Список признан составленным правильно и утверждается Собором. По предложению Председателя Собор постановляет исполнение определения Собора о поднесении иконы от имени Собора генералу Деникину поручить Временному высшему церковному управлению. Председатель Собора объявляет о прекращении работ Собора, выполненных согласно намеченной программе и в назначенный срок, и назначает на 11 часов 24 мая благодарственное Господу Богу молебствие по поводу благополучного окончания работ Собора. Затем архиепископ Митрофан предлагает выразить благодарность Председателю хозяйственной комиссии епископу Михаилу за понесенные им труды, секретариату Собора проф[ессору] П. Верховскому и проф[ессору] Н. Абрамову и руководимому ими составу соборной канцелярии. Затем Собор выражает благодарность Председателю Собора, Преосвященным председателям отделов, протопресвитеру Г. Шавельскому , участникам Предсоборного совещания и делопроизводителю этого совещания Е. И. Махароблидзе. Заседание заканчивается пением «Достойно есть» и закрывается в 10 час[ов] вечера. Председатель Собора Митрофан, архиепископ Донской и Новочеркасский архиепископ Агапнт епископ Арсений епископ Гермоген епископ Гавриил епископ Иоанн епископ Михаил протопресвитер Георгии Шавельский секретарь Собора профессор П. Верховской   ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 2. Д. 4. Л. 29–35 об. Рукописный подлинник. Подписи – автографы. Чернила. На бумаге документа в левом верхнем углу штемпель производителя: «Фабрики наследников Сумкина» в центре рамки, знак и цифра неразборчиво.   23. Протокол подсчета голосов при выборе кандидатов в члены Временного высшего церковного управления от пресвитеров Протопресвитер Шавельский – сорок (40 голосов) Протоиерей Рождественский – тридцать два (32 голоса) Священник Лаванов – двенадцать (12 голосов) Священник Григорий Ломако – шесть (б голосов) Протоиерей Смирнов – четыре голоса (4 голоса) Священник Востоков – четыре голоса (4 голоса) Протоиерей Беловидов – четыре голоса (4 голоса) Протоиерей Хандалеев – три голоса (3 голоса)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 Or. ad Pulch. 27:11, 27:19, 27:21–22, 28:18, 36:25, 40:18, 40:26, 43:11, 43:33–34, 45:5–6, 45:10, 47:24, 47:35, 49:1, 52:4–5, 54:1, 55:15, 56:31, 57:6–7, 57:22, 57:29, 58:2–3, 59:3, 59:24–26, 60:30. 28 Or. ad Pulch. 32:5, 32:27, 32:33, 36:35–36, 37:9, 38:37, 43:7, 43:10, 50:6–7, 54:36, 54:13–14, 56:38–57:1. 30 Or. ad Pulch. 27:10, 28:23, 29:11, 29:12, 32:36, 33:27, 33:30, 33:33, 37:16, 38:23, 39:25, 41:2, 41:10, 42:14, 42:22, 42:24, 46:1, 46:32, 47:5, 49:21, 50:9, 56:11, 56:37, 57:1, 57:9, 58:2, 58:7, 61:11. Также, следуя за Евр. 2, 14 , «плоть и кровь» (Or. ad Pulch. 30:23, 30:32–33, 32:26, 33:9, 35:2–3, 41:8). Само вочеловечение Слова и Его искупительные деяния именуется «домостроительством с плотью» (Or. ad Pulch. 33:20, 33:24, 33:30, 34:16, 40:3, 42:1–2, 43:12, 44:25, 45:10, 47:23–24, 49:18–19). Для свт. Кирилла, который опирается в этом на книгу пророка Иоиля ( Иоил. 2, 28 ), «плоть» означает не что иное, как всего че- ловека: Лоуо? усу ove σρζ, τοντστιν νθpornos κατ ye το εκχε ττο τον πνευμα, τς μον Ιπι πσαν σρκα (Or. ad Pulch. 27:32–33; cp.: Or. ad Pulch. 33:33–34, 38:32, 56:4). Впрочем, можно отметить, как некоторую непоследовательность его богословского языка, что в рассуждении против аполлинариетов «плотью» названа только часть человека, отличная от души (Or. ad Pulch. 58:36, 59:1–2). 31 Or. ad Pulch. 27:12, 29:34, 36:33, 37:16, 38:11, 39:1–2, 40:27, 57:8, 58:33. При этом уточняется, что воспринятое тело имеет разумную душу (Or. ad Pulch. 27– 12, 37:16,58:33). 32 O r. ad Pulch. 27:27, 27:32, 28:18, 29:10, 30:4, 30:33, 33:25, 33:34, 37:11, 38:11, 39:23, 39:34,40:12, 41:7,45:32, 46:3, 47:1,47:36, 53:1, 53:23, 54:37, 56:3, 58:33. Однако подчеркивается, что Христос – не обыкновенный ( απλς, φιλς, κοινς ) человек (Or. ad Pulch. 32:24–25, 33:9, 38:17–18, 38:31, 41:28, 43:1, 43:23–24, 43:31, 49:30, 49:32, 59:16). 33 Or. ad Pulch. 37– 10, 38:32, 39:23, 40:25, 55:5. Также «условия человечества», то της νθρωτττητος μτρος (Or. ad Pulch. 28:27, 29:33, 30:7, 31:35, 39:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

– Великим постом «по антифонех (кафизм), на Аллилуиа (см. на 842 стр. 7 прим.), творим поклоны 3, вси равно, последующе игумену или екклисиарху» (Уст., понед. 1-я седм.). – В неделю (воскресенье) Фомину на утрене положены две кафизмы (2-я и 3-я), а в прочие воскресенья до Отдания Воздвижения к этим кафизмам присоединяется 17-я – «Непорочны» (см. ниже, 16 прим.). 14) Седальны, сообразно с указаниями Устава, берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди. Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпадении праздников; полагаются седальны после кафизм двум празднествам, и тогда одни седальны читаются или поются после кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются или поются после полиелея (см. ниже), или после 3 песни канона (см.: Уст., 9, 24 фвр; 23 апр.; 8 мая; 56 хр. гл.; сн. 12 прим.). Седальны читаются или поются после каждой малой ектеньи и возгласа, а если ектений не бывает (см. об этом ниже), то после каждой кафизмы. – После следующих за кафизмами седальнов Уставом «полагается чтение» (2 гл., см. также 3, 4, 5, 7, 9, 12, 13 гл.). Кроме того, эти уставные чтения положены ещё после полиелейных псалмов и по 3-й и 6-й песен канона, а также на бдении, после благословения хлебов и иногда на полунощнице (см. в Уст., в последов. пасхал. полунощ., после 3-й и 6-й песен кан.) и на часах (см. в Уст., в 10 гл. о часах 40-цы и в 49 гл. о часах понед., втор, и среды Страст. седм.). Для этих чтений назначаются «толкования (преимущественно св. Иоанна Златоустог о) Евангелия» и других книг Нового Завета, слова св. отцов и другие их творения (особенно св. Ефрема Сирина ), Пролог, синаксари, жития святых и проч. Назначая эти чтения, Устав иногда обозначает их таким образом: «чтение во Евангелии», «чтение в толковании», «чтения обычная», «чтение»; самое же распределение этих чтений в течение года находится во 2-й и 10-й гл. Устава, а также в его 49 гл., 1 сент., и 50 гл., в последов. нед. Всех Святых; прочие же чтения обыкновенно определённо указываются в Уставе на ряду, с обозначениями: «чтем Пролог», «чтем синаксарий», «чтения от жития святого», «чтем слово Великого Василия, егоже начало: Утешайте, утешайте люди моя» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Св. патриарха Цареградского, вступившего на патриарший престол в 458 г. при Льве Великом . Он отличался кротостью нрава, целомудрием и воздержанием и неусыпно заботился об исправлении клира и назидании своей паствы. За святую богоугодную жизнь он удостоен был дара чудотворений. Скончался он в 471 г. Он известен, как церковный писатель. Сентябрь Вресень – древне-слав. Версень – малоросс. 161 1 . А. Начало Индикта, сиречь нового лета. В зтот день, когда иудеи праздновали новое лето, Спаситель, пришед в Назарет – место Своего воспитания – и войдя, по обыкновению Своему, в синагогу в день субботний, прочитал слова пророка Исаии: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя … проповедати лето Господне приятно ( Лк.4:18, 19 ). Первого сентября 312 г. имп. Константин Великий одержал победу над Максентием, после чего христианам была дарована полная свобода исповедовать свою веру. В воспоминание этих двух событий в Греческой церкви с древнейших времен (как полагают со времен I Всел. Собора) новолетие праздновалось 1-го сентября. У нас с 1700 г. началом нового года служить 1-е января (см. 1 янв., 1 мар. и Пасхал.), но церковный Богослужебный год начинается и празднуется 1-го сентября. В своих песнопениях на этот день св. Церковь молит «всех видимых и невидимых Содетеля и Зиждителя» «бдагословить венец лета», «подать земли благоплодие, благорастворены воздухи даровать», «входы благословить и исходы, дела исправить в нас рук наших и согрешений прощение даровать нам», «даровать мир церквам», «ереси низложить», «грады наша сохранить невредны, Благоверного же Императора нашего силою Своею возвеселить, дая победы Ему на сопостаты». Тропарь, гл. 2. См. его выше, 1 стр. Кондак, гл. 2. В вышних живый Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире православного Императора, и град, и люди Твоя, Многомилостиве. Парем. (1. Ис.61:1–9; 2 . Лев.26:3–12, 14–17, 19–24 ; Ап. 1Тим.2:1–7; 282 зач.; Ев. Лк.4:16–22; 13 зач.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

209 Greg. Naz. Ог. 1. Орр. Col. 1690 . Тот. I. pag. 4. Рус. пер. стр. 20. – «Опять говорит: " сходяй, и опять: «даяй живот». Для чего? Для того, чтобы ты не подумал, что Он говорит о чем-либо телесном и, причащаясь, не представлял что либо земное, но самую эту малую часть, коею причащаешься, умными очами души своей созерцал обоженною...; дабы не остаться тебе в неверии, с одним хлебом, который видишь чувствами своими, и, таким образом, не вкушать хлеб лишь земной, а не небесный». Преп. Симеон Нов. Богосл. Слово 52. Перев. е. Феоф. М. 1879. I. 448. См. также новооткр. пасхал. послание св. Афанасия Алекс, у Larsow. S. 79. 212 Тайновод. поуч. ч. 4. 3. πε γρ ξ ενς ρτου μεταλαμδνομεν, ο παντες εν σμα Χριστο, κα ν αμα, κα λλλων μλη γινμεθα, σσσωμοι Χρστο χρηματζοντες. S.I. Damasc. De fid. orth. IV. 13. Ed. Par. 1712. T. I. p. 273. Очень важное разъяснение к этому делает святейший Паисий, патр. Константинопольский, в своем толковании бож. литургии, опровергая, вместе с тем, и нелепое возражение, будто учением о Церкви, как теле Христовом, проводится нечестивая мысль о пресуществлении членов Церкви во Христа. «После божественного приобщения», пишет п. Паисий, «диакон... собирает губкой останки тела Христова и ссыпает их с дискоса в потир, вместе со всеми частицами святых и людей, живых и усопших. За это сильно укоряют нас латиняне, как будто мы смешиваем через то людей с обожонным телом Христа; но безукоризненная и православная наша Церковь выше таких обвинений. Невозможно, чтобы какой бы то ни было человек стал Богом по естеству, как то делается с применённым хлебом чрез Духа Святого; но, если он и прилепляется к Иисусу, и два соединяются воедино, как бывает, когда человек приобщается сих божественных тайн, то не изменяет своего естества в божественное, а только приемлет благодать от Христа, остается же по-прежнему человек человеком». См. Писания свв. отцев и учит. Церкви. Спб. 1857. III. 450. – Επω πς κα μυστριον τς κκλησας στν. Χριστς λθε πρς τν κκλησαν, και ξ ατς γγονε, κα ατ συνεισλθε συνουσα πνευματικ. Chrys. In ep. ad Col. С. IV. hom. XII. Opp. ed. Montf. Par. 1838. XI. 488.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Перед Пасхой у христиан проходит Страстная неделя, на протяжении которой люди готовятся к празднику. В Страстный четверг католики чествуют тайную Вечерю, убираются дома  и стараются завершить все важные проекты на работе. В Страстную пятницу у католиков не принято начинать какие-то важные дела, как личные так и профессиональные. В субботу в костелах начинается Навечерие Пасхи. В костелах проводится Литургия Света — перед храмом зажигают большой костер, от огня которого будет зажжен Пасхал, после чего его внесут в темный храм под древнейший гимн “Exsultet”. Этот гимн извещает верующих о воскрешении Христа, а верующие поочередно зажигают от Пасхала свои свечи. Перед Пасхой католики обязательно украшают дом цветными салфетками и цветами. Утром воскресения прихожане после праздничного богослужения начинают вкушать приготовленную пищу, начиная с яиц. Пищу заранее освящают. Доброй традицией остается традиция дарить друг другу крашенные яйца по одному или целой корзинкой. Считается, что Мария Магдалина подарила императору Тиберию яйцо в знак того, что Иисус Христос Воскрес. Но тот не поверил Марии и сказал, что, как яйцо не может превратиться из белого в красное, так и люди не могут воскресать из мертвых. Яйцо стало красным в ту же секунду. Именно поэтому существует традиция красить яйца в красный цвет. В каждой стране, где проживает большинство католиков существуют свои пасхальные традиции. Так в Австралии популярны большие шоколадные яйца и фигурки пасхального кролика, в Англии в Страстной четверг принято подавать милостыню всем нуждающимся, во Франции в Страстную пятницу замолкают все колокола, а в Италии в день Воскресения Христова Папа Римский всех благословляет и лично произносит праздничную проповедь. Православные на Пасху всегда стараются Причаститься. Но, поскольку многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. Вкушение пищи в Светлую Седмицу уподобляется вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4).

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-i-katoli...

1390 ...по-тамошнему заведению, крещеные арапы начнут вокруг часовни по церкве бегать... просить Бога, чтобы сошед Свет Христов на гроб. – О природе этого обряда православных арабов см. коммент. 865. 1391 ...над ихной верой насмехаются, насмешками и ужимками, как они во время кал кушали ис корыта. – Автор отсылает к легенде о «Кривой Пасхе» 1634 г., которую он подробно излагает далее. 1392 А над франками и католиками смеятся и дразнят ... и празднуют свою Пасху прежде нас. – После календарной реформы, проведенной в XVI в. Римско-католической церковью, даты Пасхи у православных и католиков перестали совпадать. Расхождение между датами Пасхи определено различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями. Как правило, католическая Пасха празднуется на неделю раньше, чем православная. Главное пасхалное богослужение у католиков – навечерне Пасхи. Оно начинается в субботу около 21.00 с особой литургии света. Во время этой литургии во дворе храма разжигается костер, от которого священник зажигает пасхал – особую пасхальную свечу, огонь которой раздается верующим. Лазарева суббота – суббота шестой седмицы Великого поста, в которую вспоминают чудо воскрешения Иисусом праведного Лазаря (см. также коммент. 823). 1393 ...ризы и стихари... – Риза – верхнее облачение священника, надеваемое во время богослужения. Стихарь – богослужебное облачение церковнослужителей (дьяконов и чтецов); длинная, с широкими рукавами, обычно парчовая одежда. 1394 ...аки у Анны, матере Самуила пророка, когда к ней явлении аггела Божия и проречение о зачатии Самуила пророка... – Паломник вспоминает события, предшествующие рождению пророка Самуила и описанные в Первой книге Царств. 1396 «Деяние апостолское» – книга Нового Завета, рассказывающая о событиях, происходивших вслед за евангельскими. 1397 ...повечерие... – Богослужение суточного круга, завершающее молитвенный день православного христианина. 1398 ...до среды Фоминой недели. – Вторая седмица после Пасхи, на которой воспоминается уверение апостола Фомы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В разных источниках упоминаются следующие несохранившиеся произведения Б.: концерты на 4 голоса - «Вси языцы, восплещите руками», «Милость и суд воспою Тебе», «Не имамы иныя помощи», «Отрыгну сердце мое», «Приидите и видите дела Божия», «Слава в вышних Богу», «Суди, Господи, обидящие мя», «Тебе, Бога, хвалим»; концерты на 8 голосов - «Внемлите, людие мои», «Вскую мя отринул еси», «Не отвержи мене во время старости», «Услышите сия вси языцы»; хоры на 4 голоса - «Ныне силы небесные», «Херувимская»; хоры на 8 голосов - «Вкусите и видите», «Херувимская». Причастны «В память вечную», «Во всю землю», «Творяй ангелы», «Чашу спасения прииму» считаются утерянными, а одноименные сочинения, изданные П. И. Юргенсоном под именем Б. (Духовно-муз. соч. разных авт. Сер. 4. М., на самом деле принадлежат перу его однофамильца - М. А. Березовского , композитора кон. XIX в. (Е. М. Левашев). По муз. стилю духовные сочинения Б., равно как и произведения для правосл. службы его современника Галуппи, относятся к первому этапу муз. классицизма екатерининской эпохи. Даже по скудным сохранившимся материалам видны изменения, происшедшие в стилистике и форме сочинений: если в барочных композициях ведущая роль в формообразовании отводилась риторическим закономерностям, а композиторское решение в большинстве случаев следовало строфическому разделению текста, то концерты Б. утверждают четырехчастный классицистский цикл, опирающийся на муз. логику развития. Большое значение приобретает система полифонических приемов - от канонических имитаций до развернутых фуг. Мелодика сочинений Б. впитала в себя интонации как укр., так и рус. народной песенности: по наблюдению Левашева, начальная интонация концерта «Не отвержи...» совпадает с мелодией рус. протяжной песни «Не шуми, мати, зеленая дубровушка» и укр. думы «Гей, як на cлabhiï Ykpaïhi». Муз. соч.: «Не отвержи мене во время старости» (d-moll): Концерт на 4 голоса. СПб., 1818; «Unser vater» (g-moll). Лпц., 1813; «Господь воцарися» (B-dur): Концерт на 4 голоса//Историческая хрестоматия церковного пения/Под ред. прот. М. Лисицына. СПб., 1903; Литургия св. Иоанна Златоуста (4 голоса)//Сборник духовно-музыкальных песнопений/Под ред. Е. С. Азеева [перелож. для муж. хора]. Пг., 1914. Вып. 8; То же// Березовьский М. Xopobi дyxobhi твори/Под. ред. М. Юрченко. К., 1995. С. 6-28; «Блажени яже избрал», «Знаменася на нас», «Радуйтеся праведнии о Господе», «Хвалите Господа с небес» 1-3: Причастны на 4 голоса//Там же. С. 30-72; «Бог ста в сонме Богов»: Концерт (4 голоса)//Там же. С. 74.

http://pravenc.ru/text/78130.html

Нравственное состояние народа. Конечное торжество Бога Глава 28. Книги пророков Авдия, Ионы и Наума  28.1. Книга пророка Авдия 28.2. Книга пророка Ионы 28.3. Книга пророка Наума Глава 29. Книга пророка Аввакума 29.1. Первый вопрос пророка: почему зло остается безнаказанным? 29.2. Второй вопрос: почему для отмщения избран народ лукавый? 29.3. Пророческая песнь Глава 30. Книга пророка Иеремии 30.1. Общая характеристика книги 30.2. Изображение нравственного состояния жителей Иерусалима и Иудеи 30.3. Служение пророка Иеремии 30.4. Служение пророка после падения Иерусалима 30.5. Значение послушания 30.6. Символические видения и действия 30.7. Тема личной ответственности 30.8. Пророчество о пастырях Израиля 30.9. Пророчество о возвращении из плена и Новом Завете 30.10. Мессианские пророчества 30.11. Окончание книги: пророчества о языческих народах 30.12. Книга Плач Иеремии, Послание Иеремии  и Книга пророка Варуха Глава 31. Книга пророка Иезекииля 31.1. Призвание к пророческому служению 31.2. Пророчества о гибели Иерусалима (символические действия) 31.3. Видение беззакония Иерусалима. Второе видение Славы Божией 31.4. Обетование спасения 31.5. Предсказание о переселении 31.6. Обличение лжепророков  и старейшин-идолопоклонников 31.7. Обличительные и пророческие притчи 31.8. Притча о кедре и пророчество о Наследнике 31.9. Разорение Иудеи – подтверждение истинности Обетований 31.10. Тема личной ответственности 31.11. Пророчества о языческих народах. Царь тирский 31.12. Пророчества о Пастыре и Новом Завете 31.13. Пророчество о воскресении 31.14. Великая битва 31.15. Видение Нового Иерусалима Глава 32. Книга пророка Даниила 32.1. Даниил и Анания, Мисаил и Азария в Вавилоне 32.2. Сон Навуходоносора 32.3. Золотой истукан. Отроки в печи вавилонской 32.4. Безумие Навуходоносора 32.5. Пир Валтасара 32.6. Даниил во рву львином 32.7. Неканонические добавления 32.8. Видение четырех зверей 32.9. Видение овна и козла 32.10. Пророчество о седминах 32.11. Видение великой брани Глава 33. Книги пророков Аггея, Захарии и Малахии 33.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

4 . Впервые был определен порядок взаимодействия командированных миссионеров и местных священников, имеющий в основе братское уважение и взаимопомощь. Четко описаны действия по организации собеседований с заблуждающимися, созданию миссионерских библиотек разных уровней. 5 . Были предусмотрены обязанности епархиальных архиереев по отношению к миссионерам, подтверждалась обязанность приходских священников на ведение миссии. 1.2. Второй Всероссийский миссионерский съезд (1891 г.) Второй Всероссийский миссионерский съезд прошел в Москве в том же Никольском единоверческом монастыре в период с 29 июня по 15 июля 1891 г. Съезд собрал 157 делегатов 8 («депутатов») из 49 епархий, председательствовал на нем вновь архим. Павел Прусский . Более подробные сведения о составе участников съезда приведены в табл. 3,4 и 5. Таблица 3. Состав II Всероссийского миссионерского съезда 1891 г. по священному сану, чел. Священный сан С правом решающ. голоса С правом совещат. голоса Без права голоса Архимандрит Протоиерей Протоиерей единоверческой Церкви Игумен Иеромонах Иеромонах единоверческой Церкви Иерей единоверческой Церкви Диакон Монах (инок) Без сана Итого: Источник: составлено автором по данным с. 48–51] Таблица 4. Состав II Всероссийского миссионерского съезда 1891 г. по должности участника, чел. Должность С правом решающ. голоса С правом совещ. голоса Без права голоса Настоятель Никольского единоверческого монастыря Благочинный Благочинный единоверческой Церкви Епархиальный миссионер Миссионер (уездный, окружной, городской) Помощник миссионера Сотрудник миссии Ректор Московской Духовной академии Ректор Духовной семинарии Преподаватель духовной семинарии (в т.ч. Скворцов В.М. из Киевской ДС) Преподаватель духовного училища Преподаватель (городского, сельского) училища Учитель ЦПШ Библиотекарь Игумен Иеромонах Диакон Монах (инок) Псаломщик единоверческой Церкви Делопроизводитель Член С-Пб Общества религиозно-нравственного просвещения Мирянин Итого: Источник: составлено автором по данным с. 48–51]

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010