Разделение Москвы по викарным округам: ИНФОГРАФИКА В обязанности викариев входит наблюдение за исполнением Патриарших указов, совершение богослужений в праздники, взаимодействие с органами управления соответствующего административного округа для решения вопросов о строительстве храмов, забота об организации приходской жизни и служения,знакомство с клириками округа. 27 декабря, 2010 В обязанности викариев входит наблюдение за исполнением Патриарших указов, совершение богослужений в праздники, взаимодействие с органами управления соответствующего административного округа для решения вопросов о строительстве храмов, забота об организации приходской жизни и служения,знакомство с клириками округа. В 2010 году Патриарх Кирилл для окормления приходов назначил на каждый округ Москвы  епископов — викариев Московской епархии. «В ситуации повышенной ответственности и нагрузки на клириков и благочинных было принято решение об окормлении приходов по благочинническим и административным округам г. Москвы Преосвященными викариями Московской епархии»  — сказал Патриарх на епархиальном собрании Москвы. В обязанности викариев входит наблюдение за исполнением Патриарших указов, совершение богослужений в праздники, взаимодействие с органами управления соответствующего административного округа для решения вопросов о строительстве храмов, забота об организации приходской жизни и служения,знакомство с клириками округа. Как происходит разделение по округам в Москве: Инфографика: священник Максим Бурдин Нажмите для увеличения изображения Приходы распределяются между викариями следующим образом: Статистика по приходам — сообщество ustav : Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/vikarii-moskvy-infogra...

Св. Син. 17 Июл. 1788 г.; П. С. З., ук. 7 Апр. 1775 г.). 5) Заготовление и снабжение православных церквей необходимейшими святынями: а) святым миром (для таинства миропомазания, освящения храмов и коронования Государей) (указы Св. Син.: 29 Дек. 1731 г. и 23 Июн. 1788 г., приведенные у прот. К. Т. Никольского : «Пособие к изучению устава богослужения», изд. 7, Спб., 1907 г., стр. 607); миро отпускается почти во все епархии России (кроме 9 юго-западных) и за границу: для церквей Европы, Америки, Японии, Китая, Персии и церквей Ближнего Востока (ерногории, Антиохии и др.); б) частицами св. мощей для антиминсов во все эти церкви и епархии и в) антиминсами древнего освящения, сохраняющимися в патриаршей ризнице от всероссийских патриархов в единоверческие церкви России, по ходатайству о сем епархиальных преосвященных (опред. Св. Син. 15 Янв.Февр. 1896 г. 6) Синодальные, прежде патриаршие, ризница и библиотека 47 и некоторые дела по охранению памятников церковной древности во всех монастырях и церквах Империи. Контора наблюдает за целостью имеющихся в Синодальной ризнице вещей, ведет им опись и ревизию и заботится о внешней охране ризницы. По библиотеке Контора наблюдает за целостью и порядком хранения книг и рукописей, озабочивается о наилучших средствах их поддержания, следит чрез своего библиотекаря за правильным пользованием рукописями и книгами в самой библиотеке, наблюдает за пересылкой и возвращением рукописей и книг, испрашиваемых учеными лицами и учреждениями, сама выписывает из других библиотек и учреждений те или иные книги, потребные для сосредоточивающихся иногда в патриаршей библиотеке работ ученых заграничных,– наконец, производит ревизию книг и рукописей библиотеки. Контора же ведет и дело сосредоточения в патриаршей библиотеке рукописей из церквей и монастырей не только непосредственно ей подчиненных, но также, по возможности, и из епархиальных церквей и монастырей, и вместе наблюдает за охранением памятников церковной древности во всех монастырях и церквах Империи; копии с описей этих памятников Контора собирает в патриаршей библиотеке и следит, чтобы все включенное в эти описи никоим образом не было отчуждаемо без особо уважительных на то случаев и разрешения Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

Наш Εχολογιον, если он будет удостоен просвещённого внимания гг. членов Совета Академии и затем напечатан, уже сам по себе составит весьма важное научное приобретение. Обнимая памятники православного богослужения во всей его совокупности за столь длинный период, наш Εχολοιγον будет громадным подспорьем в деле начавшейся разработки вашей науки в пределах нашего отечества. Все собранные нами данные православного богослужения отличаются бесспорным интересом и новизной, но не все имеют одинаковую научную важность. Некоторые из этих данных, по своему научному интересу, заслуживают особенного внимания и достойны упоминания в данном случае. В области целого евхология нельзя пройти молчанием здесь, например, евхологий VIII–IX в. Синайской библиотеки 957, как имеющий самое близкое отношение к известному уже в науке Εχολογιον’у того же времени по списку Барбериновскому (Codex Barberinus S-Marci), изданному Гоаром вполне (Εχολ. Lut. 1647 ап.) и Сваинсоном лишь чины литургий (The greck Liturgies Lond. 1884 г.) и во многом дополняющий упомянутые издания; рукопись X века той же библиотеки 958 за полноту и интерес содержащихся в ней чинов древнейшей богослужебной практики, вышедших совершенно из употребления и потому в других рукописях несколько позднего происхождения, XIII, XIV и т. д. веков не встречающихся и бомбицинный евхологий того же монастыря 973 с определённой датой 1153 года. Последний евхологий, являясь весьма приятным исключением в ряду своих собратий всех известных библиотек 35 и имея неоспоримо важное значение своей датой для прочных научных выводов нашей науки, представляет в то же время научный интерес обилием молитв на различные случаи, между которыми много молитв апокрифического содержания и появлением в столь раннее время весьма сложных чинов и последований с молитвами нередко тоже апокрифического характера. Необходимо здесь указать ещё на бомбицинный евхологий каирской патриаршей библиотеки XIV в. 104 и на рукопись синайской библиотеки XV века 1006, как замечательнейшие сборники чинов и последований, практиковавшихся исключительно только в церкви александрийской, на пергаментную рукопись XIV века бывшей библиотеки монастыря Саввы Освященного (ныне патриаршей иерусалимской) 362 вместе с рукописью каирской патриаршей библиотеки 1407 года 371, как на источники практики великой константинопольской церкви и, наконец, на Архиерейский служебник 1660 года патриаршей иерусалимской библиотеки 151 вместе с упомянутым уже выше сборником 1665 г. свято-гробской константинопольской библиотеки, как на памятники бывшей практики церкви иерусалимской. Нельзя здесь не отметить пергаментный евхологий синайской библиотеки 1426 года 968, который, кроме своего материала и замечательно изящного письма, не лишён и литургического значения по полноте своих чинов, нередко потом повторяемых в других синайских рукописях позднейшего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Первоначально главным патриаршим чиновником был синкелл, который был его политическим советником и служил связующим звеном между императорским и патриаршим дворами. Эта должность, однако, пришла в упадок к XIII в., может быть потому, что она стала излишней для небольших потребностей маленького двора в Никее. Архидиакон, патриарший помощник в богослужебных делах, исчезает в это же время. На протяжении всего византийского периода неизменными оставались пять главных должностных лиц. Во главе их стоял великий эконом, который ведал всеми имуществами и источниками дохода, а также управлял патриархатом в период междупатриаршества. Великий сакелларий, который, несмотря на свое название, не имел ничего общего с казной, но ведал всеми патриаршими монастырями, имея свой собственный двор и представителя, известного под названием архонт монастырей. Великий скевофилакс ведал всеми богослужебными вопросами, а также сокровищницей и святынями, принадлежащими патриархату. Великий хартофилакс поначалу был хранителем патриаршей библиотеки, а впоследствии, после упразднения должностей синкелла и архидиакона, стал патриаршим секретарем и заведовал личным составом патриархата. Наконец, префект сакеллиона был надсмотрщиком над патриаршей тюрьмой и ответственным за наказания церковных правонарушителей. Эти пять должностных лиц были членами св. синода и стояли рангом выше всех митрополитов. До 1057 г. все они назначались императором; знаменитый патриарх Михаил Керулларий получил право сам назначать их, хотя впоследствии императоры и пытались отнять у патриархов это право. Ниже рангом, чем митрополиты, не будучи членами синода, стояли такие чиновники как референдарий, который доставлял патриаршие письма императору; мандатон, который организовывал ежедневные богослужения; логофет, или главный счетовод; протонотарий, который принимал и представлял прошения; иеромнимон, который организовывал заседания синода и считал голоса на них; ипомимнескон, который был главным личным секретарем, а также помощники секретарей и преподаватели Патриаршей школы. Был также глава церемоний и ряд священников, назначенных помогать патриарху при его богослужениях. Богослужения в Св. Софии, совершавшиеся при участии многих клириков, были составной частью патриаршей организации. 35

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протодиакон Андрей Кураев: Храм в Кижах используют для пропаганды враждебной православию культуры В 2003 году Указом Патриарха Московского и Всея Руси при Спасо-Преображенском храме на острове Кижи было образовано Патриаршее Подворье, там проходят богослужения. Поэтому, тем более необходимо быть аккуратными при такого рода «утилизации» христианской святыни. 17 октября, 2013 В 2003 году Указом Патриарха Московского и Всея Руси при Спасо-Преображенском храме на острове Кижи было образовано Патриаршее Подворье, там проходят богослужения. Поэтому, тем более необходимо быть аккуратными при такого рода «утилизации» христианской святыни. 22 октября на территории государственного музея-заповедника «Кижи» пройдет этап эстафеты Олимпийского огня. Музей планирует  передать  в качестве талисманов  для российской сборной три детали Преображенского храма.  «Лемех — символ защиты и высоты, поскольку он защищает храм и соприкасается с небом. Кованый гвоздь, которым крепился лемех,— символ силы. Розетка-колесо — символ солнца, энергии и вечного движения; именно от Солнца загорается Олимпийский огонь. Эти талисманы — не только древние обереги; их символика соответствует олимпийскому девизу: «Быстрее, выше, сильнее», — заявили в музее. Комментирует протодиакон Андрей Кураев: — Я думаю, что руководство этого музея должно определиться, не превратить ли этот храм в музей «пастафарианской церкви», потому что это будет больше соответствовать их убеждениям. Это очень странные люди, которые взялись управлять имуществом, к созданию которого они никак не причастны, к символике – также. Взять на себя управление православной культурой, и использовать ее для пропаганды культуры, мягко говоря, альтернативной, а, точнее, враждебной православию – очень «креативный» подход. Музей является федеральным государственным  учреждением культуры, поэтому я предложил бы министру Владимиру Мединскому озаботиться вопросом о служебном соответствии руководства. В 2003 году Указом Патриарха Московского и Всея Руси при Спасо-Преображенском храме на острове Кижи было образовано Патриаршее Подворье, там проходят богослужения. Поэтому, тем более необходимо быть аккуратными при такого рода «утилизации» христианской святыни.

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

Первоначально главным патриаршим чиновником был синкелл, который был его политическим советником и служил связующим звеном между императорским и патриаршим дворами. Эта должность, однако, пришла в упадок к XIII в., может быть потому, что она стала излишней для небольших потребностей маленького двора в Никее. Архидиакон, патриарший помощник в богослужебных делах, исчезает в это же время. На протяжении всего византийского периода неизменными оставались пять главных должностных лиц. Во главе их стоял великий эконом, который ведал всеми имуществами и источниками дохода, а также управлял патриархатом в период междупатриаршества. Великий сакелларий, который, несмотря на свое название, не имел ничего общего с казной, но ведал всеми патриаршими монастырями, имея свой собственный двор и представителя, известного под названием архонт монастырей. Великий скевофилакс ведал всеми богослужебными вопросами, а также сокровищницей и святынями, принадлежащими патриархату. Великий хартофилакс поначалу был хранителем патриаршей библиотеки, а впоследствии, после упразднения должностей синкелла и архидиакона, стал патриаршим секретарем и заведовал личным составом патриархата. Наконец, префект сакеллиона был надсмотрщиком над патриаршей тюрьмой и ответственным за наказания церковных правонарушителей. Эти пять должностных лиц были членами св. синода и стояли рангом выше всех митрополитов. До 1057 г. все они назначались императором; знаменитый патриарх Михаил Керулларий получил право сам назначать их, хотя впоследствии императоры и пытались отнять у патриархов это право. Ниже рангом, чем митрополиты, не будучи членами синода, стояли такие чиновники как референдарий, который доставлял патриаршие письма императору; мандатон, который организовывал ежедневные богослужения; логофет, или главный счетовод; протонотарий, который принимал и представлял прошения; иеромнимон, который организовывал заседания синода и считал голоса на них; ипомимнескон, который был главным личным секретарем, а также помощники секретарей и преподаватели Патриаршей школы. Был также глава церемоний и ряд священников, назначенных помогать патриарху при его богослужениях. Богослужения в Св. Софии, совершавшиеся при участии многих клириков, были составной частью патриаршей организации.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Улицата, на която е разположен руският патриаршески катедрален храм в Ню Йорк, бе наречена в чест на свети Патриарх Тихон Служба «К омуникация» на ОВЦС, 10.10.2022.  На 7 октомври, когато се навършиха 228 години от създаването на Православната мисия в Северна Америка (1794), на кръстовището на Медисън авеню и 97 Източна улица в квартала Манхатън в Ню Йорк, където е разположен руският катедрален патриаршески храм «Св. Николай», по благословение на временно управляващия руските патриаршески енории в САЩ и Канада епископ Сурожки Матей се състоя откриването на пътния указател «Saint Tikhon Way». В церемонията участваха свещенослужители на патриаршеските енории на Московската Патриаршия в САЩ и на Руската Задгранична Църква, енориаши, както и ръководителите и партньорите на Руско-американския център «Наследство» (РАКСИ). По информация на патриаршеските енории в САЩ, решението на градските власти на Ню Йорк част от улицата да получи почетно име в чест на светителя Тихон, построил и осветил през 1902 г. храма «Свети Николай», е било взето в резултат на над десетгодишни усилия на руското духовенство, енориаши, религиозни и обществени организации. Инициатор на увековечаването на паметта на светителя Тихон в топонимията на Ню Йорк и първи ръководител на работната група е бил архиепископ Юстиниан (в момента Елистински и Калмицки) в качеството си на управляващ патриаршеските енории в САЩ (2010-2014). В неделя, 9 октомври, в деня, когато св. Тихон е бил канонизиран за светец (1989), в катедралния храм «Свети Николай» в Ню Йорк при голямо струпване на вярващ народ беше отслужена Божествена литургия, след края на която на енориашите и гостите на енорията бе обявена новината за преименуването на улицата. Секретарят на управляващия патриаршеските енории в САЩ игумен Никодим (Балясников) изрази особена благодарност за неоценимата помощ на президента на Руско-американския център «Наследство» О.С. Зацепина в организацията на работата с градските власти на всички нива и по благословение на Светейшия Патриарх Московски и Всерусийски Кирил връчи църковна награда. Г-жа Зацепина отбеляза, че приема връчения медал като награда за всички, които са се потрудили за увековечаването на паметта на св. Тихон: енориашите, младежката организация към патриаршеските енории в САЩ, представителите на местните религиозни и обществени организации, членовете на Асамблеята на щат Ню Йорк, бизнес-общността на Ню Йорк, които с официални писма са подкрепили инициативата на Руската Православна Църква. Богослужението завърши със славословие за св. Тихон и «многая лета» за Светейшия Патриарх Кирил, градските власти на Ню Йорк и всички потрудили се за благото на Светата Църква.   Печатна публикация Споделяне: Page is available in the following languages Обратна връзка

http://mospat.ru/bg/news/89701/

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в митинге-реквиеме в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей 12 апреля 2024 г. 13:45 11 апреля 2024 года, в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин принял участие в митинге-реквиеме, который прошел в Минске в мемориальном комплексе «Шталаг-352». Траурные мероприятия начались с литии об упокоении жертв концлагерей, которую совершил митрополит Вениамин в Крестовоздвиженском храме в сослужении настоятеля иерея Олега Кунцевича. Затем владыка Вениамин обратился с архипастырским словом, в котором отметил, что люди выживали в условиях, в которых невозможно было жить, несмотря ни на что не склоняли голову, являя великую силу духа. «Народная мудрость говорит, что лучше порой встретиться с диким зверем, чем со злым человеком. Те, кто организовал концентрационные лагеря, потеряли человеческое обличие. Мы вспоминаем, что Гитлер пришел к власти в далеком 1933 году, и понадобилось совсем немного времени, чтобы переформатировать сознание немецкого народа, который дал миру великих композиторов, поэтов, ученых... И вот уже через шесть лет началась Вторая мировая война, которая явила все ужасы фашизма, идеологии, которая научала людей смотреть на других как на расходный материал», — отметил Патриарший экзарх. По окончании богослужения представители духовенства, органов государственного управления, общественных объединений и политических партий, Вооруженных сил, ветераны, молодежь и депутаты возложили цветы к мемориальному комплексу «Шталаг-352». Дата Международного дня освобождения узников фашистских концлагерей, 11 апреля, установлена в память об интернациональном восстании в Бухенвальде. В этот день в 1945 году узники, подняв восстание, захватили лагерь смерти и удерживали его до прихода союзных войск. В апреле 1945 года также были освобождены лагеря Заксенхаузен, Дахау и Равенсбрюк. На территории Беларуси во время Великой Отечественной войны было создано более 260 лагерей смерти. Наиболее крупные из них находились в Минске — в районе Немиги и в Тростенце, а также в Озаричах, Гомеле, Полоцке и Бобруйске. В них были уничтожены свыше 1,4 млн человек. В самом большом лагере военнопленных «Шталаг-352» с июля 1941 года по июнь 1944 года было уничтожено около 80 тыс. советских военнопленных. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6119983.ht...

Но этим значение пребывания Феофана в Москве для Русской Церкви еще не ограничилось. В житии преподобного Дионисия, архимандрита Троицкой лавры, говорится, что в Москве Феофан «укрепляше единомудрствовати, о еже держатися старых законов греческаго Православия и древних уставов четырех патриаршеств не отлучатися». К сожалению, документы о пребывании Феофана в Москве до нас не дошли, и мы не можем поэтому точно указать, по какому именно частному случаю Феофан счел необходимым убеждать русских «единомудрствовати, о еже держатися старых законов греческаго Православия и древних уставов четырех патриаршеств не отлучатися», и что именно в русской церковной практике он находил несогласным со старыми законами греческого Православия и с древними уставами четырех патриаршеств. Можно, однако, думать, что Феофан, проживая в Москве, подметил те особенности в русских чинах и обрядах, которыми они порознились с тогдашними греческими. До нас дошла записка современника, очевидца того, «как служил Феофан, патриарх Иерусалимский, с русскими митрополитами, с Казанским Матвеем и со архиепископами». Из этой записки оказывается, что русские иерархи, служа вместе с Феофаном и видя, что он в некоторых богослужебных действиях поступает не согласно с тогдашнею русскою церковного практикою, и считая ее правее греческой, простодушно поучали Феофана, как он должен правильно совершать то или другое богослужебное действие, так что по окончании богослужения Феофан иронически поблагодарил за науку своих учителей: «Просветили-де вы меня, – говорил он русским иерархам, – своим благочестием и напоили-де жаждущую землю водою своего благочестивого учения, и на том-де вам много челом бью» 7 . Значит, сами русские иерархи обращали внимание Феофана на то обстоятельство, что между русскими и современными греческими церковными чинами и обычаями существовали некоторые разности. Феофан не счел, однако, удобным вступать в какие-либо прения и состязания относительно особенностей русского чина и обряда с Казанским митрополитом и другими русскими архиереями, но зато, несомненно, посвятив в патриархи Филарета Никитича, он имел с ним беседу о русских церковных чинах и обрядах, поскольку они порознились с тогдашними греческими чинами и обрядами, и умолял своего ставленника «древних уставов четырех патриаршеств не отлучатися».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В приходские календари Патриаршего благочиния в Туркменистане включены некоторые национальные праздники 17 сентября 2012 г. 18:20 11 сентября в Ашхабаде состоялась пастырская конференция, посвященная обсуждению проектов документов, предложенных к общецерковному обсуждению Межсоборным присутствием Русской Православной Церкви. Участниками встречи, прошедшей под председательством епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта , стали священнослужители православных приходов Патриаршего благочиния в Туркменистане . Архиерей передал настоятелям храмов изданную в Пятигорской и Черкесской епархии брошюру с текстами документов и порекомендовал в ближайшее время провести обсуждение каждого из проектов с прихожанами. «Надо заранее известить людей — и через объявления на приходских информационных стендах, и устно, — а после субботнего богослужения собраться за чашкой чая и в свободной обстановке подробно обсудить проблемы и их оценку, предлагаемую Межсоборным присутствием», — отметил епископ Феофилакт. По итогам обсуждения Основ экологической концепции было принято решение включить в приходские календари Патриаршего благочиния такие существующие в Туркменистане национальные праздники, как «Капля воды — крупица золота», и День туркменской дыни. В день праздника «Капля воды» в храмах будет совершаться малое освящение воды. Молебны на освящение плодов нового урожая приурочат к Дню туркменской дыни; в этот день также будут устраивать угощение для прихожан и жителей соседних кварталов. Защищать права ребенку нужно, но это нужно делать под общественным контролем и с уважением к национальным и религиозным традициям, — так духовенство Туркменистана реагирует на оценку ювенальной юстиции, сформулированную в проекте «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции» . Обобщенные данные обсуждения проектов документов будут направлены в секретариат Межсоборного присутствия. На пастырской конференции обсудили также ряд актуальных проблем приходской и богослужебной жизни, уделив особое внимание вопросам катехизации перед совершением Таинства Крещения. «Если мы не видели крестных ребенка в храме до Таинства и не видим их после совершения Крещения, значит они совершенно не отдают отчета в своих обязанностях, неспособны их выполнять. Если такие люди отказываются посетить две-три беседы, то это дополнительных штрих к состоянию их религиозной самоидентификации», — подчеркнул владыка Феофилакт. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2475211.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010