В. Покаянный стих «Виждь своя пребеззаконная дела» и его гимнографический источник//Древнерус. певч. культура и книжность: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 107-123. (Пробл. музыкознания; 4); она же. О двух вариантах распева покаянного стиха «Виждь своя пребезаконеная дела»//Там же. С. 135-138; Рахманова М. П. Духовный стих. Взаимодействие устной и письменной традиции//Музыкальная культура Средневековья: Сб. М., 1992. Вып. 2. С. 126-127; Солощенко Л. К вопросу о генезисе рус. фольклорного духовного стиха//Там же. С. 127-131; Серегина Н. С. Об особенностях содержания и оформления певч. книг строгановского скриптория//Проблемы изучения традиц. культуры Севера (к 500-летию г. Сольвычегодска): Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар, 1992. С. 45-52; она же. Покаянные стихи в древнерус. традиции//Духовний cbim бароко: Зб. ст. К., 1997. С. 34-41; она же. Мелизматический стиль в жанре покаянных стихов//Гимнология. М., 2003. Вып. 3. С. 127-138; она же. Притча о блудном сыне//Библейские образы в музыке: Сб. ст. СПб., 2004. С. 93-108; Seregina N. La Modulation Melismatique des chants de penitence de la Russie ancienne//Palaeobyzantine notations, III. Acta of the Congress Held at Hernen Castle, The Netherlands, in March 2001/Ed. G. Wolfram. Leuven; P.; Dudley (Mass.), 2004. (Eastern Christian Stud.; 4) [полные расшифровки покаянных стихов]; Севидова Т. Плач Богородицы в древнерус. певч. искусстве//Музыкальная культура правосл. мира: Традиция, теория, практика: Мат-лы междунар. науч. конф. 1991-1994 гг. М., 1994. С. 151-162; Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997. С. 70-77, 313 [Славник «О колико блага» И. Лукошкова]; она же. Творческие принципы древнерус. мастеров и их воплощение в духовной музыке XX в.//Гимнология. Вып. 3. С. 366-379; Мосягина Н. В. Стихи покаянные в рукописи инока Елисея//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность: Сб. ст. СПб., 2001. Вып. 4/Ред.: Ю. Алексеев, В. Зиборов. С. 189-200; Конотоп А. В. Покаялен «Плачу и рыдаю…» строчного распева 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/180672.html

Ради этого правящей династии пришлось вновь разделить с главами Порты свою власть и сферы влияния. Приостановить политический развал и наладить исправное функционирование гос. институтов смогла плеяда садразамов из албан. рода Кёпрюлю: Мехмед-паша (1656-1661), его сын Фазыл Ахмед (1661-1676) и зять Мерзифонлу Кара Мустафа (1676-1683). Несмотря на то что «эпохой Кёпрюлю» именуется период с 1656 по 1683 г., представители этого клана неоднократно становились во главе Порты до 1711 г., а в политической системе К-поля господствовали чиновники, связанные с Кёпрюлю узами родства, клиентеллы, обязанные им своим воспитанием и карьерой. Мехмед-паша начал правление с решительного восстановления дисциплины. По столице и провинциям прокатилась волна показательных жестоких казней бунтовщиков и возможных конкурентов в борьбе за влияние на султана и его окружение. В частности, был убит К-польский патриарх Парфений III . Наглядно продемонстрировав решительность своих намерений, Кёпрюлю приступили к мобилизации ресурсов О. и. Был налажен сбор налогов, сбалансирован бюджет, что позволило укрепить армию и флот. Политика Кёпрюлю предусматривала ужесточение контроля над соблюдением религ. предписаний. Принятые в 60-70-х гг. XVII в. правительственные постановления относились преимущественно к мусульманам, но нек-рые касались и иноверцев. Так, с 1664 г. вводился запрет на совместные межконфессиональные молитвы о ниспослании успеха султанским войскам. В 1670 г. было запрещено продавать вино в К-поле и его окрестностях. Волна обращений христиан и иудеев в ислам побудила опубликовать в 1676-1677 гг. «закон о новых мусульманах», регламентировавший процедуру смены веры. Внутриполитические успехи возродили в османской элите надежду на возможность возобновления внешней экспансии. Изнурительные войны с Венецией (1645-1669) и Речью Посполитой (1672-1676) закончились для Порты успешно: к О. и. были присоединены Крит и Подолия. Однако уже война с Россией (1676-1681) не принесла Османам желаемых результатов.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Казань, 1911; д) Трубин, О плесневых микозах глаза. Казань, 1911; е) Парфентьев, Исследования по теории роста функций. Казань, 1910; ж) Добросердов, Исследование диэлектрической постоянной смесей. Казань, 1910; з) Симолин, Договор пром. ученич. Казань, 1911; и) Чирвинский, Количественный состав гранитов и грейзенов. Москва, 1911; i) Забусов, Исследования по морфологии планарий о. Байкала, 1. Казань, 1911; к) Яблочков, Влияние вины потерпевшего на размер возмещаемых ему убытков, т. 2. Ярославль, 1911; л) Ларин. Об эксперим. атипических разрастаниях эпителия. Казань, 1912; м) Леман, О рефлекторных движениях тонких и толстых кишок. Казань, 1912; н) Аристовский, Влияние реакции среды на специфический цитолиз. Казань, 1912; о) Обозрение преподавания в 1911–1912 учеб. году. Казань, 1911; п) Годичный Отчёт Университета за 1910 г. Казань, 1911. 24) Из Императорского Московского Университета – Отчёт Университета за 1911 год. Москва, 1912. 25) Из Императорского Николаевского Университета – —646— а) Ломоносовский день в Университете. Саратов, 1911; б) Годичный акт 6 декабря 1911 г. Саратов, 1912; в) Известия Университета том II, вып. 3–4, и том III, вып. 1–2 Саратов, 1911–1912. 26) Из Императорского Новороссийского Университета – Отчёт Университета за 1910 и 1911 годы. Одесса, 1911–1912. 27) Из Императорского С.-Петербургского Университета – а) Записки историко-филологического факультета, ч. 101–109. СПб., 1911–1912; б) Отчёт Университета за 1911 г. СПб., 1912; в) Обозрение преподавания на 1911–1912 г. СПб., 1911; г) Протоколы Совета за 1910 г. 66. СПб., 1911. 38) Из Казанской Духовной Академии – а) Годичный акт 8 ноября 1911 г. Казань, 1911; б) Дело о соискании степени доктора Богословия протоиереем Т. Буткевичем . Казань, 1908, одиннадцать экз.; в) Памятная книжка на 1911–1912 г. Казань, 1911; г) Протоколы Совета за 1902–1907 и 1909 годы. Казань, 1905–1910; д) Кузнецов, Закон о старообрядческих общинах. Сергиев Посад, 1910; е) Соколов, Культ как принадлежность религии. Казань, 1900; ж) Чернявский, Оренбургская епархия, 1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

26 Золотарев М.И.; Буйских А.В. Теменос античного Херсонеса. Опыт архитектурной реконструкции. ВДИ, 1994, 3. С. 78–101. 27 См. Сорочан С.Б. Государственное устройство раннесредневекового Херсона и «призраки самоуправления». ВВ, 62, 2003. С. 23–27. 28 Виноградов А.Ю. Симон Зелот – «Апостол Крыма»? (Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре. Материалы Судакской международной научной конференции, 2). Киев-Судак, 2006. С. 55–57. 29 Отметим, что античные свидетельства говорят скорее в пользу локализации пещеры Парфенон внутри города (Макаров И.А. Об одном аспекте культа Партенос в эпиграфических и литературных источниках [доклад на Х конференции по религиоведению в Херсонесе, май 2008 г.]). 32 Некие столпы в честь святых сооружались в Херсоне и в IX в. (см. Сорочан С.Б. Ук. соч. С. 1469. Прим. 1131). 39 8 правило I Вселенского собора. Два или три епископа в одном городе могли сосуществовать в Месопотамии первой половины IV века, где этот странный обычай был введен Папой, главой Церкви Востока (Ausgewählte Akten persischer Märtyrer. Übersetzt von O. Braun. Kempten, München, 1915. S. 5. Anm. 1). 46 Франко Святый Климент у Корсуни. Записки наукового товариства им. Шевченко. Т. 56. Кн. 6. Львов, 1903. С. 161. 50 Ср. Van den Ven P. La légende de S. Spyridon, évêque de Trimithonte (Bibliothéque du Muséon, 33). Louvain, 1953. P. 37. 52 См. Шрамм Г. Реки Северного Причерноморья. М., 1997. С. 60. Прим. 182. Отнесение Шраммом анонимного Peripli Ponti Euxini к V веку необоснованно: его оригинальные части составлены между серединой VI и серединой IX века, причем проф. П. Кунийон (Университет Бордо) любезно сообщил нам в личной беседе, что по его мнению, они написаны при составлении рукописи малых географов в середине IX века. 58 Janin R. Les églises et les monastéres des grands centres byzantins. Т. III. Paris, 1969. P. 397–399. 63 Уже после подготовки настоящей работы к печати появились сведения об армянском тексте Жития (см.: Могаричев Ю.М. Новый источник по истории средневекового Херсона. Память в веках: от семейной реликвии к национальной святыне. XII Международная Крымская конференция по религиоведению. Севастополь, 2010. С. 33–34; Саргсян Т.Э. Армянские жития херсонских епископов. Там же. С. 51–52). Армянская версия Жития была переведена в составе синаксаря в 1311 году и что важно, разделена на параграфы о св. Василеи под 7 марта и о Еферии и Капионе gl под 20 апреля, что, очевидно, отражает местную херсонскую практику их почитания. Кроме того, она поддерживает «пространный» вариант жития св. Еферия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

216) 264 . 06ращают также внимание находки, сделанные рядом, в квартале II в 1884–1885 гг., о которых в списке, составленном Д. С. Григорьевым при участии А. Л. Бертье-Делагарда, говориться следующее: «кусок мраморного барельефа с женской фигурой без головы (как будто Артемидой), кусочек сидящей фигуры тоже мраморной и об Артемиде весьма изрядной работы». Следовательно, в этом районе находилась какая-то крупная ордерная античная постройка, вероятно, храм, причем посвященный женскому божеству, что объясняет название Парфенон, оставшееся за этим местом и его «пещерой». Если это так, святилище, существовавшее с конца эллинистической эпохи или с первых веков н.э., было уже в IV в. заброшено 265 , на его месте возник хозяйственный комплекс ранневизантийского времени и лишь затем, после каких-то неведомых нам событий, скорее всего, связанных с благочестивыми поисками горожанами своих христианских реликвий, оно вновь стало местом поклонения христиан, устраивавших взамен языческих свои святыни. Не исключено, что после сноса остатков разрушенного хозяйственного комплекса V–VI вв. и оборудования крипты сюда были помещены частицы мощей св. Василия, небесным покровительством которого крещенные херсониты особо дорожили. Не случайно еще до составления Жития св. Василия они поставили на месте мученической смерти своего первого епископа для поклонения «столп» (ta kiona) с крестом и выстроили храм, посвященный святому 266 . Позже, согласно автору Корсунского рассказа Повести временных лет, именно в этом храме, расположенному среди прочих херсонских церквей на главной площади агоре «посреди града, где собираются корсунцы на торг», примет святое крещение князь Владимир 267 . Рис. 216. Известняковые базы от колонн ионического ордера, найденные в 1978 г. в центре квартала III (по М. И. Золотареву) Обращает внимание, что из почти двух сотен обнаруженных в крипте монет подавляющее большинство (70%) были византийскими, причем принадлежали денежным выпускам от Василия I до Василия II, после чего монетные находки резко обрываются 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последнее обвинение иезуитов против него было основано на том, что Кирилл находился в сношениях с юго-западною Россиею, которая тогда в церковных делах зависела от константинопольского патриарха. Иезуиты вывели из этого такое обвинение, что Кирилл подстрекает казаков к нападениям на Турецкую Империю. Турецкое правительство поверило этому доносу и знаменитый Кирилл Лукарис в 1638 году был в последний раз низвергнут с патриаршеского престола, заточен в крепость, удавлен там и труп его был брошен в море. Подобным же образом, и после Кирилла Лукариса, иезуиты старались разделываться с теми из патриархов константинопольских, в которых видели наиболее ревностных противников их замыслам. Так, в 1650 году патриарх константинопольский Парфений II, по проискам иезуитов обвиненный в сношениях с русским правительством, отправлен в заточение, на пути убит и брошен в море. В 1657 году один из иезуитских аббатов представил визирю письмо патриарха Парфения III к валахскому господарю, в котором патриарх просил господаря прислать денег на уплату патриаршего долга, присовокупляя в увещание ему такие слова: «прийдет царствие Божие, в котором милостивые получат воздаяние.» Иезуит объяснил турецкому правительству, что под именем царствия Божия здесь высказывается надежда на русское царство. Вследствие этого приказано было уважаемого народом патриарха Парфения повесить на воротах Константинополя; опозоренный труп его три дня оставался на глазах народа и затем брошен в море. Разделываясь подобным образом со своими православными противниками, иезуиты также старались отделаться от другой партии, противодействовавшей им – протестантской, которая не мало стесняла свободу их действий в Константинополе. Около 1670 года иезуиты чрез французского посланника стало хлопотать пред турецким правительством, чтобы оно выслало из своих владений гугенотов, переселившихся от гонений Людовика XIV из Франции в Турцию. Но турецкое правительство, находя свои выгоды во взаимном соперничестве католиков и протестантов, отвечало французскому посланнику, что оно согласится выслать гугенотов из своих владений разве только вместе с иезуитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

При сем прокурор и следователь очень хорошо запомнили, что доктор прибавил самым решительным тоном, что Смердяков до утра не доживет. Теперь, после долгого, но, кажется, необходимого объяснения мы возвратились именно к тому моменту нашего рассказа, на котором остановили его в предыдущей книге. III Хождение души по мытарствам Мытарство первое Итак, Митя сидел и диким взглядом озирал присутствующих, не понимая, что ему говорят. Вдруг он поднялся, вскинул вверх руки и громко прокричал: — Не повинен! В этой крови не повинен! В крови отца моего не повинен… Хотел убить, но не повинен! Не я! Но только что он успел прокричать это, как из-за занавесок выскочила Грушенька и так и рухнулась исправнику прямо в ноги. — Это я, я, окаянная, я виновата! — прокричала она раздирающим душу воплем, вся в слезах, простирая ко всем руки, — это из-за меня он убил!.. Это я его измучила и до того довела! Я и того старичка-покойничка бедного измучила, со злобы моей, и до того довела! Я виноватая, я первая, я главная, я виноватая! — Да, ты виноватая! Ты главная преступница! Ты неистовая, ты развратная, ты главная виноватая, — завопил, грозя ей рукой, исправник, но тут уж его быстро и решительно уняли. Прокурор даже обхватил его руками. — Это уж совсем беспорядок будет, Михаил Макарович, — вскричал он, — вы положительно мешаете следствию… дело портите… — почти задыхался он. — Меры принять, меры принять, меры принять! — страшно закипятился и Николай Парфенович, — иначе положительно невозможно!.. — Вместе судите нас! — продолжала исступленно восклицать Грушенька, всё еще на коленях. — Вместе казните нас, пойду с ним теперь хоть на смертную казнь! — Груша, жизнь моя, кровь моя, святыня моя! — бросился подле нее на колени и Митя и крепко сжал ее в объятиях. — Не верьте ей, — кричал он, — не виновата она ни в чем, ни в какой крови и ни в чем! Он помнил потом, что его оттащили от нее силой несколько человек, а что ее вдруг увели, и что опамятовался он уже сидя за столом. Подле и сзади него стояли люди с бляхами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Патриарх Киприан вступил на александрийский престол со всецелым соблюдением и исполнением его древней и священной избирательной прономии. Его предшественник патриарх Матфей, более других патриархов проникнутый традициями александрийского престола, позаботился об избрании своего Диадоха – в лице клирика этого престола и получил согласие на это со стороны духовенства и народа, которые даже предизбрали Киприана на патриаршество. Но соборное избрание и Киприана состоялось в Константинополе, где проживал патриарх Матфей, при участии патриархов Самуила константинопольского, к которому духовенство и народ Египта обратились с соответствующею просьбою, Филимона антиохийского и Парфения иерусалимского. 184 И патриарх Герасим III Гимарис 185 был избран с соблюдением древней прономии. Именно, он был указан, как диадох, патриархом Киприаном и объединил в своем избрании волю и христиан Египта, заявленную их епитро- пами. Его избрание состоялось в Константинополе, где патриарх Киприан успел подготовить почву для соблюдения александрийской прономии – в смысле участия в избирательном акте представителей александрийской паствы, совместно с константинопольским патриархом Гавриилом IV и архиереями вселенского престола. Патриарх Парфений II не получил формального наследования от своего предшественника и был избран на престол с нарушением – в этом направлении – древней и священной александрийской прономии. Его избрание было произведено в Константинополе, в силу просьбы общего характера, заявленной христианами Египта пред вселенским патриархом Прокопием. Нарушение διαδοχ было восполнено участием на соборе и патриархов Даниила антиохийского и Прокопия иерусалимского, равно и александрийских епитронов 186 . Но при избрании патриарха Феофила александрийская священная прономия была соблюдена сполна, так как Феофил, занимавший ливийскую кафедру, был провозглашен диадохом еще при жизни Парфения II, а равно было заявлено согласное решение и христиан Египта. Фактическое же выполнение этой прономии, в силу неудобств формального свойства – недостаточности иерархов в александрийском престоле и трудности организовать в Египте патриаршие выборы, было осуществлено в Константинополе, как не раз это было и в прежнее время, – при участии вселенского патриарха Каллиника V и священного при нем синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Окончательно захвачена османами в 1430 г. Фиал – 1) фонтан, небольшой бассейн для омовения, здание, в котором имеется водоем (см.: агиасма); 2) название богослужебного сосуда, круглой чаши или бутылки, служившей в алхимии при дистилляции; 3) название одной из тюрем Константинополя, а также великолепных дворцовых бань. Протоспафарий Фиалы (тюрьмы) рассматривал судебные дела, связанные с преступлениями моряков. Ф и була – металлическая застежка для одежды, напоминающая современную брошь (аграф). Состояла из иглы и скобы (щитка), соединенных с помощью шарнира или пружины. Формы и типы Ф. были весьма разнообразны и особенно распространены в начале ранневизантийского периода. Их делали из бронзы, серебра, золота, иногда украшали на щитке цветными вставками из камней или пасты. Со временем уступили место шариковидным пуговицам из бронзы, кости, перламутра. Фиваида – область вокруг Фив (2) в Египте. В VI в. находилась под управлением августала. Ф. также являлась центром крупной монашеской конфедерации. Фивы – 1) крупный город в центральной Греции (см.: Беотия), в византийскую эпоху – центр разведения шелковичных червей (см.: скелекотроф) и выделки шелковой материи; 2) древний город в Египте, в верховьях Нила (рядом с современными городами Карнаком и Луксором), центр области Фиваиды. Фидий – выдающийся древнегреческий скульптор V в. до н. э. Творил в Дельфах, Олимпии, принимал большое участие в реконструкции Акрополя в Афинах. Под его руководством исполнено скульптурное убранство храма Парфенон. Он является создателем Афины Промахос на Акрополе (бронзовая статуя высотою ок. 17 м), Афины Парфенос, облицованной золотом и слоновой костью, а также огромного Зевса Олимпийского. «Физиолог» – сборник рассказов о свойствах реальных и фантастических животных, камней и растений, возникший предположительно в Александрии II-III вв.; дает ключ к свойственному Средним векам символическому истолкованию мира. Филадельфия – 1) хорошо укрепленный, экономически развитый город на юго-западе Малой Азии, центр провинции Лидии; центр производства оружия; 2) ранневизантийский город в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Четверг. 14-е февраля – мирской день Ангела. Получил письмо от обер-прокурора К.П. Победоносцева . Письмо – очень раздражитель­ное по поводу семинарских движений, в чем он обвиняет Московскую академию, т.е. студентов, за их прокламации, а потом вообще началь­ствующих в семинариях 56 . Я ему ответил очень резко, указав на то, что и до прокламаций в семинариях были частые бунты, что причину их нужно искать в другом. Эту причину я указал в отсутствии определен­ных взглядов на характер духовной школы в самих правящих сферах. В доказательство привел последние события в Московской академии за пять лет моего пребывания здесь. Письмо это и приблизительный черновик есть у меня 57 . Пусть гневается, – пора говорить не обиняка­ми, а прямо. Все несчастье наше, что мы играем в прятки. Сегодня был у нас студенческий вечер, посвященный памяти Гоголя и Жуковского 58 , по поводу 50-летия со дня смерти. Чтение и пение состояло исключительно из произведений этих писателей. Вечер про­шел очень хорошо. Особенное впечатление произвел студент III курса малоросс Григорий Ващенко 59 своим прочувствованным стихотворе­нием на тему сожжения «Мертвых душ» 60 . Он награжден был шумны­ми/аплодисментами студентов, а я расцеловал его. Предполагаю на несколько дней уехать в Москву и послужить в Успенском соборе. Пятница. 15-е [февраля]. Сегодня после лекций, по исконному обычаю, студенты отпущены на масленицу и первую неделю поста, так как завтра поминальная суббота. Таким образом, треть эта прошла спокойно, значит, и год окончится уже благополучно. 16–19-е февраля. В Москве. 16-го, в субботу, в два часа выехал в Москву, которую я доволь­но редко посещаю. Остановился в Чудовом монастыре. Всенощную слушал на Саввинском подворье, у преосвященного Парфения 61 . Он сообщил мне, что 19-го предполагается заупокойная литургия в Чудовом и панихида у памятника Александру II по инициативе рабочих московских фабрик, что является контрманифестацией рабочих 62 и опровержением тех слухов, которые о них распространяются, главным образом студентами, как о революционерах и бунтарях. Не скрыл он и того, что по этому поводу ходят очень нелепые слухи, будто это повод только к страшной противоправительственной демонстрации, которая имеет произойти в этот день у памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010