Все материальные расходы, соединенные с вступлением кир-Киприана на патриарший александрийский престол, были произведены из средств попечительного его геронта, патриарха Матфея. В частности, валено ответить, что и получение султанского берата (τ το χερατου), в котором указывались права и привилегии нового представителя александрийской церкви, сопровождалось денежными расходами – в пользу турецких чиновников, от которых зависело выполнение различных формальностей, связанных с этим важным делом. 74 Получивши султанский берат, патриарх Киприан отправился в Александрию, где должна была совершиться его интронизация. Наконец, нужно отметить ошибочность сведений в некоторых дополнительных источниках по рассматриваемому вопросу: Сергий Макрей неправильно относит избрание и хиротонию Киприана к месяцу маю 1767 года, а Комнин Ипсиланти неверно называет Киприана «диаконом» в момент избрания его на александрийский престол. Но два каталога александрийских патриархов, опубликованные в труде епископа Порфирия Успенского , правильно говорят о рассматриваемом церковно-историческом предмете. Итак, в факте избрания александрийского патриарха Киприана особенностью является отречение от престола в его пользу со стороны бывшего патриарха Матфея, совершенное по предварительному соглашению с паствою и с вселенскою патриархиею, а вместе с тем – признание и осуществление порядка «наследования – διαδοχ» патриаршего престола. Факт вносит новый – сравнительно с другими конкретными примерами – элемент в процесс патриарших выборов – волю правящего первоиерарха Александрийской церкви, на ряду с волей духовенства и народа и с участием в выборах, по их просьбе, константинопольского патриарха и его священного синода. VΙ Об избрании Диадоха блаженнейшего Киприана, патриарха Герасима III Каклика (1783–1788 г.), в исторической литературе сохранились не вполне согласные данные. Так, «Патриарший каталог александрийских патриархов» сообщает, что Киприан, «отказавшись от престола], избрал Герасима в 1783 году», а сам скончался в Египте в 1786 году» 75 . Греческий ученый Константин Сафа, вслед за своим руководителем Завира, говорит, что Киприан, после семнадцатилетнего управления александрийским престолом, «отказался в 1783 году в пользу Парфения (sic) и, отправившись в Константинополь, скончался здесь в 1787 году» 76 . Русский ученый X. М. Лопарев также сообщает, что Киприан «отрекся от престола и умер в Египте в 1786 году» 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Начало отделу греческих и римских древностей положило приобретение в 1772 г. коллекции греч. ваз и др. антиков сэра У. Гамильтона, собранной на юге Италии. В 1805 г. в музей поступило собрание античных статуй, бронзовых и терракотовых статуэток (преимущественно рим.) Ч. Таунли. В 1811 г. на аукционе был приобретен рельефный фриз из храма Аполлона в Бассах, а в 1816 г. англ. правительство купило коллекцию «мраморов» Парфенона лорда Элгина. В залах музея представлены предметы бронзового века из Эгеиды (III-II тыс. до Р. Х.), среди к-рых выделяются т. н. кикладские идолы, есть образцы искусства минойского Крита, в т. ч. бронзовая статуэтка атлета, совершающего прыжок через быка, и золотое украшение, изображающее «госпожу зверей». Микенское искусство представлено керамикой из раскопок на о-вах Родосе и Кипре. Из материковой Греции, прежде всего из Афин, происходит керамика геометрического стиля. Среди чернофигурных сосудов - амфора мастера 2-й пол. VI в. до Р. Х. Эксекия, широко представлена краснофигурная керамика. Статуя быка из Нимруда. Ассирия. Ок. 879 г. до Р. Х. Статуя быка из Нимруда. Ассирия. Ок. 879 г. до Р. Х. Самой ценной частью коллекции отдела являются произведения античной скульптуры. Здесь хранятся 15 метоп, 56 плит фриза с изображением Панафинейского шествия и 12 скульптур зап. и вост. фронтонов - творения греч. скульптора Фидия, украшавшие Парфенон (40-30-е гг. V в. до Р. Х.). Здесь же находятся 1 из 6 кариатид Эрехтейона (кон. V в. до Р. Х.) и фриз храма Аполлона в Бассах (Аркадия) со сценами амазономахии и кентавромахии (ок. 420 г. до Р. Х.). Греч. скульптура М. Азии представлена, в частности, мраморной плитой надгробия со сценой прощания молодого воина с отцом (ок. 480 г. до Р. Х.) и фризом с изображением сражения греков с амазонками, украшавшим мавзолей в Галикарнасе (IV в. до н. э.). Эллинистический период в основном характеризуют предметы мелкой бронзовой пластики и терракотовые статуэтки из Танагры и Мирины. Раненый лев. Фрагмент рельефа «Царская охота» из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Ассирия. 669 — ок. 635 г. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/153451.html

Было бы неправильно сводить всю проблему появления индивидуального авторского стиля у Грозного к тому, что он как своенравный самодержец позволял себе не считаться ни с литературным этикетом, ни с канонами жанров. Владимир Мономах также обладал главенствующим положением в государстве, однако если и отступал от особенностей поучения, или от летописного стиля в своей автобиографии, или от типа посланий в своем письме к Олегу Святославичу, то как бы помимо своей воли. Между тем Грозный часто менял свой стиль, приноравливаясь к случаю, к адресату, к своим собственным намерениям как можно больнее ужалить своего противника. С князем-изменником Курбским он – властный самодержец, с участником его потех Васюткой Грязным, попавшим в плен и требующим выкупа, он – глумливый хозяин, с игуменом Кирилло-Белозерского монастыря Козьмой он – сперва монах, потом – жестокий разоблачитель, с проповедником лютеранства Рокитой он – дерзкий спорщик и защитник православной веры, с посаженным им «царем» Симеоном Бекбулатовичем он – притворный челобитчик, в своей молитве к Ангелу Грозному он – преисполненный страха смерти молящийся, в посланиях к Елизавете Английской или шведскому королю Юхану III он – многоопытный властитель могущественного государства. Он издевается, зло шутит, иногда даже бранится. Он актер – всегда иной и всегда тот же самый. Особенность его литературной манеры – в умении создавать свой собственный образ, каждый раз иной и одновременно в чем-то прежний. Он пишет то от себя, то от имени бояр, то под псевдонимом Парфений Уродивый. Обычно жанры, в которых выступает Грозный, – это послания, письма, «челобитные», то есть жанры прямого обращения к читателю. Это жанры, в которых на первый план выступают спор, обличение, утверждение своей правоты. Письма и послания входили в его арсенал как правителя. Если индивидуальный стиль произведений Грозного был частью или одной из форм его поведения, то стиль произведений Курбского был как бы производной его жизненных обстоятельств. Различие, казалось бы, небольшое, но существенное по результатам. Индивидуальный стиль Курбского не так резко менялся. Он был индивидуально стабилен и связан с его стремлением найти свою «позицию» в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бывший обер-прокурор синода князь Мещерский как-то заметил эту несообразность и предложил об этом на обсуждение синода. Синод приказал оставить при должностях тех из них, которые уже состояли в классных чинах, а прочих велел обратить в причетническое звание, для которого они были приняты; в случае же нежелания их оставаться в этом звании, исключив их вовсе из духовного ведомства, отослать в губернское правление для обращения, по точной силе узаконений (30-го июля 1798 года и 5-го декабря 1808 года), в первобытное податное состояние. Преосвященные, допустившие такие беспорядки, и секретари консисторий, не протестовавшие против таких злоупотреблений, получили строгие выговоры от синода. 473 Но чтобы окончательно пресечь такие злоупотребления, состоялся 31-го мая 1840 года указ, которым предписано всем епархиальным начальникам, в определении людей в гражданскую службу по всем ведомствам, следовать неуклонно Уставу о службе гражданской, в III томе Свода Законов помещенному, которым ясно определено, из каких состояний лица по своему происхождению могут поступать на службу, и чтобы отнюдь в неё не были определяемы люди, поступившие в духовенство из податного сословия, дабы, сверх нарушения закона, не подать повода домогаться увольнения из сего состояния в духовное для поступления в церковнослужители, с тою единственно целью, чтобы под сим предлогом входить в гражданскую службу. 474 3) Ограничение права отпуска лиц духовного звания для сбора подаяний Некоторые из преосвященных имели обыкновение посылать для сбора подаяний на церковные строения священно- и церковнослужителей тех самых церквей, которые нуждались в доброхотных приношениях. Нередко случалось, что сам священник бедной церкви брал страннический посох и отправлялся, с разрешения архиерейского, сбирать подаяния для своей церкви на год и даже на два за несколько сот верст от своего прихода. Один из таких сборщиков, священник смоленской епархии, Духовщинского уезда, церкви села Гришкова, по имени Парфений Юдинич, явился даже в Петербург и попался на глаза обер-прокурору Нечаеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для навыка в этом самопринудительном молитвенном труде опытные молитвенники избрали одну молитву к Господу Спасителю и установили правила, как ее совершать, чтобы с помощью ее развить в себе своеличную молитву. Дело это просто: стань умом в сердцем пред Господом и молись Ему: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!” Так дома перед молитвословием, в промежуток молитвословия и в конце, так и в церкви, так и весь день, чтобы все моменты дня наполнить молитвою» (еп. Феофан). II. «Эта спасительная молитва сначала обыкновенно бывает трудовая, делательная. Но если не поленится кто потрудиться над нею, она станет самодвижною, сама будет твориться, словно ручеек, журчащий в сердце» (Слова старца о. Парфения Киевского ). III. «Это благо великое, и потрудиться стоит, чтоб достигнуть его. Труженики, преуспевшие в молитве, указывают для этого немноготрудное молитвенное упражнение, именно: прежде или после молитвенного правила утреннего, или вечернего (церковного), а то и днем, определи несколько времени на совершение этой одной молитвы и совершай ее так: сядь, а лучше стой, молитвенно сосредоточься вниманием в сердце пред Господом, воздвигнув убеждение, что Он тут и внимает тебе, и взывай к Нему: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!” И клади поклоны, если есть охота, поясные и земные. Так делать четверть часа, полчаса, больше или меньше, как тебе удобнее. Чем усерднее потрудишься, тем скорее молитва эта привьется к сердцу. Лучше взяться за дело поревностнее и не отступать, пока не достигнешь желаемого, или пока эта молитва не начнет сама двигаться в сердце, тогда только поддерживай» (Из брош. «Искат. непрест. молитвы», изд. Саров. пустыни). Приведем здесь рассказ о силе общественной молитвы. «Лет десять или более тому назад, точно года не могу припомнить, – рассказывал священник, – была продолжительная засуха – весь июнь не было дождя. Начался июль, а дождя все нет; нивы начинают совсем сохнуть. Крестьяне Владим. губ., Муромского уезда, села Клина, опасаясь за свои засеянные поля, встревожились и решились (помню 7-го июля) искать защиты от угрожающего им бедствия у Царя Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Отчет о командировке из Добров. Армии в Сибирь в 1918 г. – «Архив Русской Революции», IX. 16 . Чечек О. От Пензы до Урала. – «Воля России», 1928. VIII–IX. 17 . Штейдлер Ф. Выступления чехословаков в России 1918. – «Вольная Сибирь», IV. 18 . Якушев И.А. Комитет содействия созыву Земского Собора. – «Вольная Сибирь», VI–VII. (Прил. «Соб. Арх.» Вып. II). 19 . Якушев И.А. Очерки областного движения в Сибири. – «Вольная Сибирь» III, V. II. Советские издания 1 . Анишев А. Очерки истории гражданской войны. Ленинград, 1925. 2 . Болдырев В.Г. Директория, Колчак, интервенция. Воспоминания/Примечания Вегмана. Новониколаевск, 1925. 3 . Борьба за Урал и Сибирь./Ред. Смирнов и др. 1926. 4 . Буревой К.Г. Распад 1918–1920 гг. М., 1923. 5 . Вегман В. Как и почему пала советская власть в Томске. – «Сибирские Огни», 1923, I, II. 6 . Владимирова В. Год службы «социалистов» капиталистам. М., 1927, 7 . Допрос Колчака./Ред. Попова. Ленинград, 1925. 8 . Ильюхов, Титов. Партизанское движение в Приморье. 1928. 9 . Какурин И.Е. Как сражалась революция. Т. I и II. М., 1925. 10 . Колосов Е.Е. Сибирь при Колчаке. Ленинград, 1923 719 . 11 . Левидов М. К истории союзной интервенции в России. Т. I. М., 1925. 12 . Майский И.М. Демократическая контрреволюция. М., 1923. 13 . Максаков В., Турунов А. Хроника гражданской войны в Сибири 1917–1918 гг. (Особенно приложения). М., 1926. 14 . Парфенов П.С. (Пётр Алтайский). Гражданская война в Сибири 1918–1920 гг. изд. 2. М., 1925. 15 . Пепеляев В.Н. Развал Колчаковщины (дневник) «Красный Архив», т. XXXI. 16 . Пишон (майор). Союзная интервенция на Д. Востоке. М., 1925. 17 . Подшивалов. Гражданская борьба на Урале 1917–1918 гг. М., 1925. 18 . Партизанское движение в Сибири. Т. I. Приенисейский край. Сборник. Ленинград, 1925. 19 . Последние дни Колчаковщины/Ред. Константинова и Ширямова. Сборник. 1926. 20 . Ракитников Н.И. Сибирская реакция и Колчак. М., 1920. 21 . Революция на Дальнем Востоке. (Сборник). Вып. I. 1923. 22 . Святицкий И.В. К истории Всероссийского Учредительного Собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

В 20-х — 30-х гг. XVII в. в течение 15-и лет патриархи сменялись двенадцать раз. В это время мы видим между прочим такое явление: один патриарх остается на кафедре только несколько дней; другой, следующий за ним, правит Церковью не более полутора лет; сменивший этого патриарха Константинопольский иерарх мог усидеть на кафедре лишь сорок дней, дальнейшие патриархи, правившие Церковью один за другим, патриаршествуют год, полтора, опять год, полтора. Подобное же явление повторяется в самой середине XVII в. Историк Мелетий Афинский, описывая это время, говорит: «По изгнании Парфения I патриархом сделался Иоанникий в 1650 году, оставался на кафедре один год, а потом бросил (ωυγεν) ее. Патриархом провозглашен Кирилл, митрополит Терновский, и пробыл на патриаршестве только 20 дней; после него взошел на кафедру Афанасий Пателларий и, пробыв на кафедре 15 дней, был низложен; Афанасию преемствовал Паисий Ларисский в 1652 г.: по одним сведениям, он оставался патриархом год и даже несколько более, а по другим — девять месяцев». Делать отсюда какиелибо выводы нет надобности; они сами собой вытекают из указанного грустного явления. — Избрание того или другого лица в патриархи Константинополя совершалось иногда под влиянием, которое нужно признать нежелательным и неожиданным. Так, два патриарха, восседавшие на кафедре знаменитого Фотия, пробрались на патриаршество благодаря содействию иезуитов. Мы говорим о Григории IV и Анфиме II, из которых первый даже наклонен был следовать самым воззрениям и «злочестию» иезуитов. О патриархе Афанасии III Пателларии рассказывают, что, лишившись патриаршей кафедры, он отправился в итальянский город Анкону, откуда послал к тогдашнему римскому папе епископа Дринопольского Каллиста с письмом, в котором отставной патриарх просил возвести его на Константинопольский престол (по-видимому, номинально). Папа будто бы ответил Афанасию, что он сделает его даже и кардиналом, если он подпишет вероизложение римско-католического содержания. Патриарх, к счастью, не пожелал быть отступником от Православия, допустив себе, однако, сделаться нарушителем канонов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

I. В Господские праздники надлежит изъяснить дело Божие празднуемое, сказуя вину его и силу, и коликую ко спасению нашему пользу в деле том устроил Бог: а потом всегда возбуждать народ на упование, на благодарение, и на страх за не благодарствие и прочая. II. В праздники Святых, то наипаче из истории жития их избирати, и в похвалу произносити, из чего мощно учить народ подражанию их вере, терпению, милосердию, смиренномудрию, правильному умерщвлению плоти, богомыслию и молитве, страху Божию, любви к Богу и ближнему и прочая. III. Не делати в праздники увещания народу, чтобы место оное, где праздник, подаянием снабдевали: то-бо есть безстудие, и лицу учительному акибы струп мерзкий и силу проповеди истребляет. IV. Однако же если прямая некая места того есть нужда, а исправить её скудость не допускает, то по окончании проповеди, особливым, умеренным голосом, и простыми речами, мощно народу предложить о нужде, дабы что кому Бог на сердце положит, благоволили, по доброхотству своему, милость явить». Вещи и дела сочинены около 1726 года, т. е. после духовного регламента, и потому они не вошли в него, а напечатаны особо в IV. части полного собрания Богословских сочинений Феофана Прокоповича стр. 266–274 СПб. 1774 года. Несмотря на краткость изложения, в этом небольшом сочинении виден всеобъемлющий ум знаменитого Феофана, и точный взгляд его на содержание церковного наставления. Его простые заметки составляют у нас первое довольно полное, хотя и не подробное очертание всей области проповеднических истин. Книга о должностях Пресвитеров приходских. Она составлена двумя знаменитыми Иерархами нашими: славным Георгием Кониским и Парфением Сопковским, Епископом Смоленским, и первый раз напечатана в СПб. 1776 года, а потом многократно. В своём введении и в 1-й части о учении она содержит прекрасные и преубедительные места из Св. Писания и из Отцов церкви о должностях Священника вообще, и о должности проповеднической в частности. В ней изложен план, который проповедник, смотря по обстоятельствам и различию научаемых, должен употреблять. Этот план, или, как сказано там, вид учения есть следующий: проповедник должен:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Vita S. Parthenii. 8 PG CXIV. 1357. Св. Парфений в правление Константина Великого , то есть в первой четверти IVbeka, был епископом Лампсака (Фригия, побережье Геллеспонта). Диаконисса Феофила упомянута в его житии как сопровождавшая больную деву, совершавшую паломничество к святому за исцелением. Γυν δ τις δικονος, σρμου κμης της Χερσονσου, νματι Θεοφλα κα σν ατ " Ρουφνα επαις κ της αυτς κμης, πδ πνεματος καρτου πρετος γεγονυα, πχδησαν τφ γω νδρ, ς ν μραις λγαις, δωρ πιβρχων κα πευχμενος, τ δυνμει το Κυρου γιες ππεμψεν εις τ δια. Житие ев. Парфения. 8 Некая жена-диаконисса из херсонесского селения Асерм 190 по имени Феофила и вместе с ней приснодитя [умственно отсталая] Руфина из того же селения, ставшая расслабленной из-за нечистого духа, пришли к святому мужу [Парфению]. Через несколько дней он, окропив их водой и помолившись, благодаря силе Господней отпустил [их] к себе здравыми. Vita S. Susannae [Sosannae]. 9–10 Acta Sanctorum Bollandi/Ed. J. Stilt in go, C. Suyskeno etc. Parisiis, Romae, 1867. T. 46. Septembris: T.6.P. 156–157. Св. Сусанна, согласно церковной традиции, родилась в конце III века в Палестине и пострадала при императоре Юлиане (361–363). Текст жития, очевидно, оформился позднее. Переодевшись монахом, она подвизалась в одном из иерусалимских монастырей, но для снятия ложного обвинения в блуде (здесь очевидна параллель с ветхозаветной Сусанной) была вынуждена обратиться к епископу Клеопе Элевтеропольскому 191 и раскрыть свой пол перед двумя диакониссами и двумя посвященными девами, после чего сама была рукоположена епископом в диакониссы. 9. δ εΤπεν ατφ» πσχες λγον, πτερ, μο, κα δψη τν δξαν Θεο ’· κα ναστσα πδ της γης, επεν τφ πισκπω» Παρακαλ σε δι τν Κριον, δσποτα, κλευσον δι τχους παραγενσθαι δο διακνισσας, κα δο παρθνουςχω γρ τι ναθσθαι ατς, δπερ κα μς θεραπεσει δ πσκοπος πστειλεν εθως ν λευθεροπλει, γειν τδ τχος τς δο διακνισσας κα τς δο παρθνουςτν δ παραγενομνων, παραλαβοσα ατς μακαρα Σωσννα, πεισι μετ’ ατς ν τφ διακονικφ το μοναστηριο, κα ποδυσαμνη μπροσθεν ατν, δειξεν ατας, δτι κα ατ θηλα στ τη φσει, κα συνπαρθνος 192 ατν, ς γεννθη ττε α διακνισσαι κα α παρθνοι, λθοσαι πρς τν πσκοπον, ειπον» Αληθς ννδομεν ναν Σωσνναν

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит, очень осторожный вообще, написал на журнале о репетициях: «Ввести их в виде опыта» 814 . Опыт, как кажется, будет неудачным, и именно благодаря разногласию профессоров, чем и пользуются студенты. С 18-го по 23-е октября я гостил в Москве; квартира моя была у ректора Московской семинарии архимандрита Парфения (Левицкого) 815 , моего приятеля еще по Академии Киевской (он выпускник 1884 года), а затем, в бытность его до каникул ректором Вифанской семинарии, мы еще более сдружились. 19-го, в воскресенье, я служил в семинарской церкви. Вся обстановка церкви мне очень понравилась; поют очень хорошо; можно наслаждаться общим пением. Выходит нечто грандиозное, величественное, трогательное. Если бы везде так пела масса семинаристов, то была бы впоследствии великая польза для народа. 20-го с митрополитом служил панихиду по Императору Александре III 816 в Архангельском соборе; 21-го, в день восшествия на престол Императора ныне царствующего 817 , вместе с митрополитом служил в Успенском соборе. 22-го имел служить в Казанском соборе тоже с митрополитом; но митрополит не мог служить по болезни, происходящей от бессонницы, – посему и я не служил. Молебен служил в семинарской церкви. За это время я был у митрополита раза четыре и раз обедал с ним одним только. Он был со мною чрезвычайно любезен, откровенен... т.е. таким, каким редко приходится бывать подобным ему высоким лицам. Я думаю, эта любезность и внимание из-за Новгорода, откуда меня насильно увели... Митрополит весьма определенно говорил о скором назначении меня ректором Академии; но что препятствием служило и теперь может замедлить – неимение инспектора вместо меня. Это, положим, правда отчасти; хотя можно найти исполняющего должность инспектора на время. Потом как будто оправдывался тем, что нет теперь архиерейского места для ректора. А между тем недавно сколько их было?! Вообще, митрополита теперь ловко объезжают и мнения его не спрашивают. Митрополит – уже дряхлый; в разговоре часто дремлет. При прощании подарил мне очень изящные четки.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010