Матушка накануне последней своей Пасхи напекла такие пироги – не передать, и много! Володя ездил к ней и привез целый чемодан пирогов. Она к своим поминкам напекла пироги. Ее сразу парализовало на пасхальной неделе – левую руку, а правой она продолжала креститься. Мы тут же вызвали «скорую», но когда она приехала, матушка уже умерла. Это было 13 апреля 61 года. Она очень боялась, что ей сделают вскрытие. И врачи «скорой» без слов дали справку о смерти. Матушку похоронили не в том месте, где хоронят священнослужителей Церкви, потому что время было такое – начало хрущевских гонений. Она хотела, чтобы ее похоронили на городском кладбище, потому что в Зубчаниновке далеко, никто ездить не будет. Здесь ее духовных чад почти нет, все умерли. Раньше на ее могилку всегда приезжали ее духовные чада из Москвы, но сейчас и оттуда приезжают меньше. Мы всегда приносим на могилку матушки воду, ставим к кресту на то время, пока молимся у нее. Потом она стоит у нас дома полгода и не портится. Все ее пьют, вода очень вкусная. Матушка советовала: «Чистишь картошку – читай «Отче наш», режешь картошку – читай «Богородицу». Тесто ставишь – читай «Богородицу». Пироги она пекла очень толстые, очень вкусно варила варенье… Матушка говорила, что женщина, которая для продажи разбавляет молоко водой в этой жизни, в вечности будет разделять молоко с водой и никогда не разделит. Когда в Москве собиралось правительство, матушка говорила: «Языки чешут». Говорила нам: «Ляжете спать в одной власти, встанете в другой». Так и произошло: легли – был Хрущев, встали – Брежнев… Матушка говорила: «Придет время – в храмах службы станут сокращать. Сначала сократят часы. Когда не будут читать «Верую», в храме благодати не будет. В храм тогда ходить не надо, молитесь дома. Будет время – все будет. Но ни купить, ни продать тогда нельзя будет». Матушка говорила, что к нам еще придет – с зонтиком, в шляпе, но мы ее не узнаем… Игумения Мария умерла в 1961 году, по сей день верующие приходят на могилку самарской старицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не лишено значения в этом свидетельстве уже и двоякое обозначение богослужебных собраний христиан, как coetus и congregationes. Последние, должно быть, были более многолюдны и торжественны, и возможно, что под ними Тертуллиан разумеет далее описываемые им агапы, а под coetus в таком случае утренние богослужебные собрания. Последние, по Тертуллиану, носят преимущественно молитвенно-гомилетический характер в отличие от описываемых далее агап с сакраментально-певческим характером: тогда как на агапах главное было трапеза и пение [ 73 ], утреннее богослужение слагалось из молитв, чтения Св. Писания и поучения. Составные прошения молитвы представляют зачаток нынешних ектений, в частности — великой. В высшей степени замечательно упоминание о каком-то «суде» за богослужением, — может быть, отлученных недостойных членов после покаяния; эта своеобразная частность богослужения несколько напоминает Плиниево sacramento se obstringere [ 74 ]. Утреня по «Завещанию» Из других памятников III b. известие об утреннем богослужении находим только в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа». Здесь дается уже полный и довольно сложный чин утрени. Об утреннем богослужении под именем «славословия на заре» (collaudatio aurorae) памятник говорит сразу же после литургии; между тем об агапе памятник говорит, как мы видели, только в чине пасхальной службы. Следовательно, к эпохе «Завещания» (концу III b.) утреня уже заняла свое теперешнее почетное положение в круге суточных служб. Это была единственная после литургии общественная служба. Все другие богослужебные собрания в особые, молитвенные часы дня, число которых как увидим, в III b. значительно возросло по сравнению со II b., носили частный, необязательный характер. Такою сделалась должно быть и агапа. Епископская утреня «Завещания» «С первой зарей», — предписывает Завещание, — «епископ собирает народ, чтобы совершать службу до самого восхода солнца. Для первого славословия на заре он, окруженный предстоящими пресвитерами, диаконами и прочими (клириками), говорит: «Слава Господу». Народ: «Достойно и праведно есть».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Ряды псалмов расположены по степени их близости к нынешнему составу и по сравнительной употребительности. Всего было в употреблении, согласно таблице, 58 псалмов (1–7, 9–12, 15, 16, 18, 20, 21, 24, 30, 32, 34–37, 39, 40, 42, 45, 48, 50, 51, 53–55, 57, 58, 68–70, 73, 83–85, 87–90, 100, 101, 106, 108, 110, 116, 118, 131, 137–139, 142), при чем половина из них упоминается только однажды. Наиболее употребительными являются псалмы: 2, 5, 21, 34, 40, 50, 51, 58, 68, 85, 87, 90; некоторые из этих псалмов встречаются почти во всех последованиях. Любопытное показание относительно псалмов дает между прочим Устав Киево-Софийской б-ки 97. Заметив предварительно, что на часах в. пятницы исполняются «три псалмы обычные», т. е. повседневные, поставленные во ряду таблицы, он в тексте приводит на самом деле псалмы XI ряда, а в выносках на поле указывает сверх того еще и псалмы XIV ряда. Таким образом, здесь мы сразу имеем троякое указание касательно псалмопения, отчасти напоминающее предписания Орбельской и Хлудовской Триодей, которые наряду с повседневными псалмами («псалми 3, яко и присно») указывают также особые антифонные псалмы. Антифонные припевы 12-тропарей составляют продолжение часового псалмопения и являются в сущности сокращением антифонных псалмов. Можно указать даже случай, когда почти все стихи-припевы заимствуются из одного и того же ряда антифонных псалмов; такая именно преемственная связь существует между припевами Святогробского последования 1122 г. и псалмами Барбериновской Триоди 339 (табл., XX и XXI). – В настоящее время, вместо 12-ти антифонных псалмов, употреблявшихся в древности – хотя бы даже сокращенно, в виде избранных стихов, как напр. в последовании 1122 г., – приводится всего семь стихов на часах в. пятка ( Пс. 2:1–2; 5:2–3; 68:22. 2; 21:19 ) и по два стиха на рождественских и богоявленских часах ( Аввак. 3:1. 3 , и Пс. 41:7; 76:17 ); но зато в начале каждого часа читается теперь три псалма, тогда как прежде нередко полагалось только «по единому псалму».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Основой царских часов, или – вернее – царскими часами в собственном смысле является «служба 12-ти тропарей». 12 тропарей с чтениями, как свидетельствуют древние памятники, составляли вполне самостоятельную службу царских часов, со временем чисто внешним образом соединившуюся в одно последование с обычными часами. Общая схема царских часов такова. В начале читается, в качестве предначинательного псалма, один из обычных часовых псалмов (5 или 100, 50, 90 и 85). За ним следует великая ектения, после которой исполняется антифон из трех тропарей, со стихами избранных псалмов, подобных нынешним избранным псалмам «по полиелеи». Стихов бывало от двух до шести; но могло быть и больше: указываются даже целые псалмы. После тропарей произносится малая ектения и поются седальны с богородичнами, а далее – прокимен и чтения. Вслед за чтением евангелия поется тропарь часа («отпустительный») со стихами и – богородичен. В заключение произносится просительная ектения, – и бывает отпуст. – Эта схема почти целиком заимствована из Триодей Орбельской и Хлудовской, где излагается одно из самых полных и законченных последований часов в. пятницы. Замечание о предначинательном псалме основывается на свидетельствах памятников о пении «по единому псалму» в начале часов. Затем, в Святогробском Типиконе особые антифонные псалмы, указываемые в Орб., Хлуд. и Ватикан. 771) Триодях, заменяются избранными стихами, числом до шести. Далее, Орб. и Хлуд. Триоди помещают «отпустительный» тропарь не в начале (как обычно), а в конце службы часа, что вполне соответствует и самому названию тропаря. Наконец, во многих памятниках на царских часах указываются ектении: великая, малая и просительная. Несколько странным представляется отсутствие молитв в службе царских часов, вообще, и в. пятницы, в частности, засвидетельствованное многими документами. Некоторые памятники прямо заявляют: «ведомо-ж буди, яко часове сего дне (т. е. великой пятницы) молитвы не имут» (см., напр., Киево-Соф. 97/17, л. 297). Между тем паломница IV века вполне определенно утверждает обратное. Очевидно, здесь произошло какое-то недоразумение...

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Зима была ещё вчера, но вот и ей – пора... уходит. Уже растоплены все льды, пригорки солнцем отогреты, и всем становятся видны весны знакомые приметы: что ночи время всё короче, что день прибавился как будто, что отнимает день у ночи уже часы, а не минуты.   И вдруг становится так ясно: то, что свершится – неизбежно. Сопротивление напрасно и совершенно бесполезно. А облака не ищут благ: ведь им и так на Небе место. А аз всё так же «нищ и наг...» и так далёк от совершенства! …………………………………………….. Но даже если не сегодня, все ж ад разрушен будет точно. И Воскресение Господне произойдёт Пасхальной ночью. Среда четвёртой седмицы Великого Поста Юрий Леонидович Яников, Крым     БЛАГОВЕЩЕНЬЕ     «Да будет мне по слову Твоему», - Услышал Ангел тихий голос Девы. А вслед ему, летящему по тьму, Уже неслись Пасхальные напевы.   Все кончилось. Все только зачалось! Уже в аду крестились и плясали. И многим в этот вечер не спалось В земной юдоли грусти и печали.   Не смея верить в чудо из чудес, Она ничком упала на подстилку. А в это время полуночный бес Тридцать монет засовывал в копилку.   Она рыдала громко, как дитя, Рукою слезы растирая хрупкой… А за окном,  крылами шелестя, С небес спускалась белая голубка. Алексей Марсанов, член Российского Союза писателей     Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть «У него была жестокая болезнь, из-за которой потерял лицо»:Кунгуров Девочку, которую пропала в Москве, нашли около мусорки Кущёвка вновь трясется от жуткого страха:Цапки вернулись домой? В СМИ появились детали смерти оперного певца в Москве: УЖАС Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/06/...

Но ничего такого у меня в тот момент не было. Наши с тетей Любой спутницы, кстати, смотрели в своем номере трансляцию пасхального богослужения из Храма Христа Спасителя, благо, у нас были подключены российские каналы. Но я со свойственным мне максимализмом отринула эту идею — искусственной эта замена мне показалась. Раз уж не могу попасть на службу — то и смотреть не буду. А тут еще и соотечественники, сидящие в том же ресторане, что и мы, взглянули на часы и решили поздравлять друг друга с Праздником. Знаете, как странно и неуместно звучит «Христос воскресе», если это кричать нетрезвым голосом? Спать я ушла совсем расстроенной. Все было настолько глупо, что и радоваться-то было нечему. А с утра мы пошли гулять по городу. Основное развлечение там — это лавочки с маслами, бижутерией и прочими сувенирами. Разговаривать с продавцами — отдельное удовольствие. Я тогда выбирала только тех, кто говорил на английском, на русском общаться было не так интересно. Но в очередном магазинчике продавец вдруг обратился со словами: «Христос воскрес!». Я от удивления, кажется, не сразу и ответила. Как-то у нас завязался разговор, и он на хорошем русском языке рассказал, что учился в Санкт-Петербурге, там же и крестился, жену там нашел. — Жена сейчас, правда, у родителей живет, заканчивает институт. — Ну, хорошо, там жена одна, а здесь сколько? — у меня был какой-то скептический настрой, мне не верилось ни в жену в России, ни в христианство. Казалось, что это все для того, чтоб я что-то у него купила. А он вдруг серьезно почти обиделся: — Ну ты что?! Я же христианин, у меня только одна жена. Вот, я даже крестик ношу, как ты! Крестики там действительно не все местные христиане носят. У многих просто татуировки в виде крестов на руках. А он, поскольку крестился в России, и правда носил. Как я. Мне даже стыдно стало за свой скепсис и глупую попытку пошутить. И одновременно стало радостно очень — мы такие разные, живем в разных странах, у нас, наверно, вообще нет ничего общего, кроме одного, но такого важного — знания о том, что Христос воскрес.

http://pravmir.ru/strannaya-pasha-ili-ob...

В эти последние дни жизни отца Севастиана многие из его духовных детей, не желая покидать старца, ночевали при церкви. 18 апреля после вечерних молитв отец Севастиан попросил прочесть Пасхальные часы, после чего все разошлись по своим местам… В 4 часа утра он позвонил из своей кельи. Врач Ольга Федоровна немедленно встала и зашла в келью. Вид у отца Севастиана был страдальческий. Ольга Федоровна спросила: “Батюшка, дорогой, вам плохо?” Он утвердительно кивнул головой и сказал: “Да, плохо”. Ольга Федоровна предложила сделать укол. Он согласился: “Да, пожалуйста, сделайте”. Его голова и кисти рук были горячими. Она намочила марлю, положила ему на лоб. После укола он успокоился, боль утихла. Ольга Федоровна стала промывать шприцы… Отец Севастиан рывком попытался сесть в постели, глубоко вздохнул и широко открыл глаза. Взор его устремился вдаль, будто он кого-то увидел и был удивлен. Это было одно мгновение. Затем лицо его смертельно побледнело, он слегка вытянулся, сделал последний вздох и скончался» . Схиархимандрит Севастиан умер на Радоницу 19 апреля 1966 года в 4 часа 45 минут. «Отца Севастиана хоронили на третий день на Михайловском кладбище. На катафалке гроб везли только небольшой отрезок пути до шоссе. Свернув на шоссе, гроб понесли до кладбища на вытянутых вверх руках. Он плыл над огромной толпой народа и был отовсюду виден. Все движение на шоссе было остановлено, народ шел сплошной стеной по шоссе и по тротуарам. Окна домов были раскрыты – из них глядели люди. Многие стояли у ворот своих домиков и на скамейках. Хор девушек с пением “Христос воскресе” шел за гробом. “Христос воскресе” – пела вся многотысячная толпа. Когда процессия проходила мимо цементного завода, весь забор был заполнен сидящими на нем рабочими, и вся смена в запачканных мокрым раствором спецовках высыпала на заводской двор. Сквозь толпу ко гробу пробирались люди, чтобы коснуться его рукой. Многие ушли вперед и ожидали гроб на кладбище. Могила для отца Севастиана была вырыта на краю кладбища, за ней простиралась необъятная казахстанская степь. Гроб поставили у могилы, и владыка Питирим отслужил панихиду. Отец Севастиан желал быть погребенным в камилавке, и владыка снял с головы его митру и надел камилавку. Гроб опустили в могилу, насыпали могильный холм и поставили крест» .

http://fond.ru/kalendar/371/sevastian/

«Христианской кончины живота нашего у Господа просим» С различными просьбами мы обращаемся к Господу словами церковных молитв во время богослужения. Мы просим избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды; мы молимся о плавающих, путешествующих, недугующих. Мы ищем себе прощения грехов и прегрешений наших. Среди этих прощений, с которыми мы обращаемся к Богу в часы богослужения, есть молитва , которая объединяет всех нас, при которой низко склоняются наши головы, а некоторые из нас сопровождают ее и земным поклоном. Это молитва: «Христианской кончины живота нашего (жизни нашей), безболезненной, непостыдной, мирной, у Господа просим». Мы просим у Господа – и несколько раз за нашим богослужением – о том, чтобы кончина наша была мирной и непостыдной. Это значит, мы желаем того, чтобы смерть была для нас началом вечных радостей. Значит, мы ищем того, что составляет цель нашей земной жизни, того, к чему стремится всякая истинно-христианская душа. Вечное блаженство – заветная мечта каждого христианина, и потому это прошение так близко сердцу каждого из нас. Такая кончина, христианская и непостыдная, не может быть случайностью, не дается нам только по одному нашему – хотя бы и горячему – желанию. Ведь и плод не сразу мы видим созревшим на древе. Весною он завязывается, летом наливается и зреет, и к осени мы его срываем. И христианской непостыдной кончине должна предшествовать христианская непостыдная жизнь. Кто из нас может без умиления вспомнить о кончине преп. Серафима? Предчувствуя близкую кончину, он просил заблаговременно ископать для него могилу. Накануне своей смерти – это было 1 января 1833 года – он подошел к своей могиле, и, стоя около нее, в течение долгих минут пел пасхальные песнопения. В эту же ночь, на коленях перед своей любимой иконой Божией Матери Умиление, он под утро отошел ко Господу. Может ли быть мирной такая кончина, когда только в предсмертные минуты умирающий вспомнит о том, что он прожил свою жизнь бесплодно, в одной лишь суете, грехах, служении телу, и увидит, как много на его совести грехов и вовсе нераскаянных, и неискупленных перед Богом? Будем же готовиться к кончине своей сегодня, не откладывая на завтра, потому что никто из нас не знает, когда будет угодно Богу отозвать нас к Себе, и, пока глаза видят, и ноги ходят, и в груди бьется живое сердце, каждый из нас пусть потрудится для своей души и для ее вечного блаженства. Мы все оставим на земле: и одежды, о которых мы нередко чрезмерно заботимся, и любимые вещи, и близких людей; возьмем с собой только то духовное богатство, которое сумеем скопить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Но и эти непродолжительные молитвословия приносили свой плод. Поначалу ее сестра, хотя и понимала неизбежность скорой кончины, но старалась максимально отодвинуть последний земной рубеж. Поэтому она избегала даже разговоров о Соборовании и причащении, видя в этом опасность быстрой смерти, но день за днем ее настроение менялось. И вот на Страстной Марина, наконец, сдалась. — Зови, сестричка, попа, наконец, пора мне уже. — От Соборования ты не умрешь, — сказала монахиня, — а умрешь тогда, когда будешь к этому готова. — Да я, кажется, уже и готова. Пасху мне уже не увидеть, – еле слышно сказала больная сестра. Она была права. Соборовавшись в Великую среду и причастившись (вместе с монахиней) в Великий Четверток, в день, когда Господь на Кресте испустил дух, отошла ко Господу и Марина. photosight.ru. Фото: Быстров Михаил1 Отпевали ее вечером в субботу, а на Пасху, вместо обычного пения на клиросе, мать Конкордия шла за гробом в сопровождении Нины Николаевны и оторвавшихся от обычных своих пересудов на скамейке у подъезда соседок. Ярко светило солнце, согревая изнутри пасхальной радостью душу многоопытной монахини, она в умиленном состоянии шла за гробом сестры, тихо напевая часы святой Пасхи: Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение. Мать Конкордия получила еще один жизненный урок, столь необходимый каждому, кто стремится познать великую тайну человеческой души и ее взаимоотношений с Творцом всяческих. Лишь совершенные духом могут в одиночестве хвалить Бога и не возгордиться, остальным нужно иметь общение с окружающим миром, чтобы их светильник веры, зажженный Самим Господом, светил находящимся во тьме. Это отнюдь не повод для превозношения, а проявление той любви, по которой внешние узнают, что мы – Христовы ученики. Читайте также: Конкордия и Борис Преображенская история Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/mat-konkordiya-zatvorn...

Тяжело представить, как можно провести Страстную и Светлую недели дома, быть может, впервые с момента воцерковления. Не будет ли это отречением от Христа? И как я проживу без богослужения, без Причастия? Тайная вечеря, Страстная пятница, Великая суббота, Пасхальная ночь… «Христианин перед лицом бедствий» Библеист Владимир Стрелов рассказывает, как Ветхий и Новый Завет помогают посмотреть на всё с новой точки зрения и обрести надежду. Вместе с Владимиром Стреловым мы вникаем библейские тексты, которые касаются трудностей и бедствий, в том числе апокалиптических, и размышляем о том, каково же наше призвание как христиан в этом изменчивом мире. «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» Уход в пустыню, изгнание, карантин, затвор, каторга, самоизоляция… Есть ли что-то общее в этих понятиях? Размышляет историк Надежда Завальная. Уход в пустыню, изгнание, нирвана, карантин, затвор, каторга, камера-одиночка, невозвращение, самоизоляция… Общая точка этих слов — одиночество? Вспоминаем, как переживали одиночество царь Давид, Будда, Христос, Овидий, Пушкин, декабристы, Чернышевский, ссыльные в ГУЛАГе, Тонино Гуэрра, Тарковский… В конце концов, Иосиф Бродский, написавший столь часто цитируемое «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» Может ли мы войти в эту точку одиночества при постоянном эффекте отсутствия? И готовы ли мы на это? Историко-лирический экскурс о разновидности изоляции с Надеждой Завальной. «Дом, в котором…” Мариам Петросян: идеальная инструкция по самоизоляции» Этой толстенной книгой зачитываются подростки, временно позабыв о том, что читать — скучно. Взрослые пишут статьи о феномене «Дома, в котором…», поминая «магический реализм», «фэнтези» и «философский роман». Поклонники создают красочные иллюстрации, косплеи, ролевые игры. Книга дарит читателям удивительную вселенную — Зазеркалье, из которого условной Алисе совершенно не хочется возвращаться. Янина Солдаткина, профессор кафедры русской литературы XX–XXI вв. Института филологии МПГУ приглашает вас в «Дом, в котором…» 12 апреля в 15.00 в онлайн-лектории «Предания.ру». Вас ждет экскурсия по закоулкам Дома и его потайным местам, знакомство с самими яркими его обитателями: прыгунами, ходоками, художниками и творцами своей собственной реальности. Какие песни поют дети Дома? Как перо цапли попало в карман Сфинкса? Почему Табаки ненавидит часы, а Курильщик хранит медвежонка Рыжей? Кто вообще все эти существа и что они делают в современной литературе? Вооружаемся чашечкой чая или кофе, вспоминаем легендарный Кофейник — и всё обсуждаем.

http://blog.predanie.ru/article/koronavi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010