См. примеч. 25. Патерик (1911). С. 21, 24, 33; Приселков. Очерки. С. 206, 235; Голубинский. 1. 1. С. 687; 1. 2. С. 776 (2-е изд.); Шахматов. Разыскания. С. 435. Георгиевский. Христианство в понимании русских людей в домонгольский период (1893); Сумцов. О национальном самосознании в домонгольской Руси (1905); Шахматов А. Разыскания (1908); Шахматов М. Опыты по истории древнерусских политических идей. 1. Прага, 1927. Общий очерк древнерусского летописания дан в: Сперанский. История древней русской литературы. 1 (1914). С. 301–318; 1 (1920). С. 325 и след. Пушкин А. С. Борис Годунов. Об истории возникновения древнерусской летописи см.: Шахматов А. Разыскания (1908). С. 420–460; он же. Повесть временных лет (1916); Сперанский. Ук. соч.; Богуславский. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности Нестора, в: ИОРЯС (1914). 1. С. 131; 3. С. 153–191; Истрин. Замечания о начале русского летописания, в: ИОРЯС (1921). С. 45–102; (1922). С. 207–251; Никольский Н. Повесть временных лет. 1 (1930). Литературу по летописи см. в: Никольский. Материалы (1906). Немецкий перевод: Die Nestor-Chronik. Изд. К. Траутмана. Leipzig, 1931, в: Slav.-Baltische Quellen und Forschungen. 6. Приселков. Нестор-летописец (1924); Петухов. Русская литература. Древний период (1916). С. 16–18; ср. литературу в примеч. 56. Голубинский. 1. 1 (2-е изд.). С. 743; «Память». Там же. С. 238–247. Шахматов. Разыскания. С. 34–40, 437 и след.; Никольский. Материалы (1906). С. 225, 228, 230–233; Серебрянский. Древнерусские княжеские жития (1915). С. 48–51. Для ориентировки можно рекомендовать: Smдhlin Karl. Geschichte RuЯlands. 1 (1923). S. 66–134; Goetz L. Staat und Kirche in AlmruЯland, 988–1240 (1908); кроме того: Kljutschewskij. Geschichte RuЯlands (1925). 2. Гл. 14. Любавский М. Образование основной государственной территории великорусской народности. Заселение и объединение центра (1929); Пресняков А. Образование великорусского государства (1918); Любавский М. Возвышение Москвы, в: Москва в прошлом и настоящем. 1 (1912).

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Примечания И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) Для общей ориентации: Smдhlin K. Geschichte RuЯlands. 1 (1923); Kljutschewskij V. Geschichte RuЯlands. 1 (1925); Laehr G. Die Anfдnge des russischen Reiches (1930); Djakonov M. Skizzen zur Gesellsehafts- und Staatsordnung des alten RuЯland (1928); Philaret, Erzbischof. Geschichte der Kirche RuЯlands. 2 т. (1872); Bonwetsch N. Kirchengeschichte RuЯlands (1923); Harnack. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. 2 (1924). S. 797; Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды. Киев, 1914; Stratonow I. Die Krim und ihre Bedeutung fьr die Christianisierung der Ostslaven, в: Kyrios. 1. S. 381–395. Laehr. Op. cit.; Heyduk J. Anfдnge der Christianisierung des Russenstammes. Wien, 1888; Leib, Rome. Kiev et Byzance а la fin du XI siucle. Paris, 1924 (не вполне объективно); Пархоменко. Начало христианства на Руси. Полтава, 1911; Томашевский Ст. Вступ до истории Церкви на Ykpaihu, в: Analecta Ordinis S. Basilii Magni. 4 (Львов, 1932). Из новейшей литературы о древнем монашестве я назову лишь важнейшие труды: Koch Hugo. Quellen zur Geschichte der Askese und des Mцnchmums der alten Kirche (1933); Lot-Borodine M. La doctrine de la dйificamion dans l’йglise grecque jusq’au XI siucle, в: Rev. de l’histoire des religions. 55–56 (1932), 57–58 (1933); Heussi K. Der Ursprung des Mцnchmums (1936); ср. у Хайлера (Heiler Fr. Urkirche und Ostkirche (1937). S. 365 и след.) приведенную литературу. См. также: Enchiridion Asceticum. Изд. М. Руэ де Журнель. Freiburg, 1936. S. 144–147, 360–367, 410–416, 635–637 (Пахомий), 645 и след. (Савва). Holl K. Enthusiasmus und BuЯgewalm. S. 156 и след.; ср.: Kranich. Die Asketik in ihrer dogmatischen Grundlage bei Basilius d. Gr. (1896). По Палестине: Олтаржевский Ф. Палестинское монашество с IV по VI в., в: ППС. 15. Ч. 2 (1896). 51. Об уставе св. Саввы см.: Kurtz E., в: BZ. 2 (1894); Welzer. Kirchenlexikon. 10. 1. S. 434–37. По Сирии: Ball Hugo. Byzantinisches Christentum. Drei Heiligenleben. Мьпснеп, 1932; Анатолий, иером. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI в., в: ТКДА (1911); Смирнов И. Синайский Патерик. Сергиев Посад, 1917.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

н. малоазийской катастрофы 1923 г. С той же целью греч. власти выкупили часть территории А. между «Ксерксовым каналом» и Уранополисом. Свято-Пантелеимонов мон-рь Свято-Пантелеимонов мон-рь Во время второй мировой войны А. вместе со всем греч. народом терпел невзгоды оккупации. В послевоенные годы Греция была охвачена гражданской войной и на А. укрывались многочисленные беженцы, что нанесло обителям Св. Горы существенный ущерб. Именно тогда в последний раз на А. в составе партизанских отрядов оказались женщины. В то же время правительства Польши, Болгарии, Румынии и Югославии конфисковали афонские имения на территориях своих стран, что еще более ухудшило экономическое положение А. Число насельников А. постоянно снижалось вплоть до 70-х гг. XX в. В 1971 г. был отмечен минимум - 1145 чел.; в 1972 г. их количество впервые увеличилось, что было воспринято как знаменательное событие. С тех пор численность святогорского монашества постоянно росла, увеличиваясь в год примерно на 30 иноков. В наст. время состав агиоритов интернационален, среди них помимо славян есть выходцы из Зап. Европы, Америки, Австралии. Ист.: Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Афонский Патерик. М., 1897, 1994р; Millet G. , Pargoire J. , Petit L. Recueil des inscriptions chrétiennes du Mont Athos. P., 1904; Billetta R. Der heilige Berg Athos in Zeugnissen aus 7. Jh. W.; N. Y.; Dublin, 1992-1996. 4 Bde. Акты: Actes de Chilandar/Publ. par L. Petit et B. Korablev//ВВ. 1911. Т. 17. Прилож. I-III. C. 1-368; 1915. Т. 19. Прилож. I. С. 369-651; То же. Amst., 1975r; Actes de Chilandar: Des origines à 1319: [Texte. Album]/Ed. M. ivojinovi, Ch. Giros, V. Kravari. P., 1998. (Archives d " Athos [далее AA]; 20); Actes de Dionysiou/Ed. N. Oikonomidus. P., 1968. (AA; 4); Actes de Docheiariou: [Texte. Album]/Ed. N. Oikonomidès. P., 1984. (AA; 13); Actes d " Esphigménou/Ed. L. Petit, W. Regel//ВВ. 1907. Т. 13. Прилож. I. C. 1-123; Actes d " Esphigménou/Ed. J. Lefort, 1973. (AA; 6); Actes d " Iviron.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Киев 1859. 228. 69 . Киево-Печерский Патерик по древним рукописям/В перел. на совр. рус. яз. Викторовой М. Киев 1870. 165. 2 Киев 1897. 70 . Киево-Печерский патерик или сказания о житии и подвигах святых угодников Киево-Печерской лавры/В нов. полн. пер. Поселянина Е. (с изд. 1702). М. 1897. 2 М. 1900. 3 М. 1911. 416. М. 1996. 384, ил. М. 1999. 382. 71 . Киево-Печерский патерик или сказания о жизни и подвигах святых угодников Киево-Печерской лавры. Киев 1902. 368. 72 . Киево-Печерский Патерик, или Сказания о житии и подвигах святых угодников Киево-Печерской Лавры. Киев 1903. Киев 1991. 255, ил. 73 . [Киево-Печерский патерик] Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб. 1909. 275. 74 . Киево-Печерский патерик/Крит. изд. подг. Абрамович Д. И. Киев 1930. 234. Tschizhewskij D. München 1964. (Slavische Propyläen. 2). 75 . Киево-Печерский патерик/Крит. текст, пер., комм. Дмитриева Л. А.//ПЛДР XII в. М. 1980. 412–623. 76 . Киево-Печерский патерик (Отрывки)/Пер. Дмитриева Л. А.//Изборник Повести Древней Руси/Сост. и коммент. Дмитриева Л. А., Понырко Н. В. Вступ. статья Лихачева Д. С. М. 1986. 107–130. 77 . Печерский патерик в поучениях/Сост. Гурьев В. СТСЛ 2001. 235. 78 . Das Vaterbuch des Kiewer Höhlenklosters/Hrsg. Freydank D., Sturm G., Harney J. Leipzig 1988. 390, 46 Abb. Водолазкин E. Г. Немецкое издание Киево-Печерского патерика//Рус. лит. 1992. 2. 205–206. 79 . The «Paterik» of the Kievan Caves Monastery/Trad. Heppel М., pref. Obolensky D. Cambridge, MA 1989. 80 . Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб. 1902. (ИОРЯС 7). 81 . Абрамович Д. И. Речь перед защитой магистерской диссертации «Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике»//ХЧ 1903. 1. 629. 82 . Артамонов Ю. А. Киево-Печерский патерик и недошедшее до нас житие Антония Печерского//Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации М. 1998. 54–56. 83 . Бiлeцkuй О. I. Киево-Печерський патерик//Mamepiaлu до вивчения icmopii ykpaihcьkoi лimepamypu.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Калайдович. Памятники российской словесности XII в. (1821). С. 102–131 (два послания); все три послания в: Творения св. отца нашего Кирилла, епископа Туровского (1880). С. 90–127; о самом Кирилле см.: Введение, в: Творения; Голубинский. 1. 1 (2-е изд.). С. 797; Пономарев. 1. С. 98 и след.; Патерик (1911). С. 28. Голубинский. 1. 1 (2-е изд.). С. 743; Шахматов. Разыскания. С. 437–438; Приселков. Очерки. С. 215 и след.; Патерик (1911). С. 27, 53, 57; Макарий. 3. С. 101. О праве ктиторском см.: Троицкий И. Ктиторское право в Византии и в Сербии при Немане, в: Глас Српске Академие Наук (1935). 168 (по-сербохорватски). Патерик (1911). С. 24–26; Goetz. S. 128–134; Лавр. лет. под 1051, 1074, 1086, 1096, 1108 и др. гг.; Патерик (1911). С. 39, 41 и др.; Ипат. лет. под 1154, 1158, 1187, 1113 и др. гг.; Goetz. S. 165. Ср. также отрывки из духовной грамоты св. Варлаама Хутынского (1112), которые содержатся в известном сочинении С. Герберштейна «Rerum Moscoviticarum Commentarii». Antverpiae, 1557. P. 29–30. Смирнов. Древнерусский духовник (1914). Гл. 1. См. примеч. 45. Никольский Н. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. (1892). Можно упомянуть еще одного русского проповедника — Серапиона, епископа Владимирского († 1275), который некоторое время был игуменом Печерского монастыря; его поучения (всего 5) глубокомысленны и очень хороши в литературном отношении. Никольский. Материалы (1906). С. 75–76; Приселков. Очерки; Пономарев. 1. С. 48–58; Голубинский. 1. 1 (2-е изд.). С. 844; «Слово о Законе и Благодати» в: Пономарев. 1. С. 59–79. Шахматов. Корсунская легенда о крещении Владимира (1906); он же. Разыскания; Пархоменко. Начало христианства на Руси (1911); Приселков. Нестор-летописец (1924). С. 52, 74–77; ср.: Baumgarten N. de. Saint Vladimir et la conversion de la Russie (1932), в: Orientalia Christiana. 79. Приселков. Митрополит Иларион, в схиме Никон, как борец за независимую Русскую Церковь, в: Сборник в честь С. Ф. Платонова (1911). С. 188–201; он же. Очерки; он же. Нестор-летописец (1924); ср.: Шахматов. Разыскания.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

—594— с Указателем к 1910 г. Казань, 1912, два экз.; г) Мотрохин, Творении Амвросия Медиоланского “De officiis ministrorum”. Казань, 1912, два экз.; д) Письма Антония, Архиепископа Казанского (1866–1879 гг.). Казань, 1912, два экз. 24) Из Императорской Киевской Духовной Академии – а) Отчёт 1910–1911 г. Киев, 1911; б) Речь и Отчёт 1911–1912 г. Киев, 1913; в) Извлечение из журналов Совета 1910–1911 г. Киев, 1911 (1912); г) Анатолий, Исторический очерк сирийского монашества. Киев, 1911; д) Барвинок, Никифор Влеммид. Киев, 1911; е) Иваницкий, Филон Александрийский. Киев, 1911; ж) Капралов, Религиозно-нравственное учение Амоса и Осии. Киев, 1911; з) Лисицын, Первоначальный славяно-русский типникон, с приложением. Спб., 1911; и) Преображенский, Славяно-русский скитский Патерик. Киев, 1909; й) Прилуцкий, Частное богослужение в русской церкви в XVI–XVII в. Киев, 1912; к) Скабалланович, Толковый Типикон, 1. Киев, 1910; л) Систематический каталог. вып. 10–11. Киев, 1912; м) Киево-Могилянский Сборник. Киев, 1913, два экз.; н) Из академической жизни Киев, 1913, два экз. 25) Из Императорской С.-Петербургской Духовной Академии – а) Годичный акт 17 Февраля 1913 г. Спб., 1913; б) Журналы Совета 1911–1912 г. Спб., 1912 (1913) и в) Памятная книжка 1912–1913 г. Спб., 1913. 26) Из Афинского Университета – его издания: а) Ξενια. Αϑηναι, 1912; б) La celebration du 75-me anniversaire de la foundation de l’Universit Nationale de Grce. Athnes, 1912. 27) Из Упсальского Университета – Uppsala Universitets Arsskrift 1911, B-de 1–2. Uppsala. 1911. 28) Из Черниговского Университета – а) Verzeichnis d. ffentl. Vorlesungen im Winter-Semester 1912–1913 и Sommersemester 1913. Gzernowitz, 1912–1913; б) Personalstand im Lahre 1912–1913. Gzernowitz, 1912; в) Feierliche Inauguration 1912–1913. Gzernowitz, 1912. 29) Из Восточного Института во Владивостоке – Известия Института, год 13-й (1911–1912), том XLII–XLIII, и том XLV, 1. Владивосток, 1912. 30) Из Императорского Московского Археологического Института – Известия Археологического Съезда членов Института, тетради 1–5. Москва, 1913.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Патерик. Гл. об уходе Великого Никона; Голубинский. 1. 2 (2–е изд.). С. 588, 746. 34 Лавр. лет., год 1064; Приселков. Очерки. С. 206, 235; Голубинский. 1. 1 (2–е изд.). С. 682; 1, 2. С. 776; Шахматов. Разыскания. С. 435. 35 Голубинский. 1. 2 (2–е изд.). С. 585–587, 746; Goetz. Das Kiever Hцhlenklosmer. S. 57; Лавр. лет. под 1091 и 1094 гг.; Зверинский. 1580. 36 Голубинский. 1. 2 (2–е изд.). С. 746; Макарий (1. С. 200; 2. С. 95) насчитывает 18 монастырей. 37 Голубинский. 1. 2 (2–е изд.). С. 748, 760. 38 Голубинский. 1. 2 (2–е изд.). С. 746–776; ПСРЛ. 2. С. 78, 111, 114, 192. 39 Коноплев. Святые Вологодского края (1894). С. 14; Зверинский. 2. С. 623; Голубинский. 1. 2 (2–е изд.). С. 775; Макарий. 3. С. 78. 40 Goetz. Das Kiever Hцhlenklosmer. 3; ср.: Никольский Н. О древнерусском христианстве, в: Рус. м. 1913. 6; Федотов. С. 248. 41 Дмитриевский. Описание литургических рукописей. 1. Киев, 1895. Введение. С. XCV–XCVI, 1–152; Лисицын. С. 13–160; ср.: Diehl, в: BZ. 1. S. 521; Красносельцев. Типик церкви святой Софии в Константинополе. Одесса, 1892. 42 Устав св. Феодора, в: Migne. 99. P. 1704 и след., 1813 и след.; а также в: Дмитриевский. 1. С. 224–238. Введение. С. CVII и след.; ср.: Лисицын. С. 161 и след. Устав Алексия в: Голубинский. 1. 2 (2–е изд.). С. 494–507. Киево–Печерский патерик (1911). С. 24–26, 28, 14. 43 атерик (1911). С. 14–56; ср. работы Чаговца и Федотова. 44 Поучения Феодосия в: Пономарев. 1; об идентичности поучений ср.: Шахматов, в: ИОРЯС, 1893. С. 827–33; Никольский. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений X и XI вв. СПб., 1906. С. 157–166. 45 Патерик (1911). С. 26, 27, 29, 39, 41, 43. Лавр. лет. под 6559, 6582, 6583, 6599, 6604 гг.; Goetz. Das Kiever Hцhlenklosmer. 46 Патерик (1911). С. 83–86; Приселков. Очерки. С. 246, 367; Goetz. S. 207. 47 Ср.: примеч. 4; Абрамович. С. 133 и след.; Schneider. Theodor v. Studion und sein Zeitalter (1892). S. 40. 48 Аскетическую традицию св. Феодосия представляют подвижники: Никола Святоша, Прохор, Григорий, Спиридон, Алипий; ср.: Патерик. Гл. 20, 27, 28, 31. 49

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

2: Киево-Печерский патерик (1911); 6. Абрамовичем, в: Киево-Печерский патерик (1930). Литературу см. в: Goetz. Das Kiever Hцhlenklosmer. S. 15, прим. Ср.: Лавр. лет. 155; Патерик. Гл. 1.    Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 607—627, 494—507, 776—790; Migne. PG. 99. P. 1704; Лавр. лет. под 1051 г.; Приселков. Очерки. С. 202; Патерик. Гл. «О заложении Печерского монастыря».    Патерик. Гл. об уходе Великого Никона; Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 588, 746.    Лавр. лет., год 1064; Приселков. Очерки. С. 206, 235; Голубинский. 1. 1 (2-е изд.). С. 682; 1, 2. С. 776; Шахматов. Разыскания. С. 435.    Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 585—587, 746; Goetz. Das Kiever Hцhlenklosmer. S. 57; Лавр. лет. под 1091 и 1094 гг.; Зверинский. 1580.    Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 746; Макарий (1. С. 200; 2. С. 95) насчитывает 18 монастырей.    Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 748, 760.    Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 746—776; ПСРЛ. 2. С. 78, 111, 114, 192.    Коноплев. Святые Вологодского края (1894). С. 14; Зверинский. 2. С. 623; Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 775; Макарий. 3. С. 78. Глава II. Первый расцвет монашества в Киевской Руси... 1. Печерский монастырь и препод. Феодосий    Св. Феодосий снискал почитание и любовь уже у своих современников, ибо он поистине был «первоначальником общежития на Руси». Его житие и Патерик Печерского монастыря — главные источники, знакомящие нас с деятельностью этой выдающейся личности и с его влиянием на учеников. Патерик ценен тем, что он помогает составить целостное представление о древнерусском монашестве XI-XII вв., и в особенности о внутренней жизни монастырей в ту пору.    По своему содержанию Печерский патерик — это агиографическое описание Печерской обители и подвигов ее насельников от возникновения монастыря до конца XII или начала XIII в. Еще важнее житие св. Феодосия. Его составителем был черноризец Печерского монастыря по имени Нестор; он написал житие в конце 80-х гг. XI в., когда настоятелем монастыря был Великий Никон — то есть примерно через 15 лет после кончины святого игумена, так что еще были живы многие из братии, знавшие его при жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ист.: Патерик Киевского Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. К., 1911. С. 78-79; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1930. С. 106-108; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик, Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 24-25. Лит.: СИСПРЦ. С. 88; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 130-133; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 176; Описание о российских святых. С. 22; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 16-17; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 179-182; Розанов С. П. К вопросу о Житии прп. Антония Печерского//ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 1. С. 38-42; Богданова Н. М. Херсон в X-XV вв.: Проблемы истории визант. города//Причерноморье в ср. века. М., 1991. С. 61-62; Карпов А. Ю. Несколько замечаний к Слову о прп. Евстратии Постнике//Россия и христ. Восток. М., 1997. Вып. 1. С. 7-16; Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневек. Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 16-19; Литаврин Г. Г. Киево-Печерский Патерик о работорговцах-иудеях в Херсоне и мученичестве Евстратия Постника// о н же. Византия и славяне: Сб. ст. СПб., 19992. С. 478-495; Жиленко I. В. Святиня: Icmopiя лаври XI-XVII ст. К., 2005. С. 72-75. Е. В. Лопухина, М. В. П. Иконография Одно из ранних изображений Е.- многосюжетная ксилография мастера Илии , помещенная в издании Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Центральная композиция выделена крупным размером: иудей пронзает копьем распятого на кресте Е. Преподобномученик в монашеских одеждах, с нимбом, голова покрыта куколем, кисти рук и ступни ног пробиты гвоздями, из правого ребра истекает кровь. Крест поставлен на равнине среди невысоких холмов, на фоне города с островерхими кровлями; группа иудеев и мучитель святого одеты в платье по зап. моде XVII в. В нижнем регистре в круглых клеймах помещены 2 композиции: слева на огненной колеснице возносится к небу душа Е., справа иудеи бросают его тело в море. Внизу двустишие: «Евстратий Христу в смерти наследник явися: Днесь жизни сонаследник с Христом воцарися» (Д.

http://pravenc.ru/text/187511.html

См. работы Д. Абрамовича, Л. К. Гетца, М. Приселкова и А. Шахматова. Лавр. лет. под 1051 г.; Приселков. Очерки. С. 88 и след.; Goetz. Staat und Kirche in AlmruЯland (1908). S. 82; Голубинский. 1. 1 (2-е изд.). С. 297, 300; Макарий. 2(2-е изд.). С. 5–13. Шахматов. Разыскания. С. 434, 271, 257; ср.: Приселков. Очерки. С. 166. Ср.: Шахматов. Ук. соч. Гл. 12; Приселков. Очерки. С. 253, 264–274; Goetz. Das Kiever Hцhlenklosmer. 17; Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 647. Голубинский. 1. 1 (2-е изд.). С. 286; об Иларионе-Никоне см.: Приселков. Очерки. С. 172–189; он же. Нестор летописец (1924); он же. Митрополит Иларион, в схиме Никон, как борец за независимую Русскую Церковь, в: Сборник в честь С. Ф. Платонова (1911). С. 188–201. Житие св. Феодосия издано было шесть раз: 1. Бодянским, в: Чтения. 1858. 3; 2. Яковлевым, в: Памятники русской литературы XII и XIII вв. (1873); 3. А. Поповым, в: Чтения. 1889. 1; 4. Шахматовым, в: Чтения. 1899. 2; 5. Абрамовичем, в: Памятники славяно-русской литературы. 2: Киево-Печерский патерик (1911); 6. Абрамовичем, в: Киево-Печерский патерик (1930). Литературу см. в: Goetz. Das Kiever Hцhlenklosmer. S. 15, прим. Ср.: Лавр. лет. 155; Патерик. Гл. 1. Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 607–627, 494–507, 776–790; Migne. PG. 99. P. 1704; Лавр. лет. под 1051 г.; Приселков. Очерки. С. 202; Патерик. Гл. «О заложении Печерского монастыря». Патерик. Гл. об уходе Великого Никона; Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 588, 746. Лавр. лет., год 1064; Приселков. Очерки. С. 206, 235; Голубинский. 1. 1 (2-е изд.). С. 682; 1, 2. С. 776; Шахматов. Разыскания. С. 435. Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 585–587, 746; Goetz. Das Kiever Hцhlenklosmer. S. 57; Лавр. лет. под 1091 и 1094 гг.; Зверинский. 1580. Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 746; Макарий (1. С. 200; 2. С. 95) насчитывает 18 монастырей. Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 748, 760. Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 746–776; ПСРЛ. 2. С. 78, 111, 114, 192. Коноплев. Святые Вологодского края (1894). С. 14; Зверинский. 2. С. 623; Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 775; Макарий. 3. С. 78.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010