Бог не предопределил Марию, но избрал, поскольку от вечности знал, что Мария даст согласие на воплощение Сына Божия. Запад подчеркивает предопределение Марии для того, чтобы иметь возможность обосновать догмат о непорочном зачатии, который в 1854 году провозгласил папа Пий IX буллой «lneffabilis Deus» (п. 491). Сточки зрения православного богословия, спасение не является односторонним делом Бога. Бог и от человека ожидал позитивного шага на Свой призыв, что за все человечество осуществила Мария Своим «Да будет» («Fiat»). Спасительное дело – проявление Божией любви, а там, где любовь Божия, нет места принуждению. Спасение есть проявление обоюдной любви: Бог призывает, а человек отвечает согласием, что в православном богословии понимается и объясняется как синергизм. Принцип синергии не мог быть нарушен и в отношении Девы Марии. Нельзя рассуждать и так, что «Fiat», высказанное Марией, было лишь формальностью, потому что спасение, которого человек может достичь, предполагает положительное динамическое развитие человека, его приближение к Богу, построение личного отношения к Богу Создателю. Это отношение не может быть формальным и заранее предопределенным, так как это умаляет значение и роль человека в процессе спасения. Отношения любви между личностями исключают предопределение. Предопределение умаляет значение личности Марии в таинстве Воплощения и всего спасительного дела. Своим послушанием Мария стала причиной спасения и Себе, и всему роду человеческому. Каким образом Запад пришел к провозглашению догмата о непорочном зачатии? Впервые это учение возникло в Испании в сочинении Пасхазия Радберта как теологумен. Пасхазий высказался в том смысле, что Церковь потому прославляет Богородицу, что Она была освобождена от всякого греха, в том числе и первородного. Новое учение скоро приобрело своих последователей. В XII веке вокруг него возник большой спор между двумя монашескими орденами. Францисканцы защищали непорочное зачатие Девы Марии, а доминиканцы выступали против него. Переломным был 1661 год, когда в булле «Soliicitudo omnium Ecclesiarum» папа Александр VII провозгласил, что Дева Мария свободна от первородного греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Влияние К. на Западе прослеживается и в дальнейшем. В эпоху Каролингского возрождения папа Адриан I (772-795) и особенно Алкуин († 804) использовали антинесторианские трактаты К. в полемике с испан. адопцианистами. В дальнейшем его творения на Западе были основательно забыты, хотя их и цитировали в богословских сочинениях как свидетельство патристической традиции. Следуя примеру Пасхазия Радберта , Херигер Лобский († 1007) и Теодуэн Льежский († 1075) приводили фрагмент «соборного послания» К. ( Cyr. Alex. Ep. 17) в качестве доказательства действительного присутствия Господа Иисуса Христа в Св. Дарах Евхаристии. Петр Ломбардский († 1160) из того же послания извлекал доказательство в пользу исхождения Св. Духа от Отца «и Сына» (Filioque), хотя это единственная цитата из творений К. в корпусе его сочинений ( Haring. 1950. P. 17). Возвращению внимания зап. богословов к творениям К. немало способствовал Фома Аквинский († 1274), к-рый широко использовал его творения как при изложении христологии, так и при защите католич. догмата об исхождении Св. Духа ( Renaudin. 1937), хотя при этом он иногда опирался на сочинения, ложно приписываемые К. Католич. Церковь в 1882 г. провозгласила К. «учителем Церкви» (Doctor Ecclesiae); его значение как отца Церкви было подчеркнуто также в папских энцикликах «Lux Veritatis» (1931; к 1500-летию Эфесского Собора) и «Orientalis Ecclesiae» (1944; к 1500-летию кончины К.). Особое почтение к К. в «дохалкидонских» Церквах (Коптская, Сирийская, Армянская, Эфиопская) определяется тем, что умеренно-монофизитская («миафизитская») интерпретация христологии К. является важнейшей частью их официального вероучения. С. А. Кожухов Соч.: собр. : Opera omnia/Ed. J. Aubert. P., 1638. 6 vol. in 7 pt.; Mansi. 1760–1761. T. 4–5; Mai. NPB. 1844–1845. T. 2–3; PG. 68–77; Pusey Ph. E., ed. In XII prophetas. Oxonii, 1868. 2 vol.; idem. In D. Johannis Euangelium. Accedunt fragmenta varia necnon tractatus ad Tiberium diaconum duo. Oxonii, 1872. 3 vol.; idem. Epistolae tres oecumenicae.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

помазаний благовониями Христа: напр., Пасхазий Радберт (IX в.; PL. 120. Col. 875-882), Бернард Клервоский (PL. 183. Col. 831) и Николай из Клерво высказывались сдержанно по этому поводу (PL. 185. Col. 216, 218). В 1517 г. вопрос об отождествлении 3 евангельских женщин был поднят вновь, после того как Жак Лефевр д " Этапль опубликовал труд (De Maria Magdalena et triduo Christi disceptatio; переизд. в 1518, 1519, 1520), в к-ром подверг сомнению сложившуюся традицию. В 1521 г. фак-т теологии Парижского ун-та признал мнение Лефевра ложным. Однако в последующие века идея разделения нашла новых защитников в лице католич. библеистов Вильгельма Эстия (Виллема Хесселса ван Эста; † 1613) и бенедиктинца Огюстена Кальме († 1757), к-рые указывали на существование различных дней памяти М. М. (22 июля) и Марии из Вифании (19 янв.). До наст. времени среди исследователей нет единого мнения по этому вопросу, тогда как в средневековье на Западе доминировала идея отождествления этих святых ( Saxer. 1959. T. 1. P. 4-6). Ансельм Кентерберийский ( 1109) составил молитву М. М., предназначенную для медитации. Автор видел в святой образ человеческой души, к-рая омывается слезами покаяния и получает от Бога прощение грехов; подобно тому как раскаявшаяся грешница М. М. увидела воскресшего Спасителя, человек встречает Бога после очищения от грехов ( S. Anselmi Cantuariensis archiepiscopi Opera omnia/Ed. F. S. Schmitt. Edinb., 1946. Vol. 3. P. 64-67). О могиле М. М., находившейся в Эфесе, в кон. VI в. упоминал Григорий Турский ( Greg. Turon. Glor. martyr. 29). Вероятно, до сер. XI в. на Западе не было мощей и др. реликвий, связанных с почитанием М. М. Литургическое почитание В галльской редакции Иеронимова Мартиролога (кон. VI - нач. VII в.) под 19 янв. указано поминовение «в Иерусалиме Марфы и Марии, сестер Лазаря» (MartHieron. P. 48). К тому времени в Зап. Церкви Мария, сестра прав. Лазаря, обычно отождествлялась с М. М. По мнению Л. Дюшена и др. исследователей, данная заметка появилась по ошибке переписчика из-за совпадения имен Марфа и Мария с именами мц.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

на Песн, II, предисл., II.2 и др.). В целом толкование и изучение Священного Писания было делом всей жизни Беды (Церк. ист., V.24) и стало большим его вкладом в последующую традицию. 10. Влияние Слава Беды быстро распространилась из Британии по всему Западу, и его сочинения вместе с сочинениями других великих Отцов Церкви утвердили влияние Беды на протяжении средних веков. Еще при жизни Беды его соотечественники во главе с Бонифацием, архиепископом Могунтинским считали его одним из проницательнейших экзегетов. После смерти Беды его экзегетические труды оказали сильное влияние на сочинения Лулла, архиепископа Могунтинского, Алкуина, Смарагда, Рабана Мавра, Пасхазия Радберта, Валафрида Страбона, Ноткера Заику и других авторов. Иона, епископ Орлеанский относил Беду к числу Отцов Церкви. В конце X в. Адельфрид Мальмсберийский при составлении двух первых сборников своих гомилий многое заимствовал у Беды. В XIII в. Фома Аквинский часто ссылался на комментарии и гомилии Беды в своей Catena Aurea (“Золотая цепь”). Комментарии и гомилии Беды на Западе использовались также для чтения за вечерним богослужением. К трудам Беды обращались литургисты, такие, как Амаларий из Метца и Флор Лионский, догматисты и канонисты, такие, как Луп Феррарский, Ремигий, епископ Лионский, и Гинкмар, архиепископ Реймский, аскетические авторы, такие, как аббат Бенедикт Анианский и др. Исторические сочинения Беды также были в поле зрения последующих авторов. Хронику Беды широко использовали в своих хрониках Павел Диакон, положивший ее в основу своей Римской Истории и Истории Лангобардов, Фрекульф, Адон, архиепископ Венский и Регинон Прюмский (X в.). Церковная история англов также использовалась Павлом Диаконом в его Житии святителя Григория Великого, а после него Иоанном Диаконом в одноименном житии, а также епископом Радбодом, Гугбальдом и Гинкмаром, архиепископом Реймским. Рабан Мавр в своем трактате Об исчислении заимствовал целые страницы из трактата Беды О порядке времен. Адельфрид Мальмсберийский в свою очередь перевел трактат Беды О временах на английский, а Герик Оксерский дополнил его глоссами. Риторико-грамматические и натурфилософские сочинения Беды не оказали столь значительного влияния на последующую традицию. Его трактат О правописании нашел отражение в одноименном трактате Алкуина, а Бридферт (X в.) обязан своим авторитетом математика глоссам, которые он составил к трактатам Беды О природе и О порядке времен. В XIII в. Фома Аквинский в своей Summa Theologiae (Ia, 65–67) неоднократно ссылался на космологические исследования Беды.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богословие ОРЛОВ Анатолий Петрович (1879-1937) прот., богослов и церковный историк, последний ректор МДА до ее закрытия в 1922 г. ОРМАНЯН (Малахия; в миру Погос) (1841-1918), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед ОРОЗИЙ [также Павел Орозий] (кон. IV - нач. V в.), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет ОРТОДОКСИЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ основное направление в лютеранском и реформатском (кальвинистском) богословии со 2-й пол. XVI до нач. XVIII в. ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ Основное богословие, богословская дисциплина, задачей к-рой является анализ фундаментальных положений христ. вероучения с позиции интеллектуальных, моральных, культурных и др. общепризнанных норм и критериев ОТКРОВЕНИЕ в общем смысле все то, что Бог прямо или опосредованно (через ангелов, святых, видения, знамения, чудеса) открывает людям для спасения ПАВЕЛ АНТИОХИЙСКИЙ [Булус ар-Рахиб аль-Антаки] (XII-XIII вв.?), еп. г. Сидон (Сайда, Ливан), правосл. арабоязычный богослов ПАНТЕН († нач. III в.), св. (пам. зап. 7 июля; пам. копт. 22 июня), христ. богослов, миссионер, глава Александрийской богословской школы Богословские школы древней Церкви ПАРАЦЕЛЬС [ наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм] (1493/1494 - 1541), врач и мыслитель эпохи Ренессанса ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ богословие, раздел богословия, в рамках к-рого изучается и систематически излагается учение о пастырском служении в Церкви, возложенном на священство ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ († между 856 и 865, аббатство Корби), св. Римско-католической Церкви (пам. 26 апр.), аббат мон-ря Корби, католич. богослов, экзегет, автор 1-го на лат. языке трактата о таинстве Евхаристии ПАЦИАН [Пакиан] (нач. IV в.- между 379 и 392), еп. Барциноны (ныне Барселона, Испания), церковный писатель, апологет и богослов, св., исп. (пам. зап. 9 марта)

http://pravenc.ru/rubrics/122390_18.html

    Скан Patrologia Latina 119     PL 120: Пасхазий Радберт; Энгельмод (епископ Суассонский)     Скан Patrologia Latina 120     PL 121: Ратрамн Корвейский; Готшальк из Орбе; король Лотарь I; Гюнтар Кёльнский; Теудоин Шалонский; Альваро Кордовский; Леовигильд Кордовский; Киприан Кордовский; Бернард, французский монах; Вандальберт Прюмский; Эней Парижский; Герард (архиепископ Турский); Исо Санкт-Галленский; Гримальд (аббат Санкт-Галленский); Милон, монах св. Аманда; Ремигий Лионский; Вулфад (епископ Буржский); Адвенций Мецский     Скан Patrologia Latina 121     PL 122: Иоанн Скот Эриугена; Адриан II (папа римский)     Скан Patrologia Latina 122     PL 123: Адон Вьеннский; Узуард, монах Сен-Жерменский     Скан Patrologia Latina 123     PL 124: Карл II Смелый; Адревальд (монах Флёри); Гинкмар (епископ Лана); Исаак (епископ Лангрский); Одо (епископ Бовэ); Хейрик Осерский     Скан Patrologia Latina 124     PL 125: Гинкмар (архиепископ Реймса)     Скан Patrologia Latina 125     PL 126: Гинкмар (архиепископ Реймса); Иоанн VIII (папа римский); Марин I (папа римский); Адриан III (папа римский); Бертарий, аббат Кассино; Хармот, аббат Санкт-Галленский; Римберт (епископ Гамбургский); Аймоний Сен-Жерменский; Ратперт Санкт-Галленский     Скан Patrologia Latina 126     PL 127: Анастасий Библиотекарь; Франциск Бланхин Веронский; ряд анонимных сочинений о римских понтификах; Григорий из Катании; Каэтан     Скан Patrologia Latina 127     PL 128: Анастасий Библиотекарь; также его анонимные продолжатели     Скан Patrologia Latina 128     PL 129: Анастасий Библиотекарь; Эрхемберт; Ангильберт (аббат Корвейский); Стефан V (VI) (папа римский); Формоз (папа римский); анонимная инвектива на Формоза; Стефан VI (VII) (папа римский); Роман (папа римский); Вольфхард, пресвитер Хасенриетанский; Анамод, субдиакон из Регенсбурга; Евтропий Лангобард; дополнения к посланиям и грамотам пап: Льва III, Стефана IV, Пасхалия I, Евгения II, Григория IV, Сергия II, Льва IV, Бенедикта III, Николая I, Адриана II, Стефана V; Псевдо-Лиутпранд, «Книга о римских понтификах» (IX век); анонимная «Chronicon Albeldense» (Хроника Альбельды) (IX век); анонимная «Книга о счёте» (IX век).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

643-902), содержащие множество пелагианских мнений, по всей вероятности, представляют собой одну из редакций толкований Пелагия, сделанную неизвестным автором ок. 530 г. Большая часть собрания из 53 писем, ошибочно приписанных И. С. (PL. 30. Col. 15-308; CPL, N 633), состоит из сочинений Пелагия, а также включает гомилии пресв. Евтропия, Максима Туринского, Никиты Ремезианского, Евсевия Галликана, Григория Эльвирского, Пасхазия Радберта и др. поздних авторов. Среди них есть подлинные сочинения И. С.: 1 письмо (Ep. 18=Ep. 156; CPL, N 621) и 6 бесед (Ep. 21-22, 26-29; CPL, N 599-604). Существует неск. гомилий, ошибочно приписываемых И. С.: «О семи дарах Св. Духа и о семи пороках» (De septem Spiritus Sancti donis et septem vitiis// Anto lí n. Un codex regularum. 1908. P. 33-37; CPL, N 634), составлена в VII в.; «О христианстве» (De Christianitate//Mélanges [J.] Nicole. Gen., 1905. P. 85-93; CPL, N 634a), огласительная гомилия перед крещением, является извлечением из сочинения Теодульфа Аврелианского; «О светильниках Церкви» (De luminaribus Ecclesiae//PL. 23. Col. 723-726; CPL, N 635a), написана в Испании в VIII в.; «Гомилия к монахам» (Homilia ad monachos//PL. 30. Col. 311-318; CPL, N 639), компиляция, составленная в VI-VII вв. из подлинных писем И. С. Ошибочно атрибутируется И. С. краткий «Каталог ересей» (Indiculum de haeresibus//PL. 81. Col. 636-644; CPL, N 636), составленный неизвестным автором в нач. V в.; присоединенные впосл. главы взяты из трактата Геннадия Марсельского «Против всех ересей» (Adversus omnes haereses). Небольшое соч. «О монограмме XPI» (De monogramma XPI// Morin. 1895-1903. Pars 3. P. 195-198; CPL, N 637), приписывающееся также Григорию Эльвирскому, написано в V в., после смерти И. С. Изложение «Веры св. Иеронима» (Fides S. Hieronymi// Aldama J. A., de. El Símbolo Toledano I. R., 1934. P. 148-150; CPL, N 638), ок. 381 г., неизвестного автора, использовано при составлении «Tractatus symboli» в Сев. Италии в 450-550 гг. (см.: Westra L. H. The Apostoles " Creed. Turnhout, 2002. P. 469-472). Блж. Иероним Стридонский. Гравюра из кн.: Opera omnia [P.,1609]. Т. (РГБ) Блж. Иероним Стридонский. Гравюра из кн.: Opera omnia [P.,1609]. Т. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/293730.html

   Но супостат христиан диавол, который «яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1 Пет. 5:8), разве мог остаться равнодушным зрителем славы Пренепорочной? Разве он мог признать себя побеждённым и перестать вести борьбу с истиной через людей, творящих его волю? И вот, когда вся вселенная огласилась благовестием Христовой веры, когда всюду призывалось имя Пресвятой, земля наполнилась храмами, домы у христиан украшались Её иконами, Ей посвящёнными, тогда появилось и начало распространяться новое лжеучение о Богоматери. Это лжеучение тем опасно, что многие не могут сразу понять, насколько оно подрывает истинное почитание Богоматери. VI. «Ревность не по разуму» (Рим 10:2 ) Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии   Когда обличены были порицающие непорочную жизнь Пресвятой Девы, отрицающие Её Приснодевство, отрицающие Её достоинство Божией Матери, гнушающиеся Её икон — тогда, когда слава Богородицы осветила всю вселенную, тогда появилось учение, как будто возвышающее высоко Деву Марию, а в действительности отвергающее все Её добродетели.    Это учение называется учением о непорочном зачатии Девы Марии, а приняли его последователи римского папского престола. Оно состоит в том, что «Преблагословенная Дева Мария в первом мгновении Своего зачатия, по особенной благодати Всемогущего Бога и особому преимуществу, ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена свободною от всякой скверны первородной вины» (Булла папы Пия IX о новом догмате). Другими словами, Божия Матерь при самом зачатии была сохранена от первородного греха и благодатию же Божией была поставлена в невозможность иметь личные грехи.    Христиане не слышали про это до IX века, когда впервые Корвейский аббат Пасхазий Радберт высказал мнение, что Святая Дева была зачатою без первородного греха. Начиная от XII века эта мысль начинает распространяться среди духовенства и паствы западной церкви, уже отпавшей от Вселенской Церкви, и тем лишившейся благодати Святого Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3271...

Послания, автором к-рых назван К., открывают свод подложных папских декреталий в Лжеисидоровом собрании (Collectio Pseudo-Isidoriana; см. Лжеисидоровы декреталии ). Считается, что подложные декреталии были составлены в сер. IX в. в церковной пров. Реймс (Х. Фурман), возможно, в аббатстве Корби (К. Цехиль-Эккес); высказывалось мнение, по которому серия ранних декреталий (от К. до Мильтиада) была создана в 30-х гг. IX в. скорее всего под рук. Пасхазия Радберта ( Knibbs E. The Interpolated Hispana and the Origins of Pseudo-Isidore//ZSRG.K. 2013. Bd. 99. S. 1-71; см. также: Jasper D., Fuhrmann H. Papal Letters in the Early Middle Ages. Wash., 2001. P. 135-194; Erd ö P. Die Quellen des Kirchenrechts: Eine geschichtliche Einführung. Fr./M., 2002. S. 77-81). В Лжеисидорово собрание включены 5 посланий К., адресованных Иакову, еп. Иерусалимскому, жившим в Иерусалиме христианам и всему христ. духовенству и мирянам ( Jaff é . RPR. N †10-†14; изд.: Decretales pseudo-Isidorianae et Capitula Angilramni. Lpz., 1863. P. 30-66). Выступая в качестве преемника ап. Петра во главе Римской Церкви, автор посланий излагает наставления апостола и дает собственные указания, относящиеся к различным вопросам церковной жизни; в посланиях сообщается о проповедниках, направленных из Рима, которые основали христ. общины во мн. странах. Основная тема посланий - организация христ. миссии, упорядочение церковной жизни и формирование во всем мире иерархии под рук. папы Римского, преемника ап. Петра. В соответствии с намерениями франк. церковных реформаторов эпохи Каролингов в посланиях сделан акцент на роли епископа в жизни Церкви; рассматриваются вопросы, связанные с правами и обязанностями епископов, к-рые, как преемники апостолов, обладают высшей властью в Церкви. В тексте посланий искусно подобранные цитаты из разнообразных источников перемежаются авторским повествованием; среди использованных источников - «Рекогниции» в переводе Руфина, послание К. ап. Иакову (особенно в 1-м послании), а также Свящ. Писание, папские декреталии, постановления Соборов, сочинения христ. авторов и др. (см.: Fuhrmann. 1983; Ubl. 2007).

http://pravenc.ru/text/1841337.html

797 Την παρθενον Μαραν κετεουσα βοηθηναι (Virginem Mariam supplex obsecrans) παρθνω kivδυνευοση. Orat. xviii de St. Cypriano, tom. i, p. 279, ed. Paris. В более ранних подлинных рассказах о Киприане ничего не говорится об этом его ухаживании и молитвах к Марии. 798 Adv. Haer. Colly rid.: ν τομ εστω Μαρα, δε Πατρ… προσκυνεσθω, την Μαραν μηδες προσκυνετω. 802 Петр Дамиани (ум. в 1072) впервые упоминает, как о частном случае, что некий священник ежедневно молился: «Ave Maria, gratia plena! Dominus tecum, benedicta tu in mulieribus». Первый указ на сей счет издал Одо, епископ Парижский, после 1196 г. (см. Mansi, xxii, 681): «Exhortentur populum semper presbyteri ad dicendam orationem dominicam et credo in Deum et salutationem beatae Virginie». 803 μερα ασπασμο, или Χαριτισμο, ευαγγελισμο, νσαρκσεως; festum annunciationis, s. incarnationis, conceptionis Domini. 805 Festum purificationis Mariae или praesentationis Domini, Simeonis et Hannae occursus; υπαπαντ, или πντη, или πντησις του Κυρου (встреча Господа с Симеоном и Анной в храме). 806 См. Лк. 2:22 ; Лев. 12:2–7 . Это явное несоответствие потребности Марии в очищении с преобладающим римско–католическим учением о ее абсолютной чистоте и свободе от обычных явлений, сопровождающих роды (даже, по утверждению Пасхазия Радберта, от кровотечения), привело к возникновению разнообразных надуманных объяснений. Августин объясняет это событие consuetudo legis, а не necessitas expiandi purgandique peccat " i и приравнивает его к крещению Христа (Quaest. in Heptateuchum, 1. iii, с. 40). 808 Februarius, от имени Februo, бога очищения; как Januarius – от имени Януса (Janus). Februare=purgare, «очищать». Изначально февраль был последним месяцем года. 812 Греческий собор в Иерусалиме 1672 г., созванный против кальвинистов, официально провозгласил эти утверждения и почти что превратил их в догму. 818 Чтобы примирить это искаженное представление с Библией, римское предание произвольно заявляет, что Петр после обращения расстался со своей женой, – хотя Павел не ранее 57 г. утверждает совершенно обратное и говорит, что существует право брать с собой сестру в качестве жены в свои миссионерские путешествия (αδελφν γυνακα περιγειν), как делают другие апостолы, братья Господни и Кифа ( 1Кор. 9:5 ). Святые, состоявшие в браке, такие как святая Елисавета Тюрингская и святой Людовик Французский, – редкие исключения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010