Фото автора Hubert Nowik : Pexels После Пальмового воскресенья начинаются Великие дни перед Пасхой. В Великую Субботу поляки собирают специальные корзинки с едой – свенцонки. Состоят они из крашеных яиц, мяса, иногда соли, сыра и хрена. Вместо традиционного кулича в Польше выпекают пасхальную «бабу» и мазурки – булочки, украшенные глазурью, орехами, фруктами или шоколадом. Все эти блюда, как и у нас, освещают в храмах и едят в день праздника. Пасхальная баба. Silar /Wikipedia.org/ CC BY-SA 3.0 Светлое Христово Воскресенье в Польше начинается с торжественного Богослужения. После службы верующие семьи собираются за столом, где едят освященные ранее продукты и другие праздничные блюда. Также в Польше празднуют второй день Пасхи. Здесь вступают в силу народные обычаи. Например, на улицах люди часто обливают друг друга водой. Из-за этого второй день после Пасхи часто называют «мокрым понедельником». Другая необычная польская традиция – похлестывание окружающих пальмовыми ветками. Эти обычаи превращают Пасху в Польше в веселый и красочный праздник. Пасха в Италии Христианство – самая распространенная религия в Италии. При этом большинство итальянцев – католики. Лишь 2% населения принадлежат к Православной Церкви. Именно поэтому пасхальные традиции в стране в основном католические. В Италии за неделю до праздника вспоминают Вход Господень в Иерусалим или так называемое Пальмовое воскресенье (Domenica delle Palme), которое у нас в народе обычно именуют Вербным. В этот день в храмах освещают оливковые ветви, которыми потом украшают дома. В Страстную Пятницу в Италии совершается Крестный ход. Улицы многих городов и деревень заполняют процессии. Самый масштабный Крестный ход проходит в Риме. Он называется Via Crucis и символизирует трагический путь Иисуса Христа на Голгофу. Во главе с Папой Римским верующие проходят от Колизея до одного из крупнейших соборов Италии – Санта-Мария Маджоре. Санта-Мария Маджоре. Pierre-Selim Huard /Wikipedia.org/ CC BY 4.0 В Великую Субботу и в сам день праздника, в Воскресенье, итальянцы ходят в храм на праздничные Богослужения. После этого принято угощаться особыми пасхальными блюдами: традиционными крашеными яйцами, коломбой (вариант итальянского кулича в виде голубя), сыром и мясом. Очень популярный подарок на Пасху у католиков – это шоколадные яйца.

http://foma.ru/pasha-2022-v-raznyh-stran...

Люди целый год шли к этим дням, держали строгий пост, а отец настоятель улёгся на больничную койку, и храм реально осиротел. Прихожане задумались, куда отправятся освящать куличи и встречать Светлое Христово Воскресенье. Прихожане задумались, куда отправятся освящать куличи и встречать Светлое Христово Воскресенье Больше всего отец Алексий любил служить утреню с погребением Плащаницы. Читать погребальные статии, а делал он это замечательно. Потом проходить крестным ходом вокруг храма с Плащаницей над головой. В руках у крестоходцев – стеклянные лампадки с горящими в них свечами. Звучат погребальные песнопения. Вот только ради одной этой утрени со статиями и крестным ходом с Христовой Плащаницей в руках священников стоило ждать целый год, готовясь причаститься во время ночной литургии. Отец Алексий чуть не плакал, умоляя лечащего врача отпустить его на службу, но доктор на эту тему даже отказывался разговаривать. Тогда батюшка и отважился на побег. Ночью планировал отслужить, а к утру незаметно вернуться в палату. Созвонившись с клирошанами, назначил ночную службу и велел собирать народ в храме. Упустили только одно: чтобы кто-нибудь подъехал на машине к больнице и забрал отца настоятеля. Пасха в тот года была ранняя, смеркалось быстро. Так что к назначенному времени одиноко идущую по дороге фигурку человека, даже если это был выдающийся формами отец Алексий Разумовский, можно было рассмотреть лишь с большим трудом. Батюшка голосовал проезжающим мимо автомобилям с просьбой подвезти его до храма, но тщетно. То ли они его не замечали, то ли опасались сажать незнакомца в машину. Боясь вовремя не попасть на службу, отец Алексий, завидев приближающийся к нему из-за поворота грузовик, буквально выскочив на проезжую часть, принялся отчаянно жестикулировать шофёру. Водитель, в последний момент разглядев в сумерках голосующего человека, уже не смог остановить гружёный щебнем «Камаз». Помню, как отпевали батюшку в понедельник Светлой седмицы. Помню, как отпевали батюшку в понедельник Светлой седмицы

http://pravoslavie.ru/138866.html

Первая Мировая Война и доминанты развития художественной культуры Праздновать Светлое Христово Воскресение также широко, как оно отмечалась в мирное время, было в связи с войной невозможно, да, пожалуй, и не очень-то уместно. Поэтому Пасха 1915 года частью населения отмечалась не так, как обычно. В тылу многие решили, что в условиях, когда на полях сражений проливается кровь защитников Отечества, устраивать традиционные пиршества не тактично, а вместо того, чтобы тратиться на дорогие подарки друг другу, лучше пожертвовать деньги на подарки фронтовикам и раненным воинам, находящимся на лечении в городских лазаретах. Жертвовали все, отмечала одна из газет местные купцы давали деньгами, крестьяне приносили сало, воспитанниками коммерческого училища пожертвовали для солдат нижнее белье, кисеты, наполненные табаком, спички, почтовую бумагу, карандаши, мыло и прочее. Впрочем, не стоит преувеличивать эту благостную картину. Были, конечно, и те, кто, несмотря на войну, продолжал отмечать Пасху на широкую ногу, что отметил автор стихотворения, размещенного на страницах одной из провинциальных газет: В каждом доме визитеры, На столах закусок горы, И, - о чудо из чудес! - Сердце радует и взоры Из бутылок стройный лес! «Чудо» в том, что в дни запрета К столетию Первой мировой войны Не остались без буфета: Водки, пива и вина!.. «Трезвость» спряталася где-то: Законфузилась она! Так что «сухой закон» не помешал многим обывателям отметить Пасху «как следует». Журналист «Голоса Москвы » в связи с этим вынужден был признать: «Запрещение продажи вина действовало только первое, весьма недолгое время. Очень скоро это запрещение повело лишь к тому, что за вино брали неслыханные цены, тем самым установив новый, весьма тяжкий налог на обывателя. Жадность в этом направлении доходила до того, что, например, за бутылку рябиновой, стоимостью в рубль с четвертаком, брали по 8 рублей; за трехрублевый коньяк - 15 рублей. И дороже». «Не будет в Москве, по крайней мере, ни одного пасхального стола, не украшенного бутылками всех форм и цветов, - отмечалось в этой публикации. - Москвичи и вообще-то мало пострадали от трезвости, как оказывается, ничуть не отразившейся на московском быте. Пьют везде и все».

http://ruskline.ru/history/2015/04/14/pe...

Синаксарий, во святую и великую неделю Пасхи. Синаксарь во святую и великую неделю Пасхи Стихи: Христос сшед к борьбе адове Един. Многия взем победы корысти, взыде. Стихи: В ад одиноко сойдя с силой его побороться, С многой добычей назад вышел из ада Христос. Во святую и великую Неделю Пасхи самое живоносное Воскресение празднуем Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Во святую и великую неделю Пасхи празднуем само живоносное воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. еже убо и Пасху именуем, яже еврейскою беседою преведение толкуется. Той бо есть день, воньже Бог в начале мip от небытия приведе. В той день израильтеския люди, сквозе Чермное море провед, от фараоновых исхищает рук. В той паки, с небесе сошед, во утробу Девы вселися, и ныне из адовых сокровищ человеческое естество все исхитив, на небеса возведе и к древнему достоянию приведе нетления. Обаче, сошед во ад, не всех воскреси, но елицы веровати Ему изволиша, души же яже от века святых нуждею держимыя от ада свободи, и всем даде на небеса взыти. Сего ради, радующеся, преестественне со светлостию Воскресение празднуем, радость образующе, еюже естество наше милосердия ради милости Божия обогатися; такожде и вражды разрушение, и еже с Богом соединение и с самеми Ангелы показующе, обычное содеваем целование. Нынешний праздник мы именуем Пасхой, что в переводе с еврейского означает “переход”. Ибо это день, когда Бог в начале мир из небытия произвел. В этот день Он и израильский народ, чрез Красное море проведя, из рук фараона похитил. В тот же день, с небес сойдя, вселился Он и в утробу Девы. И ныне, исторгнув из адовых глубин все человеческое естество, возвел его на небеса и утвердил в первоначальном достоинстве нетления. Однако Христос, сойдя в ад, не всех воскресил, но избравших уверовать в Него; освободил Он и души святых, что от века насильно удерживались в аду, и всем на небеса восхождение даровал. Оттого-то в преизбытке веселья и празднуем мы с великой пышностью Его воскресение, запечатлевая радость, которой по милосердию Божию обогатилось наше естество. Равным образом и приветствие употребляем празднику свойственное, воочию являя этим прекращение вражды и соединение наше с Богом и ангелами.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svetloe-h...

А потом разговляться. Все будет несказанно вкусно за праздничной трапезой. А потом поздравить близких по телефону — Христос Воскресе! А уж потом можно и поспать. В подкрепление сил, так необходимых на светлой седмице. Ведь издревле на Руси была традиция навещать в этот день больных, старых, скорбящих. Конечно, прежде всего пусть перепадет от ваших щедрот. Старенькой маме, живущей на другом конце города, загремевшему накануне Пасхи в больницу племяннику, соседу, недавно схоронившему жену. Мало ли: у кого — что… Нехитрый гостинец, добрый взгляд, обязательное «Христос Воскресе!», и вы желанны в каждом доме, в каждой семье. А если (и такое бывает) все у вас здоровы и благополучны, вспомним о тех, кому не сладко. Вот и еще одно доброе зерно в душу ребенка. Ведь он обязательно будет вспоминать через много лет: — Когда я был маленьким, мы ходили с мамой в Дом престарелых. Там одной старушке мы подарили платок и кулич с изюмом, а другой отнесли банку варенья к чаю… Не счесть у нас возможностей осветить этот день светом пасхальной радости для других. Можно, конечно, и без этого. Без всего можно. Но так устроено, что не оскудевает рука дающего, и в конечном итоге дающие приобретают. Одна из загадок, одно из чудес, один из парадоксов. А вот на кладбище в этот день не ходите. Пусть вам говорят: всегда ходили, пусть ссылаются на вековую традицию предков. Не ходите. Если, конечно, «православный христианин» для вас не формальное название, а серьезное слово с серьезным смыслом. Горько смотреть, как в пасхальное Воскресение, когда ликует и почивает вся тварь, едут с лопатами, ведрами, рассадой, сумками с провизией на кладбище к родным наши простодушные соотечественники. Как на субботник, с энтузиазмом. Кесарю кесарево отдают? А может, Богу Богово? Вряд ли. Никакой вековой традиции в этом нет. Мы получили эту традицию от богоборческого недавнего времени, когда в храмы ходить запрещали, а на кладбище как запретишь? И — шли. И сорили яичной скорлупой. И ставили рюмку на сырую, непрогретую землю и (нельзя чокаться, нельзя) выпивали, присев на корточки вокруг бугорка, под которым лежит дорогой человек. Поминали этого дорогого человека наспех собранной, неопрятной трапезой. А еще сыпали крошки от кулича вокруг могильной ограды (птичка, птичкам). И уходили. Будто дело сделали, с облегчением. Так облегчаются, когда отдают, наконец, долг. Не ходите на кладбище на Пасху! Отцы Церкви не благословляют делать это не только в светлое Христово Воскресенье, но и в светлую седмицу. Почему? Потому что Пасха — особый праздник. Пасха — это жизнь. Это избавление от смерти. Вот поэтому и ликовать нам сегодня с живыми и радоваться, что живы.

http://pravmir.ru/ukazhite-mne-kraj-gde-...

И вот Пасха! Светлое Христово Воскресение. Еще в детстве отец как-то сказал мне, что в Пасху солнце на восходе играет, радуется воскрешению Христа. С тех пор я встаю в этот день до восхода, чтобы не пропустить это чудо. И тут поднялась пораньше. Весна выдалась ранняя, а Пасха поздняя, в мае. Всё зелено. Тишина. Народ дачный спит, только птички пересвистываются. Так светло, тихо и радостно на душе… Думала, что услышу: «Христос воскресе!» А тут такое! Ушам не поверила. И глаза у Егоровны злющие Первой в этот день явилась Егоровна. Встала за забором, меня подзывает. Иду, радуюсь: «Ну вот, сейчас поздравим друг друга с праздником. Она мне скажет: “Христос воскресе!” Я отвечу: “Воистину воскресе!” И закончится этот почти годовой кошмар». Ушам своим не поверила. То, что пришлось услышать, никак не было похоже на поздравление. Что она говорила, я не понимала, только видела перед собой искаженное злобой лицо. Злющие глаза. Я попятилась и молча ушла. Наконец-то до меня дошло, что ей надо! Ответная реакция на зло. «Ну нет, Егоровна, – думаю. – Сегодня уж точно у тебя ничего не выйдет!» Праздник она мне не испортила. Но задуматься пришлось: «Почему в самый светлый, самый лучший день вместо добрых слов мне довелось услышать брань? Что-то во мне не так…» И всё же был еще один срыв. Мы встретились у колодца. Она начала порочить моего мужа: «Ты скажи ему…» «Сейчас, – говорю, – скажу». Неожиданно для себя наклонилась к ее уху и тихонько: «Да пошла ты…» И послала. Напрямую. Иду от колодца. На душе мутно. Опять поддалась – понятно ведь, что она провоцирует. И я хороша. Ведь не терплю, когда матом ругаются, а тут сама, да женщину много старше себя… И опять встреча у колодца. Я уже с полным ведром уходила, когда услышала: «Постой! Ты прости меня, что я так с вами». – «Да ладно, – говорю, – и ты меня прости, я ведь тоже была не права». Егоровна переступила с ноги на ногу. Словно хотела еще что-то добавить, но посмотрела на меня долгим взглядом, повернулась и ушла, опустив голову. Лишь тогда до меня дошло, что на груди ее был один скромный серебряный крестик, а черно-синего камешка, который всегда вызывающе бросался в глаза, не было… Случилось что-то невероятное, что заставило ее снять амулет.

http://pravoslavie.ru/80535.html

Сам Праздник, после Литургии, может проходить по-разному. Обязательно разговляемся всей семьёй. Потом иногда едем в гости, навестить прабабушку с прадедушкой и поздравить их. В прошлом году решили сделать в этот день семейное фото. Второй год дети собирают коллекцию красивых скорлупок от пасхальных яичек, особым способом сохраняя. А самое необычное Светлое Воскресенье было у нас десять лет назад – тогда в этот день родился наш сын! Поэтому часто Пасха в нашей семье совпадает с поздравлением именинника Тимы. В любом случае, Пасха у нас в доме – это нарядные светлые одежды, это непередаваемое ощущение покоя, умиротворения и великой радости. Можно детям, наконец, смотреть телевизор, играть в военные игры — а не хочется! Детям, наверное, интуитивно жаль нарушать это необыкновенное состояние первых дней Пасхи. Через неделю – праздник у младшего сына в Воскресной школе. В прошлом году, отчаявшись подобрать подходящее для пятилетнего малыша стихотворение, сели с дочерью и сочинили что-то свое, простенькое для утренника. Нынче первый раз радовалась колокольному звону, красивым яичкам и нарядному платьицу наша младшая годовалая дочка Евдокия.… И долго, целую неделю, будем ходить с нею на крестный ход, слушать Благовест. Путь к празднику Пасхи долгий. Но и сам Праздник длится долго! Христос Воскресе! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 1 мая, 2016 20 апреля, 2014 29 апреля, 2012 23 апреля, 2012 13 апреля, 2012 12 апреля, 2011 7 июня, 2007 10 мая, 2007 30 марта, 2007 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/put-k-prazdniku-prazdn...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Молитва в ледяной воде: непридуманные пасхальные истории 1 мин., 15.04.2023 Это поразительное свидетельство о силе веры простых женщин приводит в книге своих мемуаров о годах репрессий «Крутой маршрут» журналистка, писательница, историк Евгения Гинзбург. Случилось все на Пасху 1940 года в селе Эльген, в исправительно-трудовом лагере подсобных хозяйств Дальстрой. Полуграмотных «религиозниц» — православных христианок, колхозниц из Воронежской области, — начальство лагеря направило на страшный «седьмой километр» лесоповала как штрафниц, за отказ от работы по воскресеньям. По слухам, «на седьмом» можно скорее «дать дубаря», там только слава, что бараки, а холодина в них — как в лесу. В Светлое Христово Воскресенье женщины умоляют командира вохры: — Освободите нас сегодня от работы! Первый день праздника! — Мы вам, гражданин начальник, эту норму втрое отработаем! Только уважьте... Бесполезно. Он ничего не хочет слушать. — Никаких религиозных праздников мы не признаем! Агитацию вы мне тут не ведите! С разводом — в лес! И попробуйте только не работать... Из барака колхозниц выгоняли прикладами. Женщины твердили: — Нынче Пасха, Пасха, грех работать... В лесу «религиозницы» аккуратно составили в кучу пилы и лопаты. Степенно расселись на мерзлые пни. Запели молитвы. Конвоиры приказали им разуться и встать босиком в наледь, в холодную воду. За монахинь вступились другие женщины-заключенные. Кричали, рыдали, умоляли... В ответ — угрозы, выстрелы в воздух... В итоге... несколько часов «воронежские» стояли босыми на льду, пели молитвы! И ни одна из них не заболела. Уже на следующий день они выполнили норму на 120 %. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/molitva-v-ledjanoj-vode-n...

По глубокому убеждению большинства парагвайцев, этот день им дан именно для того, чтобы провести его в кругу семьи. Про омытие ног и страдания Христа вспоминают не многие, про «последний» обед/ужин – да. Сегодня, в пятницу, у парагвайцев Великий Пост. Они СТАРАЮТСЯ воздерживаться от мяса, и едят чипу (что-то вроде наших бубликов, только тесто готовится их кукурузной муки с добавлением сыра). Единственный, наверное, в этой стране день, когда на улицах не пахнет жареным мясом... Судя по публикациям в соцсетях, парагвайцы все же довольно религиозный народ. Даже у нас в семье мой муж вдруг резко стал благочестивым, хотя с трудом принял мое гастрономическое решение отказаться от мяса на 24 часа. Вот уже второй день мы смотрим фильмы, основанные на библейских сюжетах, снятые, судя по стилю и некоторым деталям, протестантами. Мне уже кажется, что мир состоит лишь из кудрявых смуглых евреев, передвигающихся на ослах,  у которых почему-то голубоглазые белокожие женщины с идеальным маникюром. Эти люди постоянно воюют, грешат, а потом в раскаянии умирают. Такова библейская история. Просто ее вдруг стало много, да и сцены битв достаточно кровавые. Оказывается, каждый год парагвайцы смотрят эти фильмы в кругу семьи, и подрастающие дети к 20-ти годам знают наизусть историю Ветхого Завета. Не знаю, насколько они этому рады, и как она на них влияет. А у нас Вербное воскресенье! Мы все также служим обедницу, все также ждем священника... Утром праздничное настроение омрачила новостная сводка о взрывах и погибших в христианских храмах в Шри Ланке. У них уже была Пасха! Вечная вам память, братья во Христе! Вы удостоились провести это утро в лучшем обществе -  с Воскресшим Христом! Мы встретили Светлое Христово Воскресение 2019 года. Это моя 4-я Пасха в Парагвае. Согласно одной из теорий межкультурной коммуникации, человек в условиях эмиграции через 3 года приходит к пониманию того, готов ли он остаться жить в стране, куда приехал или нет. Мои три года прошли. Я очень скучаю по России и по родным и не знаю, как сложится дальше наш путь. Пока что мне ясно только одно, что этот путь будет идти по Божьей Воле, и возможно, иногда не вписываться ни в одну из теорий.

http://foma.ru/kak-ya-uehala-uchitsya-v-...

Я вырос и обнаружил простую истину: мыльный пузырь – это не только Новый год, но и большинство гражданских праздников Из года в год я с любопытством ждал утра 1 января, сверялся с чувствами – и удивлялся. Наконец я вырос и обнаружил простую истину: мыльный пузырь – это не только Новый год, но и большинство гражданских праздников. Есть среди них счастливые исключения (например, День победы ), но в основном вся эта череда дат и юбилеев сводится к пустоте. Почему же? Просто и у Золушки, и у Щелкунчика, и даже у Рапунцель в кульминации их волшебных Ночей происходит преображение: они качественно меняются. И дело даже не в том, что они становятся принцами или принцессами. Они обретают гармонию жизни, которую так долго искали и ради которой трудились. Я же после многих светских праздников ощущал (и до сих пор ощущаю) лишь дисгармонию бытия. И ощущаю это не только я. Может, чтобы избавится от этого ощущения, в праздники так сильно злоупотребляют спиртными напитками наши соотечественники? Пустота, пустота и пустота вокруг… «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!» (Еккл. 1: 14). Тут поневоле запьешь. Рождественский вертеп. Фото: Марина Юрченко/Expo.Pravoslavie.Ru      Но я всем сердцем верил, что есть на свете Нечто огромное и доброе, какая-то необъятная Любовь, открывающая себя миру, заставляющая жаждущих ее идти ради нее на подвиги. И Господь привел меня в храм. И первой волшебной Ночью , которую мне подарил Бог, стала Пасха . И утром в Светлое Христово Воскресение я, наконец, ощутил подлинную гармонию бытия. В этой Ночи сошлось все, чего я ждал все мое детство: тайна, чудо, подвиги ради Любви, преображение. А кроме этого там еще было то, чего я, не зная того, так жаждал всем моим мальчишеским сердечком: святость и благодать. Потом были и другие праздники, уже церковные, а не гражданские. Но Пасха и Рождество стали для меня самыми главными событиями в году. Очевидно, они были таковыми и для Святых отцов: недаром этим событиям посвящены два самых длинных поста и они глубочайше проработаны литургически.

http://pravoslavie.ru/76229.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010