Б.Пастернака; «Je suis l’Empire à la fin de la décadence»). В 1886 г. поэты-«декаденты» стали именовать себя «символистами» благодаря манифесту символизма, опубликованному поэтом Ж.Мореасом в газете «Фигаро» за 18 сентября 1886 г. Во-вторых, в 1884 г. прогремел роман «Наоборот» Й.К.Гюисманса. Ранее входивший в кружок сторонников Э.Золя, этот прозаик и критик не только не дал болезни аристократа социально-научного объяснения, но и воспел болезнь дез Эссента как источник нового идеализма — воинствующих антибуржуазности, индивидуалистичности, эксцентрики, мистики, всего, что идет «против» естества. Разрушив линейное повествование, Гюисманс также обратился к стилистике фрагмента — пестрой смеси лирического дневника, афоризмов, каталога личного музея, причудливых ассоциаций между цветом, запахом, вкусом. Э. де Гонкур, нарушив «запрет» натурализма на изображение высшего света, выпустил роман «Шери» (1884) — развернутый этюд на тему обостренной восприимчивости аристократки, молодой дамы света, умирающей в двадцать лет. Г. де Мопассан от несколько прямолинейного золаизма (новелла «Пышка», 1880; роман «Милый друг», 1885) шел под влиянием артистического письма Г.Флобера и чтения А.Шопенгауэра к трансформации рассказа в психологическо-импрессионистическую новеллу, к пониманию любви как роковой силы, заставляющей человека творить иллюзии и разрушать их, обманывать и самообманываться. Да и сам Золя в 1880-е годы в том же «Творчестве» (1886), чутко реагируя на изменение литературной ситуации, трактует творческий процесс (один из прототипов Клода Лантье — предтеча импрессионизма Эдуар Мане) как безнадежную борьбу за неведомый шедевр, который следует отвоевывать у природы, естества, всячески этому сопротивляющихся. В-третьих, брожение нового искусства во Франции обратило на себя внимание по всей Европе. И, что интересно, это брожение, спорят ли с ним или одобряют, ассоциируется с «Принципами новой психологии» Бурже. К примеру, его эссеистику с напряженным интересом читает Ф.Ницше (это отмечено Ницше в книге «Дело Вагнера», 1888); сделавший проблему декаданса одной из главных в своих сочинениях 1880-х годов, Бурже оказывается творческим раздражителем для писателей «молодой Вены» (Г.Бар, Г.

http://pravoslavie.ru/29451.html

Оставим медицине ее право принимать или отвергать то или иное направление, определять и оценивать эффективность и целесообразность той или иной методики, ее научную новизну и значение. Но даже если допустить максимальную эффективность фетальной терапии при лечении какой-либо болезни, то можно с уверенностью сказать, что не для каждого человека будет допустимо принять инъекцию на основе препарата, изготовленного из тканей человеческих зародышей. По мнению многих экспертов, использование подобной терапии должно осуществляться исключительно на основании информированного согласия пациента. Но проблема заключается не только в необходимости соблюдения “информированного согласия”. И не только в том, что один человек сможет, а другой не сможет согласиться на такое “лечение”. Всегда найдется пациент, который вправе принять любое лечение, лишь бы помогло. В конце концов, морально-мировоззренческий плюрализм, т.е. осуществление различных “взглядов”, “ценностей”, вплоть до отрицания ценностей вообще, – реальность современной цивилизации. Проблема в том, что в этом плюрализме должна остаться ясно формулируемая позиция: фетальная тарапия аморальна. Можно говорить о чем угодно: о ее практической целесообразности в определенном смысле, в определенных условиях, о ее познавательном значении для науки и т.д. и т.п., но нельзя говорить о ее этичности. Исследования Клода Леви-Стросса показали, что общественное сознание, в частности моральное, стало возможным через осмысление различия “природы” (влечения) и “общества” (запреты) по “пищевому коду”. Первым категорическим императивом культуры стал запрет на потребление человеческого мяса. Четкое разделение убийства по любым мотивам и убийства по мотиву физиологического использования себе подобных уже в древних сообществах не только проводилось, но и стало основанием становления биологического вида гомо сапиенс. Характерно, что мифический персонаж языческих культур Сатурн, пожирающий своих детей, чтобы избежать смерти, к человечеству как биологическому виду не относится.

http://azbyka.ru/zdorovie/siluyanova-iri...

Наука Возрождения, питаемая Каббалой и алхимией, до какой–то степени понимала соотношение между различными ступенями тварного бытия. Но ей угрожала опасность забыть и о трансцендентности, и о собственной реальности природы. Наука Нового времени, напротив, развивалась по горизонтали. Однако от Гете до Клода Бернара и до Рюйе остается очевидным, что есть некий «жизненный замысел, который вычерчивает план для каждого существа и каждого органа», некий «предшествующий органогенический закон, который соответствует ранее выработанной идее». Быть может, эти невидимые формы, где отливается жизнь, держат ангелы… В наше время эту тему углубил великий православный философ о. Павел Флоренский. По его мнению, связь между вещью и ее logoV " ом сохраняется благодаря живому присутствию служащих ангелов. Под определенным углом зрения можно сказать, что слава творений проявляется как литургия их ангелов. Ангелологическое восприятие мира связано с его символическим восприятием, оно обнаруживает глубину природы и «в то же время ее принадлежность иному миру»  . «О чем плакал он? О, он плакал в восторге своем даже и об этих звездах, которые сияли ему из бездны, и «не стыдился исступления сего». Как будто нити ото всех этих бесчисленных миров Божиих сошлись разом в душе его, и она вся трепетала, «соприкасаясь мирам иным»»  . Если вселенная «впереди», то человеку — как Божьему откровению — следует творчески распознать это откровение, услышать онтологическую хвалу вещей. В брачном зачатии, которое соединяет это откровение с человеком, с миром, мир, как таинственная женственность, стоящий «впереди» человека, одновременно образует с ним одну плоть. Чувственно воспринимаемая вселенная вся целиком является продолжением нашего тела. Или, вернее было бы спросить, что есть наше тело, если не форма, которая «впечатывает» нашу душу живую в «космическую пыль»? Нет разрыва между плотью мира и плотью человека, вселенная включена в человеческую «природу» (в богословском смысле слова), она — тело человечества. Человек — это «микрокосм», который резюмирует, конденсирует, повторяет в себе степени тварного бытия и может благодаря этому познавать вселенную изнутри. Первый рассказ о сотворении в Книге Бытия (1:26–31) показывает нам человека–микрокосм, сотворенного после других существ, но ассимилированного с ними благословением, которое завершает шестой день; он предстает как вершина, на которой творение завершается и повторяется. «Ибо все сотворенное Богом в различных природах сообща действует в человеке, как в горниле, чтобы создать в нем уникальное совершенство, подобное совершенству гармонии, составленной из различных звуков»  . Таким образом между человеком–микрокосмом и вселенной — «макроантропосом» осуществляется процесс познания, который представляет собой эндоосмос и экзоосмос, обмен смыслом и силой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Беседа с Оливье Клеманом (1921–15.01.2009). Словно вы живы Французский православный богослов и историк Оливье Клеман – один из крупнейших православных мыслителей ХХ века на Западе. Портал «Богослов.Ru» публикует беседу, созданную священником Владимиром Зелинским на основе трудов известного ученого, в которой отражена личность богослова и свойственный ему особый филокалический взгляд на мир. Статья Mon cher Maître, Никогда не знал, как мне следует обращаться к вам. Друзья, даже и помоложе меня, легко называли вас Оливье. Но на Руси, привыкшей к формулам почтительности, вашему имени как-то неловко было быть просто именем, и оно, казалось, хотело уцепиться за отчество, вытесненное на Западе, или за профессорское звание, на Востоке немного заслоняющее человека тогой или мундиром. Немыслимо и даже как-то предательски по отношению к нашей 20-летней дружбе было именовать вас с официальным холодком: Monsieur Clément. Поэтому и пришлось остановиться на чуть неуклюжем Maître, что значит, среди прочего, адвокат, знаток, мастер – словом, мэтр, что звучит со старинной, отчасти даже картинной важностью. Однако все эти смыслы поселились, не тесня друг друга, в моем обращении, отчасти нелепом, но в общем точном; вы были для меня именно учителем, адвокатом веры, моей и вашей, прекрасным знатоком ее, мастером, если смело выразиться, ее исповедания. В последние годы я не раз предлагал вам составить книгу бесед, вы были согласны, но всякий раз не находилось нужного времени. Мои наезды в Париж становились все более редкими, потом ваша болезнь и медленно-медленно приближающаяся кончина. За эти годы вышли две книги о вас, их авторы – молодые журналисты, пишущие о религии; одна в Канаде – Франка Дамура, которая называется «Провожатый» , другая во Франции – книга бесед с вами Жана-Клода Нойе: «Мемуары надежды» . Мое намерение так и не осуществилось, но оно осталось во мне как некий долг перед вами и перед самим собой, а долг не исполненный обладает особой тяжестью, которая склонна возрастать. Поэтому позвольте сейчас, когда вас уже нет на земле, попробовать поговорить с вами, поговорить так, словно вы еще живы, и ваш голос звучит, как он звучит во мне сегодня, более года спустя после того, как вас отпели в храме Сергиевского Подворья.

http://bogoslov.ru/article/2282995

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Религия хананеев В домонархическую эпоху израильтяне в массе своей не почитали иных богов, кроме Яхве. Однако чистая вера и чистый культ народа, прошедшего через Синай, испытывали мощное влияние языческой религиозности. Израиль оказался перед опасностью двоеверия, ваализации истинной веры. Но что мы сегодня знаем о религии доизраильского населения страны Ханаан? На этот вопрос отвечает в своей статье игумен Арсений (Соколов). Статья В III–II тыс. до н.э. Кнаан ( Ханаан Синодального перевода) находился под мощным и непрестанным культурным и религиозным влиянием своих соседей – Месопотамии, Египта, хеттов и финикийцев. Хананеи почитали египетского бога Гора и богиню Хатор, фигурки которых обнаружены среди развалин, поклонялись вавилонской богине Иштар и богу Риммону . Но подавляющим религиозным влиянием было финикийское. По сути, Финикия и Палестина являют нам одну общую религиозную картину. Долгое время почти единственным источником для изучения хананео-финикийского мира служили фрагменты сочинения Филона Библосского (I в. до Р.Х.), сохранившиеся у Евсевия Кесарийского . Этот очень поздний и компилятивный труд Филона давал весьма туманную картину религиозного состояния хананеев до появления в их земле Израиля. У ученых не было почти никаких данных для реконструкции религиозной жизни тех времен. Столь грустное положение дел заставило авторов французской «Иллюстрированной истории религий», опубликованной в конце XIX века, сказать: «Для изучения истории хананейских и филистимских племен, за исключением надписи Меши, не существует никаких первоначальных источников» . Все изменилось, когда в 1929 году в местечке Рас-Шамра, на сирийском берегу Средиземного моря, французскими археологами под руководством Клода Шеффера и Жана Дени было сделано открытие Угарита, древнего финикийского города-государства. Раскопки, начатые в 1930 году, продолжились до 1939 года, затем, после 10-летнего перерыва, вызванного войной, были возобновлены в 1949 году. Холм, называемый сегодня Рас-ас-Шамра, явил на свет город, уже известный по письмам телль-Амарны и египетским текстам. Было найдено огромное количество терракотовых табличек, исписанных клинописными буквами, несколько отличными от общеизвестного финикийского алфавита. Язык угаритских текстов классифицируется как один из западно-семитских языков II тыс. до н.э. Тексты, расшифрованные Г. Бауэром и Ш. Виролло и восходящие к XIV веку, пролили яркий свет на религию и мифологию ханаано-финикийской культуры . Б ольшая часть текстов Рас-Шамры была опубликована в научном журнале “Syria”, начиная с (1929).

http://bogoslov.ru/article/1986262

Нобелевскую премию по химии получил советско-российский ученый Алексей Екимов 4 октября, 2023. Новостная служба Это второй лауреат по химии от нашей страны за 122 года существования премии 4 октября. ПРАВМИР. Нобелевская премия по химии за 2023 года присуждена «За открытие и синтез квантовых точек» советскому, российскому и американскому ученому Алексею Екимову и двум ученым из США — Мунги Бавенди и Луису Брюсу. Алексей Екимов — доктор физико-математических наук, специалист в области физики твёрдого тела и оптики. Ученому 78 лет, он долго работал в Государственном оптическом институте имени С. И. Вавилова в Санкт-Петербурге, получил в 1975 году Государственную премию СССР в области науки и техники за цикл работ «Обнаружение и исследование новых явлений, связанных с оптической ориентацией спинов электронов и ядер в полупроводниках». Сейчас он главный научный сотрудник в американской компании Nanocrystals Technology Inc.  Также ученый был приглашённым профессором в Политехнической школе в Париже, в Лионском университете имени Клода Бернара, в германском Институте Макса Планка и в японском  Университете Осаки . Ученого считают первооткрывателем нанокристаллических полупроводниковых квантовых точек. Нобелевскую премию по химии от нашей страны единственный раз получил советский ученый Николай Семенов в 1956 году, совместно с английским физиком-химиком Сирилом Хиншелвудом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 мая, 2024 3 мая, 2024 2 мая, 2024 27 апреля, 2024 27 апреля, 2024 25 апреля, 2024 25 апреля, 2024 23 апреля, 2024 23 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/nobelevskuyu-premiyu-p...

Кураторы выставки: Томас Кренц, директор Музея Соломона Р. Гуггенхайма; Г.В.Вилинбахов, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе; Е.Н.Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе; Л.И.Иовлева, заместитель директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе; З.И.Трегулова, заместитель директора Государственного историко-культурного музея-заповедника " Московский Кремль " по выставкам и международному обмену. Дизайн выставки осуществлен французским дизайнером Жаком Гранжем. Открытие выставки приурочено к проведению шестидесятой сессии Ассамблеи Организации объединенных наций в Нью-Йорке. Главную роль в организации экспозиции играет уникальная архитектура Музея Соломона Р.Гуггенхайма, построенного по проекту Франка Ллойда Райта. Произведения русского искусства, созданные за восемьсот лет, располагаются по спирали таким образом, чтобы посетители, осматриваясь в своеобразном интерьере, смогли охватить весь объем произведений русского искусства с XIII века и до нашего времени. Экспозицию, построенную по хронологическому принципу, открывают произведения средневековой России (иконы XIII-XVI веков); XVIII век (эпоха императора Петра I и императрицы Екатерины II); XIX век (академизм и романтизм в первой половине XIX столетия, и романтизм и критический реализм во второй); начало XX века (авангард), период приблизительно с 1930 по 1960 (советское искусство); и период с 1970-х годов по настоящее время. Среди более ста произведений русских художников, представленных на экспозиции, особенно выделяются работы Андрея Рублева, Дионисия, Дмитрия Левитского, Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Александра Иванова, Ильи Репина, Ивана Крамского Николая Ге, Михаила Врубеля, Валентина Серова, Натальи Гончаровой, Александра Родченко, Казимир Малевича, Марка Шагала, Исаака Бродского, Александра Дейнеки, Александра Лактионова, Ильи Кабакова, Виталия Комара и Александра Меламида. В двух галереях, прилегающих к основному зданию, представлены работы западных мастеров из собраний императора Петра I, императрицы Екатерины II, императора Николая I, а также московских коллекционеров Сергея Щукина и Ивана Морозова, которые свидетельствуют о дальновидности русских собирателей и показывают развитие отношений между Россией и Западом, начиная с XVIII века. Из собрания Государственного Эрмитажа на выставке представлено около 30 живописных произведений. Особый интерес на экспозиции вызывают такие полотна, как " Автопортрет " Антониса Ван Дейка " , " Раскаяние апостола Петра " Гвидо Рени, " Непорочное зачатие " Бартоломео Мурильо, " Утро в гавани " Клода Лоррена, " Поле маков " Клода Моне, " Дама в голубом " Поля Сезанна, " Беседа " Поля Гогена, " Девушка с тюльпанами " Анри Матисса, " Женщина с веером " Пабло Пикассо и " Черный квадрат " Каземира Малевича. Выставку прекрасно дополняют скульптурные произведения, среди которых " Портрет Петра I " Б.К. Растрелли и " Портрет Николая I " Луиджи Бьенмэ.

http://pravoslavie.ru/14523.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010