Интересно заметить, что за еврейской пасхальной трапезой главные вопросы задаёт не старший, а младший сын… Я хотел бы ещё добавить нечто в связи с Пасхой и той трапезой, которую Христос совершил в Верхней горнице. О ней почти ничего не говорится. Но есть одно существенное в этой пасхальной трапезе: на ней ели ягнёнка, — и ягнёнок совершенно не упоминается в описании Тайной вечери. Конечно, не все там упомянуто, но две-три вещи упомянуты, и можно было бы ожидать, что ягнёнок будет упомянут в первую очередь. И мне кажется, это не случайно, и не потому что его присутствие как бы само собой разумеется, а потому что в тот момент Христос был Агнцем Божиим, закланным за грехи мира. Там, где присутствовал Агнец Божий, не было места для Его символического прообраза. Перевод с английского Е. Майданович 1 Первый храм построен в Х в. до Р. Х., разрушен в 586 г. до Р. Х. Второй храм построен в 535–518 гг., разрушен в 70 г. по Р. Х. (прим. А. И. Шмаиной-Вели­ка­новой). 2 Синагоги получили распространение в Иудее в III–I в. до Р. Х. (прим. А. И. Шмаиной-Великановой). 3 Обычай домашней молитвы родился в фарисейской среде в I в. до Р. Х., однако общепринятый иудейский молитвенник составлен значительно позднее (прим. А. И. Шмаиной-Великановой). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/kak-molilsya-hristos/

План Постной триоди Постная триодь представляет собою сборник переменных частей богослужения для первой половины круга т.н. подвижных дней, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая великой субботой. Прежде чем приступить к рассмотрению того, как создавались составные элементы триоди и как составлялся самый этот сборник, необходимо предварительно ознакомиться с тем, как возникли те памяти, которые давали повод к появлению указанных элементов, и как образовалась та система этих памятей, которая теперь служит планом Постной триоди, – словом – необходимо ознакомиться с историей календаря Постной триоди. В этом календаре различаются три группы памятей: 1. пасхальный пост, или страстная седмица, к которой примыкает пост 40-цы с предшествующими ей тремя приготовительными седмицами, 2. памяти дней воскресных 40-цы: в настоящее время в нашем календаре их нет, о них говорится лишь в содержании самогласнов и некоторых воскресных канонов, согласно этому содержанию во вторую, например, неделю поста вспоминается притча о блудном сыне, в третью – о мытаре и фарисее и т.д., и, наконец, 3. группа памятей минейных, перенесенных в подвижной круг из неподвижного, каковы, например, памяти св. Феодора Тирона в субботу первой седмицы поста, св. Марии египетской – в 5-ю неделю и т.п. Самая древняя из вышеуказанных память это – пасхальный пост. Несомненно, он установлен еще апостолами по заповеди Христа – поститься в тот день, когда отнимется у них Жених ( Мф. 9,15 ). Как видно из истории пасхальных споров к. II в., его одинаково соблюдали и христиане, праздновавшие Пасху вместе с евреями 14-го нисана, и христиане, праздновавшие этот праздник в день воскресный 1 . Продолжительность его во II в. в различных местах была различна. Св. Ириней Лионский в письме к папе Виктору сообщает, что, «по мнению одних, следует поститься один день, по мнению других – два дня, по мнению третьих – даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи 2 ». От первой половины III-ro века Тертуллиан в своем уже монтанистическом (после 202 г.) сочинении «О посте» сообщает, что современные ему православные считали «назначенными Евангелием для поста лишь те дни, в которые отнят был Жених, и признавали их единственно обязательными для христиан постом, после того как отменены были ветхие, законные и пророческие, установления (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

43 – См. D-r Laurenz Max Roth, Die Zeit des letzten Abendmahls; Freiburg im Breisgau, 1864, p. 48–53, где основательно опровергнуто это мнение.·Примечание " автора». 44 Выше было замечено совсем не это, а то, что, по установленному раввинами правилу, и в праздничную пятницу можно было варить пищу на субботу. Это один из многих примеров противоречия нашего автора самому себе. 46 «Ср. Hilgenfeld, der Paschastreit der alten Kirche. 1860 и Schürer. De controversiis paschalibus. 1869, и его же рассуждение: die Paschastreitigkeiten des 2-ten Jahrhunderts, в «Zeitschrift für historische Theologie», 1870. стр. 182–284.» 47 Cp. Caspari, Chronologische-geographische Einleitung in das Leben Jesu Christi, 1869, стр. 179–186.» 48 «Lehrbuch der hebraisch-judischen Archäologie, 4 Aufl. Leipzig, 1864, § 218, b, стр. 320, прим. 2.» 49 «Das Evang. nach Johannas. Kritisch-historische Untersuchung. Aus dem Holländischen übersetzt von H. Lang, Berlin, 1867, стр. 283.» 50 «Zur Johannischen Frage von D-r Beyschlag, в журнале: Tlieologische Studien u. Kritiken, 1874, crp. 695 и сл.» 55 См. Иосифа Фл. Antiq., III, 10, 5, где он, говоря о пасхальном дне 14-го прибавляет: Πεμπτη δε και δεκτη διαδχεται την το πσχα τν ζμων ορτ πτα μρας οσα καθ ν ζυμοις τρφονται. (Д.А. Хвольсон). 56 Cm. Иосиф Флавий, Antiqu. lib. II, cap. V. 1. Ες μνμην τς ενδεας ορτν γομεν φ μρας κτ, τν τν ζμων λεγομνην. 57 De bello judaico, II, 1, 3., где говорится: Κα δ τς τν ζμων ενστσης ορτς, πασχα παρ τος ουδαοις καλεται. 60 «L.c. стр. 4, ср. Johann Heinrich August Ebrard, Wissenschaftliche Kritik der evangelischen Geschichte («Научная критика евангельской истории«) 3 Anfl. Frankf. a. М. 1868, стр. 633.» 61 В подтверждение своей мысли автор ссылается на свидетельство Талмуда, где говорится, что «кто ест пресный хлеб накануне пасхального праздника, подобен тому, кто ведет с своей невестой супружескую жизнь»; но, очевидно, ни это курьёзное талмудическое правило, ни такой же отзыв Маймонида и других комментаторов этого места Талмуда, решительно ничего здесь не значат, так как в них говорится о кануне пасхального праздника, а не о самом празднике, 14-го нисана, в который прямым законом предписывалось есть вечером опресноки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пасха в разных странах. Видео 3 мин., 18.04.2020 В этом году большая часть христиан в мире вынуждена встречать Пасху дома. Многие пасхальные традиции придется отложить на будущий год, но мы можем вспомнить их посмотрев видеозаписи прошлых лет. В подборке видео, которую вы увидите в нашем материале, вы узнаете, как празднуют Светлое Христово Воскресение в разных уголках Земли. Пасха в Африке Говорят, что Пасхальные песнопения Эфиопов сохранились ещё с III-IV века нашей эры. Действительно ли они так отличаются от привычных русскому человеку? Празднование православной Пасхи, проходящее в африканском храме, вначале похоже на привычное русскому человеку. Но в чём же отличия  и так же ли сильно африканцы любят этот святой праздник, как мы? Крестный ход в Нью-Йорке Вы когда-нибудь задумывались, как проходит пасхальный крестный ход в Америке? И не просто в Америке, а в центре одного из крупнейших мегаполисов мира – Нью-Йорке. Крестный ход в Казахстане Улочка казахстанского города Шымкент полна шествующими людьми и праздничными песнопениями. В честь Пасхи у небольшого и прекрасного храма собралась масса людей, принявших участие в Крестном ходе. Крестный ход в Риме Великолепие Римского Колизея умножилось в несколько раз, когда ночью более ста тысяч паломников собрались около него на Крестный Ход, возглавляемый самим Папой Римским. Пасха у арабов Вы когда-нибудь видели салют в честь Пасхи? Если нет, то взгляните на арабский храм, чудесные песнопения у которого как раз сопровождаются яркими разноцветными вспышками в небе. Пасха в Иерусалиме Одним из самых волнующих событий празднования ежегодного празднования Пасхи является схождение Благодатного Огня. Толпы радостных, громко ликующих людей ежегодно приезжают, чтобы прикоснуться к этому чуду. Пасха в Испании Католическая Пасха в Испании сопровождается парадом, он похож на костюмированное шествие с оркестром, но так ли это на самом деле? В Испанском городе Торревьеха Пасхальный парад - почти что общественное достояние. Чем обоснован такой вывод? Ответ на этот вопрос кроется в величественных платформах, изображающих библейские сцены.

http://foma.ru/pasha-v-raznyih-stranah-v...

Итак, знаем ли мы, как выглядела чаша, которой пользовался Христос во время последней ритуальной Пасхальной Вечери? Конечно же, нет! Ведь в ту эпоху чаши уже имели довольно разнообразные формы и изготавливались из различных материалов. Бедняки пользовались, в основном, керамической посудой. И для некоторых стало искушением думать, что у Христа в руках должна была быть чаша именно из глины, поскольку он был бедным проповедником. Но давайте вспомним, что Спаситель вошел в дом человека, который устроил им трапезу в горнице, на горе Сион. Сион в Иерусалиме был кварталом самых богатых людей, там жили иудейские вельможи. И Сионская горница расположена по соседству с дворцами Ирода Великого и Первосвященника. А в доме богатого человека, наверняка, была богатая посуда. Это могло быть и цветное стекло, могло быть и серебро, столь любимое израильтянами того времени. Но могла быть и каменная посуда. Да, да, именно каменная. Дело в том, что у евреев считается: подлинно кошерная пища — только в каменных сосудах, которые могли позволить себе исключительно богатые религиозные люди. При некоторых серьезных реконструкциях Тайной Вечери, при участии авторитетных археологов, предполагалось, что кувшин для вина был каменным, а ритуальная чаша – серебряная, глубокая, на невысокой круглой подставке. При этом вовсе необязательно, чтобы хлеб клали на какой-то поднос — скорее всего, он лежал стопкой прямо на столе среди других, ритуальных для пасхальной трапезы, блюд. Какими были литургические сосуды во время первых христиан?  У нас весьма смутные представления о том, на каких сосудах совершались евхаристические приношения во время Вечерь Любви первыми христианами, но на катакомбных фресках присутствует изображение посуды, похожей на глиняную. Угадать же, есть ли на этих изображениях  священных симпозиумов литургические сосуды, сегодня трудно. Агапа. Рим. Катакомбы Домициллы. III век Вообще-то установившееся название евхаристической чаши «потир» говорит нам не столько о чаше, сколько о предмете для питья. Именно так доподлинно переводят с древнегреческого это слово. И потому допускает любую углубленную форму, из которой можно испить.

http://azbyka.ru/liturgicheskie-predmety...

10 Talmudische Studien, XIV: «Die im X. T. bezeugte Unreinheit heidnischer Hauser nach jüdischem Begriff» в Zeitschrift für die gesammte lutherische Theologie und Kirihe, 1874, I, S. 1–4. 11 Cp. у G Surenhusius: Legum mischnicarum pars VI, Amstelaedami 1703, p. 210–211 (где – в латинском переводе Ohololh XVIII, 7 – несомненная ошибка: вм, immundae). Маймонид замечает: nos hic non stricte attendimus immunditatem habitationis, sed duntaxat immunditatem mortui, а Бартепора поясняет: habitationes, quae in terra Israelitica notae sunt, immundae sunt, quia in iis abortus suos sepelire solent. 12 И по Иосифу Флавию (Antiqu. III, 11:3), нечистота на τος ηδεσασι νερν лежала семь дней. Flavii Josephi opera, edidit Ben Niese, vol. I (Berolini 1887), р. 210. 14 См. еще Emil Schürer, Ueber φαγειν το πασχα Ioh. 18, 28, Giessen 1883, S. 22–24. Cnf. Seb. Schmidt, Tractatus de Paschale, Francofurti ad Moenum 1685, p. 170 sq. 196 sq. 401–402. 15 По этому случаю позволим себе сделать замечание касательно одного апологетического экскурса проф. Хвольсона. Как узнаем после, по его теории Христос вкушал пасху 13-го нисана, когда не было необходимости употреблять опресноки. Потому он и высказывается, что таинство Евхаристии было совершено па квасном хлебе, который обозначается и словом ρτος; (Passamahl, S. 54–55. «Хр. Чт» 1878, I, стр. 418–419 и др.). Но, перенося вечерю на основании строгого и точного понимания закона, что от пасхального агнца до другого дня не должно оставаться ничего, и Спасатель и другие, конечно, желали, в отношение её, соблюсти законные предписания, «все уставы о пасхе» ( Чис.9:12 ). А в числе таковых заповедь об употреблении азимов была указала совершенно ясно ( Исх.12:8 ; Чис.9:11 ; ср. Иез.45:21 ), как безусловно обязательная для пасхального обряда. Иначе будет несомненно данной в пользу того, что во Втор.16:2 говорится о хагиге. если передвигалось самое празднование, необходимы были при нём и опресноки. Затем: из самого рассказа синоптиков видно, что события на вечери Христовой протекали согласно выработанному пасхальному ритуалу На это указывают уже чаши, хотя определённых правил об их установлении не сохранилось и нам неизвестно, когда и почему они вошли в практику. Коль скоро была соблюдена и эта подробность, ещё более того требовалось быть верным насчёт опресноков. Нет нужды и прибавлять, что и ρτος – слишком непадежная опора для каких-либо построений. Достаточно напомнить, что опресноки у LXX нередко называются ρτος ζυμος – ζμων – ζυμτης ( Исх.29:2 ; Лев.2:4, 7:25 ; Числ.6:19 ), а квасной хлеб отличается от них, как ρτος ζυμτης ср. Лев.7:3  (13).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Н.Т. Райт (англиканский епископ) Часть четвертая. Пасхальное событие Я собрал цветы устелить Твой путь, Я собрал ветви со многих деревьев; Но Ты уже встал с восходом дня И сам наполнил воздух благоуханием. Солнце восходит на востоке, Оно дает свет и вызывает благоухание; Но все это, хотя и восхитительно, Ничто в сравнении с Твоим восходом. Может ли быть более ослепительный день, чем этот? Он превосходит сияние множеств солнц, Хоть насчитай их сотни, но мы желаем Лишь одного–единственного, которое вечно. Джордж Герберт, «Пасха» Глава тринадцатая. Общие темы Пасхальных повествований 1. Введение Пасхальные повествования в евангелиях – одни из самых удивительных историй, когда–либо записанных. На одном уровне они просты, кратки и ясны, на других – сложны и ставят в тупик. При их пристальном изучении исследователь сталкивается почти со всеми теми же проблемами, что перед ним ставят другие евангельские повествования, с некоторыми дополнительными сложностями в придачу. Я откладывал эти повествования до настоящего момента, – можно сказать, подобно Бетховену, у которого в Девятой симфонии хор ждет три части, прежде чем запеть, – потому что история их изучения показывает, что если начать сразу с них, легко закопаться в подробностях, из которых потом не выбраться. В частности, как бы мы ни относились к этим историям, несомненно, их рассказывали и пересказывали, а затем, наконец, записали, и это происходило параллельно жизни ранней Церкви. Поэтому важно, что мы приступаем к ним, уже получив самое четкое, насколько это возможно, понимание веры ранней Церкви в воскресение вообще и в воскресение Иисуса, в частности. Вот зачем нам понадобилось такое пространное изучение в частях II и III. И вот, в ходе нашего исторического исследования, мы уже отвалили тяжелый камень и можем начать вглядываться в темноту этих самых таинственных историй. В концу предыдущей части мы пришли к пониманию того, что жизнь первых христиан невозможно объяснить, если не принять во внимание тот факт, что буквально все они, – за исключением, разумеется, незначительного меньшинства, появившегося позднее и представленного текстами Наг–Хаммади (в той мере, в какой иные из них хотели бы называться христианами), – действительно верили, что Иисус из Назарета воскрес из мертвых телесно, но в теле преображенном, это не было просто оживлением того же самого тела, и что это событие было одновременно и предварительной фазой исполнения великой надежды Израиля, и также событием, к которому никто в то время еще не был готов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Учебный год закончился переводными и выпускными испытаниями, произведенными, согласно определению Совета Академии от 30 марта 1906 года, непосредственно после Пасхальных каникул, в апреле месяце. Из 54 студентов I курса: а) два студента не держали устных испытаний по всем предметам I курса и б) один студент не представил семестрового сочинения, что, с разрешения Совета Академии, и было исполнено ими после летних каникул. – Все студенты I курса переведены в следующий курс. Из 60 студентов II курса – два студента не держали устных испытаний по всем предметам II курса, не представили семестрового сочинения и оставлены Советом, со- —51— гласно прошениям, в том же курсе на второй год. – Остальные 58 студентов переведены в следующий курс. Из 48 студентов III курса два студента не представили семестровых сочинений. Один из них подал сочинение после летних каникул, другому разрешено Советом Академии представить оное в течение IV курса, после чего только и может быть суждение об удостоении его ученой степени или звания. – Все студенты III курса переведены в следующий курс. Двое студентов, переведенных Советом: один – на III-й, другой – на II-й курс, тотчас после испытаний подали прошения об увольнении их из Академии, и затем, по Вступлении в брак, указом Святейшего Синода от 10 июня за 7398 вновь зачислены на те же курсы по вниманию к тому, что означенные студенты, как объяснено ими Святейшему Синоду, оставили академию и вступили в брак с намерением посвятить себя духовной службе и теперь желают докончить высшее богословское образование, чтобы затем с большею пользою посвятить себя этой службе в священном сане. При сем Святейший Синод пояснил, что означенное разрешение дано, в виду исключительных обстоятельств просителей, не в пример другим и не может служить основанием к возбуждению подобных ходатайств впредь. Из 42 студентов IV курса (считая в том числе и студента, уволенного, по прошению, в самом конце учебного года и затем вновь принятого непосредственно по окончании выпускных испытаний, с разрешением сдать оные и представить кандидатское сочинение в августе месяце 1906 года, что им и было исполнено) – один студент не держал устных испытаний по всем предметам IV курса, не представил кандидатского сочинения и оставлен Советом, согласно прошению, в IV курсе на второй год; остальные 41 – выпущены из Академии со степенью кан- —52— дидата богословия (36) и званием действительного студента Академии (5).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

21. Тут он выстроил храмы, о которых я говорил раньше (13, 9), галереи, площади, общественные бани и, можно сказать, все другое, так что все вместе было ничуть не меньше, чем дворцы в городе. 22. Он выстроил и другую гавань на противоположном материке, издалека от находящегося там Герея, в местечке, названном по имени Евтропия; он сделал ее такой же, как и другие гавани, о которых я недавно упоминал. 23. Таково в коротких словах строительство, проведенное императором Юстинианом в столице. Одно, оставшееся мною здесь нерассказанным, я сейчас изложу. 24. Так как император имеет здесь свое местопребывание, то вследствие огромности империи в этот город из всех стран собирается самая разнообразная масса людей. 25. Каждый из них является сюда или по своим делам, или руководимый надеждой, или в ожидании счастья; иные, у кого домашние дела были в плохом положении, чтобы просить помощи у императора; это те, которые живут в городе вследствие какого-либо насилия, либо гнетущего их , либо их преследующего, либо им грозящего. 26. Ко всем другим тяжелым условиям их жизни присоединяется еще неимение крова, так как они вследствие долгого пребывания здесь не в состоянии его оплачивать. 27. Император Юстиниан и императрица Феодора избавили их от такого безвыходного положения. Очень близко от моря, где местность называется «Стадионом» (думаю, что некогда она была предоставлена для проведения каких-либо состязаний), они выстроили огромные странноприимные дома, чтобы они согласно с обстоятельствами времени были для них удобным пристанищем. 5 Феоф., I, 181, 281 Малала, 474,18; Кедрен, I, 647,13; Пасхальн. хрон., I, 621.26: Зонара, III, 272; Никифор Каллист, XVII, 10. 7 Принимая эту фразу как вставку и как выпад против Прокопия, ее можно понять: «при всей его болтливости ему не удастся это описать своим заплетающимся языком». 8 Чтение Хаури; рукописи и другое авторы читают: «то спущенный с неба на золотом канате»; ср. Зонара, III, 282, 25. 10 Зонара, III, 247, 5; Кедрен, I, 656, 8; Георгий Кодин, О статуях, 28, 18; Малала, 482, 14; Феофан, I, 224, 13; Крамер, Anecdota, II, 322.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-postrojkak...

Студийские богослужебные главы отразились в Типиконе патриарха Алексия Студита, а также в дополнительных главах к Мессинскому типикону. Choras G. A. He «hagia mone» Areias. Athenai, 1975. P. 245. В этом же Типиконе имеются две ссылки на студийские Главы о распределении пищи (Ibid., P. 246, 247). Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Киев, 1895. Т. I. С. XCVII, 728, 758, 760. Там же. С. XCVIII, 728, 758, 760. Подробнее о Типиконе патриарха Алексия Студита см.: Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2000 (в печати). Phountoules I. He eikositetraoros akoimetos doxologia. Athenai, 1963. S. 63–65. Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы//Журнал Московской Патриархии. 2001, 4. С. 70–71. Brightman F.E . Liturgies Eastern and Western. Oxford, 1894. P. 494–501; Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894. С. 303–309. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Петроград, 1917. Т. III. С. 15, 58–59, 273. Mateos J. Un Horologion inedit de Sant-Sabas: Le Codex grec 863 (IXe siecle)//Melanges Eugene Tisserant, vol. III. Orient Chretien. Citta del Vaticano, 1964. P. 58 (Studi e Testi, 233). См. также: Дмитриевский А. А. Что такое kanon tes psalmodias , так нередко упоминаемый в жизнеописании преподобного Саввы Освященного?//Руководство для сельских пастырей. 1889. 38. C. 72. См., например: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Петроград, 1917. Т. III. С. 2–5. Арранц М. Как молились Богу древние византийцы//Суточный круг богослужения по древним спискам византийского евхология. ЛДА, 1979. С. 21, 56–60, 122–123. Скабалланович М. Толковый Типикон. Киев, 1910. Т. 1. С. 395–396. Арранц М. Указ. соч. С. 19, 151. Доброклонский А. П. Указ. соч. С. 421–432; Leroy J. La reforme studite//Il monachesimo orientale.

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010