Послы ответили на эти речи, что и ранее разные восточные патриархи в Москву приезжали, жили в ней подолгу и, возвращаясь домой, оставались по-прежнему патриархами, что так-де следует поступить и теперь. Турки говорили, что те патриархи ездили в московское государство с ведома и разрешения султана, а эти нет, и потому им оставаться на своих патриарших престолах непристойно. Но ради ходатайства и дружбы царя султан повелит Паисию и Макарию быть по-прежнему на их патриарших престолах. Тогда послы стали настаивать, чтобы грамоты султана о патриархах даны были им, послам, что и было им обещано. Действительно, 15 апреля послам дана была грамота султана к государю о патриархах и особая грамота султана к наместнику Египта, Ибрагим-паше, об Александрийском патриархе Паисии 6 . О рассказанных событиях послы, по своем возвращении в Константинополь, в особой отписке сообщают государю: «А о святейших, государь, патриарсех, о Паисие, патриархе Александрийском, и о Макарие, патриархе Антиохийском, по твоему великаго государя указу, будучи в ответех, договорились: салтан турской для твоей, великаго государя, брацкой дружбы и любви им, патриархом, места свои и престолы, как приедут с Москвы, по-прежнему одержати изволил до их живота, покаместа они живы будут, и хатшерев салтанов, жалованные и поволные грамоты за салтановой рукой Паисею, патриарху Александрийскому, и Макарию Антиохийскому, мы, холопи твои, взяли. А что в прошлом во 175 году по ненависти прежняго, Парфения, патриарха Царегородскаго, по салтанову указу, на место Паисея, патриарха Александрийскаго, поставлен был во Александрию новой – Иоаким-патриарх, и по нашему, холопей твоих, договору, по салтанову указу, того новаго патриарха Иоакима из Александреи от патриарша престола велено отставить, и о том салтанову грамоту во Египет, к египетскому Ибрагим-паше мы, холопи твои, взяли, и для свидетельства правды с тою грамотою из Царяграда к паше во Египет пошлем мы, холопи твои, нарочно гречанина Мануила Иванова, чтоб того новаго Иоакима-патриарха из Олександреи от патриарша престола при нем, Мануиле, отставить, а до приезду с Москвы Паисея-патриарха ведать тое патриаршу александрийскую область Паисея, патриарха Александрийскаго, наместнику ево, архидьякону Никифору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Митрополит Псковский и Порховский Тихон: Вредные привычки можно заменить лишь одним – жизнью Псков, 26 августа 2019 г.      Вредные привычки – алкоголь, табак и наркотики – можно заменить лишь одним – жизнью. Об этом 24 августа заявил сопредседатель церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, председатель патриаршего совета по культуре, митрополит Псковский и Порховский Тихон журналистам в рамках всероссийского форума «За ЗОЖ», который проходит в псковском спортивно-развлекательном парке «Простория», передаёт корреспондент Псковского агентства информации . «Ни для кого не секрет, что люди, которые переступают грань разумного, становятся проклятием для самих себя и своих близких. Причем переступить эту грань очень легко, человек сам этого не замечает, - отметил митрополит Тихон. «Каждый из нас знает несчастных, абсолютно спившихся людей, которые говорят, что они не пьяницы. Это помрачение ума. Хуже нет морализировать на эту тему, хуже нет читать нравоучения, но напомнить и показать всю опасность этой грани, мне кажется, совершенно необходимо. Это то, чем мы сейчас и занимаемся», - добавил он. Митрополит Тихон отметил, что Псковская область – особенный регион. «Когда встал вопрос о проведении форума, посвященного пропаганде здорового образа жизни, мы попросили, чтобы он прошел именно в Пскове, - рассказал он. - Радостно, что здесь так много псковичей, которые что-то интересное найдут тут для себя и дальше расскажут своим сверстникам». Председатель патриаршего совета по культуре также рассказал, что по инициативе губернатора Псковской области Михаила Ведерникова в ближайшее время в школах региона будут представлены уроки для старшеклассников в рамках программы «Основы безопасности жизнедеятельности». На этих занятиях ребята увидят необычные ролики социальной рекламы, которые по инициативе владыки Тихона создали антиалкогольный проект «Общее дело» и кинокомпания «Мастерская». «Они увлекательные, интересные, они тяжелые, по-настоящему страшные, но они отражают действительность, - отметил митрополит. - Посмотрев их, ребята уже сами задумаются, устремляются ли они со спринтерской скоростью по этому страшном пути, или все-таки они включают рассудок и берут ответственность за свою жизнь, жизнь своих близких, своих будущих детей, за саму Россию».

http://pravoslavie.ru/123348.html

г. По решению Четвертого Вселенского Собора (28 правило) юрисдикция Константинопольской Патриархии простирается только на древние диоцезы Понтийский, Асийский и Фракийский и «иноплеменников вышереченных областей» и не касается православной диаспоры в Западной и Северной Европе, в Северной и Южной Америке, в Африке, Азии и Австралии… (Доклад Русской Церкви, 70 пар. г.) Однако, этим предложением святейшей Русской Церкви, обоснованным в духе соответствующего толкования священных канонов, предлагается Вселенской Патриархии не только отказаться от православной диаспоры во всем мире, находящейся в ее юрисдикции, но и согласиться с тем, что такой отказ предписан 28-ым каноном Четвертого Вселенского Собора, хотя на этом же каноне Вселенская Патриархия обосновывает, по отношению к остальным, свои канонические права над православной диаспорой во вселенной. Таким образом, решение проблемы православной диаспоры странным образом связано с требованием, предъявляемым Вселенской Патриархии согласиться с упразднением ее канонических прав, хотя a priori очевидно, что такое требование неприемлемо, как это подчеркивается ясно и аргументировано в докладе Вселенской Патриархии: 25. Рассматривая этот канон (28 Четвертого Вселенского Собора) в свете вышесказанного, можно констатировать, что он впервые ставит вопрос диаспоры и решает его с канонической точки зрения, определяя, что любая область, находящаяся за пределами установленной юрисдикции, подчиняется Константинопольской Церкви, которая обладает канонической компетенцией и юрисдикционной властью за границей в этих областях. 26. Так как географические и юрисдикционные пределы православных Патриархий и автокефальных Церквей строго и тщательно определены священными канонами и последующими Томосами, признающими их как церковные единицы с независимой администрацией, то все другие области, находящиеся вне этих пределов составляют область диаспоры и находятся, таким образом, под пастырским попечением и ответственностью Константинопольской Церкви. Эти границы не могут изменяться, сокращаться, дробиться, увеличиваться или расширяться, кроме как на основании нового решения компетентного административного органа и власти Православной Церкви, который должен быть равным или превышающим орган, утвердивший эти границы. Что касается границ, установленных Вселенским Собором, то они могут быть изменены только другим Вселенским Собором. Что же касается границ, установленных Константинопольским Престолом при провозглашении автокефалии Церквей в патриарших или синодальных Томосах, то они могут быть изменены на основании решения подобной или высшей инстанции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Автор заметки ставит в упрек епископу Ионе, что он, приняв православие, не подчинился патриарху Антюхийскому, «в пределах которого он проживает». Из вышесказанного ясно, что такого подчинения и не может быть, так как несториане обращались к русской Церкви, которая и ныне тратит и духовные и материальные средства на новоприсоединенных собратий. К тому же не мимо идет и слово; «грядущаго ко Мне не иждену вон»... Интересно знать, в чем же выразится подчинение Урмии Антиохийскому патриарху и что теряет Антиохийский патриарх от того, что несториане, потерявшие связь с православной Церковью около 1 500 лет назад, живя около русской границы, обратились к русской Церкви и приняты ею в общение? И неужели лучше бросить совсем и осудить на духовную смерть целую область, чем нарушать права и «пределы патриархата»? Лучше пусть погибнут, но вполне по правилам, чем спасутся, только не по правилам... Здесь-то ясно слово: «милости хощу, а не жертвы; не человек для субботы, а суббота для человека»... Иначе поистине будет summum jus – summa injuria. Да и где это пределы патриархата? Автор рассуждает об этом тоном знатока канонниста, а история говорит нам, что пределы патриархатов не раз и в древности менялись, и если уж возвращаться к самой глубокой древности, то ведь и самый вселенский патриарший престол, с точки зрения автора, должен быть упразднен, как явившейся позднее других патриархатов и взявший от них принадлежавшие им прежде области; да и судьба Иерусалимского патриарха будет такой же. Несториане-айсоры, правда, до уклонения в ересь входили в область Антиохийского патриархата, но это было тогда, когда они жили в Месопотамии, а не в Урмии. С тех пор они и сами пережили блестящую пору своей истории, когда считали своих последователей и на острове Цейлоне, и в Китае, и в Мерве, и всюду явились с проповедью евангелия и христианского просвещения (V–XIII вв.). Затем пробил для них час воли Божией, и они в XIV вв. бежали в горы Курдистана, спасаясь от всепоядающего меча Тамерлана, страдали и страдают от зверств мусульманства, разметавшего и сократившего древние патриархаты, и уже позднее XIV века спустились из Курдистана в соседние долины Урмии. Их сородичи, живущие теперь в Месопотамии, уже несколько столетий назад соединились с католичеством и имеют в Турции особого халдейского унита-патриарха, а бежавшие в горы Курдистана ассуриты до последнего времени оставались верны древнему несторианству, теперь же тяготеют к российской православной Церкви. При чем же тут Антиохийский патриарх, до которого бедным айсорам почти невозможно добраться и который сам тесним и угнетаем иноверным, нехристианским правительством, а подчас, как теперь, и властительными ревнителями эллинского филетизма?...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

851 Самаритяне – название этнической группы семитского населения, образовавшейся в VII–V вв. до н.э. в результате смешения остатков населения Израильского царства, разгромленного ассирийцами, с колонистами, переселенными в Самарийско-Сихемскую область из Ассиро-Вавилонии. Постепенно у слившихся победителей и побежденных упрочилась иудейская религия, служение Иегове. По возвращении евреев из египетского плена самаритяне выразили желание принять участие в строительстве Иерусалимского храма, но получили отказ, что стало затем причиной враждебного отношения самаритян к евреям (1 Ездр.: 4). Самаритянен построили на горе Гаризим свой храм, но он был разрушен Иоанном Гирканом, город Самария (Сихем) разорен до основания, а сама область присоединена к Иудее. Гней Помпей освободил самаритян и им была предоставлена самостоятельность в гражданских и религиозных делах (Иоан.: 20­­–22). Вслед за восставшими евреями и самаритяне решили свергнуть власть римлян, но в итоге оба народа постигла неудача, они были рассеяны и образовали несколько колоний (в Антиохии, Дамаске, Египте и других местах). Когда христианство стало в IV в. господствующей религией, самаритяне оказались урезаны в правах в сравнении с христианами и положение их ухудшилось. Притеснения повлекли восстания, которые сделали жизнь самаритян еще тяжелее и способствовали их рассеянию. В период раннего средневековья колонии самаритян имелись в ряде стран Ближнего Востока (Египте, Сирии, Палестине, Месопотамии). О самаритянах в Крыму сведений нет. Еще в XIX в. колония самаритян сохранялась в Наблусе, в части города, ближайшей к подножью Гаризима. Они имели свою синагогу и строго хранили свои обряды. Внутренними делами колонии заведовал первосвященник, который являлся и судьей, решающим наследственные и спорные вопросы согласно закону Моисея. См.: Самаряне//Полный православный богословский энциклопедический словарь. – M., 1992. – Т. 2. – Стлб. 1994–1995; Montgomery J.A. The Samaritans. – New Jersey, 1968. 852 Имеется в виду первая часть Библии – Пятикнижие Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), написанное особой самаритянской азбукой. Пентатевх являлся единственным откровением для самаритян (Байер Х.-Ф. Указ. соч. – С. 75–6). Изучение иудейского и самаритянского языков, соответствующей богословской литературы для Константина было вполне насущной, актуальной задачей, а практика в этих языках увеличивала шансы на успешное завершение миссии. Видеть во всем этом лишь попытки освоить «мертвые культовые языки», значит не понимать сути дела, стоявшего перед царским и патриаршим посланцем (ср.: Петров В. П. Хазары в Крыму. Хазарское и русское письмо VI–IX вв. – 2002. – – С. 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 Литовская еп. до 1595 г. входила в область Киевских митроп.; затем она отпала в унию; возвращена из унии в 1839 г. 30 Заменила упраздненную Туровскую еп. и до 1798 г. входила в область Киевской митроп. с кафедрою в Слуцке; до 1795 г. именовалась Минской, Изяславской и Брацлавской, с 1795 г. Минскою и Волынскою, о 1799 г. Минскую и Литовскую, с 1833 г. Минской и Гродненской, с 1849 г. Минской и Бобруйской. 31 С 1325. г. в Москве находилась кафедра Киевской митроп.; с 1461 г. отделилась от Киевской совершенно (см. Киев. еп.); в 1589 г. обратилась в патриаршество Всероссийское; с 1721 г. была под управлением Св. Синода; в 1742 г. была восстановлена; к ней присоединена в 1799 г. еп. Коломенская (1350–1749). 32 С 1742 г. Московские и Владимирские; с 1748 г. Московские и Севские; с 1764 г. Московские и Калужские. 33 Крутицкая еп. первоначально (1261 г.) именовалась Сарскою; кафедра этой последней, бывшая сначала в Великом Сарае (столице татарской орды – в Царицынском уезде Саратов. губ.), в 1454 г. была перенесена в Москву, на Крутицы; с 1764 г. она стала именоваться Крутицкой и Можайской; в 1788 г. была упразднена и присоединена к еп. Московской. 34 Учреждено в 1745 г. в Переславле викариат. Переславской еп.; упразднено в 175 г.; возобновлено в Москве в 1862 г. 36 В состав ее вошли: Акмолинская и Семипалатинская области, 92 церкви Тюкалинского, Ишимского и Торского округов Тобольской губ. И 11 церквей Бийского округа Томской губ. 37 С 1859 г. еп. Оренбургская и Уфимская разделена на 2 самостоятельные епархии Оренбургскую и Уфимскую (см. также о Самар. Еп.). 39 Учрежд. С именем Великопермской в Усть-Выме в 1383 г.; в 1492 г. к ней присоединена и Вологда; с этого времени епископы часто начинают проживать в Вологде, пока совсем не покинули Усть-Вым; в 1556 г. переименована в Вологодскую; восстановлена в 1799 г. 40 В помощь преосвящ. Иоанну по управлению епархией 19 янв. 1903 г. был командирован преосвящ. Павел (Поспелов), с наименованием его еп. Кунгурским (17 янв. 1905 г. назначенный еп. Глазовским).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

10 февраля 1867 г. на патриарший престол взошел Гpuropuй VI. Он инициировал разработку нового проекта решения «болгарского вопроса», который был подан правительству в мае 1867 г. Патриарх пошел на значительные уступки. Он предлагал создать из болгарских епархий особую церковную область (греч. θμα) во главе с Экзархом. Эта область должна была получить права внутренней автономии. При Экзархе предлагалось учредить Синод, который имел бы право избирать епископов и представлять их на утверждение патриарху. Также за патриархом сохранялось право ходатайствовать перед султаном о выдаче бератов болгарским епископам. Патриарх издавал декреты о совершении хиротоний и определял место их совершения . Очевидно, это был первый проект, предполагавший создание Болгарского экзархата как автономной структуры в составе Константинопольской Церкви. Однако в проекте патриарха Григория не было указано, какие именно епархии войдут в проектируемый Экзархат. Также в проекте был обойден молчанием вопрос о епархиях со смешанным населением (во Фракии и Македонии). А для болгар это были вопросы принципиального характера. Потому болгарская сторона не приняла предложенного проекта . Таким образом, с конца 1850-х и до конца 1860-х гг. и греческая, и болгарская стороны продуцировали различные проекты разрешения конфликта, но никак не могли прийти к компромиссу. При этом определенные очертания возможного компромисса все же появились. И правительство, и патриархия, и болгарские общины склонялись к созданию автономной структуры в составе Константинопольской Церкви. Однако границы этой структуры и объем ее прав были предметом напряженных споров. Путь к султанскому фирману Новые трансформации эта ситуация претерпела в конце 1860-х гг. С этого времени султанское правительство берет инициативу в свои руки. Очевидно, уже в 1867 г. правительство определилось с общим планом дальнейших действий. Портой была позитивно оценена идея создания Болгарского экзархата. Фактически было решено взять за основу проект патриарха Гpuropuя VI, внеся в него коррективы с учетом требований болгарской стороны.

http://bogoslov.ru/article/6176739

император Muxauл III умер в 867 году. что это нынешний Батак, в пределах города Пловдива или Филиппополя. разумеется здесь война императора Muxauлa III с арабами в 865 г. чуда со змеем в печатном Прологе названо Раифским, и преосвящ. Филарет полагает, что здесь разумеется известная Раифская пустыня в двух днях пути от Синая. Но в рукописных древних житиях говорится не о Раифском месте, а Стыранском или Тиранском. Может быть, под «Тиранским местом» разумеется, по мнению акад. Веселовского, Тиранна, город и область близ Дураццо и Алессио на Балканском полуострове близ Адриатического моря. XIV b. при последнем терновском патриархе Евфимии, составившем святому Михаилу похвальное слово, мощи почивали в Тернове в патриаршем соборном храме. В начале XIX столетия они перенесены в Валахию. Память святого мученика Прокопия разумеется Кесария Палестинская — город на восточном берегу Средиземного моря; по разрушении Иерусалима (в 79 г.), была главным городом Палестины и местопребыванием епископа, которому подчинен был некоторое время и Иерусалим. Впоследствии Кесария была разрушена и ныне представляет совершенную пустыню с грудами развалин. императоре Диоклитиане (294–305). Диоклитиан разделил власть над империей с Максимианом, которому уступил восточную половину. При этом каждый император имел своего соправителя: Диоклитиаи имел соправителем Максимиана Галерия, который по смерти Диоклитиана стал императором востока; а на западе империи правил Максимиан Геркул с Констанцием Хлором. Таким образом, во время мученичества святого Прокопия в 303 голу, были четыре правителя в Империи. А цари почитались язычниками наравне с богами и в честь их ставились жертвенники и статуи и им приносили жертвы. Этому заблуждению язычников и не хотел послужить мученик Прокопий. Память святого мученика Менигна северная область Малой Азии, по берегу Черного моря. римский император, царствовал с 249–251 г. Память преподобного Агаввы подвигов и преставления преподобного Агаввы относят к V b. Житие святого отца нашего Амфилохия, епископа Иконийского

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Таким образом пред судом приказа уравнены были и власти, подчинявшияся доселе в гражданских делах лишь непосредственному суду самого государя, или приказа большого дворца, как органа собственной власти государя, считавшия боярский суд унижением для себя, и их люди, судившиеся прежде у них самих». Кроме того ряд дел, касавшихся духовенства, попал и в другие приказы, а также к местным воеводам. Вместо церковного гражданского суда, над церковными людьми явился суд общий, государственный. Кроме судных дел, к ведомству монастырского приказа отнесены были, принадлежавшия раньше приказу большого дворца, распоряжения о государственных сборах с церковных вотчин, о составлении описей церковных имуществ и разные полицейские распоряжения по церковному ведомству. «Духовенство было очень недовольно новым учреждением, тем более что, по недостаточной определенности новых законов и неясности в разграничении церковного и гражданского ведомств, между последними тотчас начались недоразумения, вторжения одного в область другого и даже прямые злоупотребления. Приказ вступался иногда и в чисто церковные дела, наприм. присвоил себе право назначать в монастырские вотчины священников и причетников, определять и отрешать монастырских настоятелей, келарей и казначеев, позволял себе даже перерешать распоряжения епархиальных властей. Со стороны духовенства начались попытки уклонения от силы новых узаконений. Архиереи стали выпрашивать у царя граматы, освобождавшия духовенство их епархий от всякого суда, кроме архиерейского. Патриаршая область получила подтверждение своих прежних привилегий еще при самом составлении Уложения, чем, вероятно, более всего был успокоен патриарх Иосиф» (Знаменский). Он не был достаточно влиятелен для того, чтобы отстаивать законные права духовенства. Самым решительным противником монастырского приказа, как и ряда постановлений Уложения, был любимец царя, митрополит новгородский Никон, будущий патриарх. В правление патр. Иосифа стали производиться в широких размерах исправления церковных книг. Тогда же в Москве создался кружок влиятельных духовных лиц, стремившихся провести исправления. Об этом будет сказано дальше. Ныне же отметим только, что патр. Иосиф, принимал некоторые меры для продвижения этого вопроса, но по складу своему не был подготовлен для крупных мероприятий, плыл более по течению, под конец же предоставил развитие этого дела новгородскому владыке Никону. Ко времени патр. Иосифа относится устройство благочестивым и образованным боярином Федором Ртищевым под Москвой Андреевского мон., ставшего зародышем будущей духовной академии. Братию его составили 30 иноков, привезенных Ртищевым из Малороссии для перевода богослужебных книг. В патриаршество Иосифа делами в церковном управлении и суде заправляли московские протопопы благовещенский Стефан Вонифатьев и казанский Иван Неронов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Под позолоченным ее куполом с высоким крестом идут кругом письмена в четыре строки, кои можно прочесть снизу: одному Богу ведомо, какова величина их букв, различаемых снизу. Все это покрыто обильною позолотой. Возвращаемся (к рассказу). По причине обширности казанской области и (многочисленности) ее поселений, в главном городе живут трое воевод – важных визирей, кои правят областью, которая, как говорят, выставляет 400 тысяч ратников. Большая часть ее жителей – татары, обитатели степей, ибо 407 царь, покорив ее, оставил большую часть войск на прежнем положении с (прежним) их содержанием; говорят, в ней теперь шестьдесят тысяч мусульман, платящих подать. Царь Иоанн, по завоевании этого города, пошел на Астрахань и также осадил ее. Город был во власти другого большого царя, равным образом из татар, правившего всеми северными странами до внутренней Сибири. Поэтому жители Астрахани и Казани до внутренней Сибири – татары, знающие по-турецки. Они мусульмане 408 , но теперь принимают крещение, так как, в виду их бедности, московские цари стали применять к ним такое лекарство: всякий, кто из них окрестится, получает высокое положение, ибо царь такового награждает: делает одних из них князьями, то есть правителями, (других) беками, агами, (зачисляет) в спаги 409 , в простые ратники и пр. По этой причине они крестятся днем и ночью. Говорят, что они искренни в вере более, чем другие племена, чему мы сами были свидетелями, видев многих, которые были религиознее нас. Рассказывают, что этот город Астрахань имеет семь громадных оград, построенных московитами из земли, дерева и камня. Город расположен на средине реки Волги, ширина которой, как говорят, четыре мили. Вокруг Астрахани есть шестьдесят укреплений также из камня, ибо она составляет большую область. В ней растут во множестве тутовые деревья, на коих производят шелк; его обрабатывают и ведут им торговлю с Москвой, весь шелк которой идет оттуда. По местоположению область эта жаркая; в ней много винограда, из коего выделывается вино, доставляемое собственно только царю, который рассылает его по всем своим областям для употребления на литургии, так как оно чистое, без примеси. Как мы раньше упомянули, до царя дошел слух, что вино, привозимое франками из их стран, оскверняется ими, в чаянии испортить божественные Дары. Поэтому царь немедленно приказал привезти на судах вино из Астрахани, о чем мы упомянули. Это вино красное, а вино франков крепкое, острое, подобно перцу, – мы его пробовали – ибо, если бы они не прибавляли к нему перца в своей стране, оно не могло бы сохраняться при лютости холода в стране московитов. Поэтому-то оно острое, весьма крепко и не имеет приятного вкуса. Оно носит разные названия; в особенности (известно) ренско (рейнское), белое, легкое и дороже других сортов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010