К концу XVII в. в состав её поступили новые города вниз по р. Волге, таковы: Сызрань, основ. в 1683 г., Кашпир и другие 338 . В половине XVII века юго-западная граница Казанской епархии по правобережью р. Суры доходила только до устья речки Большой Корсуни и небольшого правого притока Суры р. Барыша, здесь и заканчивалась. Города Корсунь, Саранск, Инсар, и др., лежавшие по левую сторону р. Суры, (Корсунь на правом притоке её), поступили в патриаршую область: одни в половине XVII в., другие не позже 1671 года. В 1670 году поступает туда же основанный в верховьях Суры г. Пенза 339 . Пенза была самым юго-восточным городом патриаршей области, далее она не шла. Места по верховьям р. Суры и Медведицы, по направлению к Волге и городам Сызрани с Кашпиром, впоследствии сделались пунктом, где сходились патриаршая область, Казанская и Астраханская епархии. Постепенное увеличение русской территории вследствие завоеваний при поступательном колонизационном движении русской народности, государственности и веры в глубь степей, населенных инородческими племенами, особенно резко отразились на территории Казанской епархии. К второй половине XVII века, даже после того, как отделилась целая Астраханская епархия, она оставалась очень большой. Она занимала пространство с запада к востоку от р. Суры до устья Белой и Уфы, с севера к югу от среднего течения рр. Вятки и Камы, где давно возник город Оса Казанской епархии 340 , до излучины Волги под Самарой и Сызранью. Ныне это пространство разделено между осьмью епархиями – Казанской, Уфимской, Симбирской, отчасти Самарской, Саратовской, Нижегородской, Вятской и Пермской. VII Другое мусульманское царство – царство Астраханское не долго продержалось после падения Казани и прочного владычества русских в центре тогдашней татарщины. Резня астраханских и ногайских князей ускорила развязку. Прошло четыре года после взятия Казани и в 1556 г. устья Волги, где стояла столица Астраханского царства, окончательно закрепились за Москвой, войдя в нераздельную территорию Московского государства, разросшегося до берегов Терека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Общество Все рубрики Архимандрит Симеон (Томачинский) Наказания и дары. А.Л. Доброхотов: " Власть интуитивно понималась в России как область проклятия " Александр Львович Доброхотов – зав. кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ, выпускник этого факультета, автор некоторых книг, в частности о Данте. В разное время читал в Университете спецкурсы: " Философия русского символизма " , " Телеология культуры " , " Метафизика русской власти " и другие. Необычность лекций Доброхотова заключается в том, что это – вольные размышления, которые порой рождаются прямо на кафедре. Архимандрит Симеон (Томачинский) Мелочи митрополичьей жизни Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — нынешний Местоблюститель Патриаршего престола - некогда давал интервью для студенческой газеты " Татьянин день " . Сегодня мы публикуем его вновь, чтобы помочь нашим читателям поближе познакомиться с Преосвященнейшим владыкой Кириллом, на плечи которого возлегло нелегкое бремя предстоятельствовать в Церкви до времени избрания следующего Патриарха Московского и всея Руси. Наказания и дары. А.Л. Доброхотов: " Власть интуитивно понималась в России как область проклятия " Александр Львович Доброхотов – зав. кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ, выпускник этого факультета, автор некоторых книг, в частности о Данте. В разное время читал в Университете спецкурсы: " Философия русского символизма " , " Телеология культуры " , " Метафизика русской власти " и другие. Необычность лекций Доброхотова заключается в том, что это – вольные размышления, которые порой рождаются прямо на кафедре. Архимандрит Симеон (Томачинский) Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/category/obshhestvo/sm...

Из стен Византии, из горных монастырей, из малых семей Славянских, уже принявших Христианство, выступали кроткие завоеватели, вооружённые благовествованием веры. С радостною покорностью были они приняты в вольных общинах Славянского мира. Из дома в дом, из области в область, на Восток, и Запад, и дальний Север шла проповедь Евангелия, торжествующая в духе любви и говорящая словом народным. Болгары и Хорваты, Чехи, Моравцы и Ляхи вступили в одно церковное братство. Беспредельная новорождённая Русь, связанная ещё только условным союзом единоначалия в дружине, получила в единстве, веры семя жизненного единства, выраженного именем Руси Святой. Западное патриаршество, уже оторвавшееся от вселенского равенства, не хотело уступить Православию его новых и обширных завоеваний. Миссионеры, высланные Римом, вступили в соперничество с проповедниками, посланными на подвиг внутренним велением тёплой веры и духовной любви. Различие исповеданий было незаметно для новообращённых Христиан, и Западное учение мало-помалу водворилось в Православную область. Духовенство Западное, следуя давнишней политике, избрало новые пути для своей деятельности. Между тем как Православие обращалось к хижине земледельца, Католицизм вступал в богатые дворы владельцев и родовых князей, обещая не только духовные награды, но и усиление власти мирской. Православие созидало органически общины христианские, оставляя избрание епископа, как последний венец, для общин уже совершенных; Католицизм посылал миссионера епископа как полководца, сзывающего дружину прозелитов. Таким образом, вместе с исповеданием Западным вкрадывалась и прелесть Западной стихии аристократической, легко соблазнившей народных правителей в Западно-Славянских общинах. Чехия, Моравия и менее чисто-Славянские Ляхи подчинились Римскому двору, забыв своих первых учителей, не льстивших гордости человеческих страстей и не обещавших никаких наград, кроме небесных. – Рим исказил начало духовное; Германия исказила начало общинное. К счастью, соблазны Запада не проникли в Россию, Сербию и Болгарию, области, далёкие от мира Германского, и слабо подействовали на горные семьи в земле Иллирийской и Хорватской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

«И дрьжааше, т. е. после посвящения Саввы в святительский сан, богоносьнааго оу себе вьсечьстьныи патрииарьхь вьсе дьни, иелико пребы тоу сь царемь, оувештаваие и о божьствьныихь исправлиениихь и о пользе доушевьнеи и о вьсехь предьложеныихь вьсакыихь образь чина светааго и апостольскааго преданииа, и пакы ть светыи патрииарьхь вельми вьзлюби и, и преизлиха обогати сладостьми духовьныими и любовию божьствьною, ризами своими патрииарьшьскыими и одеианииемь своимъ» – и пр. «почьте иего»... дасть иемоу вьсе потребы преосвештенааго чина иего, и стапь свои пречьстьнеишии сь вьсакою властию божьствьною, написавь иемоу повелениие вь вьсоу вьселиеноую сице: преосвештеныи патрииарьхь вьсеие вьселиеныие Гиерьмань поставихь сего кирь Савоу арьхииепископа вьсемь срьбьскыимь землиамь и поморьскыимь, и иако сына своиего вьзлюблиенааго посылаю иего вь вьсоу вьселиеноую, чьто иесть область моиего светительства правоверьныие веры христиианьскыие, да имать область по моиемоу образоу надь вьсеми грады же и землиами, надь митрополиты же и иепископы и попы и дииаконы по правиломь божьствьныимь, когождо по достоианию и вьсе оучити вь име Отьца и Сына и Светааго Доуха, и иако и мене того вьси да послоушаиете, иже иесте о Христе правоверьни христиане. И испльнь же вьсакого богоразоумииа, и светыимь доухомь прозре последи хотештеие быти беды и напасти и немоштьнеишоу силоу на коньць, и разоумевь дльготоу великааго поути и многааго злата изданиие и многотрудьноие ходатаиство того светительства, и вьсемоштьною силою Божииею, и Богоу пособьствоуюштоу иемоу вьса вьзможнаиа имеие, и испроси благословениие оть чьстьнааго патрииарьха и оть вьсего сьбора вьселиеньскааго, иако кь томоу пакы не ходити иномоу арьхииепископоу вь вьселиеноую на освештениие, нь толико поменованиие иего вь прьвыихь, и самоосвештеноу быти отьчьствоу иего, иакоже и Божииею помощтию самодрьжавьно иесть, по томоужде чиноу и се сьтвори, иако да иесть обоюдоу беспечально кь томоу самомоу арьхииепископоу сьбравшоу се сь сьборомь своихь иепископь, и тако освештати имь себе арьхииепископа. Прииемь оть светааго благословениие себе и своиему отьчъствоу... и изиде оть патрииарьха сь великою чьстию божьствьною... и паки прииде на поклониениие кь благоверьному царю сватоу си», сь любовию принял его царь и отпустил с богатыми дарама... «Живот светога Саве» изд. 1865, стр. 219–221.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

Синод „для сущего по оным исследования” вызвал Игнатия в Петербург, предписав с нарочным „ехать поскорее не отговариваясь ничем, без ризницы и с немногими дому его служителями и явиться в Синод”. Названный Игнатий уже не возвращался в Москву, но отпущен по обещанию в Нилову пустынь, для жительства с запрещением „писаться митрополитом и епископом”. 215 На место Игнатия Синод распорядился бывшую Патриаршую область и Крутицкую епархию поручить „всяким правлением ведать до указу Милиникийскому архиерею – Григорию, да архимандритам: Чудовскому – Геннадию, Новоспасскому – Сергию и Златоустовскому – Антонию”. Этим лицам Синод, также, как и Игнатию, не предоставил права производить кого-либо в архимандриты мужских и в игумении женских монастырей бывшей патриаршей области без донесения о сем Св. Синоду. 216 Из поименованных лиц Златоустовский архимандрит Антоний просил Св. Синод освободить его от участия в управлении епархиальными делами потому, что он и без того весьма отягощен делами по приказу церковных дел и о назначении на его место Андрониевского архимандрита – Серапиона. Синод уважил просьбу Антония. 217 Вскоре изменен был и весь состав этого управления. 23 августа 1721 г. Св. Синод постановил: „бывшую Патриаршую область, как в правлении духовном, так и в поставлении ставленников и в прочих принадлежностях, до прибытия Крутицкого митрополита в Москву, ведать Арсению митрополиту Фиваидскому, обще с обретающимся в Москве Григорием – митрополитом Милиникийским. А при них у оного правления, кроме хиротонисания, до одних только архиереев надлежащего, быть Чудовскому и Андрониевскому архимандритам. А первенство в том правлении иметь оному Фиваидскому митрополиту”. 218 Назначение этого управления имело временный характер, как сказано, в определении Св. Синода, до назначения в Крутицкую (т. е. Сарскую и Подонскую) епархию епископа. Таким епископом 16 февраля 1722 г. был назначен, а 3 марта рукоположен в Москве, где в то время был и Св. Синод, синодальный советник – Леонид, архимандрит Петровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Ещё один ученик Ершова монах Филарет отошёл от него после встречи, устроенной ему в 1960-е гг. в Казанской тюрьме с местным епископом. Ставший духовным сыном монаха в мордовском лагере для политзаключённых, Е. Вагин вспоминал: «Власти, КГБ, естественно, заинтересованы в том, чтобы всякими средствами «расколоть» ИПЦ, побудить хотя бы некоторых принять сторону Московского Патриарха. Они обещают даже досрочное освобождение тем «катакомбным» христианам, которые откажутся от своих заблуждений». Отсидев 15 лет из 25-летнего срока о. Филарет в 1973 году был освобождён. Он начал считать, что можно посещать Богослужения у некоторых особенно благочестивых священников Патриархии, но прихожанином какого-либо официально действующего храма не стал. 797 В Центральном Черноземье в конце 1950-х гг. количество михайловцев не превышало несколько сотен. Общую же численность Истинно-Православных христиан установить практически невозможно. А.И. Демьянов полагал, что в Тамбовской области в это время имелось свыше тысячи активных приверженцев Истинного Православия. Но сам тут же писал, что их деятельность сказывалась на трудовой дисциплине, и весной 1959 года в одном только Сосновском районе за 3 дня религиозных праздников на работу не вышло 28.266 человек. А.И. Клибанов в 1970-е гг. отмечал, что в 1959 году на Тамбовщине Истинно-Православных христиан было больше, чем считали участники экспедиции Института истории, и объяснял эту ошибку трудностью выявления. 798 В целом в СССР в 1950–1960-е гг. существовало 5 основных районов деятельности Истинно-Православных христиан. Первый – Центральное Черноземье и прилегающие области Украины – Ворошиловградская, Харьковская, Сумская. Причём, Истинно- Православные западных районов Орловской, Курской, Белгородской областей тяготели к украинским, а верующие восточных районов находились под влиянием липецких, воронежских, тамбовских Истинно-Православных христиан. Постоянную связь с Центральным Черноземьем поддерживали катакомбники Ростовской области, Краснодарского края и Северного Кавказа. Третий очень крупный «очаг» Истинно-Православных христиан, имевший собственные традиции, существовал в Поволжье на территории простиравшейся от Чувашской АССР до Саратовской области включительно. Много Истинно-Православных проживало в Ивановской, Ярославской, Горьковской, Костромской областях – традиционных иосифлянских местах. Наконец, последний основной «очаг» возник в 1940-х гг. на востоке в результате массовых депортаций Истинно-Православных христиан в Алтайский край и соседние Новосибирскую, Томскую, Кемеровскую области, Красноярский край. Кроме того, имелись ещё 5 сравнительно небольших районов, где имелись общины Истинно-Православных христиан: Средняя Азия (Караганда, Чимкент, Ташкент), Коми АССР, Брянская область, Северо-Запад России (часть Ленинградской и Новгородской областей) и Кировская область. Отдельные группы Истинно-Православных существовали и в других регионах СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказанного о церковном положении областей, отошедших к Швеции, достаточно, чтоб повторить, что помимо отделения Псковской епархии юго-западные пределы Новгородской митрополии не уменьшились. Не заметно существенного изменения пределов её ко второй половине XVII в. по южной и юго-восточной границе, изображающей из себя, как замечено выше, ломаную линию от города Великих Лук к устью р. Сухоны в С. Двину. Теперь только можно точнее обозначить пограничные пункты этой линии, пользуясь в иных случаях отрицательным методом. Исходными пунктами её на западе несомненно нужно считать г.г. Заволочье с Пусторжевским уездом 164 и Великие Луки, входившия с 1589 г. до 1775 г. в титул новгородских владык. Отсюда граница поднималась к Торопцу и отделяла его к патриаршей (бывшей митрополичьей) области. В свою Торопецкую десятину в 1556 г. м. Макарий ставил попа 165 . С верховьев р. Торопы севернаго притока З. Двины граница шла к озеру Селигеру по смесным владениям новгородцев с Тверью 166 . Обойдя озеро Селигер, она сливалась с границей древней Новгородской области и шла к северу чрез Тверцу по границе Тверской епархии на Торжок, Волок, Вежецк и Устюжну Железнопольскую, древний город Новгородской епархии, и области, отделяя все эти города к Новгородской митрополии 167 . От Устюжны через среднее течение р. Мологи подъем пограничной линии продолжался до северных берегов озера Лача, где стоял г. Каргополь. Прямой линией от г. Каргополя на юг к верховьям Сухоны, главному притоку р. С. Двины, и бассейном левых притоков Сухоны до впадения её в С. Двину обозначалась южная граница той области, которая известна под именем Ваги и которая вместе с Каргополем до 1682 года составляла южную часть северо-восточной территории Новгородской епархии. Следовательно, южная граница Ваги в данном месте может быть названа южной границей и Новгородской епархии. Пройдя несколько севернее р. Сухоны, она заканчивалась в среднем бассейне С. Двины, откуда по р. Двине начиналась восточная граница. Южнее проведенной черты лежали города тех епархий, уезды которых подходили к Новгородской митрополии. Такими, помимо Псковской епископии и патриаршей области, были Ростовская митрополия с двумя архиепископиями Тверской и Вологодской. Тверской архиерей посвящал ставленников в соседние города Новгородской епархии – Бежецкий Верх и Волок, за отсутствием местного архиерея. Велоозерская область с Пошехоньем, пограничные с Новгородской митрополией, значились отдельной десятиной в числе земель патриарха за 1625–1657 г.г. 168 . В то же время большая часть Пошехонья принадлежала Ростовской епархии 169 . Ей же принадлежали в 1558–1676 г. Устюг на левом берегу в нижнем течении р. Сухоны, Сольвычегодск на правом берегу другого притока С. Двины р. Вычегды, недалеко от её устья и г. Тотьма 170 . Таким образом, обозначенная граница Новгородской епархии в общем может быть названа довольно точной к началу второй половины XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

– Есть такая проблема: православные писатели известны только в православной среде. Скажите, что предпринимается для популяризации авторов Патриаршей литературной премии? Нина Стерликова Нина Стерликова: У Издательского Совета есть ряд специальных программ, направленных именно на популяризацию литературы. Чтобы дети научились отличать хорошую литературу. Уже отснята серия бесед с лауреатами и номинантами Патриаршей премии, существуют школы-партнеры из регионов, которые изъявили желание принять и разместить эти ролики – чтобы их дети знали, что это за писатели. Много разных российских областей и стран ближнего зарубежья согласились принять участие в этом проекте. Лучшие книги оцифровываются. Авторы встречаются с молодежью. Совсем недавно, 5 мая, отец Александр Торик ездил в Ярославскую область: там в школе прошла замечательная встреча с ребятами. А если школа далеко или еще какие-то причины и писатель не может приехать, то у нас планируются вебинары – чтобы дети могли задать вопросы автору в режиме «он-лайн». – Какие-то проблемы, просьбы есть у вас? Помощь нужна? Нина Стерликова: Финансовая. Слава Богу, сейчас средства нам выделяет фонд «Соработничество». Но их недостаточно. Кроме того, нам требуется постоянная информационная поддержка. Сейчас с нами хорошо сотрудничает телеканал «Культура». В этом году на церемонию вручения премии приедет Ярославское телевидение. Чем больше об этом говорить, чем больше об этом узнают люди – тем обширнее и богаче будет результат нашей работы. – Отец Александр, были ли какие-нибудь интересные случаи на церемонии награждения? Это сюрприз и для Святейшего, и для Палаты попечителей, и для самих лауреатов… Священник Александр Дроздов: Интересные случаи у нас всегда на каждой церемонии. Я имею в виду голосование и оглашение лауреатов непосредственно во время церемонии. Это сюрприз и для Святейшего, и для Палаты попечителей, и для самих лауреатов, ну и, конечно, для всех зрителей. Вне всякого сомнения, это самый волнующий момент. – Есть какие-то фавориты?

http://pravoslavie.ru/70853.html

Патриаршее приветствие участникам XIV богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии 18 сентября 2008 г. 16:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветственное послание митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру , главе Евангелической Церкви Финляндии Архиепископу Турку и Финляндии Юкке Парма и участникам XIV богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии «Свобода как дар и ответственность. Права человека и религиозное воспитание в христианской перспективе» (Санкт-Петербург, 18-24 сентября 2008 года). Текст послания Предстоятеля Русской Православной Церкви приводится ниже полностью. Досточтимый Архиепископ Турку и Финляндии Юкка Паарма! Ваше Высокопреосвященство Владыка митрополит Владимир! Дорогие участники диалога! Сердечно приветствую вас по случаю открытия очередного богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии. На протяжении многих лет отношения между нашими Церквами проникнуты взаимным уважением и пониманием, что находит выражение в различных формах межхристианского сотрудничества. Важнейшей частью этих добрых взаимосвязей являются богословские собеседования. Доктринальный диалог между нашими Церквами, история которого насчитывает без малого сорок лет, всегда рассматривался нами как процесс совместного глубокого осмысления богословских и общественных проблем, в разное время встававших перед христианами. За годы, истекшие с начала диалога, многое изменилось — как в жизни наших Церквей и стран, так и во всем мире. Именно поэтому представители наших Церквей на собеседовании в 2002 году сочли правильным подвести итог сделанному и наметить будущие перспективы диалога. В частности, было решено «сообща исследовать область христианской антропологии, включая православный и лютеранский взгляд на свободу человеческой воли и ее связь с домостроительством спасения». Собеседование, которое проходило в Финляндии в 2005 году, было посвящено теме «Христианский взгляд на человека в современной Европе. Спасение, вера и современная общественная реальность». Тема нынешнего собеседования — «Свобода как дар и ответственность. Права человека и религиозное воспитание в христианской перспективе» — продолжает глубокое осмысление проблем, которые стоят в центре дискуссии о ценностях и этике, развернувшейся сегодня среди людей, именующих себя последователями Христовыми.

http://patriarchia.ru/db/text/461674.htm...

Учреждена Патриаршая гуманитарная миссия на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей 25.08.2023 13:33:39 МОСКВА 24 августа 2023 года в ходе заседания под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла члены Священного Синода заслушали сообщение Его Святейшества об учреждении Патриаршей гуманитарной миссии на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей ( журнал 62 ). В ходе заседания Высшего Церковного Совета 27 июня с.г. были заслушаны доклад митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского Сергия о состоявшейся по благословению Святейшего Патриарха Кирилла поездке в Херсонскую область для оценки гуманитарной ситуации вследствие подрыва Каховской ГЭС, а также доклад председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Верейского Пантелеимона о гуманитарной работе на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. По итогам обсуждения докладов Святейший Патриарх Кирилл предложил создать постоянно действующий рабочий орган по организации гуманитарной работы на упомянутой территории, что было поддержано Высшим Церковным Советом. С целью дальнейшей координации и системного развития оказания гуманитарной помощи мирным жителям, в том числе православному духовенству, на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, а также с целью координации помощи раненым военнослужащим, находящимся в медицинских учреждениях на территории перечисленных регионов, Священный Синод учредил постоянно действующую Патриаршую гуманитарную миссию на упомянутых территориях. Патриаршей гуманитарной миссии постановлено осуществлять деятельность во взаимодействии с митрополитом Воскресенским Дионисием, председателем Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта. Члены Священного Синода выразили благодарность митрополиту Сингапурскому Сергию за проведенную подготовительную работу по организации Патриаршей гуманитарной миссии.

http://radonezh.ru/2023/08/25/uchrezhden...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010