Творожная пасха, или по-народному «паска», — еще одно традиционное пасхальное блюдо. Его готовят из творога по разным рецептам, от простых до сложных. Сверху на пасхе ставят печать — буквы «ХВ», или выкладывают буквы орехами или цукатами. Куличи и творожные пасочки — непременное угощение в Светлое Христово Воскресенье. В южных регионах России пасхой порой называют кулич. Но на большей части родного Отечества пасочка или просто пасха — это изделие из творога, приготовленное в специальной форме — пасочнице. За время Великого поста в русском доме накапливались запасы творога, коровьего масла, так называемые молочные скопы. Именно такие скопы позволяли приготовить к Празднику богатое, сдобное лакомство — куличи и пасочки.   Тесто для куличей Рецепт Куличное тесто чаще всего готовят по опарному способу. Опару замешивают на теплом молоке, добавляя и вымешивая муку до консистенции жидкой сметаны. Дрожжей (свежих или прессованных — самых свежих) следует брать от 30 до 40 граммов на 500 мл молока. После выстойки опары добавляют остаток муки, стертые с сахаром  желтки, коньяк, мелко размолотые пряности. И вымешивают, небыстро и тщательно, постепенно добавляя растопленное масло. Перед самым концом замеса добавляют изюм с цукатами. Поднимается куличное тесто в теплом месте, с двумя обминками. После заполнения форм — небольшая выстойка. В результате тесто должно подняться в форме не более, чем на 2/3 ее высоты. Выпекают  в зависимости от величины кулича, проверяя готовность сухой лучинкой. Готовые куличи очень аккуратно вынимают их из духовки, ставят на стол и закрывают салфеткой или полотенцем до остывания. Если куличи высокие, их лучше остужать «в лежачем положении» — на боку, подложив полотенце. И несколько раз перекатывать с бока на бок, чтобы не было вмятин. Полностью остывшие куличи украшают глазурью. Самая простая и незамысловатая глазурь: один яичный белок, взбитый со стаканом сахарной пудры. На незастывшую глазурь можно выложить узор или буквы «ХВ» (что означает «Христос Воскресе!») из орехов или цукатов.

http://foma.ru/pasxalnaya-trapeza.html

3 мая: Великая пятница. Воспоминание крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения. 4 мая: Великая суббота. Воспоминание пребывания тела Христа во гробе, а души — во аде, откуда он вывел ветхозаветных праведников. Пасха 5 мая: Светлое Христово Воскресение, Пасха. Что важно знать о Великом посте? Великий пост — важнейший и самый древний из четырех многодневных постов церковного года. Некоторые источники уже b V веке сообщали, что сорокадневный пост перед Пасхой — Апостольское установление. Даты начала и окончания Великого поста передвижные, поскольку он приурочен к Пасхе, переходящему празднику. Пост — время лечения души. Г лавный смысл поста заключается в отказе не столько от увеселений или мясных котлет, сколько от раздражения, зависти, тщеславия и других грехов. Этот период перед Пасхой иногда называют «весной души», потому что в дни поста мы можем сделать себя лучше и чище. В первые четыре дня Великого поста и в среду вечером на пятой неделе за вечерним богослужением читается удивительный по красоте и глубине Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. По традиции со второй недели Великого поста в храмах совершается таинство Елеосвящения, или Соборования, в котором при помазании частей тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (Иак 5:14-15). Как правильно поститься? Воздержание в гастрономическом пла­не предполагает полный отказ от мясных и молочных продуктов, яиц и рыбы. В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу предписывается полностью воздерживаться от пищи. Послабление поста разрешается беременным и больным. Меру своего поста лучше всего определить посоветовавшись со священником. Если вы нарушили пост, нужно принести покаяние на исповеди, но  главное — не отступать и продолжать поститься в ожидании радости Пасхи. Пост не пойдет вам на пользу, если вы не будете ограждать себя от гнева, сквернословия и прочих дурных страстей. И, конечно, особенно важно для верующего человека исповедоваться и причащаться в течении поста. Стихира первого дня поста

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta.h...

2. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама (30,142). Для того и пришествие, и промышление Господне, чтобы нас, порабощенных, повинных и подчинившихся пороку, освободить и сделать победителями смерти и греха (30,204)… Для того было и пришествие Господне, чтобы здесь еще дать душе жизнь Духа Своего (30,233). Христово Воскресение соделалось жизнью и врачевством от страстей для верующих в Него, дабы они жили в Боге и приносили плод правды (31,142). В сей день Великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув от гроба, явился Он людям, для которых родился, умер и возбужден из мертвых, чтобы мы, возрожденные и избежавшие смерти, восхищены были с Тобою, Восходящим. В сей день светозарный и великий ангельский лик исполнился радости, воспевая победную песнь (11,358). Ради погибшей овцы щедроты Твои привлекли Тебя в обитель мертвых, и Ты извлек ее из области мучительницы смерти, которая не осмелилась воспрекословить Тебе (25,143). Величественно восстал Крепкий, связуя смерть в собственном жилище ее, оковал и низложил мучителя, который величался над человечеством. Вконец разорил Он ненасытный шеол, который поглощал и терзал даже плоти святых: воззвал Он – ив трепет пришли демоны, и тьма содрогнулась от гласа Его. В ужас поверг Он дружины и полчища смерти: стенает в узах своих, громко вопиет шеол в своих владениях. Издает в нем глас Свой Лев – и все врата его сокрушены, пали стены сластолюбца, преклонились исполины его, потому что взывает в нем грозно Орел – Христос, Сын Крепкого Бога. Христов раздался глас в царстве пагубы, и мятежник пал и поник головой. Христос воззвал Адама из тьмы, в какую был он погружен… Восстал Адам, поклонился Господу, снисшедшему взыскать его, и сказал: «Вместе с чадами своими поклоняюсь Тебе, Господи, пришедшему восставить нас, падших» (25,436).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сим же тако бывшим, се неции от кустодии дошедше, возвестиша архиереем содеявшаяся. Они же сребрениками их умздивше, повинуют рещи, яко ученицы Его, пришедше нощию, украдоша Его. В вечер настоящаго дне, учеником во едино собраным страха ради иудейскаго и дверем твердо заключеным, входит к ним Иисус, яко в нетленнем телеси бе, и мир обычно сим благовествует. Они же, Сего видевше, премного возрадовашася, и дуновением совершеннейшее Всесвятаго Духа действо приемлют. Итак, когда все это произошло, некоторые из стражей, придя к первосвященникам, сообщили о случившемся. Те же, встретив их деньгами, уговаривают объявить, будто ученики Иисусовы украли Его, придя ночью. Вечером того же дня, когда ученики собрались вместе и двери из страха пред иудеями были накрепко заперты, входит к ним Христос (ибо Он был в нетленном теле), и благовествует обычное: “Мир!” Те же, увидев Его, премного возрадовались и чрез дуновение восприняли от Него еще более совершенное действие Всесвятого Духа  (см.: Ин.20,19-23 ). Како же тридневное Воскресение Господне? Веждь сице: вечер четвертка и день пятка, тако бо нощеденство еврее исчитают, день един. Пятка паки нощь и суббота вся, другое нощеденство, се день вторый. Паки субботная нощь и недели день, от части бо начала все приемлется, третие нощеденство, се день третий. Или сице: в третий час пятка распят бысть Христос. Таже от шестаго часа до девятаго тма бысть, сие нощь ми разумей, се от третияго даже до девятаго едино нощеденство. Таже паки по тьме, день и нощь пятка, се два нощеденства. День субботы и нощь ея паки, се три нощеденства, по Евангелисту глаголющему: свитающу во едину от суббот. Аще ли в третий обещав облагодетельствова нас Спас, скорейше содела благодейство. И тако благодать, и слава Ему во веки веков. Аминь. А о том, почему Воскресение Господа тридневное, надлежит понимать так. Вечер четверга и день пятницы (ибо евреи подобным образом измеряют сутки) – это один день. Ночь же пятницы и вся суббота, другие целые сутки – это день второй. Потом еще сутки – ночь субботы и день воскресенья (ибо целое берется без начальной части), и это день третий. Или вот еще как. Христос был распят в третий час пятницы. Потом от шестого часа до девятого наступила тьма, и это принимай за ночь, и вот, от третьего до девятого часа – одни сутки. Далее, после тьмы – день и ночь пятницы, вот двое суток, а день субботы и затем ночь ее – вот трое суток, по слову Евангелиста: по прошествии же субботы на рассвете первого дня недели  ( Мф.28,1 ). И если Спаситель обещал в третий день нас облагодетельствовать, то совершил это благодеяние еще скорее. Слава и господство Его пребывают во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svetloe-h...

ВЕЛИКИЙ ПОСТ накануне Пасхи — самый главный и строгий из всех. Он отличался особо суровым говеньем, то есть воздержанием от СКОРОМНОЙ — мясной и молочной пищи. Принятие пищи иногда ограничивалось до предела. «Дома, по случаю поста, ничего не варили и не ставили самовара» , — говорится в рассказе Чехова «Убийство». Театральные и цирковые представления, всякого рода публичные увеселения запрещались полностью. Как и в другие посты, не допускались бракосочетания. «Теперь Великий пост и венчать не станут» , — говорит Алеша в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Последняя неделя Великого поста, перед Пасхой, называется СТРАСТНОЙ, в память страстей, то есть страданий, распятого на кресте Иисуса Христа. Каждый день этой недели, наполненной частыми богослужениями и особо строгим говеньем, именовался СТРАСТНЫМ или ВЕЛИКИМ. В лицейском стихотворении «Городок» Пушкин писал: Не ведал я покоя, Увы! ни на часок, Как будто у налоя В великий четверток Измученный дьячок. Этот же четверток, то есть четверг, иногда назывался ЧИСТЫМ. «Все это происходило в страстную пятницу» , — писал Достоевский в «Униженных и оскорбленных». Речь идет о последней пятнице перед Пасхой. Богобоязненная мать Адуева, провожая сына на службу в Петербург («Обыкновенная история» Гончарова), назидает юношу: «Блюди посты, мой друг: это великое дело! В среду и пятницу — Бог простит, а в Великий пост — Боже оборони. Вот Михайло Михайлыч и умным человеком считается, а что в нем? Что мясоед, что страстная неделя — все одно жрет. Даже волос дыбом становится!» Пасхальная ночь с заутреней многократно отражена в художественной литературе. Наиболее сильное описание — в романе Л. Н. Толстого «Воскресение», когда это празднество окрашено вспыхнувшим сильным и глубоким чувством Нехлюдова к Катюше. Главный в году православный праздник — ПАСХА, или СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. Он взят христианами у иудеев, которыми был установлен в память об избавлении еврейского народа от египетского рабства. У христиан праздник приобрел совершенно иное содержание. Им отмечается чудесное воскресение Иисуса Христа после его казни и снятия с креста.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

День покоя, в который уснул смертным сном наш Господь. Уснул, чтобы проснуться, воскреснуть на третий день. День печали и тихой радости в предвкушении победы над смертью. Сегодня я буду слушать тишину. С тех пор, как я встал на путь выздоровления в АА, изменились мои отношения с Богом. У меня появилось личное отношение к Нему. Я перестал бояться Его тем животным страхом, который неотступно сопровождал меня каждое похмелье. Ушло удушающее чувство стыда и вины. Мир и покой стали чаще посещать меня, стали желанными гостями в моем доме, в моей семье. За окном буйствует весна, кричат радостно птицы, а на душе какое-то космическое чувство, чувство связи со всем миром. Сегодня я не буду ничего писать, не стану ничего делать по дому, я целый день буду хранить этот покой, сидеть в кресле, смотреть в окно. Или я закрою глаза и начну вспоминать всех, кто встретился мне в жизни, всех, за кого я чувствую ответственность, кто мне дорог. Я вспомню и тех, кто ушел из этой жизни, родных, дедушек и бабушек, друзей и знакомых. Вспомню тех, перед кем я виноват, или тех, кого я чем-то обидел. Эти мысли не нарушат моего субботнего покоя. Мысленно я попрошу прощения у каждого из них, отдам им какую-то маленькую частицу себя. Я особенно вспомню своего крестника, его семью. Еще на ум мне пришли имена болящих, о которых мы молимся сейчас в храме, многих из которых я знаю лично. И, конечно, я не премину вспомнить поименно мою родную группу АА и всех анонимных братьев и сестер, которых я успел узнать в трезвости. Мысленно пожелаю всем им полноценной и радостной жизни, трезвости и здравомыслия. Поблагодарю в уме всех моих учителей, школьных, институтских, дворовых, а еще священников, которые молятся за меня, вспомню моего наставника по программе АА, а еще писателей, поэтов, философов и художников, которые воспитывали и радовали меня через свои книги и картины. Всех я, конечно, не вспомню. Но даже те, кого я уже вспомнил, составляют целый мир, огромную человеческую семью, в которой я не чувствую себя чужим, изгоем. Попробую поблагодарить Бога за мир, в котором я живу, за то, что я не одинок, за то, что в моем сердце нашлось место для других людей, за то, что я учусь любить. Не хочется прерывать эти блаженные размышления, но уже вечер и пора собираться в храм на ночную службу. «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!» 27 апреля. Светлое Христово Воскресение. Пасха ( Ин.1:1-17 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Припев:  Христос воскресе из мертвых. Припев:  Христос воскрес из мертвых. Ныне вся исполнишася света,/небо же и земля, и преисподняя:/да празднует убо вся тварь/востание Христово,/в немже утверждается. Ныне все исполнилось света,/и небо, и земля и преисподняя:/пусть же празднует все творение восстание Христа,/на котором утверждается. Припев:  Христос воскресе из мертвых. Припев:  Христос воскрес из мертвых. Вчера спогребохся Тебе, Христе,/совостаю днесь/воскресшу Тебе,/сраспинахся Тебе вчера,/Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем. Вчера я погребался с Тобою, Христе,/– с Тобою воскресшим в сей день восстаю;/распинался я с Тобою вчера:/Сам прославь меня с Собой, Спаситель,/в Царстве Твоем! Катавасия: Приидите, пиво пием новое:  И тропарь: Христос воскресе:  трижды. Катавасия: Придите, будем пить питие новое:  И тропарь: Христос воскрес:  (3) Таже ектениа, и возглас: Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Ектения малая, [молитва 5], и возглас: Ибо Ты – Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Ипакои, глас 4: Ипакои, глас 4 Предварившия утро яже о Марии,/и обретшия камень отвален от гроба,/слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго,/с мертвыми что ищете, яко человека?/Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите,/яко воста Господь, умертвивый смерть,/яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. И чтение в Григории Богослове, егоже начало: На стражи моей стану:  По чтении же паки вжигают свещи братия. Жены, пришедшие с Марией до рассвета/и нашедшие камень отваленным от гроба,/услышали от Ангела: «Во свете вечном Пребывающего/что вы ищете среди мертвых как человека?/Посмотрите на погребальные пелены,/бегите и миру возвестите,/что восстал Господь, умертвив смерть,/ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!» Песнь 4. Ирмос: На Божественней стражи/богоглаголивый Аввакум/да станет с нами и покажет/светоносна Ангела/ясно глаголюща:/днесь спасение миру,/яко воскресе Христос,/яко всесилен.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svetloe-h...

   За «Достойно» – ирмос 9-й песни «Не рыдай Мене, Мати». Причастен – «Воста, яко спя, Господь, и воскресе спасаяй нас».    После отпуста совершается благословение хлебов и вина. Предстоятель совершает однократное каждение окрест стола с хлебами. Диакон возглашает «Господу помолимся», и иерей читает молитву: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый! Сам благослови хлебы сия и вино, и умножи сия во святем храме сем и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь». Хлебы раздробляются и раздаются верущим.    На трапезе разрешается ястие без масла.    Если освящение куличей и пасох совершается до Светлой утрени, то при этом следует петь только воскресный тропарь 2-го гласа – «Егда снизшел».    После уборки храма начинается чтение Деяний святых апостолов.    Если Деяния читают миряне, то аналой следует поставить ниже солеи. О БОГОСЛУЖЕНИИ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ ТРИОДИ ЦВЕТНОЙ. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА Глава 1. Полунощница, утреня, часы, Литургия и вечерня    Полунощницу нужно начинать не позднее 11 часов 20—30 минут, чтобы не спеша совершить ее. Так как Литургия совершается непосредственно после утрени, то входные молитвы читаются до полунощницы, по обычному чину, начиная Трисвятым.    Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей на солее творит начало: «Благословен Бог наш». «Царю Небесный» не читается, но по возгласе – «Аминь» и сразу Трисвятое и проч. Псалом 50-й. Канон «Волною морскою». Ирмосы по дважды, тропари на 12 и катавасия – тот же ирмос. Канон следует читать одному из священнослужителей пред Плащаницей. По 3-й песни – седален и по 6-й – кондак и икос Великой субботы. В начале 9-й песни отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и вносят ее в алтарь. Вслед за этим царские врата закрываются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Так как обычно Плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении Литургии поставлять дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великую Пятницу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая, гладкая, не вышитая, а писаная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Сказанное же им значит то, что ни чрез кровожертвоприношение, ни чрез плотское обрезание, ниже чрез мирскую философию, но единственно чрез веру во Христа бывают люди чадами Божиими; то есть, что ниже жертвы бывших прежде закона, ниже обрезание сущих под законом, ниже мирская мудрость в различные времена мудрословствовавших, не делают человека чадом Божиим, но единая во Христа Господа вера. Причину же такового усыновления Евангелист приводит следующую: Ин.1:14 .   И Слово плоть бысть: и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Связь речи требует того, чтобы мы соединительный союз  и почитали за винословный. Если же сие так понимать будешь, то смысл слова будет такой: от Бога родились верующие во Христа,  «ибо Слово плоть бысть»: то есть, понеже единородный Сын и Слово Божие воплотилось, то посему в Него уверовавшие сподобились быти чадами Божиими. Для чего ж не сказал: Слово бысть человек, но:  «плоть бысть»? Для того, чтоб кто не возомнил, аки бы Он восприял на Себя, или облекся в кого-либо из человек, или одного только внутреннего человека, то есть, единую человеческую душу: и чтобы показать, что не токмо с человеческою душою, но и с плотию Слово Божие соединилось; также и изъявить безмерное Его смирение, и заградить еретические Манесовы уста, который говорил, будто бы Сын Божий мечтательно точию воплотился, то есть, вид только приял человека: еще ж, чтобы сообразиться прежде бывшему созданию человеческого естества. Ибо во первых,  Бог сотворил тело, а потом вдохнул в лице его дыхание жизни, то есть, душу.  «Плоть», сказал он: ибо свойственно  Священному Писанию плотию нарицать всего человека.  «К Тебе», сказано,  «всяка плоть приидет» ( Пс.64:3); также:  «излию от Духа Моего на всяку плоть» ( Иоил.2:28); и еще:  «да благословит всяка плоть имя святое Его» ( Пс.144:21); также:  «и узрит всяка плоть спасение Божие» ( Ис.40:5). Сих слов, как видно, не уразумел безумный Апполинарий, и потому утверждал, что тело Господа Иисуса было без ума и без души.

http://bible.predanie.ru/pasha-svetloe-h...

Неправильно будет, есть ли скажем, что прежде видим луч, а потом свет. Нечестиво убо, если и веровать так будем, что прежде был Отец, а после рожден Сын. Посему Евангельское оное речение,  «бе», заграждает богохульные Арианские уста, глаголющие, аки бы было время, в которое не был Сын Божий, и аки бы не есть Он современен и совечен Отцу, но подлетен и после рожден. Ибо Евангелист, говоря,  «бе», довольно исключил и отдалил всякое, какое то ни было бы, время. И посему, во-первых, потребно знать, какое время через слово  «бе» надобно понимать. Во-вторых,  «бе» сказал он, а не  «сотвори», якоже рече Моисей, – для того, чтобы мы чрез Сына не создание или тварь, но Бога единосущного Отцу понимали. Сказал:  «бе», а не находился, дабы и самым речением, «находился» не затмить нашего понятия, и да не судим о Божественном и предвечном Сына Божия бытии по человечеству.  «В начале» – убо написал Евангелист, назвав «началом» Бога Отца, яко начало и вину всяческого, тварей, по творению, Сына же Своего – по существу.  «Бе» же, сказал для показания, что с самого начала, то есть, с Богом Отцем был Сын прежде всех век. И что сие,  «в начале бе», такой точно имеет смысл, объясняет и последи сказанное:  «и Слово бе к Богу» ( Ин.1:1); и ниже:  «единородный Сын, сый в лоне Отчи»; полагается же вместо  «бе» –  «сый», а вместо  «в начале» –  «в лоне Отчи» ( Ин.1:18). Подобно и сказанное:  «да разумеете и веруете, яко во Мне Отец и Аз в Нем» ( Ин.10:38) – и пророк Давид также о Сыне Божии воспевает, подтверждая:  «с Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих» ( Пс.109:3). Почему же Словом, а не Сыном, Евангелист назвал Сына Божия, вещая:  «в начале бе Слово»? По многим причинам: первая сходна с тою, что сказано о речении «находился», то есть, для того назвал Словом, а не Сыном, чтобы кто, услышав имя Сына, не отнес к Нему и время, и естественное рождение, и прочее, что только при рождении сынов человеческих случается. Другая же причина есть некоторое сходство относительное слова человеческого с Сыном Божиим.

http://bible.predanie.ru/pasha-svetloe-h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010