В конце утрени, на сугубой ектеньи поминали игумена и всю братию. На первое прошение клир отвечал троекратным пением «Господи помилуй», а на остальные – пели тоже самое, но уже по двенадцати раз. Литургия совершалась вся внутри алтарь, кроме антифонов, которые пелись народом в храме. Здесь у престола читался прокимен, апостол, аллилуия и евангелие. Последнее читалось на руках двух диаконов 63 . Пасхальная литургия предварялась особыми пасхальными часами (стр. 46 и Опис, ркп. м. Синод, биб. отд. III, ч. I, стр. 245), после которых совершалось последование изобразительных. «Отпевше час, читаем мы в памятниках этого времени, и «в царствии си», и «Верую в единого Бога», и «Отче наш», и «Господи помилуй» 12, поп возгласит: «Яко свят еси Боже наш». Итако посем почнется литургия» 64 . В том же случае, когда часы совершались отдельно от литургии, то после «Отче наш» читали 12 раз «Господи помилуй», «Един свят» и «Благословлю Господа». Вместо же «Благослови душе моя Господа» и «Хвали душе моя» пели трижды «Христос воскресе» 65 . Вечером на «Господи воззвах» пели три стихиры по дважды каждая: «Днесь ад, стеня, вопиет: уне мне бяше», «Днесь ад, стеня, вопиет: разрушися моя власть» и «Днесь ад, стеня, вопиет: пожерта ми быст держава», на слава и ныне первая стихира. В конце вечерни пели тропарь «Веселитесь небеса». Порядок повечерия «мефимона» изложен в уставе так: «Христос воскресе» 3, «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Господи помилуй» 20 раз, три поклона и отпуст 66 . Относительно службы других дней пасхальной седмицы в уставе содержится следующее замечание: «подобает ведати, яко в тот день (первый) по Христех неходят. Реченная же служба великия неделя утренняя, литургия без целования и без чтения слова Златоустого «Иже благочестива» сотворяются всю неделю. И се же ведети есть, яко, помиовении великия недели, не внутрь олтаря к тому прокимен, и апостол, и аллилуия и евангелие глаголется, но вне алтаря, подержащему уставу» 67 . Утреня в понедельник совершалась пасхальная, по третьей песни канона пели седален воскресный первого гласа: «Пришедша жены» слава и ныне «Гавриилу вещавше» 68 . На хвалитех по стихирах Пасхи можно было петь стихиры о схиме 69 . Пред литургиею был крестный ход 70 . В одной известной нам триоди на понедельник положен канон: «Во глубине потоби». Здесь же находим особые каноны и на всю пасхальную неделю: на вторник – «Мышцею высокою людие Спасе израилев», на среду – «Моря чермную», на четверг (первой песни не имеется по отсутствю листа) – 3 песнь: «Утверждии земли», на пятницу – «Яко по суху» и на субботу – «Поим Господу» 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Фото: MikaV, orthphoto.net …Удивительно, как тетя Катя умирала. Многие из наших прихожан навещали ее в последние месяцы: нужно было ее кормить несколько раз в день. Впечатления у всех были разные – видно, Господь каждому показывал свое. Меня поразило сочетание полной физической немощи и столь же полного предстояния перед Богом. «Теть Кать, — говорю. – Суп согрелся, надо идти на кухню кушать». Она тогда еще ходила и потому категорически отказывалась есть в кровати. Сейчас, сейчас, — говорит. Садится на край кровати. Дойти до кухни для нее теперешней – подвиг (днем, когда она шла туда одна, по дороге упала – не на пол, на стенку, до сих пор болит плечо и голова, которыми ударилась…) И готовится она к этому подвигу, как и положено, — молитвой. Вслушиваюсь – и дрожь пробирает. «Родненький… Господи… Ты меня не оставь… Радость моя…» Она не молится в нашем понимании, она с Богом разговаривает. Как пророк Давид разговаривал. Потом медленно встает. С моей помощью выходим в коридор. Тут она хватается правой рукой за стенку – так надежнее. Потом отпускает руку, крестит себя, крестит дорогу перед собой. Слышу свистящий шепот: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий…». И, снова опираясь на стену, — шаг вперед. Затем правая рука опять поднимается ко лбу, чтобы сотворить крестное знамение… И так – на каждый шаг. Не на показ, она вообще обо мне забывает, пока я ее не окликну. Она о многом стала забывать: это действие лекарств, действие самой болезни… Лишь об Одном она постоянно помнила. Те, кто ходил к ней, знают, как иногда трудно было от нее уйти. Вроде и накормил ее, и помог лечь, а она все держит: «Почитай молитовки…». Почитаешь минут десять, делаешь робкую попытку закончить, но с постели раздается: «А что, больше нечего почитать?». После нескольких месяцев перерыва я первый раз пришла к ней в Пасхальный вечер. Всю Светлую седмицу, как известно, вместо обычных молитв читаются часы Пасхи – или поются, если у кого слух и голос есть. А у меня их нет. Ну совсем. Вернее, они есть, но по отдельности, и потому я каждый раз слышу, когда беру не ту ноту, а поделать с этим ничего не могу. А тут, у тети Кати, в Пасхальный вечер, Господь сотворил со мной чудо. Это было какое-то особое состояние молитвы: понятно было, что она совсем скоро умрет, и потому песнопения о Воскресшем Господе звучали у ее кровати – победным гимном, что ли. Каждое слово приобрело необыкновенную глубину и значимость, это был не просто молитвенный текст, а обещание Воскресшего Христа, что и она, тетя Катя, не умрет.

http://pravmir.ru/tetya-katya/

Юноша заранее наточил и спрятал нож. Он сидел и дрожал от ненависти и решимости осуществить задуманное злодеяние. Он сидел в комнате, смотрел на часы и дрожал. Ждал полуночи. В церкви начнется служба, и няня точно уже не вернется домой, а хозяин уже ляжет в кровать. И вот, бой часов – и тут, через минуту, будто дверь открыли и повеял ветер. «Кто это зашел?» – подумал юноша. Он услышал по коридору торопливые шаги, и вдруг дверь открывается и появляется Христос в белом саване, с всклокоченными волосами, с очень худым аскетичным лицом. Появившийся Христос вдруг хватает его за руки и горячо начинает говорить: «Зачем ты предаешь такую прекрасную ночь, Пасхальную ночь! Зачем ты задумал совершить это страшное убийство?» Он попытался вырваться, а Христос продолжал: «Иуда меня предал – и ты меня предаешь… Все меня предают. Все люди предают». У этого человека пот градом катился, он не мог понять, что происходит. В нем начался какой-то внутренний переворот. И тут он услышал грохот, топот – и ворвалось множество солдат, чтобы схватить Христа. Они Его схватили, стали крутить, вязать, выворачивать Ему руки, а Он кричал: «Вы все меня предаете!. Все враги Божьей правды! Но Я Себя за вас отдаю на смерть. Отдаю, чтобы вас спасти…» Воины поволокли Христа к выходу, а молодой человек лишился чувств. Очнулся он с мокрой тряпкой на голове, лежа в комнате, а все рассказывали, что ночью из психиатрической больницы сбежал сосед, пока все отвлеклись и пошли на службу. Этот больной человек, много лет находящийся в клинике, возомнил себя Христом, и вот, похитив простыню, в одном исподнем он бежал и ворвался в комнату. Чудом, говорили молодому человеку, этот псих ничего плохого ему не сделал, так как подоспела охрана, схватила его и скрутила, и отвезли обратно в больницу. Пели птицы, алела полоска неба. Монах, рассказывавший эту историю вздохнул и продолжил: «Они могли говорить что угодно, но я знал, что это было Божье посещение, что это Бог, пусть через больного, обратился ко мне. Моя старушка-няня говорила, что она будет молиться обо мне, так как видит, что мне плохо. И вот, Бог услышал ее молитвы. С тех пор во мне началась перемена. Я перестал копить злобу, я стал молиться о людях. Я стал ходить в храм и творить добрые дела. Постепенно я пришел к мысли стать монахом. Теперь в знак чуда, которое привело к моему полному перевороту, каждую Пасхальную ночь, как бы ни устал, я не смыкаю глаз. Я молюсь, гуляю и благодарю Бога, который вывел меня из мрака прежней жизни».

http://azbyka.ru/propovedi/cikl-pasxalny...

еп. Мефодий Кампанский Христос Воскресе! После Пасхи 1 Кончилась св. Четыредесятница, пережили Страстную Седмицу и Пасхальный пир веры. Почти все приступили к таинству исповеди и причастились св. Христовых Тайн, души наши очистились и обновились. Что же дальше? Дальше забота, как бы не вернуться к старому, как бы духовно не завянуть, не умереть. А это ведь так легко. Вся окружающая нас жизнь этому способствует. Все спешат, все бегут, все заняты, всем некогда и так каждый день. Все скорее и скорее. А куда? Перед нами духовная задача, как бы не потонуть в этом потоке спешки, как бы не захлебнуться. Надо из него вырываться, надо сохранять свою духовную личность. Для этого надо иметь, если не часы, то хотя бы минуты, жизни для души, для духа своего, когда остановишься и подумаешь, помолишься, что-либо прочтешь. Надо иметь какое-то „правило” для жизни духа, которое не будешь оставлять не потому, что ты законник или фарисей, но потому, что ты помнишь – „суббота (покой) для человека, а не человек для субботы”. И ты человек и тебе нужна помощь, поддержка, некие „перилы”, чтобы не погибнуть в потоке современной жизни. Это некое „правило” для жизни духовной, для духа, для души каждому из нас следует для себя установить и его держаться. Ведь есть же у нас правила для жизни телесной – есть, пить, умываться, одеваться. Есть правила для жизни на улице – как через нее переходить, как по ней ездить. Попробуйте нарушать эти правила, что получится? Эти правила для человека, для его жизни, для его житейского спасения. Так будем справедливы. Подумаем о своей душе, о ее спасении, о „правиле”, которое сможет помочь ей жить, ее сохранить. Прошла св. Четыредесятница, пережили Страстную Седмицу и Пасхальный пир веры, поисповедывались и причастились, обновились, очистились – теперь надо думать как себя духовно сохранить, духовно укрепить и обогащать. Аминь. 2. О духовной жизни Великий Пост вскрывает наши язвы. Есть личные язвы и язвы многих. Между прочим, замечается оскудение веры, духовная сухость, безжизненность. Это серьезное и опасное состояние в нашей духовной жизни. А причина его в значительной степени наша беспечность.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

И. Златоуст. С его пониманием знакомимся из его 64 Беседы на Евангелие Матфея 14 , так как в рассматриваемом нами пасхальном слове каких-либо разъяснений он не даёт. «Виноград», – говорит св. отец в указанной Беседе, – это – «повеления и заповеди Божии; время делания – настоящая жизнь; делатели – те, кто различным образом были призываемы к исполнению заповедей Божиих: утро же, третий, шестой, девятый и одиннадцатый часы – различные возрасты пришедших и получивших одобрение за труды свои». Что значит, что одни делатели завидовали другим и даже роптали на Владыку? «В царстве небесном нет ни одного человека, который бы производил такие споры и жалобы, и быть не может. Ибо там нет места ни зависти, ни рвению. Если святые и в настоящей жизни полагают души свои за грешников, то, видя их наслаждающихся уготованными благами, они тем более радуются и почитают это собственным блаженством». Что же за «цель» настоящей притчи? «Та, чтобы сделать ревностнейшими людей, которые в глубокой старости переменяют образ жизни и делаются лучшими, и чтобы освободить их от того мнения, будто они ниже других (в царстве небесном). Посему-то Господь и представляет, что другие с огорчением смотрят на их блага, не для того, чтобы показать, будто они истаивают от зависти и терзаются, но чтобы уверить, что и поздно обратившиеся удостоятся такой чести, которая может породить в других зависть. Итак, притча сказана как для тех, кто в первом возрасте жизни своей, так и для тех, кто в старости и позже начали жить добродетельно: для первых, чтобы они не возносились и не упрекали тех, кто пришли в одиннадцатый час; для последних, чтобы они познали, что и в короткое время можно всё приобресть. Чтобы возжечь в людях пламя любви и сделать волю их твёрдой, Он показывает, что и после пришедшие могут получить награду за целый день. Впрочем, Он не говорит сего, чтобы они опять не возгордились, но показывает, что всё это есть дело Его человеколюбия, по которому и они не будут отвергнуты, но будут удостоены вместе с другими неизреченных благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Разделы портала «Азбука веры» Пощусь и, думаю как достойно встретить Пасху? Стараюсь поститься в полной мере (то есть сочетать правильный духовный и телесный пост)  и думаю насколько будет уместно в Пасху немного отдохнуть таким образом? Естественно в субботу на службу, потом великий праздник, часа 2 домой, часов до 11 поспать, а как дальше праздновать? В своём посте я стараюсь уходить от времепровождения в интернете, и в Пасху хотелось бы отдохнуть в этом плане, посмотреть развлекательные видео (цензурые естественно), а вечером с друзьями поиграть вместе в видеоигры, насколько такое времепровождения достойно Пасхи, просто хотелось бы отдохнуть, а как ещё не знаю, я человек мало общительный, в гости  не к кому идти, общаюсь с немногим людьми (с ними бы и хотел поиграть), но насколько это будет достойно не знаю. Подскажите, что делать (извините, что получилось так не связно, сложно это мысль даётся и спасибо сразу за помощь). Похожие вопросы 4 Ответа В развлекательных видео и играх с друзьями не видно Пасхи. Советую Вам не забивать день всякой ерундой и голову пустыми размышлениями, а отправиться в храм на Пасхальную вечерню. В храме Вы точно почувствуете радость о Христе Воскресшем, чего только не найдете в развлечениях. А что в остальное время можно делать? Нет никаких указаний, что можно или нужно делать. Поступайте по своему разумению. Как здорово, что время есть! Вот утром проснётесь, покушайте, поздравьте с Пасхой родных и близких. А вечером сходите на вечернюю пасхальную службу, подготовьтесь к Причастию, прочитав Пасхальные канон и часы, а утром опять на Литургию, на Причастие. В храме можно забраться на колокольню, пообщаться с прихожанами И так всю неделю — радость и благодать Полагаю, что после богослужения и сна можно без излишеств посидеть за столом, пообщаться с близкими людьми и еще как-то благопристойно развлечься. Не забывая при этом о смысле праздника, возвращаясь к этому великому событию и в мыслях, и в молитвах, и в общении с людьми. С уважением, Я думаю, что все вопросы о развлечениях решаются примерно по одним и тем же критериям . Если развлечение этому соответствует, то оно уместно, не только на Пасху. Могу порекомендовать в этот день почитать что-нибудь на тему Пасхи,  вечером можно сходить на службу, проявить внимание и сделать добро тем, кто в этом особенно нуждается, но совсем не ожидает его, а также просто провести время с близкими людьми. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 31  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3975 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/kak-dostojno-pro...

Начинайте, – проговорил владыка Нектарий. Утреню? – спросил владыка Иларион. Нет, все по порядку, с полунощи, – отвечал владыка Нектарий. Благословен Бог наш... – тихо произнес владыка Иларион. Мы стали петь полунощницу. Волною морскою... – запели мы. И странно-странно отзывались в наших сердцах эти, с захватывающим мотивом, слова. Гонителя, мучителя под землею скрыша... И вся трагедия преследующего фараона, особенно, в этой обстановке, чувствовалась нашими сердцами, как никогда остро. Белое море с белым ледяным покровом, балки для пола, на которых мы стояли, как на клиросе, страх быть замеченными надзором. И, все же, сердце дышало радостью, что пасхальная служба, все же, совершается нами, вопреки строгому приказу коменданта. Пропели полунощную. Архиепископ Иларион благословил заутреню. Да воскреснет Бог, и расточатся врази его... – не сказал, а прошептал, всматриваясь в ночную мглу, владыка Иларион. Мы запели: Христос воскресе!... «Плакать или смеяться от радости?» – думал я. И так хотелось нажать голосом чудные ирмосы! Но осторожность руководила нами. Закончили утреню. Христос воскресе! – сказал владыка Иларион, и мы все трое облобызались. Владыка Иларион сделал отпуст и ушел в барак. Епископ Нектарий пожелал и часы с обедницей совершить. И мы совершили вдвоем. Только я был за предстоятеля, владыка Нектарий за псаломщика – так он сам пожелал, ибо знал все песнопения, равно, и чтения, апостоловец, наизусть. Днем, по случаю праздника, я пригласил владыку Илариона на кофе в свой барак. Но пили его в комнате канцелярии хозяйственной части, пустующей по случаю праздника. Владыка удивился моей смелости и изобретательности. Кофе – с халвой, с кусочками кулича, который был прислан Кемским духовенством для всех нас. А пили вы кофе по-венски? – спросил меня владыка и, смеясь, рассказал, как это делается. На другой день, службу совершили мы с владыкой Нектарием вдвоем, ходя по дорожке. И этот день, также, казался мне праздничным, как и первый – с «богослужением». Эта пасхальная служба осталась в памяти и у владыки Илариона. В тот год, в декабре, ему кончался срок. Его уже перевезли на берег из Соловков, ввиду прекращения навигации. В декабре я получил от него письмо: «Колесо фортуны повернулось обратно, меня снова перевозят в Соловки...» Действительно, из Москвы пришло извещение: продлить изоляцию еще на три года. «На повторительный курс остался», – шутил владыка Иларион. И в 1927 году, в мае, писал мне: «Вспоминаю прошлогоднюю Пасху. Как она отличается от сегодняшней! Как торжественно мы справили ее тогда!..»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Винопитие, несмотря на строгие меры, при архим[андрит]е Арсении немного уменьшилось против прежних времен. Ученики по-прежнему справляли свои традиционные праздники и установившиеся обычаи. Не обошелся без падений и наступивший В[еликий] пост. Приближался праздник Пасхи. Был конец Страстной недели. Ректор, заехав в общежитие, просил нас особенно бдительно следить за учениками в Вел[икую] субботу. Должно быть, и до него успели дойти слухи, что ученики позволяют себе в этот день злоупотреблять спиртными напитками. Чрезвычайно печальный и предосудительный для воспитанников дух[овной] школы обычай встречать праздник св[ятой] Пасхи обильным иногда возлиянием существовал, к глубокой скорби, во многих семинариях. Боролись против этого постыдного обычая разными мерами: прибегали к строгим мерам, к разного рода увещеваниям, но все эти меры полностью не достигали своей цели.   Л. 269 об. Для лиц инспекторского надзора этот день, т. е. канун великого праздника, был одним из труднейших по дежурству. И физическая усталость, и чувство нравственной ответственности доводили иногда до полного изнеможения. Не знаю, как относились к своей обязанности в этот день мои коллеги, но про себя по чистой совести должен сказать, что дежурить в этот день для меня было большим нравственным подвигом. В описываемое время с 2 часов дня мне пришлось вступить в дежурство и нести его без отдыха, без сна, вплоть до Пасхальной утрени. Несколько раз я обошел все помещения в общежитии. Было тихо. Только несколько учеников оставались в комнатах и спальне доканчивали свои приготовления к встрече в[еликого] праздника. Я прошел в дежурную комнату, сел на стул и задумался. Думы и мысли мои перенеслись в давно минувшее время, ко дням золотого, невозвратного времени в родительском доме. В памяти моей живо возникли образы и моих родителей, благоговейно и радостно готовившихся встретить светлый   Л. 270 праздник; вспомнились те обновки, вроде новых сапогов или новой рубашки, которые я получал к празднику; вспомнилось и крашенье яиц и та тишина, которая водворялась в этот день, вспомнил, наконец, с каким благоговеньем и трепетным чувством я слушал рассказы о страданиях и погребении Спасителя. Слезы просились на глаза… Сопоставив далекое прошлое с настоящим, я невольно содрогнулся. Сердце заныло, и тоскливое чувство овладело всем моим существом. Я посмотрел на часы. Был уже 11-й час. «Вот, — думал я, — теперь уже иные начинают вставать и готовиться к пасхальной утрене с тем предвкушением радости, которая испытывается всеми при встрече светлого праздника. Пора бы и мне одеваться… Но нет, я должен до конца сидеть здесь и следить… За кем и зачем? За тем, чтобы не было пьяных…» Я почти заплакал: возможно ли, думал я, чтобы в духовной школе, готовившей будущих пастырей церкви, канун великого праздника проводился так постыдно? Чем объяснить

http://bogoslov.ru/article/6175833

Подобный творческий подход в нашем Часослове не только возможен, но и необходим, если учитывать, что жизнь, в том числе и духовная, весьма разнообразна и трудно вписываемая в неизменяемые рамки, что мы и видим из истории тех же часовых служб. Они всегда были весьма подвижными и видоизменялись в соответствии с периодами церковного года. Даже в состав нынешнего богослужения входят часы повседневные, великопостные, царские, пасхальные… А ведь кроме них использовались еще песненные, монастырские и даже «ночные» часы. Это же касается и других служб. Поэтому есть как вседневные, так и праздничные вечерни, утрени, полунощницы со всякими там градациями. В этом и заключается преимущество богослужебного чинопоследования от привычного ныне всем утренне-вечерннего молитвословия, которое не только утратило связь с церковными формами молений, но и закоснело в своей неизменямости. Стоить напомнить, что мы даже не знаем кто именно и для какой цели составлял последования утренних и вечерних молитв. Знаем только, что возникли они в тех волостЯх юго-западной Руси, где было очень сильное униатское влияние, а повсеместное распространение у нас получили не раньше XIX столетия. А так же известно, что они появились как следствие тенденции дать мирянам тексты отличные от текстов, используемых духовенством. И если сначала утренние и вечерние молитвы создавались как бы взамен богослужебным текстам, то теперь они превратились в обязательное для всех (включая и само духовенство) дополнение к ним. Можно конечно, долго спорить о значимости и приемлемости современных молитвословов, но мы не должны, по крайней мере, слишком завышать статус даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни. Во всяком случае, наши предки вплоть до XIX века не знали наших форм домашнего моления, располагая всю свою жизнь в соответствии с церковным календарем и превращая ее в сплошное богослужение. И доказательством этого служит практика хранящих старые обычаи Русской Церкви старообрядцев, которые вместо вечерних молитв совершают Повечерие, а вместо утренних молитв совершают Полунощницу с Утреней. Древним поместным Церквям так же неизвестно утренне-вечернее правило наших молитвословов.

http://azbyka.ru/video/domashnij-chasosl...

– Состав рассматриваемых часов также отличается немаловажными особенностями. Из обычных 12-ти тропарей-стихир здесь указано десять (нет «Страха ради» и «Законоположницы»), расположенных при этом в совершенно иной последовательности. Тропари с богородичнами, положенные по нынешнему чину после псалмов, в данном случае перенесены на конец службы; из них первые два – особые, а два другие – обычные. Кроме двух тропарей тритекти, помещающихся теперь на первом часе, рукописи назначают для каждого часа особый «седален» с богородичным. Чтения – обычные; но бывают иногда то короче, то длиннее нынешних. Псалмы со своими «отпелами», а также прокимны и стихи – особые; при чем псалмы совершенно переплетаются с тропарями в одно целое, составляя вместе как бы одно последование, одну «службу 12-ти тропарей», с чтениями. – В виду исключительных особенностей данного последования, можно предполагать, что это еще до-Софрониевская редакция часов великой пятницы, со временем подвергшаяся, конечно, более или менее значительным поправкам и дополнениям. В отношении антифонных псалмов и тропарей полное совпадение с вышеизложенным чином представляют часы в. пятницы, находящиеся в Триоди Ватиканской б-ки, 771 (XI в.); однако в других отношениях они, по-видимому, ближе стоят к святогробскому последованию 1122 года 352 . 10. Ектении Употребление ектений на часах в. пятницы в Орбельской и Хлудовской Триодях отмечается лишь дважды (в конце 3-го и 9-го часа) и как бы мимоходом. Гораздо отчетливее и полнее выражена эта песненная особенность в чине часов в. пятницы, изложенном в Ватиканском Типиконе 1877 (1292 г.) и друг. По Ватикан. 1877, тропари и чтения каждого часа сопровождаются тремя ектениями – великой, малой и просительной, занимающими определенные места. По исполнении трех псалмов, произносится великая ектения и поются три нынешних тропаря св. страстей; затем следует малая ектения, после которой, вместо «Заутра услыши», на 1-м часе исполняется тропарь «Господи, осудиша Тя иудее» (теперь на 3-м часе), со стихами, и богородичен «Благословенную нарекий Твою Матерь»; далее – прокимен и чтения, а после евангелия – ектения «Исполним молитву», «Стопы моя»; Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй 12, возглас «Боже, ущедри ны» и три заключительных поклона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010