Прими, сотрудник брат, Прими надгробное моленье! Привет тебе – моя слеза, А дар душе – поминовенье. Господи, не вниди в суд с рабом Твоим» (с. 119). «Схимонах Феодот, в мире Фёдор Прохорович Коростёлкин из крестьян Орловской губ. Ливенского уезда села Речицы. Поступил в сию обитель в 1891 г. Скончался мирно 25 окт. 1910 г. 40 лет от рождения. Пострижен келейно в мантию за года, а в схиму за 1 месяц до смерти. Около 15 лет нес тяжкую болезнь чахотку» (с. 118). «Монах Василий, в мире Василий Ив. Поречанский, крестьянин Харьковской губ. Сумского у. Юнаковской волости и слободы. Поступил в обитель 25 октября 1906 г., скончался 2 дек. 1910 г. 29 лет от рождения. За время жизни своей в обители отличался кротостью, смирением, усердием к храму Божию и безропотным несением послушания. Скончался вмале исполни лета многа угодна бо бе Господеви душа его. От любящих братии о Господе С.С., П.Ф., К.Л. и прочих» (с. 122). «Монах Василий, в мире Василий Стуколов из крестьян Курской губ. Тимковского уезда слободы Манжурова. Род. в 1889 г. 5 июля. Поступил в пустынь 2 февраля 1909 г. Скончался 26 янв. 1911 г. в 1 ч. дня на 25 году от рождения. Отличался незлобием, смирением, добродушием и послушанием. 9 месяцев безропотно нес болезнь с надеждою на милосердие Божие. Мирно скончался, при смерти за три дня приобщился Святых Христовых Таин и будучи особорован» (с. 131). «Монах Иоанн, в мире Иван Фёдоров Тельнов, мещанин города Ливен. Поступил в обитель в 1906 г. Скончался 23 октября 1911 г. 77 лет от рождения» (с. 131). «Монах Евстафий, в мире Евстафий Ефимович Тихомиров из московских цеховых портнова цеха. Род. 20 февр. 1836 г. Поступил в скит в 1842 г. Сконч. 4 сентября 1911» (с. 130–131). «Иеросхимонах Никон, в мире Николай Зиновьев из крестьян Перемышльск. уезда села Куровского. Поступил в обитель в 1884 г. Скончался 23 ноября 1911 г. 47 лет от роду. Владыко Господи Боже наш, Ты премудростью создал еси человека и паки в землю того возвращаеши, душевный долг истязуяй. Тебе молим, упокой душу раба Твоего в обителях святых Твоих» (с. 26–27). «Схимонах Иаков из крестьян Орловской губ. Малоарханг. у. деревни Заливайки. Поступил в обитель в 1902 г. Сконч. 9 февраля 1912 г. 36 лет от роду. Тебе молим, упокой душу раба Твоего во обителях святых Твоих» (с. 122). «(Монах) Никифор, Никифор Ефимов Котов, крестьянин Калужской губ. Козельского у. села Козари. Сконч. 19 марта 1912 г. 46 лет от роду; перед смертью был пострижен в монашество» (с. 130).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С. 23; То же//Астраханские епархиальные ведомости. 1903. 7. С. 307.    Там же. С. 25, 30, 31.    Там же. С. 23.    Чуркинская Николаевская пустынь Астраханской епархии. Д.Д. Воскресный день. 1899. 9. С. 108.    Церковные ведомости. 1899. 51—52. С. 396.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл., д. 89, л. 40 об,—41.    Там же, д. 109, л. 32 об,—33.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 35 об.-Зб.    Там же.    ГАКО, ф. 20. оп. Зл, д. 89, л. 46 об,—47.    Там же.    ГАКО, ф. 20, оп. 109, л. 19 об.—20.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л 11 об.—12.    Там же.    Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская. Очерк явления иконы и описание чудес от нее происшедших. Одесса, 1907. С. 46—47.    Иеромонах Кесарий (в миру Косьма Чернявый) родился в 1873 г. в семье крестьян Черниговской губернии. Уже в шестнадцатилетнем возрасте он поступил в Глинскую пустынь, где подвизался 11 лет. В апреле 1900 г. вместе с о. Македонием его перевели в Чуркинскую пустынь, где 2 февраля 1901 г. он был пострижен в рясофор, а 7 мая 1902 г. — в монашество. Через 2 дня его рукоположили во иеродиакона, а еще через 2 месяца — во иеромонаха. В 1903 г. он был назначен казначеем Чуркинской пустыни и награжден набедренником. В 1906 г. о. Кесария перевели в Иоанно-Предтеченский монастырь Астраханской епархии, а 9 ноября того же года он был возвращен в Глинскую пустынь. Настоятель схиархимандрит Иоанникий писал, что он «качеств хороших и усерден» (Послужные списки братии Глинской пустыни за 1911 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174).    Высокогорская Чуркинская Успенско-Николаевская общежительная пустынь Астраханской епархии. Краткий исторический очерк Изд. Чуркинской пустыни. Астрахань, 1903. С. 23—24.    Освящение храма в Николаевской Чуркинской пустыни//Астраханские епархиальные ведомости. 1914. 30. С. 503—505.    12 августа 1911 г. император присвоил скиту, учрежденному при Иоанно-Предтеченском храме Чуркинской Николаевской пустыни, название «Романовский» (Церковные ведомости. 1911. 35. С. 287).    Высокогорская Чуркинская Успенско-Николаевская общежительная пустынь Астраханской епархии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

709 Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 11. Слово 2; см. также: Древний Патерик. М., 1899. С. 146. Гл. 9, 9. 712 Действительно, перечисление иных страстей и пороков в светской литературе нередко встречается, но про «дерзость» я нигде не нашел упоминания, ни в научной, ни тем более в беллетристической, а последняя-то на каждой странице грешна этой страстью. Конечно, я говорю здесь не про наименование страсти, а про само ее существование как самостоятельного порока. 715 Слова самого преп. Варсонофия Великого про Иоанна Пророка, которыми первый хотел показать равенство духовных дарований – собственных и своего ученика (Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. С. 91. Вопрос-ответ 129). 718 Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 45. Слово 9. Еще о дерзости говорит подробно преп. Агафон, один из великих и рассудительнейших отцов Египта (Достопамятные сказания. СПб., 1871. С. 39–40. Об авве Агафоне, 1). Кратко его слова приводит преп. авва Дорофей (Душеполезные поучения. С. 60). 720 См.: Homer. Iliade/Erklart, von V. H. Koch. Hannover, 1872.1 Heft. Здесь же собраны комментарии древних и новых глоссаторов. Толкователи малоупотребительных слов, встречающихся в древних текстах. – Прим, составителя.) 723 Анакреон (VI век до Р. X.) – знаменитый греческий лирик. Этот веселый и легкомысленный старикашка, писавший стихотворения исключительно на тему «вино, пляски и женщины», вдохновлял и нашего Пушкина («Подражание Анакреону»; это стихотворение дает понятие и о самом Анакреоне). Умер 85 лет, подавившись виноградной ягодой. 724 С Петронием не в меру любопытные могут познакомиться по «Камо грядеши» Генриха Сенкевича, но «настоящего» Петрония дозволяется читать только ученым филологам и проституткам. 725 Никон, архиеп. Толкование на Евангелие от Матфея/Троицкие Листки, 1898. Вып. XXIII. 881. С. 324. 730 См. о «звукоречии», или так называемом «заумном» языке с мистико-аскетической точки зрения в: «Основы» Отдел III. Гл. 5. § 4. Наука, литература и искусство...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Известно, что старец Иосиф обладал даром Иисусовой молитвы. Его ближайший келейник рассказывал, что, входя по какому-либо делу в келлию старца, он часто заставал его творящим молитву Иисусову. Особенно же умилительна и трогательна была эта молитва после приобщения Святых Таин, когда благодатный старец был весь погружен в молитвенное созерцание и от сильного движения молитвы не мог даже сдерживать ее внутри, громко призывая Имя Божие. В своих наставлениях батюшка говорил о молитве как о самом необходимом для каждого человека деле. Старец Иосиф в течение 12 лет был скитоначальником и духовником братии, но к 1905 году начал прихварывать и ослабевать. Он долго болел, терпеливо перенося все посылаемое от Господа. Настал 1911 год, болезни старца все преумножались. Весной врачи определили у него острую малярию и при слабости его сердца не выказывали никаких надежд на выздоровление. Блаженной, мирной кончины сподобил Господь верного раба Своего. На одре смерти его " лицо было озарено таким неземным светом, что все присутствовавшие были поражены: мир и глубокое спокойствие запечатлелось на нем. Дыхание становилось все реже, губы чуть заметно шевелились, свидетельствуя о том, что присный делатель молитвы окончит ее только тогда, когда дыхание смерти заключит его уста... 9 мая 1911 года в 10 часов 45 минут старец испустил последний вздох; его чистая праведная душа тихо отделилась от многотрудного тела и воспарила в небесные обители; та же ангельская улыбка озарила его благолепный лик и застыла на нем. В эту ночь некоторые из иноков, не зная еще, что старец скончался, видели его во сне светлым, сияющим и радостным. В последующие дни он также являлся многим и на вопрос: " Как же, батюшка, ведь вы умерли? " — отвечал: " Нет, я не умер, а напротив, я теперь совсем здоров " … " . Во время погребения рука старца была мягкой и теплой, как у живого, а на 9-й день по кончине преподобного совершилось первое исцеление бесноватой. 3/16 октября 1988 года состоялось честное обретение святых мощей преподобного Иосифа Оптинского. На протяжении 10 лет (1988–1998) находились они в раке в Введенском соборе монастыря до тех пор, пока в 1998 году вместе с мощами других шести старцев не были перенесены в храм-усыпальницу в честь Владимирской иконы Божией Матери. К святым мощам преподобного Иосифа прибегали с молитвой тысячи паломников и испытывали на себе их чудотворную силу: от мощей подаются не только благодатные действия на души людей, но и видимые знаки чудотворений и исцелений. Ежедневно перед мощами служатся молебны, и можно с уверенностью сказать, что первые 10 лет своего возрождения обитель существовала под особым молитвенным покровом преподобного старца Иосифа. А исцеления и чудеса начались уже в первые дни обретения мощей святого угодника Божия и не прекращаются по сей день.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

В 1903 г. Феодосий вернулся в Нилову пустынь и был зачислен в число послушников. Как новоначальный он проходил различные послушания: носил воду, рубил дрова, пек хлеб. Все это он выполнял очень охотно. Было у монастыря два парохода, на которых возили богомольцев с берега озера, где находился город Осташков, на остров к монастырю. Феодосий был назначен кассиром на один из пароходов. Затем он был назначен наставником в подготовительную школу для иноков, готовящихся принять священный сан. 6/19 декабря 1904 г. в канун праздника святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, был совершен монашеский постриг Феодосия. И так как среди братии монастыря не было монаха, который носил бы имя Николай, то Феодосий был наречен Николаем. 27 мая 1905 г., в день памяти основателя пустыни преподобного Нила Столобенского в монастырском храме монах Николай был рукоположен архиепископом Тверским Николаем (Налимовым) в сан иеродиакона, а 9 октября в Твери епископом Старицким Александром (Головиным), викарием Тверской епархии, была совершена его хиротония во иеромонаха. В сане иеромонаха отец Николай нес послушание благочинного Ниловой пустыни. Из монастыря он никуда не стремился, но братия пришла к заключению, что ему следует завершить свое образование и поступить в Духовную академию. Сдавать экзамены его выпроводили почти насильно. В 1907 г. он поступил в Московскую Духовную академию и в 1911 г. закончил ее, получив за сочинение “Учение аскетов о страстях” степень кандидата богословия. В бытность свою в Академии, отец Николай по благословению ректора Академии епископа Феодора (Поздеевского) исполнял обязанности благочинного академического духовенства. С 1911 по 1912 год занимал должность помощника инспектора Академии. В 1912 г. отец Николай был назначен инспектором Полтавской Духовной семинарии. Студентов было 600 человек, и инспекторов они не любили. Очень развита была в семинарии карточная игра. В Великий пост будущие священники ели потихоньку привезенное из дома сало. Когда инспектор увещевал их, указывая на будущее призвание, в ответ он слышал крики: “Совсем мы не хотим быть священниками, а пойдем потом в светское учебное заведение!”. С подобными настроениями пришлось бороться отцу Николаю.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Архиеп. Василий. Кафоличность и структура Церкви.//«Вестник Русск. Запад.-Европ. Патриарш. Экзархата». 1972, 80. С. 254 -256. «Решения» и «Коммюнике» Первого Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1977, 2. С. 11, 13. А. Номоканон при Большом Требнике. М:, 1897. С. 211. Церковь характеризовалась с древних пор как «Кафолическая». С. Т. 41, кол. 161 В. патерик. СПб., 1899. С. 80. С., прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж:ИМКА-ПРЕСС. С. 159. Н, Истина Православия//«Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». 1952. 11. С. 10. О Православии также см.: Успенский Ф. Основной характер Греко-Восточного Православия. Казань, 1911. Глубоковский Н. Православие в своей сущности. The Constructive Quarterly. 1913, июнь. Православие в жизни. Сборник статей под редакцией С. Верховского. Нью-Йорк, 1953. Иером. Василий (Кривошеий). Православное духовное предание//«Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». 1952. 9. Роуз Серафим. Православие и «религии будущего». Рига, 1992. Флоровский[], прот. Этос Православной Церкви//«Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». 1963, 42 — 43. С. 136. С. Православие и современность/«Православие в жизни». Сборник статей под редакцией С. Верховского. Нью-Йорк, 1953. С. 11. еп. О Православии с предостережениями от погрешностей против него. Слова. М, 1902. С. 22 и 5. Афанасии Великий. Творения. Ч. III. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1903.С. 480 -481. — свидетельствует Н. Бердяев, — обращено к тайне Воскресения, как к вершине и последней цели христианства... Тайна Воскресения есть предельная тайна Православия... В католичестве мы, прежде всего, встречаем Христа Распятого, в Православии же — Христа Воскресшего». (Н. Бердяев. Указ. соч. С. 9.) С., прот. Указ. соч. С. 285. прежде всего, литургично, — говорит Н. Бердяев, — оно научает народ и развивает его не столько проповедями и преподаванием норм и законов поведения, сколько самим литургическим действием, в котором дан прообраз преображения жизни».(Н. Бердяев. Указ. соч. С.7.)

http://sedmitza.ru/lib/text/441198/

В подлиннике φησν, «говорит» (в ед. числе) – слово, которым обычно вводятся прямые цитаты. Поэтому возможно, что имеется в виду непосредственно авва Моисей Мурин, которому и принадлежит это выражение (обе дальнейшие атрибуции наши; первая цитата установлена также в переводе А.Риго и в английском «Добротолюбии»): «Брат пришел в скит к авве Моисею и просил у него наставления. Старец говорил ему: «Пойди, сиди в своей келье, она тебя научит всему“ » (систематическая редакция Изречений святых отцов в кн.: Древний патерик, изложенный по главам. М., 3 1899 [и репринт], с.25, ср. с алфавитной редакцией: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Вечное, 1965 [репринт 1993], с. 114, Мб). Однако это выражение цитирует уже Исаак Сирин , ссылаясь на него как на расхожее: «И когда приступит [желающий] к этому [т.е. умному деланию] самым делом, тогда сам собою познает сие и, конечно, не потребует учителя. Ибо говорят: сиди в келлии, и это само по себе научит тебя всему» (по рус. пер. слово 59 «О чине монашеского жития...» , в кн.: Аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911, репринт 1993, с. 322–3). Быть может, автор трактата цитирует не только авву Моисея, но и косвенно подразумевает указанное слово преп. Исаака Сирина . К такому предположению склоняет и сопоставление греческих текстов. В патерике: παγε, καθισον [в изд. SC: κθοϑ] εζ τ κελλον σοϑ κα τ κελλον [в изд. SC добавлено σοϑ), однако в аппарате указано, что две рукописи 0W опускают местоимение] διδσκει σε πντα (цит. по: T μγα γεροντικν. Θεματικ εϑλλογ. Т1. « " Eκδοση »I. «Hσϑχαστηροϑ »«T Гενσιον τς Θεοτκοϑ»». Πανραμα Θεσσαλονκης, 1994, σ.94, а также по изд. SC 387 [Les apophtegmes des Peres. Vol.1. Ch. 1–20. Р., 1993. Ch. 2, 19, р. 134]. Ср. также PG 65, 284C). У аввы Исаака Сирина : καθζοϑ γρ φησιν ν τ κελλω σοϑ, κα αϑτ καθ» αϑτ πντα σε διδξει (слово 9, c. 4З изд.: Tοϑ σοϑ πατρς μν «Iσακ πισκοπου... T ερεθντα σκητικ... νατυπυμενα πιμελεα »Iωακεμ Eπετσιρη. Θεσσ., 1977 [репринт с изд. 1895 г.]). В нашем трактате: καθζου γρ, φησν, ν τ κελλω σου κα τοτο πντα σε διδξει. Если наше наблюдение верно, то Исаак Сирин – второй автор, цитируемый в трактате помимо Иоанна Синаита, что позволяет установить terminus ante quem для трактата, скорее всего (учитывая время перевода сочинений св. Исаака на греческий и период, необходимый для широкого распространения его творений и завоевания ими авторитетности), не ранее 9 века. ABCDOP слав.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/put-k-...

133 Некрасов Владимир Александрович (1892–1987). В 1917 г. окончил Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1922 г. занимался педагогической работой в шко­лах Ленинградской обл. С 1948 г., после возрождения в Ленинграде духовных школ В. А. Некра­сов работал в них заведующим библиотекой, преподавателем церковно-славянского языка в се­минарии и доцентом по кафедре церковной археологии в академии (ЖМП. 1987. 11. С. 44–45). 135 См.: Православие на западе России в своих ближайших представителях, или Патерик Волыно-Почаевский в двух частях протоиерея А. Ф. Хойнацкого (с портретом автора)/Изд. в память исполнившегося двадцатипятилетия церковно-литературной деятельности автора. Свято-Успен­ская Почаевская Лавра: Изд. книгопродавца Д. И. Преснова. М., 1888. 137 Хроника моей жизни: Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, архиепи­скопа Тверского и Кашинского. В 9 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1898–1911. 139 Вероятно, имеется в виду Софийская библиотека, собрание рукописных книг, переданных в новгородский Софийский собор. В 1859 г. Новгородско-Софийское собрание было передано в Петербургскую духовную академию, оттуда – в 1919 г. в Государственную публичную библиотеку им. Салтыкова-Щедрина (теперь Российская Национальная библиотека), где хранится и сейчас. 140 Имеется в виду протоиерей Аркадий Тыщук (1931–2012), в 1950-е гг. служивший во Владими­ре. С 1982 г. до дня кончины настоятель московского храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери в с. Алексеевском. 143 Сергий (Голубцов Павел Александрович; 1906–1982), архиепископ. Родился в г. Сергиев По­сад Дмитровского уезда Московской губ. в семье профессора Московской духовной академии по кафедре церковной археологии и литургики А. П. Голубцова . В 1930 г. окончил этнологиче­ский факультет Московского государственного университета. В 1930 г. арестован. Приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. Освобожден в 1933 г. Вернулся в Москву. Работал художником-оформителем. С 1940 г. работал в Государственном историческом музее научным художником-реставратором.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   Поучение новоначальному перед постригом//До и после пострига... Почаев, 1910. С. 3—4.    Наставление о должности духовника, служащего инокиням//ОР ГБЛ, ф. 214, ОПТ-292, л. 81 об.—89; Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 155—160.    Общие наставления игумена Филарета//Там же. С. 41—43.    Монашеские наставления игумена Филарета//Там же. С. 43—44.    «Краткое изъяснение о явлении Пустынно-Глинской Чудотворной иконы» и «Краткое описание Глинской пустыни». Записки игумена Филарета 1823 и 1828 гг.//Там же. С. 99; Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская. Очерк явления иконы и описание чудес от нее происшедших. Одесса. 1907. С. 10, 12, 13, 16; Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 6, " 9, 11, 26, 32, 47—49. ДО И ПОСЛЕ ПОСТРИГА ПОУЧЕНИЯ МОНАХАМ ГЛИНСКОГО ИГУМЕНА ФИЛАРЕТА Цит. по 3-му изданию Глинской пустыни в переводе со славянского языка Курск. 1911 ПРЕДИСЛОВИЕ     Свято почивший игумен Филарет считался одним из самых лучших современных ему настоятелей. Он, лично известный императорам Александру Благословенному и Hukoлaю I, в 1821—1825 гг. в Петербурге прославился как поборник православия.    В истории русского монашества, между знаменитыми подвижниками девятнадцатого столетия, займет он не последнее место. Отец Филарет был живым звеном, связывающим Глинскую с Софрониевой пустынью и Киево-Печерской лаврой, а через них с Афонским иночеством и заветами известного старца Паисия Величковского. Ибо первую иноческую школу он прошел в двух последних обителях под руководством лучших отцов, из которых архимандрит Феодосий некогда сам был другом и собеседником отца Паисия, имея одного с ним старца схимонаха Василия. Проникнутый страхом Божиим и покорный воле руководящих, отец Филарет укрепил свою волю к постоянным подвигам, воспитал любовь к строгому благочинию и труду, и вместе с живой верою в помощь Божию приобрел богатый опыт в духовном руководстве и управлении другими. По общему желанию братии он был назначен настоятелем Глинской пустыни, где создал целую эпоху и по всей справедливости назван возобновителем и духовным возродителем вверенной ему обители .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Ист.: Иннокентий (Гизель), архим. Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев. К., 18365; Сборник мат-лов для ист. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874; Абрамович Д. I. патерик. К., 1930. Лит.: Берлинский М. Ф. Краткое описание Киева. СПб., 1820. К., 1997р; он же. Icmopiя мicma К., 1991; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Софийского собора. К., 1825; он же. Описание Киево-Печерской лавры. К., 1826; Закревский Н. В. Описание Киева: В 2 т. М., 1868; Максимович М. А. Обозрение старого Киева//Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 91-123; Антонович В. Б. О монетных кладах, найденных в Киеве и его окрестностях//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. С. 14-17; Антонин (Грановский), еп. Киево-Подольская Успенская соборная церковь. К., 1891; Петров Н. И. Историко-топогр. очерки древнего Киева. К., 1897; он же. Новооткрытый альбом видов и рисунков достопримечательностей Киева 1651 г.//ТКДА. 1905. Т. 2. 7. С. 431-472; Лашкарёв П. А. Церковно-археол. очерки, исслед. и рефераты. К., 1898; Смирнов Я. И. Рисунки Киева 1651 г. по копиям их кон. XVIII в.//Тр. XIII Археол. съезда в Екатеринославе. М., 1908. Т. 2. С. 197-512; Милеев Д. В. Вновь открытая церковь XI в. в Киеве и положение исследований в связи с новыми застройками города//Тр. IV Съезда рус. зодчих. СПб., 1911. С. 117-121; Хвойка В. В. Древние обитатели Среднего Приднепровья и их культура в доисторические времена. К., 1913; Моргилевський I. В. Киïвська Coфiя в cbimлi нових спостережень//Киïв та його околиця в icmopiï i пам " ятках/Ред.: М. С. Грушевський. К., 1926. С. 81-108; Богусевич В. А. Робота по poзбopцi руïн Великоï Лаврськоï церкви//Apxeoлoriя. К., 1948. Т. 2. С. 205; он же. Розкопки на ropi Kuceлibцi//Apxeoлoriчhi пам " ятки УРСР. К., 1952. Т. 3. С. 66-72; он же. Мастерские XI в. по изготовлению стекла и смальты в Киеве: По мат-лам раскопок 1951 г.//Краткие сообщ. Ин-та археологии АН УССР. К., 1954. Вып. 3. С. 14-21; он же. К вопросу о крепостных стенах XII в. Киево-Печерского мон-ря//Там же. 1960. Вып. 9. С. 106-112; Голубева Л.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010