерации, Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения . Номинации фестиваля: Фестиваль пройдет в несколько этапов.  Первый этап: заочная форма (проводится по видеозаписям). Принимаются видеозаписи трансляций богослужений из храмов Русской Православной Церкви с участием хоров. Сроки приема заявок: 15 февраля — 15 мая. Второй этап: заочная форма (проводится по видеозаписям). Принимаются видеозаписи концертных выступлений хоров, прошедших во второй этап фестиваля. Сроки приема заявок: 2 июня — 20 августа. Третий этап: очная форма. Участие в богослужении в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы и гала-концерте на одной из главных концертных площадок столицы. Время проведения: ноябрь-декабрь. Документы необходимо отправлять на эл. почту Церковно-общественного совета — pravpenie@gmail.com. Видеозапись трансляции богослужения (в виде ссылок на внешний диск) необходимо прислать одним файлом в полном объеме всей службы, это может быть как Литургия, так и всенощное бдение (2024 года). Обязательные условия — горизонтальный формат съемки. На видеозаписи должно быть видно работу регента и хора. Концертное исполнение — не менее 15 минут без ограничения максимальной продолжительности.  По итогам фестиваля все хоровые коллективы будут отмечены специальными грамотами. Видеозаписи всех хоров будут находиться в общем доступе на  YouTube канале Церковно-общественного совета. Церковно-общественный совет по развитию русского церковного пения / Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/6100431.ht...

На 11 октомври 2018 г. Константинополската Патриаршия обявява следните решения, приети от нейния Синод: „да се даде автокефалия на Украинската Църква“, въпреки че каноничната Украинска Православна Църква не е молела за това; да се „възстановят” в сан лидерите на украинския разкол, „отменяйки” всички наложени им канонични забрани, безразборно приемайки всички тях и техните последователи в „църковно общение”; да се „отмени“ действието на съборната грамота, подписана преди 332 години, за преминаването на Киевската митрополия към Московската Патриаршия; да се отворят собствени „ставропигии“ в Киев. Въпреки лицемерния призив на Константинопол за „въздържане” от завземане на храмове и насилие „в името на мира и любовта”, в действителност натискът върху епископите, духовенството, монашеството и миряните на Украинската Православна Църква, които не искат да участват в антиканонични действия, постоянно се увеличава. При това положение Светият Синод на Руската Православна Църква, председателстван от Светейшия Патриарх Кирил, на среща в Минск на 15 октомври 2018 г. е принуден да вземе единствено възможното решение: „С оглед на продължаващите антиканонични действия на Константинополската Патриаршия да се признае за невъзможно по-нататъшното евхаристийно общение с нея“. На 15 декември 2018 година в Киев се провежда т. нар. „обединителен събор“, в чийто президиум присъства йерарх от Константинополската Църква и тогавашният президент на Украйна П. Порошенко. „Съборът“ създава нова структура от няколко разколнически организации, наречена „Православна Църква на Украйна“, която получава от Патриарх Вартоломей на 6 януари 2019 г. „томос за автокефалия“. Решенията, взети от Константинопол, не са подкрепени от другите поместни Православни Църкви. Въпреки това малко по-късно под натиска на Константинополската Патриаршия Предстоятелите на три от тях – Еладската (октомври 2019 г.), Александрийската (ноември 2019 г.) и Кипърската (октомври 2020 г.) изразиха готовността си да споменават лидера на украинския разкол Епифаний Думенко в качеството му на глава на „Църквата на Украйна“. Във връзка с тези събития Светият Синод на Руската Православна Църква реши да изключи Александрийския Патриарх Теодор, Кипърския архиепископ Хризостом и Атинския архиепископ Йероним от диптисите по време на богослуженията, да прекрати евхаристийното общение с тях, както и с всички, които се молят заедно с представителите на разкола.

http://mospat.ru/bg/patriarch/

2266 Неофит VII был тиран и крайний сребролюбец. 2267 Каллиник V, хотя и был сострадателен, но отличался изнеженностью, любовью к покою, беззаботностью о церковных делах; Комнин-Ипсилантис признает его «человеком недостойным во всех других отношениях», за исключением благодушия. 2268 Хрисанфа характеризуют, как человека властолюбивого и тирана, которого, не смотря на его деятельность – не любили. 2269 Агафангел являлся строгим и суровым в отношениях к духовенству, был осужден за сребролюбие. 2270 Константий II, возведенный на кафедру благодаря интригам, по выражению Гедеона, «не стоит слов». 2271 Григорий VI в русских источниках называются мудрым и проницательным правителем, 2272 но греческими повествователями ему не усвояется таких качеств: в особенности не одобряют его вторичное патриаршествование, в которое он не обнаружил ни твердости, ни находчивости, но и в первое патриаршествование его твердость и строгость переходили иногда в упорное отстаивание своих взглядов. 2273 Впрочем, Григорию нельзя отказывать в достоинствах. 2274 Анфим VI известен, как человек лукавый и крайний любитель золота (Гедеона, 697). Кирилл VII – патриарх ограниченный, лишенный твердости воли. 2275 Иоаким II оставил по себе память, как правитель мило- —308— стивый, но в тоже время известен был чрезмерною стяжательностью и деспотизмом сатрапа. 2276 Иоаким IV ни о чём так не заботился как о сохранении своего здоровья и спокойствия; но – прибавляет один греческий историк – когда дело заходило о личных делах патриарха, об отрешении чиновников патриархии, о прогнании их, об аресте архиереев, об оскорблении их – то откуда, что бралось у патриарха – появляются и силы, и голос, и энергичные жесты. 2277 Само собой понятно, с такими качествами не может быть хорошего патриарха. Дионисия V упрекают за любовь к покою и неге, инертность и бездейственность, за то, что он почти совсем не участвовал в богослужениях патриархии, но нужно помнить, что он был человек, несомненно, болезненный; говорят, что его патриаршествование прошло бесцветно и бесследно для православного мира, 2278 но нельзя забывать, что в деле внутреннего управления патриархатом он иногда обнаруживал замечательную деятельность, как об этом скажем несколько ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Какие приоритеты в церковной жизни Патриарших приходов Вы ставите для себя на настоящий момент и какие задачи планируете решать в первую очередь? — Прежде всего, хотелось бы чаще встречаться со своим духовенством за Божественной литургией, на мероприятиях в масштабах Патриарших приходов, где духовенство общалось бы между собой, делилось друг с другом опытом служения, ощущая себя в духовном единстве. Православные общины в США, и это мы должны иметь ввиду, невольно испытывают на себе влияние общин протестантских. Все это вольно или невольно привносит в жизнь приходов дух индивидуализма и изолированности. И нам, пока нас относительно мало в христианском мире Америки, надо чаще встречаться между собой, чтобы крепить православное единство. Еще один вопрос, которой меня волнует — это недостаток оперативности, информативности, обратной связи с духовенством и прихожанами. Нам необходимо развивать интернет-ресурсы. В моих планах провести реорганизацию интернет-портала, чтобы там в полной мере была представлена не только деятельность архиерея и Представительства Московского Патриархата в США, но и жизнь благочиний и приходов. Беспокоит меня и то, что духовенство наше стареет, а для подготовки новых кадров своего духовного учебного заведения у нас нет. Кого-то я благословляю учиться в Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке, многие обучаются на секторе заочного обучения в Духовных школах России. А в идеале хотелось бы иметь свой серьезный образовательный центр, который готовил бы богословски образованное духовенство, готовое к тому, чтобы проводить христианскую миссию в современном многополярном, быстро меняющемся мире. — Много ли на приходах молодежи, тех, кто в будущем мог бы стать пастырями Патриарших приходов? Сейчас при Свято-Николаевском соборе создан Отдел по работе с молодежью, который пытается заявлять о себе на православном пространстве Нью-Йорка… — По сравнению с Россией и с большинством приходов Молдавии и Приднестровья, где я служил почти пятнадцать лет, молодежи на американских приходах много, и молодежи умной, с хорошим образованием. Для меня важно, чтобы они стали, в первую очередь, христианами воцерковленными, чтобы исповедовались, причащались, любили богослужения. Было бы хорошо, если при этом они нашли бы себя в служении Церкви, в помощи за богослужением, в околоцерковной социальной деятельности.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-amerika-...

Со смирением приняв тяжесть предстоящего служения и в дальнейшем, по-прежнему полагаясь во всём на волю Божью, Патриарх Тихон старался не предпринимать действий, не посоветовавшись с собратьями епископами и всегда сохранял близость с клириками и рядовыми верующими. Его выступления воспринимались всеми как голос самой Церкви. В то же время русское церковное общество неизменно видело в нем своего общепризнанного и любимого вождя. В обстановке политической смуты, шатаний, гражданского разделения православные люди остро нуждались в духовно сильной личности, способной сплотить нацию, и ждали от Патриарха больше, чем он мог дать. Первый год Патриаршества Святейшего Тихона почти совпал с продолжением работ Поместного Собора. Здесь следует остановиться лишь на одном их аспекте – взаимоотношениях Патриарха и Собора. В связи с этим интересно отметить, что в первое время после интронизации, когда Собору предстояло принять ряд важных определений о высшем церковном управлении, Патриарх почти не появлялся на его заседаниях. Они проходили под председательством митрополита Новгородского Арсения. 185 Таким образом, давая Собору свободно сформулировать свое мнение по этим вопросам, Патриарх Тихон рассеял прежние опасения авторитаризма, который, якобы, может внести Патриаршество в деятельность Собора и во всё церковное управление. В то же время – те действия и выступления, которые Святейший Тихон должен был предпринимать как Предстоятель Церкви, неизменно находили единодушную поддержку Собора. В них видели самоотверженные усилия Патриарха, направленные к благу всей Церкви, они служили выражением церковной совести. В служении Святейшего Тихона в первый год его Патриаршества следует отметить ещё один момент. Он использовал любую возможность, чтобы совершать Богослужения в московских храмах. Особенно часто в 1918 году ему пришлось служить в приходах Пресни – рабочего района Москвы, куда он выезжал по просьбам прихожан. 186 В этом же году ему довелось совершить посещение других городов: Петрограда, Ярославля, Ростова Великого и Иваново-Вознесенска, где местное население и духовенство неизменно оказывали ему самый горячий приём. 187

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Толкование литургии св. Германа, патриарха Константинопольского, в редакции VIII-IX века на греческом языке (рукописи Ватиканской библиотеки 790 XV-XVI веков и Московского исторического музея (Синодальное собрание, 327(314) XV века) и на славянском (рукопись того же музея (Синодальное собрание, 163(262)) – опубликовано проф. Н. Красносельцевым  (Сведения. С. 323–375). Taft. The Pontifical Liturgy. Διταξις της του πατριρχου λειτουργας, πς γνεται ν τη Μεγλη Εκκλησα (рукопись библиотеки лавры преп. Саввы Освященного (ныне Патриаршей библиотеки) 362(607)) – опубликована проф. А. Дмитриевским  (Описание, И. С. 301–319). Τξις, γινομνη ν τη Μεγλη Εκκλησα π τε τω σπερινω τω δρθρφ τη Θεα κα ερα Λειτουργα κα π τη χειροτονα του πισκπου. Канонический сборник XV века русского Андреевского скита на Афоне – опубликован проф. А. Дмитриевским  (Описание, I. С. 164–172). Habert. A­ ρχιερατικν. Constantinus Porphyrogenitus imp. De cerimoniis. В заключение считаю своим приятным долгом выразить благодарность проф. Папского Восточного института в Риме о. Хуану Матеосу, презентовавшему мне экземпляр опубликованного им в двух томах с комментариями Иерусалимского списка 40) устава Великой константинопольской церкви и очерк, посвященный истории эволюции литургии (Evolution historique. PI et s. а.). Иерусалимский спйсок устава позволил мне обстоятельно осветить стациональное богослужение Константинополя, что было бы трудно, имея под руками только Патмосский список и отдельные эпизоды из Дрезденского. В этом же очерке я нашел некоторые дополнительные сведения из истории образования триады антифонов. Также сердечно благодарю профессора того же Института о. Роберта Тафта за присланные мне его труды. Опубликованный им «Диатаксис патриаршей литургии Великой церкви» из кодекса Британского музея 34060 я полагаю в основу рассмотрения обрядовой стороны Трисвятого на архиерейской литургии. Кодекс Британского музея 34060 как единица музейного хранения датируется XV веком, однако в него частично вошли манускрипты более раннего времени. В частности, листы 511–547 и 563–579 как по писчему материалу (веленевая бумага), так и по почерку относятся к XII веку. Используемый мной «Диатаксис патриаршей литургии Великой церкви» изложен на 511–515-х листах. – Косвенным доказательством столь раннего существования диатаксиса является запись на 515-м листе о богословских дискуссиях с лидерами манихеев и павликиан, которые проводились по инициативе императора Алексея I Комнина в 1114 и 1118 годах, и чиноприем обращаемых манихеев (л. 517 об.). Таким образом, дйатаксис можно спокойно назвать синхронным царствованию этого императора (1081–1118). Прототип же диатаксиса, по мнению проф. Тафта, восходит к более раннему времени, «по крайней мере к X веку» 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

XVII . После открытия, Синоду предстояло покончить с патриаршеством в России. В первое же заседание святейшего Синода 14 февраля 1721 года, Синод поднес государю на утверждение семь пунктов, из которых два касались патриаршества. Первый пункт гласил: «в церковных служениях, где было патриаршее имя возносимо, вместо него, правительствующего духовного собрания именование возносить ли по нижеположенной форме?» Форма: «о святейшем правительствующем собрании, честнем пресвитерстве» и прочее. Примечание: «этот титул – святейший – никому не присвояется в отдельности, но только всецелому собранию». Государь положил на этот пункт резолюцию: «о святейшем Синоде, или о святейшем правительствующем Синоде». Пятый по порядку пункт говорил о передаче в ведение святейшего Синода, вместе со всеми церковными, и патриарших вотчин. Пункт этот был государем утвержден 614 . Указы о возношении именования святейшего Синода за богослужением, вместо патриаршего имени, были тотчас же разосланы и разносили по епархиям вести о новом церковном управлении. Любопытно, что 14 марта 1721 года Ростовский преосвященный Георгий рапортовал уже Синоду о рассылке этих указов по своей епархии 615 , а между тем распоряжение Синода об этом в Петербурге и его окрестностях разослано было только в августе 1721 года 616 . 8 марта 1721 года Синод положил определить для управления делами патриаршего духовного приказа особое лицо под ведением управлявшего патриаршею областью Митрополита Сарского Игнатия, но самый приказ все еще не был уничтожен, хотя по сенатскому указу еще до открытия Синода велено было из патриаршего духовного приказа Всякие указные книги и дела, что касается к духовной коллегии, выслать в Петербург с дьяками и подьячими, и при них служителей 617 . Между тем в Костроме прибывший туда в августе 1721 года Синодальный советник, Архимандрит Ипатский Гавриил счел нужным переименовать существовавший там патриарший приказ духовных дел в приказ Синодского правления 618 . 12 марта затребованы были из патриаршей ризницы и печатного двора в Синод древние рукописные патриаршие служебники, по которым служил Патриарх Никон и его предшественники, до издания печатного Архиерейского служебника. На печатном дворе рукописных служебников не оказалось, а в патриаршей ризнице нашлось четыре: один харатейный 1313 года, другой Патриарха Иова 1604 года, остальные два без означения годов. Все они были доставлены с дьяком в Петербург, в Синод 619 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Престарелый митрополит Агафангел (род. в 1854 г.) скончался в конце того же 1928 г. (3/16 октября). 26 . Митрополит Иосиф [Петровых]. «Иосифлянский раскол». Ленинград. 1928 г. Митрополит Ростовский Иосиф, бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, согласно завещательному распоряжению Местоблюстителя от 23 ноября (6 декабря) 1925 г. последующим Заместителем митрополитом Сергием переводится на Ленинградскую кафедру, а вскоре, – «по обстоятельствам времени» – из Ленинграда назначается в Одессу. Это последнее назначение болезненно переживается митрополитом Иосифом и не без некоторой доли справедливости, рассматривается если не как произвол со стороны Заместителя, то, во всяком случае, как нежелание (или неумение) со стороны последнего должным образом отстоять это назначение перед лицом соответствующих инстанций гражданской власти. Митрополит Ленинградский отказывается подчиниться новому своему назначению в Одессу. Главным образом, в силу своей несолидарности с общецерковным курсом, избранным Заместителем с самого начала второго периода своего управления Церковью, начавшегося по освобождении из заключения 30 марта (12 апреля) 1927 г. (Декларация от 16/29 июля 1927 г., указ о поминовении за богослужением властей и пр.) – митрополит Иосиф при поддержке довольно широких кругов единомысленных ему клириков и мирян, недовольных в той или иной степени деятельностью митрополита Сергия, в блоке с епископом бывшим Никольским Иерофеем [Афоником] и другими епископами, официально и решительно отлагается от Заместителя. He встретив должной поддержки своим начинаниям со стороны представителей «ярославской оппозиции», к которой он примкнул было на первых порах своей несолидарности с Заместителем, – митрополит Иосиф довольно быстро становится во главе весьма широкого оппозиционного движения, коему позже присвоено было наименование «Иосифлянского раскола». Контакты его с «ярославской оппозицией» прекращаются... В дальнейшем, в связи с выяснившейся безнадёжностью возвращения митрополита Иосифа и единомышленных ему иерархов в общение с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, несмотря на предпринятые со стороны Патриархии увещевания, 29 марта (11 апреля) 1928 г., Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием и Патриаршим Священным Синодом выносится постановление 76) об увольнении сего митрополита на покой, предании каноническому суду православных архиепископов и запрещении в священнослужении впредь до раскаяния или до решения дела судом архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Священники, а погречески иереи, составляют второй священный чин после епископа. Они получают от епископа власть учить людей вере Христовой, совершать таинства, кроме священства, и все церковные службы, кроме освящения антиминсов, и, наконец, наблюдать за поведением своей паствы. Христианская община, подчиненная ведению священника, составляет его приход. Священники за свои заслуги удостаиваются почетного титула протоиереев (первенствующих священников) и пользуются первенством, когда служат со священниками. Священники церквей дворцовых, патриарших и синодальных называются пресвитерами (старейшинами), а главные между ними протопресвитерами. Монахи, имеющие сан священства, называются иеромонахами (священномонахами). Диаконы образуют из себя третий, низший священный чин. Диакон с греческого значит служитель. Диаконы служат епископу и священникам при совершении таинств, но сами совершать их не могут. При общественном Богослужении они, с благословения священника, произносят ектении и читают Евангелие или Апостол. Кром того, к их обязанностям относится заведывание священными сосудами, книгами и одеждами. Старшие диаконы при кафедральных соборах и дворцовых церквах называются протодиаконами или перводиаконами, а главный диакон при епископе называется архидиаконом или начальствующим диаконом. Монахи, имеющие диаконский сан, называются иеродиаконами. Епископы, священники и диаконы поставляются в свой сан через епископское рукоположение, причем они получают особые дары Святого Духа, каждый соответственно своей степени. Церковнослужители. Кром сих трех священных чинов в церкви существуют еще низшие служебные должности – иподиаконов, дьячков и пономарей. Иподиаконы служат при Богослужении епископам, а потому состоят только при кафедральных соборах. Дьячки, иначе называемые чтецами и псаломщиками, имеют своей главной обязанностью читать и петь при Богослужении. Парамонари (παραμονριος), т.е. пребывающие или стоящие при чемлибо), или придверники, имеют своей обязанностью созывать верующих к Богослужению посредством колокольного звона, помогать дьячкам в чтении и пении и возжигать свечи во храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Вот назначение Церкви Русской, определяемое историческим ходом событий и современным нашим положением. Высокая честь, которую может оправдать только усугубленный труд. Кому вверено много талантов, с того много и взыщется. Утешительно помнить, что нам назначен свой час в делании, но надобно быть верными своему часу. Жизнь Церкви раскрывается поди влиянием учения и Богослужения. Соблюдение того и другого в чистоте составляет характер православия. В жизни Церкви, Русской можно приметить преимущественно обладание одного элемента над другим, и притом сперва Богослужения, потом учения. Период патриаршества заключает собою первую половину. Среди борьбы в Ю[го] З[ападных] областях наших с латинством начинается новое направление и переходит на Север, сливается с общим преобразованием государственным. Преосвященный Макарий делит Историю Русской Церкви на три периода: 1. период совершенной зависимости ее от Констант[инопольского] патриарха (988–1240); 2. период постепенного перехода ее от этой зависимости к само- —377— стоятельности (1240–1589); 3. период ее самостоятельности с 1589 г. Но: 1) идея зависимости или самостоятельности Церкви не многое объясняет в нашей Истории. Потом как, отношение внешнее, не может служить к определению внутреннего хода событий, – с его видоизменениями, – достаточным основанием к делению периодов. 2) Характеристика не везде соответствует периодам. Спрашивается, во второй половине второго периода чем не самостоятельнее была Ц[ерковь] Русская, Московская, нежели во времена патриархов; – то есть в первой половине третьего периода? – Итак, самостоятельность на деле (de facto) началась гораздо ранее учреждения у нас патриаршества. И гораздо более мы сносились с Конст[антинопольским] патриархом в XVII ст., нежели во второй половине XV и в XVI в. – Если же укажут на то, что во второй половине второго периода зависимость Ц[еркви] Русской от Конст[антинопольского] патриарха продолжалась по крайней мере в Ю[го] З[ападной] митрополии Киевской: – на это заметим, что такая зависимость продолжалась и во времена патриархов у нас, до присоединения Церкви Малоросс[ийской] с Великоросс[ийской] при Патриархе Иоакиме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010