Обычно в этой жизни мы не ценим слабость и бессилие, мы склонны думать, – особенно когда мы здоровы, — что мы независимы; так что столкнуться с близкой смертью и как следствие испытать чувство бессилия, слабости и потери контроля, — совершенно новый опыт, который большинство из нас никогда не испытывали. Еще одна важная книга, которую я прочитал — «Духовный смысл болезни» православного философа Жан-Клода Ларше. Эта удивительная книга рассматривает святоотеческую точку зрения на болезнь и показывает, как достичь искупления через страдание. Я также связался с двумя уважаемыми православными специалистами по биоэтике, чтобы обсудить вопросы конца жизни. Один из них написал: «С точки зрения Православия, на поздней стадии заболевания нужно прежде всего духовно подготовиться к исцеляющей встрече со Христом после смерти». Эти слова помогли мне понять, что смерть — это исцеляющая встреча, а не конец. Если не видеть смысла и цели, может показаться, что неизлечимая болезнь дана нам по случайности и впасть в отчаяние. Жан-Клод Ларше, цитируя Отцов Церкви, пишет, что болезни и страдания даны нам как средство для духовного прогресса. Он пишет: «Болезнь и сопутствующие ей страдания часто являются частью многочисленных испытаний, через которые человек должен пройти, чтобы войти в Царствие Божие… Это тот крест, который человек должен взять и нести…следуя за Ним на пути спасения, который Он открыл для нас, чтобы жить в полноте благодати, полученной при крещении, сделаться подобным Ему, страдать и умереть вместе с Ним, воскреснуть и жить в вечном общении с Ним». Итак, я думаю, что отправляясь в это путешествие, мы должны видеть всю картину – в том числе наше преображение и нашу вечную жизнь – и доверять Богу. Как говорит апостол Павел: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна…» (1 Кор. 15:14). Если наш Господь не победил смерть, мы тоже не победим. Но к счастью Он победил, и поэтому победим и мы! Мне пришлось ходить по тонкой грани – или поверить, что Бог исцелит меня, или встретиться лицом к лицу с моей смертностью. Недавно я встретился с одним священником с Крита, который путешествовал по миру с частицей святого Креста и молился за тех, кто болен. Он избрал такое служение после того как потерял свою юную дочь, умершую от рака. Его прислужница сказала мне: «Мы скорее молимся не о телесном исцелении, а о том, что будет лучше для нашей души». Некоторые наши современники-христиане считают библейским обетованием физическое здоровье, долголетие, процветание и успех, и, если у кого-то этого нет, значит что-то не так с его верой. Я не исключаю возможность, что Бог исцелит меня. Пока я делаю все, что могу – и в медицинском, и в духовном плане, – я стараюсь сфокусироваться на том, чтобы понять, как болезнь может научить меня подготовить душу к вечной жизни, но остаюсь открытым воле Божией обо мне.

http://pravmir.ru/nayti-zhizn-pered-lits...

Вторая часть книги является собранием извлечений и пересказов нравственно-богословских тезисов о любви, собранных из трудов и жизнеописаний современных православных святых и старцев. В данном разделе приведены персональные обзоры учения о любви святителя Николая Сербского, старца Иосифа Исихаста, архимандрита Сергия (Шевича), преподобных Силуана Афонского и Порфирия Кавсокаливита. Каждый из обзоров в форме конспекта излагает экстракт, суть учения церковного автора о любви и духовном подвиге её стяжания. Заключительная, третья часть книги содержит фрагменты Нового Завета, текстов учителей Церкви (святителей Василия Великого и Григория Нисского) и святых подвижников благочестия (преподобных Макария Великого, Симеона Нового Богослова, Порфирия Кавсокаливита) о христианской любви с богословскими комментариями Ларше, поясняющими смысл каждого из фрагментов. Тут рассматриваются частные вопросы любви и милосердии, не вошедшие в первую часть книги: например, о любви святых к человечеству, милости любящего ко всему творению (животным и даже демонам), милосердии как лекарстве для души. Книга «Вариации на тему любви и милости» Жан-Клода Ларше является проводником в святоотеческом учении об этой «главе добродетелей», опирается на труды учителей Церкви и преподобных подвижников и может быть полезна человеку, желающему узнать о содержании понятия «любовь» в православном богословии, борьбе с препятствующими этой любви страстями и достижении счастья в этой добродетели с позиции взвешенного патрологического исследования аскетического учения Церкви. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/book/6195017

Терапия психических болезней. Опыт христианского Востока первых веков. Часть 2 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга известного французского психолога и богослова Жан-Клода Ларше «Терапия психических болезней». Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы.   Жан-Клод Ларше ГЛАВА 1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ: СОСТАВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ДУША И ТЕЛО Отцы Церкви часто настаивали на том, что человеческое естество не есть только душа или только тело, но оба они вместе и нераздельно составляют человека. Утверждая, что тело является составной частью самого человека, признавая за ним равное достоинство с душой и отказываясь приписывать ему отличные от души происхождение и судьбу , они спорят со спиритуалистическими концепциями, согласно которым тело всего лишь воплощение души, свидетельство ее падения, источник ее нечистоты, могила , которая случайно заточила ее, добавленный и неглавный элемент, тогда как душа одна составляет сущность человека и должна будет проявить себя или достичь исполнения при отделении от тела, через поступательное отрицание последнего . Утверждая, соответственно, что человек состоит из души и тела , они противостоят всем формам материализма или натурализма, которые отрицают душу, или сводят ее к эпифеномену тела, или считают ее произведенной и зависящей от тела, а тело считают сущностью человека и основой всякого человеческого проявления . «Душа не есть человек, — пишет святой Иустин Мученик, — но душа человека; тело не есть человек, но тело человека» . И святитель Ириней говорит: «Ибо, ни плотское создание само по себе не есть человек совершенный, но есть тело человека и часть человека; ни душа сама по себе не есть человек, но душа человека и часть человека» . Таким образом, человек — это душа и тело вместе, соединение двух субстанций. Отцы Церкви не устают повторять, что человек по природе состоит из двух частей, что его существо не может быть сведено к одной или другой субстанции, что его сущность составлена из двух элементов. «Человек создан по природе и состоит из тела и души», — отмечает в другом месте святитель Ириней . И Афинагор пишет: «Человек, сделанный из тела и души, двойственен» , «он состоит из двух частей» . «…Познай, что ты из двух частей состоящий человек, из души и тела; и что… Тот же Бог есть Творец души и тела», — говорит святитель Кирилл Иерусалимский . Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «человек — разумное животное, которое состоит из двух сущностей, из бестелесной души и материального тела» . У святителя Григория Нисского находим: «Что такое человек? Душа и тело одновременно, или только одно из двух? Но совершенно очевидно, что единство обоих характеризует живое существо» . Процитируем еще святителя Григория Паламу: «…Только душа или только тело не может называться человеком, но оба вместе, так как они были созданы вместе по образу Божию» .

http://pravoslavie.ru/2882.html

Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков Ларше Ж. К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков/Пер. с франц. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – 224 с. Книга известного православного богослова Жан-Клода Ларше посвящена христианскому опыту исцеления психических болезней. Автор рассматривает физические, психические и духовные аспекты безумия, а также феномен «юродства во Христе» в широком контексте библейского и святоотеческого учения о человеке и данных современной медицины. Книга адресована как специалистам, так и всем, кто вместе с Пушкиным восклицает: «Не дай мне Бог сойти с ума!» Приводим отрывок из книги. БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ ЮРОДСТВА Некоторых пророков, совершавших странные поступки, можно считать предшественниками юродивых Христа ради , например, Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет в предзнаменование скорого плена египтян (см.: Ис 20, 2–3); Иезекииль лежал перед кирпичом, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, испеченный на человеческом кале (см.: Иез 4); Осия символизировал своим браком с блудницей неверность Израиля Богу (см.: Ос 3). Все эти поступки походят на поведение юродивых — по своей нестандартности (и даже скандальности), символичности, по своему пророческому значению, но в то же время есть различия. Прежде всего, в первом случае речь идет о действиях единичных, которые не соответствуют общей симуляции безумия и не создают их автору репутацию сумасшедшего. Затем, цель этих действий ветхозаветных пророков единственно в том, чтобы поразить зрителей и привлечь их внимание к некоей истине. Наконец, все действия в подробностях продиктованы Богом и скорее соответствуют Его воле в рамках пророческого служения их совершителей , чем аскетическим стремлениям последних. Главный библейский источник, обосновывающий безумие во Христе, следует скорее искать в Новом Завете. В Послании к Римлянам и в Первом послании к Коринфянам апостол Павел подчеркивает коренную противоположность, существующую между мудростью мира и мудростью Божией:

http://pravoslavie.ru/6093.html

Архиепископ Иннокентий допускает сильное бесовское влияние на тело человека, но относительно души придерживается мнения, что бесам это не под силу (и в этом следует святоотеческой традиции, например, св. Диадоху Фотикийскому ). Архиепископ Иннокентий, отвечая на вопрос о том, как именно происходит процесс беснования, предлагает оригинальную концепцию, согласно которой бес может действовать на мозг и на низшие способности, или по его выражению, «на внешнюю оболочку души, а не на самую душу». Этой оболочкой в представлении святителя является нервная система. И бес как бы вклинивается между душой и телом, вселяясь и контролируя через нервную систему всего человека. Именно такое состояние владыка Иннокентий и называет беснованием. Привести обоснование этой точки зрения владыки Иннокентия из святых отцов достаточно трудно, но, несмотря на это, его теория беснования представляется интересной и, в принципе, не противоречащей православной антропологии. Есть и отличные интерпретации беснования (см. Жан-Клода Ларше о психических заболеваниях). Святитель Иннокентий указывает, что причин такого печального состояния может быть несколько, но в любом случае это происходит по Промыслу Божьему. В своем взгляде он полностью следует святоотеческому учению, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет, что бесы «не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, если не получают позволения от Бога в целях домостроительства» (Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры//Книга 2, Глава 4. О дьяволе и демонах). Жан-Клод Ларше приводит пример из жития святых, когда святые отказывались изгнать беса, полагая, что такое состояние (беснование) на каком-то этапе для конкретного человека является путем к покаянию. В Священном Писании для подобного мнения можно найти основание в словах апостола Павла: «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен» ( 1Кор.5:5 ) Отличительные черты беснования Что касается вопроса, как понять, бесноват ли человек, то сам по себе этот вопрос должен рассматривается в сравнении состояния беснования и психического заболевания, так как в подавляющем большинстве случаев есть внешние признаки беснования, которые четко указывают на нездоровье человека.

http://azbyka.ru/chto-takoe-besnovanie-i...

Роль духовного отца в исцелении Глава 4. Откровение помыслов Глава 5. Борьба с помыслами 1. Внутренняя борьба 2. Двоякое происхождение помыслов 3. Механизм искушения а) Внушение или нападение (προσβολ) б) Сочетание (συνδυασμς) в) Сосложение (συγκατθεσις) д) Совершение (νργεια) е) Страсть (πθος) 4. Духовная стратегия. Трезвение и внимание 5. Отвержение дурных помыслов 6. Роль молитвы и терпения 7. Результат лечения Глава 6. Вспомогательное лечение: телесная аскеза Часть пятая. Лечение страстей и приобретение добродетелей Глава 1. Лечение чревоугодия. Воздержание Глава 2. Лечение блудной страсти. Воздержание и целомудрие 1. Монашеское целомудрие 2. Целомудрие в браке Глава 3. Лечение сребролюбия и любостяжания. Нестяжание и милостыня 1. Нестяжание 2. Милостыня Глава 4. Лечение печали. Скорбь, сокрушение и радость Глава 5. Лечение уныния Глава 6. Лечение гнева. Кротость и терпение Глава 7. Лечение страха. Страх Божий Глава 8. Лечение тщеславия и гордости. Смирение 1. Лечение тщеславия 2. Лечение гордости 3. Смирение Часть шестая. Восстановленное здоровье Глава 1. Бесстрастие 1. Бесстрастие как подавление всякого греха 2. Бесстрастие как обладание полнотой добродетели Глава 2. Любовь 1. Духовная любовь к себе 2. Любовь к ближнему 3. Любовь к Богу Глава 3. Познание 1. Введение 2. Естественное созерцание 3. Познание/видение Бога 4. О связи познания/видения Бога с деланием 5. Роль чистой молитвы 6. Познание Бога и духовное исцеление Заключение Библиография     Вниманию читателей предлагается книга известного православного богослова Жан-Клода Ларше , посвященная учению Православной Церкви о страстях и добродетелях. Основная идея книги – показать, в чем заключается сущность духовных болезней и как достичь духовного здоровья. Главным Целителем является Христос Спаситель, Второе Лицо Святой Троицы. Процесс исцеления происходит, согласно аскетической традиции Православия, через преодоление страстей и приобретение добродетелей и духовных дарований. Автор сводит воедино наследие святых отцов, писавших на греческом, латинском и других языках христианского Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

В начале XXI века продолжает активно развиваться православная богословская наука. Один из наиболее известных на Западе современных богословов – англичанин епископ Каллист (Уэр) , блестящий популяризатор и компилятор святоотеческого наследия, систематизатор основных идей восточной патристики, выдающийся знаток византийской традиции. Перу епископа Каллиста принадлежат многочисленные переводы творений святых отцов и богослужебных книг на английский язык. Под его руководством и при его непосредственном участии были переведены «Минея праздничная» и «Триодь постная», а также пять томов «Добротолюбия». Владыка Каллист – автор нескольких монографий, в том числе книг «Православная Церковь » и «Православный путь», ставших классическим введением в историю и духовность Православной Церкви. Его перу принадлежит свыше 200 статей на самые разные темы, связанные с учением Православной Церкви или восточной патристикой. Крупным богословом, чьи труды широко известны на Западе, является митрополит Иоанн (Зизиулас), автор нескольких фундаментальных трудов по истории ранней Церкви. В своих монографиях и статьях митрополит Иоанн развивает традиции русской «парижской школы», в частности «евхаристическую экклезиологию» протоиереев Николая Афанасьева и Александра Шмемана . Выводы, к которым приходит Зизиулас, не всегда бесспорны, но его влияние на современную богословскую мысль Запада несомненно. Большое внимание митрополит Иоанн уделяет участию в межхристианской деятельности, являясь одним из наиболее активных участников экуменического движения. Среди западных православных патрологов следует упомянуть Жан-Клода Ларше и священника Иоанна Бера, профессора Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Перу Ларше принадлежит несколько монографий, посвященных творчеству восточных отцов Церкви, в частности Максима Исповедника . Отца Иоанна Бера можно охарактеризовать как восходящую звезду на небосклоне православной богословской науки; в настоящее время он работает над фундаментальным многотомным исследованием по истории святоотеческой богословской мысли (первые два тома уже вышли из печати, один переведен на русский язык).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Среди западных православных патрологов следует упомянуть Жан-Клода Ларше и священника Иоанна Бера, декана Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Перу Ларше принадлежит несколько монографий, посвященных творчеству восточных отцов Церкви, в частности Максима Исповедника . О. Иоанна Бера можно охарактеризовать как восходящую звезду на небосклоне православной богословской науки: в настоящее время он работает над фундаментальным многотомным исследованием по истории святоотеческой богословской мысли (первые два тома уже вышли из печати, один переведен на русский язык). В Сербии широкой известностью пользуются труды митрополита Амфилохия (Радовича) , епископа Афанасия (Евтича) и других учеников выдающегося христианского мыслителя архимандрита Иустина (Поповича) , умершего в 1979 году и недавно канонизированного Сербской Православной Церковью. В Румынии развивается богословская традиция, сформированная под влиянием крупнейшего румынского богослова XX века протоиерея Думитру Станилоаэ Значительный вклад в развитие православного богословия вносит предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Анастасий (Яннулатос). В России, на Украине и в других странах постсоветского пространства богословская наука в последние полтора десятилетия выходит из состояния стагнации, в котором она оказалась в результате гонений на веру. Создаются крупные очаги богословской науки, такие как Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», привлекающие значительные богословские силы. Появляются новые переводы творений отцов Церкви с греческого, латинского, сирийского и других древних языков. Создаются оригинальные богословские труды, переиздаются труды отечественных богословов XIX и XX столетий, публикуются ранее недоступные архивные материалы, проливающие свет на новейшую историю Церкви. В XX веке происходило и поныне продолжается возрождение древних традиций иконописания и церковного зодчества. Благодаря восстановлению и строительству сотен и тысяч храмов в тех странах, где возродилась православная вера, особенно востребованным оказался труд иконописцев. В России и за ее пределами созданы школы иконописания, где под руководством опытных мастеров трудятся многочисленные ученики. Крупнейшим иконописцем начала XXI столетия является архимандрит Зинон (Теодор), которым расписано несколько храмов в России и за ее пределами, созданы одноярусные и многоярусные иконостасы, написаны сотни икон. Он является современным продолжателем дела Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного и других великих иконописцев прошлого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Преподобный Максим Исповедник в дискуссиях Востока и Запада Святой преподобный Максим Исповедник Эта статья профессора Алексея Ивановича Сидорова представляет собой предисловие к русскому изданию книги известного православного богослова Жан-Клода Ларше «Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом». Книга подготовлена к публикации издательством Сретенского монастыря и продается в магазине « Сретение ». В великом сонме святых отцов преп. Максим Исповедник занимает одно из самых почетных мест. Истинный подвижник, выдающийся богослов, вдохновленный Святым Духом тайнозритель и тончайший любомудр, он, в один из труднейших периодов истории Церкви, когда ересь монофелитства, казалось, готова была уничтожить Православие, мужественно встал, вместе с немногими соратниками, на защиту правой веры, стяжав мученический венец . Многочисленные творения преподобного вошли в обильнейшую сокровищницу святоотеческого Предания, хотя, конечно, можно констатировать, что преимущественным вниманием последующих православных читателей пользовались его духовно-нравственные и аскетические сочинения. Яркий пример тому – известный сборник лучших плодов святоотеческой духовности: «Добротолюбие», в который включен наиболее популярное произведение преп. Максима – «Главы о любви». Впрочем, следует заметить, что, хотя преп. Максим, как духовный писатель и богослов, всегда жил в церковном Предании, подлинное «открытие» его творчества произошло лишь в XX столетии. И первопроходцами здесь были русские православные ученые. Уже в конце XIX в. появляется достаточно серьезная для своего времени монография Ивана Орлова, посвященная христологии преп. Максима . Позднее изучением наследия преп. Максима занялся молодой и одаренный киевский патролог С.Л.Епифанович. Написав о преп. Максиме сначала кандидатскую диссертацию, он затем продолжил свою работу и завершил магистерскую диссертацию, представлявшую из себя монументальный труд. К сожалению, этот труд, уже набранный, так и не увидел свет в связи с первой Мировой войной и начавшейся революцией .

http://pravoslavie.ru/1828.html

«Проведение богословской конференции в стенах МИФИ является продолжением нашего плодотворного сотрудничества с этим важнейшим научным и образовательным центром», — подчеркнул архипастырь. Он выразил надежду, что проблемы, поднятые в рамках форума, будут интересны не только преподавателям и студентам-теологам, но также студентам естественнонаучного профиля: «Надеюсь, что опыт понимания Божественной красоты и человеческого призвания, раскрытый в творениях великого христианского мистика преподобного Симеона, найдет отклик в сердцах будущих ученых, стремящихся увидеть за частным — целое, за закономерностью — красоту». Митрополит Иларион с благодарностью отметил плодотворное сотрудничество с ректором МИФИ профессором М.Н. Стрихановым. Он также поблагодарил администрацию этого университета, сотрудников и студентов Общецерковной аспирантуры и докторантуры за участие в подготовке конференции. От имени ректората МИФИ участников конференции приветствовал проректор вуза А.Н. Петровский. Руководство университета стремится к тому, чтобы его выпускники были не только специалистами в ядерной физике, но и широко образованными людьми, сказал он. «Будущее — за людьми, которые имеют не только техническое, но и широкое гуманитарное образование, именно поэтому университет расширяет круг кафедр. Это кафедры политологии, теологии, социологии, философии. Думаю, что, создавая такой пул кафедр, мы создадим основу для того, чтобы выпускник МИФИ был не только хорошим физиком, но и хорошо образованным человеком», — отметил проректор учебного заведения. Затем с докладом «Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие» выступил митрополит Волоколамский Иларион. Следующим прозвучал доклад митрополита Диоклийского Каллиста «Учение о человеческой личности у преподобного Симеона Нового Богослова». В первый день работы конференции состоялись три пленарных заседания. Тема второго заседания — «Аскетическое и мистическое учение преподобного Симеона Нового Богослова». Прозвучали доклады протоиерея Иоанна Бэра (Свято-Владимирская семинария, США), профессора Марины Баззани (Оксфордский университет, Англия), профессора Деспины Прассас (Провиденс колледж, США) профессора Жан-Клода Ларше (Страсбургский университет, Франция), доцента НГУ В.А. Баранова, протопресвитера Николаоса Людовикоса (Университет Фессалоникийская духовная академия, Греция).

http://drevo-info.ru/news/18156.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010