Главы Русской Православной Церкви Киевские митрополиты Михаил (988—992) Леон(тий) (992—1008) Иоанн I (упоминается в 1020-е гг.) Феопемпт [Кирилл] (упоминается в 1039) Иларион (1051 — до 1055) Ефрем (упоминается в 1055; умер, предположительно, после 1061) Георгий (в 1062 прибыл в Киев, упоминается в 1072—73) Иоанн II (до 1077/78—1089) Иоанн III (1090—91) Николай (упоминается в 1097—1101) Никифор I (1104—21) Никита (1122—26) Михаил I (1130—1145/46) Климент Смолятич (1147—59; в 1155—58 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях) Константин I (признан не во всех епархиях, рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156—59) Феодор (1160—1161/62) Иоанн IV (1163—66) Константин II (упоминается в 1167—69) Михаил II [прибыл на Русь в 1171 (?)] Никифор II (упоминается в 1183—98) Матфей (по другим данным, 1200—20)] Кирилл I (II) (рукоположен в 1224, настолование 1225—33) Иосиф (1236—?) Кирилл II (III ?) (поставлен до 1242/43, рукоположен ок. 1246/47, на Руси упоминается в 1250—81) Киевские и всея Руси митрополиты Максим (рукоположен в 1283, прибыл на Русь в 1285, в 1299/1303 перенёс резиденцию во Владимир Суздальский, умер в 1305) Пётр (1308—26) Феогност (1328—53) Алексий (1354—78) Киприан (рукоположен в 1375, до 1378 и в 1382—90 в Киеве; в 1381—82 и в 1390—1406 в Москве) Михаил (Митяй) (наречённый митрополит с 1378, умер в 1379, не рукоположен) Пимен (рукоположен в 1380, принят в Москве в 1382; низложен 1384/85) Дионисий (рукоположен в 1384, умер в 1385) Фотий (рукоположен в 1408, прибыл на Русь в 1409; умер в 1431) Герасим (рукоположен в 1433, сожжён в 1435 литовским князем Свидригайлом) Исидор (рукоположен в 1436, прибыл на Русь в 1437, в 1441 бежал из Москвы в Литву, а затем в Рим) Иона (наречённый митрополит с 1442/43, рукоположен Собором русских епископов в 1448; умер в 1461 Московские и всея Руси митрополиты Феодосий (Бывальцев) (1461—64) Филипп (1464_73) Геронтий (1473—89) Зосима (Брадатый) (1490—95) Симон (1495—1511) Варлаам (1511—21) Даниил (1522—39) Иоасаф (Скрипицын) (1539—42) Макарий (1542—63) Афанасий (1564—66) Филипп II (Колычев) (1566—68) Кирилл III (1568—72) Антоний (1572—81) Дионисий (1581—86) Иов (1586—89; с 1589 патриарх) Патриархи Московские и всея Руси Иов (1589—1605) Игнатий (1605—06, 1611—12) Гермоген (1606—11) Филарет (Романов) (1619—33) Иоасаф I (1634—40) Иосиф (1642—52) Никон (1652—66) Иоасаф II (1667—72) Питирим (1672—73) Иоаким (Савелов) (1674—90) Адриан (1690—1700) Тихон (Белавин) (1917—25) Сергий (Страгородский) (1943—44) Алексий I (Симанский) (1945—70) Пимен (Извеков) (1971—90) Алексий II (Ридигер) (с 1990)  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Особо обсуждался вопрос о высшей школе. Архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) высказался за широкую автономию Академий, но при этом он считалобязательным епископский сан для ректора, через которого Академия канонически подчинялась бы священноначалию. Митрополит Петербургский Антоний (Вадковский)приложил к своему «отзыву» записку профессора Н.Н. Глубоковского, предлагавшего открыть при университетах богословские факультеты «для свободного развитиябогословской науки», а Академии сохранить в качестве «научно-апологетических институтов Православной Церкви».    Архиепископ Волынский Антоний предлагал сократить в академических программах преподавание богословских систем и расширить изучение Священного Писания иотцов: «Система православного богословия есть еще нечто искомое, – писал он, – и потому должно тщательно изучать егоисточники, а не списывать системы с учений еретических, как это делается у нас уже 200 лет».    В 1908 году Синод назначил ревизию Духовных Академий. Петербургскую и Московскую Академии инспектировал архиепископ Херсонский Димитрий (Ковальницкий),казанскую – епископ Псковский Арсений (Стадницкий), Киевскую – архиепископ Волынский Антоний. Ревизоры обнаружили вАкадемиях слишком много «светского духа» и церковного либерализма, упадок дисциплины.    В результате этой ревизии частичная автономия, предоставленная Академиям в 1906 году, была отменена. В 1910 году вышел новый Устав Духовных Академий,некоторые дополнения были внесены в него в 1912 году. Устав предусматривал расширение преподавательского персонала, введение практических занятий длястудентов, увеличение числа кафедр: вновь открывались кафедры истории Византийской и Славянских церквей. Особое внимание уделялось религиозному инравственному воспитанию студентов и укреплению дисциплины. Посещение Богослужений стало обязательным и для студентов и для преподавателей. Устав отмечал важность соблюдения постов студентами. Для повышения авторитета администрации для ректора Академии устав предусматривал епископский сан, а для инспектора – сан архимандрита. От преподавателей Академий устав требовал читать лекции в строго православном духе. Предпочтение отдавалосьпрофессорам и преподавателям в священном сане. То обстоятельство, что в профессорских корпорациях преобладали миряне, вызывало озабоченность СвятейшегоСинода: в Московской Академии из 27 преподавателей лишь 9 состояли в священном сане, а в Петербургской даже через 7 лет после издания нового устава из 33преподавателей 27 оставались мирянами. Устав предоставлял более широкие административные права ректору Академии и усиливал власть епархиальных архиереевнад высшими Духовными школами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Гл. 22—24//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 34—38.    Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 284. Об этом святоотеческом образе также см.: п. 3.5.6.    Например, см.: Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. С. 128; Воронов Л., прот. Догматическое богословие. С. 74.    См.: Воронов Л., прот. Догматическое богословие. С. 58—76.    См.: Там же. С. 58—65.    Вероятно, одним из первых начал использовать юридические термины для выражения учения об искуплении свят. Иларий Пиктавийский, но в его учении юридический аспект не занимает центрального места. См.: Попов И. В. Труды по патрологии. Т. I. С. 707—719.    См.: Фокин А. Р. Ансельм//ПЭ. Т. II. М., 2001. С. 482; Огицкий Д. П., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. С. 87—91.    Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 10.    Там же.    Там же.    Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 114.    Пространный катихизис. С. 41—42.    Например, см.: Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. Казань, 1898; Иларион (Троицкий), архиеп. Богословие и свобода Церкви (О задачах освободительной войны в области рус. богословия)//Богословский вестник. 1915. Т. 3. 9. С. 98—134; Он же. Вифлеем и Голгофа//Отдых христианина. 1916. 12. С. 63—78; Лосский В. Н. Искупление и обожение//Богословие и боговидение. С. 273—288; Воронов Л., прот. Догматическое богословие. С. 66—69.    По замечанию проф. Московской духовной академии прот. Петра Гнедича, согласно этой теории, свойства благости, или любви, с одной стороны, и правды, или справедливости — с другой, в Боге различаются и даже противополагаются (Гнедич П., прот. Догмат искупления в русской богословской науке. С. 429—435. Отношение к «юридической» теории). Грех человека «оскорбляет Бога», возбуждая действие Его правосудия или «гнев», выражающийся во «вражде Бога к человеку», проклятии его Богом и наказании грешника. При таком взгляде на отношения между Богом и свойствами Его природы Бог оказывается «заложником» Своих собственных свойств, подчиненных некоторой необходимости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

Патриарха Тихона в день памяти прп. Сергия Радонежского 1921, март Введение новой экономической политики 1921–1922 Голод в Поволжье       1922, 26 февраля Декрет об изъятии церковного имущества 1922, 26 апреля — 8 мая Московский процесс против священнослужителей 1922, 9 мая — 1923, 25 июня Св. Патриарх Тихон под арестом     1922, 29 мая — 5 июля Петроградский процесс против священнослужителей во главе с митр. Петроградским Вениамином (Казанским)   1921, 23 октября «Хиротония " в киевском Софийском соборе Василия Липковского — начало самосвятского раскола 1921 Предоставление автономии православным Церквам в Эстонии, Финляндии, Латвии и Польше 1921, август Образование Св. Патриархом Тихоном Всероссийского церковного комитета помощи голодающим 1921, 21 ноября — 2 декабря I Русский Всезаграничный церковный Собор в Сремских Карловцах   1922, 12 мая Назначение Заместителем Патриарха митр. Ярославского Агафангела (Преображенского) 1922, 16 мая Образование обновленческого ВЦУ 1922, 13 августа Расстрел сщмчч. митр. Вениамина, архим. Сергия (Шеина) и мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова 1922, 30 декабря Образование СССР   1923, 29 апреля — 9 мая I «собор» обновленцев 1924, 21 января Смерть В. И. Ленина   1925 У власти в большевистской партии и государстве триумвират Сталина, Бухарина и Рыкова   1925, 10 декабря Арест патриаршего Местоблюстителя митр. Петра 1926, ноябрь — 1927, март Пребывание Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия в заключении   1924, 15 апреля Послание Патриарха Тихона о каноничском осуждении деятелей обновленческого раскола   1925, 7 апреля Кончина Св. Патриарха Тихона 1925, 12 апреля Митр. Крутицкий Петр (Полянский) приступил к исполнению обязанностей патриаршего Местоблюстителя 1925, 17 сентября Незаконное провозглашение автокефалии Польской Церкви 1925, 1 октября II «собор» обновленцев   1925, 14 декабря Митр. Нижегородский Сергий (Страгородский) приступил к исполнению обязанностей Заместителя патриаршего Местоблюстителя 1925, 22 декабря Образование Временного высшего церковного совета (ВВЦС) во главе с архиеп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Erlangen, 1979—1989. 6 т.; Иоанн (Снычев). Топография архиерейских кафедр русской православной церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. Куйбышев, 1963 (машинопись); Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917—1946 гг.//Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917—1943. М., 1994.; Иоанн (Снычев), митр. Состав Российской Православной Церковной иерархии. 1962—1994. Куйбышев; СПб., 1973—1994. Отсутствие данных о служении и гибели части епископата за 1920—1940-е гг. обусловлено современным состоянием исследования и публикации архивных материалов и следственных дел репрессированных священнослужителей. В наст. список не включены лица, получившие хиротонию в раскольничьих или схизматических группировках, а также в других православных Церквах (кроме случаев, когда они воссоединялись с Московской Патриархией). В данном списке приняты следующие специальные сокращения: Конст. П.— Константинопольский Патриархат; МП — Московская Патриархия; РПЦ — Русская Православная Церковь (Московский Патриархат); РПЦЗ — Русская Православная Церковь за рубежом (карловацкий раскол); ПАЦ — Польская Автокефальная Церковь (неканоническая до 22.06.1948). Тихон (Белавин) с 13.08.1917 митр. Московский и Коломенский; с 21.11.1917 Патриарх Московский и всея России; с 16.05.1922 по 15.06.1923 в заключении; † 7.04.1925. Сергий (Страгородский) с 10.08.1917 архиеп. Владимирский и Шуйский; с 28.11.1917 в сане митрополита; с 16.06.1922 в обновленческом расколе; 27.08.1923 принес публичное покаяние; с 18.03.1924 митр. Нижегородский; с 10.12.1925 Заместитель патриаршего Местоблюстителя; с 30.11.1926 в заключении; с 27.03.1927 вновь вступил в права Заместителя патриаршего Местоблюстителя; с 27.04.1934 Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский; с 11.09.1943 Патриарх Московский и всея Руси; † 15.05.1944. Алексий (Симанский) 28.04.1913 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Новгородской епархии; с февр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   С 1848 г. трудами преподавателей и студентов Петербургской Академии начали в непрерывном порядке издаваться сочинения отцов Церкви. На русский язык былипереведены творения святых Дионисия Ареопагита, Софрония Иерусалимского, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Симеона Солунского, а такжецерковно-исторические труды Евсевия, Сократа, Созомена, блаженного Феодорита и сочинения византийских историков.    Совершенно исключительное значение имело участие Петербургской Академии в переводе Библии на русский язык, который выполнен был в 60—70-е годы. В сущности,Петербургская Академия была в это время средоточием всего дела библейского перевода.    При обер-прокуроре Протасове в 1842 году во главе Академии был поставлен архимандрит Афанасий (Дроздов), впоследствии архиепископ Астраханский, ученыйредкой эрудиции и любознательности, вместо с тем он проявлял крайнее недоверие к богословской науке, к богословской мысли. По свидетельству епископаФиларета (Гумилевского), он говорил: «Для меня Исповедание Могилы и Кормчая все – и более ничего». Митрополит Московский Филарет, относившийся с тревогой ктому направлению, которое, по подсказке Протасова, старался придать академической науке новый ректор, считал, что тот «веровал в церковные книги более,нежели в слово Божие».    С 1851 по 1857 годы Академию возглавлял архимандрит Макарий (Булгаков), незаурядный церковный историк и догматист, впоследствии митрополит Московский. Егопреемником стал знаменитый впоследствии Вышенский затворник епископ Феофан (Говоров). Новый период в истории Академии начался с введения академическогоустава 1869 года, когда существенно расширилось коллегиальное начало в управлении Духовной школой и введен был конкурсный порядок замещения вакантныхпреподавательских мест. В 70-х годах ректором Академии состоял протоиерей И.Л. Янышев, позже протопресвитер, читавший весьма популярные в то время лекциипо Нравственному богословию.    По уставу 1884 года в Академиях усилена была власть ректора. Во главе Петербургской Академии с этих пор, как правило, ставили архиереев. В 80-е годыАкадемию возглавлял епископ Антоний (Вадковский), впоследствии митрополит Петербургский. Он пользовался необычайной любовью упреподавателей и студентов. В начале XX века ректором Академии был епископ Гдовский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Некто Василий Кондо, из Ханда, был; едет в Читу для торговых разведок. О. Симеон Мии, у которого он четыре месяца учился русскому языку, дал ему рекомендацию к своему знакомому там. Я благословил его иконками и японским молитвенником с надписями, чтобы, в случае нужды, он мог заявить себя христианином.    5/17 апреля 1896. Пятница.    О. Сергий Страгородский из Афин пишет: предлагает себя сюда вместе с каким-то о. Андроником, кончившим в прошедшем году курс в Московской Академии и ныне состоящим инспектором в Кутаиси и «скорбящим, так как попал к дикому ректору». Последнее, то есть «скорбящий» и «дикий» не рекомендательны: терпения и благодушия не обещают, а без них сюда нельзя.    6/18 апреля 1896. Суббота.    Спиридон Араи (Токуици) из Кореи пишет: хотя познакомились с епископальным миссионером (Smarm’oм), и он пригласил их (Спиридона, Китасима Иоанна и еще одного нашего) вместе праздновать Светлый праздник Пасхи, приходившийся ныне в одно число с ними; но они, Спиридон и прочие, предпочли встретить праздник в своем православном, хоть и маленьком, кругу, и потому, собравшись втроем, помолились и приветствовали друг друга «воскресеньем Христовым». Но печально ныне их положение там: все они потеряли, что нажили торговлей, от нынешних гонений в Корее на японцев (вследствие убиения японцами Королевы); «голодом придется помереть, если не помогут благотворители», — пишет Спиридон, а у самого даже и собственный дом был там, — все потеряли.    Роман Фукуи описывает обращение одного из крещенных у него в Сукагава ныне — Якова Мицияма. Три года тому назад он, будучи тогда чиновником по сбору податей, ночевал однажды в гостинице вместе с православным христианином из Карасуяма; разговорился с ним о христианском учении, и искра веры запала ему в душу; но долго он не встречал православного проповедника; встречался с протестантскими, слушал их, но не удовлетворяли они его; так, наконец, и в Сукагава, будучи здесь по делам, он столкнулся с протестантским катихизатором, слушал его и, не удовлетворясь, спросил, нет ли здесь других проповедников?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Святой равноапостольный Николай (Касаткин) Японский (1836—1911).    Святитель Митрофан (Сидоровский) Воронежский (1623—1703).    Святитель Димитрий (Туптало) Ростовский (1651—1709).    Святитель Иоанн (Максимович) Тобольский (1651—1715).    Святитель Иннокентий (Кульчицкий) Иркутский (1680—1731).    Святитель Иоасаф (Горленко) Белгородский (1705—1754).    Святитель Софроний (Кристалевский) Иркутский (1704—1771).    Святитель Тихон (Соколов) Задонский (1724—1783).    Святитель Мелетий (Леонтович) Харьковский (1784—1840).    Святитель Иннокентий (Вениаминов) Московский (1797—1879).    Преподобный Серафим (Мошнин) Саровский (1759—1833).    Преподобный Герман Аляскинский (1757—1837).    Святой праведный Иоанн Русский (ум. 1730).    Блаженная Ксения (Петрова) Петербургская (XVIII в.).    Святой преподобномученик Пахомий Русский, Афонский (ум. 1780).    Патриарх Тихон (Белавин) (1865—1925).    Патриарх Сергий (Страгородский) (1867—1944).    Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Стефан (Яворский) (1658—1722).    Митрополит Иов (ум. 1716).    Святитель Филофей (Лещинский) (в схиме Феодор) Иркутский (1650—1727).    Митрополит Георгий (Дашков) (ум. 1739).    Митрополит Тимофей (Щербацкий) (1698—1767).    Митрополит Димитрий (Сеченов) (1709—1767).    Святитель Павел (Конюскевич) Тобольский (1705—1770).    Митрополит Арсений (Мацеевич) (1697—1772).    Митрополит Самуил (Миславский) (1731—1796).    Митрополит Гавриил (Петров) (1730—1801).    Митрополит Платон (Левшин) (1737—1812).    Митрополит Амвросий (Подобедов) (1746—1818).    Митрополит Михаил (Десницкий) (1762—1821).    Митрополит Феофилакт (Русанов) (1764—1821).    Митрополит Евгений (Болховитинов) (1767—1837).    Митрополит Филарет (Амфитеатров), в схиме Феодосий (1779—1857).    Митрополит Григорий (Постников) (1784—1860).    Митрополит Филарет (Дроздов) (1782—1867).    Митрополит Иосиф (Семашко) (1798—1868).    Митрополит Арсений (Москвин) (1797—1876).    Митрополит Макарий (Булгаков) (1816—1882).    Митрополит Платон (Городецкий) (1803—1891).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Спасение здесь мыслится, прежде всего, как избавление от наказаний за грехи. В православии спасение понимается, прежде всего, как избавление от самого греха («и той избавит Израиля от всех беззаконий его» — Пс. 129, 8; «той бо спасет люди своя от грех их» — Мф. 1,21; «яко той сеть Бог наш, избавлей нас от беззаконий наших»; «яко той есть Бог наш от прелести вражия мир избавлей»; «род же человеческий от истления свободил еси, жизнь и нетление мирови даровав» — стихиры Октоиха). Грех вносит порчу, «тление» в природу человека, удаляет человека от Бога, побуждает человека враждовать с Богом. Но Бог и грешного человека не оставляет Своим попечением: «Ты врага суща мя зело возлюбил еси» (канон Октоиха). От человека-грешника Бог требует не удовлетворения за грехи, а изменения образа жизни — рождения в новую жизнь. В конечном итоге, христианин должен достичь состояния обожения, а не избавления от наказания за грехи. Таким образом, в Православии спасение осмысливается в органически мистических и нравственных категориях, в католичестве — в юридических. Патриарх Сергий (Страгородский): «Два совершенно отличных, не сводимых одно на другое мировоззрения: правовое и нравственное, христианское» [Православное учение о спасении, с.9]. 2. Учение о первозданной праведности и первородном грехе По католическому учению человек состоит из двух борющихся между собой стихий — земли и духа. «Человек мир в малом, микрокосмос. В нем — силы земли, их слепой неистовый порыв, их страстность и сила, их изменчивость и бессилие, их безумие и слепота, и вся их условность. Эти силы — настолько часть его, что они претендуют на власть даже над его царским достоинством, над величием его духа» . «Человек двойственен, он — земля и дух». Земля тянет его к себе, потому что человек «сам по себе не закончен, фрагментарен, никогда не покоится на самом себе, никогда не автономен. Постоянно подпадает хаосу, когда желает принадлежать только себе одному». И чтобы человек не превратился в «неудавшегося зверя», ему были даны при творении дары.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   19 июня/1 июля 1896. Среда/    Экзамен по Гомилетике в 6-ом классе Семинарии показал, что Даниил Кониси довольно дельно занимается своим предметом: записки даже составил, хоть и очень краткие. Ученики отвечали по ним порядочно. Похвалился даже Кониси, что примерные проповеди хорошо говорят, но Фома Михара, заставленный сказать первую катихизацию язычникам, показал, что это неправда: четверть часа болтал так, что слушатель ни мысли не вынес бы, а буддисты и конфуцианисты рассердились бы.    Заход солнца при многих облаках дал столько и таких прекрасных цветов на небе, с радугой еще на востоке, что разлюбоваться и забыться в очаровании можно — туда бы, в те волны света — купаться в них, забыв все горести и мелочи жизни сей! И сподобит ли Господь когда? Уж шестьдесят лет — недалеко от края, что-то будет? По-видимому, и для Господа трудимся, а грехи-то!?    20 июня/2 июля 1896. Четверг.    На экзаменах по Церковному праву у кандидата Киевской академии Марка Сайкайси оказались весьма сбивчивые понятия об участии русского Императора в поставлении Епископа, а между тем предмет этот здесь весьма важен, ибо общераспространенное ложное понятие, будто Епископ ставится по приказам Императора, тогда как он в этом деле только заменяет общество христиан, долженствующих участвовать в избрании, но не имеющее к тому фактической возможности по незнанию людей, из которых можно избирать; Император же имеет эту возможность, для того и вызываются на чреду архимандриты в столицу, чтобы Император узнал их.    Был в Иокохаме, чтобы перевести деньги за елей и церковное вино: 300 драхм, или 175 франков, в Афины о. архимандриту Сергию (Страгородскому). 175 франков ­­ 62.73 долларов; пересылка в Иокохаму елея и вина 12.17 долл.; таможенная пошлина 3.24 долл.; пересылка из Иокохамы в Миссию 1.30 долл.; разные расходы 60/100. Всего 80 долл. 03/100. За эту сумму мы имеем шесть жестянок елея, по две дюжины в каждой, всего двенадцать дюжин, и бочонок церковного чистого виноградного вина, по крайней мере, дюжин шесть в бочке (о. Сергий пишет бутылок 75—80; мы еще не разливали). Итак, за 80 долларов 18 дюжин елея и вина, то есть по 4 доллара 44 цента за дюжину; значит, вполовину дешевле, чем мы платим здесь. Постараемся и вперед выписывать из Афин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010