После смерти святителя его имя было записано для вечного поминания в синодик полоцкого Софийского собора. Почитался местно в Полоцке. Память о нем сохранялась среди пострижеников Киево-Печерского мон-ря. Среди почитаемых в обители иерархов М. упоминается в 1-м тропаре 9-й песни канона Печерским святым, составленного ок. 1643 г. по благословению митр. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом К-польского патриарха Мелетием Сиригом (Дива печер лаврьских. К., 1997. С. 148). Имя М. включалось в месяцесловы (Там же. С. 49). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование которому было установлено в 1984 г. по инициативе митр. Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) , тогда же была составлена служба святому ( Мельников. 1992. С. 20-22, 23). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 281, 291; Т. 2. Стб. 257; Патерик Киевского Печерского мон-ря/Подгот.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 76; Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Подгот.: Д. И. Абрамович. Пг., 1916. С. 64; ПВЛ. 19962 (по указ.); Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21-22. Лит.: Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 496; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 1891. С. 8-9; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1 (по указ.); Штыхов Г. В. Древний Полоцк, IX-XIII вв. Мн., 1975. С. 115; Щапов Я. Н. Государство и церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 39, 195, 209; Мельников А. А. Путь непечален: Ист. свидетельства о святости Белой Руси. Мн., 1992. С. 20-22, 23; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2 (по указ.); Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 56, 453; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 40; они же. Древнерус. вислые печати, зарегистрированные в 2000 г.//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Новг., 2001. Вып. 15. С. 179-197; они же. Древнерус. вислые печати, зарегистрированные в 2004 г.//Там же. 2005. Вып. 19. С. 91-111; они же. Древнейшая новгородская владычная печать//Визант. очерки: Тр. рос. ученых к XXI Междунар. конгрессу византинистов. СПб., 2006. С. 230-234; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси, X-XIII вв. СПб., 20032. С. 174, 175, 179, 181, 183; Алексеев Л. В. Зап. земли домонг. Руси: Очерки истории, археологии, культуры. М., 2006. Кн. 2. С. 11, 47, 82, 84; Кузьмин А. В. Судьба полоцких памятников письменности в XI-XIV в.: (Факты и гипотезы)//Румянцевские чт.- 2012: Мат-лы Всерос. науч. конф./Сост. Е. А. Иванова. М., 2012. Ч. 1. С. 320-330.

http://pravenc.ru/text/2563234.html

СПБ, 1912. «Приб. к «ЦВ» 1912, 3, стр.83. -“- 1912, 16, стр.649. “Имябожники» «Великое искушение около Святейшего имени Божия и плоды его». «Сергиева Лавра» 1914, стр. 138. Отзыв о труде см. «Приб. к «ЦВ» 1914, 14–15, стр.729. “Зрелища и увеселения близ народных святынь». Сергиев Посад, 1914. «Равноапостольный наш просветитель и его святые дети-мученики». Центр, 1915. «Что такое спиритизм». Сергиев Посад, 1915.· «Слово семинаристам пред началом учения 31 августа 1908 года». «Приб. к «ЦВ» 1908, 36, стр.1741. «Свобода совести имеет свои границы». «Приб. к «ЦБ» 1910, 21, стр.834–840. «Думы и заботы архипастыря». «Приб. к «ЦВ» 1910, 24, стр.958–961. «Что нам нужнее всего». «Троицкий патерик или сказание о святых угодниках Божиих». Св.Троиц.Серг.Лавра, 1896. «Христос Воскресе!» «Приб. к «ЦВ» 1909. “Нужды современного монашества». «Приб. к «ЦВ» 1909, 20, стр.859–864. 1909, 21–23; «Архипастырский привет духовным юношам». «Приб. к «ЦВ» 1909, 24, стр.1075–1077. «Монашество и благотворительные учреждения». «Приб. к «ЦВ» 1909, 39, стр.1798–1806. «В добрый путь». «Приб. к «ЦВ» 1908, 24, стр.1091–1094. «Послание в день всепрощения 7 февр.1909 года». «Великий пяток». «Приб. к «ЦВ» 1909, 12, стр.546. «На дни Страстей Господних». «Приб. к «ЦВ» 1910, 15, стр.689. «Дивное путешествие». «Приб. к » ЦВ» 1910, 22, стр.883. «Из воспоминаний детства». «Приб. к «ЦВ» 1910, 23, стр.921. «Идите и вы в виноградник Христов». «Приб. к «ЦВ» 1910, 24, стр.957. «Какой памятник поставить святым печальникам родной земли». «Приб. к «ЦВ» 1910, 25, стр.1013. «Бог зовет нас к покаянию грозными явлениями в природе». «Приб. к «ЦВ» 1911, I, стр.1–4. «Наше крещение и наш крест». «Приб. к «ЦВ» 1911, 2, стр.55–57. «Возлюбленным о Господе чадам Церкви Вологодской мир и Божие вседействующее благословение». «Приб. к «ЦВ» 1911, 8, стр.309–312. «За святые дни». Речь в государственном совете, произнесенная 16 Февраля 1911 года. «Приб. к «ЦВ» 1911, 9, стр.370–374. «Слезы у гроба Господня». Слово в Великий Пяток над Плащаницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Не позднее ноября 1918 г. Н. Варжанский был расстрелян на Калитниковском кладбище, где и похоронен. Сохранилась фотография с изображением креста на его могиле. Существует предположение, что смертный приговор был приведен в исполнение 5 сентября (нов. ст.) 1918 г., в один день с приговором епископу Ефрему и протоиерею Иоанну Восторгову 117 . В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Николай Варжанский был причислен к лику святых как новомученик. Труды Н. Ю. Варжанского 1 . Как проповедует граф Л. Н. Толстой о Боге. М., 1908 (переиздание с измененным названием: В чем вера Л. Н. Толстого. М., 1911). 2 . Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис, Почаев, 1910; 2-е исправленное и дополненное издание, М., 1912; 4-е исправленное издание, М., 1913; репринт: М., 1998. 3 . Миссионерская самозащита. Харьков, 1914 (отдельный оттиск из журнала “Вера и разум” за 1914 г.). 4 . Новая “универсальная религия”. СПб., 1908 (отдельный оттиск из журнала “Миссионерское обозрение”. 1908. 6). 5 . О бессмертии души. О субботе и воскресенье. Почаев, 1910. 6 . О бессмертии души. Против сектантов-адвентистов. СПб., 1911; 2-е издание СПб., 1912. 7 . О святости Церкви Христовой (Опыт изъяснения и выписка из ведения беседы). СПб., 1911. 8 . Образец здравого учения (Краткий учебник по сектоведению)/Под ред. прот. Иоанна Восторгова . М., 1911; 5-е издание М., 1914. 9 . Оружие правды. М., 1910; 2-е изд. М., 1911; 3-е изд. М., 1913; репринт: М., б. г.; Джорданвиль, 1993. Сочинения. Церковь и секты. Почаев, 1910. От редакции В этом выпуске “Патерика” мы продолжаем публикацию материалов, посвященных новомученикам и исповедникам Российским, прославленным как на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., так и последующими деяниями Священного Синода Русской Православной Церкви, и материалов о местночтимых святых Русской Православной Церкви, прославленных в период после Собора 1917–1918 гг. и по наши дни. Поскольку сбор материалов по этим разделам “Патерика” представляет известные затруднения, порядок публикации вынужденным образом произволен: материалы публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь святая икона встречена трезвоном. В новом скитском храме был пред нею отслужен отцом игуменом Варсонофием с иеромонахами отцами Адрианом, Ираклием и Кукшею молебен. В сей день за литургией в монастыре причащалось до 800 богомольцев из трех потиров. В конце обедни отец архимандрит Пётр сказал горячее слово, обращенное к трезвенникам. В 3-м часу дня святая икона была отнесена в Козельск, откуда обратно принесена в Оптину». 27 мая: «Сегодня, по благословению отца игумена, братия скита после утреннего правила отправилась в монастырь, в Введенском соборе коего был отслужен пред чудотворною иконою молебен. В 11-м часу дня крестный ход отправился обратно в Белёв» 481 . На Святую Троицу, 29 мая, отец Варсонофий со скитской братией служил в монастыре и участвовал там в братской трапезе. А в день Святого Духа была соборная литургия в скиту, служили отец Варсонофий и отцы Нектарий и Кукша. 17 июня совершалось в скиту празднование Боголюбской иконы Богоматери, причем по случаю сорокового дня кончины старца Иосифа было его поминовение. Из событий лета 1911 года (кстати сказать, оно было теплым, с частыми грозами) в Летописи скита отмечены с подробностями посещение скита владыкой Сильвестром, епископом Рыбинским (викарием Ярославской епархии), возвращавшимся к себе с Кавказа. «Владыка обошел с отцом скитоначальником скит, побывал на пасеке и посетил келии покойного старца отца Иосифа и отца скитоначальника, у которого кушал чай. По словам отца игумена Варсонофия, скит владыке очень понравился» (30 июня). Запись 9 июля (о посещении монастыря вновь назначенным на Калужскую кафедру епископом): «Сегодня в 8-м часу вечера во время воскресного бдения преосвященный епископ Александр прибыл в Оптину пустынь. По его желанию всенощное бдение для него было отслужено в настоятельских келиях, куда было вызвано несколько человек монастырских певчих». 10 июля (воскресенье): «Владыка служил литургию в соборе монастыря. Богослужение началось в 10-м часу и продолжалось почти до 2-х часов. В числе служащих, кроме отца настоятеля и монастырских иеромонахов, были настоятель Тихоновой пустыни архимандрит Лаврентий, проживающий на покое в монастыре архимандрит Агапит, отец скитоначальник и несколько священников города Козельска...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иеромонах Поликарп Петр Крат. Казак Полтавской губернии 1870 года рождения. 13 июня 1898 года поступил в Зосимову пустынь. Принял послушание на конном дворе. 8 декабря 1901 года зачислен в указную братию и переведен на послушание в просфорную. 3 декабря 1903 года принял постриг. 26 декабря 1904 года рукоположен в иеродиакона. 24 октября 1911 года рукоположен в иеромонаха. Наряду с чредой священнослужения заведовал работами на послушаниях. «Очень хорошего поведения», – отмечал игумен Герман, как по отношению иеромонаха Поликарпа, так и по отношению почти всех братий из послужного списка. Иеромонах Гедеон Георгий Алексеев. Родился в 1870 году в крестьянской семье Московской губернии. Образование получил в церковно-приходской школе. Служил в армии. Запасной нижних чинов. Женат не был. 2 марта 1897 года поступил в Валаамский монастырь. Проходил послушания на рыбной ловле и звонаря. 14 июля 1899 перемещен в Зосимову пустынь. Послушание проходил в хлебной и на кухне. 30 апреля 1902 года зачислен в указную братию Зосимовой пустыни. 13 августа 1902 года принял постриг. 22 февраля 1904 года рукоположен во иеродиакона. 9 июля 1907 года назначен временно исполняющим должность казначея. 24 декабря 1911 года рукоположен в иеромонаха. Наряду с чредой священнослужения нес послушания помощника ризничного и библиотекаря. «Очень хорошего поведения». Иеромонах Иосиф Иван Козин родился в крестьянской семье Владимирской губернии в 1876 году. Образование получил в церковно-приходской школе. 8 мая 1894 года восемнадцатилетним юношей поступает в Зосимову пустынь. Трудится на различных послушаниях. 16 июля 1902 года зачислен в указную братию Зосимовой пустыни. 2 апреля 1908 года принял постриг. 20 января 1910 года рукоположен в иеродиакона. 15 ноября 1915 года рукоположен в иеромонаха. Наряду с чредой священнослужения нес послушание на клиросе. «Очень хорошего поведения». Иеромонах Авраамий Алексей Уланов. Родился в 1869 году в городе Мологе. Ярославской губернии. Из мещан. Образование получил в городском училище. Был женат и, скорее всего – счастливо, так как после кончины молодой жены, двадцатичетырех-летним, уходит из мира и 14 октября 1893 года поступает в Зосимову пустынь. Через пять лет его зачисляют в братию. Проходит чуть более месяца, и в январе 1903 года Алексей принимает постриг с именем Авраамий. Послушанием его была работа в пекарне, помощником келаря, затем становится келарем. 15 февраля 1904 года его рукополагают во иеродиакона. 21 сентября 1908 года – в иеромонаха. Помимо священнослужения нес в обители клиросное послушание. «Очень хорошего поведения». монах Самуил

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

сост. А.В. Фомин Библиография 1. Александр (Милеант) , епископ. Ангелы – благовестники воли Божией. Лос-Анджелес, Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы. Миссионерский Листок 14. 1998. 2. Алексий, архимандрит. Об Ангелах-Хранителях. М., 1849. 3. Вениамин (Федченков) , митрополит. О вере, неверии и сомнении. М., 2002. 4. Викторова М. Киево-Печерский патерик. М., 1911. 5. Грузов А.И., священник. Загробная жизнь. Домашние вечерние беседы священника с прихожанином: о кратковременности здешней жизни, о смерти и жизни загробной вечной. М., Тип. Фаворского, 1888. 6. Гурьев В. , протоиерей. Пролог в поучениях. М., 1912. 7. Денисов Л. Явления и чудотворения святых семи Архангелов. М., 1901. 8. Дионисий Ареопагит , св. О Небесной Иерархии. СПб., 1997. 9. Дьяченко Г. М., протоиерей. Духовные посевы. М., 1897. 10. Епифаний Премудрый . Житие преподобного Сергия Радонежского. М., 1993. 11. Знаменский Г.А. О творении невидимого или ангельского мира. Православная Русь, 22, 1972. 12. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Отечник. СПб., 1903. 13. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Слово о смерти. М., 1991. 14. Иоанн Мосх , прп. Луг духовный. Сергиев Посад, 1915. 15. Макарий, митрополит Московский и Коломенский (Булгаков Михаил Петрович). Православно-догматическое богословие. СПб., 1868. 16. Малиновский Н. П., протоиерей. Очерк православного догматического богословия. Сергиев Посад, 1914. 17. Мальцев М.В., священник. Ангел Мой с вами. Явление св. Архангела Михаила в Русской земле. Православие и русская народная культура. Научный сборник. Вып. 1. М., 1994. 18. Марк (Лозинский) , игумен. Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. 19. Никандр (Колпиков Н.П.), протоиерей. О мире невидимом – Ангелах и злых духах. Киев, 1904. 20. Николай Сербский (Велимирович), свт. С нами Бог . М., 2004. 21. Никольский Павел . Святые Ангелы. Тамбов, 1907. 22. Орлов Георгий , священник. Ангел-Хранитель. М., 1905. 23. Орлов Георгий , священник. Об Ангеле-Хранителе душ и телес наших. М., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1. Преподобный Иосиф Волоцкий . Просветитель. Казань, 1882. 2. Послания Иосифа Волоцкого . М.; Л., 1959. 3. Клосс Б. М. Неизвестное послание Иосифа Волоцкого //ТОДРЛ. Т. 28. Л., 1973. 4. Волоколамский патерик//БТ. Сб. 10. М., 1973. 5. Житие преподобного Иосифа Волоколамского//ЧОИДР. 1903. Кн. 3. 6. Преподобного отца нашего Нила Сорского предание ученикам своим. М., 1849. 7. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. 8. Прохоров Г. М. Послание Нила Сорского //ТОДРЛ. Т. 29. Л., 1974. 9. Минеи-Четьи по св. Димитрию Ростовскому . М., 1901. 10. Жития Святых. Книга дополнительная первая. М., 1908. 11. Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1896. 12. Тверской патерик. Казань, 1908. 13. Питирим, архиепископ Волоколамский. Основные проблемы современного богословского исследования//БТ. Сб. 5. М., 1970. С. 215–226. 14. Питирим, архиепископ. Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства//ЖМП. 1975. 1. С. 58–76. 15. Богословская энциклопедия. СПб., 1901–1911. 16. Флоровский Георгий , протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937. 17. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей. СПб., 1895. 18. Казанский П. С. Иосиф Волоцкий . Прибавление к Творениям святых отцев. М., 1874. 19. Булгаков Н. А., священник. Преподобный Иосиф Волоколамский. Спб., 1865. 20. Хрущев И. П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1968. 21. Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. СПб., 1882. 22. Жмакин В. Митрополит Даниил. М., 1881. 23. Лилиенфельд фон Фери. Нил Сорский и его труды. Кризис традиций на Руси Ивана III. Берлин, 1963 (на нем. яз.). 24. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1901. 25. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях. СПб., 1873. 26. Соловьев С. М. История России. М., 1960. 27. Ключевский В. О. Сочинения. М, 1959. 28. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых. М., 1871. 29. Платонов С. Ф. Лекция по русской истории. СПб., 1913. 30. Макарий (Булгаков) , митрополит Московский. История Русской Церкви. СПб., 1870.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Собор был украшен в игуменство прп. Никона (1077/78-1088) прибывшими из К-поля живописцами (Патерик. 1911. С. 8-9). В архитектурно-художественном замысле собора внутреннее оформление играло исключительную роль, органично сочетались мозаики, фрески и скульптурный декор. Наиболее значимые части собора - подкупольное пространство и центральную апсиду - украсила мозаика. Смальту изготавливали в стеклянно-смальтовой мастерской, выявленной археологами на территории мон-ря. В боковых объемах собора были выполнены фресковые росписи. Сохранились фрагменты резных мраморных и шиферных плит, к-рые украшали парапеты хор (мраморные декорировали, возможно, алтарную преграду); пластический язык с элементами орнаментики решен в стиле традиц. образцов раннехрист. и юстиниановского времени. Древняя алтарная преграда (темплон) в соборе по общей композиции была близка к темплонам визант. соборов IX-XII вв. В алтаре над престолом находился киворий: колонны с капителями, поддерживающие сень (изображение подобного кивория представлено на мозаике «Евхаристия» в Софийском соборе в Киеве, 40-е гг. XI в.). Киворий был окован металлическими позолоченными листами. Под сенью, над престолом, висел золотой венец, принесенный варягом Шимоном Африкановичем (Патерик. 1911. С. 4). Ныне 2 мраморные колонны от кивория находятся во Введенской ц. в Ближних пещерах. Во время археологических раскопок выявлено большое количество шиферных плит пола розово-фиолетового цвета, а также 23 фрагмента разноцветных тессер мозаики. Согласно реконструкции Н. В. Холостенко, мозаикой был украшен только участок пола в подкупольном квадрате ( Холостенко. 1975. С. 132-133). Однако не исключено, что по примеру мн. визант. храмов наборной мозаикой в технике «opus messelamum» мог быть выложен пол в зап. ветви креста и в пространстве вимы. В мае 1230 г. в Киеве произошло землетрясение, во время которого «церк(ва) святыя Богородица каменая на 4 части раступися» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 454). Была значительно повреждена юж. часть собора, где сохранился только угол, примыкающий к центральной апсиде, пострадали и своды купола. Нуждающиеся в восстановлении участки стен были переложены еще до Батыева нашествия: ученые выявили значительные фрагменты строительных слоев, где битая плинфа XI в. положена с плинфой рубежа XII и XIII вв. ( Лашкарёв. 1898. С. 209-212; Холостенко М. В. Hobi дocлiджehhя Ioahho-Npeдmeчehcьkoï церкви та pekohcmpykцiя Успенського собору лаври//Apxeoлoriчhi дocлiджehhя стародавнього К., 1976. C. 149).

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

7 Путевой журнал самоедского священника Михаила Кононова за 1868 г.//Архангельские губернские ведомости. 1869. 30. 8 Архангельские епархиальные ведомости. 1888. 9–10. С.94; 1889. 16. С.176; 1891. 14. С.171. 9 Михайло-Архангельский монастырь в городе Архангельске//Русский паломник. 1893. 46–47; Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни Архангельской епархии с описанием жизни и чудес преподобного Никодима Кожеозерского чудотворца. СПб., 1894; 10 Мезенский край//Русский паломник. 1894. 43; Иов преподобный Ущельский//Русский паломник. 1894. 50. 13 Преподобный Александр Ошевенский чудотворец и церковно-просветительское значение его обители. СПб., 1895; Преподобный Антоний Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895. 16 Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании. Агиологические очерки. СПб., 1900; Соловецкие подвижники благочестия XVIII и XIX веков. СПб., 1900; Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1901; Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах С-Петербургской епархии XIV-XVII веков. СПб., 1901; Архангельский Патерик. СПб., 1901; Вологодские святые//Вологодские епархиальные ведомости. 1902. 12, 15, 17, 19. 18 Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков с портретами. Т.1–13. М.: Изд. Афонского русского Пантелеимонова монастыря, 1906–1912. 20 Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков с портретами. Т.1–13. М.: Изд. Афонского русского Пантелеимонова монастыря, 1906–1912. 21 Памятная книжка Олонецкой губернии на 1910 г. Петрозаводск, 1910. С.21, 79, 81, 82, 84, 100, 107, 109. 22 Настоятель Александро-Свирского монастыря архимандрит Агафангел. Краткий биографический очерк. Петрозаводск, 1910; Олонецкая пустынножительница инокиня Анастасия Паданская. Петрозаводск, 1910; Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910; Старец о. Наум Соловецкий – подвижник карел. Биографический очерк. Петрозаводск, 1910; Соловецкий монах Зосима//Православный Финляндский сборник. 1910. С.15–18. 23 Православное Карельское Братство и северно-русское духовное иночество. Петрозаводск, 1910; Что может иметь пастырь для внебогослужебных бесед с прихожанами за недорогую цену из существующих религиозно-нравственных изданий?//Архангельские епархиальные ведомости. 1911. 1. С.13–16. 28 Иоасаф Святитель и чудотворец епископ Белгородский. Его жизнь, прославление и чудеса. Курск, 1914. Читать далее Источник: Никодим Кононов: епископ, ученый, мученик/С.О. Шаляпин. Седьмые  Иоанновские образовательные чтения. Секция 5. Новомученики  и исповедники земли Архангельской Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Лит.: Путинцев М. П. Алтай: его святыни. Миссионерство. Дивные пути Промысла Божия в обращении язычников в христианство. Восп. о почивших миссионерах. М., 18912. С. 8, 14-16; Михайловский М. По поводу 40-летней годовщины служения Церкви Преосв. Макария, еп. Томскаго и Семипалатинскаго//Томские ЕВ. Отд. неофиц. 1895. 4. С. 7-15; 5. С. 4-12; Пятьдесят лет священнослужения Высокопреосв. архиеп. Макария (19 мар. 1861 - 19 мар. 1911 г.)//Там же. 1911. 7. С. 373-389; 8/9. С. 448-458; 10. С. 502-513; 11. С. 553-573; 12. С. 623-647; 13. С. 673-691; 14. С. 725-738; 15. С. 761-765; Его Высокопреосвященство митр. Московский и Коломенский Макарий у себя на родине//Моск. ЦВед. 1913. 40. С. 814-820; Поездка Высокопреосв. митр. Макария на Алтай//Там же. 1914. 46. С. 929-937; Макарова-Мирская А. И. На служении Алтаю: (Повесть о жизни и деятельности Высокопреосв. Макария, митр. Московского и Коломенского, в связи с деятельностью др. миссионеров Алтая). Х., 1914; она же. Апостолы Алтая. М., 1997р. С. 10-88; Знаменский П. В. Несколько мат-лов для истории Алтайской миссии и участия в ее делах Н. И. Ильминского. Каз., 1901. С.16-27, 68; Ливанский И., прот. Высокопреосв. Макарий, митр. Московский, и архим. Макарий (Глухарев) - основатели Алтайской миссии. Орел, 1913; Авроров П., свящ. Пребывание высокопреосв. митр. Макария Московского на своей родине. СПб., 1914; Томская епархия//Справ. кн. по Томской епархии. Томск, 1914. С. VII-VIII; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М., 1995. С. 186-246; Сечина Н. В. Митр. Московский и Коломенский Макарий (Невский), 1835-1926// Макарий (Невский), митр. Избранные слова, речи, беседы, поучения (1884-1913). М., 1996. С. 3-28; Царю Небесному и земному верный: Митр. Макарий Московский, апостол Алтайский (Парвицкий-«Невский») 1835-1926/Авт.-сост.: Т. Гроян. М., 1996; Биогр. словарь миссионеров РПЦ/Авт.-сост.: свящ. С. Широков. М., 2004. С. 83-86; Дмитрук А., прот. Патерик сибир. святых и подвижников благочестия. Единец, 2006. С. 337-340; Житие св. Макария (Невского; 1835-1926), митр. Моск. и Алтайского// Макарий (Невский), свт. Единое на потребу. М., 2011. Т. 1. С. 5-33; Шипилов В. Митр. Макарий (Невский): Апостол Алтая. Барнаул, 2015.

http://pravenc.ru/text/2561280.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010